Помеха на дороге. ДТП - какие правила действуют при движении во дворе? Дтп помеха

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. в марте этого года мы попали в ДТП. На пригородной трассе, на повороте, при неблагоприятных метеоусловиях (метель, местами очень сильная, на аварийном участке дороги с видимостью около 300 м) наш автомобиль занесло. В результате наша машина врезалась в глыбу снега, расположенную вдоль трассы, тем самым перегородив половину своей полосы движения, то есть создав помеху на дороге. Двигались мы со скоростью 70 км/ч, за городом. Пока пытались завести машину (в течение 1 минуты), сзади в нас врезался другой автомобиль. Всех людей эвакуировали и руками отогнали вторую машину на обочину, чтобы еще кто-нибудь не задел. Почти сразу после этого в наш автомобиль снова врезается уже другое транспортное средство, потом еще одно. Все это уже спустя 10 и более минут после того, как мы въехали в сугроб. Тут мы вспомнили про знак аварийной остановки, поставили его, но так как мело очень сильно, то его тут же занесло снегом. Далее сзади подъехала дорожная техника (фрезерно-роторная машина), которая расчищала дорогу, и раздавила наш знак. Следующие два автомобиля, объезжая ротор, также задели нашу машину и получили повреждения своих ТС. В итоге всю вину возложили на нас, по п.п. 1.5, 10.1 и 2.5 ПДД, на основании последнего нам выписали штраф 1000 руб. Со всеми нарушениями мы согласны, но справедливо ли, что вина ТОЛЬКО наша? Я полагаю, что п. 10.1 нарушили все участники ДПТ. Заранее спасибо.

Наш адвокат.

Тут вопрос в причинно-следственной связи с наступившими последствиями, то есть ДТП. Вы апеллируете к п.10.1 Правил дорожного движения, но… Представьте ситуацию: вашего авто, а значит и помехи на дороге нет — автомобили, пусть и превысившие безопасную на данном участке скорость, спокойно двигаются дальше. Далее предположим, что помеха есть, но машины едут с допустимой скоростью — не факт, что даже при таких обстоятельствах ДТП не произошло бы. Кроме того, есть так называемые рекомендации к ПДД или, другими словами, комментарии, где касаемо п.10.1 сказано, что «водитель не обязан рассчитывать на то, что на проезжей части находятся предметы (помехи), не обозначенные ограждающими знаками, флажками и т.д.». То есть первое, что вы должны были сделать — это либо незамедлительно убрать транспортное средство с проезжей части, либо принять все меры к его своевременному обнаружению (это и знак аварийной остановки, и сигнальщика на обочине в 20 метрах от помехи на дороге и т.д.). Так лично я неоднократно выигрывал дела, когда водители в темное время суток наезжали, например, на кучу песка или гравия, которая частично занимала проезжую часть и не была никак обозначена. В итоге за повреждения авто платил хозяин дома, около которого он высыпал гравий, или дорожная служба.

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон - и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, - рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу - к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ ("Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств"). Подобные случаи довольно распространены.

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария - виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам - был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой - выяснить, правильными ли были действия водителя.

Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, - рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, - рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям - нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так - многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, - говорит Сергей Радько.

Уже с 1 июля российские водители будут обязаны убирать в сторону свои автомобили после мелких ДТП в том случае, если они создают какие-то помехи участникам движения. Штраф для нарушителей - 1000 руб. О принятых прошлой осенью поправках в четверг напомнили в московском департаменте транспорта.

Основная цель изменений в ПДД РФ — четко определить алгоритм действия водителей после аварии. При этом из принятых изменений четко прослеживается желание заставить водителей активнее использовать так называемый Европротокол, когда при мелких авариях и отсутствии противоречий ДТП оформляют сами водители. В этом случае экономится не только их собственное время, но и время других водителей, которые вынуждены выстаивать в образовавшихся из-за столкновения пробках.

Согласно действующему закону лимит выплат по Европротоколу был увеличен до 50 тыс. руб. по договорам ОСАГО, оформленным с 2 августа 2014 года.

При этом в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит выплат по Европротоколу сейчас составляет 400 тыс. руб. Для полисов, оформленных до 2 августа 2014 года, лимит выплаты остается прежним — 25 тыс. руб.

Правительство минувшей осенью внесло изменения в пункт 2.6 прим. 1 ПДД.

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие,

предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств», — говорится в обновленных правилах.

Таким образом, закон теперь вынуждает участников мелких аварий убирать машины с дороги в любом случае — в независимости от того, согласны они с ее обстоятельствами или нет. Нарушители будут штрафоваться.

Если разногласий у участников нет, а все условия по фиксации обстоятельств соблюдены, то в этом случае водители пострадавших автомобилей в рамках Европротокола могут заполнить специальные бланки извещений для страховых компаний и отправиться на ближайший пост для их оформления. Однако далеко не у всех есть необходимые модули GPS/ГЛОНАСС, которыми должны быть оборудованы все участники аварий. Только с их помощью можно достоверно подтвердить местоположение автомобилей до и во время ДТП, чтобы страховая компания пошла на выплату.

Если же спутниковых средств фиксации нет, что случается намного чаще, или есть разногласия, то водители, освободив проезд, могут спокойно дождаться полицейского.

Стоит напомнить, что согласно тому же постановлению правительства, в случае если при аварии есть пострадавшие, то водители, как и раньше, обязаны не только оказать первую помощь раненым, но и обязательно дождаться приезда полиции.

Президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин считает инициативу штрафовать водителей абсурдной.

«Заставлять водителей насильно оформлять Европротокол — полный абсурд, — заявил «Газете.Ru» Ханжин. — Выбор способа оформления ДТП должен быть совершенно добровольным. Насильно эта схема не заработает. Такой ход никак не будет стимулировать водителей пользоваться Европротоколом. В свою очередь страховые компании (СК) сами боятся оформления ДТП по этой схеме и совершенно не агитируют водителей ей пользоваться.

По статистике, люди, которые принимают решение оформить аварию без присутствия инспекторов ГИБДД, очень рискуют остаться без выплат.

Количество отказов страховых компаний в выплатах по Европротоколу выше, чем в других случаях. Это связано с некорректным оформлением ДТП — к примеру, отсутствием нужных подписей».

По мнению эксперта, способствовать массовому использованию Европротокола будет только упрощение этой процедуры. В частности, водителям могут помочь специальные приложения для смартфонов. Кроме того, агитировать за упрощенный способ фиксации аварий скоро могут начать в автошколах.

«Необходимо программное обеспечение, которое позволит в штатном режиме самостоятельно во всем разобраться и провести необходимые действия, — уверен Ханжин. — Сейчас представители предложили развивать Европротокол с помощью департамента информационных технологий.

Также есть предложение включить информирование о Евпропротоколе во всех автошколах.

Сейчас московский департамент транспорта уже создал рабочую группу, поэтому есть все шансы, что Европротокол в Москве все-таки заработает. У дептранса есть хороший опыт создания приложений к смартфонам, и он может быть очень полезен».

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников в свою очередь называет дикостью перспективу оформления штрафов для водителей за то, что они не рискуют уезжать с места ДТП и тем самым не пользуются Европротоколом.

«Уровень пользования Европротоколом — 6-8%,

— говорит Тюрников «Газете.Ru». — Автовладельцы не доверяют страховым компаниям и считают, что если ДТП оформить без выезда сотрудника ГИБДД, то при получении полагающимся им выплат по ОСАГО они столкнутся с проблемами. Пока автовладельцы просто боятся, и вряд ли кому-то из них нравится дожидаться инспекторов ГИБДД. Сами СК создали такую систему, когда водители не пользуются упрощенной схемой. Даже под угрозой штрафа водители все равно не будут рисковать и разъезжаться до приезда ГИБДД».

Для того чтобы сделать Европротокол более популярным, Тюрников считает необходимым ввести штрафы для страховых компаний, которые отказывают автовладельцам в выплатах по этой схеме: «Если окажется, что СК вдруг откажет человеку, оформившему ДТП по Европротоколу в полагающихся ему выплатах, либо требует документы, которых у него нет, это должно вести к штрафам в пятикратном размере. Тогда в скором времени все водители будут прекрасно обходиться без приезда ГИБДД».

Несмотря на достаточно четкие и ясные правила дорожного движения, действующие на территории нашей страны, далеко не каждый водитель транспортного средства в состоянии верно интерпретировать их в конкретной ситуации. К этому стоит добавить и удивительную «забывчивость», которой страдает два ли не каждый водитель, получивший на руки заветный документ, дающий ему право на управление автомобилем.

Большинство современных водителей отличаются должным уровнем адекватности и взаимной вежливости, что в основном позволяет избежать возникновения на дороге спорных ситуаций. Но, к сожалению, нередко возникают определенные разногласия, в особенности при движении на нерегулируемых перекрестках или одномоментном перестроении на таких участках дороги, где очередность не оговаривается ПДД.

Из всех правил дорожного движения, наибольшее количество спорных «трактовок» у водителей вызывает понятие помеха справа. Стоит сразу оговориться, что данная "норма" совершенно не требует уступать дорогу всем ТС, приближающимся с правой стороны - оно действует при строго определенных условиях. По мнению автомобильных экспертов, пункт правил помеха справа используется в самую последнюю очередь, после «использования» других, действующих на конкретном участке дороги.

Помеха справа и одновременное перестроение

Одной из ситуаций, когда действует правило помеха справа, является одновременное перестроение двух ТС. При этом, если они двигаются в попутном направлении, при совершении "параллельного" перестроения, авто, расположенное с левой стороны обязано уступить дорогу авто, двигающемуся справа от него. Если же автомобиль, едущий по правой полосе продолжает движение вперед, а перестраиваться собирается только левое авто, дорогу уступать ему никто не обязан.

Поскольку вариантов перестроения множество, имеет смысл перечислить наиболее распространенные.

  1. Водитель двигается прямо по выбранной полосе. В том случае, когда любое авто, едущее справа или слева пытается перестроится на эту же полосу спереди, пропускать его совсем не обязательно -правило «помеха справа» не применяется. Пропустить другого водителя или продолжать движение с выбранной скоростью, решать только автомобилисту.
  2. При необходимости перестроиться на левую полосу, автомобиль, который собирается совершить маневр с правой полосы, имеет преимущества в действующем правиле помехи справа, и авто, расположенное слева обязано уступить дорогу. Конечно, перед началом маневра следует убедиться, что другой водитель действительно готов уступить.
  3. При перестроении на правую полосу, автомобиль планирующий совершить аналогичное действие, должен уступить автомобилю на правой полосе.

Все вышеперечисленное может быть изложено в виде более простых для понимания тезисов:


Что же такое помеха справа на перекрестке

Часть водителей не знают, как понять ситуацию помеха справа, когда они находятся на перекрестке. Оно подразумевает необходимость уступать дорогу на перекрестке автомобилям, приближающимся с правой стороны. Единственное, на что следует обратить внимание - данное правило распространяется лишь на нерегулируемые перекрестки, которые образованы равнозначными дорогами. Понятию «нерегулируемый перекресток», законом также дано четкое определение, он признается таковым, если:


Согласно ПДД, помеха справа на перекрестке, при которой требуется пропустить другое ТС, используется в следующих случаях:

  • при движении через перекресток прямо, ТС с правой стороны, показывает, что собирается повернуть направо - уступить придется в том случае, когда нет возможности совершить одновременный маневр, двигаясь параллельным «курсом»;
  • при прямолинейном движении, ТС, находящееся справа, собирается повернуть налево;
  • при повороте налево, встречный автомобиль едет прямо или также совершает левосторонний поворот.

Если при движении ТС их "маршруты" не могут пересечься, пропускать никого не следует, все авто двигаются своим «курсом». При передвижении по городу, достаточно часто можно попасть в ситуацию, когда очередность проезда в ПДД просто не оговорена. Как правило, это связано с движением во дворах многоквартирных домов, на территориях, прилегающих к торговым центрам, на парковках и т. д. В таких ситуациях необходимо всегда пропускать авто, двигающееся справа.

Правила дорожного движения нужно знать

Несмотря на предельно четко описанные в ПДД ситуации, при которых автовладелец обязан уступать другому транспорту, очень большое число автовладельцев неверно трактуют действующие правила. К примеру, на видео ниже хорошо видно, как автомобиль, двигающийся в правом ряду, не имея на то «законных» оснований попытался перестроиться в левую полосу, встретив на своей препятствие. В этой ситуации он совершенно не прав - пропускать его никто не обязан, поскольку второй участник конфликта двигался по своей полосе и маневрировать не планировал.

Достаточно часто можно попасть в такую ситуацию, которая никак не регламентируется в ПДД. Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, что называется «из жизни». Авто въезжает во двор, где расположен Т-образный перекресток. Справа приближается другое авто, и водитель первого останавливается со включенным правым поворотником и намерением пропустить другой автомобиль. Но оказывается, что оно поворачивает налево - возникает конфликтная ситуация. Помеха справа по правилам ПДД в этой ситуации даже не рассматривается, и адекватные водители всегда могут обойтись без конфликта.

Правило трех Д, или дай дураку дорогу

По мнению многих опытных водителей, имеющих многолетний стаж безаварийной езды, знание правила «помеха справа» при перестроении - это, конечно, хорошо, но во многих случаях избежать ДТП, да и просто конфликтной ситуации помогает обычная человеческая вежливость, не регламентируемая никакими правилами. Кроме этого, значение имеет и банальная внимательность.

Часто встречается ситуация следующего характера. Выезжая на дорогу со двора, или другой прилегающей территории, водитель думает, что его обязаны пропустить, поскольку уверен, что помеха справа выглядит именно так. На самом деле, это он должен дождаться окончания потока машин, поскольку выезжает на главную дорогу со второстепенной. Не исключен и следующий вариант развития событий.

Выезжающий со второстепенной дороги автомобиль успевает выскочить перед автомобилем, находящемся на главной дороге, и занимает «правильное» положение на полосе, но сразу же получает удар от другого авто, водитель которого не успевает среагировать. Определить степень вины в такой ситуации не так легко, в особенности при отсутствии видеорегистратора. Здесь уместнее уступить водителю со второстепенной дороги, «применив» правило трех Д.

Помеха справа и круговые перекрестки

До недавнего времени все водители знали, что при въезде на перекресток с круговым движением они имели «приоритет», и весь транспорт, двигающийся на нем, должен был их пропускать - согласно ПДД, применялось правило «помеха справа». Это не являлось абсолютно логичным, поскольку более правильным был приоритетный проезд автомобиля, уже находящегося на полосе, с целью скорейшего освобождения перекрестка. В настоящее время действуют правила, аналогичные европейским, обязывающие останавливаться перед въездом на такой перекресток, пропуская находящийся на нем транспорт.

Частой проблемой современного водителя становится тот факт, что он не в состоянии верно идентифицировать перекресток, который образован равнозначными дорогами, и не обозначается дорожными знаками. В такой ситуации, «главным» себя чувствует тот водитель, который движется прямо - это вполне нормальная реакция, хотя и не всегда верная. Связано это с тем, что основная часть дорог, обозначенных знаком «главная» расположены именно прямо, а все примыкания, как правило, имеют второстепенное значение. Приближаясь к такому перекрестку, стоит вспомнить пункт ПДД о помехе справа.

Многие автолюбители, даже имеющие немалый водительский стаж, забывают о том, что значит помеха справа, когда двигаются по различным прилегающим территориям (парковки, АЗС, рынки). Поскольку движение по таким территориям правилами не регламентируются, «золотым» стандартом будет уступить ТС, приближающемуся с правой стороны. Правилом помехи справа целесообразно руководствоваться в любых ситуациях, которая е вполне ясна для автовладельца, помня о том, что лучше пропустить другого водителя, если он не прав, нежели стать участником ДТП.

Достаточно типичная ситуация, когда правило помеха справа, в ситуации как на картинке, применяться не должно, но водители об этом забывают.

Водитель синего авто совершенно не обязан пропускать встречное ТС, поскольку перекресток, во-первых, регулируемый, и во-вторых, синее авто двигается под основной зеленый сигнал светофора, в отличие от красного, для которого основным является красный.

Если помеха справа аналогичная картинке ниже, ответом на вопрос кто должен уступить очевиден - синий обязан пропустить, поскольку дороги являются равнозначными.

В КоАП пока нет статьи за создание аварийной ситуации на дороге. Но это обстоятельство – одна из самых частых причин ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД стараются пресекать подобное поведение автомобилистов, применяя другие статьи закона. Ведь почти всегда создание аварийной ситуации сопровождается его нарушением.

Читайте в этой статье

Что означает «аварийная ситуация»

Сам термин в ПДД отсутствует. Есть определение «опасность для движения», означающее действия автомобилиста, продолжение которых создает предпосылки для возникновения ДТП. В «Правилах …» также сказано, что ему запрещается опасное вождение.

Эти понятия безусловно имеют отношение к созданию аварийной ситуации. Но очевидно, что сам термин означает действия водителя, вынуждающие других участников движения резко менять траекторию, скорость их автомобилей или предпринимать другие меры ради предотвращения ДТП. Им это удается не всегда. А человек, фактически спровоцировавший происшествие, может в нем вовсе не участвовать и никак не пострадать.

Что может привести к ДТП

Иногда создание аварийной ситуации происходит даже без нарушения правил, просто потому, что водитель вовремя не среагировал на внезапно возникшую без его участия опасность. Но в большинстве случаев оно имеет место. И чаще всего автомобилисту вменяют разные разделы статьи 12.14 КоАП, которая называется «Нарушение правил маневрирования». Но аварийную ситуацию могут спровоцировать и иные проступки:

  • отсутствие сигнала перед поворотом, разворотом, перестроением;
  • осуществление маневра не из того положения на дороге, то есть неожиданно для других участников движения;
  • выполнение поворотов, там, где это запрещено;
  • непредоставление преимущества автомобилям, которым по правилам следует уступать;
  • слишком быстрая езда там, где это опасно, например, на мокрой или скользкой дороге;
  • игнорирование необходимой дистанции и бокового интервала;
  • беспричинное резкое торможение;
  • препятствование обгону.

Штрафы за нарушения обычно невелики – от 500 р. до 1500 р. А пострадавшие из-за создавшего аварийную ситуацию водителя платят гораздо дороже, иногда собственным здоровьем и жизнью.

О причинах ДТП смотрите в этом видео:

Создание ситуации, повлекшей аварию

В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:

  • На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.

Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.

  • Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.

Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.

  • Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.

Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.

  • Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.

Будут ли изменения в законе

В 2016 году МВД предложило ввести в КоАП новую статью об опасном вождении и брать с водителей штраф 5000 р. за это нарушение. В начале 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Всего их должно быть три, затем изменения подпишет президент, они вступят в силу после опубликования. Когда это произойдет, неизвестно. Но очевидно, что первый шаг к ужесточению законодательства в отношении провоцирующих аварийную ситуацию автомобилистов сделан.

Кроме того, появилась практика решения подобных дел в Верховном суде. Уже сейчас тому, кто организовал аварию, но сам избежал столкновения, не удастся избежать наказания. И то, что контакта его ТС с другими не было, значения не имеет. Ведь в соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения»:

Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

О том, что для этого обязателен контакт ТС участников, в законе нет ни слова. И в случае установления причинно-следственной связи между действиями провокатора аварии и ее возникновением этого водителя признают виновным в событии. Ему придется платить штраф за нарушение ПДД, его страховой – возмещать ущерб другим участникам. А если в результате действий автомобилиста есть травмированные или погибшие, еще и нести уголовную ответственность, выплачивать .

Немалая часть ДТП происходит по вине лихачей, которые вроде бы не имеют отношения к делу, раз их автомобиль не пострадал. Но им все реже удается избежать ответственности. Даже если инспектор ГИБДД не видит роли провокатора в создании аварийной ситуации, ошибку исправляет суд. Для этого понадобятся показания свидетелей, информация с видеорегистратора, возможно, экспертиза и настойчивость потерпевших.

Полезное видео

О том, будут ли наказаны провокаторы ДТП, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: