Метод гигиенического наблюдения. Связь гигиены с другими науками. Разделы гигиены. Методы гигиенических исследований. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

I. Методы гигиенических исследований можно объединить в две группы.

II. Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды.

Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственных Стандартов), ТУ (технических условий), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описа­ния. Этот субъективный метод позволяет охарактеризовать состояние объекта, указать предложения по устранению недостатков и сроки их ис­полнения, наметить объем и характер необходимых лабораторных иссле­дований.

Санитарно-гигиеническое обследование включает в себя также:

а) санитарно-топографическое описание;

б) санитарно-техническое описание;

в) санитарно-эпидемиологическое описание.

Метод лабораторных исследований включает:

а) физический метод исследования, который позволяет оценить микро­климат помещения (температуру, влажность, скорость движения воздуха),
шум, вибрацию, запыленность и т. п.;

б) химический метод, который используется для анализа воздушной
среды, воды, определения биологической ценности продуктов питания и
др. Так, химическим анализом воды можно определить органолептические
показатели (запах, вкус, цветность, мутность), химические показатели
(остаточный хлор, сульфаты, хлориды и др.). Химическим анализом продуктов можно определить кислотность, содержание влаги, сухих веществ,
белков, жиров, углеводов в рационе и др. Химическим исследованием воз­духа можно определить содержание пыли, углекислого газа и др.;

в) бактериологический метод, который используется при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов. Микробиологическим исследованием воздуха можно определить общее число
колоний, наличие стафилококков, стрептококков, плесени и др. Микро­биологическим исследованием продуктов можно определить бактерии группы кишечной палочки (БГКП), сальмонеллы, общее микробное число и другие показатели;

г) токсикологический (биологический) метод используется в экспери­ментах на животных (белые мыши, морские свинки), позволяет оценить
действие химических веществ на организм и установить предельно допустимую концентрацию (ПДК). ПДК - это такая концентрация вещества, которая при воздействии на человека в течение всей его жизни не вызовет от­клонений в состоянии здоровья у него и его потомства;

д) экспресс-методы определения качества термообработки продуктов,
ополаскивания посуды, фальсификации продуктов и др.

Выделяют также:



1. метод физиологических наблюдений, который применяется при ис­следовании функционального состояния органов и систем и разработке ме­роприятий по улучшению технологического процесса и др.;

2. метод клинических наблюдений, который применяется при проведе­нии профилактических осмотров, диспансеризации и дает возможность выявить в организме изменения, возникающие под воздействием факторов окружающей среды;

3. экспериментальный метод изучения влияния различных факторов на организм;

4. социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явле­ний: рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие и др.;

5. анкетно-опросный метод.

Человек – биосоциальный вид, может приспосабливать на себя ОС: с/х экосистемы, городские экосистемы – все это человеческие экосистемы .

С/х (агро) экосистемы – сады, пастбища, поля, огороды, дачи. Агроэкосистемы созданные человеком не устойчивы и не способны к саморегуляции (если не приехать на дачу все зарастет травой).

Урбоэкосистема (городская) – неустойчивая природно-антропогенная система состоящая из: архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем.

Парниковый эффект - углекислый газ, оксид азота, метан, хлорид углерода, озон, водяные пары – эти газы препятствуют отходу тепла. Последствия – крупномасштабные, негативные: уменьшение ледового покрова, повышение уровня Мирового океана, появление ураганов. Положительные моменты – зимы короче и теплее.

Озоновые дыры - появляются из-за разрушения озонового слоя. Хлор, фтор и др.вещества широко используются в быту (аэрозоли). Когда эти вещества поднимаются вверх, то под воздействием УФ лучей из них выделяется атом хлора и он вступает во взаимодействие с атомом озона, разрушая его и образуя оксид хлора и кислород. В результате уменьшается способность атмосферы не пропускать УФ лучи, что приводит к замедлению роста растений, снижается иммунитет, повышается риск заболевания многими болезнями - рак кожи, заболевания глаз – катаракта.



Кислотные дожди – в 1960 г первое упоминание шведским ученым. рН = 5,6 – норма, рН меньше 5,6 – это кислотные дожди. Кислоты в дождевых водах появляются от промышленных выбросов (диоксид серы, оксид азота). Последствия – изменение состава почвы, воды, все живое в такой воде погибает, стройматериал разрушается (известняк, мрамор), понижается плодородность почвы из-за закисления.

На здоровье человека влияют факторы: эндогенные - отдельные процессы, реакции, происходящие в живом организме; экзогенные - погода, климат.

Природно-очаговые заболевания: чума, малярия, энцефалит – эти возбудители находятся в живых существах.

Занятие 1

ТЕМА: Предмет, содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача стоматолога. Физические свойства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, барометрическое давление, подвижность воздуха). Методы оценки температурного режима помещения, влажности, подвижности воздуха

Методы оценки температурного режима помещений, барометрического давления, влажности и подвижности воздуха

Температура, влажность, подвижность, барометрическое давление воздуха являются основными метеорологическими элементами, характеризующими в совокупности физические свойства воздушной среды - микроклимат в жилых, детских, лечебных и других помещениях.

Термин микроклимат закрытого помещения - собирательное понятие, характеризующее физическое состояние воздушной среды какого-то помещения. Составными элементами микроклимата являются: температура воздуха и ее колебания во времени и в пространстве; влажность воздуха; его подвижность. Кроме того, при установлении особенностей и нормировании микроклимата закрытых помещений учитывается температура поверхностей ограждающих конструкций (стен, окон) и перепад температур воздуха в помещении и внутренних поверхностей ограждающих конструкции. Все эти составные факторы микроклимата оказывают интегральное влияние на тепловой обмен организма с окружающей средой. Микроклимат любого помещения, особенно больничной палаты, должен быть оптимальным. Под оптимальными понимаются такие микроклиматические условия, при которых механизмы терморегуляции организма (в лечебном учреждении организма больного) наименее напряжены, то есть тепловой комфорт обеспечивается наиболее физиологично, без всяких функциональных перегрузок.

Компенсаторные возможности больного организма ограничены, а чувствительность к неблагоприятным факторам внешней среды повышена. Следовательно, диапазон колебаний метеофакторов в больнице должен быть меньше, чем в любом помещении, предназначенном для здоровых людей. Кроме того, к поддержанию оптимального микроклимата в больнице предъявляются более строгие тpeбования, поскольку вследствие отклонения oт него напрягаются механизмы терморегуляции организма. Если для здорового человека такое напряжение (только не перенапряжение) допустимо, хотя и не желательно, то для больного в условиях стационара всякие напряжения безусловно вредны и их необходимо исключить вследствие ограниченных возможностей компенсаторных систем больного, его растренированности и повышенной чувствительности.

Микроклиматические условия в лечебно-профилактических учреждениях имеют важное значение в общем комплексе лечебных мероприятий. Для правильной оценки микроклиматических условий в лечебно-профилактических учреждениях врачу необходимо освоить устройство приборов, методические подходы исследования физических свойств воздушной среды и умение давать им обоснованную гигиеническую оценку.

теоретические контрольные вопросы

Предмет и задачи гигиены. Значение знания гигиены для врача стоматологического профиля. Методы исследования, применяемые в гигиене. Гигиена и санитария.

  • 1. Значение гигиенических мероприятий в деятельности среднего медицинского персонала.
  • 2. Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха.
  • 3. Теплообмен человека с окружающей средой.
  • 4. Особенности неблагоприятного воздействия высоких, низких температур и их профилактика.
  • 5. Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения.
  • 6. Влияние на организм пониженного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 7. Влияние на организм повышенного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 8. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.
  • 9. Показатели, применяемые для характеристики влажности воздуха, единицы измерения.
  • 10. Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха.
  • 11. Что такое "роза ветров", "роза влияния", каково их гигиеническое значение?
  • 12. Профилактика неблагоприятного воздействия на человека больших и малых скоростей движения воздуха.
  • 13. Погода, определение и факторы её характеризующие. Влияние погоды на организм человека.
  • 14. Метеотропные реакции и заболевания, их профилактика. Клиническая классификация погод, её характеристика и использование в работе врачей.
  • 15. Понятие о климате и климатообразующих факторах, их физиолого-гигиеническое значение.
  • 16. Проблема акклиматизации на современном этапе. Пути её решения.
  • 17. Основные принципы закаливания организма. Способы и методы закаливания.

Практические контрольные вопросы

  • 1. Требования к температурному режиму (допустимые его колебания в течение суток при центральном и местном отоплении, колебания по вертикали и горизонтали) в жилых, общественных зданиях и больничных помещениях. Нормы оптимальных температур в больничных помещениях различного назначения.
  • 2. Приборы, используемые для определения температуры воздуха, радиационной температуры, принципы их устройства и правила работы. Методы измерения температуры воздуха.
  • 3. Отличительные особенности устройства и принцип работы максимального и минимального термометров.
  • 4. Приборы для измерения атмосферного давления, их устройство и правила работы.
  • 5. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.
  • 6. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство, принцип действия и правила работы.
  • 7. Гигиенические нормы подвижности воздуха в жилых помещениях и больничной палате. Какими способами определяют направление воздушных течений в открытой атмосфере и в помещении?
  • 8. Какими приборами определяют подвижность воздуха в открытой атмосфере и в помещении, их устройство и правила работы?

Цель занятия

Уяснить значение гигиены в практической деятельности врача стоматологического профиля. Изучить влияния физических свойств воздуха на организм человека с освоением методов их исследования и последующей гигиенической оценкой для разработки предложений по их оптимизации в лечебно-профилактических учреждениях.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • 1. Провести исследование температурного режима в заданном преподавателем помещении.
  • 2. Измерить барометрическое давление барометром-анероидом.
  • 3. С помощью станционного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.
  • 4. В указанном преподавателем помещении определить и оценить охлаждающую способность воздуха с помощью кататермометра
  • 5. Оформить протокол по результатам выполненных исследований.
  • 6. Оформить заключение по полученным результатам с рекомендациями по оптимизации микроклимата помещений.

Часть теоретического и практического материала для подготовки к занятию

Наиболее благоприятной температурой воздуха в умеренном климате в жилых помещениях для человека, находящегося в покое и одетого в обычный домашний костюм, является 18-20Сє, при оптимальной влажности (40-60%) и подвижности (0,1 - 0,2 м/сек) воздуха. Температура воздуха выше 24-25Сє и ниже 14-15Сє считается неблагоприятной, способной нарушать тепловое равновесие организма и послужить причиной развития различных заболеваний. Однако при выполнении физической работы или при изменении влажности и подвижности воздуха уровни оптимальных температур будут иными. Так, при физической работе средней тяжести оптимальной температурой воздуха считается 16-18Сє.

При наличии в помещении источников тепловой радиации, а именно: установок или приборов, с поверхности которых возможно тепловое излучение, а также при наличии в помещениях большой площади остекления следует учитывать совместное воздействие на организм конвекционного и лучистого тепла. В этих условиях человек не только подвергается влиянию температуры воздуха, но и находится в зоне действия лучистого тепла от имеющихся в обследуемом помещении источников нагретых или охлажденных поверхностей (поверхность окон и др.), последнее наиболее выражение проявляется в помещениях современных конструкций при наличии ленточного остекления (остекление, состоящее из нескольких отдельных оконных блоков, выстроенных в горизонтальном направлении и соединенных между собой).

Особое значение имеет определение радиационной температуры при неравномерной тепловой нагрузке на человека в производственных условиях, а также при нерациональном размещении (в непосредственной близости к окнам, дверным проемам и др.) больных в лечебных учреждениях. В этих условиях определяют радиационную температуру, т.е. температуру, показывающую совместное действие всех видов радиационного воздействия.

В условиях нагревающего микроклимата в производственных помещениях определяется индекс тепловой нагрузки среды (ТНС-индекс). ТНС-индекс является показателем, характеризующим совместное действие на организм человека параметров микроклимата (температуры, влажности, подвижности воздуха и теплового излучения).

В лечебных учреждениях нормативы температуры воздуха, имеют два аспекта: первый предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека табл. 1 и 2;

второй обосновываются производственным назначением помещений, контингентом госпитализированных больных и особенностями их заболеваний табл. 3.

Таблица 1

Параметры микроклимата в помещениях постоянного пребывания медицинского персонала

Таблица 2

Параметры микроклимата в помещениях временного пребывания медицинского персонала

Таблица 3. Расчетная температура воздуха и допустимые ее перепады по горизонтали и вертикали в отапливаемых помещениях

(СНиПы 2.08.01-89 и 2.08.02-89)

ПОМЕЩЕНИЯ

Температура, Сє

Колебания температуры, Сє

по горизонтали

по вертикали

Палаты для взрослых терапевтических больных, помещения для матерей детских отделений, помещения гипотерапии

Палаты для туберкулезных больных (взрослых, детей)

Палаты для больных гипотериозом

Послеродовые палаты, реанимационые залы, палаты интенсивной терапии, родовые, боксы, операционные, наркозные, палаты на 1-2 койки для ожоговых больных, барокамеры

Послеродовые палаты

Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей

Боксы, полубоксы, фильтр-боксы, предбоксы

Палатные секции инфекционного отделения

Предродовые, фильтры, приемно-смотровые боксы, перевязочные, манипуляционные, предоперационные процедурные, комнаты для кормления детей в возрасте до одного года, помещения для прививок

Стерилизационные при операционных

Измерение температуры воздуха, поверхностей оборудования, предметов в помещениях различного назначения производится термометрическими приборами.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА ПРИБОРОВ для измерения температуры воздуха

В зависимости от конструкции и устройства термометры подразделяются на спиртовые, ртутные, электрические и др. Кроме того, термометры подразделяются на бытовые, аспирационные, минимальные, максимальные. По своему назначению термометры подразделяются на пристенные, водяные, почвенные, химические, технические, медицинские и др.

Бытовой термометр - комнатный или уличный спиртовой термометр, достаточно точный для наблюдения за температурой воздуха.

Ртутные термометры - применяются для измерения температур от -35°С до +357оС. В пределах высоких температур показания ртутного термометра более точные вследствие постоянства коэффициента расширения ртути.

Минимальный термометр - спиртовой со штифтом или стеклянной иглой-указателем служит для регистрации самой низкой температуры за определенный промежуток времени. Спирт, образующий вогнутый мениск, при понижении температуры увлекает штифт или иглу-указатель по направлению к резервуару, а при повышении - обтекаемый спиртом указатель остается на месте. Температура отсчитывается по наиболее отдаленному от резервуара концу иглы указателя. Рабочее положение термометра - горизонтальное.

Максимальный термометр - ртутный. В дно резервуара для ртути впаян стеклянный стержень, который свободным концом входит в капилляр и уменьшает его просвет. При повышении температуры воздуха ртуть расширяется и по капилляру поднимается вверх. При понижении температуры воздуха сужение и стержень в капилляре задерживают возвращение ртути в резервуар. В медицинском термометре, который относится к числу максимальных термометров, на месте соединения капилляра и резервуара имеется сужение с перегибом, препятствующее при понижении температуры опусканию ртути в резервуар. Поэтому при пользовании максимальными термометрами их, перед началом измерения, нужно встряхнуть для возвращения ртути в резервуар.

Термограф - самопишущий прибор, применяется для систематических наблюдений за ходом температуры в течение продолжительного времени (суток или недели). Воспринимающей температуру частью служит биметаллическая пластинка или плоский металлический резервуар, заполненный толуолом. Изменение кривизны воспринимающей части, в соответствии с изменением температуры воздуха, посредством системы рычагов передается стрелке с пером, записывающим термограмму на движущейся специальной ленте, разграфленной по дням (если термограф недельный), часам и градусам температуры. Лента накладывается на цилиндр, который вращается часовым механизмом со скоростью одного оборота в сутки (суточный) или неделю (недельный).

Шаровой термометр используется для определения радиационной температуры и ТНС-индекса - совместного действия всех микроклиматических факторов. Прибор состоит из ртутного термометра, помещенного в полый медный шар, покрытый сажевой матовой краской или чернью Рубанса. Резервуар термометра также покрывается сажей и вставляется в центр медного шара. Медный шар должен быть диаметром 10-15 см. В простейшем случае шар может быть заменен стеклянной колбой, покрытой снаружи сажей. Для исключения конвенционного охлаждения отверстие шара и колбы следует герметично закрыть.

ПРАВИЛА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

Измерение температуры воздуха в закрытых помещениях, школах, квартирах, детских, лечебных учреждениях, производственных помещениях и др. проводится с соблюдением следующих правил: при измерении температуры воздуха необходимо защищать термометр от действия лучистой энергии печей, ламп и прочих открытых источников энергии. В жилых помещениях измерение температуры воздуха проводят на высоте дыхания (1,5 м от пола) в центре комнаты. Для более точных измерений одновременно термометры устанавливаются в центре комнаты, наружном и внутреннем углах на расстоянии 0,2м от стен.

В лечебных учреждениях измерение температуры воздуха дополнительно проводится и на высоте 70 см от пола. Перепады температуры определяются и оцениваются по вертикали и горизонтали. Для определения перепада температуры по вертикали, термометры устанавливаются в центре и по упомянутым углам помещения на высоте 0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м от пола. Для определения перепада температуры по горизонтали вычисляется разница между максимальной и минимальной температурой отдельно по каждому уровню (0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м) во всех измеренных участках помещения. Суточный перепад температуры в палатах измеряется с помощью максимального и минимального термометров, которые устанавливаются в центре помещения на уровне 0,7 и 1,5 м от пола.

Для измерения температуры стен (ограждающих поверхностей) на высоте 1,5 м от пола используется пристенный термометр, резервуар которого приклеивается к стене пластилином, или используют электротермометр. Показания температуры при измерениях снимаются через 5-10 минут от начала измерения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ

Давление атмосферы, способное уравновесить столб ртути высотой 760 мм. при температуре 0о С на уровне моря и широте 45о, принято считать нормальным, равным 1 атмосфере, а в пересчете в гектопаскали оно будет составлять 1013 гПа.

Для пересчета величины давления, выраженной в мм.рт.ст., в гПа, надо данную величину умножить на 4/3 и наоборот, для перевода гПа в мм.рт.ст. надо умножить первую величину на 3/4.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

Атмосферное давление измеряется приборами, называемыми барометрами. Они бывают двух типов: ртутные (чашечные и сифонные) и металлические. Наиболее точными считаются ртутные барометры. Металлические (анероиды) требуют периодической проверки по ртутному барометру.

Чашечный барометр состоит из вертикальной, наполненной ртутью трубки, верхний конец которой запаян, а нижний опущен в чашечку со ртутью. В верхней части трубки над ртутью имеется пустое безвоздушное пространство. При увеличении атмосферного давления воздух давит на поверхность ртути в чашке, и уровень ртути в трубке поднимается, при уменьшении давления происходит обратное - уровень ртути опускается. Ртутные барометры устанавливают в помещениях вдали от печей, дверей, окон, в местах, защищенных от солнца. Барометр должен быть укреплен на капитальной стене и не подвергаться сотрясениям.

Барометр-анероид состоит из безвоздушной металлической коробки с упругими волнообразными стенками. Колебания атмосферного давления отражаются на объеме коробки, стенки которой при увеличении давления прогибаются внутрь, а при уменьшении давления выпрямляются. Эти движения посредством пружины и системы рычажков передаются стрелке, движущейся по циферблату, на котором нанесены деления, соответствующие шкале ртутного барометра, обычно в пределах от 600 до 790 мм. Цифры шкалы обозначают сотни и десятки миллиметров рт.ст., единицы отсчитывают по промежуточным делениям шкалы. Перед отсчетом следует осторожно постучать по стеклу прибора, чтобы преодолеть трение меллических передаточных частей.

Для непрерывных наблюдений атмосферного давления пользуются самопишущим прибором - БАРОГРАФОМ, воспринимающую часть которого составляет ряд анероидных коробок, соединенных друг с другом. При изменении давления эти коробки перемещаются, что передается по системе рычажков стрелке с пером, укрепленной около ленты барабана, вращающегося со скоростью одного полного оборота в сутки или неделю. Все составные части прибора заключены в футляр, который открывается только при смене лент.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Влажность воздуха характеризуется следующими показателями:

Абсолютная влажность -- это упругость водяных паров, находящихся в воздухе в данное время при данной температуре, выражающаяся в единицах давления: миллиметры ртутного столба, или в граммах в 1 м3 воздуха.

Максимальная влажность -- это упругость водяных паров при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре, выражается в мм рт. ст. или г/м3.

Относительная влажность -- это отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах (%), характеризует степень насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения.

В санитарной практике наибольшее значение имеет относительная влажность, которая нормируется.

Влажность воздуха, так же как и температура, сказывается на процессах теплообмена. Так, при чрезмерно сухом (относительная влажность менее 15 %), но теплом воздухе возникает ощущение сухости во рту, в носу, могут возникать трещины кожи, слизистых и, как следствие, присоединяться инфекции. Чрезмерно сухой и холодный воздух может вызвать значительное местное охлаждение слизистых оболочек дыхательных путей.

Высокая влажность воздуха в сочетании с высокой температурой неблагоприятно влияет на теплообмен. При температуре воздуха выше температуры тела отдача тепла может происходить только за счет испарения пота с поверхности кожи. Если же при этом воздух имеет повышенную влажность, этот процесс затрудняется и может наступить перегревание организма. Высокая влажность в сочетании с низкой температурой воздуха приводит к переохлаждению организма. Это объясняется тем, что теплоемкость водяных паров выше теплоемкости сухого воздуха, вследствие чего на нагревание холодного сырого воздуха расходуется больше тепла. Во влажном воздухе конденсируется влага на тканях одежды, что увеличивает их теплопроводность. Более того, постоянное испарение воды с поверхности одежды сопровождается уменьшением температуры воздуха под одеждой, что вызывает чувство зябкости. Таким образом, слишком сухой и чрезмерно влажный воздух, как при высокой, так и при низкой температуре, оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Норма относительной влажности составляет 30--60 %.

В городах повышенная влажность способствует образованию токсических туманов. Частицы дыма, являясь ядрами конденсации, образуют туманы, тем самым снижая напряжение ультрафиолетовой радиации. Высокая влажность воздуха способствует появлению сырости в помещениях, что отрицательно сказывается на хранении продуктов питания, сохранности самого помещения от развивающейся плесени.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ влажности воздуха

Для измерения влажности используется станционный психрометр АВГУСТА.

Он состоит из двух спиртовых термометров, укрепленных рядом в открытом футляре. Резервуар одного из термометров обернут тонкой тканью, конец которой опущен в трубку - сосуд с дистиллированной водой. С поверхности влажного термометра испаряется вода - тем сильнее, чем суше воздух, поэтому он показывает более низкую температуру, чем сухой термометр, и разница в показаниях термометров будет тем больше, чем суше воздух.

Психрометр устанавливают на высоте 1,5 м, ограждая от источников лучистой энергии и случайных движений воздуха. Продолжительность наблюдений 10-15 минут.

Относительная влажность определяется по табл. 4.

Аспирационный психрометр. Он также состоит из двух, но ртутных термометров, закрепленных в специальной оправе, имеющей заводной механизм с вентилятором, с помощью которого обеспечивается равномерное движение воздуха около резервуаров обоих термометров. Резервуары со ртутью окружены двойными металлическими гильзами, предохраняющими термометры от нагревания лучистым теплом и движения наружного воздуха. Эти условия дают возможность для более точного определения влажности воздуха, и поэтому величина "а" в формуле является постоянной.

Перед наблюдением ткань на одном из резервуаров термометра смачивается водой из пипетки. Набрав воду в резервуар, надевается зажим на каучуковую трубку. Затем, поставив прибор стеклянной трубкой кверху, слегка отжать зажим, надавить на грушу до заполнения стеклянной трубки, и зажим отпустить. Обернутый тканью резервуар термометра вставляют в трубку с водой. Когда ткань пропитается водой, зажим открывают и, благодаря расправлению стенок груши, вода в стеклянной трубке перельется обратно в грушу и вместе с тем будет отсосана излишняя вода с ткани на резервуаре термометра. Затем завести ключом пружину вентилятора, прибор установить в месте наблюдения (на штатив или крюк), через 3-4 мин. температура обоих термометров устанавливается и можно снять показания при работающем вентиляторе.

Определение относительной влажности производят по таблице 5 для аспирационного психрометра.

Гигрометр и гигрограф.

Для непосредственного определения относительной влажности применяются гигрометры (волосяные и пленочные), основанные на способности волоса или биологической пленки, вследствие гигроскопичности увеличиваться в размерах во влажной среде и уменьшаться в сухой. Для постоянной и систематической записи колебаний влажности воздуха в течение определенного промежутка времени (сутки, неделя), применяют самопишущие приборы - гигрографы, состоящие из:

  • а) датчика влажности - пучок обезжиренных человеческих волос;
  • б) передаточного механизма;
  • в) регистрируемой части - стрелка с пером и барабан с часовым механизмом. Диаграммная бумажная лента разделена горизонтальными параллельными линиями времени.

Перед установкой гигрографа в исследуемом месте надо укрепить на барабане диаграммную ленту, завести часовой механизм, надеть барабан на ось, заполнить перо чернилами, совместить стрелку с графой времени (день, неделя, час) и установить ее в соответствии с данными относительной влажности, вычисленными по психрометру (регулировочными винтами у датчика).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДВИЖНОСТИ ВОЗДУХА. РОЗА ВЕТРОВ

Движение воздуха принято характеризовать направлением и скоростью. Направление движения воздуха определяется точкой горизонта, откуда дует ветер, а скорость движения - расстоянием, пройденным массой воздуха в единицу времени и выражается в м/сек.

Оба эти показателя имеют большое физиолого-гигиеническое значение, т.к. изменение направления ветра служит показателем перемены погоды, а движение воздуха:

  • 1) обеспечивает проветривание населенных мест, способствует рассеиванию и снижению атмосферных загрязнений;
  • 2) является важнейшим показателем формирования микроклимата в открытой атмосфере и в помещениях;
  • 3) оказывает большое воздействие на состояние теплового ощущения, нервно-психической сферы организма, процессы терморегуляции и функции дыхания. Наиболее благоприятной скоростью ветра в наружной атмосфере в летнее время при обычной легкой одежде считается 1-4 м/сек. Раздражающее действие ветра проявляется при скорости выше 6-7 м/сек.

В жилых помещениях, классах, групповых комнатах, детских, лечебных учреждениях оптимальной считается подвижность воздуха в пределах 0,1-0,3 м/сек; при меньшей скорости имеет место недостаточный воздухообмен, а при движениях воздуха выше 0,4 м/сек отмечается неприятное ощущение сквозняка, В спортивных залах допускается скорость движения воздуха до 0,5-0,6 м/сек, а в горячих цехах - до 1 - 1,5 м/сек.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ТЕЧЕНИЙ

Направление ветра в открытой атмосфере измеряется с помощью специального прибора-флюгера и обозначается начальными буквами наименований сторон света: С-север, Ю-юг, В-восток, 3-запад. Кроме четырех главных румбов, используются промежеточные, находящиеся между ними, и в таких условиях направление ветра определяется восемью румбами.

Для большей точности угол между серединными румбами делят пополам и всего получается 16 румбов. В этих условиях направление определяется по главному и промежуточному румбу. Например, если ветер имеет направление между восточным и юго-восточным румбами, его обозначают ВЮВ, если между северным и северо-западным румбами, его обозначают ССЗ и т.д. Направление ветра можно определить также по отклонению листвы деревьев, дыма от костров, заводских труб.

В помещении направление движения воздуха можьо определить по отклонению пламени свечи, по отклонению листков папиросной бумаги, подвешенных на нитке; по дыму, исходящему от зажженнго кусочка ваты, пропитанного раствором четыреххлористого титана (TiCl4) и укрепленного на конце проволоки. В санитарно-гигиенической практике имеет значение не только одномоментное направление, как таковое. Велика роль господствующего направления ветра, которое устанавливается на основании обобщения многолетних метеорологических наблюдений повторяемости ветра по румбам, характерной для данной местности.

СОСТАВЛЕНИЕ "РОЗЫ ВЕТРОВ" и "РОЗЫ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВ"

"Роза ветров" - это графическое изображение повторяемости ветров по румбам (сторонам света), за определенный период (месяц, сезон, год) или за несколько лет.

Для составления "розы ветров" надо сложить число всех случаев ветра и штиля за известный срок, полученная сумма принимается за 100, а число случаев ветра по каждому румбу (и штиля) вычисляется в процентах по отношению к сумме всех случаев ветра и штиля, принятой за 100.

После этого строят график. Для этого из центра проводят 8 линий, обозначающих 8 румбов (С,В,СВ,В, ЮВ,Ю,ЮЗ,3,СЗ). Затем откладывают по всем линиям в одинаковом масштабе отрезки вычисленных процентных величин ветра всех 8 румбов и штиля, и соединяют последовательно вершины соседних между собой прямыми линиями. Из центра графика описывают окружность с радиусом, соответствующим процентному числу штиля.

Чтобы составить "розу влияния", откладывают по румбам не одну повторяемость ветров, а произведение числа ветров данного направления на среднюю скорость ветра того же направления, выраженных также в процентах по отношению к сумме произведений повторяемости на среднюю скорость ветра по всем румбам. "Роза ветров" и "Роза влияния" изображаются на одной диаграмме, причем, для из различия пользуются разного цвета карандашами или разной штриховкой.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА

Скорость движения воздуха определяют с помощью анемометров (прямой способ) или кататермометров (косвенный способ).

Чашечный анемометр предназначен для измерения скорости ветра от 1 до 50 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора служит чашечная мельница, полусферы которой обращены в одну сторону. Вращение полусфер передается счетчику оборотов, который являясь регистрирующей частью прибора, ведет отсчет на циферблатах расстояния, пройденного воздушными массами.

Прибор имеет несколько циферблатов, где фиксируются единицы, десятки, сотни и тысячи метров расстояния изучаемого ветра. Большая стрелка движется по циферблату, разделенному на 100 частей, а каждая маленькая стрелка - по циферблату, разделенному на 10 частей, и поэтому показывает величины в 10 раз большие, чем предшествующая стрелка. Например, переход первой маленькой стрелки на одно деление (100 м) равняется полному обороту большой стрелки; передвижение на одно деление 2-ой маленькой стрелки равняется полному обороту первой маденькой стрелки и т.д. Исходя из этого, при записи показаний циферблатов следует обращать особое внимание на показания стрелок по предыдущему циферблату. Например: стрелка на циферблате "тысячи" стоит против цифры 5, но записать эту цифру следует только в случае, если стрелка предыдущего циферблата "сотни" стоит на "О", если же она не дошла до "О", то с циферблата "тысячи" надо записать цифру "4", несмотря на то, что стрелка, как кажется, стоит на "5".

Перед началом измерений прибор на нуль не устанавливается, а записывается исходное положение стрелок на циферблатах, руководствуясь выше приведенными правилами записи их показаний.

Крыльчатый анемометр предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 0,5 до 10 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора является колесико с легкими алюминевыми крыльями, огражденными металлическим кольцом. Регистрирующая часть аналогично чашечному анемометру представлена тремя циферблатами.

Рабочее положение перечисленных анемометров должно быть таким, чтобы лопасти мельницы всегда были перпендикулярными направлению воздушного потока. Измерение скорости движения воздуха чашечным и крыльчатым анемометрами проводят в течение 1-2 мин. после чего счетчик выключают и записывают показания. Разность конечного и начального показаний делят на количество секунд работы анемометра и умножают на поправку, указанную в паспорте прибора. С помощью графика определяют скорость воздушного потока в м/сек.

Электротермоанемометр ЭА-2М позволяет одновременно определить скорость движения воздуха в интервале от 0,03 до 5 м/сек и его температуру в пределах от 10 до 60 С. Принцип работы прибора основан на охлаждении движущимся воздухом полупроводникового микротермосопротивления. Состоит он из гальванометра; блока питания (прибор может работать от сети и автономно на батареях) с переключением питания; клеммы для включения в сеть; воспринимающей части - датчика (микротермосопротивление) с вилкой для подключения к прибору; переключателя для измерения температуры или скорости движения воздуха; переключателя "измерение-контроль"; регулятора напряжения и регулятора подогрева. Воспринимающая часть прибора - датчик в нерабочее время хранится в специальном защитном футляре. Перед измерением прибор устанавливают горизонтально, присоединяют к нему датчик и подключают прибор к сети (при необходимости работает автономно на батареях).

Для измерения скорости движения воздуха переключатель измерения ставят в соответствующее положение (а), другой переключатель - в положение "контроль" и вращением ручки регулировки напряжения устанавливают стрелку гальванометра на максимальное деление шкалы. Затем переключатель с положения "контроль" переводят в положение "измерение", производят отсчет показаний гальванометра и по графику определяют скорость движения воздуха.

гигиена воздух температурный режим

Определение скорости движения воздуха с помощью кататермометра

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ Кататермометры бывают двух типов: кататермометр Хилла. имеющий цилиндрический резервуар и шаровой кататермометр. У кататермометра Хилла шкала термометра разделена на градусы от 35 до 38°, у шарового - от 33 до 40о.

Введение………………………………………………………… ….…3

История развития гигиены…………………………………………....4

Гигиеническое нормирование………………………………………... 6

Методы обоснования гигиенических норм…………………...….…9

Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды……..11

Заключение…………………………………………………… ………12

Список использованной литературы………………………………..13

Введение

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения. Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г.Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан сдеятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

История развития гигиены

Гигиена возникла в далеком прошлом, когда люди использовали определенные навыки и обычаи для сохранения здоровья и жизни в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в Древней Греции и Древнеримской империи. Обобщая знания и опыт в области медицины, Гиппократ создал трактат «О воздухе, водах и мест остях», в котором описал влияние факторов среды на здоровье. В средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своем знаменитом труде «Канон медицины» отразил вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др.

В славянских юродах в средневековье много внимания уделялось вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках, личной гигиене. В развитии санитарной культуры В России неоценима роль Петра I, который создал Медицинскую канцелярию, пиал указы по охране здоровья населения, следил и санитарным состоянием и питанием войск. Значительное место занимала санитарная культура в Великом Княжестве Литовском.

Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в конце XVIII в. С появления медицинских трудов П. Франка. X. Гуфеланда, М.В. Ломоносова, М.Я. Мудрова, Ж.Э. Жилибера и др. Экспериментальный и санитарно-статистический методы исследования в гигиене появились в середине XIX в. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внесли М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, превратившие гигиену в точную пауку.

А.П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, создавший первую гигиеническую школу. Работал в области гигиены питания, школьной и военной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих, занимался вопросами гигиены труда.

Развитие гигиены после революции связано с работами Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, Г.В. Хлопина, которые много внимания уделяли вопросам организации здравоохранения, гигиене воды, методам гигиенических исследований. Не остались без внимания и гигиена труда, гигиена питания.

С 30-х годов XX в. гигиена как наука и предмет преподавания становится дифференцированной и направлена преимущественно на санитарно-технические вопросы охраны и оздоровления окружающей среды. Успехи ее в этот период связаны с плодотворной деятельностью А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, А.В. Молькова, Н.Ф. Галанина, А.А. Летавета и др.

В послевоенные годы перед гигиеной возникла задача изучения и гигиенического регламентирования влияния отдельных факторов среды и их комплекса в условиях научно-технического прогресса на здоровье населения. Большое внимание обращалось на лечебно-профилактические учреждения, воздушную среду производственных и жилых зданий, благоустройство объектов, состав воды, почвы, продукты питания, проблемы села, внедрение новой техники, освоение космического пространства. Науч-ной разработкой этих вопросов занимались В.А. Рязанов, С.Н. Черкинский, А.А. Минх. Н.Ф. Иэмсров. Р.Д. Габович, Г.И. Румянцев, белорусские ученые-гигиенисты З.К. Могилевчик, П.В. Остапеня и др.

На современном этапе гигиена глубоко и всесторонне изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций поличной гигиене и здоровому образу жизни, эффективной первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных болезней, детских инфекций, СПИДа.

В настоящее время важная роль отводится проблемам гигиенического нормирования совместного воздействия факторов среды различной природы и разработке максимально допустимых нагрузок, которые гарантируют сохранение здоровья людей.

Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.

Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.

На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 - в атмосферном воздухе, более 100 - в пищевых продуктах, более 100 - в почве, более 1500 - в воздухе производственных помещений.

При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности.

На современном этапе интенсивно развивается гигиеническая диагностика, направленная на установление причинно-следственных связей между влиянием факторов окружающей среды и состоянием здоровья. В отличие от клинической диагностики, гигиеническая диагностика начинается с изучения и оценки окружающей среды, а оценка состояния здоровья чаще всего производится на популяционном уровне. Наиболее успешно гигиеническая диагностика осуществляется в отношении отдельных профессиональных групп, у которых труд сопровождается использованием резервных возможностей организма.

Одним из важнейших моментов в гигиенической диагностике является оценка риска неблагоприятного влияния факторов среды на здоровье. Риск для здоровья - это вероятность появления заболевания у человека за определенный интервал времени. Величина риска находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды.

Для успешного осуществления гигиенической диагностики на территории Беларуси введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих непрерывное наблюдение, оценку и прогноз состояния здоровья и окружающей среды, а также предупреждение, выявление и устранение вредного влияния факторов на здоровье населения.

Гигиеническое нормирование

В настоящее время проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов ОС занимает одно из первых мест, что обусловлено появлением новых неблагоприятных факторов ОС: физических, химических, биологических, социальных. Они действуют комплексно и способны вызывать различные заболевания.

Большое влияние оказывают химические факторы – известно более 11 млн. В экономически развитых странах используется более 100тыс. химических веществ, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье. Эффекты химических веществ: канцерогенный, тератогенный, гонадотропный. Снизить вредное действие химических веществ можно путем создания технологий без применения токсических веществ или путем замены их менее токсическими. Чаще идут по пути регламентации по содержанию различных химических веществ в ОС – ПДК. Они разрабатываются с начала XX века на основании разработки пороговых концентраций. В 20-е годы в СССР были разработаны ПДК в рабочей зоне. Затем были разработаны законы методологического нормирования содержания веществ в ОС.

Любой норматив качества ОС всегда конкретен и основан на определенных признаках:

· Объект защиты: человек, растение, технологическое оборудование

· Среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества: вода, воздух, почва

· Критерий вредности: появление у человека заболевания или скрытой патологии

· Цена норматива: к каким последствиям может привести воздействие при данном нормативе

· Временная характеристика: на протяжении какого отрезка времени произошло воздействие

Методологические основы гигиенического нормирования химических веществ в различных объектах ОС – положения ВОЗ, комитета международной организации труда.

Гигиенический норматив (ГН) – установленное исследователями максимальное или минимальное количественное или качественное значение того или иного фактора среды обитания с позиции безопасности или безвредности его для человека.

Исходя из определения ГН, не должен вызывать аллергического действия, токсических реакций после воздействия на организм, также – не должны проявляться последействия через определенное время после его воздействия. Не должны оказывать неблагоприятное воздействие на физическое развитие и психическое состояние человека, не должны снижать самочувствие, работоспособность. Главное условие: обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Объекты гигиенического нормирования:

1. Факторы природной среды: микроклимат, содержание микроэлементов, УФО. Для них установлены оптимальные и допустимые, максимальные и минимальные уровни.

1. Антропогенные факторы: различные химические вещества. Для них установлены ПДК. Также это – шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение. Для них установлены – предельно допустимые уровни и предельно допустимые дозы.

Нормативные акты:

Санитарные правила – регламентируют труд, быт, отдых, сохранение и укрепление здоровья.

Гигиенические нормативы – регламентируют гигиенические и эпидемические критерии безопасности и безвредности факторов ОС.

Санитарные нормы – оптимальные и предельно допустимые уровни комплексного влияния факторов ОС.

СанПИН – объединяет все правила.

Принципы нормирования:

1) Безвредность: берут во внимание воздействие на человека, а не на другие объекты 2) Опережение: осуществление профилактических мероприятий до того, как будут применять химические вещества по разработанным нормативам 3) Пороговое воздействие: основополагающий принцип. Это величины минимального уровня фактора, которые способны вызвать в организме экспериментальных животных статистически значимые изменения, которые выходят за физиологические понятия. Принцип связан с другим принципом - с зависимостью эффекта от дозы и концентрации, а также времени воздействия. Например, бензол при острых отравлениях поражает нервную систему, а в небольших, постепенно поступающих дозах – на кроветворение. 4) Моделирование вредного действия химических веществ в эксперименте: опыты на добровольцах или животных устанавливают пороговые концентрации, затем, в случае с животными, полученное значение снижают, так как обычно они менее чувствительны. Эксперимент – острый, подострый, хронический. Изучают половую, видовую чувствительность к факторам ОС. 5) Разделение объектов санитарной защиты: при нормировании используют различные критерии вредности. Изучают влияния химических веществ на органолептические свойства воды, наличие сапрофитной микрофлоры. Принимают во внимание лимитирующий показатель вредности по минимальному порогу концентрации. Хлориды в воде – органолептический лимитирующий – до 350мг/л. 6) Комплексное гигиеническое нормирование вредных веществ во всех средах: 7) Этапность в проведении исследований: нормирование по определенной программе. 8) Возможность переноса данных эксперимента на человека: человек более чувствителен, чем животные – введен коэффициент интерполяции, дающий гарантийную поправку. 9) Единство натурных и экспериментальных исследований: учитываются все показатели.

Гигиена тесно связана с другими науками. С целью изучения факторов окружающей среды и их воздействия на организм человека она использует данные и методы исследований фундаментальных медицинских дисциплин – анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, биохимии, биологии, микробиологии, эпидемиологии, а также немедицинских наук, таких как климатология, метеорология, агрохимия, почвоведение, агрономия, математика и др.

Гигиена не может быть вне взаимосвязи со всеми клиническими дисциплинами, так как в своих исследованиях для оценки состояния здоровья она широко использует клинические методы исследований и данные о клинических проявлениях и характере течения той или иной патологии, возникающей под действием факторов окружающей среды. В то же время, гигиеническая характеристика факторов окружающей среды, разработанные гигиеной нормативы, рекомендации, правила являются тем базисом, на котором строится вся лечебно-профилактическая деятельность лечебной медицины.

Современная гигиена является многоотраслевой дисциплиной, в состав которой входят коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений, социальная гигиена, радиационная гигиена, военная гигиена и др. Каждый из этих разделов охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики. Особое место среди них занимает общая гигиена, являющаяся пропедевтической гигиенической дисциплиной для будущих врачей-гигиенистов и дисциплиной, призванной вооружить гигиеническими знаниями будущих врачей-лечебников.

Для решения своих задач гигиена использует как свойственные только ей методы исследований, так и методы других медицинских и немедицинских дисциплин. К специфическим методам гигиены относятся методы санитарного обследования, эпидемиологический, санитарной экспертизы и гигиенического эксперимента. Одни из этих методов позволяют дать оценку факторов окружающей среды, другие - выявить влияние их на здоровье человека. Все эти методы предполагают использование широкого спектра неспецифических методов: физических, химических, биологических, статистических, клинических и др.

Метод санитарного обследования является одним из основных методов, позволяющих изучить факторы, влияющие на здоровье людей и санитарно-бытовые условия их жизни. Он состоит из двух видов : санитарного описания и углубленного санитарного обследования. Санитарное описание объекта проводится по данным визуального наблюдения, изучения паспортных данных и других документов, касающихся объекта, а также опроса или анкетирования лиц, находящихся на объекте, или же населения, проживающего на данной территории. Так, для оценки условий пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях учитываются расположение и этажность здания, его планировка, правильность размещения больных с различной патологией, размеры палат, ориентация окон, освещенность, комфортность микроклиматических условий, озеленение больничного участка и т.д. Однако санитарное описание позволяет лишь субъективно (качественно ) охарактеризовать санитарное состояние того или иного объекта, но не дает полной информации о вредных факторах и уровнях их воздействия. Поэтому проводится так называемое углубленное санитарное обследование при котором санитарное описание всегда дополняется инструментально-лабораторными исследованиями факторов, прямо или косвенно могущих нанести ущерб здоровью человека. Углубленное санитарное обследование позволяет дать объективную, количественную оценку санитарного состояния объекта. При этом в зависимости от того, какие факторы изучаются, используются различные методы: физические, химические, физико-химические, биологические, географические и др. Так, например, для изучения уровня шума применяют шумометрию, для идентификации химических компонентов и определения их содержания - газожидкостную хроматографию, атомно-абсорбционную спектрофотометрию и т.д.

После завершения углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт объекта с подробным его описанием и указанием недостатков, которые должны быть устранены. План оздоровительных мероприятий, предлагаемый врачом-гигиенистом, в виде санитарного предписания направляется руководителю объекта.

Эпидемиологический метод является одним из ведущих методов гигиены и используется для изучения влияния различных факторов на здоровье не только отдельного человека , но и групп людей - коллектива, населения, популяции . С этой целью проводят:

· санитарно-статистическое изучение здоровья населения,

· медицинское обследование групп населения

Для санитарно-статистического изучения здоровья используют данные официальной учетной документации органов и учреждений здравоохранения, Центрального статистического управления, профсоюзов, отдельных предприятий. Состояние здоровья оценивают по заболеваемости , демографическим показателям (рождаемость, смертность, естественный прирост и др.), физическому развитию детей и подростков и инвалидности . Санитарно-статистическое изучение здоровья населения применяется широко, хотя и имеет определенные недостатки. Так, статистические показатели, особенно показатели заболеваемости, неполно отражают истинное состояние здоровья, так как не все заболевшие обращаются за медицинской помощью, например, больные с легкими формами болезней или же хроническими, вяло текущими заболеваниями. Однако только с помощью статистического метода изучения можно получить на практике данные о показателях здоровья больших групп населения.

Многие недостатки санитарно-статистического метода устраняются при проведении одновременно с санитарно-статистическим изучением здоровья медицинского обследования отдельных групп населения. Обследование проводится специально организованной группой врачей разного профиля, в которую входят терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог, невропатолог, оториноларинголог, дерматолог и др. Обследование включает в себя не только осмотр специалистами, но и использование различных клинико-функциональных и лабораторных методов исследования, позволяющих оценить состояние отдельных органов и систем организма. Таким образом, в процессе медицинского обследования появляется новая информация о состоянии здоровья изучаемых групп, так как выявляются преморбидные состояния, ранние признаки заболеваний, хронические заболевания, по поводу которых люди не обращались за медицинской помощью. Полученные данные позволяют рассчитать новые показатели заболеваемости, отражающие истинный ее уровень и включающие в себя сумму болезней, выявленных на санитарно-статистическом этапе изучения здоровья и при медицинском обследовании.

Оценку здоровья в изучаемой группе и влияния на него того или иного фактора проводят в сравнении с показателями так называемой контрольной группы населения, которая не должна отличаться от опытной ничем, кроме исследуемого фактора. Для исключения возможных ошибок и получения достоверных результатов численность обследуемых в опытной и контрольной группах рассчитывается математическими методами.

Эпидемиологический метод может проводиться в двух формах исследований: поперечной и продольной . Наиболее простой формой является поперечное (одномоментное) исследование, при котором оценивается влияние различных факторов на здоровье населения на момент исследования, т.е. не проводится динамического наблюдения. Поперечное исследование отличается доступностью, но возможности его ограничены, так как, позволяя относительно быстро выявить проблемы, требующие более углубленного изучения, оно в то же время недостаточно для доказательства связи между нарушениями состояния здоровья и воздействием тех или иных факторов. Под продольными исследованиями понимают исследования, проводимые в течение достаточно длительного времени. Их делят на ретроспективные и проспективные. Ретроспективные исследования направлены на поиск причины развития заболевания, т.е., от наблюдаемого в данный момент заболевания исследователь переходит к анализу воздействий, бывших в прошлом. При проспективных исследованиях ведется длительное динамическое наблюдение за группами населения, подвергающимися и не подвергающимися воздействию определенных факторов, с целью установить причинно-следственные связи между имеющимся воздействием и нарушениями состояния здоровья, появляющимися через определенный промежуток времени.

Метод гигиенического эксперимента . Гигиенический эксперимент проводят в натурных или же лабораторных условиях. Под натурным экспериментом подразумевается изучение влияния факторов внешней среды на здоровье людей или же изучение факторов внешней среды в реальных (натурных) условиях трудовой или бытовой деятельности и жизни людей. Данные, полученные в натурном эксперименте, используют для разработки методических рекомендаций, инструкций, санитарных правил, внедрения новых технологических процессов на промышленных предприятиях, уточнения размеров санитарно-защитных зон и др. Вместе с тем, в натурном эксперименте, когда на человека и окружающую среду действует множество факторов, трудно вычленить значимость какого-либо одного фактора в развитии нарушений здоровья, определить характер и безопасные уровни его воздействия, оценить поведение фактора во внешней среде и др.

Поэтому предпочтение при решении этих вопросов отдается лабораторному гигиеническому эксперименту. В лабораторном эксперименте моделируются процессы, которые позволяют изучать:

· прямо или опосредованно влияние факторов на здоровье людей

· сами факторы внешней среды и их влияние на количественные и качественные параметры объектов окружающей среды.

Целью гигиенического лабораторного эксперимента является выяснение характера действия и опасности факторов для установления их безопасных величин или уровней - гигиенических нормативов . Для изучения влияния факторов на здоровье человека ставят обычно 2 вида эксперимента: на людях-добровольцах и на животных с последующей экстраполяцией данных на человека. Проводить исследования на людях допускается только лишь при условии полной гарантии безопасности. К такого рода исследованиям относятся, например, определение порога запаха (обонятельного ощущения) атмосферных загрязнений, изучение зрительных и слуховых реакций на воздействие света, шума или вибрации и т.д.

Эксперименты на животных чаще всего проводятся с целью гигиенического нормирования химических факторов. Обычно изучается острое, подострое и хроническое действие этих факторов, определяются пороги (минимальные действующие величины) острого и хронического действия, способность к кумуляции, специфические и возможные отдаленные эффекты - мутагенный, эмбриотоксический, канцерогенный, а затем на основании полученных данных рассчитывают безопасные уровни воздействия - ПДК.

Лабораторный эксперимент по изучению самих факторов внешней среды и их влияния на объекты окружающей среды проводится на лабораторных модельных установках или же на полупроизводственных установках. Например, для изучения процессов миграции экзогенных химических веществ из почвы в растения сооружают специальные фитоклиматические камеры, где в почву вносятся изучаемые химические вещества, а затем в выращенных на этой почве растениях определяют их содержание.

Метод санитарной экспертизы . Санитарная экспертиза – это проведение исследования и выдача заключения на предмет соответствия санитарно-гигиеническим требованиям. Метод санитарной экспертизы применяется главным образом при осуществлении предупредительного санитарного надзора, т. е. при проведении надзора за объектами до ввода их в эксплуатацию или же за различными видами изделий, материалов, продукции до реализации их потребителю. Санитарной экспертизе подлежат:

· проекты планировки и застройки населенных мест

· проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства

· выбор и отвод земельного участка под строительство

· этапы строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов

· питьевая вода, напитки, пищевые продукты

· новые виды посуды, тары, оборудования и упаковок, строительные материалы

· новые технологические процессы

· детские игрушки, книги и одежда и др.

Санитарная экспертиза включает в себя обычно несколько этапов. Так, при санитарной экспертизе пищевых продуктов вначале изучаются данные о продукте из сопроводительных документов, затем проводится осмотр партии продуктов на месте и отбор проб для лабораторного исследования. При проведении последнего в зависимости от поставленной задачи используются различные методы - физико-химические, бактериологические, гельминтологические и др. После получения лабораторных данных составляется акт санитарной экспертизы, в котором оценивается качество продукта и делается заключение о пригодности его в питании и возможном пути реализации.

Таким образом, санитарная экспертиза является одним из действенных методов, позволяющих предупредить нарушения в состоянии здоровья населения, так как осуществляется большей частью на этапах, позволяющих предупредить появление вредных факторов.

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» - дом, «логос» - наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения .

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов : методы , с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы , позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки . Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: