Административные право- и дееспособность. Административная правоспособность

Страница 16 из 32


Основы административно-правового статуса граждан

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 11 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», другими законодательными актами РФ и ее субъектов.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционно-правового статуса. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, содержащих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина РФ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов власти имеют только граждане РФ.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность гражданина – способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Объем и содержание административной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и воинской службе».

Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, военнослужащие, государственные служащие, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.

Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректировать нашу действительность, которая не может обеспечивать равноправие всем и везде.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения. Так, ст. 47 УК РФ устанавливает в качестве меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Административное право также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за нарушения. Так, ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты; ст. 3.11 КоАП РФ устанавливает в качестве меры административного наказания дисквалификацию – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Конституцией РФ (ч. 3 ст. 56) обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственном управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Например, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на такую службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. «Об образовании» студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина – способность гражданина РФ своими личными действиями реализовывать свои права и осуществлять свои обязанности в сфере исполнительной власти; в полном объеме наступает в 18 лет.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно ст. 60 Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, например, граждане, достигшие 14-летнего возраста, обязаны обратиться в орган внутренних дел для получения паспорта; в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой правовой дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

По общему правилу все граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно ст. 2.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не подлежат административной ответственности лица, которые во время совершения противоправного деяния находились в состоянии невменяемости.

Способность гражданина лично нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение называется административной деликтоспособностью (деликт – проступок, правонарушение). Административная деликтоспособность является элементом административной дееспособности. Наступает административная деликтоспособность у граждан РФ, как уже упоминалось, в 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Различаются административные правоотношения с участием граждан, складывающиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);

в) нарушением органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.



Индекс материала
Курс: Административное право как отрасль права и как наука. Субъекты административного права
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Государственное управление
Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
Предмет административного права
Метод административного права
Соотношение административного права с другими отраслями права
Система административного права и его принципы
Понятие, структура и виды административно-правовых норм

1 C какого возраста возникает административная дееспособность у гражданина РФ
1. С 16 лет
2. С 18 лет
3. С 21 года
4. С момента рождения

2 Административная дееспособность – это
1. общие правила поведения индивидуальных субъектов
2. правовое положение индивидуальных субъектов с момента достижения возраста совершеннолетия в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами административного права
3. способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренными административно-правовыми нормами и нести ответственность в соответствии с этими нормами
4. возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера

3 Что не используется в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность?
1. Совершение административного правонарушения группой лиц
2. Совершение административного правонарушения при исполнении трудовых обязанностей

4. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

4 Что не может применяться в отношении юридического лица
1. Лишение специального права
2. Предупреждение
3. Административный штраф
4. Возмездное изъятие предмета административного правонарушения

5 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые влекут за собой административное выдворение за пределы РФ
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов

6 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов

7 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами, которые призваны на военные сборы
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов
4. Судьи гарнизонных военных судов

8 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов
4. Судьи гарнизонных военных судов

9 На какой срок назначается дисквалификация
1. До 15 суток
2. До 1 месяца
3. До 30 суток
4. От 6 месяцев до 3 лет

10 В течение какого времени должна быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
1. Срок не ограничен
2. В течение 10 дней
3. В течение 1 месяца
4. В течение 3 месяцев

11 Что может устанавливаться законами субъектов РФ в качестве меры административного наказания
1. Административный штраф
2. Предупреждение
3. Конфискация предмета административного правонарушения
4. Верны ответы 1 и 2

12 Кто является законным представителем физического лица, который является потерпевшим
1. Законные представители
2. Эксперт
3. Свидетель
4. Прокурор

13 Что относится к обстоятельствам, которые исключают производство по делу об административном правонарушении
1. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
2. Состояние административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
3. Отмена закона, который устанавливает административную ответственность
4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетними

14 Что относится к обстоятельствам, которые смягчают административную ответственность
1. Раскаяние лица, которое совершило административное правонарушение
2. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
3. Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
4. Повторное совершение административного правонарушения

15 На какой срок назначается лишение специального права
1. От 1 месяца до 3 лет
2. От 6 месяцев до 3 лет
3. От 3 месяцев до 2 лет
4. Верного ответа нет

16 К кому применяется лишение специального права
1. К юридическому лицу
2. К должностному лицу
3. К физическому лицу
4. Верны ответы 1 и 3

17 Что из перечисленного не является административным наказанием
1. Административный арест
2. Административный штраф
3. Предупреждение
4. Обязательные работы

18 Как называется обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав и интересов
1. Предложение
2. Заявление
3. Письмо
4. Жалоба

19 Что из перечисленного не входит в структуру правонарушения
1. Субъект
2. Субъективная сторона
3. Объективная сторона
4. Виновность

20 В течение какого времени по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении
1. В течение 2 суток с момента выявлении административного правонарушения
2. В течение 10 суток с момента выявления административного правонарушения
3. По окончании административного расследования
4. Немедленно

21 Согласно общему правилу срок административного задержания должен быть не более
1. 1 суток
2. 2 суток
3. 3 часов
4. 6 часов

22 Согласно общему правилу срок давности назначения административного наказания составляет:
1. 3 месяца
2. 6 месяцев
3. 1 год
4. 2 года

23 Административное выдворение не может осуществляться к
1. К военнослужащим – иностранным гражданам
2. К государственным служащим РФ
3. К иностранным гражданам
4. Верны ответы 1 и 2

24 К числу каких мер относится предупреждение как мера административного наказания
1. имущественного характера
2. пресекательного характера
3. морального характера
4. верного ответа нет

25 Кто обязательно должен присутствовать при опросе свидетеля, который не достиг 14 лет
1. Органов опеки и попечительства
2. Законных представителей
3. Адвоката
4. Педагога или психолога

26 Кто подписывает протокол об административном задержании
1. Лицо, которое его составило и задержанное лицо
2. Лицо, которое его составило и потерпевшее лицо
3. Лицо, которое его составило, задержанное лицо и свидетель
4. Лицо, которое его составило, задержанное лицо, потерпевшее лицо и свидетель

27 Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности
1. Сертификат
2. Регистрационное свидетельство
3. Технический регламент
4. Лицензия

28 Какой срок составляет погашение административного наказания
1. 6 месяцев
2. 1 год
3. 3 года
4. 6 лет

29 Кто не является субъектом административной юрисдикции
1. Федеральные органы исполнительной власти
2. Комиссии по делам несовершеннолетних
3. Судьи
4. Верного ответа нет

30 Что может применяться только в качестве административного наказания
1. Административный штраф
2. Конфискация орудия административного правонарушения
3. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
4. Возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения

31 В чем разница между административным и прокурорским надзором
1. Полномочиями надзорных органов
2. Субъектами надзора
3. Все ответы верны
4. Правильного ответа нет

32 Что является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ
1. Вид на жительство
2. Паспорт гражданина РФ
3. Свидетельство о рождении
4. Разрешение на временное проживание

33 Что не признается документом, удостоверяющим личность, при выезде из РФ
1. Паспорт
2. Паспорт моряка
3. Дипломатический паспорт
4. Водительское удостоверение

34 Чем отличается административная ответственность от уголовной
1. Различий нет
2. Одинаковы
3. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет применяется судом и другими уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности и процессуальные порядки
4. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности

35 Каков порядок назначения административной ответственности
1. применение административного наказания к физическому лицу освобождает от ответственности юридическое лицо
2. применение административного наказания к физическому лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо
3. в случае привлечения к административной ответственности юридическое лицо, физическое лицо не привлекается к той же самой ответственности
4. юридическое лицо не подлежит административной ответственности

36 Что означает обратная сила закона
1. Вновь принятый закон не ступает в силу
2. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу
3. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу
4. Утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы

37 Кто является законным представителем физического лица
1. Родители, опекуны
2. Адвокат
3. органы опеки
4. прокурор

38 Кто является лицом, которому причинен физический, моральный или имущественный вред
1. Свидетель
2. Законный представитель физического лица
3. Потерпевший
4. Верного ответа нет

39 В какую систему входит милиция
1. ФСБ РФ
2. Министерство юстиции РФ
3. Министерство обороны
4. Министерство внутренних дел РФ

40 Свидетель вправе
1. Пользоваться бесплатной помощью переводчика
2. Составлять протокол
3. Не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников
4. Верны ответы 1 и 3

Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей V сфере государственного управления.

Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Административная правоспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с 18 лет, а в отдельных случаях - с 16 г. Конкретный объем прав и обязательной находится в зависимости от ряда факторов: возраста, образования, встану здорова, астат. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность лишают права управления транспортными средствами. Лица, имеющие судимость, либо не имеют специального образования, теряют возможность занимать ряд должностей в государственном аппарате.

Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) его права и обязанности.
Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционных, является производным от последнего, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами ", на равный доступ к государственной службе", на обжалование в суд неправомерных актов (действий) государственных органов (должностных лиц).
Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органы публичной власти). Другие права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в следующих правах, которые являются частью административно-правового статуса граждан, как право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, соблюдение информации о состоянии здоровья я.

Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются разных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например, в правилах дорожного движения и пользования общественным транспортом; ^ проходить в установленных случаях обязательный медицинский осмотр и лечение; ^ регистрировать транспортное средство и получать разрешение на занятие определенными видами деятельности.

Следует различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.д. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обуславливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно-правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учащихся (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризованных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, которые находятся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев);
- Объекты попечительства: а) сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены много ¬ детных семей б) безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали от пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;
- Субъектов территорий с особыми режимами а) лица, проживающие на приграничной территории, б) жители горных территорий в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;
- Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение внутренних дел и др..
Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан) право на жалобу (административную и судебную). Оно закреплено Законом "Об обращениях граждан", а также Гражданско-процессуальным Кодексом.
Субъектами административного права также, иностранные граждане и лица без гражданства, их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины, и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев» от 5 марта 1994 г. В целом объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности, не в праве создавать политические партии. На них возлагаются дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, уведомлять органы внутренних дел о перемещении по территории государства и др.. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

Основной акцент в обновлении содержания административно-правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления разных административных процедур и процессуальных действий.

Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате практического выполнения задач и функций государства. Эти лица с государственными служащими, имеют соответствующие служебные полномочия, занимают определенные должности и получают заработную плату за счет государственных средств.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие у лица административной правосубъектности. Как правило, ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

В законодательстве отсутствует определение понятий «административная правоспособность» и «административная дееспособность». В специальной литературе они истолковываются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве с учетом анализа норм административного права.

В административном праве, считают ученые-административисты, представление об административной правоспособности и дееспособности является необходимым в качестве методологической предпосылки выяснения общего и особенного в правовом положении субъектов административного права, без административной правоспособности невозможно само понятие субъекта административного права.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон данных правоотношений конкретных прав и обязанностей. Осуществление прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права дает возможность применения к нему юридической (а также административной) ответственности.

Административная дееспособность -- возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, в том числе нести ответственность за свои действия (в некоторых случаях -- и за бездействие). Другими словами, административная дееспособность означает вероятность практической реализации административной правоспособности.

В ряде случаев, выделяют особый элемент административной дееспособности, называемый административной деликтоспособностью, -- способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев -- за бездействие), подвергаться административному наказанию.

Вместе с тем реализация правоспособности как физических, так и юридических лиц невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего органа публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием.

По общему правилу правоспособность гражданина начинается в момент его рождения и прекращается смертью. Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет. До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий от его возраста. В ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности.

Другую группу субъектов административно-правовых отношений составляют организации.

Гражданское право разделяет юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться а форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень таких форм является закрытым и может быть изменен только внесением поправок в ГК РФ. Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организация ми, они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. При этом ГК РФ не содержит полного перечня возможных форм некоммерческих организаций, делегируя данную функцию специальным федеральным законам.

юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении юридических лиц законодатель не использует термин «дееспособность». Моменты возникновения право- и дееспособности юридического лица совпадают во времени и определяются моментом

государственной регистрации юридического лица, процедурой получения лицензии.

Кроме граждан и юридических лиц характерную категорию субъектов административного права составляют государственные органы и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные служащие. Например, суды -- участники правоотношений, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению судов КоАП РФ, а также правоотношений, связанных с обжалованием действий должностных лиц органов исполнительной власти.

К негосударственным организациям в качестве субъектов административного права относятся: общественные объединения, профессиональные союзы, потребительские кооперативы, и др.

При характеристике субъектов административно-правовых отношений в науке административного права принято употреблять понятие «административно-правовой статус», которое включает в себя совокупность прав, обязанностей, гарантий реализации прав, ограничений (запретов) и ответственности за нарушение обязанностей. Не все права и обязанности субъектов административного права производны от их конституционного правового статуса, существует достаточное количество прав и обязанностей, которые находятся за пределами конституционного статуса. Административно-правовой статус конкретного участника правоотношений представляет собой неотъемлемый элемент общего правового статуса данного субъекта, сочетается со статусами, устанавливаемыми нормами других отраслей права, например гражданского, семейного, трудового, во многих случаях выступая в качестве приоритетного.

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: