Путин и дети: новая волна поддержки материнства и детства. Государственная поддержка материнства, отцовства и детства

Заявил во вторник о ряде поистине революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России. Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Однако, программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.

Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.

В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.

Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.

В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.

Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура. В любом случае ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.

Ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск - пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми - 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден "Мать-героиня". Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание "Мать-героиня" (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден "Материнская слава" (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден "Родительская слава". "За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей" могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали "Материнская доблесть".

Статистика

В Российской Федерации - 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения - 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения - 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) - вдовы, 5,9 млн (16,8%) - в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн - в зарегистрированном, 4,4 млн - в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн - официально разведены, 11,8 млн - вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) - почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции "Семья и актуальные проблемы современной семьи", состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми - 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн - матери-одиночки. Число многодетных семей - 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.

З.П. Снопок

Окт 03 | 12:35

Крепкая семья дает человеку силы, поддерживает в трудную минуту, воспитывает для общества здоровых, счастливых, талантливых детей. Уют в семьях – залог успеха в деле воспитания подрастающего поколения. Только семья, в которой царят любовь, забота и взаимная поддержка, способна дать детям все самое лучшее – все, что поможет им стать полноценными гражданами нашей страны.

В наше сложное время многим семьям живется нелегко, поэтому общество должно заботиться о том, чтобы все дети были счастливы. Для поддержки уровня жизни социально незащищенных семей в Тверской области создана нормативно-правовая база, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность семьи.

При рождении ребенка неработающим женщинам выплачивается единовременное пособие, которое на сегодняшний день составляет 10 988 руб. 85 коп. В целях материальной под держки неработаю щим женщинам назначается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет: 2 060 руб. 41 коп. – на первого ребенка и 4 120 руб. 82 коп. – на второго и последующих детей. Ежемесячно малообеспеченная семья может рассчитывать на такую поддержку, как пособие на ребенка. С 1 сентября 2010 года размер пособия составил 152 руб. (одинокой матери – 304 руб.). Для поддержки многодетных семей предусмотрена выплата ежемесячного пособия, которое в 2010 году назначено 172 многодетным семьям.

Осуществляются меры, направленные на улучшение демографической ситуации. При рождении третьего ребенка семья получает пособие в размере 4 000 руб. В 2010 году 8 семей получили такую выплату. Кроме этого, производится выплата адресной социальной помощи на проезд беременным женщинам, проживающим в сельской местности, в лечебные учреждения, которая выдается в виде единовременного пособия в размере 1 200 руб.

С 2008 года введена новая мера поддержки семей – выплата единовременного пособия беременной жене, семье военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (размер пособия – 17 402 руб.), и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (7 458 руб.), которое выплачивается до достижения ребенком 3-х летнего возраста.

Социальная поддержка дает людям реальный шанс на сохранение социального равновесия, успешного преодоления жизненных трудностей, гарантий приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье. Малообеспеченным семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказыв аетс я государственная социальная помощь, которая назначается не чаще одного раза в 12 месяцев. За 8 месяцев 2010 года было рассмотрено 338 заявлений на сумму 770 150 руб.

С сентября 2010 года 553 ребенка из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Бежецкого района Тверской области, получают бесплатное питание.

На базе ГУ «Центр «Семья» действует пункт проката предметов первой необходимости для детей первых трех лет жизни. Молодая малообеспеченная семья, имеющая ребенка до 3-х лет, может бесплатно воспользоваться услугами пункта проката, действующего на базе ГУ «Центр «Семья» по адресу: ул. К ашинская, д.102. В ассортименте имеются детские кроватки, прогулочные коляски, ходунки, манежи, ванночки, санки, стул-стол (трансформер).

Кроме этого, малообеспеченные семьи могут получить комплект для новорожденного.

Для того, чтобы воспользоваться социальной услугой пункта проката или получить комплект для новорожденного, необходимо собрать пакет документов, подтверждающий статус малообеспеченной семьи:

Справка о составе семьи;

Справка о зар. плате за 3 полных месяца каждого работающего члена семьи;

Копия св идетель ства о рождении ребенка;

Другие: из центра занятости населения, с места учебы, пенсии, детское пособие, выплата многодетным семьям;

Копия трудовой книжки для неработающих граждан.

Существующие меры социальной поддержки материнства и детства позволяют оказывать реальну ю государственную поддержку семьям с детьми.

Президент России Владимир Путин предложил начать реализацию целого ряда новых мер поддержки российских семей. Инициативу он озвучил на заседании координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей.

В частности, глава государства считает необходимым установить ежемесячную денежную выплату при рождении первого ребенка, которая будет выплачиваться до достижения им полутора лет. Сумма выплаты должна зависеть от размера прожиточного минимума, установленного в регионе. В среднем в 2018 году она составит 10 523 рубля.

«Выплата будет адресной: будут учитываться доходы семьи – думаю, что справедливо в первую очередь, поддержать тех, кто действительно нуждается», – заявил Владимир Путин.
Президент также предложил продлить действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года и ввести дополнительные возможности его использования. Например, средства маткапитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые в этом особо нуждаются. Здесь тоже будет действовать адресный подход.

«Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребёнком, уже с двухмесячного возраста ребёнка. В частности, мама после рождения ребёнка сможет продолжить работу или образование», - сообщил глава государства.

Помимо этого, Путин заявил о намерении расширить число регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка, запустить специальную программу ипотечного кредитования, ликвидировать очереди в яслях для детей от двух месяцев до трёх лет, а также предметно и последовательно заниматься повышением доступности медицинского обслуживания детей и улучшением его качества. Так, семьи, в которых родится второй или третий ребёнок, смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки по ипотечному кредиту сверх 6 процентов годовых. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей.

«Уверен, что реализация всех предложенных мер принесёт отдачу. Повторю, речь идёт о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание», - подчеркнул президент.

«Президент России Владимир Путин, озвучивая меры поддержки семьи на государственном уровне, обозначил четкие пути решения важнейшей гуманитарной задачи нашего времени – улучшения демографической ситуации. Фактически, это самая масштабная программа по поддержке материнства и детства», – заявил исполняющий обязанности секретаря Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Он отметил, что в этом направлении уже сделано немало позитивных шагов. «Статистика говорит, что уровень младенческой и материнской смертности значительно сокращается, в большинстве регионов решена проблема с очередями в детские сады для детей от 3 до 7 лет, возводятся новые больницы, перинатальные центры. Но мы отдаем себе отчет, что предстоит сделать еще больше», – сказал Турчак.

«Наша Партия при необходимости обеспечит оперативное рассмотрение и поддержку данных мер на законодательном уровне. Также одной из главных задач депутатов от «Единой России» станет партийный контроль за реализацией мер поддержки. В рамках «Десятилетия детства», которое стартует с нового, 2018 года, весь комплекс этих вопросов станет приоритетным для Партии», – резюмировал Турчак.

«Предложения, озвученные Владимиром Путиным, являются своевременными и верными. Перед законодательными органами стоит задача оперативного формирования четкой правовой основы для реализации всех озвученных инициатив», - заявил Секретарь Курганского регионального отделения «Единой России», заместитель председателя областной Думы Евгений Кафеев. Он напомнил, что благодаря партпроекту «Детские сады детям» в Зауралье уже удалось решить проблему очередности в детсадах, однако ясельных групп в регионе не хватает. «Разрешение вопроса очередности в ясли невозможно без дополнительного финансирования. Очень хорошо, что президент обратил внимание на эту проблему», - заметил региональный партийный лидер.

Кафеев также отметил, что инициативы, предложенные главой государства, окажут молодым семьям весомую поддержку и позволят быстрее встать на ноги. Адресность такой поддержки также важна: «Мы сможем быть уверены, что денежные средства, выделенные государством, получат именно те, кто в них действительно нуждается», - подчеркнул он.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Грек Наталья Владимировна

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА В РОССИИ:

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

(НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

И РОДОВЫХ СЕРТИФИКАТОВ)

Специальность 22.00.04 –

Социальная структура, социальные институты и процессы

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Саратов 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна
Официальные оппоненты: Федюнина Светлана Михайловна, доктор социологических наук, профессор, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», профессор кафедры социальных коммуникаций Шахматова Надежда Владимировна, доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», профессор кафедры прикладной социологии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный национальный исследовательский университет»

Защита состоится «20» декабря 2012 года в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, СГТУ имени Гагарина Ю.А., корп. 5, ауд. 418.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Ученый секретарь диссертационного совета В. В. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена возрастающим интересом ученых, политиков и общественности к транс­формирующемуся институту семьи. Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.



Приоритетным направлением 2000-х годов стала пронаталистская политика, ориентированная в основном на повышение рождаемости. Несмотря на то, что демографии России присущи общемировые тенденции (общее старение, отрицательный прирост), воспроизводство населения рассматривалось в дискурсе национальной безопасности. Послание Президента В. Путина Федеральному собранию РФ 2006 г. определяет демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Однако все они рассчитаны на средний класс, который в развитых странах является основной опорой государства, составляет большую часть всего населения и имеет значительную экономическую самостоятельность. В российских условиях произошло смещение целевых аудиторий: по статистике бедные семьи гораздо охотнее отзывались на предлагаемые им меры помощи, а семьи со средним достатком нередко оказывались индифферентны к предложениям государства. Кроме того, пронаталистская политика вступает в противоречие с существующим образом многодетной семьи. Основными получателями и материнского капитала, и родовых сертификатов являются, прежде всего, женщины, что продуцирует усугубление гендерного неравенства в российском обществе. Ориентация на рождение ребенка смещает женщину в сферу приватного, препятствуя ее реализации в профессиональной сфере.

Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидной необходимость анализа основных социальных процессов, происходящих на данном этапе развития современной семейной политики. Интересы семьи как социального института, выполняющего функцию воспроизводства и воспитания детей, требуют повышенного внимания государства. Социологический интерес представляют и микроуровневые аспекты реализации современных социальных инноваций «родовой сертификат» и «материнский капитал». Выявление латентных функций вышеуказанных программ позволит их скорректировать и, следовательно, повысить эффективность.

Степень разработанности вопросов социальной политики в области семьи напрямую связана со значительным увеличением интереса современной социологической науки к проблемам семьи и репродуктивного поведения. Л. Морган одним из первых связал семью с понятиями брака и родительства. Типология социального действия М. Вебера дает возможность классифицировать субъективные стратегии репродуктивного поведения семьи. Научный интерес к семье как к социальному институту проявлял Т. Парсонс, впервые определивший экспрессивные и инструментальные функции членов данной социальной группы. При помощи разработанной Т. Парсонсом схемы AGIL рассматривается репродуктивное поведение современной семьи. Предложенные Р. Мертоном понятия дисфункции и латентной функции необходимы для описания социальных программ материнского капитала и родовых сертификатов. Указанные выше аспекты порождают закономерный вопрос об институциональных искажениях, продуцирующих трансформации социального института семьи (Дж. Александер). Столкновение интересов института семьи и государства объясняется при помощи конфликтологического подхода (Р. Дарендорф, Р. Коллинз). Материальные ресурсы являются социальным благом, и неравное их распределение продуцирует социальную эксклюзию малообеспеченных семей (Л. Овчарова, А. Пишняк, Э.Теслюк). Теория коммодификации К. Поланьи позволяет определить репродуктивные практики как экономически детерминированные.

Среди материальных поощрений семье выделяются родовые сертификаты, материнский капитал, система пособий и льгот, связанных с беременностью, родами и послеродовым состоянием женщины. В соответствии с терминологией К. Мангейма, материнский капитал и родовые сертификаты представляются как инновационные социальные технологии. Статусная дифференциация государственных бенефиций актуализируется в работах А. Быкова, Л. Луняковой, М. Малышевой, Е. Мезенцевой. В работах отечественных исследователей представлены различные аспекты семейной политики: феминизация бедности российских семей (С. Айвазова, И. Тартаковская, А. Усманова), гендерный анализ государственной поддержки семей (Е. Бороздина, К. Фофанова, Ж. Чернова), социальная инклюзия семей с ребенком-инвалидом (П. Романов, Е. Ярская-Смирнова), трансформация социальной политики (А. Вишневский, С. Дармодехин, О. Клементьева, Н. Ловцова).

Государственная поддержка семей подводит к рассуждению о режимах социальной политики (Г. Эспинг-Андерсен) и реализации определенного гендерного контракта, поскольку женщина определяется как основной потребитель предоставляемых государством благ. Большинство данных благ предоставляется в связи с реализацией репродуктивной функции. Контракт «работающей матери-домохозяйки» продуцирует гендерное неравенство женщин (Э. Орлофф). Н. Ювал-Дэвис отмечает, что принципы неравенства граждан происходят из гендерного, этнического и классового контекста. Взаимоотношения государства и женщины рассматриваются при помощи концепции У. Либерт, которая предложила гендерно чувствительную модель государства всеобщего благосостояния. Это тесно перекликается с «режимом раздельных гендерных ролей», предложенным Д. Сейнсбери, когда женщины получают пособия вне зависимости от их брачного статуса. Современный гендерный контракт российской женщины выглядит следующим образом: «мужчина – кормилец, женщина – домохозяйка с полной занятостью, реализующая функции заботы и ухода» (Б. Пфау-Эфингер).

Особого внимания заслуживают труды И. Кона, Н. Пушкаревой, которые придавали значение социокультурным факторам, акцентируя внимание на нормах и ценностях каждого общества, определяющих отношение к родительству. Репродуктивные стратегии семьи тесно связаны с наличием контролирующих учреждений (женских консультаций, роддомов), и введение родового сертификата предполагает контроль за телом каждой женщины (М. Фуко). При этом женщина находится в зависимом положении от врачей, поскольку последние являются носителями экспертного знания (Ю. Белозерова, Д. Михель), а развитая система неформальных платежей усугубляет эту зависимость (С. Шишкин).

Обращение к советской социальной политике позволяет дополнить картину социальной поддержки материнства на разных этапах развития России (С. Айвазова, Л. Бернштейн, Ю. Градскова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, А. Коллонтай, Ю. Королев, Н. Лебина, М. Рабжаева, А. Темкина, Н. Черняева). Исторические параллели с фашистскими режимами Италии и Германии вскрывают механизмы регулирования рождаемости (Г. Бок, В. Де Грация). Конструирование образа «нормальной» семьи при помощи различных средств воздействия на массовое сознание рассматривается в работах Т. Адорно, У. Гуда, М. Хоркхаймера, а также в работах отечественных авторов (Е. Вовк, М. Воробьева, Г. Климантова, М. Мацковский, В. Солодников). Социальная поддержка семей затрагивает вопрос социального капитала (П. Бурдье, Дж. Коулман), который следует считать специфическим видом богатства в современном обществе риска (Э. Гидденс). Индивидуальные риски, связанные с рождением и воспитанием детей, продуцируют реакцию макроуровня, направленную на нивелирование данных рисков (Дж. Ритцер). В свою очередь, это является способом коммуникации семьи и государства (Н. Луман). Социальные бенефиции рассматриваются при помощи теории обмена П. Блау и Д. Хоманса, поскольку выступают вознаграждением за требуемое репродуктивное поведение семьи.

Признавая безусловную важность всех приведенных выше исследований в области трансформации семейной политики и гендерных отношений, стоит отметить, что такие формы поддержки семьи, как родовой сертификат и материнский капитал, требуют дальнейшего обсуждения. Недостаточное внимание уделено взаимодействию семьи и государства на микроуровне, гендерному анализу реализации практик социальной помощи. Необходимо также выявление корреляции и причинно-следственных отношений между жизненными траекториями семьи и реализации права на социальную поддержку. Важность представляет определение основных дисфункций и латентных функций программ материнского капитала и родовых сертификатов, а также сопоставление ожиданий семей и видов государственных социальных бенефиций.

Объект исследования – семейная политика как механизм воздействия государства на репродуктивное поведение семьи. Предмет – противоречия социальных технологий, направленных на стимулирование рождаемости (родовой сертификат, материнский капитал).

Цель диссертационной работы состоит в комплексном анализе реализации мер семейной политики на макро- и микроуровне. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- сравнить исторический опыт регулирования семейной политики с современными мерами социальной поддержки;

Выявить основные тенденции современной семейной политики России с точки зрения гендерного подхода;

Оценить влияние предлагаемых государством мер социальной поддержки на жизненно-стилевые стратегии семей;

Проанализировать эффекты участия семьи в программах социальной политики и влияние программ на социально-экономическое положение домохозяйства;

Идентифицировать явные и латентные функции инновационных социальных практик (материнский капитал, родовые сертификаты).

Теоретико-методологическими основаниями диссертации являются труды классиков социологии, а также работы современных авторов по социологии семьи, семейной политике и гендерным исследованиям. Макроуровневые процессы рассматриваются с помощью парадигмы Т. Парсонса о структуре и функциях социальных систем, теории дисфункций и латентных функций Р. Мертона, концепции институциональных искажений Дж. Александера. Конфликтологический подход Р. Дарендорфа и Р. Коллинза позволяет объяснить столкновение интересов семьи и государства. Типология социального действия М. Вебера дает представление о мотивах репродуктивного поведения семьи. При помощи теории коммодификации К. Поланьи современные меры поддержки семьи позиционируются как финансовое вознаграждение за требуемое репродуктивное поведение. При исследовании родовых сертификатов была использована концепция М. Фуко о контролирующих учреждениях. Теория производства «нормальных» социальных образцов Т. Адорно и М. Хоркхаймера делает возможным понимание конструирования требуемого образца семьи. Рождение ребенка рассматривается с помощью типологии Э. Гидденса как социальный риск. Концепция взаимосвязи макрообъективного и микросубъективного Дж. Ритцера позволяет определить семью и государство как взаимовлияющие элементы. Согласие семьи с предложенной государством поддержкой находится в рамках теории обмена П. Блау и Д. Хоманса. Методология эмпирического исследования основывается на трудах В. Семеновой, П. Романова, Н. Шахматовой, В. Ядова, В. Ярской, Е. Ярской-Смирновой.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1. Вторичный анализ данных социологических исследований, проведенных ФОМ («Бездетность и нежелание иметь детей», 2008, N=1500; «Демография: как повысить рождаемость?», 2006, N=1500; «Многодетная семья», 2006, N=1500; «Неофициальная плата в поликлиниках: распространенность и отношение», 2007, N=1500, «Экспресс», 2007, N=1595; «Экспресс», 2008, N=1600; «Экспресс», 2009, N=1600).

2. Контент-анализ Посланий Президента Российской Федерации (с 1994 по 2011 год) в части, касающейся мер поддержки семьи, материнства и детства, а также развития социальной политики в целом и способов ее организации.

3. Полуформализованные интервью с получателями услуг родового сертификата (N=10, 2010), полуформализованные экспертные интервью (N=13, 2010).

4. Полуформализованные интервью с получателями материнского капитала (N=9, 2010).

В эмпирическую базу данного диссертационного исследования также вошли: государственные статистические данные по вопросам семейной политики, федеральное и региональное социальное законодательство, а также анализ правительственных программ поддержки семьи, родительства и детства.

Научная новизна данного диссертационного исследования определяется тем, что:

Доминирующие направления современной социальной политики, касающиеся сферы поддержки семьи, материнства и детства, дополняются ретроспективным анализом мер семейной политики;

Впервые сопоставлены жизненно-стилевые стратегии семей с детьми, репродуктивные установки женщин и предлагаемые государством меры социальной помощи; выявлены несоответствия между потребностями «детной» семьи и имеющейся системой социальных бенефиций;

Раскрыты эффекты участия домохозяйств в реализации социальной программы «материнский капитал»;

При проведении эмпирического исследования получены новые данные об ожиданиях семей относительно предлагаемых государством возможностей вложения финансовых средств материнского капитала;

Выявлены дисфункции и латентные функции инновационных социальных практик материнского капитала и родовых сертификатов, которые значительно снижают ценность вышеуказанных мер и продуцируют воспроизводство гендерного неравенства и семейной бедности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная социальная политика России носит пронаталистский характер, что выражается в интенсивном стимулировании репродуктивного поведения. Она разрабатывается и претворяется в жизнь на основе алармистского подхода к демографии страны, в дискурсах упадка нации и необходимости ее возрождения. Данная политика декларируется как всеобщая, однако латентно все же имеет основания для разделения на «желательную» и «нежелательную» рождаемость, ориентируясь в основном на средний класс. Сопутствующие ей пособия и льготы не играют значительной роли в совокупном бюджете среднестатистической, «благополучной» семьи и в то же время не являются весомой экономической поддержкой для семей с низкими доходами. Такая политика также не ориентируется на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации: семьи, имеющие ребенка-инвалида или многодетные семьи с низким доходом сталкиваются с непреодолимыми социально-экономическими препятствиями на пути к социальным благам. Такие глубинные процессы постепенно порождают стабильную социальную эксклюзию, которая ригидна по своей сути.

2. Современное законодательство в сфере социальной политики воплощает гендерный дисбаланс. Все бенефиции, связанные с деторождением и уходом за ребенком, смещаются в сторону материнских выплат, однако являются бесполезными без наличия в семье активного кормильца-мужчины – основного источника финансов семьи, тем самым воспроизводя модель «сильного кормильца», а, следовательно, и гендерного неравенства. Несмотря на некоторые гендерно нейтральные возможности социальной поддержки родительства, женщины составляют большинство бенефициаров этой системы. С одной стороны, государство само выступает в роли отца-кормильца, предлагая широкую систему всевозможных бенефиций. С другой стороны, эффективное их использование зачастую возможно лишь при наличии реального отца семейства, который был и остается кормильцем. Это связано как с занятостью женщин в низкооплачиваемых бюджетных сферах, так и с недостаточно весомыми суммами предлагаемой финансовой помощи. При этом основным источником доходов является отец (такая ситуация складывается в более чем 40% семей).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: