Подведомственность дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности и ее виды. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел

Вопросы к теме

1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел

2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду

§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.

Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы. Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК). Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.

Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем - судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.

Субъектами материального правоотношения являются: физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.

Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.

Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И. Н. Поляков ). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения. В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения» потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления №_ " Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» . Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица - юридические или физические - являются участниками правоотношений, из которых возник спор.

Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).

Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:

· требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

· требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

· требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

· заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

· заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

· заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

· заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).

Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:

· по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

· по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

· по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

· иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.

ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2).

Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:

· об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

· об усыновлении (удочерении) ребенка;

· о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

· об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

· об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

· о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

· о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

· о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,

· о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

· по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

· по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции. Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции. В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах. Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.

Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003 г. № 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

Правовые последствия неподведомственности дела суду. если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления. Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328, 361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Глава 3. Подведомственность и подсудность Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или

Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 1 автора Дума Государственная

Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами,

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ СТАТЬЯ 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,

Из книги Гражданский процесс автора Викут Маргарита Андреевна

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданское процессуальное право автора

Глава 11 Подведомственность гражданских дел Вопросы к теме1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских

Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ СТАТЬЯ 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 1 1 Судебная подведомственность гражданских дел § 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего подведомственность выступает в качестве межотраслевого

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникавших из гражданских правоотношений 1. Комментируемая статья детализирует общие правила подведомственности дел арбитражным судам. В принципе, она не вносит ничего нового по сравнению с правилами,

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело.

Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст. 11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах , а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст. 382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Обобщая, можно сказать, что разнообразные гражданские дела могут разрешаться: судебными органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами , КС РФ , конституционными (уставными) судами субъектов РФ ; общественными органами (например, третейскими судами, КТС и др.); административными органами.

Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 138 НК практически все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Подведомственность гражданских дел судам

Среди всех других органов только государственные суды осуществляют правосудие . Именно они, по общему правилу, дают окончательный ответ на правовой вопрос. Однако доступность судебной защиты не исключает того, что в законе могут быть предусмотрены случаи, когда определенные дела изъяты из подведомственности судам . Например, в соответствии со ст. 19

СК только в органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей , если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Разграничение подведомственности между различными судебными органами основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов , КС РФ и т. д.).

Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:

  • исковые дела с участием граждан , организаций, органов государственной власти , органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав , свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений ;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти , органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК).

Кроме того, в судах общей юрисдикции также рассматривают дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды — это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности . Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

1) предметный критерий. Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел, по общему правилу, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели .

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28-33 АПК.

Однако в отношении некоторых дел, подведомственных АС критерий «субъектный состав» не действует. Это исключение из общего правила. Так, в ст. 33 АПК определены дела специальной подведомственности. К ним относятся, например, дела о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам и т. д.

Общим у всех этих дел является то, что они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Если при связи нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Но если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134.ГПК).

Следовательно, по общему правилу дела о соответствии Конституции РФ не указанных в ст. 125 Конституции РФ нормативных правовых актов, а также дела о соответствии одних нормативных правовых актов иным актам ниже уровня Конституции РФ, подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от разграничения подведомственности между ними.

2) КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

Споры о компетенции между органами могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д. Следовательно, эти дела судам общей юрисдикции не подведомственны.

Необходимо учитывать, что если речь идет о спорах о компетенции между не перечисленными в ч. 3. ст. 125 Конституции органами власти, то они подведомственны судам общей юрисдикции, а если в субъекте РФ создан конституционный (уставный) суд — такому суду, но только при условии, если его полномочия по рассмотрению таких споров закреплены в конституции (уставе) или специальном законе субъекта РФ.

  • 24.Процессуальное соучастие: понятие, основания и виды. Процессуальные права и обязанности соучастников.
  • 25.Замена ненадлежащего ответчика: условия, порядок и последствия.
  • 26.Процессуальное правопреемство: понятие, основания, отличие от замены ненадлежащего ответчика.
  • 2. Основания процессуального правопреемства:
  • 27.Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
  • 28.Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
  • 29.Основания и формы участия прокурора в суде первой инстанции.
  • 30.Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  • 31.Представительство в суде: понятие, основания, виды, полномочия представителя.
  • 2. Задачи судебного представительства:
  • 32.Полномочия представителя в суде
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.
  • 34.Понятие подсудности и ее виды. Родовая подсудность.
  • 35.Территориальная подсудность и ее виды.
  • 36.Последствия несоблюдения правил подсудности. Порядок передачи дела в другой суд.
  • 37.Процессуальные сроки: понятие, значение, виды. Исчисление процессуальных сроков.
  • 38.Порядок продления, приостановления и восстановления процессуальных сроков.
  • 39.Понятие и виды судебных расходов.
  • 40.Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов.
  • 41.Судебные штрафы. Основания и порядок наложения штрафа; сложение или уменьшение штрафа.
  • 42.Понятие и цель судебного доказывания.
  • 43.Понятие судебных доказательств. Доказательственные факты.
  • 44.Предмет доказывания: понятие, состав образующих фактов, порядок их определения. Факты, не подлежащие доказыванию.
  • 45.Факты не подлежащие доказыванию.
  • 46.Распределение обязанности доказывания между сторонами.
  • 47.Доказательственные презумпции (понятие и значение).
  • 1. Процесс доказывания сводится к трем общим правилам:
  • 48.Относимость и допустимость доказательств.
  • 49. Оценка доказательств.
  • 50. Классификация доказательств.
  • 51.Объяснения сторон и третьих лиц. Утверждения и признания.
  • 52.Свидетельские показания. Понятие свидетеля, его процессуальные права и обязанности. Основания освобождения от дачи свидетельских показаний.
  • 53.Письменные доказательства, их виды. Аудио и видеозаписи.
  • 54. Аудио-видеозапись.
  • 55.Вещественные доказательства. Осмотр на месте.
  • 56.Экспертиза в гражданском процессе (основания, порядок назначения, виды). Права и обязанности эксперта. Заключение эксперта, его отличия от консультации специалиста.
  • 57.Роль специалиста в исследовании доказательств. Консультация специалиста.
  • 58.Обеспечение доказательств: понятие, способы, основания и порядок.
  • 59. Судебные поручения: основания, процессуальный порядок направления и исполнения.
  • 60. Понятие иска и его элементы.
  • 61. Виды исков.
  • 62. Право на иск и право на предъявление иска. Предпосылки права на предъявление иска и последствия их отсутствия.
  • 63.Соединение и разъединение исков.
  • 64.Изменение иска. Отказ от иска.
  • 65. Обеспечение иска.
  • 66. Средства защиты интересов ответчика Защита интересов ответчика. Встречный иск.
  • 67. Порядок предъяачения иска и последствия его несоблюдения.
  • 68. Исковое заявление и его реквизиты. Порядок исправления недостатков искового заявления.
  • 69. Отличие отказа в принятии заявления от возвращения заявления и оставления заявления без движения
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

    1. Подведомственность - это отнесение спора о праве Или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, кото­рые ему подведомственны.

    2. Правом рассматривать гражданские дела по законодательству РФ наделены:

    Суды (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);

    Органы исполнительной власти - в случаях, предусмотренных законом (например, налоговые органы, органы загса и др.);

    Органы, создаваемые, назначаемые или избираемые сторонами спора (например, третейские суды;" примирительные- комиссии и посредники по трудовым спорам).

    Гражданские дела могут разрешаться и другими органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, на­пример нотариусами.

    Кроме того, каждый гражданин в соответствии с международ­ными договорами РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Подведомственность гражданских дел определяется в основном законом и только в отдельных случаях - подзаконными актами.

    Виды подведомственности

    В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела одному органу иди разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.

    Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только су­дом (например, дела о лишении родительских прав). И в то же время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют мно­жественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.

    2. Множественная подведомственность подразделяется на договор­ную, императивную, условную, альтернативную и смешанную. Договорная подведомственность - это подведомственность, оп­ределяемая взаимным соглашением сторон. Императивная подведомственность - это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде. Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренно­го законом условия. Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, ука­зан в законе.

    Если в порядке альтернативной подведомственности гражда­нин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого во­проса в суд.

    Смешанная подведомст венность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего им­перативной и альтернативной.

    Подведомственность дел тем или иным органам устанавливает­ся законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:

    Характер спора;

    Субъектный состав;

    Наличие спора;

    Наличие договора между сторонами спора.

    Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

    Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    Дела по спорам, вытекающим из семейных и трудовых право­отношений;

    Дела, возникающие из жилищных правоотношений;

    Деда по спорам, возникающим из гражданских, кооператив­ных, земельных отношений, отношений по использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

    Дела, возникающие из государственно-правовых, администра­тивно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

    Дела по спорам, вытекающим из соответствующих междуна­родных договоров перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном сообщении между теми или иными органи­зациями, отправляющими или принимающими груз, с одной стороны, и организациями ж/д или воздушного транспорта - с другой;

    Дела об оспаривании гражданами решений и действий (бездей­ствия) государственных органов, органов местного самоуправ­ления и должностных лиц, нарушающих права и свободы че­ловека и др.

    Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.

    Суды также рассматривают дела, в которых участвуют ино­странные граждане, лица без гражданства, иностранные пред­приятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или со­глашением сторон.

    Подведомственность – отнесение спора о или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

    Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

    Виды подведомственности:

    • исключительная;
    • множественная.

    Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным и т. д.

    Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

    Разновидности множественной подведомственности:

    1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
    2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
    3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
    4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

    Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

    Подсудность: понятие и содержание

    Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

    Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

    Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

    Виды подсудности:

    1. родовая (предметная) подсудность;
    2. территориальная подсудность;
    3. подсудность по связи дел.

    Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

    Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

    Территориальная подсудность делится на:

    1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
    2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
    3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена

    В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин “подведомственность дел”, без расшифровки. Так что это такое?

    С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед , до и в целом или с , нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

    Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность – это возможность защитить свои права.

    Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

    Разновидность подведомственности дел

    По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

    Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

    Судебная подведомственность дел

    Включает несколько видов:

    • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
    • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как ), право на обращение в суд не утрачивается;
    • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
    • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

    Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об . А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

    Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

    При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

    Подведомственность дел судам общей юрисдикции

    Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

    Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).

    Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

    • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
    • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства ();
    • дела особого производства;
    • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
    • дела о признании решений судов других государств.

    Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

    Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

    Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

    Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

    Что касается подведомственности , их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: