Герой выражающий позицию автора. Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется - 15 минут времени, с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция - это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать. Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения - читайте текст еще раз. Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: "Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?". Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание "позиция автора" можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Приведем пример

Лайфхак

Как человек, несколько месяцев назад сдавший ЕГЭ на 100 баллов, дам совет. Читая текст, сначала напишите позицию автора, а потом уже проблему. Речь идет про черновик. В чистовом варианте проблема идет сразу после вступления, позиция - после комментария. Запутались? Смотрите шаблон.

Многие сначала формулируют проблему и из-за этого путаются, выражая верную позицию, но по другой проблеме. Лучше "подогнать" проблему под позицию. Когда начнете писать сочинения, поймете, о чем я говорю.

Слова-маркеры Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.п. Главное– научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В.Розов)
Оценочная лексика Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое благо. Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию. (Л.Матрос)
Средства выразительности Отношение автора могут передать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д.Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев)
Вводные слова Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди при первом же удобном случае…
Побудительные предложения Побудительные предложения содержат в себе призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя. (В. Пекелис)

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя. Чтобы определить авторскую позицию художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

Ø Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?



Ø Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Ø Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен автор или нет?

Например, в рассказе В.Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы , бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу: уж если штаны, так не штаны, а "шкеры", на полметра ширше, чем у "ихих"; ежели краски на лицо, так без нормы. По норме-то и родители нажились...

Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили . Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое .

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке. Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

Одна девица домучила мороженое , скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась , забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

Ой, дурак! Дурак! -- тыча в него пальцами, оживились девицы .

Лицо мальчика дрогнуло. Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой -- перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

Надо же! Дурак и шляется! И его не забирают...

Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

Ой! А как вы узнали?! -- соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. -- И безбожно засластил пилюлю: -- По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

А-а! -- согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной, под мужика стриженной и под шамана крашенной, девицы дошло:

Гражданин! -- зыкнула она ломающимся басом. -- Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! -- И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: -- Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Этим вопросом занимались такие ученые, как И.Ф. Волков, В.А. Кухаренко, Н.А. Николина, П.Д. Тамарченко, В.Е.Хализев. В данной главе мы будем опираться на их труды.

Автор выбирает не только предметы и явления действительности, но и форму рассказа о них. При этом становятся существенными уже не прямые или косвенные суждения автора, а то, что изображается и как изображается, различные отношения и связи между предметами изображения внутри целого. Автор так строит свое произведение, так расставляет акценты, так группирует и соотносит различные моменты изображения, что добивается нужного впечатления, нужного воздействия на читателя. «Образ автора усматривается в формах соотнесения монолога и диалога, в специфике повествовательного движения и смены типов речи…» (43, с. 18).

Выбрав тип повествования, «автор создает систему образов персонажей, занимающих центральное место … по своей значимости для восприятия конфликта и по удельному весу в произведении» (33, с.20). Отмечая различный характер и природу образа автора и образов персонажей, литературоведы отнюдь не делают вывод об их противоречии. Конкретные личности, нарисованные автором, помогают понять нечто абстрактное, общее; являются носителями или противниками идей писателя. Естественно, из действительности автор берет характеристики для создания образов, но он не только репродуктирует, он заново творит.

В систему произведения входят образы естественной природы (пейзаж, явление природы) и вещной природы (интерьер, предметы обихода и одежды персонажей).

Пейзаж также является выразителем эмоционально-психологического состояния автора или персонажа. В различных родах и жанрах литературы роль образа природы различна и варьируется от главенствующего положения, в пейзажной лирике, например, до подчиненного - в эпической прозе. В. Кухаренко отмечает, что пейзаж в искусстве обладает двумя прямо противоположными функциями - «выражает гармонию персонажа с природой или их антагонизм» (33, с. 22).

Но если пейзаж может практически полностью отсутствовать в произведении, то вещные образы присутствуют во всех произведениях в той или иной мере. Вещные образы конкретизируют героя, создают его индивидуальность, достоверность, неповторимость или, наоборот, типичность, либо тривиальность.

Следующим компонентом системы произведения является словесный образ, то есть материальная сторона произведения. Слово в произведении становиться эстетической категорией. Оно также берется автором из действительности, но возвращается в нее обогащенным, сохраняя первоначальные лексические, грамматические, фонетические, валентностные свойства. По мнению А. Потебни, любое полнозначное слово языка обладает «ближайшим» и «дальнейшим» значениями. То есть имеет объективно зарегистрированную в словаре и единую для носителей языка семантическую структуру; с другой стороны; выступает как сигнал, порождающий индивидуальные ассоциации, объем которых может изменяться в зависимости от образования, опыта и т.д. читателя и автора.

Слово приобретает особую значимость не навсегда, но именно для заданного текста.

Какова бы ни была цель автора, достичь ее он старается с помощью слова. «Слова, подобранные так, что они постепенно настраивают на понимание их в более или менее точно очерченном плане, вдруг, посредством неожиданного присоединения новых фраз, повертываются своими смыслами в другую, часто противоположную сторону», справедливо отмечает В.Виноградов (16, с. 577).

Образ автора, образы персонажей, вещные и естественные, также словесные образы должны существовать как некая гармония, единое связное целое, иначе восприятие читателя будет затруднено или вообще невозможно. Важно, что композиция не просто механически объединяет разрозненные элементы в нечто целое. «Единство произведения не есть замкнутая симметрическая целость, а развертывающаяся динамическая целостность; между ее элементами нет статического знака равенства и сложения, но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции. Форма литературного произведения должна быть осознана как динамическая» (61, с.10).

Ю. Лотман, развивая свою теорию о диалогическом характере любого художественного текста, считает, что именно композиция помогает создать диалогичность в произведении: «…существенным признаком диалогической речи можно считать смену точек зрения» (37, с. 228-236). Это впечатление создают предисловия, примечания, ссылки автора.

Существует два основных принципа расположения материалов в тексте - линейный и трансформационный. В самом широком плане эти принципы исследованы в психологии искусства. Так, Л. Выготский отмечает: «Материал в естественных свойствах его развертывания может быть условно записан как прямая линия», а «… искусственное расположение событий будет «кривой художественной формы» (17, с. 190).

В живописи композиция управляет глазом зрителя, ведет его в нужном направлении, определяя, таким образом, порядок последовательного восприятия компонентов. Так и в литературе, автор берет в помощники композицию, чтобы довести до читателя ту или иную идею.

Авторское отношение к изображаемому сравнительно редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего выражается через семантические доминанты и особенности мотивной структуры.

С доминантой текста (тематической, композиционной, концептуальной, эмоциональной), обычно связано заглавие художественного произведения, которое занимает сильную позицию и не случайно рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации.

Выделение значимых для понимания произведения смыслов, как уже отмечалось, осуществляется повторами, функции которых многообразны. Регулярно повторяющимися элементами текста всегда являются имена собственные, которые приобретают мотивированность в структуре целого и, выбранные автором, выражают его позицию. Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте, более того, анализ семантики и символических смыслов, присущих именам собственным, в ряде случаев дает возможность рассмотреть специфику авторской модели мира.

Разумеется, на наш взгляд авторская модальность проявляется и в архитектонике текста, и в структуре его повествования, и в своеобразии его пространственно-временной организации, которая всегда отражает особенности авторского мировосприятия. Однако для конкретного аспектного анализа в этом разделе мы выбрали рассмотрение именно заглавия, ключевых слов произведения и имен собственных, поскольку внимание к ним в процессе «медленного чтения» особенно важно для интерпретации текста.

Чеснокова А. В.

заместитель директора по УМР

МАОУ лицея №11 им.В.В. Рассохина, г. Армавир

в художественном произведении

Написание выпускного сочинения по русскому языку и литературе требует от учащегося обязательного понимания того, что такое авторская позиция, каковы способы её проявления в тексте и как на этом основании можно интерпретировать произведение.

Понятие авторской позиции в литературоведческих словарях довольно размыто, чаще под ним подразумевается «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю» (В. Хализев), субъективное авторское понимание жизни и её оценка. Выявление авторской позиции оказывается основой интерпретации, способом поиска ответа на вопрос, заключённый в проблеме.

Семантические доминанты — компоненты произведения, которые приводят в движение и определяют отношения всех прочих компонентов. С доминантой обычно связано заглавие художественного произведения, которое традиционно воспринимается как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение авторской интерпретации. Заглавие выражает авторское видение изображаемых ситуаций, событий («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) . Это своего рода первая интерпретация произведения, предлагаемая самим автором. Иногда оценка, выраженная в заглавии, может не совпадать с авторской позицией (например, эзопов язык в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак» , в которой описываются великодушные поступки Иванушки, называемые «дурацкими»).

Ключевые слова выделяются на фоне других лексических единиц. Их основные признаки — высокая частотность, степень повторяемости в тексте и многозначность, соотнесение событийного и концептуального уровней текста (слово «смерть» и его производные в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва ).

Межтекстовые связи — это содержащиеся в том или ином конкретном тексте выраженные с помощью определенных словесных приемов отсылки к другим конкретным текстам. (А. Горшков). К распространённым приёмам межтекстовых связей относятся цитата, эпиграф, реминисценция, стилизация, пародия, «текст в тексте», параллельная межтекстовая связь, ремейк, пастиш, аллюзия (Н. Каржавин: «А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят»).

В качестве эпиграфа может выступать небольшое целое произведение, пословица, афоризм, цитата. Эпиграф предваряет произведение, раскрывая его идею, характеры персонажей, особенности сюжета и связывает его с тем произведением, из которого он взят. Первый эпиграф к роману М.Булгакова «Белая гвардия» («Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!») взят из «Капитанской дочки» А.Пушкина, возводит произведение к концепту метели — хаоса, революции и связывает с пушкинской интерпретацией сходных событий. Второй эпиграф («И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своими») направляет к Откровению Иоанна, подчёркивая глобальную апокалиптическую сущность частных судеб.

Главные семантические оппозиции, отражающие авторскую концепцию «добра» и «зла». Так, в рассказе А. Чехова «Крыжовник» оппозиции: 1) слово – дело; 2) человек слова – человек дела . В некоторых случаях, например, в рассказе А. Чехова «Спать хочется» , оппозиция устраняется за счёт уничтожения одного из её членов (ребёнок противопоставлен непреодолимому желанию девочки спать, проблема «разрешается» его убийством).

Портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации и или вопросу (например, безразличие героев к судьбе Фирса в финале пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» отрицательно характеризует действующих лиц).

Речевая характеристика героя . В. В. Виноградов: «Для Манилова речь — это чистая поэзия, искусство для искусства. Поэтому он, не смея понять слов Чичикова в прямом смысле, «ничуть не затруднился».

Раскрытие мыслей и чувств героя (психологизм). Языковые средства, передающие ощущения героя (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные).

Приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние и иногда даже «истинная сущность» персонажа сравниваются с состоянием природы. (Андрей Болконский и старый дуб в «Войне и мире» Л. Толстого: герой «солидарен» с искорёженным старым деревом по дороге к Ростовым и так же «наполнен» весенними чувствами после встречи с Наташей).

Сюжет, композиция, отбор фактов , то, в каких ситуациях автор показывает персонажей. Так, проспекция – осуществляемая лексико-грамматическими средствами категория текста, направляющая внимание читателя на ключевой момент сюжета, о котором речь пойдёт позже (В рассказе А. Чехова «Крыжовник» повествование Ивана Ивановича о брате предваряется диалогом – «обещанием»). Приём проспекции создаёт напряжение ожидания, выделяет значимость темы.

Художественная речь . В частности, риторические вопросы и риторические восклицания придают речи эмоциональность, помогая выражению авторской позиции («А судьи кто?» у А. С. Грибоедова).

Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, его лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они дают автору возможность в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам (в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя).

Ритм произведения — его нарушение свидетельствует о важности «сбоев» для понимания авторского замысла. Такую функцию могут выполнять некоторые типы предложений, не являющиеся частотными в данном произведении. (Нераспространённые двусоставные предложения в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» , не характерные для стиля писателя, подчёркивают исключительную важность и краткость таких моментов).

Символика, значимые детали (например, масонские мотивы в «Собачьем сердце» М. Булгакова ).

Роль имён собственных в тексте. Антропонимы и топонимы участвуют в создании образов героев, развертывании темы произведения, формировании художественного времени и пространства, выявляя его скрытые смыслы. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, особенно когда оно занимает позицию заглавия (Евгений Онегин, Обломов, Молчалин, Правдин).

Способы непосредственного проявления авторского «голоса» в драматургии довольно ограничены: 1) список действующих лиц; 2) высказывания героев-резонёров, выражающих авторские мысли и чувства, даже если их облик противоречит их высказываниям (Сатин в «На дне» М. Горького ); 3) ремарки (важна их структура, тип, связь с основным текстом).

Литература:

  1. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика М.: АСТ, Астрель, 2006. — 368 с.
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. – Москва 2002.
  3. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте.

Диктант слов.

По-моему, по-медвежьи, помногу, по двое, понапрасну, понарошку, по-настоящему, поначалу, по-нашему, поневоле, поодиночке, по-осеннему, по-ребячьи, посередине, поочередно, по двое, ввосьмером, вдвое, в-третьих, в одиночку, вручную, на лету, надвое.

Каких примеров дефисного написания наречий нет в диктанте слов?

2. Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова «двигаться».

Двигаться быстро нельзя было по двум причинам (во) первых приходилось ехать по скользкому грязному пути а (во) вторых глубокие колеи (за) частую близко подходили к реке.

Особенности звуковой организации образа

в стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

В этом стихотворении раскрывается образ осеннего вечера. Мы видим контрастные картины осени: «светлость» осенних вечеров, таинственную их прелесть и «зловещий блеск дерев; тихую лазурь и порывистый «ветр». Контрастность усиливает использование аллитерации на [л] и [р], причем можно заметить чередование твердых и мягких согласных (в метафоре «в светлости вечеров» - твердые [л] и [р], а в эпитете «умильная прелесть» эти согласные мягкие.

В стихотворении преобладает звук [р], он повторяется 20 раз! Чередование твердого и мягкого звука [р] помогает представить резкую перемену в осеннем пейзаже.

Используется в стихотворении и ассонанс на [э], Этот звук повторяется в стихотворении 13 раз. Он помогает передать чувство грусти, тоски.

5. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником. Стр.13.

2) Записи в тетради:


Логическое частицы междометия

Ударение

Обращения восклицания вводные

Риторические конструкции

вопросы

6. Беседа.

Есть ли различие между ударением в слове и логическим ударением в предложении?

Пояснить на примерах.

7. Закрепление.

1) Конкурс «Проба перед киносъемкой».

Учащимся предлагается произнести одну и ту же фразу, меняя тембр голоса и

выражая различные чувства.

Выписать из текста примеры различных способов выражения авторского

отношения к героям и событиям.

7. Обобщение.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 28. Указать средства художественной выразительности и способы выражения

Домашнее задание.

Закончить работу над упражнением 28. Подготовиться к контрольному диктанту.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

Цель: Проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Тютчев свято верует в одушевленность природы, которая не умирает, и в свое конечное слияние с ней. Человек наравне с природой сладостно и мучительно вспоминает древний хаос; между ночью мира и ночью души есть глубокая связь - днем же и тот, и другая успокаиваются и светлеют. Значит, каждому душевному настроению должно быть непременно соответствие в природе, каждая дума и каждое чувство имеют в ней свой отзвук.

Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее те временные диссонансы, тот разлад между человеком и природой, в силу которого «в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». Но эта двойственность... должна и может быть преодолена, потому что она - только факт, а не необходимость, и навеки неизменной останется для Тютчева истина, что «дума за думой, волна за волной - два проявления стихии одной».

Вся жизнь - рифма к природе. Поэтому в знаменитом стихотворении - молитве летнему жару и зною, когда бедный нищий бредет мимо сада по жаркой мостовой, соответствует полдень, когда «сам великий Пан в пещере нимф» спокойно дремлет, а душное молчание воздуха, предчувствие грозы, отвечает волнению молодой девушки, которая замирает в истоме проснувшейся первой любви. Поэтому неожиданная ласка природы, уходящее лето похоже на «молодую улыбку женских уст и глаз».

Это неизменное соответствие духа и природы у Тютчева не придумано, не сочинено, а аналогия является такой естественной и простой, образы и олицетворения как бы приходят сами собою.

Ю.И.Айхенвальд

2. Дать ответ на вопрос: какие стихотворения Ф.И.Тютчева вы узнали по использованным в тексте цитатам?

3. Выполните фонетический разбор слов

1 вариант - вспоминает

2 вариант - вселенной

Домашнее задание. Повторить основные понятия из раздела «Лексика».

Тема: Лексика. Переносное значение слова.

Цель: Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на

переносном значении слов.

Развитие навыка определения роли тропов в тексте художественного

произведения.

Ход урока.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки

препинания.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Если путь прорубая отцовским м..ч..м

Ты соленые слезы на ус нам...тал

Если в жарком бою испытал что почем

Значит нужные книги ты в детстве читал!

(В.Высоцкий)

Подберите синоним к слову «намотал».

Почему в данном контексте это слово нельзя заменить

синонимом? (Оно употреблено в переносном значении.)

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов.

СКОЛЬКО НИ

Алгоритм.

НИ
НЕ

1 . Определи, для чего служит частица.

Для отрицания? Для усиления отрицания? Для утверждения?


В простом В сложноподчиненном

предложении? предложении?

НЕ НИ

1) Объяснительный диктант.

Сколько ни езжу я по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни одного разу не случалось сбиться с дороги. Но зато однажды я испытал другое несчастье: меня неожиданно застиг буран в степи, и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет ничего ужаснее этого степного страшилища, от которого не каждый человек может уйти невредимым, так как снежный прах обвивается, как змей, и душит все, что ни попадается ему на пути.

2) Индивидуальное задание. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

Подберите синонимы к слову «буран».

Чем синонимы отличаются от антонимов?

Какую роль в тексте играет словосочетание «степное страшилище»? (Служит средством связи двух предложений.)

3. Усвоение нового материала.

1) Введение понятия «контекстуальные синонимы».

Могли бы мы без этого текста утверждать, что степное страшилище - это буран?

Такие синонимы, которые обозначают близкие по смыслу понятия только в определенном тексте, называются контекстуальными.

С какой целью используются контекстуальные синонимы?

(Для усиления впечатления, производимого бураном.)

Такой прием называется градацией.

2) Работа с учебником. Знакомство с видами синонимов.

4. Закрепление.

Различение видов синонимов. Упр. 44.

5. Самостоятельная работа.

Различение стилистических синонимов . Упр. 47.

6. Обобщение.

Что нового узнали о синонимах на уроке?

Назовите виды синонимов и приведите примеры.

С какой целью используется в текстеградация?

Домашнее задание. Упр. 45 и 46.

Тема: Антонимы. Роль антонимов в художественном произведении.

Цель: Углубление знаний учащихся об антонимах и их роли в создании

художественного образа.

Различение языковых и контекстуальных антонимов.

Развитие навыка анализа лексических средств выразительности.

Ход урока

1. Повторение пунктуации.

Составьте предложения со следующими оборотами.

Белый как бумага, как лебедь, как снег, как мел.

Красный как огонь, как кумач, как рак.

Почему нет знака препинания в записанных оборотах?

Продолжите запись устойчивых сравнений.

Легкий.... (как пушинка, как перышко)

Острый... (как бритва, как игла)

Прозрачный.. .(как зеркало, как стекло, как хрусталь)

Твердый.... (как камень, как железо, как сталь)

Черный.... (как жук, как смоль).

2. Опрос - повторение.

Что такое синонимы?

Какие виды синонимов вы знаете?

Как называется прием нагнетания синонимов в тексте?

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Усвоение нового материала.

1) Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в упражнении 52.

2) Работа с учебником. Стр.32.

6. Закрепление.

1) Упр. 94. Выписать синонимы и антонимы, указать

виды антонимов

2) Самостоятельная работа. Из упражнения 57 записать

первый абзац, Указать языковые и контекстуальные антонимы. Найти пример использования оксюморона.

7. Беседа.

Какой прием называется оксюмороном?

Что такое паронимы ? (стр. 32).

8. Закрепление. Упр. 54

8. Обобщение.

Что такое антонимы?

Какие разновидности антонимов вы знаете?

Какие приемы художественной выразительности связаны с употреблением антонимов?

Домашнее задание.Из текста стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» выписать примеры использования антитезы и оксюморона. Выполнить упражнение 56.

Тема: Исконно русская и заимствованная лексика

Цель: Углубление знаний учащихся о словарном составе русского языка.

Раскрыть роль старославянизмов в тексте художественного произведения.

Ход урока.

1). Осложненное списывание.

Удивительно что (не) смотря на множество самых различных обстоятельств обуславливающих изменения в языке язык меняется (не) очень сильно и сохр..няет свое единство. И это очень важно так как если бы язык (не)сохранил свое единство

то он (не) мог быть средством взаимопон..мания.

Индивидуальное задание.

2) Выписать из текста слова, правописание которых можно объяснить с точки зрения происхождения слова (единство, сохраняет).

Как можно объяснить правописание гласной в этом слове?

(В этом слове наблюдается неполногласное сочетание -РА, свойственное старославянскому языку.)

3. Беседа.

Что представляет собой словарный состав языка?

Как различить исконно русские слова и заимствованные?

4. Работа с учебником. Стр.34 – 37.

5. Закрепление.

Для чего нужно знать происхождение слова при анализе текста?

Выписать примеры использования старославянизмов. Указать их роль в оде М.В.Ломоносова.

2) Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева

«Предопределение».

Выписать примеры старославянизмов, указать,

какую роль они играют в тексте. Стр. 323.

(1) Приставка « пред» в слове «предопределение»;

2) Приставка «пре» в слове «предание»;

3) Неполногласное сочетание «ла» в слове «гласит»;

4) Употребление начальной буквы «е» в корне слова

«съединенье»;

5) Использование слова «рок» вместо слова «судьба».

Какую роль играет в тексте использование старославянизмов?

(Старославянизмы подчеркивают возвышенность чувств, они

используются в высоком стиле речи.)

Почему во второй строфе стихотворения отсутствуют

старославянизмы?

Высокий стиль речи неуместен, когда идет речь об обыденном. Поэтому во второй строфе используется, наряду с нейтральным стилем, разговорный стиль речи:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

6. Обобщение.

Чему учились мы сегодня на уроке?

Какую роль в художественном произведении играет

использование старославянизмов?

Домашнее задание. Выписать из стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

(стр. 323) примеры использования старославянизмов. Указать на их роль в тексте.


Урок 10 (Урок - практикум)

Тема: Трудные случаи орфографии.

Цель: Подготовка к контрольному диктанту.

Повторение правописания Н и НН в суффиксах

прилагательных и причастий. Правописание НЕ и НИ.

Развитие навыка анализа языковых средств

выразительности.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Используя примеры таблицы, рассказать

о правописании Н и НН.


2. 1) взъерошенный 1) взъерошены

2) сожженный 2) жженый (сахар)

жженный недолго нежженый

3) данный, решенный 3) раненый

4) невиданный, неслыханный 4) смышленый,

посаженый


3. Тренировочные упражнения.

Составить словосочетания, сделать синтаксический разбор двух словосочетаний.

2) Упр. 195. Сгруппировать примеры правописания Н и НН.

4. Повторение правописания НЕ с различными частями речи.

Работа с учебником. Стр. 95.

5. Закрепление.

2) Объяснительный диктант.

Берёзы, отражённые в воде,

Расплёсканные, белые стволы,

Зигзаги черные, мозаика листвы...

Березы, отраженные в воде,

Вы словно сны о юности мелькнувшей,

Колеблемые солнечной волной.

И не погладить ствол, и не сломать

Извилистую, трепетную ветвь...

Вас можно лишь ладонью расплескать.

Но стихнет рябь - вы снова предо мною,

Березы, отраженные в воде...

(Э.Дубровина)

Работа над языковыми особенностями текста.

Какую роль играют в тексте лексические средства выразительности?

В стихотворении «Березы, отраженные в воде...» используются лексические средства Эпитет «трепетную ветвь» подчеркивает хрупкость, нежность березки. Метафоры помогают представить образ деревца, отраженного в воде: «можно расплескать дерезы», мозаика листвы».

Используется в стихотворении и сравнение «словно сны», оно показывает изменчивый и смутный образ отраженных в воде берез.

6. Обобщение.

Какие орфограммы мы повторили на уроке?

Какие средства художественной выразительности мы отметили в стихотворении?

Домашнее задание. Подготовка к контрольному диктанту по материалам упражнений 197,198.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Лексические средства художественной

выразительности».

Цель: Контроль знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Проверка умения находить в тексте лексические средства

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Отряд, назначенный в набег, состоял из четырех батальонов пехоты, двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла по обеим сторонам дороги непрерывной цепью. Спускаясь и поднимаясь по балкам, шли егеря в высоких сапогах и папахах,

с ружьями на плечах и патронами на перевязи. Как всегда, отряд двигался по неприятельской земле, соблюдая возможную тишину. Только изредка позвякивали встряхнутые орудия, или не понимающая приказа о тишине фыркала и ржала лошадь, или хриплым сдержанным голосом кричал рассерженный начальник на своих подчиненных за то, что цепь или слишком растянулась, или слишком близко или далеко идет от колонны. Один раз только тишина нарушалась тем, что из небольшой колючки, находившейся между цепью и колонной, выскочила коза с белым брюшком и серой спинкой и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками.

Красивые испуганные животные большими прыжками, поджимая передние ноги, налетели на колонну так близко, что некоторые солдаты с криками и хохотом побежали за ними, намереваясь заколоть их штыками, но козы поворотили назад, проскочили сквозь цепь и, преследуемые несколькими конными и ротными собаками, как птицы, помчались в горы.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становились жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди - таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами - еще выступающие скалы, и на высоком горизонте - вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы.

2. Выписать из текста примеры использования лексических средств художественной выразительности.

Домашнее задание. Повторить все орфограммы, связанные с написанием имен существительных. Выполнить упражнение 135.

Тема: Морфология и орфография. Имя существительное. Роль детали в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен существительных. Развитие навыка определения роли детали в тексте.

Ход урока.

1. Анализ контрольного диктанта.

2. Работа над ошибками в диктанте.

4. Повторение изученного об имени существительном.

1) Беседа.

Что такое существительное?

Назовите основные значения имен существительных.

Какие морфологические признаки имеют имена существительные?

2) Проверка домашнего задания.

3) Индивидуальное задание.

Выполнить морфологический разбор существительного

«интеллигенция».

5. Закрепление.

1).Работа с текстом упражнения 139.

Индивидуальное задание. Сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

2). Наблюдение за ролью детали в характеристики героев произведения.

На какие детали обращает внимание читателя автор?

Как эта деталь характеризует героиню?

Какую еще деталь использует Тургенев, представляя нам героиню?

На Одинцовой надето простое утреннее платье. Эта деталь подчеркивает простоту героини.

6. Предупреждение ошибок в использовании имен существительных.

Поэтом Пушкиным, городом Пушкином, компози­тором Бородиным,

гордиться победой под Бородином,

интересоваться Герценом и Байроном.

Как объяснить разницу в употреблении вариантов творительного падежа?

Русские фамилии в творительном падеже оканчиваются на - ЫМ, а иностранные - на - ОМ. Имена собственные неодушевленные, образованные от фамилий, также имеют окончание - ОМ: писателем Чеховым , но городом Чеховом .

7. « Подумай и ответь».

Какую гласную следует написать в окончании?

Бородищ.., болотищ.., домищ.., сапожищ.., грязищ..

В именах существительных с суффиксом – ИЩ мужского и среднего рода пишется окончание -Е, а женского рода – А).

Одинаковое ли окончание в словах:

Зубил. и зубрил..?

Одушевленные имена существительные мужского рода после суффикса -Л- имеют окончание -А,а неодушевленные - О.

8. Обобщение.

Что узнали нового?

Какую роль играют в тексте художественного произведения детали?

Домашнее задание. Упр. 163.

Тема: Имя прилагательное.

Роль эпитетов в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен прилагательных.

Развитие навыка определения роли эпитетов в

тексте художественного произведения.

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации. Объяснительный диктант.

Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, но как мучительна его безмолвная печальная прелесть.

Найдите прилагательные в предложении, укажите их синтаксическую роль.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

1) Беседа.

Что вы помните об имени прилагательном?

Какую роль играют прилагательные в тексте художественного произведения?

Что такое эпитеты?

2). Выписать из предложения эпитеты, указать их роль в предложении.

« Притихший сад», «солнце радостно блистало» – эти эпитеты используются как антитеза, потому что в предложении противопоставляются картины дня и вечера и подчеркивается чувство грусти. Кроме того, эпитет «одиноко краснеет» указывает и на чувство одиночества.

Как можно понять словосочетание «печальная прелесть»?

Употребление рядом взаимоисключающих понятий в тексте художественного произведения называется оксюмороном .

С какой целью оксюморон используется в данном предложении?

4. Индивидуальное задание.

1) Выписать из предложения словосочетания

«прилагательное + существительное» и выполнить

синтаксический разбор одного словосочетания.

2) Определить способ образования прилагательных

безмолвная, печальная.

Разобрать по составу слово «гостиная» и указать способ образования этого слова.

Способ образования этого слова - неморфологический, это переход слова из одной части речи в другую.

5. Углубление знаний о правописании и употреблении имен прилагательных.

1) Работа с учебником. Стр. 75.

Образовать краткую форму от прилагательных: Дружественный - дружествен, блаженный - блажен (искл.), обыкновенный - обыкновенен, мгновенный - мгновенен...)

Когда в кратком прилагательном мужского рода употребляется форма на - ЕНЕН?

3) Упр. 153 . Определение стилистической роли кратких прилагательных в тексте.

В 1 тексте краткие прилагательные (дика, печальна, молчалива) помогают почувствовать оттенок мягкости, нежность в описании героини; во втором тексте краткие прилагательные (высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)

подчеркивают высокомерие, бездушие царицы; в третьем тексте прилагательные

(молчалив, красноречив, небрежен, не стыдлив и дерзок) помогают почувствовать

противоречивость характера героя.

Обратите внимание на звуковое оформление кратких прилагательных.

Какой прием используется в текстах?

Аллитерация: в первом тексте - на «л», во втором – на «р», а в третьем тексте - на «л и «р».)

6. Обобщение

Что мы сегодня повторили на уроке об имени прилагательном?

Какую роль играют в тексте имена прилагательные

полные и краткие?

Домашнее задание. Проанализировать средства художественной выразительности

в упражнении 161(ч.1).

Тема: Числительные и местоимения.

Роль анафоры в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание окончаний числительных,

НЕ и НИ с местоимениями.

Знакомство с использованием анафоры в

художественном произведении.

Ход урока

1. Повторение орфографии. Составить словосочетания с записанными словами.

(По) тому (за) тем

То (же) что(бы)

Как различать местоимения и омонимичные слова?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания окончаний числительных.

2) Работа с учебником. Стр. 81.

3)Редактирование. Переписать, устранить ошибки.

Пяти десятью учениками, к девяносто пяти прибавить

семсот четыре, о шестистах книгах.

4. Различение местоимений и союзов.

Определите, какой частью речи является в следующих предложениях слово «что».

В одной из поэтичнейш. (древне) греческих легенд рассказывается, что бог войны однажды не смог отправиться в поход, потому что в его шлеме свила гнездо и вывела

птенцов белая голубка. Перед дорогой хорошо подумай, что тебе пригодится в пути.

В первом предложении используются подчинительные союзы «что» и «потому что». Во втором предложении используется местоимение «что», которое выполняет роль союзного слова, потому что на него падает логическое ударение и оно является

членом предложения.

К какому разряду относится местоимение «что»?

Это относительное местоимение, оно используется в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и местоименно-определительными.

5. Индивидуальное задание.

Указать разряды местоимений.

6. Углубление знаний об использовании местоимений в тексте

художественного произведения. Упр. 168.

Найдите местоимения в стихотворениях Пастернака и Фета.

Какую роль они играют в стихотворениях?

В стихотворении Пастернака слово «это» является указательной частицей, которая играет роль анафоры - единоначатия. Поэт заостряет внимание читателя на разнообразии ассоциаций, которые вызывает град.

В стихотворении Фета используются указательные местоимения «это», «эта», «этот», «эти», которые чередуются в стихотворении и так же, как и в стихотворении Пастернака, играют роль анафоры. Последняя строка стихотворения завершает и обобщает все, что связано с приметами весны. В ней используется указательная частица «это».

Как отличить указательное местоимение от указательной частицы «это»?

Что такое анафора?

Анафора, или единоначатие, - стилистическая фигура, состоящая в повторении слов, звуков, фраз. Различают словесную анафору, состоящую из повторения слов:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Анафора может быть звуковой, с повторением отдельных созвучий:

Черноглазую девицу, Черногривого коня!

Встречается анафора синтаксическая, в которой повторяются фразы, предложения или словосочетания:

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть?

7. Обобщение.

Что мы сегодня повторили на уроке? Что узнали нового?

Какую роль играет анафора в тексте художественного произведения?

Домашнее задание.

Выписать примеры словесной, звуковой и синтаксической анафоры из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Тема: Глаголы. Роль глаголов в тексте типа «повествование».

Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний

глаголов.

Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста

художественного произведения

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Индивидуальное задание:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

И бунт..т и клокоч..т

Хлещ..т свищ, .т и ревет

И до звезд допрянуть хоч..т

До (не)зыбл..мых высот...

Ад ли адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила (в) верх дном?

(Ф.И.Тютчев. Море и утес)

Слова какой части речи преобладают в этой строфе?

Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?

Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.

С помощью глаголов передается усиление шторма.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания глаголов.

1) Какая разница в значении слов:

обезлюдел и обезлюдил

обледенел и обледенил?

Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам

предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.

2) Составить предложения, чтобы выявилось значение этих слов.

Многие села в последние годы обезлюдели, потому что молодежь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.

3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Запишите слово « вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.

Объясните написание.

4. Закрепление.

Объяснительный диктант.

Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.

5. Работа с текстом.

Определить роль глаголов в тексте упражнения 179.

В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.

Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет...

Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие, но и различные чувства лирического героя.

7. Обобщение.

Что мы повторили на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного

произведения глаголы?

Домашнее задание.

Повторить образование причастий и деепричастий.

Выполнить упражнение 180.

Тема: Причастия и деепричастия.

Их роль в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание причастий и деепричастий и пунктуацию при

обособленных определениях и обстоятельствах.

Раскрыть роль причастий и деепричастий в тексте художественного

произведения.

Развитие навыка анализа морфологических средств художественной

выразительности.

Ход урока.

1. Повторение орфографии.

Объяснительный диктант.

Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давно обезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и только на давно не езженной дороге синеют лужицы последней снеговой воды.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Проверка домашней работы.

4. Опрос- повторение.

Какие формы глагола называют особыми формами?

Что общего у глагола и причастия?

Что общего у глагола и деепричастия?

5. Повторение правописания причастий и деепричастий.

Выписать из текста причастия и деепричастия вместе с определяемыми словами.

Выполнить морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного

деепричастия.

6. Определение роли причастий и деепричастий в тексте.

Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие. Благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.

Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным: «двинется, рассекая волны», «соберется много народу, удивляясь и ахая».

Определить роль деепричастий в тексте упражнения 187.

Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия. Сравните: шипит и шипя.

7. Обобщение.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного произведения

причастия и деепричастия?

Домашнее задание. Упр. 185. Определить роль деепричастий в тексте.

Тема: Наречия. Роль наречий в тексте.

Цель: Повторение правописания наречий.

Углубление знаний учащихся о видах связи предложений в тексте.

Развитие навыка определения роли морфологических средств

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Повторяем орфографию и пунктуацию.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко прот..нувшись от (не)высокого но обрыв..стого

берега в спокойно дремл..щую реч..нку проп..давш..

(в) дали золотится песча(н,нн)ая отмель. Живым серебром

простирается до другого берега вода а ветер насто. (н,нн)ый

на пол.вых травах едва пр..метно колебл..т молодую

пор..сль стел..щуюся по карнизам крутого берега.

Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения

и морфологический разбор причастия и деепричастия.

2. Стилистический эксперимент. (Устная работа)

Попробуйте изменить текст, убрав из него наречия.

Чем отличается получившийся текст от записанного?

Какую роль играют в тексте наречия?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение изученного о наречии.

1) Способы образования наречий. Упр. 189.

2) Правописание Н и НН в суффиксах наречий.

Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

Объяснительный диктант.

Стадо испугано, выглядел испуганно, говорил раздраженно, наказание заслуженно, смотрел рассеянно, зерно рассеяно, путано отвечал.

5. Самостоятельная работа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: