Проходит суд присяжных. История суда присяжных

Отправление правосудия - вещь неимоверно сложная, противоречивая и накладывающая небывалую ответственность на того, кто его вершит. Во все времена судья был самой уважаемой, почетной и заслуживающей безграничного доверия личностью. Но, тем не менее, любой судья - прежде всего человек, а судья с опытом - еще и в каком-то смысле зашореный человек, принимающий решения ежедневно, а потому, возможно, и не замечающий некоторый мелочи, на которые обратит внимание человек без опыта.

Именно для того, чтобы в каждом уголовном деле были люди, имеющие свой, свежий взгляд на произошедшие события, и был введен в России суд присяжных. Точнее, не введен, а возвращен, поскольку впервые он появился в России еще в 1864 году и просуществовал вплоть до 1922 года, когда был отменен Советской властью.

Суд присяжных в России - явление молодое, и, надо сказать, не пользующееся особой популярностью ни у людей с ни у самого населения. При этом споры вокруг него не утихают уже несколько десятилетий, и понять, чего в нем больше - вреда или пользы, пытаются все, кто имеет хоть какое-либо отношение к деятельности судов и правоохранительных органов. При этом стоит отметить, что защищают суд присяжных в основном с помощью весьма расплывчатых аргументов, поскольку найти действительные плюсы этого варианта отправления правосудия достаточно сложно.

Суд присяжных: за и против

Чтобы понять, насколько такой тип суда адекватен нынешнему состоянию дел в России, и имеет ли он право на существование (не на основании Конституции, а на основании здравого смысла), необходимо детально рассмотреть все его существенные стороны.

Итак, суд присяжных - это такая форма судопроизводства, в которой решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления, принимается группой лиц из 12 человек, не имеющих специального образования и собранных вместе исключительно ради вынесения вердикта по делу.

Опытные юристы и судьи считают подобный вариант рассмотрения уголовных дел априори неверным, поскольку присяжные принимают решение не на основании материалов дела (хотя они, безусловно, с ними ознакамливаются), а на основании собственного опыта. Если судья выносит свой приговор, опираясь исключительно на факты, и ориентируется на доказанность преступления, то для присяжных зачастую оказывается куда важнее эмоциональная и моральная сторона дела. Иными словами суд присяжных судит с точки зрения морали, а судья - с точки зрения закона.

Но ни для кого не секрет, что в России мораль и закон всегда находились и находятся по сей день в состоянии некой скрытой войны. Именно в связи с этим многие преступления, рассматриваемые судом присяжных, рассматриваются со стороны морального аспекта. В целом ряде случаев преступники, даже признавшие свою вину, были отпущены на свободу присяжными в связи с тем, что с точки зрения обывателя, далекого от буквы закона, они не совершили ничего ужасного.

Вторым негативным аспектом суда присяжных считают его потенциальную коррумпированность. Люди, принимающие участие в заседаниях - зачастую безработные, пенсионеры или домохозяйки, то есть наименее социально защищенная прослойка населения. Работающие же граждане предпочитают не участвовать в суде присяжных - это отвлекает от основной работы, требует времени, сил и накладывает ответственность, к которой они не готовы. Поэтому когда встает вопрос о том, легко ли оказать давление на присяжных, сомнений у человека, знакомого с российскими реалиями, не возникает. В связи с этим многие профессионалы считают, что единственные, кому выгодно существование в России суда присяжных - это сами преступники. Всегда имеющие возможности надавить либо на жалость, либо на бедность присяжных.

Присяжные заседатели — это выбранная случайным образом коллегия, призванная решать те или иные судебные вопросы. В России такая система появилась ещё в 1860-ых годах с приходом буржуазных идей. С 2004 года вступил в силу ФЗ о присяжных заседателях, на основе которого судьба порядка 20% тяжких преступлений решается таким видом правосудия.

Что представляет собой суд присяжных

По официальному определению, суд присяжных – это одна из разновидностей институтов законодательной системы, состоящая из присяжных заседателей и судьи. Коллегия состоит из 12 граждан, которые отбираются случайным образом для вынесения вердикта по одному конкретному делу.

Обратите внимание: если вам поступило предложение выступить в качестве присяжного, вы можете отказаться, так как эта функция сугубо добровольная.

В компетенцию коллегии входит лишь совместное решение вопросов и оглашение итогового вердикта (проводится голосование каждым из участников). Урегулирование юридических вопросов и вынесение приговора возлагаются на плечи судьи (простые люди едва ли могут апеллировать разными статьями УК РФ). Итого – присяжные решают, виновен подсудимый или нет, а судья определяет какую меру наказания ему применить (если установлена его вина).

Помимо вышеописанных лиц, на суде должны присутствовать следующие участники:

  • Государственный обвинитель (то есть прокурор).
  • Подсудимый (лицо, обвиняемое в преступлении).
  • Адвокат, защищающий подсудимого. Обвиняемый имеет право отказаться от адвоката.
  • Потерпевший (либо его представитель, если он не имеет возможности придти в суд).
  • Председатель суда.
  • Государственный секретарь. В его обязанности входит записывать все диалоги и прения на судебном процессе.

Какие дела могут рассматриваться по такой системе

В нашей стране судом присяжных могут быть рассмотрены только уголовные дела. Это во многом связано с тем, что для решений по административным и гражданским делам необходимо четко знать кодекс, и лишь на его основе выносить вердикт.

Список статей УК РФ, по которым может быть назначены присяжные, велик, поэтому представим только часть из них:

  • убийство;
  • изнасилование;
  • похищение;
  • угон;
  • взяточничество;
  • посягательство на жизнь работника правоохранительных органов или государственных служб;
  • бандитизм.

Как производится отбор кандидатов

Список кандидатов в заседатели разрабатывается раз в 4 года местными исполнительными органами. Случайная выборка происходит по средствам специальной компьютерной программы, в которую изначально заносят всех жителей, которые подпадают под требования:

  • возраст от 25 лет (включительно);
  • отсутствие судимости (в том числе и погашенной);
  • не было привлечений к уголовной или административной ответственности;
  • владение русским языком.

Сначала проводится заседание, на котором формируется начальный список присяжных (на основе описанных выше требований). Из него случайным образом образуется основной и запасной список, каждый из которых должен проверить губернатор или доверенное им лицо. Если на момент заседания кто-то из выбранных кандидатов утратил право быть таковым (например, привлекся к уголовной ответственности), он исключается, и на его место случайным образом выбирается другой человек.

Допустимы случаи, когда председатель суда может отстранить кандидата от участия по его согласию. Причины отказа могут быть следующие:

  • возраст на момент заседания более 60 лет;
  • кандидат — мать 3 и более детей;
  • в силу религиозных соображений человек не может принимать участия в следствии;
  • отстранение от работы может повлечь за собой ущерб общественным интересам;
  • любые другие уважительные причины.

Человек, по сути, не обязан объяснять причину отказа от участия, ибо коллегия назначается на добровольных началах. Судья имеет право по собственному усмотрению отстранить от участия любого кандидата, если по его мнению у того будет скрытый интерес.

В начале отбора судья знакомит всех кандидатов с рассматриваемым делом и даёт общие сведения. Затем лично беседует с каждым из них. Участники процесса (обвиняемый и прокурор) имеют право задавать любые вопросы кандидатам (даже личные). На основе полученных ответов выбирается главный список присяжных из 12 человек. Из них выбирается 1 старшина методом голосования. Также суд формирует 1 или несколько (в зависимости от сложности дела) запасных списков присяжных. Они примут участие в деле, если кто-то из первого списка не сможет явиться в суд.

Правила поведения присяжных на судебном заседании

Коллегия имеет право:

  1. Просить у председателя суда разъяснения по любым непонятным вопросам (объяснить нормы закона, термины и т.д.). Присяжные обычно не имеют юридического образования, поэтому помощь председателя зачастую необходима.
  2. Принимать активное участие в выяснении обстоятельств дела, спрашивать свидетелей и других участников процесса о чем-либо.
  3. Осматривать вещественные доказательства, прикрепленные к материалам дела.
  4. Делать личные записи и использовать их при ответах.

Присяжным запрещается:

  1. Нарушать тайну голосования.
  2. Своими силами производить сбор данных.
  3. Высказывать личное мнение о деле до момента вынесения вердикта. Это нужно, чтобы не повлиять на мнение других участников, не вносить смуту.
  4. Общаться на темы связанные с делом с лицами, не входящими в состав участников.
  5. Выходить из зала в момент слушания дела. В исключительных ситуациях это возможно (например, при ухудшении самочувствия), но с сопровождением государственного представителя и с разрешения судьи.

При нарушении одного из запретов судья вправе отстранить присяжного, и на его место будет назначен кто-то из запасного списка.

Особенности судебного процесса

Судебное следствие при участии коллегии присяжных проходит по следующему сценарию:

  • Вступительные заявления сторон (прокурор и подсудимый вместе с адвокатом). На данном этапе они объясняют суду свою позицию и предлагают порядок ознакомления имеющихся у следствия доказательств. Данные заявления носят формальный характер, они служат для того чтобы четко разъяснить составу участников суть процесса.
  • Допрос свидетелей и обеих сторон процесса. В каком порядке вызывать участников решает судья.
  • Одновременно с этим происходит ознакомление с имеющимися доказательствами.
  • В момент допроса присяжные имеют право задавать участникам вопросы в письменной форме через председателя.
  • Финальным этапом следствия являются судебные прения. На них прокурор и сторона защиты высказывают своё мнение по поводу текущего дела. Так они пытаются собрать воедино всё происходящее, чтобы убедить суд в собственной правоте. Нередко такие реплики далеки от истины. В конце последнее слово предоставляется подсудимому.

Финальные действия присяжных

Когда сказано последнее слово, коллегия удаляется из зала в специальное помещение для принятия итогового решения. Перед началом прений присяжных, председатель коллегии оглашает вопросы, на которые они должны ответить. В большинстве случаев это 3 ключевых вопроса:

  1. Доказано ли, что противоправное действие имело место?
  2. Доказано ли, что это преступление совершило обвиняемое лицо?
  3. Виновен ли он в содеянном?

Дополнительные вопросы для присяжных могут быть добавлены, но это происходит крайне редко.

После оглашения вопросного листа, судья произносит напутствующую речь. Он ещё раз озвучивает текст обвинения, кратко напоминает о материалах дела и рассказывает порядок совещания, напоминая присяжным об их правах и обязанностях. Затем коллегия направляется в совещательную комнату для совместного принятия решений. В случае необходимости, заседатели могут вернуться в зал заседаний для каких-либо разъяснений.

Совещание проходит в условиях строжайшей тайны, на него не допускаются никакие посторонние лица. Если единогласного мнения добиться не удалось, старшина сигнализирует о начале голосования. Никто не имеет права отказаться от ответа. Все полученные голоса старшина записывает в вопросный лист, затем производит подсчет. В завершении он передает результаты председателю суда. Итоговый вердикт произносит старшина в зале суда. На его основе судья выносит приговор.

На видео о присяжных заседателях

Главная цель системы присяжных заседателей заключается в том, чтобы свести риск подкупа или субъективной оценки. 12 случайно выбранных людей с большой долей вероятности вынесут объективное решение. Однако данная система несет в себе 1 недостаток: присяжные – это простые люди без юридического образования, которым свойственно проявление эмоций. Нередко они действуют по зову сердца, а не разума (если подсудимый вызывает у них жалость, либо они видят его раскаяние).

Введение

3. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении права человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей, народных представителей. Для граждан это важная гарантия от необоснованной репрессии со стороны государства. Суд с участием присяжных заседателей, по сути, представляет собой еще одну форму реализации права гражданина участвовать в отправлении правосудия, фактически это одна из форм контроля общественности за данным видом деятельности.

Родиной института суда присяжных в его современном виде считается Великобритания. Его истоки следует искать в обыскных людях - местных жителях, обладающих определенным общественным положением и пользующихся доверием, - которых призывало себе в помощь правительство для расследования значительных дел экономического и судебного характера. Постепенно обвиняемые стали добиваться участия этих лиц в судебном разбирательстве.

На настоящий момент суд присяжных в Российской Федерации действует уже несколько лет. Согласно УПК РФ вердикт о виновности или невиновности обвиняемого выносит коллегия присяжных, т.е.12 граждан, отобранных путем случайной выборки из списка избирателей района. Подобный суд, с точки зрения общества, является самым справедливым и дает гарантию, что ни один невиновный никогда не будет осужден.

Тот факт, что суд присяжных просуществовал в дореволюционной России достаточно длительный срок, побуждает при анализе многих вопросов обращаться к теоретическим разработкам ученых-процессуалистов того периода.

1. Суд присяжных в Российской империи как результат судебной реформы в 1864 г.

Одним из значимых результатов Судебной реформы 1864 г. стало нормативное закрепление института присяжных заседателей в Уставе уголовного судопроизводства и в Учреждении судебных установлений.

Одним из главных аргументов против введения суда присяжных было наличие специальных познаний для разрешения уголовных дел. Известно, что необходимо не только обладать такими познаниями, но и умело их применять, для чего требуется навык, приобретаемый только в процессе судебной деятельности.

Возражения против данного аргумента основывались на том, что процессуальная деятельность распадается на две части: установление фактической стороны дела и применение правовой нормы. Последняя предполагает специальные юридические знания, но первая сводится к "обыкновенной логической деятельности, в основе которой лежат общие начала мышления и данные опыта". Поэтому, чем шире первые и богаче представлены последние, тем способнее суд к надлежащему решению вопроса.

Сторонники института присяжных заседателей отмечали также, что у профессиональных судей вырабатывается односторонность мышления, предубеждение в пользу виновности.

Аргументом против суда присяжных была и необразованность русского народа. Предполагалось, что незнание законов присяжными повлечет значительное количество оправдательных вердиктов. Как показала судебная практика, основной причиной постановления оправдательных приговоров было слабое предварительное следствие по уголовному делу, а не отсутствие специальных знаний у присяжных. В этой связи можно утверждать, что институт присяжных заседателей являлся стимулом лучшей работы судебных следователей, побуждал производить расследование уголовного дела качественно, досконально, объективно, предъявлять обвинение обоснованно, тем самым способствовал реализации целей уголовного судопроизводства: наказанию виновных и недопущению наказания невиновных в совершении преступлений.

Необходимо отметить, что уголовное законодательство того времени было сильно устаревшим и во многом уже не соответствовало реальной жизни. Нередко санкция уголовного закона была явно несоразмерна вине подсудимого. Поэтому формальное решение дела по букве закона нередко противоречило здравому смыслу. Причины преступности вообще и каждого отдельного преступления в частности в тот период в немалой степени были обусловлены социально-экономическим положением России. Такие мотивы, как голод и нищета, нередко становились причиной снисхождения присяжных при вынесении ими вердикта.

Присяжные заседатели все чаще показывали свою независимость от администрации, что привело правительство к необходимости изменения законодательства. В циркуляре Министерства юстиции от 28 февраля 1874 г. председателям окружных судов отмечалось, что в некоторых окружных судах процент оправдательных приговоров составил 40 - 50%, и взыскивалось требование о предоставлении в Министерство юстиции особых разъяснений, если количество оправдательных приговоров превысит 20% от общего числа. В период с 9 мая 1878 г. по 7 июля 1889 г. был принят ряд законов, изменивших Судебные уставы 1864 г., юрисдикция суда присяжных была существенно сокращена, из компетенции суда присяжных были изъяты дела о сопротивлении власти, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц. По подсчетам А.М. Бобрищева-Пушкина, в 1864 г. в компетенции присяжных находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, после 1889 г. осталось примерно 300 статей.

На вынесение вердикта сильное влияние оказывали ряд самых различных факторов: компетентность прокурора и адвоката, поведение и внешний вид подсудимого, потерпевшего и свидетелей на суде, общественное мнение .

Вместе с тем нельзя отрицать и наличие вынесенных несправедливых вердиктов. А.Д. Попова верно отмечает, что правосознание присяжных являлось отражением обыденного правосознания, поэтому порою обвинению было трудно отстоять свою позицию: деяние, за которое судился подсудимый, могло не восприниматься как преступное .

Нельзя не отметить, что проходившие открыто судебные слушания с участием присяжных способствовали изменению обыденного правосознания, правовой грамотности населения. Открытость и гласность процесса имели большое воспитательное значение. Кроме того, население все больше проникалось доверием к судебной власти, авторитет суда повышался.

Учрежденный Судебными уставами 1864 г. институт присяжных заседателей просуществовал до 1917 г., после чего был ликвидирован Декретом о суде N 1 наравне с другими судебными учреждениями.

2. Суд присяжных современность

С 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории Российской Федерации. Предоставленное ст.20 Конституции РФ и ст.30 УПК РФ обвиняемым право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей оказалось весьма востребованным. В 2004 г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004 г. указанные суды рассмотрели по существу с участием присяжных заседателей 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных судами этого уровня уголовных дел.

С участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Ошибки здесь должны быть максимально исключены .

Производству уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей посвящена целая глава в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

После заявления ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, судья выносит постановление, которое является окончательным и дальнейший отказ подсудимого от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Участие представителей народа в качестве судей в уголовном судопроизводстве, несомненно, является признаком демократического государства. Формой такого участия является суд присяжных. Суд присяжных отличают четыре признака:

1) разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) организационная отделенность и независимость в осуществлении судейских функций коллегии присяжных и профессионального суда;

3) формирование коллегий присяжных из лиц, не обладающих профессиональными знаниями норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейского деятельности;

4) незнакомство присяжных с материалами дела до процесса, вынесения ими вердикта только на основании сведений, полученных в ходе судебного следствия. Присяжные заседатели избираются из представителей всего общества путем случайной выборки.

Согласно действующему законодательству РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

Присяжным заседателем может стать абсолютно любой человек, которого выберет специальная компьютерная программа субъекта. Происходит данное мероприятие один раз в четыре года. В том случае, когда гражданина выбрали присяжным, но он в силу жизненных обстоятельств не может участвовать в то нужно обязательно сообщить об этом. Отказаться от участия в процессе человек без уважительных на то причин просто не имеет права.

Определение

Присяжные заседатели - которые участвуют в в качестве непрофессиональных судей, принимают решение о виновности или невиновности подсудимого и выносят свой вердикт.

Большинство людей, живущих в государстве, оказывают свое доверие присяжным, а не профессиональным судьям, потому что последние могут быть каким-то образом заинтересованы в исходе дела, тогда как заседатели являются случайными лицами и могут объективно оценить всю картину произошедшего преступления. В этом и состоит весь смысл гражданского общества.

Суд присяжных меньше подвержен коррупции и дает возможность простым людям осуществлять правосудие, но только в том случае, если они подходят на данную роль по всем законодательным нормам.

Присяжные заседатели - это, прежде всего, самые обычные граждане, которые назначаются на роль судей для участия в деле по воле судьбы. Тем самым они должны проявить себя только наилучшим образом и на деле показать, что суд с их участием возможен не только по делам определенных категорий, но и по всем совершенным лицами злодеяниям.

Участники суда присяжных

В данном случае рассмотрение уголовных дел осуществляется присяжными и профессиональным судьей, который в обязательном порядке принимает любое решение заседателей. При этом председательствующий рассматривает все нюансы дела с юридической точки зрения и квалифицирует все преступное деяние полностью, а присяжные только выносят свой вердикт, в котором указывают ответы на поставленные перед ними вопросы.

В уголовном процессе участвуют:

  • судья, являющийся профессионалом;
  • защитник;
  • государственный обвинитель;
  • заседатели (непрофессиональные судьи в количестве 12 человек).

Старшину, который будет общаться с председательствующим судьей, присяжные выбирают из своего круга самостоятельно. Он же озвучивает вердикт, принятый всеми заседателями единогласно.

Законодательное регулирование

Вся деятельность присяжных закреплена в федеральном законе от 20.08.2004 года № 113-ФЗ, который называется "О присяжных заседателях федеральных в РФ". А также в кодексе об где прописывается вся детальная информация о правильном ведении дела заседателями, их права и обязанности, порядок взаимодействия председательствующего и присяжных в судебном заседании.

Требования к кандидатам

Выбор лиц, которые будут осуществлять правосудие в качестве заседателей, происходит путем случайного отбора с помощью компьютерной программы, после чего высшим исполнительным органом власти формируются списки. Данная процедура проводится один раз в четыре года. Списков всего два - это общий и запасной.

Кандидат в присяжные заседатели должен обладать следующими критериями:

  • быть старше 25-летнего возраста;
  • не иметь судимости, если она снята или погашена, то лицо имеет полное право стать присяжным;
  • не состоять на учете у психитиатра и нарколога;
  • быть гражданином своего государства и владеть русским языком;
  • не иметь физических недостатков;
  • не находится под следствием, иными словами, он не должен иметь статус подозреваемого или обвиняемого в злодеянии.

В том случае, если лицо подходит по всем признакам на роль непрофессионального судьи, то его должны утвердить в присяжные заседатели.

Случаи участия в деле

Присяжные заседатели принимают участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции только в том случае, если на это изъявляет свое желание само лицо, которое обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого злодеяний.

Тяжкими признаются только те преступления, наказание за которые достигает не более 10 лет изоляции от общества. Особо тяжкие - это деяния, которые влекут за собой наказание свыше 10 лет лишения свободы.

Если подсудимый не ходатайствовал о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, то в данном случае ведение процесса проводится профессиональным судьей на основании статьи 30 кодекса об уголовном процессе.

Мотивированный отказ

Гражданин, которого выбрали присяжным, не может просто так взять и отказаться от участия в процессе, потому что работа в суде в качестве заседателя - это его прямая и законодательная обязанность. Потому что присяжные заседатели - это случайно выбранные непрофессиональные судьи, которые могут бескорыстно и объективно принять решение, которое напрямую касается судьбы человека, оправдать его или признать виновным. Но иногда бывают такие ситуации, что человек просто не может быть в этой роли в силу определенных жизненных обстоятельств, и в этом случае лицо в письменной форме обращается в высший орган исполнительной власти того региона, где оно проживает. В заявлении нужно написать причины отказа со ссылкой на норму закона, где прописано, что данный человек по таким-то основаниям не может быть заседателем.

Причины, по которым можно написать такое заявление, следующие:

  • возраст менее 25 лет;
  • наличие судимости;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • недееспособность, установленная судебным органом;
  • плохое состояние здоровья, подтвержденное медицинским документом;
  • нахождение на учете у нарколога или психиатра;
  • физические увечья и недостатки;
  • возраст 65 лет и более;
  • если лицо является священником, либо военнослужащим; замещает государственные должности; является судьей, адвокатом, прокурором, работником полиции и имеет специальные звания, занимается детективной деятельностью.

Заявление рассматривается высшим исполнительным органом власти в течение 5 дней, после чего его решение может быть обжаловано в суде.

В том случае, когда заявление гражданина принимается и подтверждаются все факты того, что он не может быть непрофессиональным судьей, то список присяжных заседателей должен быть изменен и данное лицо из него исключено.

Работа в суде

Если человека все-таки выбрали присяжным и утвердили на данную должность, то он на все время рассмотрения уголовного дела освобождается от своей основной работы, при этом он получает вознаграждение за свой труд в сумме, которая составляет 1/2 размера оклада судьи за то количество дней, которые были отработаны им в суде. При этом за гражданином, выбранным заседателем, сохраняется его рабочее место, и ему возмещаются все расходы на проезд до места рассмотрения дела и обратно. В это время работодатель не может уволить такого человека или перевести на другую должность.

Вызов гражданина для работы в качестве непрофессионального судьи осуществляется один раз в год на 10 дней, если рассмотрение дела с присяжными заседателями продолжается более долгий срок, то на весь период осуществления правосудия до момента вынесения приговора.

Вердикт

После того как заседатели заслушали все стороны процесса, они должны отправиться в совещательную комнату, где и принять свое решение по данному делу. Как правило, перед присяжными встает несколько вопросов и они должны дать четкие ответы на них.

Вердикт присяжных заседателей - это обдуманное и единогласное решение, которое решает судьбу подсудимого. В нем они должны указать: виновен или нет, а также ответить на ряд других вопросов, если такие были указаны председательствующим.

В том случае, если решение заседателей оправдывает обвиняемого, то судья должен вынести и согласиться с ним. Если же вердикт будет обвинительным, то судья может с ним и не согласиться, тем самым провозгласив свое решение и распустив коллегию присяжных.

Состав заседателей

Формирование коллегии присяжных происходит в закрытом судебном заседании. При этом все лица, которые были избраны путем случайной выборки на исполнение данной роли, могу заявить самоотводы, если они по определенным причинам не могут участвовать в процессе. Также в таком заседании участвует адвокат и государственный обвинитель, каждый из них вправе задавать вопросы присяжным. После чего суд может просить присяжных заявить мотивированные отводы.

Из всех оставшихся граждан выбираются только первые 14 человек, которые находятся в списке. При этом 12 из них - это коллегия присяжных заседателей, а оставшиеся 2 человека будут являться запасными. После того как весь список непрофессиональных судей оглашен в заседании, этот факт фиксируется секретарем в протоколе судебного слушания.

Права

Все права присяжных заседателей, касающиеся рассмотрения уголовного дела, закреплены в статье 333 кодекса об уголовном процессе. При этом они не могут быть ограничены ни одним из участников процесса.

Заседатели имеют право:

  • принимать участие в исследовании всех обстоятельств дела;
  • через председательствующего задавать свои вопросы всем гражданам, которые будут допрошены в суде;
  • осматривать и документы;
  • записывать все интересующие их факты, для последующего их использования при подготовке ответов на поставленные вопросы;
  • выражать просьбу суду о разъяснении непонятных юридических понятий и документов, которые были рассмотрены в процессе.

Присяжные не имеют права покидать зал во время судебного заседания, общаться с кем-то из посторонних лиц, а также выяснять все обстоятельства совершенного злодеяния вне процесса.

В случае нарушения непрофессиональными судьями установленных правил они подлежат исключению из списка и замене другими присяжными.

Судебная практика

В обычной жизни и в маленьких городах участие присяжных заседателей в суде при рассмотрении определенных дел происходит достаточно редко, но, тем не менее, такие случаи на практике иногда встречаются.

Один из примеров уголовного дела полностью подтверждает данный факт.

Гражданин обвинялся в злодеянии, совершенном с особой жестокостью в отношении двух лиц по статье 105 кодекса о преступлениях. Ему грозило наказание вплоть до пожизненной изоляции от общества. Свою вину в совершенном деянии он не признал и дал показания, что в ночь совершения убийства приятелей просто спал под действием снотворных препаратов и ничего не помнит. При этом последний заявил на следствии, что ходатайствует о рассмотрении дела присяжными. Его просьба была выполнена.

Суд с участием присяжных заседателей признал данного гражданина невиновным в совершенном деянии. Потому что проведенная экспертиза показала наличие в его крови снотворных препаратов, которые были приняты подсудимым до момента убийства и действовали еще двенадцать часов. Именно поэтому дело было направлено на новое рассмотрение, а гражданин освобожден в зале суда.

Практика показывает, что присяжные заседатели - это лица, не знающие на профессиональном уровне всех норм закона, но осуществляющие правосудие в иных случаях даже лучше, чем грамотные судьи. И поэтому общество стремится к тому, чтобы все процессы по тяжким и особо тяжким злодеяниям проводились только с участием заседателей, а сами обвиняемые чаще ходатайствовали об этом.

ИСТОРИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ

Существованию современного суда присяжных предшествовала многолетняя история возникновения и преобразования данного института судебной власти.

В России 1860-х годов на смену феодальным пришли буржуазные отношения, юридическое оформление которых потребовало изменения всей судебной системы и введения в империи суда присяжных заседателей. Такая же потребность возникла и в начале 1990-х годов, когда эта форма суда вновь была введена в нашей стране. И это закономерно, поскольку именно в жюри (как называют еще суд присяжных) с наибольшей полнотой воплощены демократические принципы правовой системы государства.

Но в одну реку нельзя войти дважды. Условия деятельности суда присяжных в императорской России и в Российской Федерации несопоставимы. Приведем лишь один пример. Вопрос об участии женщин в суде присяжных в ходе подготовки судебной реформы 1864 года даже не обсуждался. Этот вопрос возник только в 1917 году перед Временным правительством, но и тогда не получил положительного разрешения.
В настоящее же время невозможно представить саму постановку вопроса о каком-либо ограничении участия женщин в работе этого суда.

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено еще Екатерине II русским ученым-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Также выдающийся реформатор и государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году.

Подготовка данного судебного преобразования началась в России вскоре после Крымской войны и длилась около 10 лет. «Основные положения» судебной реформы Александр II утвердил 29 сентября 1862 года. Затем еще два года они обсуждались в прессе, в Госсовете, Сенате, в министерствах и ведомствах, проводилось редактирование и, наконец, 20 ноября 1864 года император утвердил их. Этот день вошел в историю как дата судебной реформы .

Согласно преобразованиям, старый суд ликвидировался, судебная власть отделялась от административной и становилась независимой. Тайное письменное судопроизводство заменил открытый, устный и состязательный процесс; возникли новые институты адвокатуры и мирового суда. Но «краеугольным камнем» и «венцом» судебной реформы современники по праву считали суд присяжных.

Важно отметить, что применимо к данному периоду, суд присяжных - это не самостоятельное постоянно действующее судебное учреждение, а особая форма суда, коллегиальное присутствие, состоящее из двух-трех коронных (профессиональных) судей и 12 местных жителей (присяжных заседателей), временно призванных в суд для решения вопроса о виновности подсудимого на основе своего жизненного опыта и чувства справедливости. При вердикте присяжных «нет, не виновен» подсудимый освобождается прямо в зале суда. Если вердикт: «да, виновен», профессиональные судьи назначают ему меру наказания.

Суд присяжных возможен только в условиях устности и гласности. Чтобы убедить присяжных в своей правоте, прокурор и адвокат должны были представлять доказательства, излагать доводы, затрагивающие разум и чувства. Впервые в казенных российских учреждениях громко звучало живое слово.

"...Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы",- писал юрист А. Ф. Кони о суде присяжных, имея в виду его независимость от чиновничества.

Для Ф.Н. Плевако, известного юриста-практика того времени, суд присяжных являлся не только чем-то, напоминавшем старину, но и исходом для народного духа, призванного проявить себя в вопросах совести и в защите народного мировоззрения, на коренные начала общественного уклада. Его отношение к присяжным было, если можно так выразиться, проникновенным и подчас умиленным. Для него они были указанные судьбою носители народной мудрости и правды.

«Отцами» суда присяжных в России были видные юристы Дмитрий Александрович Ровинский, Сергей Иванович Зарудный и Николай Андреевич Буцковский, которые детально разработали статьи законодательства о нем, учитывая как зарубежный опыт деятельности суда с участием присяжных заседателей, так и особенности национальной истории и менталитета. Им удалось преодолеть сильное сопротивление оппонентов, указывавших на опасность допуска невежественной массы крестьян к отправлению правосудия, убедить сомневающихся в наличии здравого смысла и чувства справедливости у русского народа и доказать необходимость и возможность введения этого суда в нашей стране.

Н.А. Буцковский Д.А. Равинский С.И. Зарудный

Одной из главных проблем истории института суда присяжных является проблема его социального состава, во многом определяющего характер этого института и его деятельность, а также отношение к нему власти и общества. Главный показатель эффективности работы нового суда - его репрессивность - напрямую зависит от состава жюри.

По закону присяжным заседателем тогда мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка.

Специальные комиссии в каждом уезде составляли общие списки тех, кто имел право на избрание в присяжные заседатели. В них вносились почетные мировые судьи, гражданские чиновники не выше 5-го класса, а также лица, занимавшие выборные общественные должности. В последнюю категорию входили и крестьяне, избранные в волостные суды, исполнявшие должности сельских старост, волостных старшин, голов и другие должности по крестьянскому общественному управлению.

Для остальных устанавливался имущественный ценз. Ценз не был высоким, но основная масса населения России не отвечала и этим требованиям.

Состав русского суда присяжных отражал структуру сословного деления жителей страны. В крупных городах в нем преобладали дворяне, чиновники и купцы, а в мелких - мещане и крестьяне. В целом же по России, население которой было преимущественно крестьянским, суд присяжных состоял почти на 2/3 из крестьян. Это имело двоякое значение. С одной стороны, в наибольшей степени соответствовало представлению о суде присяжных как о «суде общественной совести», отражавшем уровень правосознания большинства населения и его понятия о соотношении преступления и наказания. С другой- не могло не сказаться отрицательно на деятельности суда присяжных в целом, поскольку половина русских присяжных были вовсе неграмотными. Но, несмотря на численное преобладание в жюри, мнение крестьян не всегда определяло приговор. Иногда они попадали под влияние красноречивых представителей привилегированных сословий, умевших убедить неграмотное и косноязычное большинство в вынесении того или иного вердикта.

Юристы-практики, писавшие о суде присяжных (А. М. Бобрищев-Пушкин, А. Ф. Кони, Н. П. Тимофеев), отмечали, что в провинции большинство присяжных были из крестьян, однако никаких конкретных данных не приводили. О масштабе участия в суде присяжных представителей других сословий в литературе нет даже приблизительных сведений.

Суд присяжных в России несколько отличался от европейского. Его компетенция была ограничена делами о тяжких уголовных преступлениях, тогда как в большинстве стран она распространялась и на гражданские дела. Юрисдикция русского суда присяжных определялась не родом или характером преступления, а мерой установленного за него наказания. Компетенция присяжных распространялась на те уголовные преступления, «за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния».

Несмотря на ряд изъятий и ограничений, в ведении суда присяжных оставалась основная масса - три четверти - уголовных дел, большинство из которых представляли собой дела о наиболее распространенных преступлениях - против собственности и личности: кража, грабеж, разбой и убийство.

Практически все дела решались судом присяжных в условиях гласности; двери закрывались для публики в одном случае из ста.

По количеству дел, приходившихся на суд присяжных, Россия значительно превосходила страны Западной Европы. В середине 1880-х годов, по подсчетам А. Ф. Кони, «суду присяжных в России подсудно втрое больше дел, чем во Франции, и вчетверо больше, чем в Австрии».

По своей репрессивности суд присяжных почти втрое превосходил дореформенный суд. Количество осужденных постоянно превышало количество оправданных. О высоком уровне добросовестности присяжных говорит и тот факт, что с 1866 по 1872 год новому составу присяжных заседателей пост.818 Устава уголовного судопроизводства (случай несправедливого обвинения невиновного) было передано всего 56 дел, что составляет около 0,1 процента всех дел, решенных присяжными за это время. Присяжные обвиняли невиновного лишь в одном случае из тысячи.

В русском суде присяжных репрессивность была ниже, чем в суде без участия присяжных, в среднем на 12 процентов. «Судьи общественной совести» не зависели в своих суждениях от каких-либо предписаний свыше, в отличие от профессиональных судей, получавших строгие циркуляры из Министерства юстиции и обязанных объяснять причины выносимых ими оправдательных приговоров.

На общий процент оправдательных приговоров суда присяжных сильно влияли три рода дел, по которым присяжные чаще оправдывали, чем осуждали:
- дела о преступлениях должности,
- против порядка управления (их основную массу составляла дела о сопротивлении властям и нарушении паспортного режима),
- дела о мелких кражах с взломом. Они составляли более трети всех подведомственных суду присяжных дел.

Таким образом, суд присяжных, являясь выразителем общественного правосознания, указывал на вопиющие недостатки уголовного законодательства и на способ их устранения. Систематически оправдывая большинство обвинявшихся в нарушении паспортного режима и в мелких кражах с взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей устаревшего Уложения о наказаниях и вынудили правительство в законодательном порядке изменить их. Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания за указанные выше преступления, а также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в ведение мирового суда. Эти законы уменьшили компетенцию суда присяжных почти вдвое.

В огромном большинстве случаев приговоры присяжных были просты и справедливы. В них выражалось отношение народа к явлениям российской действительности, они заставили изменить ряд устаревших и жестоких законов, не соответствовавших представлениям общества о соотношении преступления и наказания.

Хотя было достаточно примеров и пристрастия присяжных-крестьян по некоторым категориям уголовных дел: беспощадность к конокрадам и святотатцам, снисходительность к злоупотреблениям должностных лиц и к преступлениям против женской чести. Наблюдалось также увеличение числа оправдательных вердиктов во время поста и перед большими христианскими праздниками.

В самодержавной России суд присяжных не имел реальных гарантий своего существования и его в любой момент могла постигнуть участь мирового суда, практически уничтоженного в 1889 году. Результаты деятельности суда присяжных имели большое общественное и политическое значение. Этот суд представлял собой хорошую школу, где миллионы простых людей получали элементарные юридические знания и понятия о законности и своих правах. Ее прошли около 10миллионов граждан дореволюционной России.

Суд присяжных был самым демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной власти. Жюри олицетворяло волю большинства в осуществлении одной из важнейших частей государственного управления - судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и тоталитарными режимами. Она может существовать только в государствах с определенной степенью демократии.

История суда присяжных в старой дореволюционной России свидетельствует о том, что наш народ и по уровню своего развития и по нравственным своим качествам был достоин иметь этот один из лучших институтов, выработанных человечеством в своем вечном стремлении к справедливости.

В настоящее время суд присяжных в России в основном функционирует на основе Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", который вступил в силу 20 августа 2004 года.
Практика показывает, что существование суда присяжных помогает реализовывать конституционный принцип презумпции невиновности, принцип, являющийся важной гарантией обеспечения прав личности.
Данная форма судопроизводства обозначена очень четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, свобода оценки доказательств.
Таким образом, участие присяжных заседателей содействует качеству предварительного следствия, более тщательной подготовки государственных обвинителей к участию в разбирательстве дел.

Однако суд присяжных нужен не только для реализации конституционных принципов в правосудии, но еще и потому, что он как нельзя лучше оказывает воздействие на формирование правосознания, повышает правовую культуру участников процесса и всего общества, дает возможность гражданам принимать участие в отправлении правосудия.

Активное содействие повышению правовой культуры граждан оказывают телепередачи по судебной тематике на различных каналах, одна из которых передача «Суд присяжных».
Основанный на реальных событиях новый правовой телепроект - полный аналог суда присяжных. На глазах у зрителей коллегия рассматривает уголовные дела, в основе которых - реальные преступления. Для участия в каждом эпизоде программы приглашаются 12 присяжных заседателей, в чьей власти оправдать или обвинить подсудимого. Руководствуясь не только нормами закона, но и чувством справедливости, обычные люди вершат свой суд - суд правды и совести. В процессе обсуждения и принятия решения присяжными проявляется ярко выраженная гражданская позиция, присяжные принимают решения с учетом общественной морали, своих собственных убеждений и жизненного опыта. В свою очередь, зритель, находящийся по ту сторону экрана, наблюдая за ходом события, невольно сам становится участником процесса: анализирует представленные доказательства, доводы сторон, обсуждения присяжных, тем самым повышая свой уровень правосознания. Такие телепередачи очень полезны и своевременны. Они помогают заново формировать нравственные принципы и законопослушание, утраченные в 90-е годы.
Россия - огромное, многонациональное государство. Условия жизни, культура и традиции различных ее субъектов очень часто существенно отличаются друг от друга. В этих условиях предоставление гражданам права реально участвовать в отправлении правосудия позволяет судебной системе уйти от излишнего формализма, правового нигилизма, повысить профессиональный уровень участников уголовного процесса, а также формировать у них активную гражданскую позицию и правосознание.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: