Время конкурсного производства приостанавливаются начисления. Мораторные проценты. Учет убытка от безнадежного долга организации-заемщика, исключенной из егрюл

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в , и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Комментарий к Ст. 126 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья содержит положения о последствиях открытия конкурсного производства. В статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника.

2. С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный ст. 128 Закона срок, после чего становятся кредиторами, заявившими требования.

3. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

4. Одним из последствий открытия конкурсного производства является то, что сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, что вызывает трудности в правоприменительной практике. Видимо, к конфиденциальной информации относится информация, находящаяся в режиме налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), банковской тайны (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), тайны страхования (ст. 946 ГК РФ). Понятие и признаки коммерческой тайны определены в ст. 139 ГК РФ.

5. Что же касается сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно в порядке, установленном главой VII Закона о банкротстве. Так, ст. 132 Закона предусмотрен особый порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, и т.п.

6. В конкурсном производстве прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Так, исполнительные листы, выданные на основании решений судов по текущим обязательствам ( и ), подлежат исполнению.

7. В абз. 7 п. 1 комментируемой статьи установлено, какие требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства с момента открытия конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, а до определения - в "Российской газете", кредиторы, чьи требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона, должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок.

Требования, не являющиеся денежными, в частности, о возврате имущества из чужого незаконного владения, о признании сделки недействительной, рассматриваются в порядке искового производства. Такие иски оплачиваются государственной пошлиной, и по ним суд выносит решение. В деле о банкротстве арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом либо отказать в признании должника банкротом. Никаких иных решений в деле о банкротстве суд не принимает.

Закон о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и порядке, предусмотренных главой VII Закона. Например, согласно п. 1 ст. 134 Закона вне очереди, в частности, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, если иное не установлено Законом о банкротстве. Иное установлено п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

8. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий даже при отсутствии заявлений кредиторов второй очереди на основании представленных судебными приставами-исполнителями исполнительных листов может включить указанных кредиторов в реестр требований кредиторов.

В остальных случаях, будучи необходим для проверки удержаний и своевременности предъявления его к исполнению, исполнительный лист может быть направлен в арбитражный суд конкурсным управляющим при наличии возражений относительно требований кредиторов.

9. С момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, в числе которых могут быть названы меры по обеспечению требований кредиторов.

При открытии конкурсного производства для снятия ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений не требуется вынесение судом какого-либо дополнительного определения. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют случаи, когда имеется потребность в качестве обеспечительной меры наложить арест на имущество должника, в частности, если к должнику заявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо предъявлено требование о признании права собственности. В указанных случаях ходатайство о наложении ареста на имущество должника может быть направлено заинтересованным лицом в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника.

В том случае, если должнику будет заявлен иск о взыскании денежных средств по внеочередным требованиям, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены (применены) исключительно в рамках дела о банкротстве.

10. Исполнение обязательств должника с момента открытия конкурсного производства и до его завершения может осуществляться лишь в случаях и порядке, которые установлены комментируемой главой (см. комментарий к ст. 142).

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель или иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к их ведению. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. По Закону о банкротстве 1998 г. они прекращались полностью. В настоящее время не прекращаются полномочия органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.

В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. Представляется, что в данном случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. Арбитражный суд вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, за передачу имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, предусматривает уголовную ответственность.

11. С открытием конкурсного производства представители учредителей (участников) должника, а также представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия наделяются правами лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве (см. ст. 35 Закона).

Конкурсное производство является итоговой стадией в процессе несостоятельности (банкротства). Это ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника. Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами. Основания введения: принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок, на который вводится: вводится на срок до 6 месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев. Цель процедуры: за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. С момента признания должника банкротом окончательно декларируется невозможность его дальнейшего существования. Следствием этого являются следующие правовые последствия: 1) срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; 2) прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также отдельных видов процентов; 3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; 4) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, конкурсного производства; 5) прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено законом; 6) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; 7) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; 8) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника; 9) наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается; 10) исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке конкурсного производства. Прекращение полномочий руководителя должника: с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Права представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника: обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Публичность введения конкурсного производства: опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

Ст. 126 Закон о банкротстве в последней действующей редакции от 29 сентября 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 29.10.2012 31.12.2008 02.12.2002

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трёх дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьёй 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьёй.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьёй размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьёй проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьёй проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьёй процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьёй 134 настоящего Федерального закона.

Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.


Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства. В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов.

Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Под просроченной понимается задолженность, не оплаченная за период платежа в течение более одного полного следующего за ним периода платежа.

Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Просроченная задолженность включает:

— «рабочую» дебиторскую задолженность;

— «мораторную» задолженность;

— «мертвую» задолженность.

«Рабочая» задолженность включает реструктурированную, определенную мировым соглашением, взыскиваемую по исполнительным листам, и нереструктурированную задолженность.

«Мораторная» задолженност ь - задолженность потребителей, при рассмотрении дел о банкротстве которых в качестве процедуры применяется внешнее управление. Данный вид задолженности снижается за счет ее перевода в «рабочую» или в «мертвую» после окончания процедтуры внешнего управления. «Мораторная» задолженность может продаваться кредиторам, желающим ввести своего конкурсного управляющего.

«Мертвая» задолженность - это задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию. Сократить данный вид абонентской задолженности возможно путем ее продажи, списания или переуступки кредиторам по договорам цессии.

Мониторинг текущей оплаты и изменения абонентской задолженности предусматривает сортировку платежей, поступивших в счет текущей оплаты и в счет погашения ранее образовавшей просроченной абонентской задолженности, а также анализ динамики изменения абонентской задолженности.

Реализация мер по ограничению и отключению потребителей-неплательщиков должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ, в которых определен порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии при задержке платежа сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ограничить подачу энергии до уровня аварийной брони, о чем она уведомляет потребителя за сутки до введения ограничения.

Если в течение 5 дней с даты введения ограничения потребитель не погашает задолженность, энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу энергии до полного погашения задолженности.

⇐ Предыдущая13141516171819202122

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Не всегда кредиторы могут требовать уплаты процентов за предоставленные кредитные средства предприятию, если на нем ввелась процедура банкротства.

Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства.

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов. Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Если по условиям обязательства проценты на сумму основного требования не должны начисляться до момента наступления срока выплаты, то такое требование будет уменьшено на размер процентов, начисленных с момента введения процедуры наблюдения и до даты выполнения данного обязательства.

Если на суде будет доказано, что сумма требования включает проценты за пользование кредитными средствами, то могут вынести решение об уменьшении данного требования согласно действующему законодательству.

Проценты на кредитные средства, полученные задолжавшим предприятием до введения процедуры наблюдения, не начисляются. Но, на эти средства могут быть начислены проценты в виде ставки рефинансирования (но только до момента введения следующей процедуры банкротства). Такие проценты включаться в реестр требований всех кредиторов не могут.

После введения моратория проценты на использованные предприятием денежные средства могут выплачиваться при введенной процедуре наблюдения, а также при финансовом оздоровлении, конкурсном производстве или же внешнем управлении (вместе с выплатой основной суммы требования). Такие проценты (мораторные) начисляются только на саму сумму основного долга, а на проценты по этому долгу – нет.

Если в ходе процедуры банкротства должник рассчитается со всеми задолженностями согласно разработанному плану и графику выплат, то кредиторы не будут иметь права требовать от него доплаты за полученные мораторные проценты.

Если должник подал заявление о признании себя банкротом только для того, чтобы снизить процентные ставки (или же получить другую выгоду), но сам при этом остается платежеспособным, то суд имеет полное право приостановить производство по данному делу о несостоятельности (особенно если это решение будет в интересах кредиторов данного задолжавшего предприятия).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Все статьи Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Развивая тему о законодательном урегулировании начисления и учета мораторных процентов <1>, рассмотрим вопрос включения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основе изменений, внесенных в НК РФ и Закон о рынке ценных бумаг. Краткий анализ этих изменений и норм налогового законодательства, распространявшихся на правоотношения, возникшие до 1 января 2011 г., проиллюстрирован арбитражной практикой.
———————————
<1> Клевцов А.А. Изменения в налоговом учете процентов по долговым обязательствам и требованиям конкурсных кредиторов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. N 3. С. 73 — 79.

Долгое время в налоговом законодательстве не был урегулирован вопрос об обложении налогом на прибыль процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), для налогоплательщиков, исчисляющих налог по методу начисления, к которым относятся и кредитные учреждения. И вот Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ <2> (далее — Закон N 420-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Изменения позволяют однозначно применять положения НК РФ в отношении указанных процентов. Рассмотрим их и нормы налогового законодательства, действующие ранее, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" (далее — Постановление N 88).
———————————
<2> Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Выплата мораторных процентов

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов в бюджет и внебюджетные фонды).
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за рядом исключений, предусмотренных Законом о банкротстве). Для кредитных организаций — конкурсных кредиторов наиболее распространенными обязательствами являются долги юридических лиц по предоставленным им кредитам.
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
— наблюдение (цель — обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов);
— финансовое оздоровление (цель — восстановить платежеспособность должника и погасить задолженность в соответствии с соответствующим графиком);
— внешнее управление (цель — восстановить платежеспособность должника);
— конкурсное производство (цель — соразмерное удовлетворение требований кредиторов);
мировое соглашение (возможно на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве с целью прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
Согласно п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. Это и есть мораторные проценты. Их уплата осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды, в т.ч. штрафы, пени и т.п.) в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Очередность (за исключением внеочередного удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и погашения обязательств, обеспеченных залогом) означает, что:
1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом соглашением между должником (внешним/конкурсным управляющим в зависимости от процедуры банкротства) и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.

По нормам НК РФ, действовавшим до внесения поправок Законом N 420-ФЗ, мораторные проценты, по мнению Минфина России, следовало учитывать в облагаемых налогом на прибыль внереализационных доходах конкурсного кредитора в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Порядок учета, установленный п. 6 ст. 271 НК РФ, предусматривал метод начисления: на конец каждого месяца с даты открытия конкурсного производства. Такие разъяснения появлялись из года в год (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287, от 28.01.2013 N 03-03-06/2/28, от 09.04.2012 N 03-03-06/1/190, от 01.04.2011 N 03-03-06/2/60). Обосновывало свою позицию финансовое ведомство тем, что:
1) в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);
2) мораторные проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором и для их взыскания с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов;
3) согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Разъяснения финансового ведомства по поводу начисления мораторных процентов в ходе других процедур банкротства, помимо конкурсного производства, отсутствуют. Но, следуя его логике, можно предположить, что ответ о необходимости их начисления был бы аналогичен вышеописанному подходу.
Однако, поскольку до выплаты мораторных процентов дело доходит нечасто, уплата налога на прибыль с виртуальных доходов после начисления их в налоговом учете организации — конкурсного кредитора была по меньшей мере несправедливой и вызвала желание уменьшить налоговое бремя. Приведем несколько используемых вариантов уменьшения налога на прибыль (возможна была и их комбинация), которые могли применяться до 1 января 2014 г.:
— заключалось соглашение между должником (внешним/конкурсным управляющим) и конкурсным кредитором, предусматривающее меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления;
— создавался резерв по сомнительным долгам под невыплаченные проценты в соответствии со ст. 266 НК РФ (однако следует отметить, что это возможно, только если не было обеспечения по долговому обязательству);
— конкурсный кредитор уступал третьему лицу право требования к должнику. А так как при уступке прав и замене конкурсного кредитора право получения мораторных процентов не является самостоятельным требованием и всегда следует за правом конкурсного кредитора на реестровое требование, то мораторные проценты при определении налогооблагаемой прибыли включались в стоимость уступаемого права требования долга. Далее убыток от уступки права требования долга, включая мораторные проценты, принимался для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном п. 2 ст. 279 НК РФ (Минфин России подтверждает данную позицию в Письме от 01.04.2013 N 03-03-10/10292).
Следует отметить, что некоторые организации — конкурсные кредиторы могли придерживаться следующей позиции и вовсе не начислять мораторные проценты до их фактического получения. Во-первых, обязанность по уплате мораторных процентов у конкурсного кредитора не может возникнуть раньше погашения требований кредиторов. Во-вторых, факт реальной уплаты процентов не является определяющим при разрешении вопроса о моменте признания расходов в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Что такое мораторные проценты в банкротстве

Значение имеет момент возникновения обязательства по уплате процентов.
Статья 272 НК РФ в корреспонденции со ст. ст. 252 и 328 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к этому периоду, а также исходя из того, когда такие доходы и расходы должны у него возникнуть в силу условий договора, в данном случае — в силу Закона о банкротстве, в соответствии с которым уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 по делу N А41-46066/11). Кроме того, по своей экономической и правовой природе мораторные проценты не являются "договорными", то есть полученными не по долговому обязательству, определение которого содержит ст. 269 НК РФ (это подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 02.10.2012 по делу N А41-41596/11).

Закон N 420-ФЗ уточнил порядок налогообложения мораторных процентов путем внесения изменений в НК РФ, установив по отношению к ним кассовый метод учета. Так, ст. 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ была дополнена следующими правилами:
— проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ);
— положения п. 6 ст. 271 о ежемесячном начислении и признании процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к доходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Зеркальные правки были внесены в отношении признания расходов в виде мораторных процентов при исчислении налога на прибыль по методу начисления:
— в пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ добавлена фраза о том, что расходы в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются при налогообложении прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика;
— в п. 8 ст. 272 НК РФ внесено дополнение о том, что ежемесячное начисление и признание процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к расходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 Высший Арбитражный Суд дал разъяснения арбитражным судам по вопросам начисления и уплаты процентов по требованиям кредиторов при банкротстве. Рассмотрим эти разъяснения в части, касающейся мораторных процентов.
1. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства (по аналогии с начислением мораторных процентов в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего и конкурсного управления) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения. При этом не имеет значения, заявлены требования в процедуре наблюдения или нет. Мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору, на собраниях кредиторов.
Следует отметить, что яркий пример, подтверждающий обоснованность данной позиции при применении в налоговых правоотношениях до опубликования рассматриваемого Постановления N 88, содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 N КА-А40/9297-11.
2. Мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства, уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
Отметим, что данное утверждение отражает устойчивую позицию, сформированную ранее и судебной практикой, и разъяснениями Минфина России о том, что мораторные проценты финансовыми санкциями не являются.
3. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в т.ч. в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления (внешнего управления), кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными процентами и процентами, подлежащими уплате по условиям обязательства.
Если графиком погашения задолженности, утвержденным собранием кредиторов (планом внешнего управления), в ходе финансового оздоровления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях, указанных в графике (плане), кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом (например, при отсутствии права требовать доплаты таких процентов или, наоборот, при наличии права требовать доплаты).
4. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве в результате погашения всех реестровых требований должником либо третьим лицом в ходе любой процедуры банкротства кредитор вправе предъявлять должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов.

Выводы

Благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ Законом N 420-ФЗ, должно сократиться количество налоговых споров об учете мораторных процентов в доходах/расходах при налогообложении прибыли. Об этом свидетельствует то, что нововведения имеют обратную силу, равную глубине возможных в 2014 г. налоговых проверок, так как применяются они с 1 января 2011 г. Радует и то, что практически одновременно с изменениями налогового законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда даны разъяснения о начислении и расчете процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, что также будет способствовать уменьшению числа споров между хозяйствующими субъектами и созданию комфортных условий для ведения бизнеса.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Обзор постановления Пленума ВАС РФ N 88 от 06.12.2013 г.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» дал арбитражным судам разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве.

Рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ были внесены значительные изменения в судебную практику, касающеюся начисления мораторных процентов на сумму требований кредиторов третьей очереди. В частности, изменен подход к вопросу о том, по состоянию на какую даты должны определяться требования кредиторов.

Вопросы и ответы

Так, если ранее размер требования определялся по состоянию на дату введения процедуры банкротства, в которой такое требование заявлялось, то теперь при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

Также, рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ закреплено важное положение о порядке предъявления процентов по требованию на стадии рассмотрения заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом. Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

Вместе с тем, не исключается возможность кредитора, уже после введения процедуры наблюдения, доначислить размер процентов по требованию до даты введения процедуры наблюдения и предъявить их в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона о банкротстве.

К списку всех статей

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2013, N 9

При учете процентов по обязательствам заемщика в период процедуры его банкротства кредитным организациям необходимо придерживаться не только норм бухгалтерского и налогового регулирования, но и законодательства РФ о банкротстве, а также сложившейся судебной практики, касающейся вопроса о прекращении начисления процентов кредитором заемщику-банкроту, и писем Минфина России и ФНС России. К этому вопросу банки должны проявлять особое внимание, так как правовая позиция относительно прекращения начисления процентов в подобных случаях полностью не сформирована.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим процессы, возникающие в ходе банкротства хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Согласно ст. 2 данного Закона несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, к примеру расплатиться по кредитным договорам. В такой ситуации, возникшей в период экономической нестабильности, ранее процветавшему предприятию ничего не остается, кроме как завершить коммерческую деятельность. И если такой заемщик имеет задолженность по полученным ранее кредитам, коммерческий банк будет вынужден принимать участие в процедуре его банкротства с целью добиться возврата максимально возможной суммы долга и причитающихся процентов.

Порядок начисления процентов по кредитам

Вначале разберемся, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет процентов по кредитам, предоставленным коммерческими банками нефинансовым организациям.

Аналитический учет операций кредитования осуществляется отдельно по каждому кредитному договору. Согласно п. 11.2.1 Приложения 3 к Положению от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) начисленные проценты относятся на доходы в день, предусмотренный условиями договора для их уплаты заемщиком. В последний рабочий день месяца на доходы относятся все проценты, начисленные за истекший месяц. Бухгалтерский учет признанных проблемными процентов от операций по размещению денежных средств до их фактического получения осуществляется на внебалансовых счетах по учету неполученных процентов.

В соответствии с Положением N 385-П коммерческие банки отражают доходы и расходы по методу начисления. Этот принцип означает, что финансовые результаты от операций по выдаче кредита отражаются в учете по факту их совершения, а не по факту получения денежных средств.

Бухгалтерский учет начисленных процентов по кредитам

Рассмотрим бухгалтерские корреспонденции в следующих распространенных случаях.

1. Начисление процентов по ссуде, относящейся к I - III категории качества

Сумма процентов, начисленных с даты предоставления кредита или даты последнего начисления, отражается в учете проводкой:

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116) - в дату уплаты и на последний день месяца.

2. Начисление процентов по ссуде, относящейся к IV или V категории качества

Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи" - в дату уплаты и на последний день месяца.

3. Начисление процентов при понижении качества ссуды до IV или V категории

Сумма процентов, начисленных с даты предоставления кредита или даты последнего начисления, отражается проводкой:

Дт 47427 "Требования по получению процентов"

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116) - в дату изменения категории качества.

Сумма процентов за количество дней с даты изменения качества ссуды до IV или V категории в день уплаты и на последний день месяца отражается на внебалансовых счетах проводкой:

Дт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам"

4. Начисление процентов при повышении качества ссуды до I - III категории

Сумма процентов за количество дней с даты последнего начисления до даты изменения категории качества ссуды отражается проводкой:

Дт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам"

Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи".

При списании начисленных процентов на внебалансовых счетах на дату изменения категории качества в учете оформляется проводка:

Дт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"

Кт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам".

Отражение на балансовых счетах процентов, начисленных на ссудную задолженность, отнесенную к I - III категории качества, производится следующей корреспонденцией счетов:

Дт 47427 "Требования по получению процентов"

Кт 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116).

Признание процентного дохода в бухгалтерском учете

Для признания в бухгалтерском учете процентного дохода по операциям предоставления денежных средств должны быть одновременно соблюдены условия, определенные п. 3.1 гл. 3 "Принципы признания и определения доходов и расходов" Положения N 385-П:

а) если право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;

б) если сумма дохода может быть определена;

в) если отсутствует неопределенность в получении дохода.

По ссудам, отнесенным кредитной организацией к I или II категории качества, получение доходов признается определенным, вероятность получения доходов является высокой. В отношении ссуд III категории качества кредитная организация вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив принцип в учетной политике. По ссудам, отнесенным кредитной организацией к IV или V категории качества, получение доходов признается неопределенным.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете доходов в виде процентов по кредитам, начисленных по методу начисления, на счета доходов банка попадут не все проценты, а только те, получение которых признано банком определенным.

Налоговый учет начисленных процентов по кредитам

Налоговый учет процентов по размещенным средствам отличается от бухгалтерского учета.

Особенности признания процентного дохода от кредитования в налоговом учете

Для целей налогообложения учитываются все начисленные проценты.

В соответствии с п. 3 ст. 328 НК РФ проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам учитываются на дату признания дохода. Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца отчетного периода. Это означает, что при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо учитывать всю сумму процентов, начисленных банком по кредитным договорам на отчетную дату:

  • проценты, в отношении которых имеется определенность в получении, отраженные на счете 70601 "Доходы" (символы 11102 - 11114, 11116);
  • проценты, в отношении которых имеется неопределенность в получении, отраженные на внебалансовом счете 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам".

Проценты начисляются со дня, следующего за днем выдачи кредита, по день начисления процентов включительно, и далее начисления продолжаются со дня, следующего за днем последнего начисления, до дня очередного начисления вплоть до даты прекращения действия договора. Доход в виде процентов по кредитному договору признается полученным и включается в состав внереализационных доходов на конец отчетного периода согласно п. 6 ст. 250 НК РФ независимо от фактической уплаты таких процентов заемщиком, что подтверждает Письмо Минфина России от 28.04.2009 N 03-03-06/1/286 "О порядке учета доходов организации в виде процентов по кредитному договору".

Основания для прекращения начисления процентов по кредитному договору

Начисление процентов по долговому обязательству, как правило, прекращается в дату погашения задолженности. В случае с проблемными долгами начисление процентов может быть прекращено (в т.ч. и для целей налогообложения):

  • после расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе кредитора, если договор содержит такую возможность, что подтверждается Письмом Минфина России от 29.01.2010 N 03-03-06/2/9;
  • с даты принятия судом решения о взыскании с заемщика задолженности по кредиту, суммы процентов, пеней, государственной пошлины. В отношении данной нормы налоговые органы выразили единомыслие с финансовым ведомством в Письме УФНС России по г. Москве от 28.05.2007 N 20-12/049611 "О прекращении начисления процентов банком по просроченному кредиту для целей налогообложения".

Доходы в виде процентов по кредитному договору начисляются банком, пока существуют взаимные обязательства по договору вплоть до момента прекращения долгового обязательства. При одностороннем расторжении кредитного договора или расторжении его по решению суда начисление процентов прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство.

Теперь, уяснив общий порядок, перейдем к основному вопросу статьи, вызывающему споры между банками и контролирующими органами.

Заемщик в состоянии банкротства: позиция Минфина России и судов

По вопросу о прекращении начисления процентов в случае инициации в отношении заемщика процедуры банкротства правовая позиция не сформирована.

Как поясняет Минфин России в Письме от 17.01.2011 N 03-03-06/2/7, проценты, подлежащие уплате на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов включается требование об уплате этой суммы, и размер ее впоследствии не изменяется.

Согласно позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что проценты, начисляемые на подлежащую возврату сумму займа, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого (если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом) определяются согласно п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве. Требования по таким процентам не являются текущими платежами.

В налоговом учете в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов. В соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, за исключением текущих платежей и платежей, предусмотренных ст. 126 Закона о банкротстве. Из этого можно сделать вывод, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения банк не вправе прекратить начисление процентов на ссудную задолженность для целей налога на прибыль. Данная позиция подтверждается в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9219. По мнению финансового ведомства, в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам прекращается с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Судебная практика показывает, что правовые основания для начисления процентов за пользование кредитом, задолженность по которому ранее была включена в реестр требований кредиторов, за последующие периоды отсутствуют. Примером тому могут стать Постановления ФАС Центрального округа от 29.03.2010 N Ф10-932/10(2), ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2010 по делу N А43-26755/2009, от 08.10.2010 по делу N А29-3931/2009(Т-6894/2010) и др.

Таким образом, если требование по денежному обязательству заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер определяется на дату введения наблюдения.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривается прекращение начисления процентов, неустоек, штрафов и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Однако в связи с необходимостью компенсации экономических потерь, возникающих ввиду отсрочки погашения задолженности, подлежащей удовлетворению в порядке очередности, п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривает начисление на сумму требований конкурсного кредитора процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства. Выплата данных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом данные проценты не выносятся в реестр требований кредиторов и начисляются исключительно на требования кредиторов третьей очереди, о чем было дано соответствующее пояснение в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Очень редко денежных средств должника бывает достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. А при недостаточности денежных средств для погашения требований кредиторов денежные средства распределяются между кредиторами одной очереди пропорционально суммам их требований. В связи с этим погашение требований по уплате суммы убытков в форме упущенной выгоды в виде процентов, начисляемых согласно п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, возможно только после полного погашения всех включенных в реестр требований кредиторов и при наличии после этого достаточных денежных средств. Судебная практика подтверждает данную позицию (Постановление ФАС Уральского округа от 26.02.2013 N Ф09-2928/11).

Проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, являются доходами по договору займа, кредита на основании определения п. 6 ст. 250 НК РФ. Таким образом, данные проценты подлежат отражению в составе внереализационных доходов в целях налогообложения, порядок учета которых установлен п. 6 ст. 271 НК РФ. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287. Поэтому в целях налогообложения кредитной организации необходимо учитывать данные проценты со дня открытия конкурсного производства.

Законодательство предусматривает возможность прекратить начисление процентов, определенных п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, в случае, если соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления. Такая практика имеет место в кредитных организациях, поскольку при снижении размера ставки процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, до нуля основания для включения в состав внереализационных доходов сумм процентов за период, в котором они не начислялись, отсутствуют. Если заключение такого соглашения не было предусмотрено, а проценты на сумму требований конкурсного кредитора не начислялись, то в результате налоговой проверки инспектор может правомерно произвести доначисление и применение санкций к конкурсному кредитору.

Уплата начисленных процентов на требования конкурсного кредитора осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Кредитная организация может формировать резервы по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ, если задолженность образовалась в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам. Данное мнение нашло отражение в Письме Минфина России от 12.04.2010 N 03-03-06/2/73. Тем самым налогоплательщик получает право включать в состав внереализационных расходов сумму отчисления на создание резервов по сомнительным долгам.

Существует также позиция некоторых организаций, согласно которой проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора, относятся в учете к гражданско-правовым санкциям за неисполнение денежного требования в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. При этом начисление процентов на сумму требований конкурсного кредитора согласно п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривается производить в дату получения таких процентов от конкурсного управляющего должника, ссылаясь на п. 3 ст. 250 и пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ. Однако Минфин России в Письме от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30033 не подтверждает правомерность учета процентов на сумму требований конкурсного кредитора в дату их получения.

Учет убытка от безнадежного долга организации-заемщика, исключенной из ЕГРЮЛ

Убытки, полученные кредитной организацией в отчетном периоде в виде безнадежных долгов, она вправе учесть во внереализационных расходах в случае ликвидации юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении его из реестра. Разъяснения об этом даны в Письме Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/1/559. Кредитор вправе признать сумму основного долга с процентами безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы на основании п. 2 ст. 266 НК РФ, который определяет, что безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). Также согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ во внереализационных расходах учитывается сумма безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Таким образом, если банк в соответствии с внутренними нормативными документами предусмотрел создание резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности по процентам на требования конкурсного кредитора, в состав расходов в целях налогообложения при ликвидации юридического лица будет включаться разница в виде суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет резерва.

Вопрос об учете во внереализационных расходах безнадежной задолженности недействующей организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц, является спорным, поскольку организация может быть признана прекратившей свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, если она в течение последовательных 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету. При этом, по мнению Минфина России, исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке ликвидацией не является. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 08.11.2012 N 03-03-06/1/577 и отражена также в Письме Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/309. Позиция финансового ведомства не является однозначной, ведь в случае, если в отношении юридического лица действовала процедура конкурсного производства, оно признает, что ликвидация юридического лица считается завершенной только после внесения записи в ЕГРЮЛ, что изложено в его Письме от 19.10.2012 N 03-03-06/1/559. Таким образом, вне зависимости от того, в общем порядке проводится ликвидация должника или же по решению ИФНС в административном порядке, в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности организации.

При осуществлении налоговых проверок существовали прецеденты доначисления налога на прибыль и соответствующих санкций на основании занижения базы по указанному налогу при учете в составе расходов задолженности контрагента, в отношении которого в ЕГРЮЛ была внесена запись об исключении из реестра. Несмотря на то что вопрос признания задолженности безнадежной является спорным, на практике сформировалась положительная для налогоплательщиков судебная практика, например Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2012 N А19-8821/2011, ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2011 N А56-14027/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2012 N А63-3430/2010.

В определенных ст. 57 Закона о банкротстве случаях судебное производство по делу о несостоятельности заемщика может быть прекращено. В случае если требование кредитора не удовлетворено, кредитная организация прекращает начисление процентов, предусмотренных п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, и возобновляет начисление процентов, предусмотренных условиями долгового обязательства. Данная позиция нашла отражение в Письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6893.

Выбор банком метода начисления и учета процентов на требования конкурсного кредитора

Применение процедуры банкротства является распространенным способом ликвидации юридического лица, с которым регулярно сталкиваются банки-кредиторы. И если такой заемщик имеет обязательства по договорам займа, в кредитной организации возникают особенности учета процентных доходов. Законодательство в данной области имеет определенные пробелы, поэтому налогоплательщику необходимо разбираться во всех аспектах бухгалтерского и налогового учета процентов по долговым обязательствам.

Закон о банкротстве, а именно п. 2.1 ст. 126, предусматривает необходимость начисления процентов с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на сумму требований конкурсного кредитора в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства. Экономическая сущность данных процентов определяется необходимостью компенсации имущественных потерь кредиторов, возникающих вследствие отсрочки погашения требований в соответствии с законодательно установленной очередностью.

Фактически кредитные организации обязаны учитывать данные проценты при расчете налогооблагаемой базы, при этом редко бывает, что имущества должника достаточно для полного удовлетворения требований конкурсных кредиторов, а поскольку проценты, начисляемые в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, не входят в реестр требований кредиторов, то крайне мала вероятность, что на оплату данных процентов останутся средства. После завершения процедуры конкурсного производства, если должник ликвидирован, кредитная организация имеет право признать начисленные проценты безнадежными долгами и учесть их в составе внереализационных расходов. Закон о банкротстве предусматривает возможность соглашением между конкурсным кредитором и конкурсным управляющим предусмотреть меньший размер подлежащих уплате процентов, начисляемых в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве.

Кредитная организация может предусмотреть любой, не противоречащий законодательству вариант начисления и учета процентов на требования конкурсного кредитора, выбрав для себя наиболее оптимальный способ с учетом трудозатрат и прогнозируемой выгоды и отразив это в своей учетной политике.

Выводы

Для корректного ведения бухгалтерского и налогового учета процентов по обязательствам заемщика в период процедуры его банкротства необходимо учитывать не только особенности бухгалтерского и налогового нормативного регулирования, но и нормы законодательства РФ, регулирующие вопросы, связанные с банкротством хозяйствующих субъектов. Также следует учитывать сложившуюся судебную практику по налоговым спорам, касающимся вопроса о прекращении начисления процентов кредитором заемщику, находящемуся в стадии банкротства, и письма Минфина России и ФНС России по данному вопросу.

А.А.Москвичев

Ведущий специалист

отдел сопровождения

банковских операций

ОАО "Промсвязьбанк",

филиал в г. Ярославле



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: