купля земельный дарение доля
Среди различных вариантов коммерческого использования земли, позволяющих извлекать избыточную прибыль, наиболее распространенным является аренда и продажа участка новому собственнику по рыночной стоимости с учетом наилучшего и наиболее эффективного ее использования. Процедура купли-продажи имеет существенные особенности в зависимости от категории земель. При совершении земельных сделок необходимо учитывать установленные Земельным кодексом РФ и Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничения оборотоспособности земельных участков. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Распространенной формой заключения договора купли-продажи земельных участков являются торги. . Статья 38 ЗК РФ устанавливает порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на торгах (конкурсах, аукционах).
Предметов торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения земельных торгов регулируется постановлением Правительства РФ от 11.11.02 г. №808 «Об организации и проведении торгов по продаже, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков». Порядок проведения земельных торгов определяет субъектов (продавцов, организатора), предмет торгов, процедуру торгов, порядок расчетов и оформления прав.
Известно, что земли совхозов, колхозов, кооперативов и АО давно уже поделены между работниками на земельные доли. Владельцы земельных долей в соответствии со ст. 246-250 ГК РФ и ст. 12-15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут совершать с ними различные коммерческие сделки с учетом общепринятых законодательных ограничений. Отдельные виды сделок с земельными долями имеют определенные особенности, установленные действующими нормативными актами, которые с 2002 г. Существенно изменены.
Земельную долю можно:
- - передать по договору ренты;
- - передать в залог, подарить, завещать;
- - выделить в натуре участок в счет доли для организации фермерского или личного подсобного хозяйства;
- - сдать в аренду собственникам долей или сельскохозяйственным коммерческим организациям;
- - объединить с другими владельцами долей для совместного ведения хозяйства;
- - распорядиться иным образом с учетом преимущественного права остальных участников долевой собственности, а при неиспользовании доли в течении 2 лет - переход права собственности к субъекту РФ или муниципалитету; передать в доверительное управление; распорядиться иным образом с соблюдением правил ст. 250 ГК РФ;
- - продать в натуре или в виде права преимущественно другим владельцам долей данного хозяйства;
- - внести земельную долю или право пользования ею в уставной капитал юридического лица;
- - обменять или заключить договор ренты с пожизненным содержанием;
Правовое регулирование оборота земельных участков и долей в праве общей собственности земель сельскохозяйственного назначения теперь осуществляется в соответствии с:
- - Земельным кодексом РФ;
- - Гражданским кодексом РФ;
- - Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ОЗСН) в ред. Закона №113-ФЗ от 7 июля 2003 г.;
- - другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
- - законами субъектов РФ, которые во многих регионах только разрабатываются;
При совершении сделок с землями сельскохозяйственного назначения следует также учитывать установленные законом особенности их использования.
Если в собственности лица оказались земельные участки или доли в праве общей собственности на них и это влечет нарушение требований о местонахождении и предельных размеров участка (10% общей площади сельхозугодий в одном районе) или о правах иностранных лиц на сельскохозяйственные земли, то такие участки и доли должны быть отчуждены собственником. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 3 ст. 19 Закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ в редакции от 7 июля 2003 г. Максимальный размер общей площади земельных сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина, его супруги и близких родственников (родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки) устанавливается равным 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.
Земельная доля может быть куплена только для целей сельскохозяйственного производства гражданами и организациями. Преимущественное право покупки имеют члены хозяйства, в котором находится земельная доля, или сельскохозяйственные организации, созданные в процессе реорганизации этого хозяйства. Купленные предприятием земельные доли переходят в собственность предприятия как юридического лица. На указанные доли необходимо выделить земельный участок, оформить его в собственность предприятия. Эта земля может быть заложена или продана предприятием. С землями, находящимися в пользовании или аренде, такие операции предприятие совершать не вправе. Выплаты за купленную земельную долю могут быть единовременными или в рассрочку. При оплате в рассрочку ежегодные выплаты, как правило, выше, чем за арендованную долю. При покупке земельной доли нужно следить за тем, чтобы общая площадь сельхозугодий в собственности на одно КФХ (или на одного работника в предприятии) не превышала предельный размер, установленный областными (краевыми, республиканскими) органами. Налогообложение купли-продажи. Продукция, услуги и деньги, выданные за купленные земельные доли, облагаются налогами. Доход продавца земельной доли не будет облагаться налогом, если он не превышает 5 000 - кратного размера минимальной зарплаты. Преимущественное право покупки земельной доли закреплено в статье 250 ГК РФ.
Последние изменения: Январь 2019
Спектр целей, в которых используется сельскохозяйственная земля ограничен, определен законодательно. Так как закон определяет целевое значение земли, что уже особенность, то и продажа будет немного отличаться, а соответственно и список необходимой документации. В этой статье рассмотрим, как продать землю сельхозназначения и сделать это правильно, с чего начать и на что обратить своё внимание.
Правовой базис
Государство наделяет сельскохозяйственные (с/х) ЗУ особыми правами, которые оказывают непосредственную защиту таковых наделов. Полный перечень составляющих сельхоз назначение расписан в ст. 77 ЗК РФ, говоря об этом кратко, это любой земельный надел, который располагается за территорией городского поселения и непосредственным целевым назначением данного участка является сельскохозяйственная деятельность. Особым правовым статусом также обладают дороги, постройки сооружения, находящиеся на территории земли, которые используются непосредственно в производственных нуждах.
Определившись с тем, что из себя представляет земля, рассмотрим какими нормативно правовыми актами она регулируется:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон № 101 от 24.07.2002, регулирующий оборот сельскохозяйственных земель.
Первый нормативно-правовой акт определяет сельхоз ЗУ и что в них входит, что было рассмотрено ранее. Второй НПА рассматривает аспекты, связанные с регистрацией: в государственном реестре (ст. 131 ГК РФ), самой сделки (ст. 164 ГК РФ), перехода прав собственника на недвижимый объект (ст. 551 ГК РФ).
А также ГК РФ регламентирует последствия, связанные с уклонением от процедур, предполагающих регистрацию (ст. 165 ГК РФ). Третий правовой акт определяет главенствующую роль органов местного самоуправления при купле-продаже данных земельных участков, а именно их преимущественное право покупки.
Стоит отметить: что земля покупается муниципалитетом по цене заданной непосредственно продавцом, опираясь не на кадастровую стоимость ЗУ, а на рыночную. Также обратите внимание, что преимущественным правом муниципалитет владеет до тех пор, пока надел не будет продан посредством публичных торгов или не будет изъят в гос. интересах.
Вышеупомянутые нормативно-правовые акты первоочередно определяют ответственность, которая лежит на плечах продавца. Если договор купли-продажи будет что-либо нарушать или в ходе эксплуатации нарушалась цель использования, то власть субъекта (региона) имеет полное право изъять данный с/х надел. В обязанности собственника также входит наблюдение за его экологическим состоянием, забота о земле, что также регламентируется законодательством.
Для чего нужна сельхоз земля?
Сельскохозяйственные угодья эксплуатируются по-разному, преимущественно выделяют 5 пунктов, к ним относятся:
- Пастбища, сенокосы, угодья. Как правило, это относится к подсобному хозяйству и предполагает взращивание долголетних растений и прокладку внутренних коммуникаций (что разрешается законодательно).
- Бросовые земли. Участки земли, рельеф которых не позволяет на них провести вспашку, потому они используются в ином назначении, для выращивания подходящих культур.
- Угодья, сооружения, склады. На с/х ЗУ разрешено возводить постройки, которые используются в производственных целях, - не иначе. На строительство необходимо получить определенное разрешение или же целевое назначение земли предполагает наличие построек.
- Водные объекты, лесной фонд. Используются для развития аквакультуры, постройки водонапорных сооружений, организации ИП и так далее.
- Другие назначения. Связано с градостроительными объектами, главная цель которых защита земель от негативного воздействия (обеспечения необходимой защиты).
Стоит отметить: что в РФ земель с/х назначения около 8% от общего количества ЗУ, уступая своё место лишь лесному фонду. Данная цифра говорит о том, что люди в России желают вести и ведут фермерские хозяйства.
Сельскохозяйственные наделы, априори, наделены 2 целями, ими являются:
- Сельское производство;
- Иные цели, предполагающие помощь в достижении первой.
Первое, что предполагало государство при введении данных ЗУ в товарооборот и соответственную их выдачу гражданам, это использование выданных территорий под сельскохозяйственные угодья. Однако не все территории используются по прямому назначению. Поэтому появился второй пункт, под которым предполагаются лесопосадки, водо и лесопокрытые территории, дороги, склады.
Земли, цель которых отличается от непосредственного ведения фермерского хозяйства, также законодательно защищены и не изымаются без достаточных оснований.
Также тип разрешенного использования ЗУ изменяется на индивидуальный жилстрой, дачное строительство. Легче всего изменить цель ЗУ, если он находится в черте города (город разросся), участок входит в дачное коммерческое партнерство или садоводческое некоммерческое товарищество.
Порядок продажи с/х земель
Продажа надела сельскохозяйственного назначения предполагает следующий алгоритм действий :
- Извещение муниципалитета (или иных органов МСУ) о продаже земли. Только при отказе администрации от покупки продавец имеет право продавать ЗУ физ. и юр. Лицам.
- Поиск покупателя. Найти покупателя можно, начиная от размещения объявлений в интернете, заканчивая обращениями в агентства, занимающимися продажей недвижимости.
- Подготовка, сбор необходимого пакета документации и согласование суммы сделки с продавцом. При формировании цены на ЗУ основывайтесь не на кадастровой стоимости участка, а на рыночной.
- Заключение договорных отношений.
- Регистрация сделки и всех её аспектов, указанных в вышеперечисленных статьях из ГК РФ.
- Цель недвижимого объекта;
- Плодородность почвы;
- Возможность изменения разрешенного пользования;
- Сумма налога.
Стоит отметить: собственник самостоятельно решает вопрос с способами и условиями продажи земли, рассрочка, требование задатка, оформление договора с полным расчётом или передача ЗУ организации в виде формы уставного капитала.
Нюансы продажи
Главное, на что необходимо обратить внимание, - это на собственника продаваемого недвижимого объекта и уведомление. Рассмотрим все аспекты, связанные с собственниками земельного надела.
Собственник земли — государство
Продажа надела, находящегося в собственности у физического лица довольно простая процедура.
Достаточно собрать правоустанавливающую документацию, уведомить муниципалитет и заключить договор купли-продажи.
Однако если ЗУ находится во владении у органов местного самоуправления, продажа производится следующим образом:
- Подача покупателем необходимого ходатайства в представительство по выдаче земли сельхоз назначения, в котором при приобретении земли указывается цель покупки и технические характеристики земли.
- Далее необходимо ожидать ответа от государственных структур. Решение будет вынесено в виде постановления, если оно носит отрицательный характер (запрет на продажу), то в обязательном порядке указываются причины. Вынесенное постановление подлежит обжалованию в судебных инстанциях.
- Проверка земельного надела всеми службами, санитарными, пожарными, охранно-природными, проверка правоустанавливающей документации на данный вид недвижимости. Каждая проверка должна быть задокументирована и иметь печать, подпись руководителя.
- Регистрация прав на недвижимый объект.
- Оформление договора купли-продажи надела между физ. лицом (покупателем) и муниципалитетом.
- Проведение процедуры межевания, подготовка полного пакета документации на недвижимость, регистрация прав собственника.
Стоимость устанавливается органами МСУ исходя из муниципальных правовых актов, которые соответственно рознятся в каждом регионе. Преимущественно цена определяется исходя из плодородности, местоположения и площади земли.
Уведомление администрации
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ №101 при заключении сделки купли-продажи, продавец с/х земли обязан уведомить об этом либо орган МСУ, либо региональный высший орган власти.
Уведомление составляется письменно и содержит в себе следующие сведения :
- Площадь, месторасположение;
- (находится ли земельный пай в аренде или во владении) и документы, устанавливающие личность продавца;
- Данные, касающиеся взаимного расчёта, а именно их срок и условия на которых он будет заключен с государством.
Необходимый перечень документации для продажи
К нему относят:- Документы, удостоверяющие личность сторон сделки (также сюда относится нотариально заверенная доверенность, если сделка заключается с участием доверенного лица).
- Выписка из ЕГРН.
- Правоустанавливающая документация («бумаги», согласно которым было приобретено право владения, пользования и распоряжения землёй, к таковым относят договора дарения, купли-продажи, завещания и так далее).
- Отказ органов МСУ от покупки с/х земли.
- Письменное согласие иных лиц, имеющих отношение к ЗУ. К ним относят супруга, супругу, собственников кооперативов, фермерских хозяйств. Особенное внимание необходимо уделить ребёнку, так как сделка, затрагивающая законные интересы несовершеннолетнего лица, попадает под юрисдикцию органов опеки и попечительства и для её окончательного заключения необходимо разрешение от данного органа.
Продажа пая
Как правило, часть земли могут передавать в целях выращивания определенных сельскохозяйственных культур или пастбища для животных. Если вы решили продать , то ст. 8 ФЗ № 101 также в силе и надо быстро об этом известить органы МСУ. Всё что надо упомянуть в извещении (уведомлении) описано выше.
В течение 30 календарных дней муниципалитет обязан дать ответ, в случае игнорирования вы имеете право на продажу пая иным лицам.
Заключение
Учитывая все вышеописанные особенности можно без проблем продать земли сельскохозяйственного назначения. Главное помнить, перед составлением договора купли-продажи нужно в обязательном порядке уведомить администрацию о продажи и в случае её отказа от покупки, зарегистрировать сделку в Госреестре, а также права нового собственника. Если владелец пая и новый покупатель будут уклоняться от уведомления муниципальных органов или же регистрации, сделка будет признана незаконной.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему
Согласно российскому Земельному Кодексу землями сельскохозяйственного назначения считают земли, которые находятся за чертой поселений, предназначаются и предоставляются для нужд сельского хозяйства.
В состав таких земель традиционно включаются наиболее ценные, плодородные участки земли, требующие по этой причине особой охраны и, соответственно, особого правового статуса и защиты со стороны государства. В связи с этим , отнесенных к территориям сельскохозяйственного назначения, имеет свои правовые особенности.
Состав земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения, согласно требованиям законодателя, могут использоваться правообладателями только в строго определенных целях. Такие земельные территории изначально не предназначены для жилого или промышленного строительства.
К земельным территориям сельскохозяйственного назначения как объектам продажи отнесены:
- любые сельскохозяйственные земли, а именно: сенокосы, пастбища, залежи, пашни и зеленые насаждения;
- все постройки, возводимые на территории сельскохозяйственной земли (даже целый поселок, на практике, может размещаться на такой территории);
- любые объекты, возводимые для реализации нужд сельского хозяйства (к примеру, дороги, лесополосы, насаждения растений, защищающие земли от выветривания).
Особенность продажи
Главная особенность купли-продажи земельной территории сельскохозяйственного назначения, согласно закону, состоит в наличии преимущественного права региональных (муниципальных) властей на приобретение у правообладателя земли (продавца) такого земельного участка.
Так, законодателем регламентировано, что при продаже правообладателем своего участка земли из состава земель сельскохозяйственного назначения российский регион (субъект РФ) либо в ситуациях, прописанных законодательным актом субъекта РФ, муниципалитет обладает преимущественным правом покупки соответствующего участка земли по той же цене, за которую он реализуется, за исключением случаев земельной продажи с публичных торгов.
Соответственно, чтобы реализовать участок земли, относящийся к рассматриваемой категории земель, правообладатель участка обязан письменно известить полномочный региональный (либо муниципальный) орган о собственном намерении совершить продажу земли. В таком извещении продавца участка обязательно прописывается цена земли и иные существенные договорные условия.
Если региональные власти (муниципалитет) отказываются от приобретения земли либо в месячный срок после получения извещения не уведомляют продавца участка о намерении совершить покупку, правообладатель земли вправе в течение года реализовать участок любому третьему лицу с условием, что цена сделки будет не ниже цены, обозначенной ранее в извещении.
При возмездном отчуждении участка земли, предназначаемого для сельскохозяйственных нужд, с нарушением преимущественного права приобретения земли региональными властями (муниципалитетом) сделка продажи может быть оспорена.
Так, субъект РФ (муниципалитет) вправе в течение года после регистрации новым правообладателем земли перехода прав собственности на приобретённый участок потребовать через судебные инстанции перевода на него правомочий и обязательств покупателя.
Помимо права преимущественной покупки, у процесса продажи земельных территорий сельскохозяйственного назначения есть и другие нюансы:
- Покупатель, приобретая участок, должен помнить о целевом назначении земельной территории и использовать её в строгом соответствии с этим назначением. Кроме того, покупателю земли требуется учесть, что на него вместе с правом собственности ложиться и обязательство заботиться о плодовитости приобретенной земли и экологичности условий. Если данное требование законодателя будут нарушено, государство может изъять участок у нового собственника.
- При несоблюдении сторонами возмездного отчуждения земли правил, законодательных регламентов и норм, касающихся правового статуса земель сельхозназначения и порядка их использования, государственные органы (полномочные органы муниципалитета) имеют право изъять проданный участок земли.
- Для проведения сторонам сделки купли-продажи земельной территории, находящейся на особом контроле государства, продавец участка обязан представлять покупателю необходимую информацию об отчуждаемой земле.
- Заключая соглашение продажи, стороны купли-продажи земельной территории вправе установить право выкупа участка продавцом на определённый срок.
При заключении сделки продажи продавец (правообладатель земли) должен представить, как и при любых сделках с землёй, всю информацию об отчуждаемом участке и ограничениях, действующих на него.
Если данные сведения будут утаены, соглашение купли-продажи юридически недействительно.
Договор продажи будет также считаться недействительным, если в нём будут условия, касающиеся установления продавцом земли бессрочных прав выкупа соответствующего участка, отсутствия его ответственности перед покупателем, если на проданный участок земли предъявит права кто-то ещё либо установления любых ограничений на использование земельной территории в дальнейшем. Перечисленные условия договора запрещены законом.
Кто может продавать
Сегодня в роли продавца участка земли сельхозназначения может выступать и государство, и земельный собственник (гражданин или компания).
Если продавцом земель выступает государство, потенциальному покупателю участка стоит запастись терпением, ведь тогда продажа земельной территории осуществляется, как правило, в течение двух лет. При этом потребуется сбор различной документации и определенные финансовые вложения.
Преимущества приобретения земли у частного собственника в том, что у последнего есть уже требуемая документация, и покупателю не придется ждать проведения межевания участка и постановки приобретаемой земли на учет в общероссийском госкадастре.
Процесс продажи земли
Сам процесс продажи правообладателем земель сельскохозяйственного назначения можно представить следующим образом:
- Направление собственником земли извещения о продаже участка региональным (муниципальным) властям. Получение отказа компетентного органа от приобретения земли.
- Поиск покупателя участка.
- Сбор требуемой для продажи земли документации.
- Составление и согласование с покупателем соглашения продажи.
- Непосредственное совершение сделки, передача финансовых средств, подписание правовой документации.
- Регистрация прав собственника.
Необходимые документы
Для продажи участка земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, регистрации прав нового правообладателя участка потребуются:
- паспорта сторон. Если землю продает не её собственник, помимо паспорта, потребуется ещё к представлению и нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия доверенного лица;
- правоустанавливающая документация на землю, относящуюся к территориям сельскохозяйственного назначения;
- отказ полномочных районных властей от прав на отчуждаемую землю либо подтверждение того, что продавцом было направлено обязательное уведомительное извещение полномочному органу, но в течение месяца государство (муниципалитет) не выразило намерения приобрести земельную территорию, воспользовавшись правом преимущественного приобретения;
- , оформленный надлежащим образом;
- платежная квитанция по уплате регистрационной госпошлины;
- протокол собрания – когда речь идёт о фермерском хозяйстве, составной частью которого является отчуждаемая земля.
Что указывается в соглашении купли-продажи?
Составляя договор возмездного отчуждения земельной территории, относящейся к сельскохозяйственным землям, стороны должны указать:
- Полные данные обеих сторон.
- Предмет соглашения с указанием кадастрового номера отчуждаемого участка, полных сведений о земле и наименования правовой документации, на основе которой у правообладателя земли (продавца) есть права собственности в отношении предмета договора.
- Цену сделки.
- Информацию о целевом назначении отчуждаемого продавцом земельного участка.
- Конкретные обязательства сторон и их ответственность в рамках правового соглашения купли-продажи участка земли.
- Порядок проведения сторонам финансовых расчётов.
В тексте договора требуется прописать, что продавец земли передаёт участок, который не подарен другому лицу, не заложен, не находится под арестом или запретом и свободен от каких-либо юридических притязаний третьих лиц.
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также и настоящего Федерального закона.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
4. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
5. В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.