Разработка СТУ (специальных технических условий) на проектирование производственных объектов - современный инструмент управления промышленной, пожарной и сейсмической безопасностью. Специальные технические условия по пожарной безопасности (сту) от рубин ц

СТУ по пожарной безопасности — это нормы, разрабатываемые в дополнение к уже установленным или в случае полного отсутствия технических требований в нормативной документации. Для каких объектов возможна разработка СТУ по пожарной безопасности? В каких случаях без нее не обойтись? Как именно проходит процедура? Об этом и многом другом рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.

Необходимость разработки сту по пожарной безопасности

Во время разработки СТУ по пожарной безопасности устанавливаются четкие требования для конкретного объекта, что в результате сильно упрощает подготовку проектной документации и, что самое главное, последующее ее согласования.

Есть целый ряд объектов для которых необходима разработка и согласование СТУ:

  • архитектурные комплексы с зафиксированными и неустранимыми нарушениями требований пожарной безопасности;
  • здания и сооружения высокостеллажных складов;
  • общественные здания высотой свыше 50м;
  • особо опасные комплексы;
  • технически сложные комплексы;
  • жилые здания высотой свыше 75м;
  • уникальные объекты капитального строительства;
  • здания и сооружения, для которых на настоящий момент отсутствуют нормы проектирования в части расходов воды на нужды внутреннего и/или наружного тушения пожаров.

Кроме того, разработка специальных технических условий по пожарной безопасности может предусматриваться для следующих объектов:

  • нефтяные терминалы;
  • наружные технологические установки;
  • самолетные ангары;
  • склады с высокостеллажным хранением;
  • нефтеперерабатывающие заводы;
  • сложные (уникальные) производственные здания и сооружения;
  • нефтебазы;
  • железнодорожные сливные, наливные и сливоналивные эстакады, установки тактового налива;
  • склады с обращением ЛВЖ и ГЖ.

Мы перечислили только наиболее распространенные объекты, но список на этом не заканчивается. Если вы не можете отнести свой объект ни к чему из перечисленного, свяжитесь с экспертами “ЛенТехСертификации” и вам помогут разобраться.

Получить бесплатную консультацию

Что дает разработка специальных технических условий по пожарной безопасности?

Разработка СТУ по пожарной безопасности дает возможность:

  • разработать мероприятия в области пожарной безопасности с учётом специфики объекта;
  • урегулировать спорные вопросы, которые иногда возникают в связи с противоречиями в нормативных документах;
  • разработать наиболее эффективные проектные решения, касающиеся общих вопросов строительства и эксплуатации объекта;
  • привести технические требования, принятые в стандартах организаций, корпоративных нормах и руководящих документах компаний в соответствие с требованиями нормативных документов РФ.

Что анализируется при разработке СТУ?

При разработке специальных технических условий пожарной безопасности специалисты проводят анализ объекта на следующие моменты:

  • Насколько объект пожароопасен?
  • Насколько эффективны уже существующие или запланированные мероприятия по увеличению безопасности людей во время пожара?
  • Как организована возможность спасения людей?
  • Насколько эффективны мероприятия, направленные на предотвращение и ограничение распространения пожара?
  • Учтены ли возможности доступа пожарных подразделений к очагу возгорания и подачи средств пожаротушения с учетом их расположения и технического оснащения?

Где заказать разработку?

Получить бесплатную консультацию Приглашаем обращаться за разработкой СТУ в компанию “ЛенТехСертификация”. Заполните форму обратной связи или позвоните по указанному на сайте телефону, чтобы наши менеджеры подробнее рассказали вам об услуге и сориентировали по срокам. Цена на разработку СТУ по пожарной безопасности складывается из множества факторов, но мы сможем назвать стоимость после отправки всех имеющихся документов. Ждем вас!

1 апреля 2008 года, несмотря на внешне несерьезный характер этой даты, глубоко изменило систему технического регулирования в России. Именно в этот день Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило исторический приказ № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого линейного соответствия действующим, и на тот момент во многом устаревшим СНиП или СП, на возможность некоторого отступления от существующих норм, хотя и с определенными оговорками про вынужденность этих отступлений.

С этого момента для всех людей, связанных со строительством, началась новая эпоха. Сначала очень аккуратно, опасливо, потом уже с большей уверенностью многие компании-заказчики пробовали использовать специальные технические условия при строительстве разнообразных объектов. Сейчас уже прошло более 5 лет с момента начала этого процесса, и в данном обзоре нам бы хотелось дать свой ретроспективный взгляд на историю разработки СТУ в России, благо мы сами не только были одними из пионеров в данной области, но и успешно продолжаем в ней работать по настоящее время.

В скором времени после выхода уже упомянутого приказа № 36 Минрегиона России мы приступили к разработке своего первого СТУ по тематике трубопроводного транспорта. Тема СТУ была очень специфическая, и никакой нормативной документацией не регламентированная: существовала построенная насколько лет назад линейная часть трубопровода не введенная в эксплуатацию, которую наш Заказчик хотел приспособить под перекачку ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Предмет СТУ, помимо редкой ситуации с построенным и брошенным трубопроводом, заключался в том, что в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» трубопроводы Ду500 вообще запрещается использовать для перекачки ШФЛУ. Также существовала проблема ненормативных сближений (по требованиям того же СНиП 2.05.06-85* для наибольшего разрешенного диаметра продуктопровода ШФЛУ (Ду400)) нашего трубопровода с различными объектами инфраструктуры. Тут следует отметить, что сами по себе эти расстояния были достаточно большими (около 1000 м), однако, после печально знаменитой аварии на магистральном продуктопроводе ШФЛУ «Сибирь-Урал-Поволжье», произошедшей 4 июня 1989 вблизи железнодорожного перегона «Аша — Улу-Теляк » под Уфой, требования к расположению магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), были сильно ужесточены.

Разработка первого СТУ была очень долгой, с проведением большого количества натурных испытаний металла труб, подтверждающих их соответствие существующим требованиям, с проведением предварительной внутритрубной диагностики линейной части и оценкой его текущего технического состояния. Сам получившийся документ содержал около 120 страниц и очень подробно раскрывал все аспекты проектирования, реконструкции, строительства, приемки в эксплуатацию и самой эксплуатации продуктопровода. Следует отметить, что часть разделов этих СТУ дублировала существующую НТД, но так как документ был первым, то подсознательно казалось, что больше не меньше, хуже от этого не будет. Пояснительная документация составляла и того больше - страниц 300, включая в себя подробный анализ риска для рассматриваемого трубопровода. Соответственно, обязательная на тот момент научно-техническая экспертиза таких огромных СТУ длилась более полугода, причем, так как образцов СТУ тогда еще не существовало, то требования к документу вырабатывались прямо по ходу экспертизы, которую в то время проводил Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО ЦНС). В несколько итераций СТУ приобрели окончательный вид и положительное заключение экспертизы на них подписал сам И.Д. Красулин, руководитель разработки того самого СНиП 2.05.06-85*, от указаний которого наши СТУ и отступали. После этого, вместе с положительным заключением экспертизы, СТУ были направлены на согласование в Министерство регионального развития РФ, где, после проведения нормоконтроля и последующей редакторской правки, и были успешно согласованы. Забирали СТУ, как первенца из роддома - уж очень тяжело они дались…

В дальнейшем все остальные СТУ разрабатывались уже быстрее, появлялся опыт и у нас - разработчиков, и у экспертов, и у ответственных специалистов Минрегиона России, пока в один прекрасный момент не были изменены правила согласования СТУ. Вместо научно-технической экспертизы в независимой организации и последующего согласования СТУ Минрегионом, при самом Министерстве был создан научно-технический совет, который взял на себя часть функций экспертизы. Пока эта система не сформировалась, несколько месяцев получить согласование СТУ было практически невозможно.

Вообще все, что касается процедуры согласования специальных технических условий, за прошедшие 5 лет уже менялось несколько раз. Выходили и изменялись нормативные документы Министерства, содержащие требования к составу и оформлению СТУ. СТУ, как часть системы технического регулирования, были внесены в федеральное законодательство (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), менялся состав научно-технического совета и т.д. Да, что говорить, если даже ответственный орган федеральной власти за прошедшие 5 лет сменился уже трижды: сначала за согласование СТУ отвечал сам Минрегион России, затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), и вот теперь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (Минстрой России). То ли еще будет…

Но если отвлечься от самой процедуры согласования, то с помощью СТУ за прошедшее время нам удалось решить целый ряд технических проблем наших заказчиков, которые до появления этого могущественного инструмента остались бы нерешенными. В течение этих 5 лет мы разрабатывали СТУ на самые разнообразные объекты нефтегазовой промышленности: магистральные и промысловые трубопроводы, кустовые площадки, объекты очистки и переработки нефти и газа. Вот только краткий перечень тех вопросов, которые нам вместе с нашими заказчиками удалось решить:

  • размещение трассы трубопроводов в пределах действующей и перспективной застройки населенных пунктов;
  • размещение объектов на кустовых площадках в соответствии с новыми техническими требованиями (например, дополнительные требования к расстояниям между устьями скважин, количеству скважин на кусте и др.);
  • размещение трассы трубопровода на сокращенных расстояниях от объектов инфраструктуры;
  • оснащение трубопроводов механо-технологическим оборудованием в соответствии с условиями прокладки (например, изменение расположения и количества узлов запорной арматуры, запуска СОД);
  • изменение конструкции объектов (например, дополнительные требования к применению внутренней изоляции на промысловых нефтегазопроводах);
  • размещение площадочных объектов в соответствии с новыми техническими требованиями.

Но главное то, что все приведенные выше технические решения не только решали поставленные нашими заказчиками вопросы, но и обеспечивали необходимый уровень промышленной, пожарной или сейсмической безопасности объектов. Иногда для этого приходится не просто разрабатывать новые технические решения в рамках существующей концепции проектирования, но и предлагать новые подходы к самой концепции проектирования и обеспечения безопасности трубопроводов. Более подробно про один такой случай, а именно применение концепции исключения разрывов можно прочитать перейдя .

Правда, иногда удается решить проблемы заказчика и более простым способом. Вот пример. В одном известном северном регионе России было запланировано строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ). ВНТП 01-81 «Нормы технологического проектирования объектов газодобывающего предприятия и станции подземного хранения газа» п. 8.4. на установках подготовки газа для обеспечения непрерывности производства предписывают: «установки подготовки газа (первичной сепарации, низкотемпературной сепарации, абсорбционной осушки газа и др.) включают от 2 до 6 технологических линий, одна из которых используется в качестве резервной…». Следует отметить, что по действующему законодательству этот документ ВНТП 01-81 не является обязательным, однако местный филиал ФАУ Главгосэкспертиза России этого иногда не признает, и, так как никакой замены этому ВНТП до сих пор не вышло, требует следовать его нормам. В нашем же случае строительство отдельной резервной линии низкотемпературной сепарации на УКПГ было явно нецелесообразно ввиду прогнозируемой неравномерности объемов добываемой продукции на месторождении (максимальная добыча прогнозируется лишь в течение нескольких лет из планируемого времени эксплуатации).

Таким образом, построенная резервная линия будет иметь технологическое значение только около 30 % времени расчетной эксплуатации УКПГ. Все остальное время данный объект не будет иметь технологического значения, одновременно увеличивая потенциальную опасность УКПГ. Это связано с появлением на площадке дополнительного сложного оборудования, влияющего на прочность конструкции всего объекта и увеличивающего общую вероятность отказов.

Теперь сравним график поставки газа на рассматриваемую УКПГ с типичным распределением отказов по времени на любом промышленном объекте.

Из сравнения двух графиков очевидно, что период полной загрузки УКПГ совпадает с минимальным периодом отказов оборудования установки, а периоды максимальных отказов по причине начальных дефектов и износа соответствуют временным интервалам, когда УКПГ загружена не полностью, и резервом является одна из основных линий НТС. Исходя из этих посылок, нам удалось разработать и успешно согласовать СТУ на УКПГ, разрешающее строительство установки без резервной технологической линии на начальном этапе эксплуатации. Впоследствии при падении объемов газа и потенциальном увеличении отказов по причине износа в резерв было запланировано вывести одну из действующих линий.

Это всего лишь несколько примеров, каким образом с помощью СТУ можно принимать более гибкие проектные решения. Однако, самое главное при разработке специальных технических условий, это помнить о промышленной или пожарной безопасности проектируемого объекта. Все технические решения в СТУ должны быть обоснованы и надежность, и безопасность объекта после разработки СТУ должна быть, по меньшей мере, не ниже, чем существующие показатели промышленной безопасности и надежности объекта строительства, заданные действующими нормативными документами РФ и зарубежных стран. Всегда нужно помнить, что ответственность за принятые технические решения, даже при согласовании СТУ федеральными органами РФ, лежит на заказчике строительства и разработчике СТУ, и пользоваться этим очень интересным инструментом только в целях экономии бюджета, безусловно, не следует.

Что такое СТУ?

СТУ – это документ, содержащий требования на проектирование и строительство объектов разных типов. Документ отражает особенности проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Существует несколько видов СТУ. Вид документа определяется характером описанных в нём требований и сферой нормирования. Разработка СТУ на проектирование и строительство, устанавливающих требования в сфере – пожарная безопасность, является одним из основных направлений деятельности компании «Международный противопожарный центр».

Разработка СТУ на объекты капитального строительства осуществляется на стадии проектирования в следующих случаях:

  • если нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и уникальным (например, нефтедобывающая платформа, аэровокзальный комплекс, высотное здание, многофункциональный комплекс и т.д.);
  • если проект содержит проектные решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (например, превышение площади пожарного отсека, отсутствие системы пожаротушения, и т.д.).

Особенности разработки СТУ и порядок их согласования

На сегодняшний момент официальным основанием для разработки СТУ может являться только отсутствие норм проектирования для объектов, имеющих особые параметры, т.е. уникальных объектов. Однако на практике порядок разработки и согласования СТУ позволяет, найдя хотя бы одно формальное основание (отсутствие норм), рассмотреть и обосновать в СТУ ряд отступлений проекта от действующих нормативных требований. При этом сами по себе отступления от требований норм не могут выступать в качестве оснований для разработки документа. Такой подход позволяет генеральному проектировщику или инвестору строительства наиболее эффективно использовать СТУ, как документ разрешающий урегулировать несоответствия проекта существующим требованиям в области пожарной безопасности, и при этом сохранить возможность применения проектных решений, так важных инвестору с точки зрения экономической и технической целесообразности.

Таким образом, в процессе разработки СТУ устанавливаются четкие требования для конкретного объекта, что даёт возможность существенно упростить подготовку проектной документации и её последующее прохождение процедуры (не)государственной экспертизы.

СТУ также позволяют:

  • урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в действующих нормативных документах;
  • использовать наиболее эффективные проектные решения;
  • определить наиболее оптимальный перечень компенсирующих противопожарных мероприятий.

После разработки производится согласование СТУ последовательно с МЧС России и с Минстроем России. В ряде случаев СТУ по обеспечению пожарной безопасности согласовываются только c МЧС России. К таким случаям, как правило, относятся СТУ, устанавливающие требования к параметрам элементов противопожарной защиты объекта (например, расход воды на наружное пожаротушение).

Желательно, чтобы разработка СТУ и разработка проектной документации выполнялись параллельно, в условиях тесного взаимодействия проектировщиков. Это помогает реализовать в проекте наиболее рациональные решения, обезопасив себя от лишних финансовых и временных затрат на повторную разработку и согласование СТУ или корректировку проектной документации. Ведь в соответствии с нормами, которые закладываются в СТУ, должны быть разработаны все разделы проекта, в том числе и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ) .

На этой схеме показано, какое значение имеет разработка СТУ в процессе разработки проектной документации, и какое место занимают СТУ в системе документов, устанавливающих требования по пожарной безопасности к проектированию объектов.

На схеме ниже отображена связь двух процессов: согласование СТУ и согласование проектной документации, с учетом последовательности действий.


Сначала СТУ (и расчет пожарного риска) должны быть согласованы в МЧС и в Минстрое. После чего документ, в качестве приложения к проектной документации, предоставляется в орган государственной экспертизы, где все разделы проекта будут проверяться на соответствие действующим требованиям пожарной безопасности и в том числе требованиям СТУ.

Необходимость в проведении расчетов по оценке пожарного риска определяется наличием в проекте решений, применение которых требует обоснования такими расчетами. Расчет риска может проводиться на разных стадиях, и в зависимости от особенностей проекта, может являться как приложением к СТУ, так и входить в состав раздела МОПБ.

Стоимость разработки СТУ

Стоимость услуг по разработке и сопровождению согласования СТУ не зависит напрямую от общей площади объекта или его строительного объема. Стоимость этой работы определяется исходя из специфики проектируемого объекта и объема трудозатрат, который в свою очередь оценивается на основе анализа проектных материалов и выявления ключевых проблем проекта. Поэтому для подготовки коммерческого предложения на разработку СТУ по обеспечению пожарной безопасности необходимо направить на нашу электронную почту по возможности следующие исходные данные:

  • Общая пояснительная записка
  • Генеральный план
  • Поэтажные планы
  • Разрезы

Нашими экспертами будет выполнен экспресс-анализ проектных решений, после чего и будут определены предварительные основания для разработки СТУ, а также стоимость и сроки выполнения работы. Данный экспресс-анализ является весьма поверхностным, и преследует цель – оценить объем работ и указать на очевидные проблемные места в проекте. Полноценный анализ выполняется уже после заключения договора, на стадии разработки СТУ.

При выборе компании, оказывающей услуги по разработке СТУ, необходимо в первую очередь обратить внимание на опыт и репутацию компании. Об опыте компании свидетельствует не только общее количество реализованных проектов, но и наличие в списке проектов как можно большего числа объектов разных функциональных назначений, разных типов и с разными параметрами. Чем разнообразнее проекты, участие в которых принимала компания, тем больший опыт имеет компания, тем квалифицированнее её инженеры. Квалификация специалистов по разработке СТУ определяется знанием системы нормирования в области пожарной безопасности, знанием всех противоречий этой системы и знанием вариантов интерпретаций спорных вопросов чиновниками разных ведомств. В конечном итоге квалификация специалистов компании напрямую влияет на качество услуг по разработке СТУ, так как позволяет максимально эффективно использовать существующую систему нормирования для воплощения в проекте решений, наиболее выгодных Инвестору.

Специальные технические нормы по пожарной безопасности включают в себя перечень дополнительных требований в сфере противопожарной безопасности в отношении объекта строительства. СТУ необходимы в том случае, когда строительный объект считается уникальным или особенно сложным с технической точки зрения.

Когда разрабатываются СТУ по пожарной безопасности?

Необходимость создания и согласования специальных технических условий обусловлена двумя основными причинами:

  1. Нормативные документы в сфере противопожарной защиты не устанавливают требования по той причине, что объект является уникальным в своем роде или очень сложным. Разработка СТУ понадобится для многофункциональных комплексов или высотных зданий.
  2. Проект строительства включает решения, которые отличаются от имеющихся нормативных требований в сфере противопожарной безопасности (тип пожарных преград, превышение площади противопожарного отсека).

Разработка СТУ по пожарной безопасности

В процессе разработки объекта специалисты формируют неповторимую концепцию строения. Из-за использования архитекторами нестандартных решений могут нарушаться требования в сфере пожаробезопасности. Устранение несоответствий возможно благодаря созданию СТУ.

Создание СТУ в процессе строительства и эксплуатации зданий

Если на этапе проектирования не удалось выявить возможные несоответствия концепции законодательству, разработка СТУ в Москв понадобится уже в процессе самого строительства и использования постройки. Вместе с тем внесение изменений в решения не является возможным, поэтому компания-разработчик СТУ должна продумать еще и некоторые компенсирующие мероприятия, которые призваны будут повысить уровень противопожарной безопасности.

Порядок разработки и согласования

  1. Анализ технических решений и правовой базы для объекта (определяются точные технические решения).
  2. Проведение консультации в надзорных ведомствах (консультации по объекту строительства в органах МЧС РФ и Минстрое России).
  3. Проверка на предмет соответствия требованиям ПБ (проводится оценка соответствия требованиям пожарной безопасности, возможно консультирование заказчика).
  4. Непосредственное создание СТУ (с учетом дополнительных технических и компенсирующих мероприятий).
  5. Передача документов (заказчик получает возможность ознакомиться с разработанными СТУ).
  6. Согласование в надзорных ведомствах (компания-разработчик специальных технических условий сопровождает заказчика в процессе согласования СТУ в МЧС и Минстрое).
  7. Подготовка документов для согласования в соответствующих органах.
  8. Выявление расчетных показателей пожарного риска для конкретного объекта строительства (обосновываются решения, принятые в СТУ).

Одним словом, разработка СТУ в Москве – это технические сложный процесс, который должен быть доверен только профессионалам и мастерам своего дела. В таком случае заказчик получает возможность сэкономить время, силы и деньги.

Специальные технические условия (СТУ) – это документ, содержащий требования на проектирование и дальнейшее строительство конкретного объекта с учетом его индивидуальных особенностей, документ включает в себя комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по противопожарной защите.

Разработка специальных технических условий на объекты капитального строительства осуществляется в следующих случаях:

  1. если нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и уникальным;
  2. если проект содержит проектные решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (например, превышение площади пожарного отсека, отсутствие системы пожаротушения, и т.д.).

Этапы разработки и согласования СТУ

Разработка СТУ в соответствии с техническим заданием

Оценка исходных данных: архитектурно-планировочных решений, конструктивных и объемно-планировочных решений, генерального плана, инженерных систем и др. На основании проводимого анализа определяется перечень необходимых компенсирующих или дополнительных мероприятий по пожарной безопасности, которые и являются основой специальных технических условий. Срок разработки – до 15 рабочих дней.

Согласование в МЧС России

СТУ направляются на согласование в МЧС России. Срок согласования – 30 календарных дней (может быть продлен до 45 дней).

Согласование в Минстрое России

Согласованные в МЧС России документы передаются на согласование в Минстрой России. Срок согласования – 30 календарных дней (может быть продлен до 90 дней).

Специальные технические условия представляют собой отдельный акт, в котором излагаются нормы и правила, необходимые при написании проектно-сметной документации. В отношении обеспечения пожарной безопасности составление техусловий нужно, когда в нормативных документах нет соответствующих требований к объекту или же действующие правила не подходят для конкретного сооружения, если применяются нетипичные проектные решения. Третий повод подготовки СТУ – наличие отступлений. Об этом сказано в части 8 статьи 6 ФЗ № 384.

Кто вправе составлять СТУ

СТУ – не раздел проекта. Данный факт многие не учитывают: техусловия относятся к нормативным требованиям, в то время, когда проект имеет описательный характер. В нем обосновывается выбор конструктивных решений, особенности архитектуры и прочие моменты.

Разработка и согласование СТУ относится к нелицензируемым видам деятельности. Организациям не требуется дополнительное разрешение на работу, не надо получать аккредитацию и прочее. В приказе Минстроя № 248 от 15 апреля 2016 года в пункте 4 утвержден Порядок разработки и согласования СТУ, согласно которому процедуру вправе проводить организации с достаточной материально-техническую базу и опыт в проведении подобного рода работ. Закон разрешает заниматься СТУ любой фирме, без ограничений. Допуск СРО не применяется к этому типу деятельности, поскольку технические условия не являются частью ПСД.

Правовая основа

Методические указания в части составления СТУ, их необходимость обусловлена следующими нормативными актами:

  • ФЗ № 69 от 21.12.1994 года, ст. 20;
  • ФЗ № 123, часть 2 ст. 78;
  • ФЗ № 384 от 30 декабря 2012 г., ч. 8, статья 6. Вводит в действие технический регламент относительно капитального строительства;
  • Постановление Правительства РФ 87 в редакции от 21 апреля 2018 года, пункт 5. Документ допускает применять СТУ при составлении проекта;
  • Приказ Минэкономразвития № 36 от 1.04.2008 г. определил порядок разработки, содержание, экспертизу и последующее применение составленных расчетов.

Написание техусловий регламентируется отдельными нормативными актами МЧС РФ и Минстроя РФ, предписывающие включение оценку пожарных рисков и регламентирующие процедуру проверки предоставленных документов.

Проверка СТУ

Согласование техусловий ПБ проводится в:

  • МЧС РФ: разработан Приказ № 710 от 28 ноября 2011 г.;
  • Минстрой РФ: процесс регламентирован Приказом от 15 апреля 2016 года № 248.

Необходимо последовательно обращаться в оба министерства, а не одновременно. Для столичных организаций процедура оценки (второй этап) осуществляется в Правительстве Москвы, то есть после МЧС разрешается подавать документы на экспертизу в Минстрой или в Москомэкспертизу в профильный комитет.

Какие проблемы снимает СТУ

Разработка специальных технических условий требуется для соблюдения нормативных норм пожарной безопасности при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации объектов и сооружений.

Грамотная разработка СТУ избавляет от решения ряда распространенных вопросов:

  • Для жилых зданий, высотой более 75 метров, и иных сооружений офисных, производственных и многопрофильных (более 50 м.) в случае отсутствия требований ПБ в создании проекта.
  • Не приходится монтировать автоматические системы тушения пожаров там, где по нормам ПБ подобные механизмы обязаны быть. Финансовая экономия;
  • В части проектировочных решений уходит необходимость составления специальных обоснований, например, если превышена площадь пожарного отсека, какие-либо проблемы с конструкцией эвакуационных путей и прочие моменты;
  • Допускается снижать расстояния между объектами, нет требований к особым параметрам противопожарных перегородок;
  • Отсутствуют правила к обеспечению пожарных проездов для спецтехники к сооружениям нестандартной формы или сложной архитектуры.

Этапы разработки

Составление СТУ делится на шесть этапов. Рассмотрим все стадии в отдельности, чтобы понять, когда процесс «тормозиться», и кто ответственен за это:

  1. Получение исходной информации от заказчика. Скорость и полнота представленных сведений прямым образом влияет на оперативность работы в целом. Здесь все зависит от клиента: он единственный исполнитель на данном этапе.
  2. Непосредственно разработка СТУ: на это уходит в среднем три недели, иногда процесс занимает 40 рабочих дней. Сюда не включено время, необходимое для утверждения техусловий заказчиком.
  3. Оценка пожарных рисков проводится одновременно со вторым этапом. Здесь важна полнота первичной информации, поскольку для начала расчетов требуются специальные данные. Когда они отсутствуют, что процесс затягивается из-за сбора недостающей информации. За второй и третий этап ответственен разработчик техусловий.
  4. Утверждение заказчиком: важная стадия, ведь по СТУ впоследствии строиться объект. Проводится корректировка и внесение замечаний.
  5. Согласованные СТУ подаются на проверку в МЧС РФ. Регламент определяет срок от 30 до 45 дней, который уходит на рассмотрение документов в министерстве.
  6. Экспертиза в Минстрое России. Так как у процесса нет статуса государственной услуги, то в учреждении документы могут находиться от месяца до трех.

Последние два этапа зависят исключительно от работы чиновников. Причем, разрешенных законом способов «ускорить» процесс не существует. Все организации, обещающие согласовать СТУ за две недели, сильно лукавят. Разработчик СТУ никаким образом не в состоянии повлиять на сроки рассмотрения документов в государственных органах. Предоставление данной услуги и ее сроки полностью в компетенции госорганов.

В понятие сопровождение процесса согласования входит составление СТУ, их отправка и получение, а также защита приведенных данных, оформление разъяснений и внесение требуемых коррективов.

Примерные сроки составления

Разработка СТУ длится от 3 до 3,5 месяцев: все зависит от оперативности заказчика в части предоставления исходных сведений и наличия конструктивных особенностей объекта. Не стоит также забывать, что разработка и согласование СТУ – процесс, в который вовлекается сразу несколько участников. На скорость составления влияет то, насколько хорошо налажено взаимодействие между всеми сторонами.

Расчет стоимости

Итоговая цена на разработку СТУ начинается от 800 тысяч рублей. Сюда входит полный комплекс предоставляемых услуг: от проверки объекта и проекта до прохождения всех этапов согласования во властных структурах.

Да, начальная стоимость достаточно внушительная, однако, эти цифры несопоставимы с вероятными финансовыми потерями в случае необходимости переделки уже готовых сооружений или их частей, проведении ненужных противопожарных мероприятий.

Фирмы ведут достаточно гибкую ценовую политику, позволяя заказчикам самостоятельно проводить некоторые этапы разработки СТУ, например, процедуру согласования. Условия, влияющие на стоимость:

  • Сложность возводимого объекта, его параметры.
  • Скорость выполнения работ: за срочность придется доплатить.
  • Присутствие стандартных конструктивных решений снижает итоговую стоимость, а уникальные элементы или детали повышают цену.
  • Отклонение от принятых нормативов: данный факт берется во внимание, когда строительство объекта уже началось, и в процессе выяснились разногласия между ПСД и действующими нормами в СНиПах и ГОСТах.

Прежде, чем заключать договор с конкретной фирмой, надо убедиться, что организация обладает достаточным опытом в данной сфере. Ведь ошибки или просчеты потом могут дорого (в финансовом смысле) обойтись заказчику. Важно, чтобы организация занималась разработкой СТУ для разных типов объектов: жилых, производственных и иных. Плюс, если в списке стоят предприятия нефтегазовой сферы, поскольку составление документации для них требует высшей квалификации от сотрудников. Опыт подтверждается реальными работами, а не словами менеджера. Требуется также узнать репутацию исполнителя и ознакомиться с отзывами на сайтах в интернете.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: