1.Введение………………………………………………………… 3
2. Классификация воинских захоронений……………………….. 4
3.Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения…………………………………………………………… 5
4.Обязанности медицинской службы……………………………... 6
5. Санитарное наблюдение за погребением трупов…………..…. 7
6. Погребение военнослужащих, умерших от ран и болезней в военных госпиталях………………………………………………………….. 8
7. Порядок погребение погибших военнослужащих……………. 9
8. Оформление документов, необходимых для погребения погибших военнослужащих……………………………………………… 10
9.Список литературы………………………………………… 12
Введение
Санитарную очистку и уборку поля битвы осуществляют в соответствии требованиями действующей инструкции. Сбор трупов воинов ВС РФ производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В обязанности команд входят розыск трупов, их регистрация, сбор и доставка на пункт для погребения. Погибших хоронят в братских могилах на братских кладбищах. Трупы офицеров по указаниям командования направляют в армейский тыловой район для погребения в индивидуальных могилах.
Для доставки трупов погибших на поле боя к пункту сбора и погребения распоряжением начальника штаба части выделяется транспорт с необходимым числом брезентов и специальных полиэтиленовых мешков. Перевозка трупов автомобильным транспортом, который используется для доставки пищевых продуктов или других табельных средств части, категорически воспрещается.
Воинские почести при погребении погибших в боях военнослужащих отдаются в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
Для санитарного обеспечения сбора трупов на поле боя и их доставки на пункт погребения распоряжением командира или старшего врача части выделяется врач или фельдшер.
Классификация воинских захоронений
Плановые захоронения - места погребения в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений воинов, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран.
Боевые захоронения - погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.
Санитарные захоронения - погребения останков погибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.
Временное захоронение - место временного хранения останков, эксгумированных при проведении поисковых работ, создаваемое с целью сохранения останков до определения порядка, времени и места их постоянного погребения согласно воинским ритуалам.
Мемориальные захоронения - воинские мемориалы и могилы, создаваемые для увековечения памяти героически погибших военнослужащих на местах их массовой гибели, ожесточенных сражений или в местах большой исторической значимости.
3. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения:
ü участок выбирают на слабофильтрующих грунтах, хорошо проветриваемых и незатопляемых местах, допускающих осуществление инженерных и дезинфекционных мероприятий и исключающих возможность загрязнения территории постоянной или временной дислокации войск и источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
ü участок захоронения размещают с подветренной стороны ниже мест водозаборов, не ближе 500 м от мест постоянного или временного размещения военнослужащих;
ü участок захоронения ограничивают по периметру забором из колючей проволоки и дренажем для отвода грунтовых вод и атмосферных осадков;
ü на участке захоронения организуют зону захоронения и хозяйственно-бытовую, разделяя их между собой санитарным разрывом не менее 25 м;
ü в хозяйственно-бытовой зоне предусматривают условия для хранения инвентаря, ритуальных принадлежностей дезинфицирующих средств и места для дезинфекций, специальной одежды и автотранспорта.
К работе на участке захоронения допускается только личный состав специальных команд, обеспеченный специальной одеждой и предметами личной гигиены, ознакомленный с правилами техники безопасности и производства работ, прошедших предварительный и текущий медицинский осмотр.
Размещение войск может быть постоянным - казарменным (стационарным) или временным -полевым.
Казарменное размещение - расположение войск в специальных рассчитанных на длительное пребывание зданиях. Такие здания строят с учетом климатических условий района дислокации части, вида и рода войск. При этом могут быть построены казармы, военные городки или военно-технические сооружения.
Полевым размещением называются все виды временного расположения войск вне стационарных объектов, построенных для данной цели. К этому виду размещения войска прибегают как в мирное, так и в военное время. В мирное время в полевых условиях войска размещаются на учениях, во время отдыха на марше, при выходе на занятия в учебные центры.
Основная задача гигиенического обеспечения размещения войск состоит в том, чтобы всемерно способствовать созданию благоприятных условий для отдыха и восстановления боеспособности личного состава.
Размещение в казарме
Казарма предназначена для постоянного расквартирования солдат и сержантов срочной службы. Здесь личный состав отдыхает, хранит собственные вещи и личное оружие. В казарме проводится также политико-массовая и культурно-воспитательная работа. Казарма должна быть теплой, сухой, светлой, просторной, с чистым постоянно освежающимся воздухом, иметь спальные и подсобные помещения.
Уставом внутренней службы для казармы предусматриваются следующие помещения: ленинская комната, спальное помещение, канцелярия, комната для хранения и чистки оружия, кладовая для хранения имущества роты и собственных вещей военнослужащих, комнаты для умывания, бытового обслуживания, комната (место) для курения и чистки обуви, сушилка для обмундирования и обуви. Для занятий оборудуют необходимые классы.
В спальных помещениях на одного военнослужащего отводится площадь из расчета 2,5 - 4 м2 с объемом воздуха 9-12 м3. Кровати устанавливают рядами в один или два яруса не ближе 0,8-1 м от окон и наружных стен. Около каждой кровати или около двух сдвинутых вместе оставляют свободное место для построений.
Каждый военнослужащий обеспечивается индивидуальной кроватью и комплектом постельных принадлежностей (одеяло, 2 простыни, матрац, подушка с наволочкой, 2 полотенца). Температура воздуха в помещениях для личного состава должна быть 18° С, в клубах, на лестничных площадках и в уборных - 16° С, в гимнастических залах - 15° С.
Вентиляция казарм осуществляется с помощью форточек, фрамуг и окон.
Во всех жилых помещениях ставятся закрытые на замок бачки с водой, которые лучше оборудовать фонтанчиками.
В умывальной комнате предусматривается 1 кран на 5-7 военнослужащих. В этой же комнате должна быть ножная ванна с проточной водой.
В уборной промывного типа рассчитывают 1 очко на 10-12 человек. Наружные уборные устраивают с водонепроницаемыми выгребными ямами не ближе 75 м от жилых помещений, кухонь, столовых и пекарен. На каждые 25 человек рассчитывают 1 очко и 0,5 м писсуара. За содержание уборных в чистоте отвечает дежурный по роте.
Полевое размещение войск
Организация полевого размещения войск начинается с разведки района (населенного пункта), предназначенного для расположения личного состава. Для этого командир части привлекает командиров подразделений, заместителя по тылу и начальников инженерной и медицинской служб.
Заместитель командира части по тылу обеспечивает подразделение табельным имуществом для возводимых жилых и хозяйственных построек и выделяет необходимый автотранспорт. Начальник инженерной службы инструктирует личный состав и руководит через специалистов работами по возведению полевых жилищ и хозяйственных построек, обеспечивает подразделения техникой и табельными средствами для выполнения строительных работ.
Начальник медицинской службы части осуществляет предупредительный надзор за строительством - принимает участие в выборе участка и размещении на нем жилых и хозяйственных построек, проводит текущий надзор - контролирует санитарное состояние района расположения полка, помещений и хозяйственных служб, банно-прачечного обслуживания личного состава и выполнение ими правил общественной гигиены в полевом жилище.
Полевые жилища строятся по типовым проектам (схемам и чертежам) на участках с сухим грунтом, вблизи источников воды и дорог, на достаточном удалении от промышленных объектов и источников загрязнения, с учетом удобства обороны и охранения. Для их возведения используют табельное палаточное имущество и подручные материалы. Постройки маскируют и окапывают водоотводными канавками.
Существует 4 способа полевого размещения войск: в учебных центрах, бивачное, поквартирное и смешанное, или квартирно-бивачное.
В учебных центрах войска размещают или в специальных (стационарных) помещениях, или в учебных лагерях. В первом случае условия расположения близки к стационарному (казарменному), во втором - к размещению биваком или походным лагерем.
Бивачным размещением называется такое временное расположение войск на местности, при котором жилые и хозяйственные постройки возводятся личным составом с использованием табельного имущества и подручных материалов. К этому способу размещения войска прибегают на маршах, при отводе части на отдых, доукомплектование или переформирование, при установлении карантина и в других случаях.
Поквартирным размещением называется расположение войск для отдыха и обучения в населенном пункте с использованием имеющихся в нем помещений.
При смешанном, или квартирно-бивачном, размещении войск штаб, медицинский пункт, хозяйственные и некоторые другие подразделения располагаются в населенном пункте, а строевые подразделения и техника - в походном лагере.
В качестве полевых жилищ используют палатки, заслоны-навесы, шалаши, землянки и укрытия из снега. На территории лагеря (бивака), помимо жилых возводят и хозяйственные (пункты питания, полевые бани и полевые отхожие места) постройки.
С гигиенической точки зрения, полевое размещение имеет следующие особенности: временный характер размещения, снижение уровня коммунально-хозяйственного обслуживания, скученность, слабая защищенность от неблагоприятного влияния климатопогодных и гелиогеофизических факторов, постоянный контакт с почвой, возможность контакта с опасными или вредными представителями фауны и флоры, затруднения в организации водоснабжения и питания, а также в удалении различных отбросов.
Размещение даже в течение непродолжительного времени на небольшой территории в условиях ограниченного потребления воды ведет (если не принять мер) к быстрому загрязнению участка местности.
Для размещения биваком хорошим место является негустой лес или участок с крупным кустарником. Фронт лагеря определяют с учетом направления господствующих ветров. Тремя параллельными фронту линейками и тыловой дорогой лагерь разделяется на три полосы. В первой полосе размещаются подразделения, во второй – штаб, медицинский пункт и кухня, в третьей – хозяйственные постройки, склады и уборные.
У источника воды, которым пользуется часть, выставляется охрана. Берега открытых водоемов разделяются на участки для забора воды питьевого назначения, для купания людей, для стирки белья и мытья машин.
При поквартирном размещении войска занимают общественные здания или жилые дома населенного пункта только после оценки его санитарно-эпидемического состояния. Размещение в населенных пунктах, неблагополучных в санитарно-эпидемическом отношении, запрещается. Личный состав по возможности располагается отдельно от населения. Для питья и приготовления пищи пользуются водой из выделенных источников воды. Принимаются меры для круглосуточной охраны их и ограждения от загрязнения. Берега открытых водоемов разделяются на участки так же, как и при размещении биваком.
Сбор и удаление нечистот производится с помощью выносных ведер. Для 10 человек при 12часовом пребывании в убежище необходимо одно ведро. Выносное ведро должно хорошо закрываться, а содержимое - дезодорироваться соляровым маслом, землей, 10% раствором хлорной извести или другими средствами.
САНИТАРНАЯ ОЧИСТКА ПОЛЕЙСРАЖГНИЯ
Санитарная очистка полей сражение современной войны является исключительно важной проблемой, техническое решение которой, в особенности в очагах применения оружия массового представляет собой далеко не простую задачу. Под санитарной очисткой поля сражения принимается удаление и обезвреживание опасного в санитарном отношении материала, в том числе сбор и захоронение убитых и умерших от ран.
Санитарная очистка поля боя производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В задачи представителя медицинской службы входит: 1) медицинский осмотр всех без исключения убитых перед отправкой их на дивизионный пункт погребения; 2) наблюдение за обеспечением всех членов команды по уборке трупов специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани; 3) наблюдение за сжиганием санитарно-опасных материалов на поле боя (перевязочного и подстилочного материала, обрывков одежды и пр.), а также за уборкой отбросов в ямы или воронки от снарядов; 4) выбор места для погребения военнослужащих, погибших в бою (возвышенный, незатопляемый во время дождей и весеннего паводка участок с уклоном от ближайшего водоема, с песчаной, супесчаной или суглинистой почвой, хорошо проветриваемой и освещаемой солнцем). Совместно с начальником команды по погребению трупов представитель медицинской службы определяет размеры могил, наблюдает за их рытьем и погребением трупов (расстояние от уровня стояния грунтовых вод до дна могилы должно быть не менее 0,5 м, от верхнего ряда трупов до поверхности земли - 1,5 м, промежуток между рядами 30-40 см; над могилой обязательно возводится насыпь высотой не менее 0,5 м, покрытая дерном или камнем, выходящая за края могилы с целью предупреждения проникновения в нее дождевых и талых вод), организует санитарнодезинфекционные мероприятия и оформляет санитарные документы о выполненной работе с обозначением места погребения на карте и подробным перечнем всех санитарных мероприятий в форме докладной записки на имя дивизионного врача.
Для ускорения минерализации трупов устраивают дренаж и аэрацию могилы. Дренирование достигается устройством канавки по краям могилы шириной и глубиной 30 см с уклоном к яме-колодцу размером 1 м. Канавка и «колодец» заполняются щебнем, хворостом или хвойными ветками. Образующаяся в процессе распада трупов жидкость фильтруется и поглощается почвой. Для аэрации устраивают не менее двух вентиляционных труб, начинающихся на дне могилы и выведенных на 1 - 1,5 м над могильным холмом.
Применение дезинфицирующих средств производится только при погребении трупов заразных больных. В этом случае труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или ДТСГК либо 10% раствором хлорной извести. На дно гроба насыпается слой хлорной извести толщиной в 2-3 см.
Кремация трупов с гигиенической точки зрения более совершенный способ. В полевых условиях процесс сжигания длится около 12 ч.
Сжигание трупов является обязательным в случае смерти от чумы. Для сжигания этих трупов отрывают яму длиной 2 м, шириной 1 м и глубиной 1,5 м. Торцовые стороны ямы для лучшего поступления воздуха должны быть срезаны в виде откосов. Топливо (дрова, уголь, торф) укладывают на дно ямы слоем около 1 м и поливают 50-60 л керосина или солярового масла (только не бензина). Поверх трупа, уложенного на подготовленный таким образом костер, кладут еще слой топлива, смоченного тяжелым горючим.
Уборка и захоронение трупов, зараженных ОВ(отравляющие вещества) и РВ (радиоактивные вещества), производится командой, работающей в противогазах и специальных костюмах. Для перевозки трупов выделяется специальный транспорт, обеспеченный брезентами или полотнищами палаток. Зараженные ОВ и РВ трупы укладывают в мешки из плотной бумаги, что предотвращает загрязнение транспорта и является эффективной мерой химической и радиационной безопасности для личного состава команд, выделяемых для уборки трупов. По окончании работы весь личный состав такой команды подвергается санитарной обработке; транспорт, лопаты, специальная одежда, противогазы и перчатки - дезактивации и дегазации. Все работы производятся под дозиметрическим контролем. Для определения наличия ОВ выделяются средства химической индикации.
Порядок проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений регламентирован приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 182 от 9 апреля 1997 г.
Этим документом утверждена Инструкция о порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением.
С учетом анализа данного документа и практики его применения есть все основания утверждать, что регулируемые приказом отношения выходят за пределы уровня ведомственного акта. Поэтому представляется необходимым урегулировать данные вопросы на более высоком законодательном уровне.
Поисковая работа с раскопками на местности проводится воинскими специализированными формированиями на основании Республиканской программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь № 4 от 6 февраля 2002 г., а также плана Министерства обороны, в котором указываются объекты для проведения таких работ на год. Всего на все мероприятия программы из бюджета выделено 1 74 400 тыс. руб.
Большое значение уделяют данной проблеме местные органы власти. Например, Долгосрочная программа материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства на 2001-2005 годы, утвержденная решением Гомельского областного Совета депутатов № 112 от 14.09.2001 г., предусматривает выделение на ремонт, реконструкцию и благоустройство памятников воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, средства местного бюджета в сумме по годам: 2003 г. - 26 млн. руб.; 2004 г. - 19 млн. руб.; 2005 г. - 9 млн. руб..
Указом Президента Республики Беларусь № 570 от 22 ноября 2002 г. «О подготовке и проведении празднования 60-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы советского народа в Великой Отечественной войне» предусмотрены военно-мемориальные мероприятия, ремонт и благоустройство мемориалов и памятников воинской славы
К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов на уровне специалистов инженерных войск, закончивших учебное подразделение Вооруженных Сил Республики Беларусь. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 231 от 30 ноября 1994 г. «Об улучшении работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн» 1 марта 1995 г. был сформирован 52 отдельный специализированный поисковый батальон (далее - 52 оспб), включавший в себя 3 специализированные поисковые роты с местами их дислокации в Минске, Витебске и Гродно. В связи с мероприятиями по реформированию Вооруженных Сил, в интересах совершенствования системы управления поисковым батальоном, в 2002 г. произошли организационно-штатные преобразования, в результате которых в составе 52 оспб остались 2 специализированные поисковые роты с пунктом постоянной дислокации в Минске. Организационно-штатная структура батальона позволяет автономную одновременную работу четырьмя специализированными поисковыми взводами.
За 1 0 лет существования (1 995 - 2004 годы) поисковым батальоном отработаны 819 поисковых объектов. За этот период и по состоянию на 10 ноября 2004 г.:
- обнаружено останков - 1 2 21 0;
- проведены эксгумация и перезахоронение - 10 329;
- обнаружены без эксгумации - 1 881;
Действующим законодательством запрещаются:
- извлечение останков из братских могил и других учтенных воинских захоронений для перезахоронения (в исключительных случаях это может производиться местными исполнительными и распорядительными органами по решениям облисполкомов и Минского горисполкома, согласованным с Министерством обороны и с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы);
- проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т. п.), где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны.
Например, в мае 2004 г. житель д. Красный Бор Логойского района бульдозером перекопал группу курганов, пытаясь найти остатки воинских захоронений251.
Но случаи привлечения к ответственности единичны.
Косвенно нелегальным раскопкам способствует доступность металлоискателей - высокотехнологичных приборов, которые позволяют обнаружить металл на глубине до 50 см. Стоит такой прибор около 1 000 долларов. Кроме того, его можно настроить на определенный вид металла -серебро, бронзу, свинец, железо. Большинство металлических предметов, представляющих историческую и культурную ценность (останки захоронений, воинское снаряжение, награды, оружие, археологические предметы) залегают на территории республики на глубине не более полуметра.
Раскопкам на местности предшествует рекогносцировка объекта, проводимая с целью осмотра и обследования местности. Основанием для принятия решения о проведении рекогносцировки объектов поисковых работ с раскопками на местности может быть информация, полученная от граждан, участников (очевидцев) событий военных лет; архивных учреждений, музеев, библиотек и т. д.;
местных исполнительных и распорядительных органов, военных комиссариатов, предприятий, организаций, учреждений и граждан, обнаруживших неучтенные захоронения (останки) воинов, погибших (умерших) в годы войны, в том числе выявленных в ходе ведения хозяйственных и иных работ; общественных поисковых объединений и отдельных граждан. Однако на практике профессиональные историки, работники архивных учреждений в информационном обеспечении поисковых работ с раскопками на местности практически не участвуют.
В случае, когда предполагается проводить раскопки на территории историко-культурной ценности Республики Беларусь (скорее всего, памятника археологии), то исполнительным и распорядительным органам перед принятием решения необходимо получить в Национальной Академии наук Беларуси (конкретно - в Институте истории) письменное разрешение на проведение таких раскопок. При этом проведение раскопок воинского захоронения и памятника археологии должно осуществляться совместно представителями специализированного воинского формирования и профессиональными археологами. Указанное выше положение необходимо отразить в законе.
В случае обнаружения неучтенных захоронений военнослужащих иностранных армий раскопки, эксгумация, перенос, захоронение (перезахоронение) останков погибших (умерших) военнослужащих иностранных армий осуществляются с учетом имеющихся межгосударственных соглашений.
Итак, основаниями для проведения раскопок являются:
- план проведения поисковых работ;
- разрешение Министерства обороны на проведение раскопок на данном объекте (наличие удостоверения);
- разрешение местных (районных или городских) исполнительных и распорядительных органов в виде решения, постановления.
По завершении раскопок совершаются следующие действия. Во-первых, компетентная комиссия делает заключение по результатам проведенной поисковой работы и принимает решение о завершении раскопок. Во-вторых, проводится рекультивация земли в местах проведения раскопок, расположения полевого лагеря и в других местах, связанных с деятельностью воинского поискового формирования. В-третьих, составляется акт о завершении раскопок, который подписывается представителями местных исполнительных и распорядительных органов и командиром воинского формирования, а при необходимости - и землепользователем, землевладельцем или собственником земельного участка.
Все документы, исполненные в процессе проведения раскопок, работ на объекте, подшиваются в рабочую папку (дело), которая в 10-дневный срок передается на хранение в Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь.
Действующее законодательство предусматривает меры ответственности за нарушение законности в данной сфере. Так, в соответствии со ст. 19.7 КоАП 2003 г. нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. Ранее действовавший Кодекс также устанавливал административную ответственность за аналогичные правонарушения в ст. 89-5, введенной в действие Законом от 25 июля 1997 г.
Известны случаи, когда «черные копатели» сами себя наказывают.
Так, в сентябре 2004 г. с многочисленными осколочными ранениями в Чаусскуюрайонную больницу был доставлен гражданин П., занимавшийся нелегальным поиском боеприпасов времен Великой Отечественной войны в лесу в д. Приданцы. Его «коллега» найден мертвым.
На практике в ходе поисковых работ возникают следующие проблемные вопросы:
- недостаточная координация действий всех заинтересованных структур на региональном уровне;
- безынициативность государственных структур в поиске неучтенных воинских захоронений;
- отсутствие интереса региональных средств массовой информации к научному анализу истории края и тем слоям общества, которые предметно занимались ее изучением;
- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей работу по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн;
Решить данные проблемы можно посредством: формирования нормативно-правовой базы, предусматривающей проведение археологического обследования местности перед производством строительных и земляных работ; обязательного обозначения на местности границ захоронений независимо от их классификации (одиночное, групповое, место массового уничтожения) с приданием им статуса охранной зоны; ужесточения контроля за содержанием надписей на надгробных и памятных знаках в целях их четкого разграничения на символы памяти и на места погребения.
С целью совершенствования порядка проведения поисковых работ предлагается принять закон «Об увековечении памяти защитников Отечества и жертв войн», в котором должны быть нормативно разрешены обозначенные выше проблемы, а также отражены: формы увековечения; порядок производства раскопок воинских захоронений (перезахоронений); государственный учет и благоустройство воинских могил, обеспечение их охраны и восстановления; компетенция государственного органа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн; финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества; ответственность за нарушение требований закона, в том числе уголовная. Непосредственно в законе следует указать, что органы местного самоуправления в целях охраны воинских захоронений по месту их нахождения создают в соответствии с законодательством охранные зоны. Обнаруженные воинские могилы до разрешения вопроса их постановки на государственный учет охраняются в соответствии с требованиями закона (т. е. наряду с уже включенными в Государственный список историко-культурными ценностями Республики Беларусь). Планировка, строительство и перестройка городов, населенных пунктов, а также других объектов осуществляются с учетом необходимости обеспечения сохранности могил. Строительные, дорожно-строительные, земляные и иные работы, угрожающие сохранности солдатских могил, осуществляются исключительно при условии согласия уполномоченного органа.
Кроме того, все воинские захоронения, состоящие на учете в Управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь, должны быть включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.