Основные главы конституции рф кратко. Главы конституции рф

ОТВЕТ НА ВОПРОС
Ангелина Полюхович
Мыслитель (5567)
22
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
какие в составе Российской Федерации находятся субъекты. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.Судьи неприкосновенны.Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Текст Ст. 1 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к Ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Эта статья в наиболее общем виде закрепляет обобщенную характеристику российского государства и является ярким примером нормы-дефиниции (краткое определение, отражающее существенные признаки предмета), присущей отечественному конституционному праву, особенно первой главе Основного закона. Рассмотрим подробнее каждый из принципов, сформулированных в статье 1 Конституции России.

Демократическое государство. Как известно, демократия (от гр. demos — народ, kratos — власть) — это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе (см. и ). При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством.

Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорциональной избирательной системы и увеличения порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от непосредственного избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты Парламента (см. комментарий ко второму разделу Конституции) — свидетельство частичного отказа от ряда преимуществ демократического режима.

Помимо названных признаков, демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. С формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены (см. и ), однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

Федеративное государство. Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные (от лат. foederatio — союз, объединение), т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли, и т.д.), и унитарные (от лат. unitas — единство), т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства, например Италия, Испания, находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.

При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует четкий набор факторов, определяющих тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия. Исторически процесс формирования унитарных и федеративных государств по времени различен. Те европейские государства, в которых процесс формирования централизованного государства завершился в XVI-XVIII вв., оформились как унитарные (Франция, Великобритания, Россия). А те страны, где этот процесс пришелся на рубеж XVIII-XX столетий или подвергся некоторым внешним воздействиям, как, например, США, ФРГ или Швейцария, превратились в федеративные государства. Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалась как жестко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофированное толкование принципа самоопределения наций.

В результате на развалинах Российской империи образовались самостоятельные государства: БССР, УССР, ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалась уникальное по своей организации государство — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика*(6). Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований — автономные республики, автономные области, национальные (позже автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. в АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной Конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, — т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.

Поэтому, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны: республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей, за исключением Еврейской, были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения, Москва и Санкт-Петербург, остальные девять автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации, — был заключен так называемый Федеративный договор (точнее, три договора; подробнее см. комментарий ко второму разделу Конституции), согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.

Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание центральной властью республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991 г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна сторона его не денонсировала)*(7). Поэтому перед авторами Конституции стояла трудная задача. С одной стороны, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Россия объявлялась суверенным государством и эта норма в соответствии с общемировой практикой должна была получить закрепление именно в первой статье Конституции. С другой — объявление всех субъектов равноправными между собой и во взаимоотношениях с центральной властью (см. ) требовало одностороннего отказа от суверенитета республик в составе Российской Федерации. Тогда авторы Конституции пошли по компромиссному пути взаимного «отказа» от суверенитета: России — в первой статье Конституции, а республик — в пятой. При этом, разумеется, Россия объявлялась суверенным государством, но косвенным образом, путем закрепления отдельных его признаков (см.

— основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Принимают, изменяют и отменяют конституцию особым порядком. Она закрепляет основы организации государства и его отношения с обществом и индивидами.

Конституция обычно принимается после существенных изменений в политическом и социально-экономическом положении страны. Она юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Российская Конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она подвела итог изменениям в политической, социальной, экономической сферах нашей страны, стала Основным законом нового государства — Российской Федерации.

Сколько глав в Конституции РФ?

Состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;
  • 2-я глава — ;
  • 3-я глава — федеративное устройство;
  • 4-я глава — президент Российской Федерации;
  • 5-я глава — федеральное собрание;
  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;
  • 7-я глава — судебная власть;
  • 8-я глава — местное самоуправление;
  • 9-я глава — конституционные поправки и .

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Структура , т.е. порядок расположения глав (разделов), играет немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции. Конституции разных стран различны по структуре. Это объясняется формой правления в стране, существующим политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции и иными факторами. Но в структуре конституций много общего. Так, структуру большинства конституций можно свести к следующим элементам: преамбула (введение), основные положения, заключительные, переходные и дополнительные положения, могут быть приложения.

Преамбула - это важная часть конституции, в которой указываются цели принятия конституции, описываются исторические условия принятия конституции, кратко излагается исторический путь, пройденный народом, могут провозглашаться основные права и свободы. Например, преамбула Конституции РФ является органической частью текста Конституции РФ, она поясняет смысл Конституции РФ.

Основная часть конституции состоит из глав, закрепляющих основы конституционного строя, глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о территориальном устройстве, о системе органов государственной власти и их взаимодействии, об органах местного самоуправления, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Например, в главе 1 Конституции РФ закрепляются принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включены статьи, касающиеся всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Права и свободы признаются Конституцией РФ непосредственно действующими, т.е. поведение человека, реализующего их, является правомерным. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет Россию как федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Федеративное устройство государства основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти и строится на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» закрепляет правовое положение и полномочия Президента РФ.

Соответственно глава 5 «Федеральное Собрание» , глава 6 «Правительство Российской Федерации» , глава 7 «Судебная власть» посвящены системе органов государственной власти РФ.

В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» определяется, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» закреплена процедура изменения конституции.

Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяются порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ. Со временем заключительные и переходные положения утрачивают силу ввиду преодоления переходного периода.

Таким образом, структурно Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых 9 глав, второй раздел не поделен на главы. В Конституции РФ 137 статей.

Содержание, структура и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции , которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьян, Э. Э. Баринов, С. А. Денисов, А. А. Кондрашов, В. А. Лебедев, Н. В. Щербакова и др.). При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть ее содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Вес это даст прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.

Конституция РФ — это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и исчерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма Конституции

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.

Структура Конституции

Г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верховенства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, гак и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.

Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Глава 3 «Федеративное устройство» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративных отношениях. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Главы 4-7 («Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организации и функционирования местного самоуправления, организационно-правовые формы и гарантии его осуществления.

Раздел первый завершается главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции », в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В п. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п. 3-6 говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.

В п. 7-9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Преамбулы и двух разделов .

В Преамбуле провозглашается , что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей , закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

1)Преамбула

2)Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16);

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64);

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79);

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93);

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109);

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117);

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129);

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133);

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

3)Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1)Верховенство Конституции (государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции)

2)Высшая юридическая сила Конституции. (все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции)

3) Центральное место во всей правовой системе (Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов)

4) Особая охрана Конституции (В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу)

5) Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

Особенности Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер; особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

КОНСТИТУЦИЯ РФ

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального. экономического и политического устройства. "

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54.8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией. Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свободвысшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадле-жащей\"ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима;

д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

е)свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом,равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирова-на). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, ут-

КОНСТИТУЦИЯ РФ

верждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство\"Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее \"/д членов СФ или депутатов ГД.

В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.. .

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более \" /, избирателей. !.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. \".

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора,других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИЯ РФ" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИЯ - КОНСТИТУЦИЯ. (от лат. constitutio состояние, сложение, свойство), качества организма, телосложение и т. п., гл. обр. те свойства индивидуума, которые влияют на возникновение и течение б ней. К конституции человека издавна причисляют также его… … Большая медицинская энциклопедия

    Различные версии конституции ЕС Конституция ЕС (полное официальное название Договор о введении Конституции для Европы) международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС … Википедия

    - (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы… … Политология. Словарь.

    Лат. constitutio, от constituere, ставить, устанавливать. а) Собрание основных законов государства. В тесном смысле, государственный акт, которым определяются пределы власти правительства над подданными. b) Телосложение. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    конституция - и. ж. constitution f., constitutio, > пол. konstitucuja, нем. Constitution. Общие особенности организма; телосложение. Сл. 18. Леопольд в письме от 15 го, экскузуется далее путь предприять, понеже конституция тела его стужи снесть.. не может … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (латинское constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также… … Современная энциклопедия

    - (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.… … Большой Энциклопедический словарь

    Основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное… … Финансовый словарь

    Пишите коротко и неясно. Наполеон I составителям конституции Чтобы она была еще хуже, конституцию постоянно следует улучшать. Мечислав Шарган В каждом творце конституции прячется утопист. Фрэнк Маньюэл Где законы могут быть нарушены под предлогом … Сводная энциклопедия афоризмов

    Фигура, склад, комплекция, структура, стать, телосложение, основной закон, сложение, формы, строение Словарь русских синонимов. конституция 1. основной закон 2. см. сложение Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: