Субъекты и объекты правоотношений. Что такое субъект права? Виды субъектов

Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права . Важно отметить, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не равнозначны. Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения – это субъект права, который стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношений – это всегда субъект права, но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

Основные виды субъектов права :

К физическим лицам относятся:

  • граждане; их особенность как субъектов права в том, что они обладают максимальной широтой прав и обязанностей (правоспособностью). Они повседневно выступают участниками самых различных правоотношений, прежде всего, гражданско-правовых (сделки), трудовых, брачно-семейных; реже - адмнистративно-правовых (уплата штрафа в случае нарушения норм административного права), налоговых, конституционных (участие в выборах) и др. Как очевидно, такая полнота прав и свобод объясняется наличием института гражданства, поскольку многие, в том числе политико-конституционные права (избирательные и т.д.), им принадлежат исключительно как гражданам государства;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • лица с двойным гражданством (бипатриды). Особенность лиц с двойным гражданством как субъектов права состоит в том, что они обладают одновременно правами и обязанностями двух государств;
  • иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством могут быть участниками большинства правоотношений как и граждане, но не всех. Российское законодательство устанавливает следующие ограничения: они не могут избирать или быть избранными в представительные (законодательные) органы РФ, входить в экипаж гражданско-воздушного, морского или речного судна (быть его капитаном - тем более), служить в Вооруженных Силах РФ (за определенным исключением); и др.;

Коллективные субъекты – это государство, государственные органы, юридические лица, общественные организации.



Государство выступает субъектом:

а) в межгосударственных, международных отношениях;

б) государствен но-правовых отношениях (отношения между федеральным центром и его субъектами, гражданство и др.);

в) уголовно-правовых отношениях;

г) гражданско-правовых отношениях (вопросы федеральной собственности).

Государство - это субъект политический, властный и суверенный.

Юридические лица - это особый круг субъектов правоотношений.

Понятие юридического лица определено в ч. 1 ст. 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая:

(1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управле­нии обособленное имущество

(2) отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом,

(3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

(4) Юриди­ческие лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

К юридическим лицам относятся:

Государство;

Государственные органы и организации;

Предприятия различных форм собственности;

Общественные организации;

Иностранные организации и др.

Общественные организации также выступают субъектами правоотношений. Речь идет о добровольных, некоммерческих и самоуправляющихся объединениях людей или юридических лиц негосударственного характера. И еще одно условие, предъявляемое действующим законодательством - это регистрация в органах юстиции в установленном законом порядке.

Социальные общности – это народ, население субъекта Федерации РФ, административно-территориальной единицы, муниципального образования и т.д. Основной довод выделение данного вида субъектов права - это правовые отношения, возникающие в случае референдумов (общественных, региональных и т.д.).

Характер и степень участия субъектов в правоотношениях опре­деляется их правосубъектностью.

Правосубъектность - это способность лица быть субъектом права.

Граждане наделяются правосубъектностью как юридической воз­можностью удовлетворения и защиты личных и иных интересов, вы­полнения обязанностей во всех областях, урегулированных правом.

Правосубъектность состоит из двух элементов – правоспособ­ности и дееспособности. Разновидностями последней являются де­ликтоспособность и сделкоспособность.

Правоспособность - это предоставленная нормами права воз­можность субъекта (гражданина или организации) приобретать права и исполнять обязанности. Правоспособностью обладают все физи­ческие и юридические лица независимо от возраста и состояния здоровья. Она начинается с рождения и прекращается смертью.

Дееспособность - это возможность субъекта (гражданина или организации) собственными действиями приобретать права и ис­полнять обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состоя­ния психического здоровья. Она бывает:

  • полной, наступает с 18 лет, в случае вступления в брак в более раннем возрасте - с 16 лет;
  • неполной, ею обладают подростки в возрасте от. 14 до 18 лет;
  • частичной - малолетние в возрасте от 6 до 14 лет;
  • ограниченной - устанавливается по решению суда в отноше­нии лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Недееспособными могут быть признаны психические больные и слабоумные люди. Такие лица не осознают фактический характер и социальные последствия своих действий.

Деликтоспособность представляет собой способность лица не­сти юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Деликтоспособность зависит от возраста и вида юриди­ческой ответственности:

  • административная – с 16 лет;
  • полная гражданско-правовая - с 18 лет. За исключением эман­сипации - объявления несовершеннолетнего лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью;
  • уголовная - с 16 лет, за особо тяжкие преступления (все виды убийства, изнасилование, разбой, грабеж, кража, хищение огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.) - с 14 лет;
  • дисциплинарная - в трудовом праве - с 15 лет.

Сделкоспособность - это способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

Разница между правоспособностью и дееспособностью заключа­ется в том, что дееспособность содержит разрешение субъекту права путем собственных действий участвовать в конкретном правоотно­шении, а значит, реально использовать субъективные права и выпол­нять юридические обязанности. Разграничение между элементами правосубъектности (правоспособностью и дееспособностью) потре­бовалось в основном из-за урегулирования имущественных отноше­ний, в которых малолетние либо лишенные дееспособности (или ог­раниченные в ней) взрослые граждане не могут собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, определяе­мые нормами права.

Как правоспособность, так и дееспособность (правосубъект­ность) необходимы для реализации прав и обязанностей, опреде­ляемых нормами права. Каждый из этих элементов правосубъект­ности может быть изменен в отношении конкретного гражданина, например если его поведение даст основания для лишения роди­тельских прав, ограничения дееспособности из-за злоупотребления наркотиками, алкоголем и др. Такие ограничения определяются судом в строго установленном порядке.

Правовой статус – это юри­дически закрепленное положение личности в обществе. В его основе лежит фактический социальный статус, т. е реальное положение человека в обществе. Социальный и правовой статусы соотносятся, как содержание и форма.

Правовой статус традиционно подразделяют на:

  • общий правовой статус, например статус гражданина определяется Конституцией государства и другими законами;
  • специальный статус связывают с правовыми ограничениями, скажем, такие ограничения имеют государственные и муниципальные служащие, судьи, прокурорские работники, военнослужащие и др.;
  • индивидуальный правовой статус связан с конкретным субъектом права, например конкретным гражданином. (например, студент, имеющий нетрудоспособных родителей; студент являющийся депутатом выборного органа власти; и т.д.).

В литературе высказываются разные мнения по поводу понятий «правовой статус» и «правовое положение». Ряд авторов считают, что это равнозначные понятия, т.к. слово «статус» в переводе с латинского означает «положение», «состояние», другие предлагают их различать, и под правовым положением понимать конкретное положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субьектами права.

В соответствии с общим положением субъек­ты правоотношений - это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права явля­ются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоот­ношений. Такое положение можно объяснить различ­ными объективными факторами (в частности, физио­логическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений Являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, на­ходятся под непосредственной опекой разных благо­творительных общественных организаций, а также го­сударства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) на коллективные.

К Индивидуальным Субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обшир­ную классификацию. Их делят на следующие виды:

1. Само государство.

2. Государственные органы и учреждения.

3. Общественные объединения.

4. Административно-территориальные единицы.

5. Субъекты Российской Федерации.

6. Избирательные округа.

7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ).

8. Промышленные предприятия.

9. Иностранные фирмы.

10. Специальные субъекты (юридические лица).

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким пра­вом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Та­ким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также посто­янные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособ­ностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения Являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возло­женные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения Главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотноше­ний, который содержится в правоотношениях различ­ных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Пра­воспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способ­ностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действо­вать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

— это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и как исключение социальные общности. Все они обладают пpaвосубъектностью.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Определение круга лиц, наделенных правосубъектностью, и ее основного содержания осуществляется по отраслям права.

Индивиды

Индивиды (или физические лица) — основная часть субъектов права. К индивидам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в : гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и др. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Правосубъектность граждан представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность , т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, а дееспособность — по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности восполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения.

В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностью, или, говоря иначе, правосубъектностью.

Круг лиц, обладающих правосубъектностью , определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с п. 1 ст. 13 С К РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месу жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса , который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленным в актах международного права.

Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус военнослужащего, работника милиции, пенсионера, студента, судьи и т. д.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так, по гражданскому законодательству малолетние в возрасте до шести лет полностью недееспособны, ограничены в дееспособности малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние — в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26, 28 ГК РФ).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяются воинская обязанность, действие некоторых статей УК РФ (например, об измене Родине) и т. д.

Организации

Организации как субъекты права характеризуются специальной правосубъектностью, а признанные в качестве юридических лиц - гражданской правоспособностью.

Специальная правосубъектность организаций выражается в их компетенции , т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделены организации для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т. п.

Гражданскую правоспособность имеют организации, признанные юридическими лицами. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на четыре группы.

Первая группа. Органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных отношений.

Вторая группа. Государственные учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью , не связанной с властными полномочиями. К ним относятся государственные вузы, больницы, библиотеки, театры, музеи и т. д. Их деятельность в основном финансируется из государственного бюджета.

Третья группа. Государственные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью , действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам в соответствии с нормами, предусмотренными п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ.

Четвертая группа. Государство в целом - это также организация, являющаяся субъектом права. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

К негосударственным организациям относятся органы и учреждения местного самоуправления, общественные и частные коммерческие организации.

На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальная власть и действуют органы этой власти (мэрии городов, администрации районов и других муниципальных образований, муниципальная милиция и т. д.), а также создаваемые этими органами муниципальные учреждения (больницы, школы, детские сады, библиотеки и т. п.) и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

К общественным организациям относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации целей и задач, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов имущественных правоотношений.

К частным коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса (промышленность, торговля, банковская и страховая деятельность и т. д.). Все они являются юридическими лицами и, соответственно, субъектами гражданско-правовых отношений. Кроме того, они выступают участниками трудовых, финансовых, земельных и иных правоотношений.

Социальные общности

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Однако чаше всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.

Объект правоотношений

Называется то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношений теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права: веши, деньги, ценные бумаги и др. Например, по жилищному законодательству объект для нанимателя — это жилое помещение, необходимое ему для проживания. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции РФ граждане, их объединения могут иметь в частной собственности землю.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объектом авторского права признается созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.).

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.). Например, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вешь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т. д.

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о возврате собственнику похищенной у него веши или о взыскании ее стоимости.

Юридические факты. Это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо — в гипотезе, косвенно — в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица — адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции юридической нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей покупателя и продавца устанавливается не столько нормой гражданского права, сколько договором между сторонами, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав , т. с. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социальной защиты о назначении пенсии).

Иногда нормы права связывают юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Например, в и. 1 ст. 520 ГК РФ указано: «Если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение». Факты, свидетельствующие об отсутствии каких-либо обстоятельств или действий, в юридической науке называются отрицательными.

Представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица но исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели веши (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращения трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вешей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.

Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

И обязанностей, становятся участниками правоотношений , а также субъектами права .

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве . Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования , находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства .

Субъектов права подразделяют чаще всего:

  1. на индивидуальные;
  2. коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

  1. граждан Российской Федерации;
  2. лиц без гражданства ;
  3. лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

  1. государство;
  2. государственные органы и учреждения;
  3. административно-территориальные единицы;
  4. религиозные организации;

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья , учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью .

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права .

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности . Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: