А. Ю. Ильин. Финансовое право. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения- это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

Финансовая правоспо­собность - это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы..

У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов - компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ.

Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти - ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам - субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

· Публично-правовые образования, к которым относится РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

· Коллективные субъекты. К этой группе относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица различных форм собственности, центральный банк РФ, государственные корпорации, бюджетные автономные и казённые учреждения;

· Индивидуальные субъекты: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без юридического образования, и главы крестьянской деятельности.

Читайте также:

Субъекты финансового права

Финансы Коллективные субъекты финансового права

Муниципальные образования как субъекты финансового права

Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «об­щественно-территориальные образования» включаются муници­пальные образования.

Муниципальное обра­зование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов; выпуска муниципальных займов , а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.

Вместе с тем, согласно ст. 139 и 141 БК РФ из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются:

а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных об­разований; б) субвенции и иные формы помощи , предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ. Соответственно, му­ниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ре­сурсов.

Во всœех вышеперечисленных случаях муниципальные образо­вания (ᴛ.ᴇ. населœение), являясь субъектом финансового права, вы­ступают в финансовых правоотношениях в лице представитель­ных и соответствующих исполнительных органов местного само­управления.

Муниципальное образование является субъектом финансового права и в отношении права населœения соответствующей террито­рии непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний (сходов) граждан осуществлять полномочия представительных органов местно­го самоуправления. Эти права муниципального образования за­писаны в ФЗ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской федерации».

Большой круг субъектов финансового права составляют кол­лективные субъекты.

Под коллективными субъектами финансо­вого права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделœенные финансовыми пра­вами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

а) органы государственной власти;

б) Центральный банк РФ коммерческие банки, наделœенные властными полномочиями;

в) организации (предприятия, бюджетные учреждения) .

Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетен­ции в области финансовой деятельности государства. Коллектив­ными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполно­моченных государством органов. Будучи наделœены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находят­ся в постоянно длящихся отношениях с государством, где упол­номочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

К коллективным субъектам финансового права относится также и Центральный банк РФ . Как уже отмечалось. Централь­ный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. По этой причине он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Это име­ет место тогда, когда исходя из статьи 23 ФЗ о Центральном банке РФ, он выполняет свои обязанности по операциям с феде­ральным бюджетом и государственными внебюджетными фонда­ми, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осу­ществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов . Так, исходя из статьи 26 ФЗ о Центральном банке РФ 50% при­были Банка России перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 ᴦ., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету.

Наконец, Централь­ный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затра­ты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обя­зательств РФ .

Во всœех этих случаях Центральный банк РФ высту­пает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо .

По этой причине, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

Помимо Центрального банка РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки , выступаю­щие в качестве юридических лиц, наделœенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

§ 3. Субъекты финансового права

Анализ законо­дательства приводит к выводу, что деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля хотя и косвенно, но всœе же обеспечивает финансовую деятельность государства .

Вместе с тем, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприяти­ям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций . Их финансово-правовой ха­рактер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятель­ности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязатель­ных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гаран­тирует производство основной массы операций в безналичном по­рядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк вы­ступает как орган, наделœенный государством властными полно­мочиями.

Коллективными субъектами финансового права, помимо пе­речисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения).

Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

а) прав на получение бюджетных средств в по­рядке ассигнований;

б) прав на получение бюджетных кредитов;

в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка при­были казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;

г) обя­занностей по уплате налогов и сборов;

д) обязанностей налоговых агентов;

е) прав на участие в процессе составления проекта бюд­жета (сметный процесс);

ж) обязанности представлять в налоговые органы информацию.

Юридические лица, не являющиеся государственными и му­ниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетны­ми учреждениями, являются коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях возвратности и возмездности .

Организации являются субъектами финансового права и в от­ношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также произ­водных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ. Их правосубъектность в этом случае определœена каче­ством юридического лица и наличием того вида предприниматель­ской деятельности, тех доходов или того имущества, которые ука­заны в законодательстве для этих субъектов. К примеру, согласно законодательству об НДС субъектом НДС являются предприятия и организации, имеющие статус юридического лица и осущест­вляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Можно сказать, что правосубъектность предприятий и организа­ций в этих случаях определяется общими и специальными при­знаками, указанными в законодательстве.

Организации являются коллективными субъектами финансо­вого права, выступая в качестве налоговых агентов .

Согласно п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюд­жет налогов. Финансовая правосубъект­ность организаций как налоговых агентов существует в отноше­нии их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщи­ки (ст. 21 НК РФ).

В числе обязанностей налоговых агентов сле­дующие :

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и пере­числять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие нало­ги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщи­ка;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщи­ку;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета до­кументы, необходимые для осуществления контроля за правиль­ностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Вместе с тем, коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых вхо­дит представление в налоговые органы информации, крайне важной для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций. Перечень этих организаций дан, прежде всœего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны :

1) Органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица;

2) органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;

3) органы, регистри­рующие недвижимое имущество, являющееся объектом налого­обложения;

4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населœе­ния и проч., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

5) органы, уполномоченные совершать нотариальные действия в отношении нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения;

6) орга­ны, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные доку­менты физическим лицам, осуществляющим на свой риск дея­тельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуᴦ.

В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые исходя из статьи 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или за­крытии счета организации, индивидуального предпринимателя . Вместе с тем, банки являются коллективными субъектами финан­сового права и в отношении обязанностей по приостановлению опе­раций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сбо­ров по решению налогового органа. Эти обязанности банков уста­новлены в ст. 60 и 76 НК РФ.

Читайте также

  • — Коллективные субъекты финансового права

    Муниципальные образования как субъекты финансового права Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «об­щественно-территориальные образования» включаются муници­пальные образования. Муниципальное… [читать подробенее]

  • Субъекты финансового права

    Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образо­вание, распределение и использование государственных и му­ниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Сле­дует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во мно­гом совпадают.

    Субъект финансового права - это лицо, обладающее право­субъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой дея­тельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обя­занностей, приобретает новые свойства - он становится субъек­том (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. ос­тается субъектом финансового права.

    Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотноше­ния. В данный момент носители финансовых прав и обязанно­стей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых пра­воотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципаль­ных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетен­цией в принципе предполагает необходимость полного осуще­ствления входящих в нее прав и обязанностей в области финан­сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочиваю­щих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

    Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые под­разделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

    В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения входят:

    а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, об­ласти, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

    б) муниципальные образования;

    в) городские и сельские поселения, входящие в со­став муниципального образования;

    г) административно-терри­ториальные образования особого режима (закрытые админист­ративно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).

    Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъекта­ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования высту­пают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответ­ствующие органы государственной власти и местного самоуп­равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., кото­рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечи­вается при этом за счет средств государства или его территори­альных подразделений, т. е. соответствующего государственно­го или местного бюджета.

    Закрытые административно-территориальные образования и наукограды - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым право­вым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финан­совые (бюджетные) правоотношения непосредственно с феде­ральными органами власти. Свободная экономическая зона отли­чается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

    Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и испол­нительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах соб­ственности, среди которых выделяются коммерческие и неком­мерческие организации.

    Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен­ной части финансовой деятельности государства, муниципаль­ных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.

    Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоот­ношения в связи с внесением в казну налогов и других обяза­тельных платежей, получением из нее ассигнований, распреде­лением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако за­конодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

    Среди этой-группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчи­нении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

    В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и пра­ва юридического лица.

    Такими объединениями являются со­юзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотрасле­вые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

    С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муници­пальными образованиями в финансовые правоотношения, от­личающиеся от других своей спецификой. Например, примени­тельно к ним действует упрощенная система налогообложения.

    Учреждения, которые являются некоммерческими организа­циями (не имеющими своей основной целью получение прибы­ли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из госу­дарственного или местного бюджета. Однако все большее зна­чение приобретают права и обязанности учреждений, связан­ные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказа­ния дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

    Индивидуальные субъекты финансового права, или физиче­ские лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей ча­стью с налоговыми и другими обязательными платежами, по­ступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в об­ласти государственного и банковского кредита, государственно­го страхования, по поводу самообложения в муниципальных об­разованиях. Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Консти­туции России (ст. 32).

    ⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

    Под коллективными субъектами финансового права следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

    К коллективным субъектам финансового права относятся:

    а) органы государственной власти;

    б) Центральный банк РФ;


    110 Глава 4. Субъекты финансового права

    в) коммерческие банки, наделенные властными полномочи­
    ями;

    г) организации (предприятия, бюджетные учреждения, меж­
    дународные организации). (Рис. 4).

    Рис. 4. Коллективные субъекты финансового права

    Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетен­ции в области финансовой деятельности государства. Коллектив­ными субъектами финансового права являются представитель­ные и исполнительные органы государственной власти.

    Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномо­ченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере финансовой деятельности, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, будучи уполно­моченными выражать государственную волю в установленных им пределах.

    В круг представительных и исполнительных органов государ­ственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти - органы как общей, так и специальной компетенции.

    Представительные органы государственной власти высту­пают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федераль­ном уровне в ведении Государственной Думы находится Кон­трольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельнос­ти государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государст­венной власти выступают не как коллективные субъекты фи-


    § 4. Коллективные субъекты финансового права 111

    нансового права, а как представители государства как субъекта финансового права.

    Исполнительные органы государственной власти общей ком­петенции выступают в качестве коллективных субъектов фи­нансового права в отношении права составления проектов бюд­жетов и их исполнения. Так, в соответствии с БК РФ проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ - соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ.


    Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции являются коллективными субъектами финансового права в отношении самых различных правомочий в области фи­нансовой деятельности государства, составляющих их компетен­цию. В числе этих органов: Минфин России и финансовые органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, МНС России, ГТК Рос­сии и т.д. Например, Минфин России, финансовые органы субъ­ектов РФ имеют право на непосредственное составление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении, на принятие решений об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ, ст. 171 БК РФ), финансового контроля и т.д.; МНС России, Федеральное казначейство, органы государственных внебюджетных фондов, главные распорядители и распорядители бюджетных средств имеют право на осуществление государственного финансового контроля. ГТК России обладает правом принимать решения об из­менении срока уплаты налога и сбора (ст. 266 БК РФ, ст. 63 НК РФ). К коллективным субъектам финансового права относятся и органы судебной власти. Они осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче заявлений в суд, а также предоставляют отсрочки по уплате госпошлины (ст. 63 НК РФ).

    К коллективным субъектам финансового права относится также и Центральный банк России (ЦБ РФ). Как уже отмеча­лось, ЦБ РФ является органом, осуществляющим финансовую де­ятельность государства, поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Это имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 23 Федерального за­кона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» он выполняет свои обязанности по операциям с федераль­ным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ. Вместе с тем в ряде случаев ЦБ РФ вы­ступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере госу­дарственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 вышеуказан-

    112 Глава 4. Субъекты финансового права

    ного Федерального закона 50% прибыли ЦБ РФ перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве ЦБ РФ вы­ступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, ЦБ РФ является участником отношений в сфере финан­сов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях ЦБ РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отноше­нии обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в от­ношении права на получение из бюджета средств на обслужива­ние государственного внутреннего долга, он обладает не компе­тенцией, а правосубъектностью юридического лица.

    Помимо ЦБ РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридичес­ких лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 11 Зако­на РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 ок­тября 1992 г.1, а также п. 14 Инструкции ЦБ РФ «О порядке обяза­тельной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведе­ния операций на внутреннем валютном рынке Российской Федера­ции» от 29 июня 1992 г. № 72 уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены власт­ными полномочиями, поскольку имеют право в императивном по-" рядке депонировать 50% валютной выручки предприятий на спец­счете3. Анализ законодательства приводит к выводу, что деятель­ность коммерческого банка как агента валютного контроля хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность госу­дарства. Так, в ЦБ РФ создается валютный резерв, который, яв­ляясь государственной собственностью, закрепленной за ЦБ РФ, может служить и источником централизованных средств государ­ства. Это следует из Указа Президента РФ «О частичном измене­нии порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» от 14 июня 1992 г.4, согласно ко-

    1 ВВС. 1992. № 45. Ст. 2542; СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1; Российская газета.
    1999. 7 июля; 2001. 6 июня.

    3 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3432.


    § 4. Коллективные субъекты финансового права ИЗ

    торому Минфин России осуществляет расходы в валюте для обслу­живания внешнего долга, других государственных нужд за счет по­купки валютных средств у ЦБ РФ. Государство, будучи заинтересо­ванным в поддержании валютного резерва ЦБ РФ как источника своих «подпиток», обязало все предприятия продавать 50% своей валютной выручки через уполномоченные банки за рубли. И более того, возложило на эти банки функции агентов валютного контроля, наделив их властными полномочиями. Таким образом, коммерчес­кие банки являются субъектами финансового права, обладая"пра­вом валютного контроля предприятий, направленным на обеспече­ние расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являют­ся коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерчес­ких банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О безотлагательных мерах по реализации налично-де-нежного обращения в Российской Федерации» от 13 января 1992 г.1 Их финансово-правовой характер, а следовательно, «во­влеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производ­ство основной массы операций в безналичном порядке через рас­четный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

    Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджет­ные учреждения). Последние обладают финансовой право­субъектностью в отношении: а) прав на получение бюджетных средств в порядке бюджетных ассигнований; б) прав на получе­ние бюджетных кредитов; в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения; г) обязанностей по уплате нало­гов и сборов; д) обязанностей налоговых агентов; е) прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный про­цесс); ж) обязанности представлять в налоговые органы инфор­мацию (рис. 5).

    Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения- это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

    Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

    Финансовая правоспо­собность - это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

    Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы..

    У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

    Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов - компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

    Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

    а) общественно-территориальные образования;

    б) коллективные субъекты;

    в) индивидуальные субъекты.

    К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.



    Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

    Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

    Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

    Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

    Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти - ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

    К юридическим лицам - субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

    Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

    · Публично-правовые образования, к которым относится РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

    · Коллективные субъекты. К этой группе относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица различных форм собственности, центральный банк РФ, государственные корпорации, бюджетные автономные и казённые учреждения;

    · Индивидуальные субъекты: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без юридического образования, и главы крестьянской деятельности.

    Индивидуальными субъектами финансового права физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.,

    К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Кроме того, к категории физических лиц как субъектов го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).

    Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи-нансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь права и обязанности в отношении определен

    ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.

    Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

    Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го-сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

    Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

    Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-

    См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.

    собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности,

    Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

    " Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.

    В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос- ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ- ность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

    Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

    Физические лица в соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

    Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога.

    1. Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

    правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

    в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

    вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

    представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

    Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди-новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных идр.

    Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ Российской Федерации о нотариате от

    февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-

    ми финансового права в отношении сообщать о нота

    риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

    В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

    Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

    Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре-деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.

    Контрольные вопросы и задания

    Дайте понятие субъекта финансового права.

    Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового

    В каких качествах государство выступает как субъект финансового права?

    В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?

    В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?

    В каких случаях субъекты Российской Федерации выступают как субъекты финансового права?

    Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.

    Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?

    В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти?

    В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?

    В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?

    Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансового права.

    Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

    Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

    _______________________

    * См..АлексеевС.С. Указ. соч. М., 1982. Т. 2. С. 140; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 482.


    Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализован­ной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обуслов­ленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Напри­мер, не требуется и не предполагается реализация всех прав, кото­рыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной ком­петенцией в принципе предполагает необходимость полного осу­ществления входящих в нее прав и обязанностей в области финан­сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заяв­лением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

    Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяют­ся субъекты российского права: а) государство и его территориаль­ные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуаль­ные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:

    а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответст­венности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов фи­нансового права.

    В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

    Российская Федерация;

    субъекты Российской Федерации - республики, края, облас­ти, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

    муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;

    административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

    административно-территориальные образования особого ре­жима.*

    _____________________

    * См.: Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образова­нии» с изм. от 28 ноября 1996 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Ми­нистерства обороны Российской Федерации. Утв. пост. Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.


    Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его терри­ториальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплек­сом прав на получение определенных бюджетных доходов и ис­пользование их для социально-экономического развития соответ­ствующей территории.

    Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образо­вания выступают субъектами права и в других финансовых отно­шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государст­венных (или муниципальных) займов, при использовании банков­ского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соот­ветствующие органы государственной власти и местного самоуп­равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финан­совых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или мест­ного бюджета.

    Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

    Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

    В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

    Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).


    Участие в правоотношениях не только органов исполнитель­ной, но и представительной власти - характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от адми­нистративного права, субъектами которого органы представитель­ной власти не являются.

    Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен­ной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетен­ция соответствующего органа распределяется между его структур­ными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

    Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

    Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

    ______________________

    * О создании казенных предприятий см.: Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г.//СЗ РФ. 1994. №5. С. 303; ст. 115 ГК РФ.


    В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ас­социации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, регио­нальные и другие объединения. Они создаются на договорной ос­нове, действуют на принципах коммерческого расчета, самофи­нансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

    Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений - финансово-промышленные группы, дея­тельность которых впоследствии урегулирована законом.* Это со­вокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объеди­няющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ре­сурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повыше­ния эффективности производственного процесса.

    ______________________

    * САПП. 1993. №49. Ст. 4766; Федеральный закон «О финансово-промышлен­ных группах» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

    Учреждения, которые являются некоммерческими организа­циями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности,* являются субъектами финансо­вого права главным образом в связи с использованием для выпол­нения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.

    ______________________

    * См.: Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ; Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации» от 9 июля 1999 г // Российская газета. 1999 14 июля.


    Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в фи­нансовых правоотношениях, как правило, имеют и качество юри­дического лица, однако в установленных законом случаях участ­никами этих правоотношений могут быть и их филиалы, предста­вительства.

    Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательст­во определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.

    Среди физических лиц - субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

    Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

    Смотрите также:



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: