Повторное исключение юридического лица из егрюл. Каковы последствия исключения юридического лица из егрюл? Когда нельзя исключить из егрюл недействующую организацию

ФНС России на своем официальном сайте 28 июня 2018 года разместило информацию о том, что более 240 тыс. недействующих компаний исключены из Единого государственного реестра юридических лиц с начала 2018 года. В реестр внесено 150 тысяч записей о недостоверности данных о компаниях, что является сигналом для контролирующих органов и потенциальных партнеров.

В закладки

Данная статистика, а также анализ источников ее формирования заставляет задуматься о том, что работа фискальных органов по снижению количества недействующих юридических лиц в ЕГРЮЛ может затронуть и добросовестные компании.

С 1 сентября 2017 года законодательно добавлены два основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Таким образом, с указанного периода юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ при наличии одного из следующих оснований:

Юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету;

Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

Невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с положениями статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи

Таким образом, в целях минимизации рисков быть исключенным из ЕГРЮЛ целесообразно использовать следующий алгоритм действий:

2. Обратить внимание на раздел выписки «Сведения о состоянии юридического лица», в котором Вы можете встретить формулировку: «регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ».

3. Проверить достоверность сведений о публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» на сайте vestnik-gosreg.ru.

4. Если не истек трехмесячный срок с момента опубликования решения о предстоящем исключении, необходимо подать в регистрирующую налоговую в Вашем регионе возражения по форме № Р38001 (приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@), с указанием обстоятельств, на которых основано возражение. Особенностью данной формы является тот факт, что она не заверяется нотариально.

5. По истечению 5 рабочих дней налоговая вносит запись в ЕГРЮЛ, в графе причина внесения указывая следующее: «представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ».

6. Это означает что Вы успешно предотвратили исключение компании из ЕГРЮЛ.

В случае, если компанию уже исключили из ЕГРЮЛ, необходимо запускать механизм обжалования данного решения .

В течение 3 месяцев с момента получения решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, подается жалоба в вышестоящий орган на решение налоговой инспекции (Управление Федеральной налоговой службы).

Однако, складывающаяся практика рассмотрения таких жалоб свидетельствует о том, что вышестоящие регистрирующие органы пока не склонны отменять решения об исключении недействующих компаний.

Более перспективным, в этой связи, представляется обжалование названного решения в судебном порядке (срок для обжалования 1 год). При обжаловании решения налогового органа в суде, следует обратить внимание на позицию Конституционного суда Российской Федерации:

- «применение нормы об исключении недействующих юр. лиц рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Непредставление юр. лицом налоговой отчетности в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юр. лица из ЕГРЮЛ». (Постановление Конституционного суда РФ от 03.12.2011 № 26-П).

Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения, фактически действующего юр. лица из реестра.

Неблагоприятным последствием исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ выступает запрет в течении 3 лет быть участником и (или) руководителем любого юридического лица.

Особое значение имеет вопрос о судьбе имущества, оставшегося на балансе исключенной компании. С момента исключения компании из реестра ее правоспособность прекращается, имущество общества оказывается в «подвешенном» состоянии. Имущество приобретает признаки бесхозяйного,установить права, на которое можно только опять-таки в судебном порядке.

В целом следует отметить, что складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону юридических лиц, их участников и признают недействительной запись об исключении недействующего юр. лица из ЕГРЮЛ.

Начиная с 28 июня 2017 года вступают в силу поправки, касающиеся ликвидации и исключения организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Новшества позволят защитить права кредиторов недействующих лиц, которые смогут удовлетворить свои требования к должнику, в том числе путем привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих его лиц. В ЕГРЮЛ будут вноситься сведения, связанные с банкротством, в том числе о проводимых процедурах. Если такая информация есть, то регистрирующий орган не сможет принять решение об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей. Вместе с тем, если в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения об организации больше 6 месяцев, то по решению регистрирующего органа ее можно исключить из реестра. Комментируют изменения для БУХ.1С эксперты 1С.

Для чего были нужны поправки

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее - Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

  • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус-мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум-ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый порядок также действует с 28.06.2017.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Новые сроки ликвидации ООО

Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления - 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

Добрый день!
Указанная вами юридическая ситуация регламентируется следующими нормами закона:

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) КонсультантПлюс: примечание.

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ пункт 4 статьи 21.1 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.

4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ КОМПАНИИ ИЗ ЕГРЮЛ

юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом , при этом сроки, регламентирующие принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Конкретные сроки исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не установлены. Однако косвенно можно рассчитать, что выделяется 3 месяца на подачу заявлений кредиторами и другими заинтересованными лицами. Спустя данные три месяца, исходя из практики, проходит ещё от 1 до 2 месяцев до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надеюсь мой ответ был Вам полезен!

Недавно во многих СМИ прошла информация, что с 1 сентября 2017 года ФНС планирует исключить из ЕГРЮЛ более 300 000 организаций. Это наделало много шума среди бухгалтеров и директоров компаний. Какие основания для исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ с 1 сентября 2017 года? Могут ли на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ по решению налогового органа удалить из реестра любую недействующую организацию? Или же для исключения сведения о компании должны быть признаны судом недостоверными? Что считается недостоверной информацией в ЕГРЮЛ и кому опасаться предстоящего массового исключения из реестра? Давайте разбираться в деталях.

Исключение компании из ЕГРЮЛ до 1 сентября 2017

Сразу скажем, что принимать решения об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были праве и до 1 сентября 2017 года. Они могли удалять из реестра любые недействующие компании. Признаки недействующих юридических лиц содержаться в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Какие организации считаются недействующими

Компания, которая в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения ИНФС, не представляла документы отчетности о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Основание – пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Так, например, 07 августа 2017 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Орловской области сообщила , что за 7 месяцев 2017 года было принято 398 решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. ИФНС по Удмуртской Республике также проинформировала , что за первое полугодие 2017 года аналогичные решения были приняты в отношении 1667 организаций. Решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ принимаются вне зависимости от применяемого режима налогообложения («упрощенцы», ЕНДВ или общий режим – значения не имеет).

Новые полномочия налоговиков с 1 сентября

С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. С указанной даты налоговики вправе принять решение об исключении ю.л. из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ):

  • организация обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;
  • в ЕГРЮЛ фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.

С 01.09.2017 налоговики получили право без суда исключать компании из ЕГРЮЛ если запись о недостоверности значится в реестре более шести месяцев.

Таким образом, с 01.09.2017 запись о недостоверности в ЕГРЮЛ – это самостоятельное основание для исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл заблаговременно скачать на сайте ФНС электронные выписки из ЕГРЮЛ по своей компании и своим главным контрагентам. В выписке можно посмотреть, есть ли в ней запись о недостоверности. Такие отметки налоговики ставят под теми сведениями, которые посчитали фиктивными.

Скачать выписки из ЕГРЮЛ любой желающий может по адресу https://egrul.nalog.ru/

Если опасения оправдаются, то отметка в электронной выписке ЕГРЮЛ может выглядеть так:

Кстати, такую отметку ищите в разных разделах выписки. Так, допустим, если недостоверны сведения касаются учредителей, то отметку сделают в разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица». Если в отношении компании выявлен фиктивный адрес – в разделе «Адрес (место нахождения)».
Такая запись, если она находится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, теперь может грозить организации исключением из ЕГРЮЛ. Первые исключений могут произойти уже с 1 сентября 2017 года. По нашем данным в первую волну исключений, действительно, могут попасть более 300 000 организаций. Однако, к сожалению, это не все сложности, которые может повлечь запись о недостоверности.

Какие еще проблемы может повлечь запись о недостоверности
Контрагенты могут отказаться взаимодействовать с компаний, если в отношении нее в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений.
Директора организации могут оштрафовать за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ на 5000 -10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Банк может усилить контроль за операциями по счетам.
Директор и учредитель ООО с долей не менее 50 процентов не смогут быть руководителями и учредителями другой организации в течение трех лет после того, как налоговики сделали запись о недостоверности данных об адресе или директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
Кредиторы могут взыскать долги с директора ООО, которого исключили из ЕГРЮЛ. В частности, налоговики могут обвинить директора в том, что недоимка по налогам или страховым взносам возникла из-за его недобросовестных действий, и взыскать через суд задолженность (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Какие сведения могут расценить как недостоверные

Итак, мы рассказали о возможных последствиях, которые могут наступить из-за отметок в ЕГРЮЛ о недостоверности. Но какие именно сведения налоговики могут поставить под сомнения? Недостоверность сведений может быть в отношении:

  • адреса организации;
  • учредителя (участника);
  • лица, имеющего право действовать без доверенности (директора/руководителя).

Недостоверные сведения об адресе

Фиктивные адреса организации налоговики пытаются выявить в приоритетном порядке. Обобщив практику последних лет можно выделить несколько признаков по которым проверяющие могут прийти к заключению о недостоверности адреса компании, например:

  • компания не получает письма, они возвращаются в ИФНС;
  • указан несуществующий адрес фирмы. Так, к примеру, в ЕГРЮЛ указан номер дома 26а, а фактически существует только дом 26;
  • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (например, дом был снесен);
  • в ЕГРЮЛ зафиксирован адрес массовой регистрации, который используют 10 и более организаций;
  • компания зарегистрирована в жилом помещении;
  • организация зарегистрирована в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или офисного помещения.

Раньше налоговые инспекции обращались в суд, чтобы ликвидировать компанию за недостоверный адрес (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). С 1 сентября за недостоверный адрес могут исключить из ЕГРЮЛ без суда. Чтобы избежать записи о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ, организациям непременно нужно держать связь с ИФНС, в частности:

  • получать письма в свой адрес;
  • получать электронные сообщения.

Важно сказать, что налоговики могут провести проверку адреса и без участия представителей организации. Для этого инспектору достаточно записать осмотр адреса на видео или привлечь двух понятых (пункт 14 Оснований и Порядка осмотра объекта недвижимости – Приложение № 1 к приказу ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72).

Недостоверные сведения о директоре или учредителе

Сведения о руководителе компании (генеральном директоре) или учредителе – это информация за которой в особом порядке следят налоговики. Они пытаются выявить «подставных» директоров и учредителей, например, по таким критериям:

  • директор или учредитель – массовые и руководят или участвуют более чем в 50 компаниях, зарегистрированных до 1 августа 2016 года. Либо больше чем в 5 фирмах, созданных после 1 августа 2016 года;
  • контролеры отстранили директора от должности, а срок дисквалификации еще не прошел;
  • учредитель вышел из общества до 1 января 2016 года, но не заверил заявление о передаче доли у нотариуса;
  • в данных других фирм уже есть отметка о том, что директор или учредитель номинальный (письмо ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126);
  • прежний директор сообщил в ИФНС, что данные о нем в реестре недостоверны.

Если инспекторы заподозрили, что руководитель и учредители фиктивные, то их, скорее всего, вызовут на допрос в ИФНС.

Как действовать организациям: инструкция

Если инспекторы обнаружат в реестре недостоверные (фиктивные) данные, то компании передадут уведомление и потребуют в течение 30 календарных дней:

  • или исправить сведения в ЕГРЮЛ;
  • или документально подтвердить информацию из ЕГРЮЛ.

Перед вами образцы подобных уведомлений, которые получают компании в 2017 году:

Если в течение 30 c момента отправки подобного уведомления никак не отреагировать, то налоговые инспекторы, скорее всего, внесут в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности, а через полгода – ликвидируют компанию без решения суда. Если же адрес, руководитель или учредитель – реальные, то обязательно сообщите об этом в ИФНС. Образец пояснения о достоверности данных приведен ниже.

Как видно, к пояснению следует приложить подтверждающие документы. Так, например, если подтверждаете адрес – приложите копии договора аренды, свидетельства о праве собственности, выписки из реестра недвижимости. Если же сообщаете о реальности директора, то дополните пояснения копиями приказов, распоряжений и договоров, которые были подписаны этим руководителем.

Если сведения в ЕГРЮЛ действительно недостоверны, то их нужно исправить на реальные. Для этого заполните форму Р14001, если меняете данные только в реестре. Если же требуется изменить уставные документы, то потребуется сформировать заявление по форме Р13001. В таком случае организацию из реестра не удалят.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: