Постановка на учет захоронения или мемориала. Воинские захоронения

1.Введение………………………………………………………… 3

2. Классификация воинских захоронений……………………….. 4

3.Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения…………………………………………………………… 5

4.Обязанности медицинской службы……………………………... 6

5. Санитарное наблюдение за погребением трупов…………..…. 7

6. Погребение военнослужащих, умерших от ран и болезней в военных госпиталях………………………………………………………….. 8

7. Порядок погребение погибших военнослужащих……………. 9

8. Оформление документов, необходимых для погребения погибших военнослужащих……………………………………………… 10

9.Список литературы………………………………………… 12

Введение

Санитарную очистку и уборку поля битвы осуществляют в соответствии требованиями действующей инструкции. Сбор трупов воинов ВС РФ производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В обязанности команд входят розыск трупов, их регистрация, сбор и доставка на пункт для погребения. Погибших хоронят в братских могилах на братских кладбищах. Трупы офицеров по указаниям командования направляют в армейский тыловой район для погребения в индивидуальных могилах.

Для доставки трупов погибших на поле боя к пункту сбора и погребения распоряжением начальника штаба части выделяется транспорт с необходимым числом брезентов и специальных полиэтиленовых мешков. Перевозка трупов автомобильным транспортом, который используется для доставки пищевых продуктов или других табельных средств части, категорически воспрещается.

Воинские почести при погребении погибших в боях военнослужащих отдаются в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Для санитарного обеспечения сбора трупов на поле боя и их доставки на пункт погребения распоряжением командира или старшего врача части выделяется врач или фельдшер.

Классификация воинских захоронений

Плановые захоронения - места погребения в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений воинов, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран.

Боевые захоронения - погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.

Санитарные захоронения - погребения останков погибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.

Временное захоронение - место временного хранения останков, эксгумированных при проведении поисковых работ, создаваемое с целью сохранения останков до определения порядка, времени и места их постоянного погребения согласно воинским ритуалам.

Мемориальные захоронения - воинские мемориалы и могилы, создаваемые для увековечения памяти героически погибших военнослужащих на местах их массовой гибели, ожесточенных сражений или в местах большой исторической значимости.

3. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения:

ü участок выбирают на слабофильтрующих грунтах, хорошо проветриваемых и незатопляемых местах, допускающих осуществление инженерных и дезинфекционных мероприятий и исключающих возможность загрязнения территории постоянной или временной дислокации войск и источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

ü участок захоронения размещают с подветренной стороны ниже мест водозаборов, не ближе 500 м от мест постоянного или временного размещения военнослужащих;

ü участок захоронения ограничивают по периметру забором из колючей проволоки и дренажем для отвода грунтовых вод и атмосферных осадков;

ü на участке захоронения организуют зону захоронения и хозяйственно-бытовую, разделяя их между собой санитарным разрывом не менее 25 м;

ü в хозяйственно-бытовой зоне предусматривают условия для хранения инвентаря, ритуальных принадлежностей дезинфицирующих средств и места для дезинфекций, специальной одежды и автотранспорта.

К работе на участке захоронения допускается только личный состав специальных команд, обеспеченный специальной одеждой и предметами личной гигиены, ознакомленный с правилами техники безопасности и производства работ, прошедших предварительный и текущий медицинский осмотр.

Размещение войск может быть постоянным - казарменным (стационарным) или временным -полевым.

Казарменное размещение - расположение войск в специальных рассчитанных на длительное пребывание зданиях. Такие здания строят с учетом климатических условий района дислокации части, вида и рода войск. При этом могут быть построены казармы, военные городки или военно-технические сооружения.

Полевым размещением называются все виды временного расположения войск вне стационарных объектов, построенных для данной цели. К этому виду размещения войска прибегают как в мирное, так и в военное время. В мирное время в полевых условиях войска размещаются на учениях, во время отдыха на марше, при выходе на занятия в учебные центры.

Основная задача гигиенического обеспечения размещения войск состоит в том, чтобы всемерно способствовать созданию благоприятных условий для отдыха и восстановления боеспособности личного состава.

Размещение в казарме

Казарма предназначена для постоянного расквартирования солдат и сержантов срочной службы. Здесь личный состав отдыхает, хранит собственные вещи и личное оружие. В казарме проводится также политико-массовая и культурно-воспитательная работа. Казарма должна быть теплой, сухой, светлой, просторной, с чистым постоянно освежающимся воздухом, иметь спальные и подсобные помещения.

Уставом внутренней службы для казармы предусматриваются следующие помещения: ленинская комната, спальное помещение, канцелярия, комната для хранения и чистки оружия, кладовая для хранения имущества роты и собственных вещей военнослужащих, комнаты для умывания, бытового обслуживания, комната (место) для курения и чистки обуви, сушилка для обмундирования и обуви. Для занятий оборудуют необходимые классы.

В спальных помещениях на одного военнослужащего отводится площадь из расчета 2,5 - 4 м2 с объемом воздуха 9-12 м3. Кровати устанавливают рядами в один или два яруса не ближе 0,8-1 м от окон и наружных стен. Около каждой кровати или около двух сдвинутых вместе оставляют свободное место для построений.

Каждый военнослужащий обеспечивается индивидуальной кроватью и комплектом постельных принадлежностей (одеяло, 2 простыни, матрац, подушка с наволочкой, 2 полотенца). Температура воздуха в помещениях для личного состава должна быть 18° С, в клубах, на лестничных площадках и в уборных - 16° С, в гимнастических залах - 15° С.

Вентиляция казарм осуществляется с помощью форточек, фрамуг и окон.

Во всех жилых помещениях ставятся закрытые на замок бачки с водой, которые лучше оборудовать фонтанчиками.

В умывальной комнате предусматривается 1 кран на 5-7 военнослужащих. В этой же комнате должна быть ножная ванна с проточной водой.

В уборной промывного типа рассчитывают 1 очко на 10-12 человек. Наружные уборные устраивают с водонепроницаемыми выгребными ямами не ближе 75 м от жилых помещений, кухонь, столовых и пекарен. На каждые 25 человек рассчитывают 1 очко и 0,5 м писсуара. За содержание уборных в чистоте отвечает дежурный по роте.

Полевое размещение войск

Организация полевого размещения войск начинается с разведки района (населенного пункта), предназначенного для расположения личного состава. Для этого командир части привлекает командиров подразделений, заместителя по тылу и начальников инженерной и медицинской служб.

Заместитель командира части по тылу обеспечивает подразделение табельным имуществом для возводимых жилых и хозяйственных построек и выделяет необходимый автотранспорт. Начальник инженерной службы инструктирует личный состав и руководит через специалистов работами по возведению полевых жилищ и хозяйственных построек, обеспечивает подразделения техникой и табельными средствами для выполнения строительных работ.

Начальник медицинской службы части осуществляет предупредительный надзор за строительством - принимает участие в выборе участка и размещении на нем жилых и хозяйственных построек, проводит текущий надзор - контролирует санитарное состояние района расположения полка, помещений и хозяйственных служб, банно-прачечного обслуживания личного состава и выполнение ими правил общественной гигиены в полевом жилище.

Полевые жилища строятся по типовым проектам (схемам и чертежам) на участках с сухим грунтом, вблизи источников воды и дорог, на достаточном удалении от промышленных объектов и источников загрязнения, с учетом удобства обороны и охранения. Для их возведения используют табельное палаточное имущество и подручные материалы. Постройки маскируют и окапывают водоотводными канавками.

Существует 4 способа полевого размещения войск: в учебных центрах, бивачное, поквартирное и смешанное, или квартирно-бивачное.

В учебных центрах войска размещают или в специальных (стационарных) помещениях, или в учебных лагерях. В первом случае условия расположения близки к стационарному (казарменному), во втором - к размещению биваком или походным лагерем.

Бивачным размещением называется такое временное расположение войск на местности, при котором жилые и хозяйственные постройки возводятся личным составом с использованием табельного имущества и подручных материалов. К этому способу размещения войска прибегают на маршах, при отводе части на отдых, доукомплектование или переформирование, при установлении карантина и в других случаях.

Поквартирным размещением называется расположение войск для отдыха и обучения в населенном пункте с использованием имеющихся в нем помещений.

При смешанном, или квартирно-бивачном, размещении войск штаб, медицинский пункт, хозяйственные и некоторые другие подразделения располагаются в населенном пункте, а строевые подразделения и техника - в походном лагере.

В качестве полевых жилищ используют палатки, заслоны-навесы, шалаши, землянки и укрытия из снега. На территории лагеря (бивака), помимо жилых возводят и хозяйственные (пункты питания, полевые бани и полевые отхожие места) постройки.

С гигиенической точки зрения, полевое размещение имеет следующие особенности: временный характер размещения, снижение уровня коммунально-хозяйственного обслуживания, скученность, слабая защищенность от неблагоприятного влияния климатопогодных и гелиогеофизических факторов, постоянный контакт с почвой, возможность контакта с опасными или вредными представителями фауны и флоры, затруднения в организации водоснабжения и питания, а также в удалении различных отбросов.

Размещение даже в течение непродолжительного времени на небольшой территории в условиях ограниченного потребления воды ведет (если не принять мер) к быстрому загрязнению участка местности.

Для размещения биваком хорошим место является негустой лес или участок с крупным кустарником. Фронт лагеря определяют с учетом направления господствующих ветров. Тремя параллельными фронту линейками и тыловой дорогой лагерь разделяется на три полосы. В первой полосе размещаются подразделения, во второй – штаб, медицинский пункт и кухня, в третьей – хозяйственные постройки, склады и уборные.

У источника воды, которым пользуется часть, выставляется охрана. Берега открытых водоемов разделяются на участки для забора воды питьевого назначения, для купания людей, для стирки белья и мытья машин.

При поквартирном размещении войска занимают общественные здания или жилые дома населенного пункта только после оценки его санитарно-эпидемического состояния. Размещение в населенных пунктах, неблагополучных в санитарно-эпидемическом отношении, запрещается. Личный состав по возможности располагается отдельно от населения. Для питья и приготовления пищи пользуются водой из выделенных источников воды. Принимаются меры для круглосуточной охраны их и ограждения от загрязнения. Берега открытых водоемов разделяются на участки так же, как и при размещении биваком.

Сбор и удаление нечистот производится с помощью выносных ведер. Для 10 человек при 12часовом пребывании в убежище необходимо одно ведро. Выносное ведро должно хорошо закрываться, а содержимое - дезодорироваться соляровым маслом, землей, 10% раствором хлорной извести или другими средствами.

САНИТАРНАЯ ОЧИСТКА ПОЛЕЙСРАЖГНИЯ

Санитарная очистка полей сражение современной войны является исключительно важной проблемой, техническое решение которой, в особенности в очагах применения оружия массового представляет собой далеко не простую задачу. Под санитарной очисткой поля сражения принимается удаление и обезвреживание опасного в санитарном отношении материала, в том числе сбор и захоронение убитых и умерших от ран.

Санитарная очистка поля боя производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В задачи представителя медицинской службы входит: 1) медицинский осмотр всех без исключения убитых перед отправкой их на дивизионный пункт погребения; 2) наблюдение за обеспечением всех членов команды по уборке трупов специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани; 3) наблюдение за сжиганием санитарно-опасных материалов на поле боя (перевязочного и подстилочного материала, обрывков одежды и пр.), а также за уборкой отбросов в ямы или воронки от снарядов; 4) выбор места для погребения военнослужащих, погибших в бою (возвышенный, незатопляемый во время дождей и весеннего паводка участок с уклоном от ближайшего водоема, с песчаной, супесчаной или суглинистой почвой, хорошо проветриваемой и освещаемой солнцем). Совместно с начальником команды по погребению трупов представитель медицинской службы определяет размеры могил, наблюдает за их рытьем и погребением трупов (расстояние от уровня стояния грунтовых вод до дна могилы должно быть не менее 0,5 м, от верхнего ряда трупов до поверхности земли - 1,5 м, промежуток между рядами 30-40 см; над могилой обязательно возводится насыпь высотой не менее 0,5 м, покрытая дерном или камнем, выходящая за края могилы с целью предупреждения проникновения в нее дождевых и талых вод), организует санитарнодезинфекционные мероприятия и оформляет санитарные документы о выполненной работе с обозначением места погребения на карте и подробным перечнем всех санитарных мероприятий в форме докладной записки на имя дивизионного врача.

Для ускорения минерализации трупов устраивают дренаж и аэрацию могилы. Дренирование достигается устройством канавки по краям могилы шириной и глубиной 30 см с уклоном к яме-колодцу размером 1 м. Канавка и «колодец» заполняются щебнем, хворостом или хвойными ветками. Образующаяся в процессе распада трупов жидкость фильтруется и поглощается почвой. Для аэрации устраивают не менее двух вентиляционных труб, начинающихся на дне могилы и выведенных на 1 - 1,5 м над могильным холмом.

Применение дезинфицирующих средств производится только при погребении трупов заразных больных. В этом случае труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или ДТСГК либо 10% раствором хлорной извести. На дно гроба насыпается слой хлорной извести толщиной в 2-3 см.

Кремация трупов с гигиенической точки зрения более совершенный способ. В полевых условиях процесс сжигания длится около 12 ч.

Сжигание трупов является обязательным в случае смерти от чумы. Для сжигания этих трупов отрывают яму длиной 2 м, шириной 1 м и глубиной 1,5 м. Торцовые стороны ямы для лучшего поступления воздуха должны быть срезаны в виде откосов. Топливо (дрова, уголь, торф) укладывают на дно ямы слоем около 1 м и поливают 50-60 л керосина или солярового масла (только не бензина). Поверх трупа, уложенного на подготовленный таким образом костер, кладут еще слой топлива, смоченного тяжелым горючим.

Уборка и захоронение трупов, зараженных ОВ(отравляющие вещества) и РВ (радиоактивные вещества), производится командой, работающей в противогазах и специальных костюмах. Для перевозки трупов выделяется специальный транспорт, обеспеченный брезентами или полотнищами палаток. Зараженные ОВ и РВ трупы укладывают в мешки из плотной бумаги, что предотвращает загрязнение транспорта и является эффективной мерой химической и радиационной безопасности для личного состава команд, выделяемых для уборки трупов. По окончании работы весь личный состав такой команды подвергается санитарной обработке; транспорт, лопаты, специальная одежда, противогазы и перчатки - дезактивации и дегазации. Все работы производятся под дозиметрическим контролем. Для определения наличия ОВ выделяются средства химической индикации.


Порядок проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений регламентирован приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 182 от 9 апреля 1997 г.
Этим документом утверждена Инструкция о порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением.
С учетом анализа данного документа и практики его применения есть все основания утверждать, что регулируемые приказом отношения выходят за пределы уровня ведомственного акта. Поэтому представляется необходимым урегулировать данные вопросы на более высоком законодательном уровне.
Поисковая работа с раскопками на местности проводится воинскими специализированными формированиями на основании Республиканской программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь № 4 от 6 февраля 2002 г., а также плана Министерства обороны, в котором указываются объекты для проведения таких работ на год. Всего на все мероприятия программы из бюджета выделено 1 74 400 тыс. руб.
Большое значение уделяют данной проблеме местные органы власти. Например, Долгосрочная программа материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства на 2001-2005 годы, утвержденная решением Гомельского областного Совета депутатов № 112 от 14.09.2001 г., предусматривает выделение на ремонт, реконструкцию и благоустройство памятников воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, средства местного бюджета в сумме по годам: 2003 г. - 26 млн. руб.; 2004 г. - 19 млн. руб.; 2005 г. - 9 млн. руб..
Указом Президента Республики Беларусь № 570 от 22 ноября 2002 г. «О подготовке и проведении празднования 60-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы советского народа в Великой Отечественной войне» предусмотрены военно-мемориальные мероприятия, ремонт и благоустройство мемориалов и памятников воинской славы
К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов на уровне специалистов инженерных войск, закончивших учебное подразделение Вооруженных Сил Республики Беларусь. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 231 от 30 ноября 1994 г. «Об улучшении работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн» 1 марта 1995 г. был сформирован 52 отдельный специализированный поисковый батальон (далее - 52 оспб), включавший в себя 3 специализированные поисковые роты с местами их дислокации в Минске, Витебске и Гродно. В связи с мероприятиями по реформированию Вооруженных Сил, в интересах совершенствования системы управления поисковым батальоном, в 2002 г. произошли организационно-штатные преобразования, в результате которых в составе 52 оспб остались 2 специализированные поисковые роты с пунктом постоянной дислокации в Минске. Организационно-штатная структура батальона позволяет автономную одновременную работу четырьмя специализированными поисковыми взводами.
За 1 0 лет существования (1 995 - 2004 годы) поисковым батальоном отработаны 819 поисковых объектов. За этот период и по состоянию на 10 ноября 2004 г.:
  • обнаружено останков - 1 2 21 0;
  • проведены эксгумация и перезахоронение - 10 329;
  • обнаружены без эксгумации - 1 881;
¦ обозначены границы захоронений и определено количество погибших в местах массового уничтожения (по архивным данным) - 255 060 обнаружено и обезврежено 2 653 взрывоопасных предмета.
Действующим законодательством запрещаются:
  • извлечение останков из братских могил и других учтенных воинских захоронений для перезахоронения (в исключительных случаях это может производиться местными исполнительными и распорядительными органами по решениям облисполкомов и Минского горисполкома, согласованным с Министерством обороны и с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы);
  • проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т. п.), где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны.
Данные нормы ведомственного приказа направлены на предотвращение нелегальных раскопок воинских захоронений, которые ведутся весьма активно фактически во всех регионах страны.
Например, в мае 2004 г. житель д. Красный Бор Логойского района бульдозером перекопал группу курганов, пытаясь найти остатки воинских захоронений251.
Но случаи привлечения к ответственности единичны.
Косвенно нелегальным раскопкам способствует доступность металлоискателей - высокотехнологичных приборов, которые позволяют обнаружить металл на глубине до 50 см. Стоит такой прибор около 1 000 долларов. Кроме того, его можно настроить на определенный вид металла -серебро, бронзу, свинец, железо. Большинство металлических предметов, представляющих историческую и культурную ценность (останки захоронений, воинское снаряжение, награды, оружие, археологические предметы) залегают на территории республики на глубине не более полуметра.
Раскопкам на местности предшествует рекогносцировка объекта, проводимая с целью осмотра и обследования местности. Основанием для принятия решения о проведении рекогносцировки объектов поисковых работ с раскопками на местности может быть информация, полученная от граждан, участников (очевидцев) событий военных лет; архивных учреждений, музеев, библиотек и т. д.;
местных исполнительных и распорядительных органов, военных комиссариатов, предприятий, организаций, учреждений и граждан, обнаруживших неучтенные захоронения (останки) воинов, погибших (умерших) в годы войны, в том числе выявленных в ходе ведения хозяйственных и иных работ; общественных поисковых объединений и отдельных граждан. Однако на практике профессиональные историки, работники архивных учреждений в информационном обеспечении поисковых работ с раскопками на местности практически не участвуют.
В случае, когда предполагается проводить раскопки на территории историко-культурной ценности Республики Беларусь (скорее всего, памятника археологии), то исполнительным и распорядительным органам перед принятием решения необходимо получить в Национальной Академии наук Беларуси (конкретно - в Институте истории) письменное разрешение на проведение таких раскопок. При этом проведение раскопок воинского захоронения и памятника археологии должно осуществляться совместно представителями специализированного воинского формирования и профессиональными археологами. Указанное выше положение необходимо отразить в законе.
В случае обнаружения неучтенных захоронений военнослужащих иностранных армий раскопки, эксгумация, перенос, захоронение (перезахоронение) останков погибших (умерших) военнослужащих иностранных армий осуществляются с учетом имеющихся межгосударственных соглашений.
Итак, основаниями для проведения раскопок являются:
  1. план проведения поисковых работ;
  2. разрешение Министерства обороны на проведение раскопок на данном объекте (наличие удостоверения);
  3. разрешение местных (районных или городских) исполнительных и распорядительных органов в виде решения, постановления.
При обнаружении останков погибших (умерших) воинов или жертв войн командир воинского специализированного формирования сообщает об этом в местные исполнительные и распорядительные органы. Созданной при местном исполнительном и распорядительном органе комиссией обнаруженные останки погибших (умерших) осматриваются, изучаются собранные по данному объекту документы, после чего принимается решение дальнейшего проведения раскопок или прекращения их.
По завершении раскопок совершаются следующие действия. Во-первых, компетентная комиссия делает заключение по результатам проведенной поисковой работы и принимает решение о завершении раскопок. Во-вторых, проводится рекультивация земли в местах проведения раскопок, расположения полевого лагеря и в других местах, связанных с деятельностью воинского поискового формирования. В-третьих, составляется акт о завершении раскопок, который подписывается представителями местных исполнительных и распорядительных органов и командиром воинского формирования, а при необходимости - и землепользователем, землевладельцем или собственником земельного участка.
Все документы, исполненные в процессе проведения раскопок, работ на объекте, подшиваются в рабочую папку (дело), которая в 10-дневный срок передается на хранение в Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь.
Действующее законодательство предусматривает меры ответственности за нарушение законности в данной сфере. Так, в соответствии со ст. 19.7 КоАП 2003 г. нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. Ранее действовавший Кодекс также устанавливал административную ответственность за аналогичные правонарушения в ст. 89-5, введенной в действие Законом от 25 июля 1997 г.
Известны случаи, когда «черные копатели» сами себя наказывают.
Так, в сентябре 2004 г. с многочисленными осколочными ранениями в Чаусскуюрайонную больницу был доставлен гражданин П., занимавшийся нелегальным поиском боеприпасов времен Великой Отечественной войны в лесу в д. Приданцы. Его «коллега» найден мертвым.
На практике в ходе поисковых работ возникают следующие проблемные вопросы: ¦ недостаточная активность правоохранительных и контролирующих органов по применению правовых норм, связанных с увековечением памяти защитников Отечества и жертв войн, охраной историко-культурного наследия.
Решить данные проблемы можно посредством: формирования нормативно-правовой базы, предусматривающей проведение археологического обследования местности перед производством строительных и земляных работ; обязательного обозначения на местности границ захоронений независимо от их классификации (одиночное, групповое, место массового уничтожения) с приданием им статуса охранной зоны; ужесточения контроля за содержанием надписей на надгробных и памятных знаках в целях их четкого разграничения на символы памяти и на места погребения.
С целью совершенствования порядка проведения поисковых работ предлагается принять закон «Об увековечении памяти защитников Отечества и жертв войн», в котором должны быть нормативно разрешены обозначенные выше проблемы, а также отражены: формы увековечения; порядок производства раскопок воинских захоронений (перезахоронений); государственный учет и благоустройство воинских могил, обеспечение их охраны и восстановления; компетенция государственного органа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн; финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества; ответственность за нарушение требований закона, в том числе уголовная. Непосредственно в законе следует указать, что органы местного самоуправления в целях охраны воинских захоронений по месту их нахождения создают в соответствии с законодательством охранные зоны. Обнаруженные воинские могилы до разрешения вопроса их постановки на государственный учет охраняются в соответствии с требованиями закона (т. е. наряду с уже включенными в Государственный список историко-культурными ценностями Республики Беларусь). Планировка, строительство и перестройка городов, населенных пунктов, а также других объектов осуществляются с учетом необходимости обеспечения сохранности могил. Строительные, дорожно-строительные, земляные и иные работы, угрожающие сохранности солдатских могил, осуществляются исключительно при условии согласия уполномоченного органа.
Кроме того, все воинские захоронения, состоящие на учете в Управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь, должны быть включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: