Изменения в пенсионной реформе. Пенсионная реформа: выиграют те, у кого большой стаж и высокий заработок

В России пенсионное законодательство с каждым годом модернизируется. Уже довольно давно существовало мнение, что пенсионная реформа – неизбежное и необходимое событие. В первую очередь она отражает социальные изменения в стране, а также призвана учитывать индексацию и перемены в экономике. Поэтому, начиная с 2015 года, страну ждет пенсионная реформа, которая затрагивает многие привычные положения и формулу пересчета пенсии. Затронули изменения и работающих пенсионеров.

Что примечательно, чиновники настаивают: суммы, которые в итоге получают пенсионеры, останутся прежними или даже возрастут в последующем. Меняться будут только условия получения и начисления. Справедливо это также для страховой части пенсии, накопительная же становится совсем отдельной величиной.

Страховая часть пенсии приплюсовывается к фиксированной величине, которая для всех граждан составляет 4 тысячи рублей. Она будет пересчитываться каждый год, чтобы успеть за темпами индексации. Новое исчисление начинается с 2016 года. Положительные изменения и надбавки ждут пенсионеров, которые имеют определенный трудовой стаж. Для мужчин он составляет 35 лет, а для женщин – 30.

Работающих пенсионеров интересует важный вопрос: коснется ли реформа их? Смогут ли они работать и одновременно получать пенсию? Если в двух словах, то граждане сами получают право решать, оставлять ли дальнейшую систему накоплений в размере 6% или приплюсовывать суммы к страховой части пенсии. Данная система еще далека от совершенства, она имеет множество нюансов и будет дорабатываться в законодательной базе. Но уже сейчас можно рассмотреть некоторые изменения, которые приносит пенсионная реформа.

Нововведения для работающих и неработающих пенсионеров

Многих пенсионеров волнует вопрос: можно ли говорить об увеличении суммы выплат, или, напротив, реформа принесла только негативные последствия, например, снижение размера пенсий? Новый проект пересчета говорит о совершенно иной системе исчисления, которая строится на причисляемых человеку баллах. Специальные коэффициенты учитывают такие составляющие:

  1. Размер и уровень зарплаты.
  2. Рабочий стаж.
  3. Возраст, в котором человек выходит на пенсию.

В следующих годах увеличение будет происходить с учетом таких факторов:

  • средней зарплаты;
  • принятой нормы законодательства;
  • инфляционных процессов в стране.

Примечательно, что реформа увеличивает минимальный рабочий стаж, который должен иметь пенсионер на момент выхода на отдых. Последние новости говорят о том, что с каждым годом к минимуму будет прибавляться еще один год. Так, на сегодняшний день минимальный стаж составляет 5 лет. Постепенно он будет увеличен до 15 лет. Люди, которые не наработали за жизнь такой срок, могут рассчитывать только на социальную пенсию без накопительной части. Социальная пенсия «светит» еще и в том случае, когда при пересчете коэффициента пенсии по указанным выше параметрам он будет составлять меньше 30.

Самой большой и предельной суммой пенсионной выплаты может быть средняя годовая заработная плата по стране, увеличенная на специальный коэффициент, составляющий сегодня 2,3.

Условия получения и нюансы для работающих пенсионеров

Реформа затронула огромный пласт граждан, которые даже после достижения пенсионного возраста (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет) предпочитают оставаться на рабочих местах. Раньше многим удавалось получать сразу две выплаты – зарплату и пенсию. Сегодня порядок немного изменен.

Работающие пенсионеры имеют право на ежегодный пересчет, но с некоторыми ограничениями:

  • если человек на рабочем месте получает большую зарплату, в такой случае в выплате пенсии ему будет отказано;
  • возможность увеличения получат только те граждане, которые имеют небольшую зарплату. Она должна составлять не более 18 тысяч рублей.

Другими словами, реформа позволяет пенсионерам работать и получать зарплату одновременно, однако Пенсионный фонд ввел очень хитрую систему, которая с точки зрения экономики позволяет сократить бюджетные выплаты. Такая система поощряет работу и увеличение стажа, так как теперь, чтобы в итоге выйти на желанный и достойный пенсионный балл, необходим рабочий стаж в 30-40 лет. Однако если человек не наработает столько лет, но какое-то время будет продолжать трудиться после наступления пенсионного возраста, то никакие увеличения ему не полагаются.

Но для работающих пенсионеров реформа предлагает льготы. Например, надбавку к пенсии. Размер ее меняется в зависимости от установленного прожиточного минимума в стране. Пересчет суммы проходит с учетом зарплаты гражданина. Кроме того, для пенсионеров, работающих в сфере образования, полагается отдельная пенсия, называемая научной, которая обычно может составлять до 80% от суммы зарплаты.

Особенности трудовой деятельности работающего пенсионера

Реформа не ввела особых изменений в трудовой режим и правила приема на работу для работающих пенсионеров. Конечно, желательной мерой для компаний и фирм, которые принимают на работу такого гражданина, является пересмотр в отношении к нему условий труда и их облегчение. По пенсионному законодательству сотрудник также не может быть уволен по причине выхода на пенсию.

В случае сокращения или увольнения по собственному желанию за пенсионером сохраняются те же нормы, что и за другими сотрудниками. Также организация, в которой работает пенсионер, не обязана сообщать в Пенсионный фонд о поступлении на должность такого сотрудника.

Кроме того, если гражданин на пенсии увольняется, он на основании льгот может не работать положенные две недели. Также такая льготная категория людей может брать отпуск в любое удобное для них время. Вдобавок пенсионеру может быть предоставлен в любое время отпуск сроком на две недели. Для его оформления достаточно подать заявление по месту работы.

Многие знают, что в РФ, начиная с 2013 г., длится пенсионное реформирование. Но в чем суть пенсионной реформы? Зачастую даже специалисты не в силах разобраться в хитросплетениях законотворческих редакций правовых норм. Попробуем разобраться, что на самом деле представляют собой реформы Пенсионного Фонда.

Что было с пенсией до 1.01.2015 г.

Отечественная пенсионная система постоянно претерпевает какие-то изменения и дополнения. Порой люди не успевают привыкнуть к одной редакции нормы права, как уже появляется новая.

До 2015 г. в России:

  1. существовало классическое послетрудовое пособие, которое зависело от отработанного общего и специального трудовых периодов;
  2. время выхода на отдых было тождественно;
  3. была предусмотрена досрочная пенсия для отдельных лиц.

В 2013 г. пенсионные отношения подверглись редактированию, в ходе него наметилось появление страховых послетрудовых выплат вместо трудовых. До 1.01.2015 г. пенсионная программа регламентировалась ФЗ-173. Послетрудовые выплаты до начала реформирования включали 2 компонента:

  1. Страховой.
  2. Накопительный.

При формировании послетрудовых выплат играли существенную роль пенсионные правомочия, образовавшиеся ранее, а также деньги, поступавшие в ПФ от страхователей. При вычислении страхового компонента пособий использовался формат, где пенсионный капитал делили на число месяцев ожидания платежей. А к получившейся величине присоединялась базовая составляющая. Суммарные итоги различались зависимо от претендентов на пособие. Накопительную составляющую рассчитывали посредством деления объемов отчислений в ПФ на ожидание платежей, исчисленных в месяцах.

Динамика взаимоотношений в 2015 году

2015 г. ознаменовал еще одну стадию модернизации, переносящую алгоритм пенсии на иной уровень:

  1. вводились обновленные термины, изменившие формат исчисления пособий;
  2. правомочия касательно пенсий, полученные людьми до реформы, переведены в соответствующие единицы;
  3. расчеты отныне проводятся сотрудниками ПФ в них;
  4. монетизируются уже по выходу человека на пенсионное пособие.

При реформировании среди имеющихся сложностей возникли трудности с пополнением бюджета и появилась потребность в серьезной модернизации. Форматы исчисления пенсий зарубежных стран, при использовании которых базовой исходной единицей выступает пенсионный коэффициент, с 01.01.2015 г. стали использоваться и в РФ.

Юридически регламентирует обновленные способы исчисления и назначения пенсии ФЗ-424 и ФЗ-400.

Важно! Реформы коснулись правил назначения и исчисления страховых послетрудовых пособий. Не относятся к госпрограммам.

  1. С 2015 г. регламентированы выплаты по:
    • старости;
    • инвалидности;
  2. Страховой и накопительный компоненты превратились в отдельные разновидности пенсии.
  3. Формат исчисления включил персонифицированные единицы, цена которых устанавливается правительственным актом и индексируется раз за год.
  4. Вместо базового пенсионного объема появились фиксированные платежи. Список лиц с правом на повышенные выплаты, регламентирован ст. 17 ФЗ-400.

Повышающие показатели используются при формировании послетрудовых пособий для некоторых пенсионеров, к примеру, живущих на Крайнем Севере.

Скачать для просмотра и печати:

Формирование страховых и накопительных пособий



Формирование страховых послетрудовых выплат происходит из денег, отправляемых на индивидуальный счет в ПФ в форме обязательных ежемесячных отчислений.
Суммы переводятся потом в унифицированные единицы. Трудовой период, приобретенный до 2002 г, преобразуется в современные показатели и тоже имеет значение при формировании пенсии, но уже по-другому.

С 2017 г. страховой период, требуемый при назначении страховой возрастной пенсии - 8 лет. Увеличивается ежегодно на 1 год вплоть до возрастания в общей сложности на 7 лет. Показатель ИПК должен достигать 11,4 с ростом на 2,4 единицы до получения в конечном итоге 30 баллов.

Внимание! Накопительное послетрудовое пособие формируется гражданами не старше 1967 г. р., в случае если они сделали выбор в его пользу до 31.12.2015 г. Оно начисляется из средств, накопленных самостоятельно на лицевых счетах.

Страховые взносы, перечисляемые работодателями на индивидуальные счета страхователей, составляют 22% зарплаты (6% - консолидированный элемент, уходящий на нужды государства и не учитывающийся на лицевых счетах).

У кандидатов в пенсионеры 2 варианта развития событий:

  • направить перечисляемые деньги (16%) на страховую пенсионное пособие;
  • отправить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Пенсионные исчисления по новой формуле

Порядок пенсионного исчисления устанавливается требованиями ст. 15 ФЗ-400 «О страховых пенсиях».

Новый формат для расчетов страховых послетрудовых пособий:

СП = ИПК x СПК + ФВ ,

  • СП - конечный объем страховых послетрудовых пособий;
  • ИПК - суммированные индивидуальные единицы;
  • СПК - цена 1 единицы в нынешнем году;
  • ФВ - фиксированные платежи.

Фиксированные платежи устанавливают в твердой форме. Индексируются на определяемый ежегодно коэффициент. Для отдельных кандидатов в пенсионеры применяют повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом индексации в 2017 г. величина составила 4805,11 руб.

Страховое послетрудовое пособие - это произведение ИПК на цену, устанавливаемую ежегодно Правительством РФ. В 2017 г. эта величина равна 78,28 руб.

Расчет накопительных выплат ведется по требованиям ФЗ-424. Для определения их объемов накопления делят на длительность предполагаемых платежей, составляющую 240 месяцев (в 2016 г. - 234 месяца).

Если пенсионер, после приобретения соответствующих правомочий, не обращался больше 1 года за назначением накопительных выплат, то число месяцев предполагаемой длительности платежей сокращается на такое число месяцев. Это служит росту объемов ежемесячных платежей.

Индивидуальный пенсионный коэффициент

ФЗ-400 ввел новый для российской правовой системы терминологию индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Появление ИПК выступает новым условием, обязывающим кандидатов в пенсионеры:

  • обладать определенным трудовым периодом;
  • обеспечивать отчисления в ПФ.

Применение ИПК при пенсионных исчислениях помогает повышать интерес работников в своевременной, полной уплате фиксированных взносов в ПФ, а также способствует переводу доходов трудящихся россиян из серой финансовой массы в белую.

Важно! С 2015 г. коэффициент определяют за каждый трудовой год.

Для определения годового ПК, объем страховых взносов, поступивший на лицевые счета страхователей, делится на максимальные годовые показатели взносов.

Цена индивидуальной единицы в 2017 г.

Ежегодно правительственный акт определяет цену ПК на будущий период. В 2016 г. она составила 74,27 руб., на 2017 год она была установлена как 78,22 руб.

  • 1-е увеличение - 1 февраля зависимо от инфляционного влияния в экономике.
  • 2-е −1 апреля каждого года. Зависит от наполняемости бюджета ПФ за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из госбюджета.

Методика определения цены одного ПК устанавливается Правительством РФ. В 2016 г, исходя из экономически обоснованного положения, вызванного кризисными явлениями, апрельское повышение не осуществлялось. Согласно ст. 5 ФЗ-385 от 29.12.2015 г., приостанавливающего действия отдельных нормативных актов, корректировка цены ПК будет проводится во 2-м полугодии с учетом состояния экономики и материальных возможностей бюджета, сложившихся по итогам 1-го полугодия. Однако в 2017 г. возможна еще одна волна повышения, способная увеличить цену 1 единицы до 78,58 руб.

Скачать для просмотра и печати:

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Что еще засчитывалось в страховой период


При определении ИПК в страховой период засчитывают и «не страховые» виды деятельности россиян.

К таким относят следующие промежутки времени:

  1. военную, приравненную к ней службу;
  2. временную нетрудоспособность;
  3. уход за малышом до 1,5 лет;
  4. получение пособия по безработице, участие в общественных работах или переселение, переезд по направлению ЦЗН;
  5. нахождение под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  6. уход за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  7. проживание вместе с супругами в местности, где не допускается трудоустройство, в период прохождения ими военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  8. проживание за границей супругов работников дипломатических, торговых, других представительствах при международных учреждениях, перечень которых утвержден правительственным актом № 284 от 10.04.2014 г.

Несомненно, в такой госпрограмме существует множество проблем, которые еще предстоит решить. На практике пенсионеры уже сейчас сталкиваются с различными противоречивыми моментами правоприменения. Что приводит к многочисленным судебным тяжбам.

Скачать для просмотра и печати:

Смотрите видео о пенсионной реформе

Пенсионная реформа, как ремонт: её невозможно закончить, её можно только остановить. Начало было положено ещё в 2002 году – тогда граждане формально получили право распоряжаться накопительной частью пенсии. Совсем свежи воспоминания о пенсионной формуле для страховой пенсии, которая вступила в силу 1 января прошлого года. Особенно врезалось в память, что в этой формуле не смогла разобраться, по слухам, даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина. И вот очередная инициатива.

Минфин и Центробанк недавно представили концепцию пенсионной реформы, которую, предположительно, запустят уже в 2018 году. Они предлагают ни больше ни меньше – отменить накопительную часть пенсии. Логично, что работодатели перестанут отчислять в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в размере 6%. Вместо этого россияне смогут сами накопить себе на пенсию, направляя часть заработанного в негосударственный пенсионный фонд, который выберут сами в соответствии со своей интуицией. При этом у граждан будет выбор: они смогут не откладывать ничего, но для этого им нужно будет официально «отписаться» от новой системы, написать соответствующее заявление. Те, кто этого не сделает, окажутся «в системе» автоматически. Первый год реформы они станут отчислять на накопительную часть пенсии 0%, затем каждый год будет прибавляться по 1%, пока не дойдёт до 6% – при желании перечислять «на старость» можно будет до 50% от зарплаты. При этом за пять лет до выхода на пенсию «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» гражданин сможет забрать из фонда до 20% накоплений. А если уж совсем беда придёт, например человек тяжело заболеет, чиновники обещают отдать ему всё.

Ловкость государственных рук

Идеи вроде бы правильные, но как поверить государству, которое уже не раз беспардонно оставляло пенсионеров без денег? Например, в 2005 году из накопительной системы исключили граждан старше 1967 года рождения, за которых работодатели с 2002 по 2004 год перечисляли на накопительную часть пенсии 2%. Не менее показателен последний опыт: с 2014 года государство постоянно присваивает, используя смешное слово «замораживает», накопительную часть пенсии. Как известно, сегодняшние 22% пенсионных взносов делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%). В результате «накопительные» средства от работодателя не доходят до накопительных счетов работников и направляются на текущие пенсионные выплаты. То есть будущие пенсионеры кормят нынешних, вместо того чтобы откладывать себе на старость. Таким образом у работников уже изьяли 1,2 трлн рублей – столько вернуть-разморозить уже не смогут! Своровали? От этого и появляются сомнения, что вряд ли когда-нибудь они увидят свою честно заработанную пенсию. Естественно, что, не доверяя государству и зная его склонность постоянно менять правила игры, люди стараются сами обеспечить себе спокойную старость. Кто-то надеется на помощь детей и будущих внуков. Те, у кого есть возможность, копят на покупку квартиры, чтобы потом её сдавать, – вложения в недвижимость пока считаются у нас самыми надёжными.

Мрачные уроки выживания

Средний размер пенсии в России составляет сегодня около 13 100 рублей. При этом стоимость потребительской корзины в 2016 году установлена в пределах 10 тыс. рублей. Неудивительно, что те пенсионеры, кто ещё в силах, предпочитают работать. Однако даже в этом случае вряд ли можно позавидовать судьбе одинокого неработающего пенсионера, которому потребовалось серьёзное лечение. Потому старикам остаётся только с завистью смотреть на своих европейских «коллег», которые, выйдя на заслуженный отдых, пускаются в путешествия. Впрочем, если равняться по худшему знаменателю, то можно вспомнить 90-е годы, когда размер пенсионных выплат был даже ниже прожиточного минимума. Так, в 1992 году минимальная пенсия составляла 0,8–0,9 от прожиточного минимума россиянина, а максимальная фиксировалась на уровне 3 прожиточных минимумов.

По данным Госкомстата, на июль 1999 года прожиточный минимум составил 687 рублей, а минимальная пенсия – 304 рубля (45% прожиточного минимума). Максимальная же пенсия составляла 442 рубля (65% прожиточного минимума). То есть в конце 90-х пенсионеры оказались в худшем положении, чем были в начале. Похоже, что история повторяется.

Несмотря на бодрые заявления властей, пенсионеры продолжают оставаться социально незащищённой частью общества, а потому вынуждены искать дополнительные источники дохода. По данным экспертов ВЦИОМ, в России 46% населения занимается подсобным хозяйством. Возможно, с нарастанием кризиса количество людей, решивших перейти на подножный корм, увеличится.

Однако заставляет задуматься новость, пришедшая из Чебоксар – там с начала года оштрафовали на сумму свыше 1,5 млн рублей граждан, осуществлявших нелегальную торговлю. Речь в основном идёт всё о тех же бабушках, выращивающих фрукты, овощи и цветы на продажу. То есть, с одной стороны, государство платит им нищенскую пенсию, с другой – штрафует, когда они пытаются заработать сами. Что поделаешь – бюджет надо наполнять.

В Германии средняя пенсия составляет 800 евро. Каждый немец отчисляет в государственный пенсионный фонд 20,3% месячного заработка. Половину этой суммы платит работодатель. Граждане могут также обращаться в частные пенсионные фонды.

В Великобритании пенсионеры получают 148–218 фунтов в неделю. Там есть государственные пенсии, которые выплачиваются по достижении определённого возраста (65 лет у мужчин и 60 лет у женщин). Эти суммы невелики, но у граждан есть выбор – пенсия по выслуге лет, которая зависит от стажа и заработной платы. Есть и негосударственные пенсии, которые формируются как работником, так и работодателем.

В США средний размер пенсии составляет 1100–1200 долларов в месяц. Причём граждане имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам.

В Китае на государственную пенсию могут рассчитывать только госслужащие и лица, занятые в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. По традиции пожилых китайцев содержат дети и внуки. Средний размер пенсии составляет 900–1360 юаней (около 80 долларов).

Кого напрямую коснутся нововведения правительства? Выгодно ли будет работать после наступления пенсионного возраста? Насколько достоверную информацию показывает пенсионный калькулятор? Стоит ли гражданам воспользоваться программой софинансирования пенсии? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем директора Института макроэкономических исследований Центра стратегических разработок .

Кого коснётся новая реформа?

Елена Трегубова, АиФ.ru: Коснётся ли новая реформа тех, кто уже на пенсии?

Татьяна Омельчук: Нет, почти не коснётся. Увеличатся только размеры пенсий: у мужчин, если их рабочий стаж составит 35 лет и выше, у женщин - 30 лет и выше. Вводится дополнительная доплата за стаж. У всех остальных категорий к моменту наступления реформы изменений не произойдёт. У них будет та же самая базовая часть, тот же размер страховой части. Пенсионная реформа касается тех, кто сейчас ещё работает. Для них происходит стимулирование более позднего возраста назначения пенсии. У тех, кто достигнет пенсионного возраста, будет 2 варианта: назначать пенсию или отложить её получение. При откладывании получения пенсии будет добавляться дополнительный коэффициент.

Е. Т., АиФ.ru: Насколько выгодно работать после выхода на пенсию?

Т. О.: Те, кто работает после достижения пенсионного возраста, имеют риск не дожить, следовательно, не получить пенсию, поскольку страховая и базовая части не наследуются. Наследуется только накопительная часть - если человек ни разу не получил накопительную часть, то в случае смерти она в полном объёме возвращается наследникам. Ещё полностью наследуется сумма по программе софинансирования «Рубль на рубль». Размеры самих пенсий и индексаций будут зависеть от ежегодной стоимости балла - стоимости одного пенсионного коэффициента. А его стоимость будет определяться доходной частью пенсионной системы: сколько соберут по тарифу отчислений (страховую часть) и какой будет трансферт федерального бюджета. От этого зависит, как будет расти стоимость пенсионного коэффициента в будущем. Пока этот вопрос не проработан до конца, не согласован между ведомствами. Поэтому со стопроцентной уверенностью говорить, как будет расти страховая часть, пока трудно.

Е. Т., АиФ.ru: На ваш взгляд, стоит ли воспользоваться программой софинансирования пенсии? Каков алгоритм поступления денег от государства?

Т. О.: Желающим вступить в эту программу нужно сделать это обязательно до 1 октября 2013 года, при этом желательно до 1 октября заплатить хоть какой-нибудь взнос. Если вы что-то заплатили, то будете являться участником этой программы. Это важный момент. В этой программе можно участвовать в течение 10 лет. Она выгодна тем, у кого средняя заработная плата по стране выше, и у кого стаж больше 20 лет. Почему? Потому что софинансирование происходит рубль на рубль, но не более чем 12 тысяч в год. То есть, если человек платит 12 тысяч в год, в этом году он их платит, на следующий год Пенсионный фонд софинансирует ему тоже 12 тысяч. В течение 10 лет вы отложите 120 тысяч, и государство вам заплатит 120 тысяч. Человек может сколько угодно отчислять в эту программу, но не меньше 2 тысяч в год.

Е. Т., АиФ.ru: Почему софинансирование не выгодно тем, у кого зарплата низкая?

Т. О.: Если заработная плата ниже, чем по стране, государство доведёт пенсию до прожиточного минимума пенсионера. Получается, что в доплату до прожиточного минимума пенсионера будет входить и сумма софинансирования. Допустим, у человека пенсия 5 тысяч рублей, и по софинансированию у него 5 тысяч рублей, получается 10 тысяч, а прожиточный минимум в этом регионе 10 тысяч. Получается, если бы он не участвовал в программе софинансирования, то ему государство доплатило бы ещё 5 тысяч, и было бы всё равно 10 тысяч. Поэтому тем, у кого совсем низкие пенсии, в программу софинансирования не выгодно вступать, потому что у них эта программа поглотится доплатой до прожиточного минимума. Если зарплата составляет 25 тысяч рублей и выше, тогда участвовать в программе выгодно, поскольку это реальное увеличение размера пенсии в будущем, и деньги наследуются.

Между 2 % и 6 %

Е. Т., АиФ.ru: Вы сейчас сказали, что если на протяжении 10 лет вложить в НПФ 120 тысяч рублей, то государство заплатит ещё 120 тысяч. Сумма привлекательная, но как быть с инфляцией?

Т. О.: В этой программе государство софинансирует именно рубль на рубль, то есть, по сути, 100 % государство доплачивает, это реально больше, чем любой банковский вклад, поэтому, на мой взгляд, это выгодно. И ещё здесь важно, что можно выбрать период получения этой выплаты - 10 лет и выше, то есть обычно период получения пенсии - 20 лет, а можно выбрать период 10 лет и все накопленные средства поделить на 10 лет. Это удобно, потому что более короткий срок для получения, соответственно, суммы будут выше.

Е. Т., АиФ.ru: Подскажите, на что обратить внимание при выборе негосударственного пенсионного фонда?

Т. О.: Если человек выбирает какой-то негосударственный пенсионный фонд, нужно обязательно зайти на его сайт и посмотреть доходность этого фонда за последние 5–6 лет. Нужно сравнить доходность с другими фондами. Эта информация доступна в Интернете. Можно выбрать фонд, в котором более-менее нормальная доходность, проанализировать её. Также обычно публикуется численность участников. Есть более крупные и более мелкие фонды. Можно и по этому критерию выбирать. Есть рейтинги надёжности фонда. Если человек хочет получить 6 % в накопительную часть, лучше в этом году вступить, написать заявление в НПФ или в управляющую компанию. Если человек в этом году не выберет, есть вероятность, что в следующем году у него будет взнос 2 % в накопительную часть, потому что пока нет такого законопроекта, по которому продлевается срок выбора. По существующему законодательству, выбор будет прекращён в конце 2013 года.

Е. Т., АиФ.ru: Выгоднее формировать будущую пенсию в соответствии с новой формулой - по тарифу 6 % на накопительную часть или 2 %?

Т. О.: Здесь можно сказать только одно: плюсы накопительной части будут тем, кто боится не дожить, там 100 % наследование. Тем, у кого высокие заработки и несколько мест работы, с 2015 года по страховой и базовой частям предполагается ограничение. Будет учитываться максимальный заработок такой, какой учитывается при одном месте работы. Например, если у вас сегодня два места работы и заработная плата - 1 миллион рублей: в одном месте 500 тысяч и в другом - 500 тысяч, то взносы со всего миллиона будут учитываться в сегодняшней пенсионной системе, но с 2015 года существует потолок - 586 тысяч - взнос, который учитывается максимально. В накопительной части не будет потолка взносов. Сколько за вас поступило взносов, если у вас несколько мест работы, столько и учитывается по накопительной системе. Тем, у кого несколько мест работы и высокая зарплата, выгодно выбирать накопительную составляющую. Тем, кто собирается продолжать работу, и тем, кто продолжает работать и не собирается отказываться от получения пенсии, им тоже выгодно выбирать накопительную. Всё, что попадает в накопительную систему, увеличивает накопительную часть, потому что это личная часть человека, её нельзя отнять, перераспределить. Это плюс накопительной составляющей.

Сколько заплатил, столько и получишь

Е. Т., АиФ.ru: Скажите, как будет начисляться пенсия, если у человека очень маленький стаж?

Опрос

Т. О.: Сейчас минимальный стаж работы поднимается до 15 лет в течение 10 лет. В 2015 году минимальный стаж для назначения пенсии будет 5 лет, в 2016 году - 6 лет, в 2017 году - 7 лет и т. д. Тем, у кого не хватит нормативного стажа, будет начисляться специальная пенсия на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста, то есть женщины социальную пенсию будут получать в 60 лет, мужчины - в 65 лет. Эта пенсия равна прожиточному минимуму в регионе.

Е. Т., АиФ.ru: Реальные ли цифры показывает расчёт пенсионного калькулятора?

Т. О.: В калькуляторе, который был заявлен неделю назад, было очень много ошибок. Сейчас часть ошибок исправлена, но некоторым категориям граждан он не выдаёт размеры пенсии. Те, кто пользовался калькулятором неделю – полторы недели назад, сейчас могут перепроверить и получить другие цифры своих будущих пенсий. В любом случае гражданин может рассчитать только размер пенсии и размер тех прав, которые заработаны после 2015 года или как минимум после 2002 года. Корректно рассчитать пенсионные права, которые заработаны до 2002 года, он не может, потому что там был другой закон, и в калькуляторе он сейчас не учитывается. Я бы не относилась к калькулятору, как к возможности посчитать свою будущую пенсию. Он может показать пропорции размера пенсии при откладывании возраста выхода на пенсию на 5 лет, на 10 лет, на год.

Е. Т., АиФ.ru: Может ли быть такой сценарий, что текущая пенсионная реформа через определённое время, лет через пятнадцать, будет заменена на какую-то новую, и то, что делается сейчас, будет неактуально?

Т. О.: Не знаю. На данном этапе никто пока сильно не перераспределяет ресурсы. Всё зависит от того, какие итоговые параметры будут заложены в эту пенсионную систему. Но сам по себе принцип - сколько заплатил, столько и получил на выходе - я думаю, изменений не претерпит. Принципы старой формулы и новой не меняются. Я не понимаю, почему Минтруда называет это реформой. Я бы назвала это модернизацией пенсионной формулы, потому что глобально ничего не меняется. Я считаю, что и через 15 лет она не претерпит изменений. Вот вопросы размеров пенсий, порядок индексации самих частей могут потребовать каких-то изменений. Выиграют те, у кого высокий стаж и высокий заработок. Проиграют те, у кого заработная плата ниже средней и низкий стаж.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: