Права человека в процессе глобализации. Права человека в условиях глобализации. Научная и обзорная литература

Интернационализация прав человека. С середины XX в. начинается
новый этап, давший интенсивный импульс распространению прав че-
ловека - этап интернационализации. Их форсированное международ-
ное развитие происходило по ряду причин, отчасти по политическим
мотивам, а также под влиянием гуманитарной катастрофы Второй ми-
ровой войны и в связи с крушением колониальной системы. Права
человека вновь стали лозунгом, под которым осуществлялась борьба с
тоталитарными идеологиями и государственными режимами, против
всякой диктатуры и неограниченного насилия.

В этот период права человека особенно динамично выходят за пре-
делы собственно европейского пространства и появляются в законо-
дательстве и отчасти в практике стран, освободившихся от колониаль-
ной и иной зависимости. Права человека и народов сопровождают
процесс деколонизации (1945-1960). Это не означает, что незападные
страны познакомились с данным институтом только в указанный пе-
риод. Колониализм много ранее наглядно демонстрировал европей-

! Миронов Б.Н. Указ. соч С. 175,182, 303.


152 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ский стандарт жизни, действие конституционно-демократических
прав, защищавших интересы собственников и достоинство каждого
гражданина, плюрализм политической жизни, ограничение роли ре-
лигии и т.п., в течение всего своего существования в этих странах.
В конце XIX в. благодаря усилиям национальной элиты, получившей
европейское образование и реально оценившей преимущества демо-
кратических инструментов, в них начались постепенные преобразова-
ния, которые ускорили свою динамику особенно зримо в период рас-
пада колониальной системы.

После Второй мировой войны отмечается активное правотворчест-
во в области прав человека во всем мире, национальные системы осу-
ществляют поиск оптимальных моделей, обращаются к международ-
ной практике, обмениваются собственным опытом. Правам человека
посвящаются первые статьи и пространные разделы конституций.
Так, практически треть от общего объема статей Конституции Италии
1947 г., Конституции Испании 1978 г., Конституции Венесуэлы 1999 г.
касаются прав человека, причем каталог последних выходит далеко за
пределы их классического перечня.

Национальные правовые системы фиксируют не только собствен-
ные наработки в деле защиты прав человека, но и широко используют
нормативный и доктринальный положительный опыт зарубежных
стран. Конституционные тексты, созданные в это время, заметно одно-
типны, законодатели пользуются унифицированными формулировка-
ми. Профессор В.В. Маклаков отмечает, что «появление какого-либо
нового вида прав в одной стране рано или поздно влечет появление
такого же или подобного вида в другой»". Использование как между-
народной практики, так и зарубежного опыта становится общеприня-
тым, что позволяет более конструктивно и сообща решать массу про-
блем по защите человека.



Однако при этом наблюдаются и другие тенденции: из норматив-
ных источников постепенно исчезают некоторые виды прав первого
поколения, например право на сопротивление угнетению, право на
восстание, право народов на государственное самоопределение, т.е. те,
которые с точки зрения правительств подвергают опасности консти-
туционный правопорядок в стране.

Государства, проводя кампании конституционализации прав на
общей основе, начинают сталкиваться с большими трудностями. За-
имствование друг у друга норм, юридических конструкций и техноло-

1 Конституции зарубежных государств Учебное пособие / Под рсд В В Маклако-
ва М, 1997 С VII


§ 3 Инюрнаиионалшация и мобилизация нрав чстовска 153

гий, оказывается, не гарантирует автоматического действия прав,
поскольку невозможно перенести в новую среду механизмы функцио-
нирования. Встала проблема гарантирования прав, т.е. кардинальной
трансформации общественных отношений в сторону их благоприятст-
вования действию прав. А это является долгим процессом, требующим
времени и терпения, результаты работы отодвигаются на какую-то пер-
спективу. Все это вызывает неудовлетворенность и соответствующую
критику против идеи прав человека в целом, охлаждение к ней.

Однако подобная позиция и выводы, как представляется, торопли-
вы и не объективны. Права человека по предназначению и функциям
являются вариантом организации жизнедеятельности общества (с ак-
центом и ставкой на индивида как основного субъекта - двигателя
общественных отношений, а также как объекта (бенефициария) вни-
мания и защиты). Они связаны с фундаментальными основами бытия
и требуют перестройки базовых социальных связей по определенному
формату. Грандиозность поставленной задачи, естественно, не может
привести к моментальным успехам.

Увеличение общих черт и принципиальных установок, усиление
сходства норм о правах, механизмов и процессов их защиты, а также
использование универсальных средств международно-правового
уровня постепенно сближает национальные правовые системы, фор-
мирует единое правовое пространство и интернационализирует сферу
прав человека.

Интернационализация прав человека означает «сближение, углуб-
ление, взаимодействие, взаимное влияние»", она осуществляется в
двух основных формах - гармонизации и унификации национальных
систем. Гармонизация происходит на базе общих принципов, а унифи-
кация - путем введения в правовые системы государств единообраз-
ных норм 2 . Интернационализация прав человека является следствием
стандартизации условий и образа жизни, чему активно способствуют
политическое и экономическое сотрудничество, средства массовой ин-
формации, обмен произведениями науки, литературы и искусства, де-
ятельность международных организаций, заключение международных
договоров, прямая рецепция и конвергенция правотворчества в сфере
прав.

Интернационализация прав человека оказалась возможной благо-
даря доброй воли государств, их правительств и народов сотрудничать
во имя развития всеобщего уважения достоинства человека. С этого

" ЛукашукИИ Глобализация, государство, право, XXI век М,2000 С 3
2 См там же С 44-45


154 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека

момента становится широко известным понятие «классический пере-
чень прав человека», который характеризует содержание конституций
с позиции отражения ими идеи правочеловеческой защиты и позво-
ляющий поэтому относить режим государств к демократическим либо
ориентирующимся на демократию.

Интернационализация прав человека является следствием глав-
ным образом международного сотрудничества государств. Начало
этому этапу было положено созданием Организации Объединенных
Наций и принятием ее Устава как многостороннего договора, обязы-
вающего государства-члены соблюдать основные права и свободы ин-
дивида, не допускать какой-либо дискриминации (ст. 3,55).

Этот важный шаг стал возможным благодаря существованию дву-
сторонних международных соглашений более раннего периода, так или
иначе затрагивавших права человека, например Вестфальские догово-
ры 1648 г. о свободе вероисповедания, документы об отмене рабства
(Вашингтонский договор 1862 г., акты Брюссельских конференций
1867 и 1890 гг., Берлинские документы 1885 г., Женевская конвенция
1926 г.), нормы о законах и обычаях войны (Парижская декларация
1856 г., Женевские конвенции 1864 и 1906 гг., Гаагские конвенции
1899 и 1907 гг.), Конвенции о защите беженцев 1933 и 1938 гг. и др.

Интернационализации и прогрессу в области прав человека спо-
собствовало учреждение в 1864 г. Международного Комитета Красно-
го Креста, а в 1919 г. - Международной организации труда и Лиги
Наций. И хотя Лига Наций не ставила перед собой специальных задач
в сфере прав человека, но под ее эгидой были заключены чрезвычайно
важные соглашения, касающиеся борьбы с рабством и работорговлей,
пресечении торговли женщинами и детьми, защиты религиозных, эт-
нических и языковых меньшинств, защиты человека в период воору-
женных конфликтов и т.д. 1

Следует отметить, что, несмотря на осуществлявшееся в опреде-
ленных рамках контакты по проблемам прав человека, все-таки до
ООН цель создания единой, всесторонней международной защиты
прав не ставилась, индивидуальные права продолжали рассматривать-
ся как исключительно внутреннее дело государств. Сотрудничество
по отдельным вопросам прав человека началось с конца XIX в., а ин-
тернационализация прав как результат такого сотрудничества на по-
стоянной основе относится не ранее чем ко второй половине XX сто-
летия.

* См Права человека Учебник для вузов / Отв рсд ЕА Лукашева М, 1999
С 461-462


§ 3 Ишсрнаццоналнзация и ыобалмзация нрав человека 155

Интернационализация прав человека на международном уровне
сопровождалась развитием принципа всеобщего уважения к правам
человека, который послужил толчком для выработки ряда других ос-
новополагающих принципов: принципа равноправия и запрета дис-
криминации, принципа равенства прав мужчин и женщин, принципа
соблюдения основных прав в период чрезвычайных ситуаций и воору-
женных конфликтов и т.д. Принцип уважения прав человека сегодня
стал одним из основных в международном праве.

На Московском совещании Конференции по человеческому изме-
рению СБСЕ (сентябрь 1991 г.) было заявлено, что права человека
представляют непосредственный интерес всех государств-участников
и не относятся к числу исключительно внутренних дел того или иного
государства. Встречи на высшем уровне в Хельсинки (1992 г.) и на
уровне министров в Копенгагене (1997 г.) еще раз подтвердили заяв-
ление о приоритетности принципа уважения прав человека. Генераль-
ный секретарь ООН К. Аннан отмечал, что суверенитет государств
«никогда не предназначался для того, чтобы служить правительствам
лицензией на попрание прав человека и человеческого достоинства.
Суверенитет предполагает ответственность, а не просто власть»".

Отношения на международном уровне по правам человека укре-
пились в результате создания и деятельности межгосударственных
и общественных структур, которые организовывались специально
для сотрудничества в сфере прав человека либо включали права че-
ловека в число своих приоритетных направлений. Сегодня создана
и существует общая всемирная связь государств и народов, сотруд-
ничающих на базе общечеловеческих интересов и ценностей, т.е.
универсальная система прав человека. Действуют и региональные
системы, которые появились в силу общей социокультурной иден-
тичности тех или иных народов и отражают тенденции самоутверж-
дения цивилизаций.

Признанным лидером среди них стала ООН, которая «представля-
ет собой объединение суверенных государств, но права, для защиты
которых она существует, принадлежат народам, а не правительст-
вам» 2 . Механизм уважения и защиты прав в рамках ООН многообра-
зен. Координирующие функции выполняют главные органы (Гене-
ральная Ассамблея, ЭКОСОС), а также Генеральный секретарь и его
заместитель - Верховный комиссар ООН по правам человека. От-
дельные контрольные функции лежат на специализированных учреж-

* Аннан Кофи А Проблемы вмешательства ООН 1999 С 5
2 Там же С 13


156 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

дениях (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, др.), Комиссии по правам человека,
Комиссии по положению женщин, Комиссии по предупреждению
преступности и уголовному правосудию, Подкомиссии по поощрению
и защите прав человека. Управлении Верховного комиссара по делам
беженцев, Международном чрезвычайном фонде помощи детям и т.д.

Региональное сотрудничество по правам человека представлено
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ -
ОБСЕ), Советом Европы, Европейским союзом, Организацией амери-
канских государств, Организацией африканского единства (Африкан-
ским Союзом), Содружеством Независимых Государств, Организа-
цией Исламская конференция.

Прекращение конфронтации между Востоком и Западом способ-
ствовало установлению диалога между странами, который получил
наименование «человеческое измерение». С его помощью отношения
в сфере прав человека были деидеологизированы.

Сотрудничество по правам человека на разных уровнях осущест-
вляется в многообразных формах, прежде всего, путем выработки еди-
ных стандартов, определяющих круг прав и свобод человека. К насто-
ящему времени принято более 100 универсальных договоров и свыше
200 региональных 4 . Среди них наибольшую значимость имеют доку-
менты, разработанные под эгидой ООН: Всеобщая декларация прав
человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль-
ных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о граждан-
ских и политических правах 1966 г. и два протокола к нему (Билль о
правах человека), Конвенция о предупреждении преступлений гено-
цида и наказании за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм
расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще-
ния и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. (всего
более 90 соглашений, деклараций и других документов) 2 .

Не менее чем 90 национальных конституций, принятых после
1948 г., воспроизводят положения Всеобщей декларации прав челове-
ка и других документов Билля о правах 3 . Так, Конституция Аргенти-
ны 1833 г. в редакции 1994 г. записала: «Американская декларация
прав и обязанностей человека, Всеобщая декларация прав человека,

) См.: Словарь прав человека и народов / Отв ред. RA. Тузмухамсдов, В.И. Кузне-
цов. М., 1993. С. 118.

2 См.: Азаров Л., Ройтер В., Хюфпер К. Защита прав человека. Международные и
российские механизмы. М., 2000. С. 12.

3 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред.
Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 266.


§ 3. Ингсрнацнонализация и глобализация прав человека 157

Американская конвенция о правах человека обладают конституцион-
ным рангом и должны толковаться как дополняющие права и гаран-
тии конституции» (п. 22 ст. 75). Положения Международного билля о
правах лежат в основе универсальной концепции прав человека.

Системы регионального нормативного уровня дополняют универ-
сальные положения, а в некоторых отношениях и повышают степень
требовательности к защищенности и эффективности реализации прав
и свобод. Регионализация в сфере прав началась как реакция на уни-
версальные стандарты, которые потребовали своей адаптации к спе-
цифике культур разных стран и цивилизаций.

В Европе, естественно, принято наибольшее количество таких
норм: в рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о
защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская соци-
альная хартия 1996 г.. Европейская культурная конвенция 1954 г.,
Конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Рамочная конвенция о
защите национальных меньшинств 1997 г., Конвенция о защите чело-
веческого достоинства в связи с применением биологии и медицины
1997 г. и др.

В декабре 2000 г. Европейский Союз принял Хартию об основных
правах.

Наиболее значимыми документами по правам.человека СБСЕ -
ОБСЕ стали Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Итоговый
документ Венской встречи 1989 г., Парижская хартия для новой Евро-
пы 1990 г., документы Копенгагенского и Московского совещаний
Конференции по человеческому измерению 1990 и 1991 гг.

Стандарты прав человека разработаны и в договорной практике
участников Содружества Независимых Государств (СНГ), это: Кон-
венция о правах и основных свободах человека 1995 г., Соглашение о
помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г., Конвенция
об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшин-
ствам 1994 г. и т.п.

В других регионах мира действуют: Американская декларация
прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о пра-
вах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов
1981 г., Каирская декларация по правам человека в исламе 1990 г.,
Арабская хартия прав человека 1994 г. и др.

Закрепление в международных документах стандартов прав чело-
века имело важное значение, поскольку, во-первых, помогло сложить-
ся представлению о том, какие именно субъективные права следует
относить к категории прав человека, во-вторых, способствовало фор-
мированию универсальной и социокультурных концепций прав чело-
века, в-третьих, облегчило процесс интернационализации прав, и


158 Г iaea 3 Эволюционная динамика прав чс-ювска

в-четвертых, существенно воздействовало на улучшение ситуации с
правами человека во всем мире.

Создание универсальной концепции прав человека, ее отражение в
Международном билле, широкое использование института прав в
международной практике политических, экономических, межкультур-
ных отношений, их включение в планетарные стратегии решения все-
общих проблем, проникновение идей правочеловеческой защиты в за-
конодательство и государственно-правовую сферу практически всех
стран мира и превращение их на новой почве в фактор внутренней
жизни - свидетельства приобретения правами человека универсаль-
ного характера, их задействованности в поиске демократической мо-
дели объединения человечества.

Значимой формой сотрудничества в области прав человека стало,
принятие на себя государствами добровольных обязательств по меж-"
дународным договорам и желание их добросовестного исполнения в
рамках национальных правопорядков. Это предполагает приведение.
внутреннего законодательства в соответствие с международными тре-
бованиями, создание или реорганизацию деятельности государствен-
ных структур, совершенствование административных и судебных про-
цедур обеспечения и защиты прав человека, формирование и реализа-
цию государственных программ и проектов поддержки прав человека.

В последние годы действительно был достигнут некоторый про-
гресс в этой части. Были созданы также национальные учреждения
мониторинга в области прав человека. Государственные власти зани-
мались образованием и просвещением, формированием культуры
прав человека.

Культура прав человека - новая задача, поставленная в связи с
проблемами укрепления действия прав. Она - одно из главных усло-
вий реализации прав. Эксперты, участвовавшие в разработке Хартии
Европейского Союза об основных правах, отмечали по этому поводу:

«Основные права полезны лишь тогда, когда граждане знают об их
существовании и о возможности их использования. Следовательно,
решающее значение имеет провозглашение и предоставление данных
прав, что позволит каждому их узнать и воспользоваться ими; други-
ми словами, основные права должны быть видимыми»".

Создание разветвленной сети международных механизмов и про-
цедур за соблюдением принятых на себя государствами обязательств
превратилось в важное средство воздействия международного сооб-

* Affirmation dcs droits fondamentaux dans 1"Union curopeenne ll cst temps d"agir
Raport du groupe d"cxpcrts en maticre dc droits fondamentaux Bruxclles Commission
europccnnc 1999 P 11


§ 3 Итсрнацпопалнэация и глоба низания прав чстовека 159

щества на национальные власти с целью заставить последних пере-
ориентироваться во внутренней политике, а также повысить уровень
ответственности за деятельность в сфере прав человека.

Мерами контроля и обеспечения стали: рассмотрение конвенцио-
нальными и иными международными структурами периодических до-
кладов государств - членов тех или иных соглашений о прогрессе,
достигнутом ими за отчетный период; рассмотрение жалоб, петиций,
обращений отдельных лиц или групп на нарушение их прав; изучение
или расследование докладчиками, рабочими группами, миссиями экс-
пертов ситуаций, касающихся грубых, массовых и систематических
нарушений прав; создание международных программ консультатив-
ных услуг по оказанию помощи правительствам в законотворчестве, в
профессиональной подготовке, в предупреждении конфликтов и обу-
чению методам их разрешения; полномочия и деятельность междуна-
родных должностных лиц в сфере защиты прав человека; механизмы
и средства разрешения споров о толковании или выполнении обяза-
тельств по правам человека; привлечение к международной уголовной
ответственности физических лиц за грубые нарушения норм о правах,
и др.

Некоторые нарушения прав человека стали рассматриваться как
международные преступления, т.е. как тяжкие посягательства на до-
стоинство человека и его права. В 1945-1946 гг. понесли наказания по
приговорам Нюрнбергского и Токийского международных военных
трибуналов высшие должностные лица государств, развязавших пре-
ступную агрессию против народов. В 1993 и 1994 гг. созданы Между--
народные уголовные трибуналы для преследования лиц, ответствен-
ных за геноцид, этнические чистки и другие тяжкие преступления
против человечности в Югославии и Руанде. В 1998 г. создан для
функционирования на постоянной основе Международный уголов-
ный суд, принят его Статут, позволяющий привлекать к международ-
ной ответственности за геноцид, агрессию, преступления против чело-
вечества и военные преступления. Комиссией международного права
разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности
человечества.

Наделение надгосударственных органов и лиц полномочиями при-
нимать решения от имени международного сообщества - свидетель-
ство приобретения институтом права человека новых качеств: с осо-
бым акцентом был поставлен вопрос о реальности прав, поскольку
теперь появился новый мощный механизм, которому можно пожало-
ваться на притесняющие граждан национальные власти. Интернацио-
нализация укрепила механизмы защиты прав, перевела разговор с их
признания на обеспечение


160 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

Широкое распространение получило привлечение неправительст-
венных организаций для обсуждения вопросов прав человека на меж-
дународной арене. «Говорить в один голос» 1 , формировать мнение ми-
ровой общественности, консолидировать совместные усилия стало
широкой практикой во второй половине XX в., способствующей пони-
манию и решению общих задач человечества.

Теоретически и практически к концу XX в. получила развитие
концепция универсального сотрудничества в сфере прав человека. На
Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) 170 уча-
ствовавших государств подтвердили свои обязательства по защите
прав человека, еще раз отметили, что обеспечение уважения прав че-
ловека остается их приоритетной целью. Принятая Программа дейст-
вий ориентирована в направлении от установления стандартов к их
реализации, ее усилия сконцентрированы на создании условий, необ-
ходимых для формирования всеобщей культуры прав человека.

Все эти тенденции и положительные сдвиги внушают определен-
ный оптимизм в части перспектив прав человека. Однако сохраняют-
ся и серьезные проблемы, замедляющие или даже блокирующие про-
гресс на этом поприще.

Профессор С.В. Черниченко приводит огромный перечень таких
проблем, возникающих только на международном уровне. Он считает,
что сохраняется опасность политизации вопросов прав человека при
их обсуждении на межгосударственной арене; несовершенство и рост
механизмов и процедур защиты прав усугубляются их хаотичностью,
дублированием, огромными финансовыми расходами, неэффектив-
ностью; отсутствуют критерии рассмотрения индивидуальных случа-
ев нарушения прав человека, когда заинтересованное государство воз-
ражает против этого; отсутствуют критерии, позволяющие опреде-
лить, совершаются ли в государстве грубые и массовые нарушения
прав; не решен вопрос о механизмах реагирования на неотложные
случаи нарушения прав; сохраняется тенденция рассмотрения про-
блем прав человека без учета социально-политической и экономичес-
кой ситуации в том или ином государстве; широкие слои населения и
должностные лица государств недостаточно информированы о ре-
зультатах обсуждения данных вопросов; международные органы
столкнулись с потоком жалоб, который не позволяет своевременно и
квалифицированно на них реагировать 2 .

1 Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 33.

2 См.: Черниченко С.В. ООН и права человека // Права человека в России: декла-
рации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конференции, посвящен-
ной 50-летию Всеобщей декларации нрав человека. М., 1999. С. 79.


§ 3. Интернационализация и глобализация прав человека 161

Итоги полувекового развития идеи прав человека, когда она стала
достоянием мирового сообщества, сегодня оцениваются крайне низко.
Отмечается, что задача обеспечения всеобщего уважения прав челове-
ка остается «трудноразрешимой», состояние положения дел с правами
в настоящем мире рисует «мрачную картину»", ООН не сумела пока
достичь заявленной цели остановить грубые нарушения прав, итоги
влияния Всеобщей декларации прав человека на правовое простран-
ство воспринимаются общественностью критически 2 , ситуация с пра-
вами человека скорее ухудшается, чем улучшается 3 .

Даже в государствах с устойчивой демократической системой, от-
мечает И.И. Лукашук, основная масса населения оказывает все мень-
шее влияние на политику государства, которая находится под контро-
лем крупного капитала. Право избирать и быть избранным, свобода
слова в значительной мере носят символический характер. Сложная
ситуация в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной
экономике. Основные права человека закреплены в конституциях, но
для их реализации необходим соответствующий уровень экономичес-
кого, политического и культурного развития, который не достигается
в одночасье. В развивающихся странах отсутствуют необходимые ус-
ловия для прав человека; могут ли свобода слова, создание партий и
политическое участие считаться основными принципами в стране, где
доминируют безработица, нищета и антисанитария? 4

Но эта критика свидетельствует и о другом, не менее важном: об-
щественное сознание доросло до понимания высоких гуманитарных
проблем, стоящих перед человечеством, мировое сообщество взялось
з,а решение чрезвычайно сложной задачи навести порядок в общежи-
тии, помня о человеке не как о его средстве, а как общественной цели.
И.И. Лукашук сделал вывод о том, что для прав человека сегодня «со-
зданы определенные международно-правовые и государственно-пра-
вовые предпосылки...» и прогнозирует, что «утверждение прав челове-
ка приведет к существенным переменам в большинстве государств и в
их правовых системах» 5 .

Глобализация прав человека. С 70-х гг. XX в. права человека по-
степенно стали приобретать глобальные черты, что явилось отражени-

1 Атшн Кофи Л. Годовой доклад о работе Организации Объединенных Наций за
2001 год. С. 87.

2 См.: Терновая JI.O Международная культурология (Политические реалии XX
века и проблемы их духовного отражения). М., 1999. С. 104.

3 Лукашук И И. Указ. соч. С. 15.

4 См. там же. С. 16.
;> Там же. С. 17.


162 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ем известной стандартизации витальных и социальных потребностей
людей. Усиливающаяся сходность условий жизни, складывающиеся
общие экономическое, информационное, культурное пространства,
интернационализация и транснационализация связывают индивидов
с системами больших масштабов. «Интернационализация вступила в
завершающую фазу, - пишет Э.Г. Кочетов, - мир становится единым
не только с философской точки зрения, но и в реальности» 1 . Происхо-
дит смена цивилизационной парадигмы развития, планетарная жизнь
становится взаимозависимой, мироцельной. Мировое сообщество
вплотную подошло к появлению нового феномена - всемирной циви-
лизации, охватывающей все человечество. Права человека, являясь
отражением и активным рычагом этих процессов, перешли на следую-
щий уровень своего развития - уровень глобализации. Они демон-
стрируют свою достаточную зрелость для участия в проблемах «гло-
бальной гармонизации» 2 мира.

Если интернационализация прав человека проявилась в том, что
этот институт стал широко распространяться на планете, усваиваться
национальными правопорядками, развиваться на основе универсаль-
ных принципов, а равно в социокультурных модификациях, то глоба-
лизация прав человека отразила тенденцию связанности отдельного
со всеобщим - статус и социальное самочувствие индивида стали не
только зависеть, но и активно влиять на жизнь народов, цивилизаций
и человечества в целом, и наоборот. Так, законодательство о правах
человека в той или иной стране сегодня отличается очевидным при-
сутствием черт универсальности, нарушение прав отдельного челове-
ка или группы людей приобретает характер опасности планетарного
масштаба (например, экологические катастрофы, терроризм), права
человека стали «терпящей стороной», а равно инструментом разреше-
ния всех глобальных проблем.

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

г. Москва

КЕМЕРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Выполнила :

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Научный руководитель:

старший преподаватель

Кемерово 2008

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Взаимозависимость процессов глобализации и защиты прав человека…...4

1.1 Обострение проблем бедности, безработицы и поляризация жизненного уровня……………………………………………………………………………...5

1.2 Противоречия глобализации………………………………………………..13

1.3 Управление глобальными процессами……………………………………..15

2 Аспекты самосохранения глобальной цивилизации………………………...18

2.1 Социальный мир глобализации……………………………………………..18

2.2 Экологический мир глобализации………………………………………….20

2.3 Мир экономики………………………………………………………………22

2.4 Мир политики глобализации………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...26

Введение

Глобализация все более ощутимо и настойчиво входит в жизнь человечества, охватывая все страны и регионы мира. Она консолидирует международные экономические, информационные, технические связи народов. Вместе с тем процессы глобализации выдвигают все новые проблемы, обостряют существовавшие ранее противоречия, порождают конфликты, которые могут иметь самые пагубные последствия для мирного развития.
Глобализация жестко делит планету на элитные страны, имеющие доступ к распределению огромных доходов, получаемых в результате развития мирохозяйственных связей, и страны, поставляющие сырье и отстраненные от перераспределения таких доходов. Глобализация не смогла поднять экономический уровень развития таких стран, породила противостояние богатых и бедных, миграцию, которая поставляет дешевую рабочую силу в страны «золотого миллиарда», усилила экологический кризис.
Процессы глобализации не привели к сплочению народов, а напротив, обострили противостояние цивилизаций, отстаивающих свое право на самобытную культуру, религию, образ жизни, обычаи, свои понятия о нравственности и справедливости.

Цивилизация и окружающая ее среда едины и взаимосвязаны процессами всеобщей деятельности. Социально-политические, правовые, эколого-экономические, социокультурные, технико-технологические, потребительские, эстетико-воспитательные аспекты самосохранения глобальной цивилизации должны рассматриваться и оцениваться совместно с интересами и целенаправленностью самоорганизации среды их обитания.

Актуальность проблемы состоит в том, чтобы глобализация стала позитивной силой для всех народов мира, при этом люди должны уважать друга, друга во всем многообразии их взглядов, культуры и языков.

1 Взаимозависимость процессов глобализации и защиты прав человека

Глобализация слишком сложный процесс для того, чтобы можно было охарактеризовать его в одном определении. Глобализация - это взаимодействие государств, народов; этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне; это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптация культурных стереотипов; это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности и возникновение единого экономического, экологического, информационного пространства, вызывающего необходимость выработки согласованных действий народами и государствами. В таком мире люди общаются друг с другом независимо от их географического местонахождения благодаря телекоммуникациям, интернету, компьютерам, аудиовизуальным средствам связи. Основой глобализации является настолько интенсивная информатизация, когда возникает информационное гиперпространство.

Глобализация как процесс глубоких качественных изменений несет в себе и положительный, и отрицательный заряды. В ее основе лежат новейшие технологии , “взорвавшие” современное производство и представления человека о его возможностях.

В экологическом плане она проявляет себя в планетарных изменениях климата, в потере атмосферного озона и мировых эпидемиях.

В экономическом отношении глобализация выражается в образовании непрерывных во времени финансовых рынков и мировых производственных линий, в появлении глобального потребительского рынка и электронной торговли .

В демографическом отношения глобализация ставит особенно остро проблему роста населения и интенсивности миграционных процессов.

Психологически глобализация проявляется в растущем осознании того, что мир - единое пространство.

В сфере законодательства - это распространение всемирных стандартов, охватывающих большинство стран.

В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая Декларация прав человека, провозгласившая, что все члены человеческой семьи обладают равными и неотъемлемыми правами, что является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Основная задача – это создание такого мира, в котором основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин должны охраняться властью закона, содействовать и социальному прогрессу улучшению условий жизни членов мирового сообщества.

Но растет не только минимальная зарплата, но и цены. На Конференции инвесторов в Москве министр финансов Алексей Кудрин намекнул о готовности плана по удержанию инфляции в пределах 10,5 %.

Антиинфляционная программа по удержанию инфляции в пределах 10,5 % будет внесена в правительство 25 июня .

· Перестанет действовать около 115 ограничений во внешней торговле в отношении России.

· Получим поддержку ВТО во время торговых споров с другими странами.

Для этого в России разрешены вопросы по правовой защите интеллектуальной собственности. Принята и введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ, увеличиваются объемы финансирования государством сельского хозяйства. Вместе с тем, со вступлением России в ВТО влияние государства на рыночные отношения будет ограничено, будут сокращены ввозные пошлины на импорт, сектора сельского хозяйства, которым не достанутся госинвестиции, не выдержат конкуренции.

2 Аспекты самосохранения глобальной цивилизации

2.1 Социальный мир глобализации

Человек - сложная конструкция. Он имеет двойную систему управления: природные программы, обеспечивающие биологическую самодостаточность, а также психогенную систему самоуправления.

Традиционно философия относит к основным проявлениям экономической жизни общества, производство, распределение, обмен, а потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага и духовные ценности, в получение которых вкладывается интеллектуальный и физический труд человека.

Необходимо понять, что обмен, потребление и производство - это действия, которые человек скопировал с естественных циклов преобразований, и они происходят не только в отношениях между людьми, но и одновременно между деятельностью людей и естественными

процессами.

Интеллектуальные начала в экономической жизни общества определяют рациональность действий людей.

Как показывает теория экогармоничной самоорганизации естественной природы, фундаментальной, бессменной и вневременной ценностью в мире

является мера или скорость самоорганизации целостностей, включая в это

понятие человека и общество.

2.2 Экологический мир глобализации

И бесспорно, Россия кроме нефти и газа, обладает колоссальными запасами пресной воды.

Байкал – это 20 % мировых запасов пресной воды. Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО в 1996 году официально признал Байкал уникальным природным объектом, имеющим общечеловеческую ценность. Ученые, экологи, политики, бизнесмены не одно десятилетие озабочены сохранением байкальского феномена для человечества.

Принимаются меры по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, ведь стоки ЦБК нарушают экосистему озера. Перенесен маршрут строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Финансируемые «Фондом содействия сохранению озера Байкал» исследования которые будут проведены экипажами глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» позволят более пристально и детально взглянуть на будущее озера. Нельзя допустить, чтобы Байкал повторил судьбу Арала, Великих Американских озер.

Примером заботы государства может служить перенос санно-бобслейной трассы в районе города Сочи, поскольку проект нарушал уникальный природный заповедник.

…Я завещаю любить тебе все, что служит ко благу, чести и достоинству России. В политике внешней держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Нашей огромной боятся. Избегай войн. В политике внутренней, прежде всего, покровительствуй церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Как показывает время, эти слова актуальны и сегодня.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Научная и обзорная литература

2. Алисов и социальная география мира. – М.: Гардарики, 200с. ISBN -8.

3. Герасимова география. – СПб.: Спец Лист, 2001.-368с. ISBN -9.

4. Лукашева человека. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 573с. ISBN 5-89123- 352-5.

5. Римашевская и глобализация.- М.: Наука, 2002.-322с. ISBN -8.

6. Прыкин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-463с. ISBN 1161-5.

7. Торкунов: человеческое измерение. - М., 2003.-112с. ISBN -9.

Прыкин. М.,2007.- С.463.

Торкунов: человеческое измерение. М., 2003.-С.112.

Лукашева человека. М., 2002.-С.573.

Римашевская и глобализация. М., 2002.-С.322.

Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.

«Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Другими словами каждое последующее поколение человечества постигает всё новый и новый уровень понимания прав человека. И если, относительно ещё недавно говорили о так называемой «негативной свободе», обязывающей государство воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы граждан, то сейчас уже говорят о коллективных правах (право на мир, на здоровую окружающую среду, право на общечеловеческое наследие).

Вообще развитие - это неотъемлемый атрибут любых динамических систем. Человек, общество, государство - это всё сложные динамические системы, в которых происходят постоянная детерминация тех или иных явлений. Соответственно помимо развития понимания прав человека в мире происходят и иные крупные процессы и изменения, оказывающие друг на друга непосредственное влияние.

Одним из таких процессов является «глобализация», который воспринимается всеми по-разному. Так, одни пророчат процветание, другие наоборот видят в нем закат человеческой истории. Однако те и другие отмечают, что глобализация - это сложный макромасштабный процесс, охватывающий все сферы жизни общества.

Рассмотрим некоторые аспекты влияния глобализации на права и свободы человека.

Одной из особенностей глобализации является постепенное «стирание» существующих государственных границ. Открытость государств приведет к появлению качественно нового мирового пространства, характеризуемого всеобщей восприимчивостью к любым проявлениям (положительным или отрицательным) жизнедеятельности человека.

Хорошо это или плохо однозначно ответить трудно, но основной причиной глобализации, является развитие человеческого разума, способствующее появлению научных достижений, перевернувших раннее существовавшие средства коммуникации и формы восприятия мира. Называемые же в качестве причин восстановление западным миром ведущей геополитической роли, глобальные проблемы человечества и другие, всё это, является лишь условиями, которые активизировали, в той или иной мере, процессы глобализации. Удержать развитие человеческого разума невозможно, кроме как уничтожить человечество, а значит, прекратить процесс глобализации может только гибель человечества. Пока существует человечество, существует идея глобализации. Таким образом, глобализация - это процесс естественный и неотвратимый, но в зависимости от доминирования тех или иных условий, развиваться он может в двух альтернативных направлениях: по пути постоянных конфликтов к крушению человеческой цивилизации, или путем справедливости и согласия к миру и развитию в новой эпохе.

По мнению Тойнби, это самый главный и трудный вопрос сегодняшнего дня. «Человечеству, - пишет он, - требуется незамедлительно выработать некие механизмы достижения справедливости, причем не только ради нас самих, но и ради нашей уверенности в самосохранении».

«Трудный путь достижения справедливости - каждому быть справедливым. Это тяжело, но этот путь, несомненно, открыт, и это путь, по которому идут святые». И первым шагом к святости, как отмечает Тойнби, является обретение некоторого чувства ответственности и действовать согласно ему путем сдерживания своих собственных эгоцентричных порывов. Вторым шагом будет осознание человеком новой роли хранителя своего брата.

Именно от осознания каждым человеком «новой роли хранителя своего брата», от понимания им высочайшей ценности прав и свобод любого человека, зависит будущее всего человечества.

По результатам проведенного мной осенью 2002 года в г. Ижевске анкетирования мужчин и женщин, в возрасте от 18 до 70 лет, стало видно, что из 131 человека, при вопросе, что является высшей ценностью государства, ответили:

  • 2,3% - государственный золотой запас;
  • 9,92% - нефтяные запасы;
  • 9,92% - национальные (религиозные) традиции;
  • 76,33% - права и свободы человека;
  • 1,53% - затруднились ответить.

Таким образом, мы видим, что более ѕ опрошенных в г. Ижевске мужчин и женщин считают права и свободы высшей ценностью государства.

К сожалению, такого понимания придерживаются не все. По мнению Керстена Книппа, люди в настоящий момент так ни о чём, менее едины, как о своих правах. Права человека не появляются в идеальном пространстве по ту сторону всех местных традиций, географии и исторического опыта.

Профессор Геттингенского университета (ФРГ) Али Якхеши задает вопрос, могут ли свобода слова, создание партий и политического участия считаться основными принципами в стране, где доминируют безработица, нищета и антисанитария? Он выступает против навязывания исламским странам западных стандартов. Должна быть найдена новая концепция прав человека, учитывающая различия в культуре государств.

Действительно, к началу XXI века социальная раздробленность населения планеты не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Так, в настоящее время самая богатая (одна пятая) часть населения планеты имеет 86% мирового внутреннего продукта, при этом на долю самой бедной части (20% населения планеты) приходится всего 1%. Более половины населения Земли - свыше 3 млрд. человек страдают от недоедания. Пять миллионов детей умирают ежегодно от недоедания, а многие миллионы не способны учиться и овладевать профессиями из-за постоянного голода. Это не может благоприятно сказываться на понимании друг друга.

По данным Госкомстата Удмуртской Республики, в 2002 году в республике за чертой бедности проживало 510 000 человек (31,6%), в 2001 году за чертой бедности проживало 607 000 человек (37,4%).

По мнению Мартина и Шумана, по мере расширения в обществе экономической пропасти между бедными и богатыми первые все чаще видят политическое спасение в отделении и обособлении.

Культура, традиции, религия же каждой нации, является величайшей ценностью в мировой культурной обители, и изначально несут в себе положительное интегрирующее зерно.

И.А. Ильин сравнивал национальные культуры с «глубочайшими колодцами духа» и «священными огнями жизни», ибо «в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания молитвы и мысли».

Далай Лама на Венской конференции по правам человека сказал: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым - все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Отсутствие же элементарных условий поддержания жизнедеятельности и развития человека, благоприятствуют проникновению в социум и завладению умами людей низких экстремистских идеологий.

Исходя из вышесказанного, увеличение социального разрыва между бедными и богатыми, игнорирование социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения планеты очень опасно, и способно привести к социальному бунту, к взрыву национализма, экстремизма, а это в глобальном мире может привести к краху человеческой цивилизации.

В этом отношении убыток суверенитета вследствие глобализации состоит в том, что ошибка наказывается сильнее.

Уровень прав и свобод человека, также непосредственно связан с уровнем развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество свободных индивидов, ориентированное на конкретного человека, создающее возможность всесторонней реализации его прав и свобод, путем выработки механизмов ограничения и контроля за деятельностью государства.

Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального. Суверенное же государство, обладающие верховенством власти и монополией принуждения на всей территории страны, в эпоху глобализации, теряет былую свободу в принятии решения. Большое влияние в мире начинают приобретать различные международные организации. Так, транснациональные корпорации, используя открытость границ и свои материальные возможности, выделяемые на разработку новейших образцов продукции, фактически вытесняют с рынков продукцию более мелких национальных компаний, что приводит к банкротству последних и как следствие, к увеличению числа безработных.

Для привлечения инвестиций транснациональных корпораций, государство вынуждено лавировать между интересами общества и интересами данных корпораций, создавая более благоприятные инвестиционные условия: низкие налоги, размер социального страхования, требования по охране окружающей среды. Фактически происходит ограничение не только государственной власти, но нарушение интересов людей, проживающих на территории данного государства.

По мнению, Дж. Сороса, рынки далеки от совершенства. Они способны удовлетворить лишь частные потребности, удовлетворение же общественных выходит за рамки их возможностей.

В таких условиях, главной задачей глобального гражданского общества, для обеспечения соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций.

Как отметил Ю. Хабермас: «В переходе от национально-государственного к космополитическому порядку, точно не знают, что опаснее: погибающий мир суверенных субъектов международного права, которые давно потеряли их невиновность, или неясное положение смеси супернациональных учреждений …».

Для решения данной задачи и создания надежного фундамента будущей мировой политической организации человечества, обеспечивающий защиту и реализацию прав и свобод человека, необходимо сотрудничество между государствами, наделенными властью своего народа и различными общественными объединениями.

В настоящий момент, к сожалению, уровень экономической глобализации, руководимый желанием получения максимальных прибылей, превосходит уровень глобализации в области защиты прав и свобод человека. Противодействовать этому также необходимо путем межнационального сотрудничества общественных объединений. Своеобразная правозащитная сеть, имеющая свои центры в каждом регионе мира, включающая в себя миллионы людей, решающих конкретные проблемы на местах, укрепит гражданское общество и создаст большое влияния для обеспечения прав и свобод человека в глобальном мире.

Как отметили Мартин и Шуман: «Мыслить глобально, а действовать локально - это, конечно, хорошо, но ещё лучше действовать сообща поверх границ».

В современном мире все более заметно развивается процесс универсализации, интеграции, глобализации. Этот, ставший в последнее время популярным термин, обозначает широкую совокупность общественных процессов, развивающихся в сторону взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сообщества, результатом чего становится целостность бытия человечества, или бытия, человечества как целого.

Сторонники глобализации ценят ее за возможность установления и утверждения общечеловеческих ценностей, а их противники отвергают ее, видя в ней экспансию западных ценностей, нового империализма и неоколониализма.

Стремление к объединению человечества объясняется, скорее всего, тем, что логической вершиной самосознания, саморазвития общества является его объединение в единое со-общество. В этом свете со-трудничество народов, стран, людей на всем протяжении истории демонстрировало более положительные результаты, чем распри, раздоры, войны, автаркия и закрытость. Поэтому наиболее мудрые и прогрессивные люди всегда ценили единение народов и осуждали враждебность людей друг к другу.

Идея единой Европы совсем не нынешняя затея, как многие полагают. Она родилась много веков назад...

В поэтической форме идеи интеграции гуманист выражал, как время, когда все народы распри позабыв, в единую семью сольются. Но массовому сознанию намного труднее воспринять передовую идею, которая зачастую страшит и тревожит своей новизной, непривычностью. Лучше всего это состояние демонстрируют противники глобализации экономики, выступающие наиболее активно в дни встреч руководителей государств и забрасывающие их яйцами и разными овощами.

В их лозунгах и критике, безусловно, есть здравый смысл. Как всякое общественное явление глобализация экономики релевантна и имеет свои негативные стороны. Но опять же, как и всякое общественное явление, глобализацию следует рассматривать всесторонне, с точки зрения основной тенденции, и тогда можно будет убедиться, что эффективность соединения усилий различных факторов в достижении целей, всегда превосходит эффективность деятельности отдельных субъектов. При этом приходится мириться с некоторыми отрицательными последствиями интеграции ради множества положительных выгод!

Объективная необходимость глобализации еще ярче выглядит на проблеме экологической безопасности. Захороненные в мировом океане химические отравляющие вещества или ядерные отходы угрожают всему человечеству, всему живому на земле.

Другая сторона характеристики глобализации заключается в том, что эти проблемы могут решаться только сообща. Никакое отдельно взятое государство не обязано это делать менее других. Но самое главное, никакое отдельное государство не способно решать такие задачи самостоятельно из-за их сложности и дороговизны. Таким образом, глобальные задачи человечество способно решать только совместными усилиями.

Зачатки глобализации мы можем видеть в создании Европейского Союза (ЕС), НАТО, Совета Европы и множестве других объединительных тенденциях, направленных на выполнение общих задач некоего сообщества народов и государств.

Междисциплинарным явлением, которое в последнее время затрагивает всех и каждого, отражается во всех общественных процессах, сближает или разъединяет политические идеологии и становится лакмусовой бумажкой режима правления, а управляться может только с участием мирового сообщества, являются права человека и гражданские свободы.

Важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы.

А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан, власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти -народ, получается отчужденным от управления государством, и им управляют недемократичным способом. Значит, в этой стране надо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, а народ не способен сделать это из-за узурпации власти. Получается замкнутый круг.

Если бы мировое сообщество согласилось, что это внутреннее дело данного государства, то этот народ страдал бы от нарушения своих прав бесконечно долго. Прогрессивные и демократические силы не могут не видеть, что где-то попираются права человека и гражданские свободы, и потому выступают в защиту прав человека, где бы они ни нарушались.

Или возьмем проблему беженцев, которая может сложиться как из-за техногенных катастроф, погодных условий, но чаще всего наблюдается в результате гражданских войн, национальной распри, геноцида и политических преследований. Никто не станет бежать от хорошего. Бегут, увы, от неблагого, ненадлежащего управления. Но спастись эти несчастные люди могут лишь в соседних государствах. Как должно себя вести руководство государства, границы которого осаждают беженцы? Я не рассматриваю вариантов с закрытием границ или насильственного выдворения беженцев как негуманные или неприемлемые. С принятием беженцев количество проблем у этого государства возрастает неимоверно. Людей надо разместить и дать крышу над головой, надо одеть, накормить, обеспечить медицинским обслуживанием. Надо обеспечивать правовой порядок, ибо с беженцами прибывают не только законопослушные граждане, но и скрывающиеся преступники. И все это становится тяжким бременем даже для благополучных государств. Но таких как раз почему-то всегда меньше. Таким образом, беженцы превращаются в острейшую политическую, социальную, экономическую, правовую, культурную, медицинскую проблему. И разрешить ее принявшему государству в одиночку становится неразрешимой проблемой. Очевидно, поиск политического решения проблем беженцев возможен лишь с участием мирового сообщества, оказание гуманитарной помощи, содействие и сотрудничество в их судьбе наглядно показывает глобализацию прав беженцев. Право на убежище также, может быть обеспечено только совместными усилиями.

Содействие мирового сообщества может остановить геноцид, пытки и истязания, преследования инакомыслящих и любые иные формы нарушения прав человека и гражданских свобод. И это безусловное благо для граждан неправового, закрытого, авторитарного государства, перед которым должен отступать принцип невмешательства.

Об этом интуитивно догадывался еще в XVIII веке великий Вольтер, первый правозащитник земли, рассылавший сотни писем, воззваний, протестов в защиту справедливости, гуманизма и свободы. Он писал королям, царям, императорам, и эти вельможи отступали перед доводами благоразумия и человеколюбия.

В пользу глобализации прав человека можно привести факты массового голода и детской смертности, распространения СПИД-инфекции и других заразных заболеваний, экологических катастроф и множество других, когда беду можно отвести только с участием мирового сообщества и других государств. И здесь глобализация выступает величайшим благом. Конечно, фарисействуя и лицемеря, можно выступать против использования наднациональных усилий и использовать принцип невмешательства во внутренние дела. И таким образом оставлять страждущих один на один со своими бедами. Но такие рассуждения пора прятать в сундуки с прочим хламом отживших времен.

Из сказанного вытекает еще одна сущностная сторона прав человека - ее международно-правовой характер!

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966году;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году.

Конвенция о статусе беженцев (1951 год);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год).

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948-1954 года);

Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965-1969 года);

Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах

ребенка (1989 г.);

Этими нормативно-правовыми актами установлены общие минимальные стандарты соблюдения и защиты прав человека независимо от страны проживания, цвета кожи, вероисповедания, пола и прочих личных качеств.

Наряду с международным законодательством и международным механизмом по защите прав человека народы и правительства континентов стали создавать свои нормы и органы. Были приняты: Межамериканская Конвенция о правах человека (1969г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Исламская Декларация прав человека (1990 г.), Арабская хартия прав человека (1994 г.), создан Европейский Союз и принята Европейская Хартия прав и свобод человека (2000 г.).1 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая еще в 1950 году, была разработана и принята государствами-членами Совета Европы, которые с самого начала его создания объединились для «утверждения и дальнейшей реализации прав человека, уважения основных свобод и верховенства права».

Обратите внимание: 50 лет тому назад, начало холодной войны между социалистическим лагерем, отстаивающим мифические общественные интересы государства и будущего коммунизма, и Европа, которая стремится к единению под знаком верховенства права, защиты прав человека и гражданских свобод. Бессмысленное идеологическое противостояние советского блока всей Европе, идеологическая упертость, поиск несуществующих врагов и главное, постоянное создание себе противников, даже из бывших сторонников, все возрастающее раздражение по поводу критического отношения стран, от которых мы отгородились железным занавесом, было порождено не враждебностью Европы, как рисовалось, а амбициями, нетерпимостью, враждебностью ко всему новому коммунистической идеологии. Эти гуманные и созидательные принципы позволили государствам Европы все больше и больше сближаться, помогать друг другу, развиваться экономически и достичь благополучия. Их политические и правовые системы интегрировались, люди и страны Европы сблизились настолько, что легко понимают друг друга и действуют во благо своих народов.

В развитие Всеобщей Декларации, Европейская Конвенция о правах человека по лучшим мировым стандартам закрепила важнейшие права человека: право каждого человека на жизнь охраняется законом; никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию; каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины его ареста; каждое арестованное лицо незамедлительно доставляется к судье; каждый имеет право требовать справедливого суда; каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом и принципом презумпции невиновности.

Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни; неприкосновенность жилища и тайны корреспонденции, на свободу мысли, совести, религии. Каждый может свободно получать и распространять информацию, выражать свое мнение; мирно собираться на митинги и демонстрации, вступать в политические партии и общественные объединения; мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в браки.

Каждая страна, вступающая в Совет Европы, должна соответствовать этим стандартам. Вступая в Совет Европы, Россия взяла на себя целый ряд обязательств, среди которых наиболее актуальными остаются вопросы отмены смертной казни, введения альтернативной гражданской службы, реформы пенитенциарной системы. Существует много нарушений в вопросах свободы передвижения и выбора места жительства, в обеспечении права на полную и объективную информацию, в свободе мысли и убеждений и праве их высказывать и отстаивать. Необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, федеральным законодательством, с международными и европейскими стандартами законодательные акты многих субъектов Российской Федерации. О глобализации прав человека свидетельствует весьма прогрессивное закрепление в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью национальной правовой системы. И само существование наднационального права, рецепция или имплементация общеевропейских нормативно-правовых актов и включение международного механизма в национальную правовую систему защиты прав человека и гражданских свобод наглядно демонстрирует глобализацию.

Кстати, создание ООН, Совета Европы, Европейского Суда, Европейского Союза, иных международных органов и их деятельность по защите прав человека, как приоритетная цель создания международных организаций и механизмов, говорит о защите общемировых ценностей, какими стали права человека.

В настоящее время Генеральный Секретарь ООН является депозитарием около 520 международных договоров. Многие из них оказывают глубокое воздействие на жизнь и деятельность людей в таких вопросах, как права человека, беженцы и лица без гражданства, международное уголовное правосудие, разоружение и окружающая среда. Специалисты ООН оказывают помощь правительствам в разработке внутригосударственных законов и осуществлении программ совершенствования правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, социальной сферы и иммиграционных служб.

Будучи глобальным центром решения всех важнейших проблем человечества, ООН определяет и «всеобщие права» для всех народов. Исторический опыт показывает, что одно, даже самое развитое национальное, законодательство не может сравниться по своей полноте и качеству с правотворческим массивом, созданным международными организациями. Качественное значение и социальную ценность придает этому законодательству то, что впервые и во всех нормативно-правовых актах международного характера закрепляется универсальное право, не зависящее ни от места рождения или проживания человека, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. Международно-правовые нормы стали столь универсальными, а международный механизм защиты прав человека настолько мощным и гибким, что любой человек планеты может воспринимать их как национальное достояние и воспользоваться для защиты своих прав и свобод.

Противники глобализации, в результате которой привносятся якобы чуждые ценности, обычно опасаются потери самобытности, национальной идентичности, традиции и обычаев своего народа и сомневаются, не служат ли они прикрытием экспансионистских устремлений вражеских сил. Хотя вокруг этих вопросов сейчас ведется множество дискуссий, на наш взгляд, следует склониться к отрицательному ответу на эти сомнения, мало подтверждаемые практикой.

Да, в понимании прав человека существует национально-культурная специфика. Да, не все народы так воспевают личные права и гражданские свободы, как европейцы. Впрочем, и не все европейцы едины в понимании социальной ценности прав человека. Но ведь и нет почти ни одного понятия или ценности, которые бы воспринимались одинаково всем человеческим сообществом. Как бы ни понимались разными народами права человека, не может быть сомнения в социальной ценности общепризнанных прав и свобод. Право на жизнь, на семейное благополучие, на жилище, на благоприятную среду, на достойный уровень, да какое бы право или гражданскую свободу мы не называли, не удается найти примера, чтобы для каких-то народов они не представляли социальную ценность. Отдельные исключения или иные оценочные явления, могущие быть в столь важном контексте, серьезного внимания не заслуживают. Приведем самый, пожалуй, характерный случай на эту тему.

В 1989 году на острове Крит прошло международное совещание руководителей неправительственных правозащитных организаций (НПО). Диалог возник и по поводу различного понимания прав человека, проистекающего из различия западной и восточной ментальности. Говорилось, что приверженцы западного либерализма больше ценят права отдельной личности, что на Востоке не столь значимо из-за слабости гражданского общества и преобладания общинного интереса. Все это правильно и не может не влиять на политическую активность граждан, развитие гражданского общества, состояние с соблюдением прав человека, на механизм защиты гражданских свобод, на деятельность НПО и прочее.

В обоснование существующих различий в подходе к правам человека был приведен такой пример. В Индии существует традиция, называемая «сати», то есть сожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. Было высказано суждение, что, исходя из особенностей общинного мировоззрения, «решение таких проблем» должно быть найдено внутри соответствующей общины, а не навязаны сверху государством. «Уважение» таких традиций, якобы, важнее «общечеловеческих» или «общепринятых» ценностей, которые абсолютно чужды для индусов.1

На основе признания культурного релятивизма многие задаются теперь вопросом, а не пострадает ли национальная идентичность от принятия таких универсальных ценностей, как права человека и гражданские свободы. Но разве могут существовать обычаи, традиции, которые бы противоречили социальной ценности прав человека и его свобод? Можно представить, что существует. Но тогда логично задаться вопросом, зачем нужно сохранять такие традиции и обычаи? Ведь в истории каждого народа были традиции и обычаи, превратившиеся в архаичные, противоречащие развивающейся культуре, модернизирующемуся менталитету и, в конце концов, забытые. Поэтому, едва ли разумно превращать культурные традиции в фетиш и искусственно противопоставлять их таким безусловным ценностям как права человека и гражданские свободы, толерантность и ненасилие, гуманизм и демократия.

Цитируется по: Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 9. 1997. С. 58.


Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина г. Саратов, Россия
Summary. The author pays attention that today the world is captured by globalization process. It means distribution of market economy to its modern forms, universal occurrence of new information technology, and also interaction on all front different, is frequent cultures very far from each other. Thereupon there is some question concerning human rights.
Key words: globalization, process of globalization, human rights.
С началом нового столетия мировое сообщество вышло на новый качественный уровень интернационализации и взаимозависимости мировой экономики. Эти тенденции развития мирового сообщества принято обозначать как процесс глобализации. При этом сам термин «глобализация» настолько обширен, что учёные по- разному понимают этот феномен.
По определению Международного валютного фонда, глобализация - это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов» .
В западной литературе её рассматривают в нескольких измерениях: как мировую систему национальных государств, мировую капиталистическую экономику, мировой военный порядок и международное разделение труда .
В отечественной литературе глобализация рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются: ментальная, или культурно-идеологическая; территориальная глобализация, связанная с укрупнением государственных и надгосударственных образований; экономическая, представляющая глобализацию рынков и экономических форм; информационнокоммуникационная; этническая, связанная с ростом общей численности населения планеты и взаимной ассимиляцией различных этнических групп и т. д. .
В целом же глобализация - это всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую систему . Вместе с тем глобализация современного мира проявляется и в иных областях, в том числе и в правовой системе.
Глобализация - двухсторонний процесс. Она способна дать изобилие, повысить продуктивность, эффективность производства. С другой стороны, она углубляет неравенство, затрудняет приспособление к новым условиям, уменьшает разнообразие, подрывает гражданское общество. Глобализация оказывает далеко идущее влияние на перспективы развития демократизации и социального обеспечения, снижая роль государства и повышая роль различных организаций в регулировании глобальных процессов. Глобализация, с одной стороны, упрочивает существующую систему доминирования, а с другой - обнаруживает тенденцию к конфликтам.
С правовой точки зрения процесс глобализации выразился в переводе прав человека с уровня национального на уровень международного права, следствием чего явилось как принятие ряда посвящённых гендерной проблематике международных конвенций и деклараций, так и признание индивидуума, независимо от пола, субъектом международного права со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями и возможностями.
Под воздействием глобализации упрочиваются единство мирового сообщества, взаимозависимость образующих его народов. От благополучия каждого из них зависит благополучие сообщества в целом, а благополучие народов, в свою очередь, неотделимо от благополучия сообщества. Иными словами, единство судеб человечества становится реальностью. Таковы декларативные формулировки, определяющие общую идею глобализации.
Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.
Следует согласиться с Гегелем: «Всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах» .
В результате научных достижений человечество избавляется от смертельных заболеваний, появляются приборы, помогающие инвалидам преодолеть ограниченность их возможностей и интересов .
Высокий темп обновления знаний, характерный для информационного общества, влечёт быструю сменяемость социальных структур и социальных институтов, воплощающих это знание, типов и способов коммуникации.
В связи с развитием современных био- и нанотехнологий выдвигается проект конструирования человеческой телесности. Речь идёт, во-первых, о выращивании «по заказу» детей с определёнными качествами. Одни дети будут более умными, другие более сильными и т. д. Естественно, что это могут позволить себе только те, у кого есть необходимые для этого большие деньги. Легко видеть, что в перспективе это приведёт к разделению людей на касты.
Понятно, что «не умные граждане» не смогут иметь те же гражданские и политические права, какими должны обладать люди умные и отвечающие за свои действия. Идея гражданского общества, всеобщего участия в политической жизни и равенства всех перед законом становится бессмысленной.
Возникло движение т. н. «транс-гуманизма» и «иммортализ- ма». Сторонники этих движений, в число которых входят специалисты в области биологии, генетики, социологии, нано-технологий и философии, исходят из того, что с помощью современной науки, в частности, генной инженерии, нано-технологий, компьютерных и информационных технологий, воздействуя на генную и нервную систему человека и заменяя ряд органов на искусственные, можно сначала колоссально удлинить человеческую жизнь, а затем вообще сделать человека бессмертным существом. В этом случае проблема смерти, столь важная для всей исторически существовавшей культуры, потеряет всякий смысл.
В настоящее время всё больше развивается возможность вмешательства в биологическую природу человека. Доказательством служит Министерство обороны США, которое финансирует исследования по созданию «идеального солдата» с расширенными возможностями получения сенсорной информации, увеличенной быстротой её переработки, возросшими физическими возможностями, меньшими потребностями в сне и отдыхе. Но это только начало подобных экспериментов по выходу за пределы человека, что и является целью «трансгуманистического движения». Если ставить вопрос о смысле жизни человека как не индивида, а как человечества, то «трансгуманисты» видят его в создании условий для замены человека «пост-человеком». Считается, что в перспективе это приведёт к бессмертию.
Вмешательство в сложнейшие генные и нервные структуры человека исключительно опасно. Его результаты могут быть весьма похожими на ту экологическую катастрофу, которая возникла вследствие технологического преобразования природы. Вместо более физически и психически здорового существа можно породить монстра. Но даже если удастся разобраться во всех сложных генных и нервных структурах и точно предвидеть результаты воздействия на них, то нет никакой уверенности в том, что возникший «сверхчеловек» не разрушит полностью ту культуру с её представлениями о человеческих возможностях, о допустимом и недопустимом, о правах и обязанностях, которая и делает человека человеком. Если раньше люди мечтали о более гуманном обществе, то общество «пост-людей» будет анти-гуманным.
Известно, что глобализация в современном мире идёт рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т. п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и шире, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.
Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.
Таким образом, борьба за «права человека» ведёт к тому, что всё большее количество людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства. Это формирует идейный фундамент глобализации, основными компонентами которого являются либерализм, рынок и технический прогресс. Глобализация влечёт за собой трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает её от привязки к определённой среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий. А в целом глобализация рассматривается как новый эволюционный этап в развитии человечества, вызванный развитием техносферы.
Библиографический список
  1. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. - М. 2001. - С. 9; Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. - М. 2002. - С. 25., Гжегож В. Коладко. Интервью. Трансформация. - 2009 г. - № 3.
  2. Gieddens A. The consequences of Modernity. - Cambridge, 1990.
  3. Сперанский В. И., Ященко А. А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России. - М., 2002.
  4. Павленко Е. Глобализация, суверенитет и права человека // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - 2002. - № 48.
  5. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сборник / перевод. с англ. - М.: Рольф. - 2002.
  6. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, А. С. Пиголкин. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. - 446 с.
  7. Кочетков Э. Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права. - 2003. - № 3.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: