Не является видом государственной службы. Государственная служба

Уровни государственной службы : Государственная служба структурируется по горизонтали и вертикали.Вертикальное разделение - разделение по различным уровням государственного управления:- федеральный (Российской Федерации),- региональный (субъектов РФ).Горизонтальное разделение - разделение между тремя ветвями власти.

Виды государственной службы:- государственная гражданская служба;- военная служба;-правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Военная служба-вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВооружённыхСилах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющихфункции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовое регулирование и организация государственной службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а её организация - в ведении РФ. Федеральная госслужба регулируется Конституцией РФ, конституционными законами, указами президента, постановлениями правительства и т.д.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;законность;приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;равный доступ граждан к государственной службе;единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;профессионализм и компетентность государственных служащих;защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служедную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.



Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная служба субъектов РФ Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие региональные законы. Как правило, законы субъектов РФ о государственной (и муниципальной) службе соответствующих субъектов РФ определяют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений: " определение содержания и основных элементов государственной службы субъектов РФ; " перечисление и конкретизация определенных федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ; " ранжирование государственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положений федерального (рамочного) закона о государственной службе; " разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными служащими субъектов РФ; " уточнение перечня прав и обязанностей государственных служащих субъектов РФ; " установление оснований и видов поощрения государственных служащих субъектов РФ; " детализация определенных федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих; " конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего; " определение содержания государственной тайны субъекта РФ; " усиление и уточнение гарантий для государственных служащих, установленных федеральным законодательством; " закрепление порядка назначения и размеров денежного содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства; " дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; " установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания; "и тд.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.Сюда относятся: пограничные войска, войска ФСБ, войска спецсвязи (ФАПСИ), войска гражданской обороны (МЧС), войска службы внешней разведки (СВР).

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.Сюда относятся: судебная, прокурорская, милицейская, налогово-полицейская, таможенная, нотариальная государственная служба.
Правоохранительная и военная госслужбы во многих отношениях близки и имеют общую специфику. По этим основаниям госслужба в правоохранительных и военных органах может быть отнесена к обоим видам госслужбы. Так, офицеры, находящиеся на службе во внутренних войсках, выполняют правоохранительные функции, являясь военнослужащими. В свою очередь, госслужащие правоохранительных органов, занимающие должности, например, в органах милиции, службе безопасности, имеют статус военнослужащих.

Должности государственной службы. Государственная должность - должность в федеральных органах власти, в органах государственной власти субъекта РФ, а также в иных органах государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативно-правовым актом РФ, законом или иным нормативно-правовым актом субъекта РФ.
Должности государственной службы подразделяются на:должности федеральной государственной гражданской службы;должности государственной гражданской службы субъекта РФ;воинские должности, должности правоохранительной службы.Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.
Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;перечни типовых воинских должностей;перечни типовых должностей правоохранительной службы.Данные перечни утверждаются Президентом РФ.Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативно-правовым актом субъекта РФ.Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

В Федеральном законе от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы в РФ « в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применятся при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на практике соответствующими государственными органами и должностными лицами.

Система государственной службы включает в себя следующие виды гос.службы:

государственная гражданская служба;

военная служба

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская с лужба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в ФЗ « О системе гос гр службы».

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.


Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

· законность;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

· равный доступ граждан к государственной службе;

· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

· профессионализм и компетентность государственных служащих;

· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

17. Административно-правовое положение общественных объединений.

Обществен.объединение -добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Признаки:

– добровольное;

– самоуправляемое;

– некоммерческое;

– негосударственная структура;

– действует на основании устава.

Виды общественных объединений:

1) в зависимости от организационно-правовой формы:

общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

– общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

– общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

– общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

– орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

– политическая партия.

2) в зависимости от объема прав:

– обладающие правами юридического лица (подлежащие государственной регистрации);

– не обладающие правами юридического лица (не регистрируемые);

3) в зависимости от территории деятельности:

– местные;

– региональные;

– межрегиональные;

– общероссийские.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

18. Политические партии и их административно-правовое положение.

Статус политических партий опред. ФЗ 11.08.01"О политических парти­ях".

Он регулирует реализацию права граждан РФ на объединение в полит. партии, а также особенности создания, деятельно­сти, реорганизации и ликвидации таких партий.

Полит. партия - общественное объед., созданное в целях участия граждан РФ в полит-ой жизни общества по­средством формирования и выражения их политической воли, уча­стия в обще-х и полит-их акциях, в выборах и референ­думах, а также в целях представления интересов граждан в орга­нах гос. власти и органах местного самоуправления.

Закон уст. требования, кот. должна удовлетво­рять полит. партия, принципы ее деятельности, способы со­здания полит. партии, основные начала организации ее си­стемы и т. д.

Закреплен принцип взаимного невмешательства органов гос. вла­сти и их должностных лиц в деятельность политических партий, и наоборот. Лица, замещающие гос. и муниципальные долж­ности, не вправе использовать свое должностное положение в ин­тересах полит. партий. Они не м. б. связаны решениями полит. партии при исполнении своих должностных обя­занностей. Требование не распространяются на депутатов; зак-ых (представительных) органов гос. вла­сти и местного самоуправления. Структуры полит. партий не могут образовываться в гос. органах. Гос. контролирует создание полит. партий в форме их гос. регистрации. Гос-во осущ. финансирование полит. партий, а их финансовая деятельность контролируется налоговыми органами. Деятельность полит. партии может быть приостановле­на, а партия ликвидирована лишь по решению суда.

Основными цели:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

  1. Религиозные организации и их административно-правовое положение.

Ст.14 Кон. РФ опред., что "никакая религия не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной. Религиозные объединения отделены от гос-ва".

Административно-правовой статус религ. объединений регулируется ФЗ от 26.09.97 "О свободе совести и религ. объединениях" и др. НПА.

Религ. объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, др. религ. обрядов и церемоний; обучение религии и религ. воспитание своих последователей.

Религ. объединения создаются как со статусом юр. лица, так и без.

Религ.объединения могут создаваться в форме религ. групп и религ. организаций.

Религ. группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осущ. деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юр. лица.

Религ. орг-ей признается добровольное объед. граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на тер. РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в уст. законом порядке зарег-ое в качестве юр. лица.

Создание религ. объединений в органах гос. власти, др. гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, гос. и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религ. объединений, цели и действия кот. противоречат закону.

Гос-во не вмешивается в опред. гражданином своего отношения к религии и религ. принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религ. объединения выполнение функций органов гос. власти, др. гос органов, гос. учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религ.объединений; обеспечивает светский характер образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях. Регулирует предоставление налоговых и иных льгот, оказ. финансовую, мат. и помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, явл. памятниками истории и культуры.

20. Граждане как субъекты административного права.

Гражданин как субъект АП - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и гос-ва.

Вступить в АПО может лишь лицо, облад. административной правоспособностью(АПС) (способность гражданина иметь административные права и нести админ. обязанности).

АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. Ст.19 К РФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей: «Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ. принадлежности».

Админ. дееспособность (АДС – способность граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть одинакова у всех. Она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16, а не с рождения. ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д)

Правоспособность –это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности.

· право на участие в управлении гос-ом право на объединение (общественных объединения- на принципах -добровольность, равноправие, самоуправление);

· политические права (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

· право граждан обращаться в гос. органы с заявлениями, предложениями и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению суд. органов); право на неприкосновенность жилища;

· право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации - определённое ограничение);

· право на возмещение вреда, причинённого гос.органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности :

своевременно платить налоги;

соблюдать закон;

защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за нек. ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на гос. службу и т.д.).

21. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.

Согласно Конституции РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Они могут вносить в указанные органы предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обжаловать действия органов и их должностных лиц. Одновременно устанавливается обязанность соответствующих органов и должностных лиц в установленные сроки и в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Право на обращение не связано с гражданством. Его имеют и иностранцы и лица без гражданства.

Общий порядок производства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан о нарушении прав и свобод состоит из четырех стадий.

1. На этой стадии регистрируются поступившие в орган (учреждение, организацию и др.) письменные предложения, заявления, жалобы, или выслушиваются компетентным должностным лицом устные жалобы (например, в часы приема граждан в органе), которые затем могут быть оформлены письменно заявителем и также зарегистрированы. Зарегистрированная жалоба рассматривается руководителем органа, который поручает работу с жалобой конкретному исполнителю.

2. На данной стадии осуществляется проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе. Руководители и другие должностные лица при рассмотрении жалобы обязаны внимательно разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы. Полученная информация анализируется, и делается заключение по результатам проверки. Заключение докладывается должностному лицу (руководителю органа), уполномоченному принимать решение по жалобе.

3. Она состоит в принятии решения по жалобе и сообщении о принятом решении заявителю. Ответ по жалобе может быть письменным или устным. В случае отклонения предложения, заявления или жалобы дается мотивированное и юридически обоснованное объяснение. Принятое решение своевременно сообщается заявителю.

4. Она состоит из действий по исполнению принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлетворяется. В этом случае орган (должностное лицо), который принял решение, обеспечивает своевременное и правильное исполнение решения.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение, или в суд.

Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

  1. Акты государственного управления: понятие и сущность.

Правовой акт управления
Признаки правовых актов

1)имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
2)издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
3)носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
4)имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
5)императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
6)подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;
7) характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);
8)может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
9) обеспечен силой государственного принуждения.
Юридическое содержание
1) является служебным документом; акт государственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
2) акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
Акты государственного управления в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
3) совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государственного управления.

4) управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения, так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения.

5) издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последствия.

23. Классификация актов государственного управления.

Правовой акт управления - это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения:

а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные.

3. По сроку действия:

а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории действия:

а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ;

в) акты федеральных органов исполнительной власти;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции:

а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

8. По функциональной роли:

а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

  1. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Правовой акт управления - это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.

Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъяв­ляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основе всех таких требований – строгая подзаконность этого вида правовых актов.

Конкретно данные требования заключаются в следующем.

Правовой акт управления:

а) не должен противоречить Конституции РФ, законодательст­ву РФ, нормативным указам Президента РФ. Аналогичное требо­вание адресуется правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ с добавлением того, что они не должны противоре­чить конституциям и уставам этих субъектов, а также их законо­дательству;

б) должен учитывать разграничение предметов ведения и пол­номочий между органами исполнительной власти РФ и ее субъ­ектов;

в) должен учитывать правовые акты вышестоящих органов ис­полнительной власти;

г) должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юри­дические последствия;

е) не должен ограничивать или нарушать компетенцию и опе­ративную самостоятельность нижестоящих звеньев системы госу­дарственного управления;

ж) не должен ограничивать или нарушать установленные дей­ствующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного уп­равления;

з) должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур).

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом ФЗ «О системе государственной службы РФ» (о системе госслужбы РФ).

Понятие: Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ (по некоторым видам службы - иностранных граждан) по обеспечению исполнения полномочий ОГВ РФ и субъектов, а также лицами, замещающими гос.должности РФ.

Государственная служба может проходить только на должностях государственной службы.

Признаки государственной службы:

1.Государственно-служебная деятельность преследует публичные интересы. Обеспечивает достижение публичных интересов. Фундаментальными целями государственной службы являются:

А.защита прав и свобод человека и гражданина

Б.обеспечение исполнения функций, возложенных на государство.

В.обеспечение эффективности гос.аппарата.

2.С точки зрения организации государственной службы государство представляет собой определяет круг организаций, где граждане проходят службу - органы и строевые подразделения.

3.государственная служба - всегда деятельность, связанная с властными полномочиями

4.государственная служба - деятельность, не связанная с материальным производством. Всегда работа с информацией.

5.государственную службу всегда осуществляют государственные служащие.

Государственная служба - это, в первую очередь, деятельность.

Государственный служащий - это физическое лицо, осуществляющее государственную службу (деятельность).

Приоритет имеет публично-правовое регулирование, а нормы трудового законодательства применяются субсидиарно, если соотв.отношения не урегулированы служебным законодательством.

Виды государственной службы.

Дифференциация государственной службы по видам закреплена в ФЗ «О системе гос.службы в РФ».

2 классификации государственной службы

I. виды государственной службы.

1. государственная гражданская служба (ГГС).

1.1. федеральная государственная гражданская служба.

1.2. государственная гражданская служба субъектов РФ.

2. военная (только федеральная).

3. правоохранительная (только федеральная).

II. Органы, где служба осуществляется

1.федеральная служба (в Федеральном органе (неважно, центральный, или территориальный))

2.служба в субъектах.

Федеральная государственная гражданская служба (примеры):

Администрация Президента

Аппараты ГД и СФ.

Аппараты всех судов

Аппарат Правительства

Все ФОИВ, включая территориальные

Аппараты Счетной Палаты, ЦИК, уполномоченного по правам человека.

Государственная гражданская служба в субъектах:

Аппарат высшего должностного лица

Аппарат представительного органа

Аппараты судов субъекта

ОИВ субъекта

Аппараты избирательных комиссий субъекта

Единство системы государственной службы объясняет:

1. Взаимосвязь видов службы - учитывается стаж службы, знания и навыки (Генерал-лейтенант на гражданской службе не начнет с референта или младшего специалиста)

2. установление общих принципов организации системы должностей гос.службы.

3. установление единых принципов прохождения государственной службы.

Профессиональная деятельность предполагает деятельность, которая осуществляется на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, опыта, приобретаемых в результате спецподготовки.

Госслужба, ее сущность и назначение определяется сущностью и назначением самого государства. Она не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их осуществление. Госслужащий в рамках полномочий по замещаемой им должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Госслужба как вид профессиональной деятельности означает непосредственное, непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий госорганов лицами, находящимися на госдолжностях, поэтому они принимаются на постоянную работу, им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.

Понятие "государственная служба"

ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.

ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.

Система ГС

Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.

Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.

Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.

Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.

Принципы системы госслужбы

Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:

  • на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
  • на принципе законности;
  • на равенстве доступа граждан к ГС;
  • на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
  • на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
  • на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
  • на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
  • на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
  • на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

  • должности федеральной ГС;
  • должности ГГС субъектов РФ;
  • военные должности;
  • должности правоохранительных учреждений.

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.

Общие условия ГС

ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.

Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:

  • создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
  • развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
  • оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
  • создания доступности для должностного роста госслужащих;
  • применения современных кадровых технологий;
  • использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.

Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.

На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.

Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.

Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.

При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.

В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Принципы ГГС

К принципам гражданской ГС относятся:

  • первостепенность прав и свобод человека;
  • единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
  • одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • компетентность и профессионализм;
  • взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
  • доступная информация о гражданской ГС;
  • стабильность;
  • защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.

Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:

  • единых квалификационных критериев;
  • единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
  • единых требований при подготовке кадров;
  • учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
  • сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
  • сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.


Основные особенности ГГС

Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.

Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).

Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.

В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).

Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

Возникновение государства предопределяет формирование государственной службы, которая является средством осуществления обязанностей государства. Дееспособность органов государственной службы зависит от организации, функционирования и политической воли всех веток власти, а также органов местного управления. Действенность государственной политики обусловлена также высоким профессионализмом государственных служащих и приверженность законодательству страны.

Специфика государственной службы

К государственной службе относится служебная деятельность высококвалифицированных граждан, которые способны обеспечить осуществление полномочий всех государственных органов и субъектов государственной власти. Поскольку одним из условий пребывания на службе является профессионализм, соответственно, занимать должности в государственных структурах могут граждане, имеющие соответствующее образование, при наличии подтверждающих документов.

Осуществление государственной деятельности может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Политический подход , который заключается в эффективном взаимодействии государственных структур и общества в целом.
  • Социологический подход осуществляет практическую сторону государственной службы, уровень эффективности и проблемы осуществления.
  • Социальный подход заключается в плодотворной общественной деятельности служащих, занимающих государственные должности.

Данной службе присуще не только достижение конкретных целей, поставленных государством, но и обеспечение сохранности прав граждан.

Немаловажной особенностью государственной службы является официальность . Это означает, что госслужащим является лишь гражданин, с соответствующим образованием, который наделен полномочиями и выполняет служебные обязанности лишь в официальных органах государственной власти.

Характеристика гражданской службы

Гражданская служба является одной из вариаций государственной службы и представляет собой осуществление гражданами служебных обязанностей по обеспечению исполнения правомочий федеральных органов и государственных субъектов, а также лиц, которые замещают должности в соответствующих структурах государства.

Различают федеральную и региональную службы. Разница состоит в выполнении обязанностей и принятия постановлений на уровне государства и отдельного региона.

Функциональными возможностями гражданской службы является не только предназначение государственных органов, но и гарантия воплощения запланированного в общественной жизни. То есть, цель государства – обеспечение благоприятного развития общества, как в моральном, так и материальном аспектах.

Функциональное предназначение государственной гражданской службы состоит из:

  • Обеспечения равных условий для духовного и материального развития общества.
  • Организации координационных государственных структур.
  • Утверждения важных государственных решений.
  • Отбора профессиональных кадров в государственные структуры.
  • Проектирования стратегических планов в политической, социальной, экономической сферах государства.

Сходство и различия государственной и гражданской служб

Поскольку гражданская служба является одним из вариантов государственной службы, то их служебные принципы будут совпадать. К ним относятся: федерализм, легитимность, верховенство прав и свобод граждан, доступ общества к государственной службе на равных правах, профессионализм государственных должностных лиц.

Отличительными особенностями государственной и гражданской служб являются:

  1. Классификация . Государственная служба состоит из гражданской, военной и правоохранительной служб. Гражданская служба — это федеральная и региональная службы.
  2. Направления деятельности . Государственная служба сосредоточена на деятельности в нескольких направлениях. Гражданская служба обеспечивает реализацию полномочий государства в конкретном направлении.
  3. Доступ к деятельности государственных структур . В государственной службе некоторые структуры не могут предоставить открытый доступ к их деятельности (военная или правоохранительная службы). Гражданская служба обеспечивает открытый доступ к служебной деятельности должностных лиц.
  4. Порядок принятия граждан на службу . При принятии на государственную службу в некоторых случаях не проводится конкурс. Гражданской службе свойственно принятие граждан в ряды должностных лиц лишь на конкурсной основе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: