Порядок увольнения с воинской службы. На каких основаниях увольняют военнослужащих. Выплаты при увольнении

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

От него зависит дальнейшая судьба армейца, касающаяся устройства на работу, социальных гарантий, пенсионных выплат. Значительное число вопросов военных затрагивают именно сферы увольнения, в ней же происходит наибольшее количество нарушений прав.

Несмотря на то, что нормы окончания службы четко прописаны в законах, они не всегда соблюдаются так, как это написано на бумаге. Разные трактовки и халатное отношение исполнителей приводят к тому, что, уйдя в запас или на пенсию, военный теряет часть льгот, а неправомерное увольнение по статье ставит крест на их дальнейшей карьере.

Знание законов и практики их применения позволяет изучить все виды оснований увольнения армейцев с воинской службы, гарантии, полагающиеся военным при каждом из вариантов, и типичные ошибки. Осведомленность также помогает понять, как действовать в случаях, если увольнение было совершено неправомерно, или когда законный рапорт об уходе игнорируется, либо на него получен отказ.

Что говорит закон

Особенности процедур окончания службы, которыми необходимо руководствоваться, прописаны в законодательстве довольно четко.

Подробно правовые причины и порядок увольнения изложены в:

  • ст.23 ФЗ №76;
  • ст.51 ФЗ №53;
  • гл.8 Указа Президента №1237.

Согласно документам, существует несколько обстоятельств, позволяющих военному покинуть ВС.

Закон разделяет их на те, при которых:

  • военнослужащий физически не может продолжить службу;
  • имеются основания, когда прошение обязаны или могут удовлетворить;
  • армеец совершил действия, когда его не могут больше оставить на службе;
  • возникли определенные обстоятельства, и продолжение службы невозможно.

Таким образом, увольнение может инициироваться самим военным, его командиром или внешними обстоятельствами.

Самовольно прекратить службу, если нет достаточных оснований, военнослужащему не позволено, однако, закон предусматривает причины, при которых армеец может покинуть ее досрочно.

Среди основных обстоятельств, по которым армеец может лично инициировать процедуру увольнения:

  • состояние здоровья, если боец не может продолжать работу;
  • окончание действия контракта;
  • предельный возраст;
  • нарушение прописанных в контракте условий;
  • личные обстоятельства.

Если у контрактника нет нарушений устава, правил службы, норм закона, то до срока, когда положена военная пенсия, увольнение без его согласия не допускается. Правило действует на всех не достигших возрастного лимита службы.

Каждое из вышеперечисленных обстоятельств имеет свои нюансы, обеспечивает военного социальными гарантиями, или лишает их. От причины увольнения зависят и положенные армейцу выплаты.

По состоянию здоровья или болезни

Для признания ухудшающегося здоровья основанием к увольнению необходимо одновременное выполнение нескольких прописанных в законах условий:

  1. Причиной ухода может послужить заболевание или травма, после чего армеец признан негодным для дальнейшей работы в армии или годным ограниченно.
  2. Чтобы использовать состояние здоровья в качестве основания для увольнения военнослужащего, необходимо иметь заключение военной медицинской комиссии с обязательным врачебным освидетельствованием.
  3. Увольнение возможно, если заболевание, диагностированное ВВК, включено в официальный перечень болезней, утвержденный МО.
  4. Инициировать организацию сбора ВВК имеет право как сам военнослужащий, путем подачи рапорта об ухудшении своего здоровья, так и его командир либо врач.
  5. Если комиссация производится по решению командования, боец должен быть поставлен об этом в известность.
  6. В зависимости от состояния здоровья в соответствии с заключением ВВК военный может быть отправлен как в отставку, так и в запас.
  7. «Ограниченно годные» контрактники, имеющие звание выше старшины, могут продолжить службу, если существует возможность предоставить им должность (где разрешено работать при их заболевании).
  8. По этому основанию не допускается увольнять военнослужащего, пока он проходит лечение в стационаре (как по решению командования, так и по личной инициативе).

Все военные, уволенные по медицинским показаниям, кроме стандартного набора выплат, обладают правом на получение социальных пособий, льгот, компенсаций (ФЗ №306).

При этом прекращение службы:

  • не влияет на имеющуюся обязанность руководства по обеспечению армейца жильем (если такое право возникло ранее);
  • не исключает его из ипотечной программы кредитования военнослужащих (если имеется сертификат).

Законом утверждены денежные выплаты, когда заболевание или травма, полученные на службе, привели к тому, что военнослужащий стал негоден для ее дальнейшего прохождения.

При увольнении:

  • контрактника единовременная выплата составляет 2 млн. рублей;
  • призывника - 1 млн. рублей;
  • военного в запасе - 1 млн. рублей.

Если проблемы со здоровьем, приобретенные на армейской службе, привели армейца к получению инвалидности, назначаются ежемесячные выплаты:

  • 14 тыс. рублей по I группе;
  • 7 тыс. рублей по II группе;
  • 2,8 тыс. рублей по III группе.

При наличии 20-ти лет выслуги увольнение по медицинскому заключению дает право на военную пенсию.

В связи с достижением предельного возраста

Возможность уволиться возникает у тех армейцев, которые достигли определенного возраста. Его лимиты утверждены 53 ФЗ (ст.49). Они зависят от звания военнослужащего и пола.

Возрастные пределы

Звание Возрастной предел в годах
Маршал РФ 65
Генерал армии 65
Адмирал флота 65
Генерал-полковник 65
Адмирал 65
Генерал-лейтенант 60
Вице-адмирал 60
Генерал-майор 60
Контр-адмирал 60
Полковник 55
Капитан 1 ранга 55
Военнослужащий иного звания 50
Военнообязанный любого звания женского пола 45

Для силовиков и военных, не перечисленных выше, возрастной предел может быть изменен отдельными ФЗ.

При достижении лимита возраста контракт с армейцем разрывается, и ему назначается военная пенсия.

Если выслуга армейца более 10-ти лет, он признан нуждающимся в улучшении условий проживания, его нельзя уволить до тех пор, пока он сам этого не захочет, или пока военный не будет обеспечен жильем либо субсидией на покупку помещения. Правило не распространяется на тех, кому предстоит увольнение «по статье».

Правовые нормы допускают продолжение деятельности военнослужащих пенсионного возраста, не имеющих медицинских ограничений на дальнейшую работу, если признает их годными. В этом случае с военнообязанным заключается срочный контракт на год. Данный срок для высшего командования может увеличиваться таким способом на 5 лет, для иных званий - от 5-ти до 20-ти лет.

По окончанию контракта

Прекращение военной службы по контракту, связанное с окончанием последнего - аналог гражданской процедуры прекращения трудового договора. Особых условий данная причина увольнения не имеет. Есть дата окончания контракта, наступление которой должно само по себе являться причиной увольнения. Армеец получает право уйти, либо продлить контракт.

Однако на практике так не всегда происходит. Командование и кадровики к моменту окончания срока пытаются придумать бойцу разные дела, заставляют отрабатывать дежурства по графику, несмотря на дату и так далее. В результате период увольнения затягивается, с армейцем не производится расчет.

По закону порядок увольнения определен так:

  1. Служба заканчивается в день, когда бойца исключают из списка личного состава части (ФЗ №53).
  2. Этот день должен соответствовать дню окончания действия контракта.
  3. Все дела должны быть переданы к указанной дате (период устанавливается командиром и статьями устава ВС РФ №90-92).
  4. Ко дню исключения армейца из рядов личного состава с ним должен быть произведен полный расчет по ДД, продовольственному и вещевому обеспечению.
  5. До момента полного расчета вычеркнуть из списков военнослужащего можно только по его инициативе (ст.34, УП 1237).

Законный путь борьбы с произволом - обращение к командованию с рапортом о нарушении своих прав. Возможно, начальник даже не знает, что чинятся препятствия к законному увольнению. Если же он сам является инициатором задержек, то следует обращаться к вышестоящему руководству или в органы прокуратуры.

При несоблюдении условий контракта

Формулировка о несоблюдении условий контракта имеет 2 значения.

Увольнение из армии может последовать за систематические НУК:

  • военнослужащим (существенно будет наличие фактов, зафиксированных в виде различных взысканий);
  • командованием или МО, когда нарушение направлено против армейца, и закон дает ему право на этом основании досрочно прекратить службу.

При поступлении на контрактную службу по отношению к военному прописываются обязанности МО. Их невыполнение позволяет армейцу досрочно инициировать процесс увольнения.

Среди наиболее распространенных можно назвать нарушения:

  • сроков выплаты ДД;
  • предоставления отпусков;
  • в сфере условий прохождения службы;
  • обеспечения (вещевого, продовольственного, жилищного).

Нарушение можно причислить к систематическим, если оно повторяется 3 и более раз. Наличие произвола придется доказывать.

Когда контракт периодически нарушается армейцем, то увольнение инициирует командование. Проступки, за которые были получены взыскания, могут привести к исключению военного из армейских рядов, и в дальнейшем иметь неприятные последствия.

Распространенной является ситуация, когда командир провоцирует военного написать рапорт на увольнение за НУК, если армеец желает уволиться досрочно, но не имеет на это достаточно оснований.

Мотивируется это тем, что другого способа покинуть службу нет. В результате военный, согласившийся на такую статью, лишается части выплат, и ставит крест на возможности:

  • восстановиться на службе;
  • занять должность на государственной службе;
  • устроиться на работу в одно из силовых ведомств.

Следовательно, если нареканий по службе нет, но появилась необходимость в срочном увольнении, нужно подобрать иную причину расторжения контракта, при которой удастся сохранить доброе имя, верность присяге, заработанные средства и регалии.

В связи с семейными обстоятельствами

Одной из причин, позволяющих бойцу прервать службу в армии по собственному желанию, являются личные обстоятельства. Таковые в ФЗ №53 обозначены, как уважительные причины (ст.51).

В отличие от гражданской процедуры увольнения причина должна быть:

  • отражена в рапорте;
  • объективной;
  • реально препятствующей возможности продолжения службы;
  • в утвержденном перечне оснований (ФЗ №53), относящих ее к понятию «семейные обстоятельства»;
  • одобрена аттестационной комиссией и командиром.

Перечень причин, которые учитываются при досрочном увольнении контрактников:

Основание Условия для подачи рапорта Примечания
Один из членов семьи армейца не может физически проживать в той местности, где проходит служба наличие противопоказаний врачей;
основанием для подачи раппорта выступает заключение медицинской комиссии
МО не может предоставить контрактнику подходящее место службы
Смена супругом места жительства переезд обусловлен назначением на работу в иной местности Чаще всего основанием пользуются жены военнослужащих, находящиеся на контракте, когда мужа переводят в другой регион
Медицинская или социальная необходимость осуществления обязанностей опекуна близкого родственника наличие заключения МСЭ;
отсутствие иных лиц, кто мог бы ухаживать за больным, нетрудоспособным или престарелым родственником
Норма распространяется только на членов семьи, к ним относятся:
отец и мать;
супруг/супруга;
родные братья и сестры;
дедушки и бабушки;
несовершеннолетние дети, братья и сестры;
усыновители

Важно отметить, что наличие причины, отвечающей одному из вышеперечисленных требований, не гарантирует армейцу увольнение. Решение остается за командованием.

За что могут уволить из армии

В отличие от возможности уйти по собственному желанию, которая в отношении военных существенно ограничена, законных причин для принудительной отставки военнослужащего из армейских рядов достаточно.

Основаниями обязательного увольнения, которое должно инициировать командование, являются:

  • признание военного негодным к дальнейшей армейской службе;
  • достижение им пенсионного возраста;
  • конец срока контракта;
  • лишение армейца имеющегося воинского звания;
  • виновные действия, что привело к утрате доверия со стороны руководства;
  • избрание на выборную должность;
  • смена гражданства;
  • прекращение службы, из-за ее приостановки;
  • судебное решение (с лишением армейца свободы, по лишению права занимать определенные должности; при условном осуждении контрактника, если в суде доказан умысел на совершение преступления).

Законом утверждены причины, при которых увольнение возможно, но не обязательно.

В нижеперечисленных случаях решение по исключению контрактника из армейских рядов остается за командиром:

  • организационно-штатные мероприятия, аналог гражданской процедуры сокращения;
  • смена армейской службы на работу в силовых, ведомственных структурах, или на гражданскую должность в госорганах;
  • отказ/приостановка доступа к гостайне;
  • приговор суда, лишивший армейца свободы условно, если его деяние признано действиями по неосторожности;
  • негативный результат аттестации о выполнении бойцом обязанностей в период испытаний;
  • перевод на гражданскую должность;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение административного проступка под воздействием наркотических средств.

Чаще всего принудительное увольнение применяется за нарушение бойцом условий контракта, или как следствие наступления уголовной ответственности, при этом ему выносятся взыскания за административные и дисциплинарные проступки.

Дисциплинарные проступки

К дисциплинарным относятся правонарушения, касающиеся норм, содержащихся в уставах и контракте (ФЗ 76, ст.28.4). Наказанием за подобные правонарушения является вынесение взыскания, а в исключительных случаях - арест.

Увольнение может последовать за:

Решение об исключении армейца принимает командир, но его рапорт вышестоящему начальству не может быть голословным. В отношении нарушителя должно быть произведено расследование. Доказательной базой являются документы, подтверждающие совершение противоправных деяний.

Увольнение может последовать после очередной провинности, но до вынесения взыскания по ней, в противном случае будет нарушена норма, не позволяющая наказывать военного дважды за одно и то же нарушение.

Административное правонарушение

К административным проступкам причислены деяния, которые совершены в сфере общественного порядка, прав и свобод личности. По закону такие действия хоть и наказуемы, но не имеют состава уголовного преступления.

За подобные правонарушения предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ от устного предупреждения и штрафа, до ареста и запрета на определенный вид деятельности. Выносить меру пресечения за административные преступления имеет право только суд.

Чаще всего мелкие нарушения наказываются дисциплинарными взысканиями.

Возможность уволить военного по данному основанию предоставлена командованию, если имеются доказательства его наличия.

Уголовные преступления

В соответствии с УК РФ, совершение армейцем действий, квалифицированных как уголовные, приводят к наказанию. Когда приговор суда связан с лишением военного свободы, последний чаще всего подлежит увольнению.

Если срок отбывания не превышает 2-х лет, приговор может быть изменен на помещение военнослужащего в дисциплинарную часть, таким образом организуется изоляция преступника от общества, но увольнению из армейских рядов он не подлежит.

Вопрос о том, увольнять ли военного, остается на усмотрение начальства. Чаще всего уход оформляется как нарушение условий контракта по заключению аттестационной комиссии. Между тем, наличие судебного решения является косвенным подтверждением причины увольнения.

Сбор комиссии по оценке соответствия военного занимаемой должности и возможности дальнейшего прохождения службы является обязательной процедурой при исключении бойца из ВС по НУК.

Это связано с тем, что данная статья при увольнении лишает военнообязанного права на материальную помощь, социальные пособия и военные премии, а также закрывает перед ним возможности дальнейшего прохождения службы.

Когда выплаты и компенсации не предоставляются

Наиболее выгодным для военного является увольнение в тот момент, когда его выслуга уже составила 20 лет, при этом большое значение имеет причина ухода.

Положенные государством выплаты гарантированы только тогда, когда военный до конца соблюдал устав ВС, остался верен присяге, не замарал репутацию армии своим поведением и поступками.

По этим причинам в полном объеме заслуженные льготы, пособия и пенсия выплачиваются, если прекращение службы произошло по:

  • состоянию здоровья;
  • достижению возрастного лимита нахождения в ВС.

Общий перечень выплат (ФЗ №306):

Наименование выплаты Порядок выплаты Размер
ДД Выплачивается вся заработанная сумма, не выданная к моменту увольнения, за период до последнего служебного дня включительно Зависит от должности и звания, срока службы, квалификации, особых условий
Премии Выплачиваются одновременно с ДД За особые заслуги и достижения, выплачиваются и рассчитываются по представлению командования
Пособие за выслугу Выплачивается единовременно при увольнении Рассчитывается в окладах, зависит от срока службы:
до 10-ти лет - до 5 ок.;
10-15 лет - до 10 ок.;
15-20 лет - до 15 ок.;
20 и более лет - до 20 ок.
Для контрактников:
до 15-ти лет - 40% оклада;
после 15-ти лет - 40+3% за каждый дополнительный год
Компенсация за вещ. имущество Выплачивается тем, чья выслуга более 20-ти лет Сумма должна соответствовать стоимости неиспользованного имущества и формы
Компенсация утраты здоровья Выплачивается после предоставления документов, подтверждающих:
право на получение (заключение ВВК);
затраты на лечение (из медучреждения)
Сумма зависит от тяжести наступивших последствий или группы инвалидности
Затраты на лечение компенсируются в сумме, не превышающей годового оклада
Военная пенсия Положена тем, кто был уволен по возрасту, мед. показаниям или ОШМ
При этом должны быть соблюдены условия:
более 20-ти лет выслуги;
или 25 лет стажа, из которого не меньше половины - военный
Сумма зависит от:
должности;
звания;
размера ДД
Пенсия по инвалидности Предоставляется тем, чья инвалидность стала результатом травмы или заболевания, полученного на службе не по вине самого военнослужащего Зависит от группы инвалидности
Льготное ипотечное кредитование Доступно военным, отслужившим более 10-ти лет Не является обязательным, жилищный сертификат выдается желающим по заявлению

Увольнение военного по статье лишает права рассчитывать на большинство выплат. Оплате подлежит только реально отслуженное время (ДД).

Если армеец проживает в служебном жилье, его также придется покинуть.

Премии и пособия не положены тем, кто:

  • по суду лишен звания;
  • осужден на реальный срок;
  • осужден условно, но доказан умысел на совершение преступления;
  • по суду не имеет права занимать определенные должности;
  • уволен по НУК;
  • осужден условно, если его неосторожные действия имели тяжелые последствия;
  • уволен за нарушения порядка несения службы;
  • уволен, как утративший доверие или доступ к информации;
  • уволен, как не прошедший испытательный срок по контракту;
  • уволен за отказ от обязательного наркологического мед. освидетельствования или административный проступок, совершенный в состоянии опьянения (наркотического, токсического и так далее).

Часть выплат не положена тому, кем осуществлен переход на иную ведомственную службу. Это не снимает с армейца регалий, и хотя юридически считается увольнением, но по сути является переводом на другую должность, следовательно, военным не выплачиваются дополнительные пособия, положенные тем, кто службу в ВС окончил.

Могут ли уволить без оснований

Поскольку законодательство дает преимущественные полномочия военному начальствующему составу по сравнению с подчиненными, нарушения в сфере увольнения редкостью не являются.

Причины подобного могут быть разными: от неприятия конкретного человека, до элементарного незнания норм закона.

Самыми распространенными нарушениями являются:

  • увольнение военнослужащего по НУК без наличия на то оснований (командиры не стесняются подделывать документы, фабриковать свидетельские показания и результаты аттестации);
  • увольнение раньше срока, возможного по закону (например, по ОШМ при недостаточной выслуге — подробнее об этом );
  • увольнение нуждающихся в жилье без исполнения обязательств по обеспечению им.

Хотя закон закрепляет право оспаривать незаконное увольнение за военнослужащим (ФЗ №76, ст.21), доказать неправомерность приказа командира очень сложно.

Порядок обжалования включает в себя:

  • выбор инстанции;
  • соблюдение сроков;
  • выбор объекта оспаривания;
  • знание правовых основ;
  • сбор доказательной базы.

Споры по вопросам увольнения могут быть решены:

  • в (ФКЗ №1);
  • гражданских судебных инстанциях по месту жительства военного в запасе/отставке (ГПК РФ);
  • в (ФЗ №2202-1).

Жалоба в военную прокуратуру на незаконное увольнение обычно подается, если имеются доказательства в превышении полномочий, в нарушении командованием устава, неисполнении приказов или законов РФ.

Срок оспаривания увольнения:

  • обжаловать результаты аттестации, являющиеся основой увольнения - 1 месяц;
  • оспорить приказ командования об увольнении - 3 месяца;
  • инициировать процедуру компенсации материальных убытков (ФЗ №76, ст.23) - 3 месяца.

Следует внимательно отнестись к объекту, который будет оспорен в иске. Часто обжаловать выгоднее не сам приказ об увольнении, а те документы, которые легли в его основу.

Сложность получения справедливого решения очевидна, если из доказательств военный может располагать только своими собственными показаниями. Особенно это касается случаев, когда незаконное увольнение подтверждено сфабрикованными документами. Доказать подлог самостоятельно армеец едва ли сможет. Трудно рассчитывать и на то, что свидетели, которые находятся в подчинении у командира, составившего приказ об увольнении, встанут на сторону истца.

Чтобы доказать неправомерность увольнения, военнослужащему следует обратиться к грамотному юристу (ФЗ №76, ст.22), специализирующемуся на военных юридических спорах.

Практика показывает, что количество военнослужащих, готовых участвовать в судебных спорах, крайне мало. Между тем, основание, избранное командованием для увольнения бойца, может иметь серьезные последствия.

Если у вас остались вопросы, связанные с порядком увольнения, или вы оказались жертвой произвола командования, оставьте свое сообщение в поле «Комментарии».

Увольнение военнослужащего по причине собственного желания возможно лишь в некоторых случаях. Какие обстоятельства позволяют разорвать контракт без «плохой» статьи, и как происходит процесс увольнения?

Особенности досрочного увольнения

Увольняются из армии досрочно или по истечению договора (контракта) с армией. Уйти после того, как закончился срок воинской службы, можно беспрепятственно. Кардинально противоположная ситуация бывает, когда уволиться с военной службы по контракту хотят досрочно.

Досрочное увольнение из армии происходит таким образом.

Начало увольнения в армии

Процедура увольнения из армии законодательно определена на каждом этапе. Несоблюдение правил влечет серьезные последствия для тех, кто проводит увольнение.

Начинается процесс с написания рапорта от увольняющегося на имя командира части.

Рапорт военнослужащего на увольнение.

В рапорте военнослужащий просит уволить его или ходатайствовать (то есть просить) вышестоящих по званию произвести увольнение.

В рапорте должны быть соблюдены следующие пункты:

  1. Сделана запись о намерении уволиться по собственной инициативе.
  2. Написана причина решения.
  3. При наличии пункта указываются обеспечен ли контрактник личным жильем.
  4. Подчеркивается или записывается отказ от прохождения медкомиссии. Или вписывается просьба о проведении Военно-врачебной комиссии.
  5. Перечисление, при наличии, справок и иных документов, подтверждающих уважительную причину.

Обязательно необходимо проставить даты и подписи.

Копии справок, использованные для увольнения, прикладываются к рапорту.

Командир, на имя которого произведен рапорт, должен направить всю документацию на рассмотрение аттестационной комиссии . Аттестационная комиссия состоит из нескольких начальников воинской части и секретаря.

Рассматривают такие дела в воинской части сразу или по мере возможности, но не более 7 дней. Если рапорт пришел из управлений групп войск, то рапорт могут рассматривать до 15 дней.

Важно! В случае проверки указанных в рапорте ситуаций может быть проведена дополнительная проверка, при этом решение комиссии может затянуться еще на 15 дней.

Протокол решения комиссии отсылается военнослужащему, однако окончательное решение об увольнении принимает командир его части.

Остальное – как у гражданских

После того, как было принято положительное решение об увольнении на основании личной инициативы командиром или начальником кадровой службы создается приказ об увольнении, где прописываются данные из рапорта – причину и дату.

В день увольнения военнослужащего исключают из личного состава военной части и предоставят расчет с необходимыми копиями документов.

В трудовой книжке будет сделана запись о расторжении контракта по собственному желанию военнослужащего.

Приятные выплаты

Расчет осуществляется в день, когда контрактник решил увольняться. Согласно федеральному закону контрактникам, кроме основного расчета (оклада за конкретное число отслуженных дней), полагаются следующие выплаты.

Материальная помощь может быть выплачена согласно графику, установленному в области. Если она уже выплачивалась в год увольнения, она не удерживается из расчета контрактника.

Следует заметить, что при увольнении по несоблюдению контракта , в отличие от основания по собственному желанию, военнослужащий лишается всех дополнительных выплат. Поэтому в случае не согласия командира, увольнять военнослужащего по собственной инициативе, следует обращаться в вышестоящие инстанции и требовать пересмотра дела.

В порядке увольнения военнослужащих закон отводит преимущественную роль командующему составу. Наличие правовых норм, дающих военному возможность оставить службу, на практике не гарантирует ее прекращение.

Покинуть армейские ряды без оснований, изложенных в ст.51 ФЗ №76, по личной инициативе военнослужащий не имеет права, в то время как командир может уволить бойца без особого труда. Широкие полномочия руководства часто ложатся в основу нарушений прав армейцев. Даже когда увольнение с военной службы неправомерно, оспорить приказ командования бывает нелегко.

Законодательство ограничивает количество причин для прекращения службы.

Среди них числятся обстоятельства, при которых увольнение из армии:

  • должно быть неминуемо;
  • возможно по инициативе армейца;
  • возможно по решению командования.

В отличие от гражданской работы, самовольно бросить службу, когда возникнет такое желание, военные не могут.

Так, военного обязаны уволить, если он:

  • признан медкомиссией негодным к службе;
  • медиками предписана невозможность продолжения службы в текущей должности, а командование не может предложить армейцу подходящих условий, удовлетворяющих показаниям врачей;
  • достиг возрастного лимита, установленного для его звания;
  • отслужил до последнего дня, указанного в контракте;
  • осужден, наказанием избрано лишение свободы, звания, права занимать должность;
  • осужден по уголовной статье условно, но деяние признано умышленным;
  • утратил доверие командования;
  • сменил гражданство (касается призывников и контрактников офицерского состава, прапорщиков и мичманов);
  • избран депутатом.

Часть оснований представляет собой юридическую формальность, при этом текущий контракт бойца должен быть расторгнут.

Если обстоятельства, которые позволили военному оставить службу в ВС, не сопряжены с нарушениями воинских порядков и армейской чести, при их устранении гражданин может вернуться на службу или продолжить ее.

Например, заключить новый контракт будучи военным пенсионером, или вступить в ряды ВС после погашения судимости.

Увольнение с военной службы допускается по желанию армейца, если имеются нижеперечисленные обстоятельства:

  • ВВК признала его ограниченно годным;
  • боец решил сменить службу на работу в выборных органах (его избрание подтверждено);
  • после увольнения военнослужащего по контракту он не изъявил желания продолжить службу;
  • военный достиг предельного возраста, и не хочет служить дальше;
  • возникли личные обстоятельства, что требует постоянного присутствия военного в семье;
  • командование грубо или постоянно нарушает условия контракта, попирая права военнообязанного.

Решение об удовлетворении желания армейца на основании его рапорта и результатов принимается командиром.

Последний может по личной инициативе досрочно согласно основаниям, предусмотренным в п.2 ст.51:

  • ОШМ, когда должность военного прекратила существовать;
  • боец переходит на службу в ведомственные органы или на гражданскую государственную должность;
  • выявлены и подтверждены неоднократные нарушения бойцом условий контракта;
  • армейцу закрыт доступ к секретной информации, и он не может дальше исполнять обязанности;
  • боец осужден условно за действия «по неосторожности», что имело тяжкие последствия;
  • по результатам аттестации контрактник признан не прошедшим испытательный срок, не соответствующий требованиям ВС;
  • военный отказался пройти обязательное наркологическое обследование, или уличен в административном проступке, совершенном под воздействием запрещенных препаратов;
  • боец рядового состава получил гражданство другого государства.

Большинство статей, по которым командование принудительно исключает армейцев из рядов ВС, имеют неприятные последствия, влияющие на выплаты при увольнении и после него, а также дальнейшее трудоустройство.

Причина увольнения сказывается на процессе прекращения службы. Военнослужащим следует знать ее тонкости. Иногда совершенная в процедуре ошибка является единственной возможностью оспорить увольнение и вернуться на службу, либо изменить статью.

Порядку увольнения с военной службы посвящено несколько глав и статей в Указе Президента №1237. Их можно условно разделить на регламентирующие порядок окончания контракта и общие положения прекращения службы.

Согласно документу, по окончанию службы военного может ждать:

  • увольнение в запас;
  • отправка на срочную службу (если призывной срок не истек).

В целом процедура увольнения стандартизирована, и различается в зависимости от того, кто является ее инициатором.

Схема ухода со службы по желанию военнослужащего выглядит следующим образом:

  1. Возникновение причины увольнения.
  2. Сбор документов, подтверждающих наличие основания.
  3. Подача рапорта командиру.
  4. Беседа с начальником.
  5. Ожидание решения аттестационной комиссии.
  6. Получение уведомления об отказе или приказа об увольнении.
  7. Окончательный расчет и исключение из личного состава.

Военнообязанный, желающий прекратить службу, должен обосновать свое решение. Для этого необходимо собрать документы, которые подтвердят его право на увольнение, а основание указать в рапорте.

При подаче рапорта главным будет не его наличие, как в гражданской процедуре, а именно указанная причина.

Документ подается командиру или в кадровую службу.

Бывают случаи, когда начальство отказывается принимать рапорт, он пропадает или не берется в работу.

В результате судебный процесс может закончиться восстановлением:

  • военного в должности с признанием приказа незаконным и его отменой;
  • прав военного без отмены приказа об увольнении.

Закон предписывает возмещение военнослужащему любого ущерба, причиненного неправомерными действиями командования.

Социальные гарантии уволенным военнослужащим

Армейцам, прекратившим службу по причинам, не связанным с нарушениями ее условий, государство предоставляет набор социальных льгот и дополнительных выплат.

Гарантиям положенным лицам, уволенным с военной службы, посвящена 2 глава 76 ФЗ и ряд отдельных законодательных актов.

Всем, кто уволился с контрактной службы по ОШМ, состоянию здоровья или по достижению возрастного лимита МО гарантирует выплату единовременного пособия (Приказ МО №2700), если их выслуга составила:

  • более 20-ти лет - 7 окладов;
  • менее 20-ти лет - 2 оклада.

Размер выплаты увеличивается на 1 оклад, если армейцу присвоена правительственная награда.

Вышеперечисленным военнослужащим может назначаться военная пенсия, если на момент увольнения они имеют:

  • выслугу более 20-ти лет;
  • общий стаж 25 лет, половина из него пришлась на воинскую службу.

Если срок службы на момент ухода составил менее 20-ти лет, и не предусматривает получение военной пенсии, уволенному в течение года продолжают ежемесячно начислять сумму, равную окладу, соответствующему его званию.

Всем, кто провел в армии более 10-ти лет и нуждается в улучшении жилищных условий, МО гарантирует обеспечение жильем либо жилищным сертификатом на его покупку.

Социальными гарантиями призывникам является возможность:

  • восстановиться в государственной должности в течение 3-х месяцев после окончания службы;


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: