Кем осуществляется помилование в рф. Примерный образец ходатайства о помиловании

Ходатайство о помиловании. Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Порядок представления ходатайств о помиловании

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Какие документы нужно приложить к ходатайству о помиловании

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.
К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

На что обращают внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (п. 3 ст. 310 УПК РФ).
Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П «с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».

Президенту РФ _________________
(Ф.И.О. Президента)

От ___________________________
(Ф.И.О. осужденного)

«___»__________ ____ г. приговором ________ (наименование суда) ___________ суда (копия приговора прилагается) я был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ______ УК РФ _____________, и осужден к ______________ с отбыванием наказания в ________ (указать преступление) _____________.

Я раскаиваюсь в совершенном преступлении ____________ (привести доводы, свидетельствующие о том, что осужденный раскаялся и более не представляет серьезной общественной опасности) __________________.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 85 УК РФ

Помиловать меня и заменить _______________ более мягким видом наказания

Вариант №1
сократить срок наказания до ______________;

Вариант №2
освободить меня от дальнейшего отбывания наказания).

Приложение:
1. Копия приговора ______ (наименование суда) _______ суда от «___»__________ ____ г.
2. __________________________________.

____________/_______________/
(подпись) (расшифровка подписи)

«___»__________ ____ г.


От сумы да от тюрьмы никто не застрахован. Но паниковать не стоит никогда. Совершившие преступления люди имеют право рассчитывать на акты милосердия, предусмотренные в законодательном порядке. Искренне раскаяться в содеянном может каждый, но все ли могут получить облегченный режим наказания? Кто осуществляет помилование в РФ? Какие послабления могут быть применены для облегчения участи преступников со стороны государства?

К мерам послабления относятся помилование и амнистия. Благодаря ним человек может быть освобожден от тюремного заключения или же в отношении него будет закрыто уголовное дело. Не путайте эти понятия, о различиях между ними будет рассказано чуть ниже.

Правовая база

Помилование представляет собой смягчение или отмену наказания по отношению к лицам, осужденным за преступления, независимо от их тяжести. Акт подписывается Президентом и освобождает преступника от наказания, назначенного ему судом (статья 85 УК РФ). Помилование, регламентированное Конституцией Российской Федерации, Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами Российской Федерации, позволяет уменьшить срок пребывания человека в тюрьме или выпустить его из мест лишения свободы преждевременно (статья 176 УК).

В третьей части статьи 50 высшего закона РФ записано, что каждый получивший наказание преступник имеет право отправить прошение тому, кто осуществляет помилование в РФ, или просьбу о смягчении наказания. Из статьи 71 Конституции следует, что решение о помиловании находится в ведении РФ. Иными словами, это заключение выносится высшей федеральной властью страны, то есть Президентом. Это исключительное конституционное полномочие российского лидера в соответствии со статьей 89 главного Закона России.

Прерогатива главы государства

Только Президент РФ осуществляет помилование, и эта мера позволяет смягчить наказание. В случае, если помиловали лицо, которое уже отбыло назначенное наказание, с него досрочно снимается судимость. Глава государства может не только смягчить наказание, но и полностью освободить человека от него.

Помилование и амнистия

Между этими понятиями есть четкие различия, которые надо понимать. Амнистия предполагает милосердную меру по отношению одновременно к нескольким людям за понесенные определенные преступления. Помилование в уголовном праве (статья 85 УК РФ) выносится в индивидуальном порядке в отношении конкретного лица. При этом акт о помиловании, подписанный Президентом, не может быть нормативным, он носит характер исключительно правоприменения.

  1. Само по себе помилование не противоречит и не устраняет факт совершенного преступления, которое было доказано.
  2. Помилование не может влиять на приговор судебных органов.
  3. Акт помилования не предполагает реабилитации для осужденных лиц.
  4. Помилование применяется в отношении осужденного человека и является специфическим типом освобождения этого человека от назначенного ему судом уголовного наказания.

Кого помилует и не помилует Президент

Указ Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (далее, Указ) определяет, кто может быть помилован. Это лица, отбывающие наказание в России:

  • резиденты, осужденные российскими судами, совершившие уголовное преступление;
  • лица, осужденные судами иностранного государства;
  • граждане, отбывшие назначенное судами наказание и имеющие неснятую судимость.

Президент РФ объявляет амнистию, осуществляет помилование осужденных, если имеются серьезные основания и веские на то причины. Помилование не применяется:

  • к осужденным, совершившим умышленное преступление в назначенный для них судом испытательный срок условного осуждения;
  • к лицам, злостно нарушающим регламент отбывания наказания;
  • к ранее освобождавшимся условно-досрочно, по амнистии или по акту помилования;
  • к тем людям, к которым судом выносился приговор о более мягком наказании за ранее совершенные правонарушения.

Инструкции и методика, обеспечивающие деятельность комиссий по вопросам помилования по всей стране, разрабатываются и контролируются Управлением Президента по обеспечению конституционных прав граждан. Этот орган также занимается подготовкой проектов решений, вынесенных российским лидером.

Статья 50: достоин ли преступник помилования?

В соответствии с этой статьей Конституции РФ, о помиловании может просить каждый, кого осудили.

Тем не менее, у законопослушных граждан всегда возникает правомерный вопрос: достоин ли преступник помилования? Здесь необходимо понимание того, что сегодня в местах заключения пребывают и беременные, и многодетные матери, и инвалиды с пенсионерами, а также тяжелобольные, для которых смягчение наказания является острой необходимостью.

Решения по результату рассмотрения ходатайства о помиловании

В соответствии с Конституцией РФ, помилование осуществляет Президент, и результатом является одно из следующих решений:

  1. Снятие судимости.
  2. Освобождение лица от отбывания оставшегося срока наказания.
  3. Сокращение части наказания, которая еще не была отбыта.
  4. Замена назначенного наказания (его части, которая не была отбыта) на более мягкую меру.
  5. Освобождение от дополнительного наказания, если оно еще не исполнялось.

Как подается ходатайство о помиловании и какими этапами

Регламент предоставления и хода рассмотрения прошений осужденных о помиловании определен к Указе РФ (см. выше). Для этого осужденному необходимо подать письменное заявление в адрес Президента РФ.

Оно не имеет строгой формы, и каждый человек пишет ходатайство в произвольно, самостоятельно описывая личную ситуацию и обстоятельства, в связи с которыми он обращается к главе государства с этой просьбой. В названном документе также необходимо уточнить обстоятельства совершения преступления именно в том виде, как их определил суд.

Дальнейший путь ходатайства и дополнительных документов, предусмотренных Указом, лежит в администрацию исправительного учреждения, в день подачи оно регистрируется в специальном журнале. По личной просьбе осужденного к ходатайству могут прилагаться и другие материалы, имеющие существенное значееие для процесса принятия решения о помиловании. Тот факт, что ходатайство о помиловании передано для дальнейшего рассмотрения, осужденный может понять, расписываясь на копии сопроводительного письма.

Весь пакет документов направляется в территориальное управление уголовно-исполнительной системы, проверяется на полноту и качество представленных документов, регистрируется и направляется в специальную Комиссию, рассматривающую вопросы о помиловании граждан.

Этот орган в течение 30 дней со дня получения прошения предоставляет высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору региона) заключение - стоит этого человека помиловать или нет.

После чего в течение 15 дней губернатор выносит Президенту РФ свой вердикт - помиловать или нет. Он прилагает к своему заключению все документы в полном объеме, рисует полноценную, правдивую картину произошедшего.

Глава государства предоставляет ответ в течение двух дней.

Помиловать или нет: на что обращают внимание?

При решении органами власти такого важного вопроса, как помилование, помимо прочих, особенных, принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Сроки отбытого в колонии наказания.
  2. Тяжесть совершенного преступления, степень опасности осужденного для общества.
  3. Особенности поведения гражданина при исполнении наказания и при пребывании в месте заключения.
  4. Совершал ли осужденный преступления в период условного осуждения, если такое было назначено ранее.
  5. Была ли применена к нему амнистия или помилование за ранее совершенное правонарушение.
  6. Был ли возмещен материальный ущерб от совершенного преступления.
  7. Особенности личности, состояние его здоровья, семейное положение и возраст, был ли ранее судим.

Если Президент РФ осуществляет помилование, то подписанный соответствующий акт направляется губернатору субъекта РФ, в МВД, в территориальный орган юстиции, а также в администрацию места пребывания осужденного.

Отказ Президента РФ в подписании ходатайства о помиловании в письменной форме отправляется осужденному, и повторное рассмотрение обращения с ходатайством возможно только через год, кроме особых случаев.

Ходатайство о помиловании может быть подано на имя Президента РФ и начальнику исправительного учреждения. На практике, любой поданный родными и близкими документ или обращение обязательно рассматривается, регистрируется и принимается во внимание. Родственники могут подать обращение после ходатайства от самого осужденного.

Стоит делать акцент на заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать особые, важные обстоятельства, в связи с которыми он может и должен быть помилован.

Родственники могут поинтересоваться о статусе отправки материалов, а также о стадии их рассмотрения.

Кому повезет?

Всех помиловать невозможно, но если ваш родной человек ни в чем не виноват, вы должны постараться убедить в его невиновности того, кто осуществляет помилование в РФ. Статьи, регламентирующие подачу соответствующего ходатайства в 2018 году, не претерпели изменений по сравнению с прошлым годом. Правоохранительная и судебная системы зачастую принимают во внимание не все факторы виновности человека, и решения об осуждении могут быть несправедливы и неоправданны. Подать ходатайство может и сам осужденный, и его родственники. Описывайте подробно все факторы и причины, почему именно вашему родственнику так важно быть помилованным. Ищите весомые доводы для помилования.

В РФ акт помилования, конечно, выдается не каждому. Вряд ли каждому рядовому заключенному можно рассчитывать на милость главы государства без веских причин. Прошение проходит много инстанций, и хорошо, если наряду с ходатайством от осужденного будет предоставлено ходатайство от его родителей, в котором обозначились бы самые веские причины для помилования.

Безупречное поведение - залог хорошего отношения, и не только для заключенных. Правительство РФ осуществляет помилование тех, кто хорошо себя проявил, приобрел хорошую репутацию, ранее не привлекался к уголовной ответственности.

Какие нужны документы

Внимательно ознакомьтесь с пакетом документов, который передается тому, кто осуществляет помилование в РФ. Образец прошения представлен на фото.

Осужденный самостоятельно не может заниматься сбором необходимой документации в рамках ходатайства о помиловании. Учреждение (место лишения свободы или колония) само отвечает за сбор всех необходимых документов.

В отношении осужденного собирают следующий пакет бумаг (нужны и оригиналы, и копия каждого из бумаг):

  • характеристика и анкета заключенного-просителя о помиловании;
  • извещение, которое содержит информацию о дате вступления в силу вынесенного человеку судебного приговора;
  • медицинская справка о состоянии здоровья осужденного;
  • бумаги, в которых отражено отсутствие материальных претензий в отношении заключенного;
  • сведения о применяемых к заключенному административных мер, УДО;
  • представление о помиловании.

Итоги

В целом период рассмотрения прошения занимает около пятидесяти дней. Это не простой процесс, поэтому ходатайство о помиловании проходит через большое количество госорганов. Подающие ходатайство должны осознавать, что возможность помилования присутствует не всегда, важно заранее собрать максимальное количество аргументов в пользу осужденного, дабы смягчить меру наказания.

Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. "в" ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. "ж" ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК "О подготовке материалов на помилование" предлагалось "исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом". 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо - и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

По законам Российской Федерации президент вправе сократить срок отбывания наказания или вовсе избавить осужденного от обязанности исполнить приговор, такая процедура называется помилованием. Как получить снисхождение первого лица государства, как написать прошение о помиловании президенту России и каковы шансы у тех, кто имел в прошлом проблемы с законом, читайте в этой статье.

Что означает помилование

Согласно части 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный россиянин вправе просить о помиловании, что означает улучшение положение лица, в отношении которого имеется вступивший в силу приговор. Ходатайствовать о таком снисхождении можно лишь тем, кому наказание назначено и его необходимо отбыть, в этом отличие от амнистирования.

Вследствие издания акта об амнистии к какому-либо празднику, памятной дате и т.д. человека могут освободить от отбывания наказания, о чем будет указано в приговоре. Аналогичной ситуацией, когда человек признается виновным, но от наказания освобождается, может быть истечение срока давности привлечения к ответственности. При таких обстоятельствах, когда приговор есть, а наказания нет, помилование невозможно.

В соответствии с Конституцией РФ и уголовным законом, человек имеет право обратиться с просьбой о помиловании по любому уголовному делу, будь то кража или жестокое убийство с квалифицирующими признаками, вне зависимости от вида и длительности назначенного наказания. О чем можно просить? По смыслу законодательства, лицо вправе обратиться со следующей просьбой:

  • освободить полностью от дальнейшего отбывания наказания. Пример: Чурову Е.Н. назначено к отбытию 5 лет лишения свободы, 2 из которых он отбыл. Обратившись к Президенту РФ с прошением, Чуров был помилован и освобожден от отбывания оставшихся 3-х лет изоляции.
  • смягчить наказание, заменив его полностью (или неотбытую часть) на более мягкое – исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, штраф. Пример: Еремин К.А. был осужден приговором за умышленное причинение телесных повреждений своему напарнику по работе, было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы. Из них уже 7 лет Еремин отбыл в колонии, а оставшийся год ему актом помилования был заменен на 1 год исправительных работ.
  • сократить срок пребывания в колонии, не меняя наказание в виде лишения свободы на другое. Пример: когда осужденному назначили 10 лет лишения свободы, но потом по ходатайству удалось добиться снисхождения, уменьшить этот срок до 8-ми с половиной лет.

Кроме перечисленного, можно обратиться с ходатайством о досрочном снятии судимости, если человек уже отбыл наказание. По закону, в течение определенного времени (в зависимости от категории преступления), за осужденным и уже отбывшим наказание сохраняется судимость - подробнее можно прочесть . В этой публикации мы подробно рассказывали, как обратиться к суду с ходатайством о досрочном снятии судимости. Между тем, у каждого человека есть возможность составить ходатайство аналогичного содержания, направив его не в суд, а Президенту.

Пример . Лаврентьев П.А. отбыл наказание в виде лишения свободы, освободился из исправительного учреждения 01.10.2015. Лаврентьев был осужден за разбой, что означало 8 лет погашения судимости с указанной даты. Не желая дожидаться окончания срока погашения судимости, Лаврентьев обратился в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости, однако ему отказали. Позже Лаврентьев решил написать главе государства, его просьба была удовлетворена, судимость была досрочно снята.

Поскольку просить о помиловании является конституционным правом любого россиянина, препятствовать реализации этой возможности ни при каких обстоятельствах нельзя. К примеру, администрация учреждения, где отбывает наказание осужденный, не вправе отказывать в регистрации поступившего ходатайства от осужденного.

Согласно законам России, помилование может осуществить исключительно Президент Российской Федерации, никто иной. Даже по его поручению, или от его имени никакое должностное лицо не вправе проявить конституционное милосердие к осужденному. В отличие от акта амнистии, который распространяет свое действие на группу людей, походящих по определенным признакам (инвалиды, женщины, несовершеннолетние, условно приговоренные и т.д.), акт помилования относится только к конкретному одному человеку индивидуально.

Процедура происходит в следующем порядке:

  1. Составление письменного ходатайства.
  2. Направление его на рассмотрение.
  3. Получение результата.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Образец прошения (ходатайства) о помиловании

Несмотря на то, что особенных требований к его написанию не предусмотрено, лучше воспользоваться образцом:

Президенту Российской Федерации

От осужденного Попова Максима Георгиевича,
28.09.1966 года рождения,
отбывающего наказание в ФКУ УФСИН России
по Иркутской области ИК № 8,
г. Иркутск, ул. Строителей, д. 345, отряд 7

Ходатайство
о помиловании

Приговором Иркутского областного суда от 20.01.2008 года я, Попов Максим Георгиевич, был осужден по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В ходе судебного заседания я вину в содеянном не признал, но вскоре после прибытия в колонию особого режима я осознал, что совершил чудовищную ошибку, результатом которой стала смерть двух моих близких лиц. Не буду писать, сколько раз за все эти годы (10 лет) корил себя за то, что сделал. Я искреннее раскаиваюсь в том, что лишил жизни двух моих самых любимых женщин – супругу и дочь, по каким-то нелепым причинам не смог предотвратить трагедию. За время, проведенное в одиночной камере, я осознал, что мне нет прощения. Я понимаю, что должен нести наказание, строгое из всех возможных. В то же время, пребывая в пожизненной изоляции от мира, я чувствую себя обреченным на смерть, смысл жизни для меня потерян.

Учитывая то, что уже на сегодняшний день я не представляю какой-либо опасности для общества, законопослушание для меня – норма жизни, я все еще надеюсь на то, что когда-нибудь я буду освобожден. Именно поэтому я прошу Вас о снисхождении и замене мне пожизненного наказания на конкретный срок лишения свободы, в течение которого мое поведение будет безупречным. В будущем я намерен быть полезным обществу, трудоустроиться и больше не допускать каких-либо правонарушений.

На основании изложенного, в соответствии с положениями ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, ст. 50 Конституции РФ,

о помиловании и о замене пожизненного наказания на 20 лет лишения свободы в ИК особого режима.

Приложение: копия вступившего в законную силу приговора на 30 листах, характеристика из ИК № 8 ФКУ УФСИН России по Иркутской области, справка о состоянии здоровья.

Попов М.Г., 09.10.2018

Исходя из практики, чаще всего лицам, приговоренным пожизненно, действительно заменяют наказание на лишение свободы в течение определенного срока – чаще всего на 25 лет.

Из приведенного выше ходатайства видно, что осужденный пытается в письме о помиловании обратить внимание на то, что он раскаялся в содеянном, встал на путь исправления. Он заверяет, что никогда больше не преступит закон. Признание вины - не обязательный критерий, который должен быть в ходатайстве. Вместе с тем, когда речь идет о раскаянии, оно не может быть искренним без осознания своей виновности, поэтому отношение к содеянному, по нашему мнению, в тексте должно быть отражено.

В целом, обстоятельства, которые могут быть изложены в прошении, в каждом индивидуальном случае могут быть разными – ведь жестких требований к составлению обращения нет, мы уже об этом писали. Могут быть указаны факты из биографии о тех заслугах, которые были оценены как до осуждения, так и после него, о работе или общественно –полезном труде, о поощрениях и отсутствии взысканий в колонии и т.д. Для тех, кто осужден к условному сроку и просит о помиловании в виде снятия судимости досрочно, достаточным аргументом может быть участие в благотворительных акциях, общественных движениях и т.д.

Пример . Осужденный к пяти годам лишения свободы Карпов А.В. отбыл наказание полностью, освободился из колонии общего режима в феврале 2017 года. Карпов был признан виновным в незаконном хранении и распространении довольно крупной партии наркотиков, когда-то сам был наркотически зависимым человеком. Выйдя на свободы, Карпов создал сообщество «Нет наркомании», в которое за год вступило более 300 человек из его родного города. Карпов организовал посильную помощь тем, кто не мог избавиться от зависимости, но хотел начать новую жизнь. Через год после освобождения Карпов написал президенту ходатайство о помиловании, указав все свои достижения и реальные доказательства исправления. Судимость, длительность которой составляла 10 лет, с него была снята досрочно.

Таким образом, причины, по которым действительно можно сделать вывод об исправлении осужденного, должны быть явными и вескими. Голословное утверждение не может служить доводом в пользу просящего.

Пример . Герасимов К.В. был осужден за разбой к длительному сроку в виде лишения свободы. За 2 года до освобождения он решил обратиться к Президенту, чтобы оставшийся срок заменили на другой вид наказания. В письме Герасимов указал, что в колонии трудоустроен, на иждивении у него двое малолетних детей, он страдает заболеванием и для него становится невыносимым времяпровождение в стенах колонии. Осужденный не счел необходимым приобщить к ходатайству копии свидетельств о рождении и сведения о том, что причиненный потерпевшим вред заглажен, колония такими сведениями не располагала. Ему отказали в помиловании, поскольку одних лишь сведений о здоровье оказалось недостаточным.

Исходя из примера, можно сделать вывод – более внимательно рассмотрят именно те обращения, которые максимально подкреплены материалами и документами, подтверждающими написанное. Ко всему прочему, администрация исправительного учреждения обязана представить свои объективные данные - характеристика, лист поощрений и взысканий, сведения о помещении в ШИЗО и т.д. Иногда материал по помилованию составляет несколько томов.

Процедура рассмотрения

Порядок определен специальным Указом Президента РФ от 28.12.2001 №1500, где подробно описана процедура принятия решения по заявлениям о помиловании.

В настоящее время, согласно Положению, утвержденному этим Указом, в пределах каждой области или края России созданы специальные комиссии, в состав которой входят не менее 11 человек с высшим образованием, пользующихся особым уважением у населения. Эти комиссии принимают предварительное решение по поступившему ходатайству , составляют заключение о его обоснованности. Этим же Положением упразднены действующие до 2001 года комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Вопрос:
Предположим, осужденный составил прошение о помиловании, куда его направить?

Положение предусматривает, что ходатайство лица, содержащегося в условиях изоляции от общества, должно быть зарегистрировано в администрации колонии или СИЗО (в зависимости от места нахождения заявителя). После чего заявление направляется в Управление ФСИН по области, к нему приобщаются все имеющие значение документы: приговоры, последующие решения судов различных инстанций, сведения о состоянии здоровья, характеристика за время нахождения в изоляции – то есть все те сведения, которые есть в учреждении. При этом осужденного письменно уведомляют об отправлении заявления в УФСИН (копия в обязательном порядке направляется прокурору).

Недопустим не только отказ в принятии ходатайства, но и отказ в отправлении корреспонденции такого рода.

В некоторых случаях осужденный обращается к администрации ИК с просьбой о приобщении тех или иных документов, которые важны для разрешения вопроса о помиловании, но по каким-то причинам отсутствуют на руках у человека. Это допустимо, и администрация не вправе отказать в предоставлении имеющихся в ее распоряжении характеризующих материалов.

Когда о помиловании просит условно осужденный , его заявление регистрируется в уголовно-исполнительной инспекции, а затем направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы региона.

Если уже отбывший наказание заявитель просит о снятии судимости , свое обращение он направляет напрямую в комиссию, адрес которой можно узнать на сайте регионального Правительства. К примеру, комиссия по Московской области находится на Проспекте Мира, д. 72. можно узнать информацию о ее составе, датах заседания и лицах, рекомендованных к помилованию.

Заявление осужденного лица, содержащегося в местах лишения свободы, вместе с дополнительно собранным материалом должно быть направлено в территориальный орган исполнения наказания (обычно это Управление УФСИН по области, краю) в течение 10 или 20 дней (по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести или о тяжких преступлениях соответственно). Если по каким-то причинам администрация не направила материал на помилование (к примеру, это выяснилось после запроса в УФСИН), необходимо обжаловать действия должностных лиц в прокуратуру или в суд.

Документы, поступившие в Управление ФСИН из колонии, должны быть направлены в комиссию не позднее, чем в течение недели. Кроме того, на ФСИН возложена обязанность каждый месяц сообщать достоверные сведения обо всех поступивших обращениях такого характера в Администрацию Президента, сотрудники которой формируют квартальный отчет по сведениям о прошениях для первого лица государства.

Обязанность комиссии – в течение месяца подготовить заключение о возможности или невозможности удовлетворения просьбы осужденного . По сути, такое заключение имеет первостепенное значение для решения судьбы человека, ходатайствовавшего о снисхождении, поскольку положительное решение в дальнейшем может быть принято именно по тому ходатайству, которое получило одобрение у комиссии.

В Положении о порядке помилования приведен перечень обстоятельств, которые всегда учитываются комиссиями при даче заключения:

  • характер и степень опасности преступления . Так, на удовлетворение прошения скорее могут рассчитывать осужденные за преступления небольшой тяжести, без применения насилия, а также за неосторожные деяния;
  • поведение заявителя в колонии – наличие даже мелких нарушений порядка отбывания может стать решающим фактором для отказа в удовлетворении ходатайства;
  • срок отбытого наказания – шансов больше у тех осужденных, которые ко времени направления ходатайства уже отбыли лишение свободы более, чем 2/3 от общего срока;
  • возмещение вреда, причиненного преступлением . Большим плюсом для характеристики осужденного всегда считается полное возмещение ущерба, причиненного корыстным преступлением (кражей, мошенничеством и т.д.). По остальным категориям деяний положительным критерием для заключенного, безусловно, считается возмещение морального вреда (например, когда вследствие избиения возмещена добровольно возмещена стоимость лечения и реабилитации);
  • сведения о здоровье (инвалидность, серьезное заболевание), о семье (некому осуществлять уход за родителями или детьми).

Могут быть учтены и другие важные сведения, в том числе и характеристики от других лиц – соседей, работодателя, из учебного заведения и т.д. Все обращения от родственников и близких тоже принимаются во внимание и могут быть рассмотрены наряду с основным заявлением осужденного. Кроме того, по инициативе комиссии может быть сделан запрос в учреждение ФСИН о представлении дополнительных документов. Такой запрос для колонии обязателен к выполнению в срок до 10 дней.

Заключение комиссии направляется высшему должностному лицу региона – обычно таковым является Председатель Правительства, Губернатор или Глава муниципального образования. В свою очередь, высшее должностное лицо исполнительного органа области или края вносит предложение Президенту РФ. Список лиц, которых сочли возможным помиловать, публикуется на сайте Правительства субъекта Российской Федерации и в других СМИ.

Указ Президента

Если принято положительное решение по ходатайству, акт помилования будет составлен в виде Указа, в котором отражаются личные данные человека и то, в чем заключается милосердие. В то же время, подробности, по каким причинам ходатайство удовлетворено, в Указе обычно не отражаются:

Указ Президента Российской Федерации

Руководствуясь ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, принципом гуманности, постановляю помиловать Петрова Андрея Николаевича, 12 декабря 1955 года рождения, осужденного приговором Пятигорского городского суда от 10.09.2008 к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, освободив его от дальнейшего отбывания наказания.

Указ вступает в законную силу со дня его подписания.

Подпись Президента, дата, номер, Москва, Кремль.

Указ рассылается нескольким адресатам:

  • для исполнения в адрес администрации исправительного учреждения,
  • в территориальное Управление ФСИН региона,
  • губернатору области (Главе муниципального образования).

Сам факт освобождения осужденного или частичного смягчения его положения не влечет возникновение у него права на реабилитацию. В то же время, человек не лишается права обжаловать давно вступивший в законную силу приговор по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке кассации или надзора. В том случае, если приговором было постановлено возместить вред потерпевшему, Указ Президента о помиловании не освобождает осужденного от такой обязанности.

Когда на помилование не стоит рассчитывать

В отличие от других правовых инструментов смягчения положения виновного лица, право помилования принадлежит всем осужденным, вне зависимости от статьи, преступления, времени осуждения, поведения человека и т.д.

К примеру, при условном наказании рассчитывать на досрочное снятие судимости возможно только после прошествии половины испытательного срока. Условно-досрочное освобождение по решению суда возможно только при примерном поведении и отбытии не менее половины срока наказания за тяжкие преступления, не менее одной трети за средней тяжести деяния и т.д. Таких ограничений при обращении осужденных к президенту с просьбой о помиловании не существует, могут обращаться даже те, кто приговорен к пожизненному заключению (как в приведенном нами образце ходатайства).

Получается, что в уголовном законе прямо не отражены ограничения, при несоблюдении которых помилование невозможно. Вместе с тем, в Положении, утвержденном в 2001 году, обращено внимание, что помилованию, как правило, не подлежат :

1. лица, которые умышленно преступили закон в период условного срока.

Пример . Морозов А.С. осужден приговором от 01.03.2017 к 2 годам лишения свободы за кражу, в соответствии со ст. 73 УК РФ ему назначен испытательный срок 2 года. Первого марта 2018 года Морозов совершил грабеж, в этой связи был вынесен второй приговор, которым условное осуждение было отменено, Морозова направили в колонию общего режима на 3 года. Его ходатайство о помиловании комиссией не было рекомендовано к рассмотрению.

В то же время, следует иметь в виду, что в похожей ситуации при совершении повторного неосторожного преступления прошение может быть удовлетворено. Например, когда в период испытательного срока совершено неосторожное причинение вреда или ДТП с причинением телесных повреждений тяжкого характера.

2. лица, злостно нарушающие порядок отбывания наказания. Как мы уже обращали внимание читателя, к каждому ходатайству администрация СИЗО или колонии обязана приобщать характеризующие данные на заявителя. Если в этих документах содержатся сведения о систематическом нарушении порядка пребывания в исправительном учреждении, неоднократном помещении в ШИЗО и взысканиях, последует отказ в помиловании.

3. лица, которые ранее освобождались условно-досрочно судом.

Пример . Если Иванов Е.Н. был освобожден по УДО на три года раньше назначенного срока, и в течение этих лет совершил новое преступление, шансов получить снисхождение от имени Президента РФ у него немного. То же самое касается и тех, кто ранее подпадал под действие амнистий и снова нарушает закон.

4. лица, которые уже были помилованы ранее.

Пример . Если в 2002 году Президент РФ издал Указ об освобождении Миронова П.Р. от дальнейшего наказания, но через 5 лет Миронов совершил новое преступление, его ходатайство признают нецелесообразным у удовлетворению.

5. лица, которым ранее неотбытая часть лишения свободы заменялась на более мягкое наказание (неважно, на каком основании – по судебному решению или по Указу Президента).

Пример . Если Гусеву А.П. в 2010 году судебным постановлением были заменены 2 года лишения свободы на исправительные работы, на снисхождение по повторному преступлению он может не рассчитывать.

Насколько перечисленные требования к кандидату на помилование обязательны, судить трудно. Эти критерии носят скорее рекомендательный характер, и их в большинстве случаев действительно придерживаются члены комиссии. Вместе с тем, прямого запрета освободить от наказания человека, который когда-то давно «попадал» под амнистию, в законе не имеется. Следовательно, в исключительных случаях такие осужденные могут добиться льготы.

Необходимо отметить, что статистика удовлетворенных Президентом прошений говорит о строго избирательном подходе, поскольку милосердие проявляется далеко не ко всем заявителям. Общая статистика последних лет говорит о том, что удовлетворяются только 7-12% ходатайств , признанных комиссиями целесообразными.

Ранее, до 2001 года, показатель был в разы выше. Возможно, уменьшение общего количества помилованных за последние 15-17 лет связан с довольно высоким показателем преступности в России и увеличением количества самых тяжких преступлений – в сфере незаконного оборота наркотиков, против половой неприкосновенности несовершеннолетних и т.д. Специалисты уголовного права объясняют небольшой процент удовлетворенных прошений тем, что акт милосердия не может быть массовым и должен носить исключительный характер.

Если после того, как ходатайство комиссией признано целесообразным, в его удовлетворении было отказано Президентом РФ, об этом будет сообщено письменно высшим должностным лицом субъекта РФ или председателем комиссии.

После отказа осужденный вправе обратиться с вопросом о помиловании только через год . Кроме того, отказ может быть обжалован в Верховный суд РФ в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства).

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
    • Понятие уголовного права, его предмет и система
    • Методы уголовного права
      • Метод уголовно-правового регулирования
    • Задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
    • Понятие и виды уголовно-правовых отношений
    • Понятие и виды уголовной ответственности
    • Основание уголовной ответственности
    • Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
      • Обязательные работы несовершеннолетних
      • Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Помилование

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст. 89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки. При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств. Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает. В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением. Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г. «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст. 113 УИК РФ). К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены. Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 - освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.
  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании. Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам. При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст. 59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г. было помиловано 12 843 чел. В 2001 г. осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: