Центр занятости чем занимается. Чем может помочь центр занятости? Условия выплаты пособия

Центр занятости населения или биржа труда – государственная организация, которая ведет учет нетрудоустроенных граждан, а так же помогает с трудоустройством. В определенных законом случаях безработные могут получать денежное пособие.

Как встать на учет на биржу труда в 2019 году

Встать на учет в центр занятости не сложно. Для этого необходимо обратиться в ЦЗН по месту жительства с пакетом документов. При этом для ранее работавших граждан и тех, которые ранее нигде не работали, документы будут несколько отличаться.

Ранее работавшие граждане

Тем, кто ранее уже работал, должны предоставить при постановке на учет на биржу труда следующие документы:

  • трудовую книжку;
  • справку о средней заработной плате по последнему месту работы (за три последних месяца);
  • ИНН (свидетельство о постановке на налоговый учет);
  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • документ об общем среднем образовании;
  • документ о профессиональном образовании (среднем или высшем);
  • выписку с лицевого счета застрахованного лица (выдается в Пенсионном Фонде РФ).

При обращении в ЦЗН гражданин заполняет заявление-анкету соискателя. Все оригиналы документов возвращаются в день постановки на учет.

Дополнительно, при оформлении пособия по безработице, гражданину необходимо предоставить номер счета в банке. На этот счет будут перечисляться средства. Биржа по трудоустройству не заинтересована только в выплате пособий. Основной задачей является поиск работы гражданам в соответствии с их образованием или опытом.

Перед тем, как встать на учет в центр занятости, рекомендуется заранее подготовить все документы. В этом случае присвоение статуса безработного существенно ускоряется – нет необходимости собирать недостающие свидетельства и справки, повторно обращаться в ЦЗН.

Для тех, кто ранее не работал

Для тех, кто раньше нигде не был трудоустроен, список документов несколько меньше. В него входят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документ об образовании (и общем среднем, и профессиональном);
  • СНИЛС;
  • выписка из Пенсионного Фонда РФ.

Если у соискателя нет СНИЛС или ИНН, то предварительно их нужно оформить. Для этого необходимо обратиться в Пенсионный Фонд, ФНС или МФЦ. В последнем оба документа можно оформить в одном окне, имея при себе лишь паспорт.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1, ст.3, п.2:

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:

  • паспорта;
  • трудовой книжки или документов, их заменяющих;
  • документов, удостоверяющих его квалификацию;
  • справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Постановка на учет после сокращения

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Данная статья станет подспорьем для тех, кто остался без работы и собирается на биржу труда с целью ее оперативного поиска. Мы подскажем, что потребуется для постановки на учет ЦЗН в 2019 году, какой пакет документов нужно предоставить и на какой размер пособия можно рассчитывать. С 01 января 2019 года размер пособия по безработице увеличен и составил (Постановление правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год») : минимальная величина в размере 1500 рублей, максимальная величина в размере 8000 рублей, а также установлена максимальная величина пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей.

Также мы разберем другие сопутствующие вопросы. Если вы уже работали и потеряли рабочее место по сокращению, если уходили в декрет, а может вы первый раз в жизни собираетесь устроиться работать после учебного заведения. Не забывайте, если вы не нашли ответ на ваш вопрос в тексте публикации - вы всегда сможете задать вопросы в комментариях, наши специалисты постараются ответить как можно быстрее.

Как встать на биржу труда? Документы для постановки на учет в Центре Занятости

Узнайте, где располагается в вашем городе Центр занятости – именно туда Вам необходимо направиться, чтобы встать на биржу труда. Сразу уточним, что для этого должно быть одно веское основание – Вы безработный гражданин. Если обратиться к статье 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», то здесь дается четкое определение лиц, которые признаются безработными. Это категория трудоспособных граждан, которые встали на учет в Центр Занятости и в настоящий момент времени не осуществляют трудовую деятельность и не получают за нее денежное вознаграждение. Граждане активно ищут работу и готовы оперативно начать трудоустраиваться. После процедуры постановки лица на учет, он попадает под защиту государства, которое предусмотрело гарантии, заключающиеся в денежных выплатах до того момента, когда подходящая работа будет найдена.

Какие именно документы вам будут нужны, чтобы в качестве безработного встать на учет? Собираем следующий пакет:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовая книжка (если вы ранее уже где-то работали);
  • Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы перед увольнением или сокращением (если вы ранее не работали, то такая справка не потребуется);
  • Документы об образовании. Возьмите школьный аттестат и все имеющиеся у вас дипломы. В соответствии с этими документами, опираясь на имеющуюся в вашем послужном списке профессиональную подготовку и опыт, сотрудники Центра занятости населения будут подбирать подходящую работу.

У вас могут также потребовать выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Она понадобится, чтобы оформить пособие.

Постановка на учёт по безработице гражданина, относящегося к категории инвалидов

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Условия постановки на биржу труда

Всем, кто поставил задачу встать на учет в ЦЗН, необходимо владеть информацией о том, какие обязанности налагаются на граждан, после регистрации. Итак:

  1. Дважды в месяц вы обязаны посещать центр занятости – сотрудник назначит Вам время и дату. Если Вас не будет в указанный срок, то сумма обозначенного государством пособия по безработице может быть снижена. Даже вплоть до полного прекращения выплаты.
  2. Вам будут периодически предлагать работу, соответствующую Вашей профессиональной подготовке, и необходимо в 3-х дневный срок после получения сведений о вакансии прибыть к работодателю на предприятие для прохождения собеседования.
  3. В течение года безработному следует определиться с предложенными вакансиями и выбрать для себя работу. В противном случае для него будет считаться подходящим любой вариант, не требующий определенных навыков, образования и квалификации.

Если Вы задумываетесь о постановке на биржу труда, следует знать, что не каждый гражданин может получить статус безработного и претендовать на денежное пособие.

Кто не может быть признан безработным?

  • Граждане, которые уже вышли на пенсию и получают пенсию по возрасту;
  • Лица, которым еще не исполнилось 16 лет;
  • Лица, осужденные к исправительным работам;
  • Если человек становится на учет в Центре занятости, но ранее негде не работал, не обучался и не имеет квалификации. В ЦЗН ему было предложено обучение, от которого он отказался два раза;
  • Перечень граждан, которым еще может быть отказано в получении статуса безработного можно узнать в ч.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ».

Электронная биржа труда - вакансии онлайн

Многих граждан интересует вопрос постановки на учет в Центре Занятости, и они хотят знать, есть ли электронные биржи труда? Да, региональные электронные биржи труда существуют, правда, на сегодняшний день это не столь распространенное явление, особенно для сел и небольших населенных пунктов. Такие удобные сервисы созданы во многих крупных мегаполисах, их главная задача – помочь людям найти подходящую работу. И на этом функции электронной биржи труда заканчиваются.

Следует знать, что с помощью такого сервиса Вы не сможете официально встать на учет по безработице, чтобы получать государственное денежное пособие. Для этих целей необходимо Ваше личное присутствие с пакетом документов в Центре Занятости населения. Но если Вы задались целью найти работу максимально быстро, то данный сервис очень удобен – на сайте Вы в любое время можете просмотреть имеющиеся вакансии и подобрать себе подходящую работу в короткий срок.

Чем еще полезны электронные биржи труда? Здесь можно найти полезную информацию о проводимых тренингах, семинарах, обучающих курсах. Данные мероприятия на базе Центра занятости потребуют минимальных затрат от граждан (в отличие от стоимости аналогичных курсов в других заведениях), или проводятся бесплатно. Поэтому, пользуясь сайтом ЦЗН, Вы всегда будете в курсе происходящих событий и сможете начать обучение или найти вакансию.

Можно ли беременной встать на биржу труда и рассчитывать на пособие по безработице?

Женщина « в положении», безусловно, может встать на учет по безработице. В соответствии с законом, ее «интересное положение» не может быть основанием для отказа в постановке на учет или предоставлении рабочей вакансии.

После обращения беременной в ЦЗН, специалисты на основании имеющегося у нее образования и опыта, в течение десятидневного срока должны предоставить 2 варианта вакансий. Если в этот период подходящая работа не была найдена, беременную женщину регистрируют, как и других граждан как безработную и назначают ей государственное пособие. Если она не находит себе работу, то выплата пособия будет осуществляться до 30 недель беременности. После наступления этого срока, она «отправляется» в отпуск по беременности и родам. С этого момента выплаты останавливаются, и ей в дальнейшем придется обратиться в органы социальной защиты. После предоставления необходимых документов, специалисты займутся оформлением пособия по уходу за ребенком.

Размер выплат по безработице - сколько платят на бирже труда? (в РФ, в Москве)

Выплаты на бирже труда производятся на основании постановлений Правительства России, и с 2009 года по 2018 год их сумма осталась неизменной. В 2019 году максимальный и минимальный размер выплаты пособия по безработице увеличены , а также увеличен размер пособия для лиц предпенсионного возраста, чего не было ранее.

Чтобы получить более точный ответ о размере выплаты, то здесь все упирается в конкретный случай и будет зависеть от таких показателей:

Какие правила для выплат установлены в 2019 году:

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением: гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,

начисляется При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется

в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Если смотреть данные показатели по Москве, то здесь работает постановление правительства №47-ПП от 27.01.2009, по которому городские жители имеют право на надбавку к пособию по безработице. Ее сумма на сегодняшний день составляет 850 рублей, а также компенсируется безработным стоимость проезда на общественном транспорте города в размере 50% от цены проездного документа в городском транспорте.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.
Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:
  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.
Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:
  • методическая помощь в организации профессионального обучения;
  • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
  • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
  • стимулирование деловой активности населения;
  • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

По статистике лишь 1,5% соискателей обращаются в Службу занятости населения. Остальные предпочитают другие способы поиска работы. В чем же причина, в низкой эффективности такого поиска или так сложно встать на учет?

БИРЖА ТРУДА: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Безработный. Получить такой статус для многих россиян – хуже клейма. Считается, что обращаются в службу занятости только те, кто уже ни на что не годится и не в состоянии найти работу самостоятельно. Согласно майскому онлайн-опросу JOB.RU , лишь 1,5% предпочитают обращаться в службу занятости и на организованные ею ярмарки вакансий. Кому может быть полезна госпомощь и что нужно сделать, чтобы встать на учет?

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ

Многие уверены, что безработный должен встать на учет на биржу труда и страшно удивляются, не находя инстанции с таким названием. Дело в том, что в России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Для того, чтобы понять, в чем причина российской нелюбви к государственным биржам труда, достаточно сформулировать, чего хочет получить человек, обращаясь в подобную инстанцию. Правильно, хорошую работу и адекватное пособие на время ее поиска. Что выходит на практике?

Максимум, на что может рассчитывать человек, вставший на учет в качестве безработного – 4 900 рублей в месяц, минимум – 850. В Москве, правда, существуют еще доплата в размере минимального пособия + половина стоимости единого проездного билета, сейчас это 1 190 рублей. Путем нехитрых математических вычислений получаем: максимум 6 940 рублей, минимум – 2 890 рублей. Негусто.

Что касается хорошей работы, здесь ситуация еще хуже. В Москве две трети вакансий службы занятости приходится на рабочие специальности. Предложений работы для высококвалифицированных специалистов практически нет. Кадровые агентства свои вакансии через биржу труда предпочитают не размещать.

Менеджер по подбору персонала в направлении «Маркетинг и продажи» Michael Page International Виктор Киреев : «В процессе поиска кандидатов мы обращаемся к разным источникам. Бирж труда нет в их числе по нескольким причинам: во-первых, конкретно наше агентство занимается подбором высококвалифицированных специалистов, имеющих существенный опыт и экспертизу в своей отрасли, биржи труда же направлены на помощь в поиске работы или переквалификации специалистам начального уровня. Еще одной причиной является тот факт, что обращение граждан в центры занятости связано с определенными сложностями. Человек должен регулярно посещать биржу труда, информировать ее о своих действиях по самостоятельному поиску работы, являться на переговоры с работодателем в кратчайшие сроки и получать отметку о своей встрече с ним. Все это значительно уменьшает количество обратившихся на биржи труда, а соответственно и наших кандидатов ».

В списке наиболее востребованных специалистов топовые позиции занимают инспекторы полиции, охранники и медсестры. Ни о каких финансовых аналитиках, журналистах, юристах нет и речи. Но даже самым востребованным кандидатам гораздо выгоднее искать работу самостоятельно. Для сравнения: самая популярная вакансия в базе данных биржи труда – водитель а/м, средняя заработная плата – 29 тыс. рублей. На портале JOB.RU это практически нижняя граница предложений. На рекрутинговых сайтах всегда можно найти гораздо более выгодные варианты, чем те, которые предлагают Центры занятости.

Конечно, зарплата инспектора полиции – величина постоянная, но чтобы устроиться на эту работу, направления биржи труда не требуется. Не нужна никакая путевка и для того, чтобы устроиться водителем троллейбуса (это, кстати, самая высокооплачиваемая профессия из востребованных – 32 тыс. рублей в месяц).

Неудивительно, что численность официально зарегистрированных безработных составляет в Москве всего 0,56% от экономически активного населения. Безработица по классификации МОТ выше в разы. Впрочем, глава столичного департамента труда и занятости главной задачей службы занятости считает не лечение города от безработицы, а профилактику этого заболевания.

Руководитель Департамента труда и занятости населения г.Москвы Олег Нетеребский : «Надо делать, чтобы служба занятости не была Собесом, это не главная ее функция. Нужно, чтобы она мониторила рынок труда, делала прогнозы на год-два вперед и выстраивала программы так, чтобы люди ими пользовались ».

ПОВОД ПОПРОБОВАТЬ

И все же, есть по меньшей мере три весомых повода, чтобы встать на учет на биржу труда. Во-первых, если вы хотите начать свой бизнес.

Во-вторых, если вы попали под сокращение. По закону в этом случае работодатель должен выплатить вам при увольнении два оклада и еще один, если вы не найдете за два месяца работу. Но только при одном условии – если вы в 14-дневный срок после увольнения встанете на учет в службу занятости. Согласитесь, если вы получали большую зарплату, среднемесячный оклад – довольно весомый повод обратиться на биржу труда.

В-третьих, подав документы в службу занятости, вы получаете право на бесплатное обучение по одной из 70 специальностей на выбор. Вот только некоторые направления:

Автоматизация учета и управления на предприятии;
- Английский язык для делового общения со знанием ПЭВМ;
- Бухгалтерский и налоговый учет;
- Компьютерная верстка и дизайн;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Проектирование средствами AutoCAD и ArchiCAD;
- Дизайн наращивания и моделирования ногтей;
- Парикмахер широкого профиля.

Конечно, эти курсы полноценного образования не заменят, но повысить квалификацию вполне могут. Некоторые благодаря этой опции решают свои проблемы за государственный счет. Инженер Максим Трубников рассказывает: «В 90-х инженеры оказались никому не нужны, меня сократили. Я встал на учет на биржу труда и сразу пошел на переобучение по специальности «водитель грузовика». Дело в том, что мне по дешевке достался грузовик, а прав категории D и денег на курсы у меня уже не было. Вот так и выкрутился ».

ПУТЬ К СТАТУСУ

Что же делать, если вы все-таки решили встать на учет на биржу труда? Для начала – подготовить все необходимые документы, они перечислены в статье 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации»:

Паспорт или документ, его заменяющий;
- документ об образовании;
- трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
- справку о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы;
- заявление.

Инвалиды, кроме того, предоставляют индивидуальную программу реабилитации.

Некоторым категориям граждан могут потребоваться дополнительные документы, их перечень можно найти на сайте Департамента труда и занятости населения г.Москвы. В регионах регламент может отличаться от московского, поэтому детали лучше уточнить в вашей службе занятости.

Чтобы не ездить лишний раз на прежнюю работу, не поленитесь сначала заглянуть в свое отделение службы занятости и взять образец необходимой справки. Обратите внимание, это не документ формы 2НДФЛ, который чуть ли не в половине случаев привозят в службу занятости!

Но даже если вы привезете в бухгалтерию готовую форму, это не обезопасит вас от лишних разъездов. Внимательно рассмотрите полученный документ. В угловом штампе или на фирменном бланке организации обязательно должны быть ИНН и юридический адрес компании-работодателя. Еще один нюанс: на справке должны стоять две подписи – руководителя и главного бухгалтера. Если этот человек един в двух лицах, он все равно должен расписаться два раза, а около строки «главный бухгалтер» поставить «и.о.».

Гораздо проще тем, кто хочет трудоустроиться впервые: им достаточно предоставить паспорт и документ об образовании. Имейте в виду: если вам еще нет 16-ти или, напротив, вы – пенсионер по старости, на учет вас не поставят. Не стать официально безработными и приговоренным к исправительным работам или лишению свободы, а также тем, кто предоставил ложные сведения.

Но вот вы подали все необходимые документы. Думаете, вы уже официально безработный? Нет. «У нас по закону о занятости вариант какой: вот человек пришел, он не имеет работы. Мы его первые 10 дней не регистрируем как безработного, мы ему стараемся помочь, предлагаем вакансии и очень многим людям помогаем на этом этапе », – объясняет Олег Нетеребский. Если дважды за эти 10 дней вы откажетесь от подходящей вам по профилю работы, на учет вас не поставят.

Но вот пособие назначено. Получать его вы сможете максимум 24 месяца (если вы не работали более года или были уволены за виновные действия – в 2 раза меньше). При этом для тех, у кого зарплата была ниже 11 тыс. рублей, пособие будет постепенно уменьшаться, но в любом случае вторую половину срока оно будет минимальным. Исключение сделано лишь для обладателей солидного стажа: 20 лет для женщин и 25 – для мужчин. Повышенное пособие они будут получать из расчета 12 месяцев + 2 недели за каждый год свыше указанного стажа. Так, если у женщины стаж 30 лет, то максимальное пособие ей будут платить 12 + 5 месяцев.

Все это время вам будут предлагать работу. Первый год – по профилю (за исключением тех, кто был судим или уволен по виновной статье), второй – любую. Если вы дважды откажетесь, денег вас лишат. Россия – не Америка, годами жить на пособие по безработице не получится.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: