Особенности судебного производства с участием присяжных заседателей. Если пригласили в присяжные заседатели, как отказаться? Законодательные причины отказа

Тема 22. Производство в суде с участием присяжных заседателей

1. Понятие и значение суда с участием присяжных заседателей

Суд с участием присяжных заседателей – это такая форма организации суда, когда рассмотрение и разрешение в судебном разбирательстве одного дела осуществляется двумя раздельными судебными составами – во-первых, жюри, состоящим из народных представителей, и, во-вторых, профессиональными судьями (судьей), причем первые разрешают вопрос о виновности подсудимого, а вторые – о применении к данному случаю норм права на основе решения (вердикта) присяжных. Таким образом, сущность суда с участием присяжных состоит в том, что разрешение вопроса о виновности является исключительной прерогативой народных представителей, а не профессиональных судей.

Значение суда присяжных обусловлено тем, что он является:

* важнейшей конституционной гарантией прав человека, в первую очередь, на доступ к справедливому правосудию;

* гарантией самостоятельности судебной власти, независимости суда и справедливости судебной процедуры;

* средством судебной реформы, оценки справедливости законов и воспитания правосознания широких масс населения;

Достоинства суда с участием присяжных:

* демократизм, представители народа непосредственно участвуют в осуществлении судебной власти;

* высокая степень независимости присяжных от государства и государственного обвинения и большее обеспечение условий для состязания сторон (коллегиальность, отсутствие психологического обвинительного уклона, неосведомленность присяжных о материалах дела, их самостоятельность от профессиональных судей, привнесение в правосудие житейского здравого смысла);

Недостатки суда с участием присяжных:

* юридическая некомпетентность присяжных ведет к малопредсказуемости их решений, которые основываются не на законе, а на личном впечатлении. В результате выигрывает не правый, а красноречивый;

* присяжные подвержены большому влиянию средств массовой информации;

* дороговизна и сложность судебной процедуры с участием присяжных.

2. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Производство в суде с участием присяжных заседателей – это усложненная форма судебного производства в суде первой инстанции.

Производство в суде присяжных обладает следующими особенностями:

* Суд присяжных рассматривает дела по ходатайству обвиняемого, отнесенные к подсудности суда уровня субъекта федерации;

* При окончании предварительного следствия с обвинительным заключением обвиняемому разъясняется его право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных;

* Обязательное участие защитника (п. 6 ч. 1 ст. 51);

* Стадия подготовки дела к судебному заседанию имеет форму предварительного слушания, на котором обвиняемый подтверждает свое ходатайство и определяется количество кандидатов в присяжные. На этой стадии формируется предварительный список присяжных;

* Подготовительная часть судебного заседания дополняется этапом формирования коллегии присяжных заседателей (12 комплектных и двух запасных) путем отстранения кандидатов в присяжные председательствующим, самоотводов, немотивированных и мотивированных отводов, случайной выборки;

* Судебное следствие перед присяжными ограничено кругом обстоятельств, необходимых для решения вопроса о виновности. Запрещено исследовать вопросы, имеющие отношение к назначению наказания, к допустимости доказательств, а также факты, способные вызвать предубеждение в отношении подсудимого (прежняя судимость, признание хроническим наркоманом и др.);

* Прения сторон проводятся в пределах вопросов, составляющих компетенцию присяжных: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, а также заслуживает ли он снисхождения;

* Возникают новые этапы: постановки вопросов присяжным, напутственное слово председательствующего, вынесение и провозглашение вердикта присяжными; обсуждение последствий вердикта путем проведения судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого;

* Приговор выносится на основе вердикта присяжных и им мотивируется, поэтому в приговоре не содержится анализ доказательств о виновности. Такой приговор не может быть пересмотрен в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Бывает такое, что нежданно-негаданно гражданин получает письмо, повестку или телеграмму о том, что он обязан явиться в суд в качестве судебного заседателя. Некоторые воспринимают это как и безоговорочно исполняют возложенные на них обязанности. Другие же в силу различных причин не хотят или не могут участвовать в судебном процессе.

Кто это?

Итак, для начала необходимо узнать кто же такие судебные присяжные заседатели? Под этим термином понимаются судьи (но не профессиональные), которые включены в списки присяжных заседателей и привлечены к участию в судебном рассмотрении уголовных дел в установленном законом порядке.

Важно знать, что с участием присяжных могут рассматриваться только дела уголовные и только по тем преступлениям, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. Сам же суд присяжных может быть назначен исключительно по инициативе самого обвиняемого.

При исследовании уголовных дел профессиональными судьями решаются вопросы, требующие специальных юридических познаний и квалификации. Непрофессиональные судьи (отбор присяжных заседателей происходит случайным образом из числа обычных граждан) выносят вердикт о виновности или отсутствии вины подсудимого в рассматриваемом деянии. При этом свои решения присяжные принимают исходя из субъективной оценки происходящего и независимо от позиции и мнения квалифицированных судей.

Суд присяжных окончательный вердикт не выносит. То есть они не могут определить срок наказания, квалификацию содеянного и прочие юридически значимые моменты. Указанные полномочия возлагаются только на квалифицированный судейский состав.

Немного истории

История суда присяжных в России уходит своими корнями еще в 1767 год. Именно в этом году было принято решение об учреждении указанного суда. Окончательно вопрос об организации указанного института был принят только в 1864 году. Во многом этому способствовала проводимая тогда

Когда к власти в стране пришли большевики, суд присяжных был немедленно упразднен. И его существование прекратилось в 1917 году. И только спустя большое количество десятилетий данный институт был возрожден и доработан. Именно тогда было установлено, что суд присяжных будет состоять из двенадцати присяжных заседателей (плюс два запасных на случай болезни или иной непредвиденной ситуации, возникшей у присяжного из основного состава).

Выбор присяжных заседателей

Получить повестку об участии в суде в качестве присяжного заседателя могут далеко не все. Кандидаты выбираются случайным образом из заранее подготовленных списков. Данные списки формируются один раз в четыре года. Их составлением занимаются местные исполнительные органы власти. При этом всегда составляются два списка: общий и запасной (на случай невозможности участия гражданина из основного списка).

Председатель соответствующего областного судебного органа ежегодно информирует администрацию о том, какое количество присяжных заседателей может понадобиться для нормального функционирования и осуществления правосудия. На основании предоставленных сведений органы исполнительной власти подбирают необходимое количество претендентов.

Требования к кандидатам

В соответствии с Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидатом на указанную должность становятся граждане РФ:

  • Постоянно проживающие на территории страны.
  • Достигшие 25-летнего возраста.
  • Не состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах.
  • Являющиеся полностью дееспособными.
  • Не являющиеся на момент составления списков подозреваемыми и обвиняемыми.

Обязанности

Лица, привлеченные к судебному слушанию по уголовному делу, наделяются следующими полномочиями и обязанностями:

  • Изучение всех обстоятельств совершенного преступления, исследование вещественных доказательств (в том числе прослушивание аудио- и видеозаписей, осмотр предметов и орудий преступления).
  • Присутствие при проведении следственных мероприятий, необходимость в которых может возникнуть в ходе разбирательства в суде.
  • Оглашение вопросов по существу уголовного дела (через председательствующего).
  • Ведение записей, которые впоследствии понадобятся для принятия решения в совещательной комнате.
  • Требование разъяснений норм действующего законодательства, оглашаемых в суде документов (также не напрямую, а через председательствующего).

Полномочия

Главной функцией (основным полномочием) присяжных заседателей является установление виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении.

Решение (на юридическом языке - вердикт) выносится указанными участниками судебного процесса в совещательной комнате, по итогам исследования материалов уголовного дела, изучения всех вещественных доказательств, заслушивания потерпевших, и обвинения, защитников самого обвиняемого, а также мнения государственного обвинителя.

Важно знать, что присяжные заседатели не наделены правом принимать решение о виде и размере самого наказания. Они отвечают только на вопрос, виновен подсудимый или нет.

Вообще вопросы для присяжных формулируются таким образом, чтобы на них можно было дать однозначный положительный или отрицательный ответ. В процессе судебного разбирательства они отвечают на следующие вопросы:

  1. Было ли само преступление?
  2. Совершил ли его подсудимый?
  3. Виновен ли он?

Особые полномочия

Почему же многие подсудимые ходатайствуют о рассмотрении уголовных дел через суд присяжных? Окончательный вердикт, по мнению большинства из них, в данном случае будет мягче, так как присяжные наделены полномочиями по снисхождению.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству подсудимый имеет право на снисхождение в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Решение о снисхождении принимает с учетом мнения присяжных заседателей.

Так как указанные участники судебного процесса не являются профессиональными судьями и во многих случаях не обладают специальными юридическими познаниями, решение о снисхождении чаще всего принимается ими исходя из субъективной оценки и отношения к личности подсудимого. По этой причине большинство обвиняемых рассчитывают на гуманность указанных непрофессионалов и надеются на смягчение приговора.

Что нельзя делать?

Присяжные заседатели - это полноправные участники уголовного судопроизводства. В связи с этим на них распространяется ряд строгих ограничений, к которым относятся запреты:

  • покидать зал в процессе судебного слушания;
  • на сбор информации по существу уголовного дела вне зала суда;
  • на выражение субъективного мнения по делу вне стен совещательной комнаты (то есть присяжный заседатель не имеет права высказывать свое личное мнение по обстоятельствам дела в процессе судебного следствия);
  • на нарушение тайны совещания и голосования (то есть присяжный не должен разглашать информацию о том, кто и каким образом из заседателей проголосовал и кто какое мнение по делу высказывал).

Вознаграждение

Итак, получат ли за свою работу какие-либо денежные средства присяжные заседатели? Зарплата выдается за исполнение функций заседателя или нет? Ответ на эти вопросы однозначный и регламентированный законом.

За исполнение своих обязанностей получают вознаграждение присяжные заседатели. Зарплата выплачивается за счет средств регионального бюджета. Величина указанного вознаграждения рассчитывается исходя из половины должностного оклада судьи. При этом вознаграждение не может быть меньше средней зарплаты гражданина по месту его официальной работы (пропорционально времени, затраченному на слушание).

Помимо этого, присяжным компенсируются транспортные расходы, связанные с судебным разбирательством, а также возвращаются командировочные затраты (в соответствии с законодательством, регламентирующим аналогичные положения для судей).

Также законом предусмотрено, что в период нахождения гражданина в судебном разбирательстве в качестве присяжного на основном месте работы его не могут уволить (по инициативе руководителя) либо перевести на нижестоящую или менее оплачиваемую должность. За присяжным сохраняются абсолютно все льготы и гарантии по его основному месту работы.

Гарантии

Так как присяжные рассматривают уголовные дела, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких, на них и членов их семей может оказываться моральное или физическое давление.

Являясь полноценными участниками заседатели попадают под защиту государства. Они становятся неприкосновенными, а правоохранительные органы обязаны охранять жизнь и здоровье самого присяжного, членов его семьи и сохранность его имущества.

По заявлению указанных лиц о давлении или угрозах, связанных с рассмотрением конкретного уголовного дела, государственные органы незамедлительно берут присяжного заседателя под свою защиту на весь период судебного следствия.

Также на законодательном уровне запрещается вмешиваться в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия.

На присяжных во время исполнения возложенных функций распространяются конституционные положения, которые применяются к судьям. Так, к примеру, им гарантируется неприкосновенность и независимость.

Можно ли отказаться?

Несмотря на то что исполнение вышеуказанных функций является гражданской обязанностью гражданина, закон о присяжных заседателях предусматривает возможность отказа.

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Итак, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели. Как отказаться? Существует ряд фиксированных ситуаций, при которых можно избежать подобной участи.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:

  1. У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость.
  2. Лицо в судебном порядке признано недееспособным.
  3. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере).
  4. Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство.
  5. Возраст - 65 лет и старше.
  6. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе.
  7. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность.
  8. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению следующие граждане:

  • лица старше шестидесяти лет;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Вас выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться (по каким основаниям) можно еще?

  • По религиозным убеждениям.
  • Если отлучение лица от его основных рабочих обязанностей может нанести существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и прочие).

Не хочу, не буду

Что делать, если все же выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться, если законных оснований на то не имеется?

Практика показывает, что в суд достаточно представить медицинскую справку, свидетельствующую о физической невозможности участия в разбирательстве (получить подобную справку легко у любого участкового врача, назвав некоторые симптомы, к примеру головные боли, боли в сердце, общее плохое самочувствие). В суде достоверность указанной справки проверить будет достаточно сложно (да и вряд ли кто-то будет этим заниматься).

Также можно сослаться на свои религиозные убеждения и мировоззрение, по которым гражданин не может принимать участие в решении судьбы другого человека.

Важно, что гражданин становится присяжным заседателем только после того, как приносит соответствующую клятву в зале суда. С указанного момента он занимает эту должность официально и в случае неявки в судебный процесс может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа, размер которого составляет 25 минимальных размеров оплаты труда.

Однако до того момента, пока лицо не произнесло указанную клятву, оно является просто кандидатом на данную должность. А для кандидатов законодательство никакой ответственности не предусматривает.

Таким образом, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели, как отказаться - вопрос довольно несложный и имеющий решение как на законадательном уровне, так и на практическом.

Итог

Суд присяжных - это своеобразная форма судебного разбирательства, при которой в принятии решения о вине подсудимого принимают участие не только квалифицированные судьи, но и обычные граждане.

Указанный институт несет в себе все принципы демократии, согласно которым, простые граждане страны получают право официально и законно высказывать свое мнение по существу уголовного дела.

Несмотря на то что быть присяжным заседателем - это гражданский долг гражданина, он имеет полное право отказаться от исполнения возложенных на него функций. Итак, если выбрали присяжным заседателем, как отказаться, вы уже знаете.

Круг оснований, по которым лицо освобождается от должности заседателя, законодательно закреплен и достаточно обширен. Однако если гражданин не принес соответствующую клятву и является всего лишь кандидатом на указанную должность, никакую ответственность за неявку в суд он нести не будет.

Для некоторых исполнение вышеназванных обязанностей будет интересной и почетной миссией, которая к тому же принесет приятное денежное вознаграждение. Поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о том, стоит ли ему возложенные государством, или отказаться от их исполнения.

Судебное разбирательство по уголовным делам об особо тяжких преступлениях, подсудных областному и приравненному к нему суду, за исключением некоторых преступлений в соответствии со ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ может осуществляться судом с участием присяжных заседателей по волеизъявлению обвиняемого.

Разнообразие уголовно-правовых средств, обусловленное спецификой решаемых с их помощью задач, предопределяет многообразие процессуальных форм их применения, что объясняется такими объективными факторами, как необходимость усиления защиты прав и интересов человека, рационализация и удешевление процессуальных средств, усиление эффективности уголовно-процессуальных процедур.

Судопроизводство по уголовным делам с участием присяжных заседателей вызывает огромный интерес у ученых и практиков. Юристы-практики утверждают, что "эта форма с ее четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, допустимости доказательств обозначила новый подход к уголовному процессу следователей, прокуроров, судей, адвокатов и явилась объективным фактором необходимости строгого соблюдения норм уголовно-процессуального закона с момента возбуждения уголовного дела до окончания судебного разбирательства" .

Особенностью судебного разбирательства с участием присяжных заседателей является разграничение компетенций коллегии присяжных заседателей, которая в своем вердикте разрешает вопросы факта, и профессионального судьи, разрешающего вопросы права, который на основе вердикта выносит приговор.

Разграничение полномочий между присяжными заседателями и профессиональным судебным составом является одним из наиболее важных и в то же время проблемных аспектов процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Следует отметить, что такое разграничение полномочий было известно и дореволюционному российскому суду присяжных (ст. 754 Устава уголовного судопроизводства 1864 года).

Именно разграничение полномочий между присяжными заседателями и председательствующим судьей способно воздействовать на характер судебного разбирательства, поскольку присяжные заседатели устанавливают фактические обстоятельства дела, в числе которых главным является вопрос о виновности подсудимого.

Процессуальная цель данной формы судебного разбирательства состоит в создании подсудимому дополнительных гарантий рассмотрения уголовного дела безусловно независимым и беспристрастным арбитром в лице коллегии присяжных заседателей. Такую форму уголовного судопроизводства в литературе называют формой уголовного судопроизводства с усиленными процессуальными гарантиями, в качестве которых указывают независимость присяжных; равные процессуальные возможности участников судебного разбирательства; реальную состязательность сторон, при которой суд ограничен в свободе вмешательства в ход исследования доказательств; недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением уголовно-процессуального закона. Положение, сформулированное в ч. 1 ст. 75 УПК РФ, для суда присяжных является одним из основных руководящих правил, направленных на то, чтобы исключить возможность влияния недопустимых доказательств на формирование убеждения присяжных заседателей по установлению обстоятельств дела.

По мнению А.П. Шурыгина, "для решения этих вопросов, при правильной организации и проведении судебного процесса судьями-профессионалами, не требуется специальных юридических познаний" .

Вполне справедливо утверждение о том, что суд присяжных, обеспечивая независимость правосудия, в значительной мере "способствует защите прав и интересов личности в уголовном процессе и потому может расцениваться как гарантия от необоснованного осуждения невиновного" .

Однако некоторые вопросы судопроизводства по уголовным делам с участием присяжных заседателей вызывают полемику среди ученых и практиков, причем они возникают вследствие имеющихся в законе пробелов, неточностей и противоречий. Что касается оснований применения данной формы уголовного судопроизводства, то единственным можно считать повышенную степень общественной опасности преступлений, дела о которых рассматриваются судом с участием присяжных. Согласно ст. 421 УПК РФ ему подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 30 и п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии со ст. 420 УПК РФ дела с участием коллегии присяжных заседателей рассматриваются с учетом правил, предусмотренных разделом Х УПК РФ, а также общих правил уголовного судопроизводства, не противоречащих положениям этого раздела.

Дела с участием присяжных заседателей рассматриваются не иначе как по ходатайству обвиняемого (ст. 423 УПК РФ), заявить которое он вправе по окончании предварительного следствия. Поэтому при предъявлении обвиняемому материалов для ознакомления следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных, а также юридические последствия данной процедуры. Если ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных не заявлено, такое дело подлежит рассмотрению обычным составом суда (ст. 30 УПК РФ). Когда по делу привлекается несколько обвиняемых и один или несколько из них отказываются от рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о выделении в отношении их уголовного дела в отдельное производство. Свое желание рассмотреть дело в суде с участием присяжных заседателей обвиняемый подтверждает в ходе предварительного слушания.

Свои особенности присущи центральной части производства в суде присяжных - судебному разбирательству. Они обусловлены в первую очередь формированием скамьи присяжных: их отбором, немотивированными отводами, образованием коллегии присяжных, отводом всему составу коллегии присяжных в связи с заявлением о тенденциозности ее состава и др. К сожалению, процедура отбора коллегии присяжных заседателей сопряжена с процессуальными и тактическими сложностями. Так, по мнению О.А. Глобенко , в настоящее время коррекции требуют не только нормативные критерии отбора присяжных, но и сам его механизм.

Более чем 20-летняя практика показала, что отнесение уголовно-процессуальным законом дел с участием присяжных исключительно к подсудности областного суда, возможно оправданное на первоначальном этапе судебной реформы, в дальнейшем стало создавать огромные трудности, фактически лишающие большинство населения реальной возможности участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Большая протяженность территории Российской Федерации, отдаленность многих областных центров от населенных пунктов затрудняют отбор присяжных заседателей в региональных судах, препятствуют возможности их участия в судебных разбирательствах, как правило, достаточно длительных и требующих нахождения заседателей и проживания в гостиничных условиях в течение нескольких месяцев в областном центре. Многочисленны факты срывов судебных заседаний ввиду неявки потерпевших и свидетелей, чьи показания должны быть заслушаны в присутствии присяжных заседателей.

Таким образом, установленная п. 2 ч. 2 ст. 30 и п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудность уголовных дел областному суду с участием присяжных заседателей позволяет, с одной стороны, обеспечить соблюдение положений ч. 2 ст. 20 Конституции РФ и норм международного права, а с другой - освободить государство от необходимости задействовать весьма дорогостоящий с точки зрения финансового, организационного и материально-технического обеспечения, громоздкий, малоэффективный механизм судебного разбирательства дел о преступлениях, не посягающих на жизнь и не влекущих возможность назначения наиболее строгого вида уголовного наказания, а следовательно, не нуждающихся в затратной процессуальной процедуре рассмотрения их областными судами с участием присяжных заседателей. Полагаем, что сокращение числа присяжных в составе коллегии присяжных заседателей в областном суде до 7 (плюс 2 запасных) позволит упростить процедуру их отбора, а также снимет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков. По сообщениям судов, в отдельных случаях для формирования скамьи присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела возникает необходимость вызова до 4 тысяч человек, в то время как на отбор прибывает не более 100 кандидатов. В последнее время коллегии присяжных заседателей по уголовным делам все чаще формируются только со второго или третьего раза, что сопряжено с большими организационными трудностями и материальными затратами.

Также в соответствии с частями 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" присяжному заседателю возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, которые установлены законодательством для судей данного суда.

По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ, размер фактических расходов на выплату компенсационного вознаграждения присяжным заседателям с каждым годом неуклонно возрастает: суммарно с 86 243 тыс. рублей в 2006 году до 146 951 тыс. рублей в 2013 году. Сокращение числа присяжных заседателей позволит существенно снизить расходы как на вызов кандидатов, поскольку уменьшится число лиц, вызываемых для формирования коллегии, так и на материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Наряду с этим сократятся сроки судебного разбирательства за счет сокращения процедуры отбора. На наш взгляд, было бы целесообразно также усовершенствовать порядок производства в суде с участием присяжных заседателей в соответствии с главой 42 УПК РФ, предусмотрев совместное удаление в совещательную комнату председательствующего судьи и коллегии присяжных заседателей для обсуждения доказательств, голосования по вопросам, содержащимся в вопросном листе, и вынесения вердикта.

С введением такого порядка процедура производства в суде станет в целом менее громоздкой. Совместное с профессиональным судьей принятие решений "по вопросам факта" не потребует, в частности, удаления присяжных заседателей из зала суда при разрешении вопросов о недопустимости доказательств. Отпадет необходимость возвращения (как правило, многократного) присяжных заседателей из совещательной комнаты в зал судебного заседания для получения от председательствующего дополнительных разъяснений по поставленным вопросам, а также возвращения присяжных заседателей в совещательную комнату для уточнения вердикта в случае признания его председательствующим неясным или противоречивым. Именно эти процедуры занимают значительную часть времени судебного разбирательства, затягивая его, что негативно воспринимается в том числе самими присяжными заседателями. Предлагаемая оптимизация сроков судебного разбирательства будет способствовать реализации принципа осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок, сокращению сроков содержания подсудимых под стражей, снижению размеров процессуальных издержек.

Одна из трудностей, с которыми сталкиваются присяжные заседатели, - отсутствие у них какой-либо письменной информации по делу. Все сведения, сообщаемые в ходе судебного разбирательства, воспринимаются ими исключительно на слух. Данная ситуация все более осложняется в связи с активным применением в уголовном судопроизводстве таких доказательств, как аудио- и видеозаписи, информация о соединениях по мобильной связи, материалы оперативно-розыскной деятельности, в том числе получаемые с использованием технических средств, различные виды экспертиз. Возможность более тщательно ознакомиться с материалами уголовного дела (например, с протоколом аудио- или видеозаписи, заключением эксперта) в совещательной комнате с участием профессионального судьи позволила бы присяжным заседателям получить уточненные сведения, необходимые для правильного разрешения поставленных перед ними вопросов. В совещательной комнате при неполной ясности вопросов присяжные заседатели будут иметь возможность получать от председательствующего разъяснения. При голосовании по вопросам, содержащимся в вопросном листе, председательствующий судья должен иметь один голос, равный голосу присяжного заседателя, что исключит возможность оказания давления с его стороны на присяжных заседателей и навязывания им своего мнения. Такая практика, как известно, существует в государствах континентальной Европы, в которых действуют системы права и судопроизводства, близкие по своим подходам к российским.

Например, Германия еще в 1920-х годах, а Франция и Италия - в 1950-х годах отказались от ранее заимствованных из англосаксонской системы права и судопроизводства опыта обсуждения вопросного листа, совещания и голосования по нему присяжными заседателями отдельно от профессиональных судей, признав в большей степени отвечающей интересам справедливого и эффективного правосудия процедуру совместного обсуждения ими вопросов виновности подсудимого и назначения наказания. Совместное вынесение вердикта профессиональными судьями и присяжными заседателями предусмотрено также в Австрии и целом ряде других европейских государств, где число присяжных заседателей не превышает 6 - 9 человек. Аналогичная практика складывается и в государствах СНГ.

К примеру, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, который введен в действие с 1 января 2015 г., установлено, что председательствующий и присяжные заседатели вердикт выносят совместно. Сокращение числа присяжных заседателей с 12 до 7 (нечетного числа) позволит при их совместном голосовании с председательствующим судьей обеспечить соблюдение требований ч. 3 ст. 343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов высказалось не менее половины участвующих в голосовании (в данном случае не менее четырех, включая председательствующего судью). Можно прогнозировать, что упрощение порядка производства в суде с участием присяжных заседателей позволит избежать многих судебных ошибок, связанных со сложностью установленной процедуры.

Так, в 2014 году по апелляционным жалобам и представлениям рассмотрены дела в отношении 94 лиц, оправданных приговором суда, постановленным на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, из которых в отношении 41 лица оправдательные приговоры отменены по основаниям, связанным с несоблюдением установленной процедуры.

Производство в суде с участием присяжных заседателей - дифференцированный порядок уголовного судопроизводства, одна из главных особенностей которого - разграничение функций между профессиональным составом судей и присяжными заседателями - представителями народа. Конечно, главным аргументом в пользу суда присяжных является справедливость с точки зрения социальной правды. При всех его недостатках как правового института основными его достоинствами, на наш взгляд, являются объективность и беспристрастность судей, участие представителей общества в отправлении правосудия.

Список литературы

1. Глобенко О.А. Заметки присяжного // Уголовное судопроизводство. 2007. N 1.
2. Маслов И. Почему обвинение проигрывает в суде присяжных? // Законность. 2009. N 9.
3. Рустамов Х.У. Уголовный процесс: Формы. М., 1998.
4. Фоков А.П. Правосудие с участием граждан в России // Российский судья. 2009. N 8.
5. Шурыгин А. Вопросы применения норм УПК РФ при рассмотрении дел судом присяжных // Адвокатские вести. 2004. N 4(41).
6. Шурыгин А. За 5 лет суд присяжных дошел до девяти регионов // Российская юстиция. 1998. N 12.
7. Шурыгин А. Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 1997. N 8.
8. Шурыгин А. Суд присяжных в Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 6.

References

1. Globenko O.A. Zametki prisiazhnogo // Ugolovnoe sudoproizvodstvo. 2007. N 1.
2. Maslov I. Pochemu obvinenie proigryvaet v sude prisiazhnykh? // Zakonnost". 2009. N 9.
3. Rustamov Kh.U. Ugolovnyi protsess: Formy. M., 1998.
4. Fokov A.P. Pravosudie s uchastiem grazhdan v Rossii // Rossiiskii sud"ia. 2009. N 8.
5. Shurygin A. Voprosy primeneniia norm UPK RF pri rassmotrenii del sudom prisiazhnykh // Advokatskie vesti. 2004. N 4(41).
6. Shurygin A. Za 5 let sud prisiazhnykh doshel do deviati regionov // Rossiiskaia iustitsiia. 1998. N 12.
7. Shurygin A. Zashchita v sudoproizvodstve s uchastiem kollegii prisiazhnykh zasedatelei // Rossiiskaia iustitsiia. 1997. N 8.
8. Shurygin A. Sud prisiazhnykh v Rossiiskoi Federatsii // Biulleten" Verkhovnogo Suda RF. 1994. N 6.

Суд присяжных - это не обособленный, не самостоятельный судебный орган, не отдельное звено вертикальной системы судов общей юрисдикции, а состав суда, принципиально отличающийся от традиционного; своеобразное "судебное присутствие", как сказали бы юристы XIX столетия. В этот состав входят: один судья федерального суда общей юрисдикции и двенадцать присяжных заседателей. Причем под судьей в данном случае понимается член Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, судья верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга или же судья окружного (флотского) военного суда. Иначе говоря, суды присяжных функционируют на уровне Верховного Суда РФ и на уровне среднего звена системы гражданских и военных федеральных судов общей юрисдикции, в стенах вышеупомянутых судебных органов и обладают той же подсудностью. Это дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, среди которых особое место занимают те, за совершение которых в качестве исключительной меры наказания может быть назначена смертная казнь: убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; геноцид (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК) Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [Федер.закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ с изм. от 11.06.2008 №85-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921..

Единоличие профессионального судьи - одно из самых существенных отличий современного отечественного суда присяжных от суда присяжных в Российской империи, где в его состав входили три профессиональных ("коронных") судьи окружного суда. В некоторых европейских государствах издавна и до сих пор сохранились суды присяжных в их классическом обличье, когда вопрос о виновности подсудимого решают народные представители, а приговор - "коронные" судьи. Однако соотношение тех и других отличается от того, что свойственно суду присяжных в России.

Конституционный Суд РФ выражает специфику уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей в следующих формулировках: "присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела - о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости" Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. N 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда //.

Первая существенная особенность судопроизводства с участием присяжных заседателей заключается в том, что решение вопроса о составе суда, т.е. будет ли данное уголовное дело рассмотрено с участием присяжных заседателей или же в традиционном составе, зависит от позиции обвиняемого, причем именно обвиняемого, а не его защитника, хотя, конечно, предварительная консультация обвиняемого с адвокатом по данному вопросу обязательна. При ознакомлении с материалами оконченного следственного производства по делам, подсудным верховному суду республики, краевому, областному и равным им судам, следователь обязан объявить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, разъяснив при этом особенности такого рассмотрения, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК) Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [Федер.закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ с изм. от 11.06.2008 №85-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921. В точности такое же процессуальное действие обязан выполнить и следователь, который завершил досудебное производство по уголовному делу, подсудному в соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК Верховному Суду РФ, который в лице своей Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии также рассматривает уголовные дела с участием присяжных заседателей.

Если обвиняемый заявил следователю ходатайство о том, чтобы его уголовное дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, и подтвердил свое ходатайство на предварительном слушании данного дела в суде, такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Если обвиняемый заявил следователю о нежелании, чтобы его дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, и впоследствии своего заявления не дезавуировал, уголовное дело подлежит рассмотрению судом с профессиональным составом (ч. 3 ст. 325 УПК).

Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 229 УПК (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23), не связанным с вопросом о составе суда.

Отказаться же от своего, заявленного у следователя ходатайства о том, чтобы его дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, обвиняемый вправе вплоть до предварительного слушания уголовного дела в суде, где обвиняемому вновь предстоит изложить свою позицию по данному вопросу. Если здесь обвиняемый снял свое ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, отказался от него, такой отказ должен быть принят как окончательный. Если же обвиняемый и перед судьей подтвердил свое ходатайство, заявленное у следователя, отказ от него в дальнейшем не допускается; решение о введении в действие сложнейшего механизма судопроизводства с участием присяжных заседателей в таком случае является бесповоротным. Даже если в ходе судебного разбирательства характер уголовного дела стал существенно иным и, например, обвинитель изменил обвинение, отказавшись от уголовного преследования за убийство при отягчающих обстоятельствах, поддерживая лишь обвинение в убийстве при превышении пределов необходимой обороны, рассмотрение дела должно быть продолжено в суде присяжных, хотя новое обвинение и не относится к его подсудности. Более того, если дело, рассмотренное судом с участием присяжных заседателей, по результатам его пересмотра в кассационном порядке возвращено в суд первой инстанции, оно в обязательном порядке должно быть рассмотрено с участием присяжных заседателей, независимо от того, по какому обвинению был осужден или оправдан подсудимый отмененным приговором. Словом, уголовное дело, однажды принятое к производству судом с участием присяжных заседателей, должно быть окончательно разрешено по существу только этим судом. Оно не может выпасть из сферы его компетенции и перейти в русло деятельности суда с иным составом.

Вторая существенная особенность судопроизводства с участием присяжных заседателей относится к самой процедуре признания подсудимого виновным или невиновным и постановления приговора. В суде с участием присяжных заседателей решение этих вопросов четко разделено. Первый всецело относится к компетенции коллегии присяжных заседателей, второй - к компетенции председательствующего судьи. Присяжные заседатели решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого и другие важнейшие вопросы существа дела, но только не вопрос о виде и размере наказания. Их совещание проходит без участия председательствующего судьи, а принимаемое решение, именуемое вердиктом, служит основанием для обвинительного или оправдательного приговора единолично председательствующим судьей, который решает юридические вопросы, связанные с реабилитацией признанного невиновным либо с квалификацией содеянного виновным и о назначении ему уголовного наказания либо освобождения от него.

Третья особенность производства по уголовным делам с участием присяжных заседателей заключается в том, что согласно ч. 2 ст. 379 УПК основаниями отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей в кассационном порядке, являются только те из них, которые предусмотрены п. п. 2 - 4 ч. 1 данной статьи УПК, а именно: нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несправедливость приговора. Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела таким основанием служить не может, поскольку фактические обстоятельства дела в вердикте присяжных заседателей и соответственно в приговоре детальному анализу вообще не подлежат. А оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, в кассационном порядке может быть отменен по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего или его представителя лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них (ч. 2 ст. 385 УПК).

PAGE 12

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

А.А. Подопригора

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по теме 3.3: «Особенности производства в суде с участием пр и сяжных заседателей»

Модуль 3: Судебные стадии уголовного судопроизводства. Исполнение приговора

Уголовный процесс

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент.

Ростов-на-Дону

2014


Тема 3.3: «Особенности производства в суде с участием пр и сяжных заседателей»

Цель лекции

Рассмотрение особенностей судебного разбирательства в суде с участием присяжных заседателей

План лекции

1. Понятие суда присяжных.

2. Предварительное слушание и отбор присяжных заседат е лей.

3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных.

Введение

Одним из демократических начал судопроизводства явл я ется общепризнанный принцип организации и деятельности пр а восудия с участием представителей населения. В мировой суде б ной практике наиболее распространены следующие формы уч а стия граждан в осуществлении правосудия: институт суда пр и сяжных заседателей, существующий в двух основных формах, - совместные коллегии с профессиональным судьей или судьями и самостоятельные коллегии суда присяжных, а также институт н а родных заседателей и институт мировых судей. В настоящее вр е мя наибольшее распространение получили суды присяжных зас е дателей.

В демократическом государстве господствует гуманное и уважительное отношение к человеку. Государство защищает его права и свободы, честь и достоинство. Особая роль в достижении этой цели принадлежит суду, который разрешает наиболее сущ е ственные конфликты в обществе, возникающие между граждан а ми, юридическими лицами и гражданами, принимая общеобяз а тельные решения о защите права и прибегая в необходимых сл у чаях к применению государственного принуждения в отн о шении правонарушителей.

Происходящие в Российской Федерации реформы с неи з бежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым преобразованием в этой сфере стала суде б ная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы Росси й ской Федерации. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием пр и сяжных заседателей.

С самого момента своего возникновения институт суда присяжных заседателей породил множество споров и дискуссий, оброс огромных количеством, как сторонников, так и противн и ков.

Необходимо отметить, что до сих пор не прекращаются дискуссии сторонников и противников суда с участием прися ж ных заседателей о целесообразности его существования.

Обвиняют суд с участием присяжных в излишней демокр а тичности, в вынесении значительного количества оправдател ь ных вердиктов. При этом, достаточно часто озвучиваются явно завышенные цифры количества оправдательных вердиктов, в ы носимых присяжными заседателями.

Рассуждать о целесообразности функционирования суда с участием присяжных заседателей на территории Российской Ф е дерации может быть сегодня уже не стоит. Основной закон наш е го государства достаточно четко определил место такого суда в российской системе правосудия. Задача законодателя состоит в принятии мер, способствующих совершенствованию норм, ре г ламентирующих рассмотрение уголовных дел в данной форме судопроизводства.


1. Понятие суда прися ж ных

С 1993 г. в России, в некоторых субъектах Российской Ф е дер а ции, а с 1 января 2003 г. повсеместно введен суд присяжных, который действует в составе профессионального судьи и 12 пр и сяжных зас е дателей.

Суду присяжных подсудны дела о преступлениях, перечи с ленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. подсудные суду субъекта Фед е рации. Это, как правило, дела об особо тяжких и некоторых тя ж ких преступлениях.

В УПК РФ регламентация порядка производства в суде с участием присяжных заседателей содержится в разделе 12, главе 42, ст.ст. 324 – 353 УПК РФ.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей во з можно лишь по ходатайству самого обвиняемого. Такое ходата й ство он вправе заявить при ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия.

Если по делу обвиняется несколько лиц и один или н е сколько и них отказываются от суда с участием присяжных зас е дателей, то следователь должен решить вопрос о выделении уг о ловных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное произво д ство. При невозможности этого уголовное дело в целом рассма т ривается судом присяжных.

С момента заявления ходатайства о рассмотрении дела с у дом присяжных обязательно участие защитника.

Присяжные заседатели участвуют в исследовании доказ а тельств, за исключением доказательств, связанных с прежней с у димостью подсудимого, а также полученных с нарушением зак о на и исключенных из процесса доказывания. Они не разрешают правовых вопросов, требующих юридических познаний.

В р е зультате рассмотрения доказательств и выслушивания прений сторон присяжные должны определить, имело ли место событие преступления, доказано ли, что его совершил подсуд и мый и виновен ли он в этом. Ответы на эти вопросы представл я ют собой вердикт присяжных заседателей, на основе которого председ а тельствующий постановляет приговор.

2. Предварительное слушание и отбор присяжных зас е дат е лей

При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении д е ла судом с участием присяжных заседателей обязательно пров о дится предварительное слушание, в ходе которого обвиняемый должен подтвердить свое ходатайство либо отказаться от ра с смотрения его дела судом присяжных. При подтверждении ход а тайства последующий отказ от рассмотрения дела судом с уч а стием присяжных заседателей не принимается.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых и хотя бы один из них на предварительном слушании заявляет х о датайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных з а седателей, то оно будет рассматриваться данным составом с у да в отношении всех подсудимых, независимо от их волеизъявл е ния.

В постановлении о назначении уголовного дела к слуш а нию должно быть определено количество кандидатов в прися ж ные (не менее двадцати), которые подлежат вызову в суд, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет с у дебное заседание.

После вынесения постановления о назначении дела к ра с смотрению судом с участием присяжных заседателей секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной в ы борки производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из списков, сформированных органами исполнительной власти. З а тем он проводит проверку наличия обстоятельств, препятству ю щих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмо т рении уголовного дела.

Присяжным заседателем не может быть лицо, не достигшее 25-летнего возраста; имеющее не снятую или не погашенную с у димость; признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Из списка кандидатов в присяжные заседатели исключаю т ся по их письменному заявлению лица, не владеющие языком с у допроизводства; не способные в силу своих физических или пс и хических недостатков выполнять обязанности присяжных засед а телей; достигшие 70-летнего возраста; руководители исполн и тельных и представительных органов власти; военн о служащие; судьи и сотрудники правоохранительных органов; священносл у жители и т.п.

Одно и то же лицо в течение года не может участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели составляется их предварительный список. Не позднее чем за 7 с у ток до начала судебного разбирательства кандидатам вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

Формирование коллегии присяжных заседателей произв о дится в закрытом судебном заседании. Любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Каждая из сторон может подать пре д седательствующему мотивированное письменное ходатайство об отводе присяжного заседателя. Отведенные присяжные заседат е ли исключаются из предварительного списка. Если после этого в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные, председ а тельствующий дает распоряжение о вызове дополнительных ка н дидатов в присяжные заседатели. Если же в списке осталось 18 и более кандидатов, председательствующий предлагает сторонам заявить по два немотивированных отвода.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах секретарь судебного заседания или помощник судьи по указ а нию председательствующего составляет список оставшихся кандид а тов в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного з а сед а ния включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. При этом двенадцать образуют коллегию ^присяжных заседат е лей, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Если в ходе суде б ного разбирательства кто-либо из коллегии присяжных заседат е лей выбывает, то он заменяется запасным присяжным заседат е лем.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в с о вещательной комнате открытым голосованием избирают старш и ну, который руководит ходом совещаний присяжных, обр а щается к председательствующему с просьбами, заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей и провозглаш а ет вердикт.

После избрания старшины все присяжные заседатели пр и нимают присягу и председательствующий разъясняет им их права и обязанности.

Присяжный заседатель имеет право участвовать в исслед о вании всех доказательств; задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам; участвовать в производимых судом следственных действиях; просить председательствующего разъяснить нормы закона, отн о сящиеся к делу; делать письменные заметки во время судебного заседания.

Он не имеет права отлучаться из зала суда во время слуш а ния дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председ а тельствующего; собирать сведения по делу вне судебного засед а ния; нарушать тайну совещания и голосования присяжных зас е дателей по поставленным перед ними вопросам. За нарушение своих обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных

Судебное следствие с участием присяжных заседателей н а чинается со вступительных заявлений государственного обвин и теля и защитника.

Государственный обвинитель излагает существо предъя в ленного обвинения и предлагает порядок исследования предста в ленных им доказательств. Защитник высказывает соглас о ванную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мн е ние о порядке исследования представленных им доказ а тельств.

В ходе судебного следствия присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подс у димого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными в письменном виде и подаю т ся председательствующему через старшину. Эти вопросы формул и руются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению.

Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутс т вие пр и сяжных заседателей.

В присутствии присяжных заседателей не исследуются факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные о личности подсудимого, способные вызвать предубеждение присяжных.

Во время прений стороны не вправе касаться обсто я тельств, которые рассматриваются без участия присяжных зас е дателей и ссылаться на исключенные из разбирательства доказ а тельства. Если участник прений упоминает о таких обстоятельс т вах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные обстоятельства не дол ж ны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.

После окончания прений сторон и последнего слова подс у димого председательствующий с учетом мнения сторон форм у лирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей. На время обсуждения вопросов присяжные засед а тели удаляются из зала судебного заседания.

По каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

а) доказано ли, что деяние имело место;

б) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

в) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В опросном листе могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности, а также о степени осуществл е ния преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных з а седателей юридической квалификации совершенного деяния.

Вопросы излагаются в письменной форме, в понятных пр и сяжным заседателям формулировках, в отношении каждого по д судимого отдельно.

Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных з а седателей и передается старшине присяжных. Присяжные впр а ве получить от председательствующего дополнительные разъясн е ния.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в сов е щательную комнату для вынесения вердикта председательс т вующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения; разъясняет уголовный закон, предусматривающий ответственность за деяние, в котором обв и няется подсудимый; напоминает исследованные в суде доказ а тельства; излагает позиции государственного обвинения и защ и ты; разъясняет основные правила оценки доказательств, су щ ность принципа презумпции невиновности, положение о толк о вании не устраненных сомнений в пользу подсудимого и т.д.

Вердикт выносится в совещательной комнате и представл я ет собой письменные ответы на поставленные вопросы. Прися ж ные заседатели при обсуждении поставленных перед ними в о просов должны стремиться к принятию единогласных реш е ний. Если в течение 3 часов им не удалось достигнуть единодушия, то решение принимается голосованием. Голосование проводится открыто, никто из присяжных не вправе воздержаться при гол о совании. Ста р шина голосует последним.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за у т вердительные ответы на каждый из трех основных вопросов пр о голосовало большинство присяжных заседателей. Оправдател ь ный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.

После составления и подписания вопросного листа пр и сяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина провозглашает вердикт. На этом участие присяжных заседателей в разбирательстве дела заканчивается и последствия вердикта обсуждаются без них.

Вердикт коллегии присяжных заседателей о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего и влечет постановление им оправдательного приговора, а также немедле н ное освобождение подсудимого, находящегося под стражей. В этом случае до постановления приговора исследуются и обсу ж даются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными док а зательствами.

В случае вынесения обвинительного вердикта производи т ся исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содея н ного, назначением подсудимому наказания, разрешением гра ж данского иска и т.д. По окончании исследования этих обсто я тельств выслушиваются прения сторон и последнее слово подс у димого. Стороны могут затрагивать в своих выступлениях л ю бые вопросы права, подлежащие разрешению при постановл е нии судом обвинительного приговора. При этом сторонам запрещае т ся ставить под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями.

Обвинительный вердикт влечет постановление обвин и тельного приговора.

Однако если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, он имеет право постановить оправдательный приговор. Если по делу им е ются другие основания для оправдательного приговора, он вын о сит постановление о роспуске коллегии присяжных и направляет дело на новое рассмотрение иным составом суда со стадии пре д варительного слушания.

Особенности приговора, постановленного с участием пр и сяжных заседателей, состоят в том, что во вводной части не ук а зываются фамилии присяжных заседателей, а в описательной части приговор мотивируется ссылками на вердикт коллегии присяжных заседателей либо на отказ государственного обвин и теля от обвинения. Доказательства приводятся лишь в подтве р ждение той части приговора, которая не вытекает из вердикта присяжных засед а телей.

Оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен по представлению прокурора или жалобе потерпевшего лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего на представление доказательств либо повлияли на содержание в о просов, поставленных перед присяжными, или ответов на них.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день суд с участием присяжных заседат е лей функционирует в Российской Федерации около тринадцати лет. И, несмотря на то, что существует множество противников данной формы судопроизводства, к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей прибегает большое количес т во обвиняемых. И не зря, ведь этот институт уголовного - пр о цессуального права является самым ярким примером проявления демократии в уголовном процессе. Как уже отмечалось в данной работе, в России уже был опыт становления данного института, заменившего суд шеффенов, и, не смотря на его отмену в сове т ское время, в 1993 году данный институт был вновь возрожден, что было отражено в Основном законе страны.

Причиной введения института суда с участием присяжных заседателей по реформе 1864 года явилось несовершенство сущ е ствовавшей судебной системы, её неспособность решать задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством.

Возрождению данного института на современном этапе способствовали сходные причины, считалось, что данная форма судопроизводства способна защитить права и свободы человека и гражданина от судейского произвола, что построение демократ и ческого государства немыслимо без введения института суда с участием присяжных заседателей.

Нормы, регламентирующие порядок производства в суде с участием присяжных заседателей получили закрепление на вы с шем уровне - в Конституции РФ. Прежде всего, это обусловлено тем, что только по решению суда присяжных, обвиняемому м о жет быть назначена самая суровая мера наказания в виде смер т ной казни.

Порядок отбора в присяжные заседатели требует более д е тальной регламентации, т.к. зачастую в коллегии присяжных з а седателей зачастую оказываются лица, участие которых в о т правлении судопроизводства запрещается федеральным закон о дательством.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей обусловлены разделением компетенции между пр о фессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей. К таким особенностям относится обязательное наличие предвар и тельного слушания, и обязательное ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Причем, законодатель, подчеркивая особую роль суда с участием присяжных заседателей, при рассмотрении дела, в котором пр и сутствует несколько обвиняемых, отдает предпочтение рассмо т рению дела судом с участием присяжных заседателей, если им е ется ходатайство одного обвиняемого, и, дело невозможно выд е лить в отдельное производство.

Список источников

Основная литература

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации: с поправками от 30.12.2008 № 6 КФЗ, от 30.12.2008 № 7-КФЗ. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Фед е ральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Ро с сийской Федерации. – 2001. № 52 (ч. I). - ст. 4921. (в ред. от 15.08.2014 г.).

Основная литература

Булатов, Б. Б. Уголовный процесс: учебник / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов – М.: Высш. образование, 2010. – 610 с.

Подопригора, А.А Уголовный процесс: учеб. пособие / А.А. Под о пригора – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский фил и ал, 2010. – 198 с.

Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. – 5-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. – 768 с.

Дополнительная литература:

Бажанов, С. В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право / С. В. Бажанов. - Владимир: ВлЮИ Минюста России, 2003.

Белохортов, И.И. Профессиональное правосознание и оценка доказательств судом // Актуальные проблемы права: теория и практика. Сб. науч. работ юридического факультета. Краснодар: КубГУ, 2005. Вып. 4. – с. 230 - 233.

Гаврилов, Б. Я Современная уголовная политика России: цифры и факты. / Б. Я Гаврилов - М. - 2008.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: