Социальные права граждан. Социальные права человека

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948). Декларация закрепляет право каждого, как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых действия для поддержания его достоинства и свободного развития его личности и прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Таким образом, Декларация закрепляет:

во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение;

во вторых, право на достойный уровень жизни;

в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца и т.п.);

в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматриваются материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

Одним из первых актов России, в котором закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, является Декларация прав и свобод человека и гражданина. В Декларации провозглашен один из важнейших принципов: пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Важнейшим гарантом прав и свобод человека и гражданина является Конституция РФ. Условием реализации прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости».

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».

Остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.

Во-первых, к содержанию социальных прав необходимо подходить конкретно. Современное право на социальное обеспечение, зафиксированное в международно-правовых документах, конституциях, и законодательстве экономически развитых государств, -- результат длительного исторического становления и развития прав человека.

Во-вторых, в становлении права на социальное обеспечение огромную роль сыграло его идеологическое и доктринальное обоснование -- учение о естественных и прирожденных правах человека (учение о праве человека на достойное существование) и юридико-позитивистское учение о правах человека. Напомним, что в теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гражданские) и политические права как основные естественные и неотчуждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность государства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, экономических и культурных правах. Сама идея социальных прав связана с идеей социального государства. Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д.

В-третьих, право на социальное обеспечение -- это сложное по своей природе право, которое сформировалось как самостоятельный правовой феномен на пересечении публичных (административное право), частных (гражданское право) отраслей права и генетически связано с административным и трудовым правом.

В начале XXI в. развитие права на социальное обеспечение в России выходит на новый качественный уровень. Изменения в социально-экономической системе российского общества, связанные с процессами «разгосударствления» и приватизации, диктуют и трансформацию структуры отрасли права социального обеспечения.

На наш взгляд, эти объективные изменения можно свести к двум основным направлениям.

Во-первых, наблюдаются существенное усложнение системы правового регулирования социально-обеспечительных отношений и специализация отдельных составляющих отрасли как относительно автономных правовых образований. Эта специализация связана с организационно-правовыми формами социального обеспечения: социальное страхование, социальная помощь, последняя включает и медицинскую, и лекарственную помощь, социальное обслуживание и др. Свершившимся фактом является переход от единой государственной системы социального обеспечения к двум ее основным названным организационно-правовым формам.

Во-вторых, расширяется предмет отрасли за счет социально-обеспечительных отношений, вытекающих из договоров на социальное обеспечение. Структурные изменения в предмете отрасли неизбежно предопределяют изменения и в методе правового регулирования. Современное право социального обеспечения является отраслью права. основанной на единстве публичных и частных начал.

На развитие прав человека на социальное обеспечение на рубеже тысячелетий решающее воздействие оказывают два общепланетарных процесса: техническая революция в сочетании с ускоренной социальной эволюцией, результатом взаимодействия которых стали формирование постиндустриального общества и неразрывно связанный с ними процесс глобализации.

Ведущая тенденция в развитии социальных прав, на наш взгляд, связана с определением их места в системе прав человека информационного общества. Как уже отмечалось, социальные права относятся ко второму поколению прав человека.

В системе прав человека, определенных Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 6--13) социальные права занимают доминирующее место. Речь также идет о целом ряде Конвенций МОТ: № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), № 121 о пособиях в случаях производственного травматизма (1964 г.), № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (1967 г.), № 130 о медицинской помощи и пособиях по болезни (1969 г.) и др. Отличительной особенностью права на социальное обеспечение является зависимость его реализации от состояния экономики и ресурсов государства. В этой связи не случайны в международно-правовых актах о труде оценочные формулировки «удовлетворительное существование, достойная жизнь» и др. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах особо подчеркивается, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (ст. 2).

Некоторые ученые относят к неотъемлемым естественным правам человека только политические и гражданские права, социальные права не признают таковыми, поскольку они зависят от переменных величин

Уровня развития экономики, социальной сферы, культуры общества, политики государства.

Так, С.С. Алексеев предлагает понизить второе поколение прав человека до «прав гражданина данного государства» . Но такой подход у нас вызывает ряд возражений.

Социальные права должны не только осуществляться в зависимости от экономического положения страны, но и соответствовать ему. На возможном экономически обоснованном уровне эти права должны быть гарантированы человеку. Это касается обязательного установления любым государством при любых экономических и политических условиях минимальных границ социальных прав, которые обеспечиваются государственной защитой. Как указывалось в названном Международном пакте «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

Здесь мы имеем дело с «глобализацией прав человека». Безусловно, прав в этой части С.С. Алексеев, отмечающий, что права человека еще в большей мере утверждаются в качестве института, возвышающегося над государством в целом (при том теперь и на уровне всего мирового сообщества)". Права человека как наднациональное образование играют решающую роль в формировании мирового правопорядка вслед за международными судами.

Другое направление в дальнейшем развитии социальных прав в XXI веке связано со смещением акцентов с «экономического» человека наличность, ее личные блага. Ценностные приоритеты прав человека все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности человека в сферу субъективного самочувствия и качества жизни. В этой связи право на социальное обеспечение обогащается новыми правомочиями личностного характера. Тому свидетельство -- новеллы российского социального законодательства. Иными словами, речь идет не только об оказании материальной помощи нуждающимся лицам, но и о создании условий по их адаптации, реабилитации, интеграции в общество. Например, это право инвалидов на профессиональную ориентацию, обучение, образование, производственную адаптацию, социокультурную и социально-бытовую адаптацию, В отношении граждан старших возрастных групп при обслуживании их в геронтологических центрах предусматривается их размещение с учетом психологической совместимости, проведение мероприятий по развитию социального туризма и отдыха и др. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) также содержится «широкий» подход к определению социальных прав и социальной защиты. Под ней подразумевается не только система защиты граждан от социальных рисков (безработица, болезнь, старость, потеря кормильца), но и обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая и социальную интеграцию, получение, образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, оказание социального обслуживания. В Принципах ООН в отношении пожилых людей (1991 г.) особо подчеркивается, что государства должны включать в свои национальные программы вопросы обеспечения участия пожилых лиц в жизни общества, защиты их достоинства и обеспечения реализации внутреннего потенциала.

Следующая тенденция в развитии социальных прав связана с определением оптимального сочетания нормативного (публичного) и договорного (частного) правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Современная система социальной защиты населения, как отмечалось, объединяет три основные формы социального обеспечения (социальное страхование, государственное социальное обеспечение и социальная помощь, включая социальное обслуживание). В основе первой лежат принципы социального партнерства (трипартизма или бипартизма). Вторая основана на принципах государственного обеспечения определенных категорий лиц. Третья -- на социальной справедливости и солидарной ответственности общества, предоставления государственной социальной помощи всем нуждающимся лицам.

02.10.2018

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения , здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

У каждого человека в мире есть свои социальные права. Во всех странах они разнообразны, но одновременно похожи друг на друга. И поэтому сегодня нам предстоит изучить, какими социальными и экономическими правами наделены граждане Российской Федерации . Конституция надежно закрепляет их за всеми людьми. Зачастую права и свободы личности нарушаются. Чтобы этого не происходило, достаточно просто понимать, что ваши интересы могут представлять собой на законных основаниях . И сейчас мы познакомимся с тем, что собой представляют социальные права государства и общества.

Что такое право

Но для начала: что такое вообще право? О чем пойдет речь? Вообще, право - это способ урегулирования отношений между обществом и государством. Система общепринятых и утвержденных правил и норм поведения.

Иными словами, право - это то, что человек может делать. Своеобразная свобода общества, но контролируемая и регулируемая государством. Там, где заканчиваются права одного человека, обычно начинаются права другого. Но право - это вовсе не вседозволенность и безнаказанность. Учтите это. У прав есть свои отличительные признаки. И сейчас о них пойдет речь.

Признаки прав

по курсу «Общее право»

по теме: «Социальные права человека»

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Защита материнства и детства
  • 2. Право на социальное обеспечение
  • 3. Жилищные права граждан
  • 4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 5. Право на образование
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав: гражданские - право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом; политические - право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах; социальные и экономические - право на благосостояние, социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов.
  • Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав - социальных прав человека - и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов.
  • Социальные права часто рассматриваются в качестве «прав второй категории», которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.
  • Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 1. ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
  • Вопросы социальной политики регулируются ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

В статье 38 Конституции РФ провозглашен принцип защиты материнства и детства. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине - матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование. Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности: получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий - по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более детей - 110) - предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере однократной минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком - до достижения ребенком трехлетнего возраста - предоставляется женщине по ее заявлению с выплатой государственных пособий . По усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Они включают:

повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме . Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства. Нарушение данных предписаний влечет ответственность, вплоть до уголовной (ст. 145 УК); специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы.

Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей (по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а детей-инвалидов - до 16 лет, администрация обязана установить им такой режим работы), по скользящему (гибкому) графику, на дому; предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми - инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. В настоящее время оно существенно обновлено. Так, например, принят новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав , которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

2. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов

Часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия . Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности . Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе , которая складывается из таких конституционных основ , как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность , утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации , банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

4. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Часть 1 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования .

Законом о медицинском страховании граждан определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Субъектами страхования являются: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и лечебное учреждение. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пенсионеров и др.) осуществляют органы власти субъектов Федерации за счет своих бюджетов; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью , и лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают граждане. Застрахованные граждане получают страховые медицинские полисы.

В системе медицинского страхования граждане имеют право на: обязательное и добровольное страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор лечебного учреждения и врача в соответствии с договором обязательного и добровольного страхования ; получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, лечебному учреждению , в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, и др. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья гражданин или юридическое лицо , ответственное за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (расходы на лечение, усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.) (ст. 1084-1094 ГК РФ). Уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений (нанесение побоев), истязание, заражение венерической, ВИЧ-инфекцией и некоторыми другими болезнями, неоказание помощи больному, угрозу убийством; загрязнение водоемов и воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря; склонение к потреблению наркотических веществ и другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей, а также нарушение правил: безопасности движения и эксплуатации транспорта; безопасности горных работ; при производстве строительных работ ; безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах; хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий; правил, установленных с целью борьбы с эпидемиями (ст. 105-125, 131-135, 246-262 УК РФ).

5. Право на образование

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). Право на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации , необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федерального закона от 12 июля 1995 г. В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования. В ч. 2 ст. 43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы . В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст. 19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом правового регулирования социальной защиты населения в РФ является:

защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования , обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;

деятельность органов социальной защиты.

Конституция РФ построена по принципу «государство для человека», но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе. Иными словами, провозглашение России социальным государством - пока декларация, в отличие от СССР («тоталитарного государства»), ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ.

2. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

3. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.

4. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. 2005. №1.

5. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2003.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006.

7. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.

8. Лепихов М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты.// Социс. 2005. №3.

Социальное государство – вид политической системы, при которой материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости.

Социальное государство, социальная политика государства

Главной функцией социального государства является обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни, предоставление помощи неимущим, а также равномерное сглаживание социальных различий.

Очень часто социальное государство называют государством всеобщего благоденствия или государством всеобщего благосостояния.

Социальные права человека

Социальные права человека представляют собой систему конституционных прав которые позволяют человеку получить от государства ряд гарантий, касающихся определенных материальных и нематериальных благ.

Социальные права человека впервые были закреплены в послевоенный период. В России социальные права человека регулируются
Ст. 43, ст. 38, ст. 39, ст. 40, ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение – это возможность, которая предоставляется нетрудоспособным лицам, или лицам, которые не имеют возможность обеспечить себя по другим причинам, получить материальную помощь со стороны государства.

Конституция Российской Федерации признает права каждого гражданина на социальное обеспечение. Как правило, правом на социальное обеспечение пользуются следующие категории субъектов:

Лица пенсионного возраста;

Лица, не обладающие трудоспособностью в виду проблем со здоровьем (инвалиды);

Женщины, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Несовершеннолетние дети- сироты.

Право на жилье

Право на жилье регламентируется ст. 40 Конституции РФ. Это право выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Право на жилье включает в себя такие права:

Право на стабильное и устойчивое пользование жилим помещением;

Возможность улучшения условий жилищного фонда;

Право жить в жилище, условия которого отвечают всем нормам цивилизованного общества;

Право на неприкосновенность жилья.

Здоровье под охраной закона

Право человека на здоровья охраняется многочисленными международными правовыми документами , а также основными законами почти всех независимых государств.

Право на здоровье не предусматривает право человека обладать хорошим здоровьем. Оно лишь обеспечивает ему возможность иметь доступ к факторам, которые улучшают здоровье.

В частности, к таким факторам относятся безопасные условия труда, наличие доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, надлежащее качество пищи и жилья.

Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить .

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

Мнение юриста-эксперта:

Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода. Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать. Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

У каждого человека в мире есть свои социальные права. Во всех странах они разнообразны, но одновременно похожи друг на друга. И поэтому сегодня нам предстоит изучить, какими социальными и экономическими правами наделены граждане Российской Федерации. Конституция надежно закрепляет их за всеми людьми. Зачастую права и свободы личности нарушаются. Чтобы этого не происходило, достаточно просто понимать, что ваши интересы могут представлять собой на законных основаниях. И сейчас мы познакомимся с тем, что собой представляют социальные права государства и общества.

Что такое право

Но для начала: что такое вообще право? О чем пойдет речь? Вообще, право - это способ урегулирования отношений между обществом и государством. Система общепринятых и утвержденных правил и норм поведения.

Иными словами, право - это то, что человек может делать. Своеобразная свобода общества, но контролируемая и регулируемая государством. Там, где заканчиваются права одного человека, обычно начинаются права другого. Но право - это вовсе не вседозволенность и безнаказанность. Учтите это. У прав есть свои отличительные признаки. И сейчас о них пойдет речь.

Признаки прав

Социальные права человека, точно так же, как и экономические, имеют ряд признаков. Вообще, уже было сказано - данный момент касается всех типов "свободы" в государстве. По каким признакам можно выделить право? Сюда относят:

  • гарантии государства;
  • нормативный характер;
  • общеобязательное исполнение и присутствие;
  • определенность (формальная);
  • систематизация;
  • волевой и интеллектуальный характер.

Именно по данным особенностям можно выделить права. Вообще, разные ученые выделяют огромное множество разнообразных признаков. Но перечисленные выше встречаются чаще всего. Поэтому их принято указывать под видом признаков прав. Ничего сложного, верно? Но какие социально-экономические права имеются у граждан? Где они прописаны?

Конституция РФ

Как уже было сказано - Конституция РФ содержит в себе свод правил и свобод, которые гарантированы гражданину. Получается, что именно этот документ является основным гарантом прав человека в России.

Если честно, то для каждого типа "свободы" тут имеется свой раздел. И многих интересуют социальные права человека. Ведь именно их очень часто или не знают вовсе, или всячески нарушают. Делать так нельзя. Нужно всегда быть в курсе нарушений, а также иметь представление о том, каким образом можно и нужно защищать себя. Об этом немного позже.

Социальное право

Что собой представляют социальные права граждан? Вообще, для начала необходимо познакомиться с самим понятием. Ведь "право" само по себе может быть разным. Как его отличить - это отныне не секрет. Но про какой именно тип сегодня пойдет речь?

Социальными правами являются права, которые даются гражданину государства Конституцией. Они наделяют человека возможностью получения каких-то материальных благ от правительства. Например, пенсии и страховые выплаты, обучение и так далее. Иными словами, социальное право - это возможность граждан на развитие и получение чего-либо (поддержки и гарантий) от государства.

Довольно трудно для понимания, не правда ли? Далеко не все способны вот так просто вникнуть в суть вопроса. Поэтому стоит конкретно узнать, какие социальные права человека есть в Конституции Российской Федерации. После этого точно станет ясно, о чем идет речь.

Право на собственность

Итак, начнем с самого интересного. Дело все в том, что социальные права РФ разнообразны. И для них в Конституции отведена целая глава. Не слишком большая, но она имеет место быть.

Первое, на что имеет право человек - на собственность. У гражданина есть возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и иными объектами собственности. Это распространяется как на личное пользование, так и на совместное.

Сюда же можно отнести право наследования. Оно гарантируется законом и вступает в силу с момента вступления в наследство того или иного лица. Ничего особенного, верно? Но это еще не все. С данного момента начинаются социальные права и свободы граждан в РФ.

Деятельность

Далее идет право на ведение предпринимательской деятельности. Каждый может оформить на себя документы как индивидуального предпринимателя или ООО, а также вести собственный бизнес (дело). Никто не может запретить ему делать это. Разве что в виде исключений - при нарушении закона и наступлении недееспособности лица.

Тут есть один важный момент. Предпринимательская деятельность в обязательном порядке должна быть оформлена документально, и ее характер обязан вписываться в ограничения правительства. То есть, незаконными "делишками" заниматься нельзя, скрываться от государства, будучи ИП - тоже. Да, на свой страх и риск вы можете осуществлять предпринимательскую деятельность, но, если вас "поймают", будет не только много проблем, но и последует соответствующее наказание.

Жилье

Социальные права человека также регламентируют, что каждый может иметь жилье. И Конституция РФ закрепляет за гражданами право на жилище. Лишать крыши над головой вас никто не может. Тем более самовольно.

Правда, тут есть небольшое "но". Лишить имущества (не жилья) может само правительство за нарушение прав и обязанностей. Но без жилища вас никто не оставит. Кроме того, нуждающимся государство должно предоставить его бесплатно или на льготных условиях. Практика показывает, что в принципе данное право реализуется. Но не для всех, а в порядке очереди (что логично) и не в полной мере.

Труд

Что еще? Например, социально-экономические права подразумевают, что у каждого гражданина есть возможность трудиться. При этом решение должно быть добровольным. Вид деятельности и профессию каждый выбирает самостоятельно. Разумеется, все в пределах законности. Никто не имеет права принуждать вас к работе, а также к выбору специальности для дальнейшего труда.

Если говорить непосредственно о процессе, то за каждым закреплено право на соблюдение безопасности, гигиены и оплаты труда на рабочем месте. Как раз этот пункт довольно часто нарушается работодателями. Кроме того, можно рассчитывать на заработную плату, величина которой должна составлять не меньше минимальной. Минимум ежегодно определяется госструктурами.

Помимо всего прочего, за гражданами закреплено право на защиту от безработицы. В каждом городе имеются центры занятости, в которых всем нуждающимся обязательно предложат ту или иную вакансию. Да, предложения зачастую оказываются не совсем привлекательными, но государство все равно помогает своим гражданам обрести возможность трудиться.

Обратите внимание - социальные права каждого гражданина на труд здесь не заканчиваются. Еще один важный момент в данной теме - это принуждение. Никто не имеет права заставлять вас трудиться. Тем не менее, как показывает практика, в России данный пункт далеко не всегда соблюдается. Да, раба из вас вряд ли в открытую сделают, но вот всячески "давить" морально, принуждения ради, могут.

Отдых и безопасность

Не стоит забывать, что каждый человек имеет право на отдых. Это касается и безработных, и разнообразных сотрудников. Второй тип граждан также может рассчитывать на оплачиваемый отпуск, командировки и праздничные дни. В эти периоды вам должны предоставить выходной.

Бесплатная медицинская помощь - это очередное право человека в том или ином государстве. При наличии соответствующих документов, вас обязаны принять в муниципальном медучреждении и оказать соответствующую помощь. Если вам по каким-то причинам отказали, знайте - ваши права нарушены.

Кроме того, сокрытие действий, угрожающих здоровью, преследуется по закону. Точно так же, как и создание/сокрытие обстоятельств аналогичного характера. Правда, все придется доказывать.

Поддержка

Помимо всего прочего, у нетрудоспособных граждан есть право на помощь и поддержку государства, а также родных и близких. Кроме того, разнообразные государственные выплаты (пенсии, пособия и так далее) должны обеспечивать человеку должный уровень жизни. Точнее, не меньше прожиточного минимума. Он ежегодно устанавливается правительством и пересчитывается.

Создание общественных и благотворительных фондов в России поощряется. Это прописано в Конституции, глаза 3, статья 18. Сама по себе благотворительность тоже приветствуется.

Образование

Социально-культурные права человека также включают в себя право на получение образования. Причем бесплатного и общедоступного. Оно должно быть в пределах определенных норм, которые устанавливаются соответствующими органами. То есть соответствовать стандартам.

Кроме того, образование в России носит обязательный характер. Правда, распространяется это только на среднее. Иными словами, закончить школу обязан каждый. А вот что делать после нее - гражданин решает сам.

Культура и государство

Что еще можно сюда отнести? Например, право на защиту материнства, детей, оставшихся без попечения, недееспособных, инвалидов и умственно отсталых. Если такие люди нуждаются в поддержке, они имеют право получить ее от государства. Правда, как показывает практика, добиться ее крайне трудно. Все это потому, что в последнее время нуждающихся очень много. И всех обеспечить просто невозможно в должной мере.

Помимо этого, социальные права в РФ позволяют рассчитывать на свободу выбора веры и религии. Каждый может также участвовать в культурной жизни и посещать соответствующие учреждения. Правда, стоит заметить - сектантство запрещено. Быть сектантом можно, но это не приветствуется.

Интеллектуальная собственность, художественные произведения, научная деятельность и ее результат охраняются государством. Каждый имеет право на самовыражение и занятия творчеством. Понятное дело, что деятельность не должна нарушать права и свободы других людей.

В принципе, это все. Как видите, социально-экономические и культурные аспекты жизни в России довольно разнообразны. Стоит также отметить, что каждый может сам выбирать себе круг общения и общаться с родственниками. Дети, например, имеют право на общение с родителями и близкой родней. Запретить это может только суд на законных основаниях. Так что давайте не нарушать свои права и свободы. При невозможности решения вопросов мирным путем придется обращаться за помощью в соответствующие органы власти.

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: