Организация финансов и финансовых отношений на оао "уста". Понятие и признаки финансовых отношений

Организация (предприятие) (франц. organisation, от лат. organiso - придаю стройный вид) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой - обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Организация (предприятие) может осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо одновременно все виды.

В процессе предпринимательской деятельности у организаций (предприятий) возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; партнерами по совместной деятельности; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой и т.п., сопровождающиеся движением денежных средств.

Материальную основу финансов составляют деньги. Однако необходимое условие возникновения финансов - реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления. Оно обусловлено взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, с бюджетной и кредитной системами, в процессе которых создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

В зарубежной литературе финансы рассматривают как денежные потоки (процессы, связанные с движением денег).

В работах отечественных ученых сущность финансов обычно выражается как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств. За последнее время появились и другие определения содержания финансов, приближенные к зарубежным. Неоднозначная трактовка определения свидетельствует о сложности и многостороннем характере финансов. Объектом финансов служат не только процессы, возникающие при движении денежных средств, но и опосредствующие их экономические отношения. Финансы организаций (предприятий) представляют собой совокупность денежных отношений, опосредующих экономические отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Как экономическая категория финансы организаций (предприятий) - это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят распределительный и перераспределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс.

Финансы организаций (предприятий) являются самостоятельным звеном финансовой системы, обслуживающей материальной производство и услуги. Именно в этом звене финансовой системы формируется значительная часть национального дохода страны, осуществляется их распределение внутри организаций и частичное перераспределение через бюджетную систему и систему внебюджетных фондов.

Сфера финансовых отношений организаций (предприятий) разнообразна и существенно расширилась и изменилась с развитием реальных рыночных отношений, введением Гражданского кодекса РФ. В зависимости от экономического содержания финансовые отношения организаций (предприятий) можно сгруппировать по следующим направлениям:
возникающие между учредителями в момент создания организации (предприятия) при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала. В свою очередь уставный (складочный, акционерный) капитал служит первоначальным источником образования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
между отдельными организациями (предприятиями), связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, мате риалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения - основные в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. На них приходится наибольший объем платежей, от их эффективной организации во многом зависит финансовый результат деятельности предприятий; между организациями (предприятиями) и их подразделениями - филиалами, цехами, отделами, бригадами - в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
между организациями (предприятиями) и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов;
между организациями (предприятиями) и вышестоящими организациями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является организация (предприятие). Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие организаций (предприятий);
между организациями (предприятиями) и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета.

От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние организаций (предприятий) и формирование доходной базы бюджетов разных уровней:
между организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг.

От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий:
между организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
между организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими субъектами.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения, методы реализации. Однако все они носят двусторонний характер и их материальную основу составляет движение денежных средств, благодаря их использованию формируются денежные потоки, ими сопровождается формирование уставного капитала организации (предприятия), начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения, финансовых резервов и в целом финансовых ресурсов организации.

Функции финансов. Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.

Среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов организаций (предприятий). В экономической литературе в настоящее время существует большой разброс в определении функций, как по их количеству, так и по содержанию. Отмечается единство лишь по двум функциям: распределительной и контрольной. Во многих литературных источниках указаны такие функции: формирование капитала, доходов и денежных фондов; использование доходов и денежных фондов, ресурсосберегающая, контрольная и т.п. Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и цель - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации (предприятия). Большинство экономистов признают, что финансы предприятий выполняют три основные функции: формирования капитала и доходов организации (предприятия); распределения и использования доходов; контрольную.

Все функции тесно взаимодействуют между собой.

При выполнении финансами функции формирования капитала происходит формирование первоначального капитала организации (предприятия), его приращение; привлечение денежных средств из различных источников в целях формирования необходимого для предпринимательской деятельности объема финансовых ресурсов, сопровождающееся движением денежных средств. В современных условиях не все денежные средства предприятия носят фондовый характер. Предприятие самостоятельно решает вопрос формирования денежных фондов и резервов.

Распределение и использование доходов на уровне организаций (предприятий) проявляется в распределении выручки от реализации продукции и доходов от иной деятельности в стоимостном выражении по направлениям использования, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. С помощью этой функции осуществляется контроль за своевременным поступлением выручки от реализации продукции и оказания услуг, формированием и целевым использованием денежных фондов и в целом финансовых ресурсов организации, изменениями финансовых показателей, соблюдением налогового законодательства и т.п.

В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых организацией (предприятием) доходов определяет возможности его дальнейшего развития. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы организации (предприятия) и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование такого свидетельства может привести к банкротству предприятия.

Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений. Контрольная функция осуществляется как непосредственно в организации, так и ее собственниками, контрагентами, кредитными и государственными органами.

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.

В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты : государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин.

В связи с этим субъектами финансовых отношений выступают:

    Государство – общегосударственные и местные финансы;

    юридические лица – финансы субъектов хозяйствования;

    физические лица – финансы физических лиц.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.

4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.

Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.

Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.

На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

1. Финансы, сущность и понятие

Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.

Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:

1) развитие государственных финансов (XVIII в);

2) финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);

3) развитие финансов домохозяйств (середина XX в)

Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.

Отличительные признаки финансовых отношений:

1) денежный характер отношений;

2) фондовый характер отношений;

3) разные права субъектов, вступающих в отношения.

Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.

Функции финансов:

1) распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);

2) контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.

Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.

Осуществляется через финансовые органы.

Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);

3) стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.

Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.

Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:

1) директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);

2) регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).

2. Процесс управления финансами

Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.

Функциональные элементы в управлении финансами.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.

Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на базе оперативного анализа образующейся финансовой ситуации и преследующих достижение цели, которая заключается в получение наибольшего эффекта при малом числе затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.

Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».

При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:

1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):

МД = В – Пер;

2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):

ОД = МД / В × 100;

3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):

ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет организациям:

1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;

2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;

3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;

4) использовать метод во внутрифирменном планировании;

5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;

6) определить эффективность инвестиционных проектов.

3. Финансовая система Российской Федерации

Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.

Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.

Финансовая система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.

Финансовая система РФ состоит из:

1) финансов предприятий, государства и населения;

2) государственного бюджета;

3) внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

4) государственного кредита;

5) фондов страхования.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан

Финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства – это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения – совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит – это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования – это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

1) диспропорции развития экономической системы;

2) недостаточные темпы развития экономики;

3) отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;

4) излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;

5) низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

Подсистемами именуют крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные системы.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.

4. Финансовый рынок, его виды и значение

Финансовый рынок – это финансовый механизм, осуществляемый посредниками на основании спроса и предложения на капитал, который перераспределяется между кредиторами и заемщиками. На практике – это совокупность кредитно-финансовых институтов, которые направляют поток денежных средств вначале от собственников к заемщикам, а потом обратно. Основная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Сектора финансового рынка

1) ссудный капитал;

2) ценные бумаги;

3) валюты;

4) прямые инвестиции.

На развитие финансового рынка оказывают сильное влияние факторы: величина банковских учетных ставок, степень капитализации фирм, финансовая политика государства, развитие экономической ситуации в стране и др.

Структура финансового рынка. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов.

Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитных операций (до 1 года). Он делится на обычный, учетный, межбанковский и валютный рынки.

Учетный рынок – рынок, главными инструментами которого служат казначейские и коммерческие векселя, прочие виды ценных бумаг, обладающие высокой ликвидностью и мобильностью.

Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, в которой денежные ресурсы кредитных учреждений являются временно свободными и которые привлекаются и размещаются банками между собой в основном на короткие сроки.

Международный платежный оборот, связанный с платежом денежных обязательств юридических и физических лиц различных стран, обслуживает валютные рынки. Специфика международных расчетов – отсутствие платежного средства, общеустановленного для всех стран. Значительным условием расчетов по внешней торговле является обмен валюты в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем.

Валютные рынки – официальные центры, на которых совершается купля-продажа валют на базе спроса и предложения.

Рынок капиталов включает средне– и долгосрочные кредиты, акции и облигации. Его можно разделить на рынок средне– и долгосрочных банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для корпораций, банков и правительств.

Финансовый рынок бывает первичным и вторичным, а также национальным и международным. Первичный финансовый рынок – рынок, возникающий в процессе эмиссии ценных бумаг.

Вторичный – рынок, возникающий в ходе перераспределения финансовых ресурсов. Вторичный рынок делится на биржевой (купля-продажа ценных бумаг, которые котируются на бирже) и небиржевой (купля-продажа ценных бумаг, не котирующихся на бирже).

Государство и финансовый рынок. Государство может проводить официальную денежно-кредитную политику, выступать как кредитором, так и заемщиком, определять общие правила организации рынка и реализовывать контроль над ним. Государство также защищает и поощряет формирование финансового рынка. Такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, жесткий контроль и стандартизацию операций.

5. Фондовый рынок, его виды

Фондовый рынок – это система взаимоотношений спроса и предложения на рынке ценных бумаг через взаимоотношения между его основными субъектами (эмитентом и инвестором).

Виды фондового рынка

1) первичный (ценные бумаги новых выпусков);

2) вторичный (перепродажа ценных бумаг);

3) организованный (биржевой);

4) внеорганизованный (перераспределенный). В последнее время популярность приобретает размещение на фондовом рынке временно свободных денежных средств. В результате правильного подхода это может принести высокую прибыль, нежели хранение денег в валюте или размещение их в банковские депозиты. У такого способа хранения денежных средств есть существенные преимущества:

для вложения средств имеется большой выбор финансовых инструментов;

доступность для широкого круга лиц (инвестирование можно начинать и с небольшой суммой); хорошие перспективы развития фондового рынка в России;

оперативность управления;

отсутствие ограничений во времени, т. е. можно решать самим, когда продавать облигации или акции – завтра, через месяц или через год, в отличие от банковского депозита, оформляемого на определенный срок;

самостоятельность в принятии решений. Фондовый рынок в России. Российский фондовый рынок сравнительно молод. Он начал зарождаться в начале 1990-х гг. Фондовый рынок относится к категории развивающихся рынков с характерной для них высокой доходностью, но в то же время с наиболее высокой степенью риска. За последние годы произошел ряд положительных изменений на российском рынке ценных бумаг:

1) возросла ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов;

2) разработаны новые механизмы защиты прав инвесторов, укрепилась законодательная база.

Все эти изменения, а также улучшение в стране экономической и политической ситуации способствуют международному признанию России и росту ее кредитных рейтингов среди международных рейтинговых агентств. Эмитенты с помощью рейтинга относят к инвестиционной или к спекулятивной группе. На значительное увеличение притока инвестиций в страну позволяет рассчитывать инвестиционный статус, так как крупные западные институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании) не вправе вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.

На сегодняшний день Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Международные агентства, начиная с 2003 г., регулярно присваивают России инвестиционные рейтинги. В связи с этим считается, что у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал для будущего развития.

Инфраструктура фондового рынка. Сделки с ценными бумагами заключаются при участии:

1) брокеров, которые являются финансовыми посредниками между инвесторами и биржами (инвестиционные компании или банки);

2) фондовых бирж, которые являются организаторами торговли;

3) собственности на них по итогам сделок;

4) расчетного банка.

6. Финансовая политика Российской Федерации

Финансовая политика – это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций

Части финансовой политики: определение цели; определение инструментов и методов, которыми это будет достигнуто; управление финансовой деятельностью хозяйств и другими субъектами хозяйствования.

Типы финансовой политики:

1) классический (А. Смит, Д. Рикардо, теория свободной конкуренции, государственное регулирование сведено до минимума. Минимумы доходов, расходов и налогов должны быть сбалансированы);

2) регулирующий (Фр. Рузвельт, Дж. Кейнс, увеличение государственных расходов, государство должно иметь дефицит средств, предложен подоходный налог);

3) планово-директивный (управление финансовыми потоками из единого центра);

4) неконсервативный (многоцелевое финансирование экономики, стимулирование предложения, низкие налоговые ставки).

Цели финансовой политики:

1) повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При разработке и проведении финансовой политики отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов может привести к распылению средств, уменьшению источников удовлетворения постоянно увеличивающихся экономических и социальных потребностей общества;

2) оздоровление и структурная перестройка экономики: снижение затрат на ВПК, увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, упорядочение денежного обращения и задумка на перспективу восстановления конвертируемости рубля;

3) достижение наиболее высокого уровня жизни населения на базе развития отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Уровень жизни населения – величина, определяющая развитие производства, структуру и направление использования финансовых ресурсов.

Три этапа реализации финансовой политики:

1) выработка научно доказанных концепций развития финансов, формирующаяся на базе изучения требований экономических законов, состояния потребностей населения и многостороннего анализа перспектив усовершенствования производства;

2) выработка тактики и стратегии финансовой политики, т. е. определение важных направлений использования финансов в перспективе и текущем периоде. На учет берут возможности падения и роста финансовых ресурсов, а также внутренние и внешние политико-экономические факторы;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основными орудиями финансовой политики в РФ являются:

1) общественные работы и прочие программы, которые связаны с расходами;

2) социальные программы;

3) правительственные закупки;

4) государственные инвестиции;

5) изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

6) управление налоговым гнетом.

7. Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами.

Инвестор – это лицо, которое приобретает ценные бумаги.

Эмитент – это лицо, которое выпускает ценные бумаги.

Функции рынка ценных бумаг: ценовая; коммерческая; регулирующая; информационная; функция хеджирования. Наиболее представительным рынком ценных бумаг традиционно являются фондовые биржи.

Фондовая биржа – это определенным образом организованная доля рынка ценных бумаг, в которой совершаются сделки купли-продажи этими бумагами при посредничестве членов биржи

Фондовые ценности представляют собой ценные бумаги, с которыми разрешается совершать операции на бирже. Биржи можно разделить на валютные, товарные и фондовые. Начиная с конца XIX – начала XX вв., фондовые биржи являются важнейшими центрами национальной и международной жизни. Роль биржи в целом нельзя недооценивать, а также не стоит переоценивать. Она находится в зависимости от емкости и многообразия рынка ценных бумаг, что впоследствии определяется множеством обстоятельств, главным образом в сфере регулирования банковского кредита

Вследствие этого фондовая биржа является лишь частью рынка ценных бумаг, которая организованна и наиболее строго регулируема Потому установление основных правил торговли ценными бумагами положительно тем, что уже на первых этапах позволяет ограничить количество незаконных операций и способов заполучения денежных средств в результате всеобщей некомпетентности. Фондовые биржи как полезные экономические инструменты позволяют направлять частные сбережения на долгосрочные финансирования экономического роста. Ориентиром в результате перераспределения инвестиционных ресурсов общества могут служить биржевые оценки прибыльности капиталовложений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

1) первичная эмиссия (принимается решение о выпуске ценных бумаг, размещение проводится посредниками и анденайтерами);

2) организация обращения ценных бумаг и выплата по ним доходов;

3) изъятие ценных бумаг из обращения. Источники финансирования инвестиций. В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации выделяют следующие группы источников финансирования инвестиций.

1. Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные сбережения и накопления, средства, выплаченные страховыми организациями в виде возмещения потерь, прочие собственные источники, такие как мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.).

2. Заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы).

3. Привлеченные финансовые средства (средства от продажи акций, паевые взносы членов трудовых коллективов).

4. Денежные средства, централизуемые объединениями и союзами предприятий.

5. Ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов.

6. Иностранные инвестиции.

Субъекты финансовых отношений

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

Характерными признаками финансовых отношений являются:

Финансовые отношения выступают формой экономического базиса, имеют обменно-распределительный, т.е. производный характер по отношению к ВВП;

Денежная форма отношений - функционирования финансов определяется движением денежных потоков, в результате чего у субъектов возникают входящие и исходящие потоки, опосредующие движение стоимости от одного субъекта к другому;

Формирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, получения доходов и осуществления расходов. В широком смысле под доходами понимают все поступления, которые обеспечивают рост экономических выгод субъектов, финансирования их расходов. В узком - только та часть поступлений, отражающий прирост стоимости.

Эквивалентность отношений обмена и распределения и неэквивалентность отношений перераспределения.

При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

Экономическое сотрудничество между государствами предполагает наличие международных финансовых отношений. За последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений. Динамичное развитие международных финансовых отношений привело к созданию международных финансовых организаций и образованию мировых финансовых центров.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

1) с другими предприятиями и организациями;

2) внутри предприятий;

3) внутри объединений, которые включают в себя отношения:

С вышестоящей организацией;

Внутри финансово-промышленных групп;

Внутри холдинга;

4) с финансово-кредитной системой:

Бюджетом;

Внебюджетными фондами;

Биржами;

Различными фондами.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и иностранными фирмами.

Финансовые отношения внутри предприятия включают в себя отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают в себя отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе маркетинговых.

Отношения с финансово-кредитной системой. Прежде всего, к ним относятся отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

· добровольные;

· добровольно-принудительные;

· принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям -- отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы организации.

При функционировании финансов хозяйствующих субъектов устанавливаются соответствующие экономические отношения и взаимосвязи. Характеристика финансовых отношений на предприятии связана с выделением их объектов и субъектов.

Объектом финансовых отношений на предприятии является стоимость изготовленной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, которые формируют выручку, а в процессе распределения фонды потребления, возмещения затрат и прибыль.

Субъектами финансовых отношений традиционно выделяют три основных субъекта: домашние хозяйства, организации и государство. При определении основных субъектов экономики применяются разные термины, синонимы, их называют по-разному. Такое многообразие терминов объясняется многими причинами: спецификой национального законодательства, различным государственным устройством той или иной страны. Организации могут называться "фирмами", "предприятиями", "корпорациями".

Домохозяйства - это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике - для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы - труд, землю, капитал; на полученные в результате этого финансовые ресурсы покупают товары и услуги для личного потребления; часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений; эти сбережения являются важным инвестиционным ресурсом. Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, они включаются в воспроизводственный процесс, производят товары, работы, услуги. Это позволяет домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.

Домашние хозяйства является главным поставщиком рабочей силы на все объекты бизнеса и в государственные предприятия, организации, учреждения. Данные субъекты могут создавать кредитные, валютные и другие финансовые отношения с субъектами бизнеса и государства. За осуществления трудовой деятельности данные субъекты получают заработную плату и с выходом из трудоспособного возраста - пенсию. Кроме этого домашние хозяйства создают условия для модернизации существующих элементов в структуре финансов страны и финансовых отношений (развития общества, выборы, референдумы и т.п.).

Организации являются непосредственными участниками общественного воспроизводства, они производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления свой деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства необходимой суммой денежных средств. Для организаций будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, начисление амортизационных отчислений, восполнение недостатка оборотных средств и др.

Предприятия как один из субъектов финансов создает большую часть ВВП страны и Национального богатства, повышает уровень занятости населения (з/п домохозяйствам). Предприятия различных форм собственности и отраслей народного хозяйства формируют промышленный и финансовый "костяк" всей финансовой системы страны и одного из составных элементов финансовой системы мира, так как множество предприятий осуществляют ВЭД. Для эффективной работы предприятия, управленческому составу данного объекта бизнеса необходимо иметь финансовые отношения с множеством субъектов финансового рынка страны. К примеру, предприятия должно иметь банковский расчетный счет, осуществлять отчисления в Пенсионный фонд, другие социальные фонды, выплачивать налоговые отчисления в местные бюджеты и государственный бюджет, при различных условиях контракта заключать договоры страхования и т.п.

Акционерные общества при использовании ЦБ как элемента Фондового рынка осуществлять взаимосвязи через систему эмиссии и продажи ЦБ на рынке с другими субъектами. Предприятия взаимодействуют с помощи финансовых механизмом друг с другом, так как могут существовать в виде поставщиков, посредников, конечных потребителей и других контрагентов. Малый бизнес может принимать активное участие в финансовых взаимоотношениях с множеством предприятий страны и другими субъектами хозяйствования и бизнеса.

Государство - многогранное понятие. В широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества; поскольку государство строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполняет свои функции через органы власти.

Государство как субъект финансовых взаимоотношений исполняет роль по созданию нормативно-правой базы финансовых отношений, а так же государственные предприятия, учреждения и организации осуществляет функции финансов наравне с другими участниками финансовой системы страны.

Государство создает условия для формирования финансовых отношений со всеми субъектами финансовой системы страны (з/п государственных служащих, налоговые поступления, государственные заказы предприятиям и т.п.). Субъекты финансов страны, в частности государство создают условия для оптимизации финансовой системы под текущие тенденции на финансовых рынках (валютном рынке, Фондовом рынке, рынке ЦБ и т.д.).

Государству финансовые ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций - финансирования конституционных прав граждан, поддержке важнейших отраслей экономики и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций государства, будут характерны другие формы и методы организации их финансов.

При этом все финансовые отношения предприятия можно сгруппировать на внешние и внутренние.

Сфера внешних финансовых отношений предприятия включает отношения:

· между предприятием и государством по поводу перераспределения собственных финансовых ресурсов в рамках законодательства о налогообложении, социального страхования, формирование общегосударственных целевых и внебюджетных фондов; по поводу использования предоставленных государственных фондов денежного средства, выполнение государственных инвестиционных программ;

· между предприятием и его акционерами - по поводу использования полученной прибыли, начисление и выплаты дивидендов, реинвестирование прибыли, направлений вложения капитала

· между предприятием и его поставщиками и покупателями по поводу выполнения хозяйственных договоров, получения выручки, осуществления платежных расчетов и т.п.;

· между предприятием и финансово-кредитными учреждениями по поводу обслуживания своих платежей, получения и возвращения кредитов, уплаты процентов за пользование ими, депозитарной деятельности, страховых платежей

Система внутренних отношений предприятия включает следующие отношения:

· между предприятием и его основателями (собственниками) по поводу формирования уставного капитала, его использования, получения части прибыли на вложенный капитал, направлений производственных вложений финансовых ресурсов;

· между предприятием и его структурными подразделами по поводу распределения финансовых ресурсов;

· внутри самого предприятия - по поводу распределения прибыли, которая остается в его распоряжении, направлений ее использования;

· между предприятием и его работниками по поводу формирования фонда оплаты труда, материального поощрения и стимулирования, использование части финансовых ресурсов на выплату материальной помощи, финансирование социально-культурных мероприятий и т.п.

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Финансовые отношения могут возникать между:

1. государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);

2. между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);

3. между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);

4. между отдельными государствами (международные финансовые отношения).

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

1.3 Черты, признаки и значение финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др., в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.

Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.

В различных общественно-экономических формациях, различных государствах действуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других - менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля - аудита - привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.

Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение - непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок и подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консультации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой - благополучное (или нет) положение дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все сведения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.


Глава 2. Бюджетная система Украины


Отметить, что в экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие: 1.Формирование специализированного...

Вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако, и этого признака недостаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений...

Причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем...

Первых, их объективный характер и, во-вторых, единство денежной формы выражения. Суммируя приведенные характерные особенности и признаки страхования, можно дать ему как экономической категории следующее определение: Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, включающих совокупность перераспределительных отношений замкнутого круга его участников по...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: