Получение звания капитана. Каковы сроки присвоения воинских званий военнослужащим. Задержка или лишение звания

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 22. Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос - пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

сержант, старшина 1 статьи - два года;

старший сержант, главный старшина - три года;

прапорщик, мичман - три года;

младший лейтенант - два года;

лейтенант - три года;

старший лейтенант - три года;

капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

майор, капитан 3 ранга - четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

В указанный срок засчитывается:

а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

б) время приостановления военной службы;

в) время пребывания в запасе.

7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно - учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно - учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Каждому военнослужащему присваивается персональное воинское звание, что важно для обеспечения ясности во взаимоотношениях между ними, поддержания воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Установленные категории военнослужащих и соответствующие им воинские звания позволяют отмечать военную и специальную квалификацию, служебный опыт и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. На воинских званиях строятся отношения подчиненности в дополнение к подчиненности по должности

Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Оно может быть первым или очередным. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Первыми воинскими званиями считаются:

для состава "офицеры" - младший лейтенант, лейтенант;

для состава "прапорщики и мичманы" - прапорщик, мичман;

для состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" - рядовой, матрос.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос - пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

сержант, старшина 1 статьи - два года;

старший сержант, главный старшина - три года;

прапорщик, мичман - три года;

младший лейтенант - два года;

лейтенант - три года;

старший лейтенант - три года;

капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

майор, капитан 3 ранга - четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Принятый и вступивший в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ (далее - Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ) дополняет требования, которые предъявляются к военнослужащим при представлении к присвоению очередного воинского звания.

До настоящего времени основанием для присвоения военнослужащему очередного воинского звания являлось истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием - штатом должно было быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности более высокое, чем то, которое имеется у военнослужащего. Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ предусмотрены исключения из указанного общего правила. Приведем случаи, когда присвоение очередного воинского звания военнослужащему должно быть задержано:
а) при нахождении военнослужащего в распоряжении командира (начальника);
б) при привлечении военнослужащего в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждении в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка - до применения к нему дисциплинарного взыскания;
г) в период проведения в отношении военнослужащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к нему взыскания;
д) при представлении военнослужащего к досрочному увольнению с военной службы по следующим основаниям:
- в связи с лишением его воинского звания;
- в связи с утратой доверия к военнослужащему;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно;
- в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего;
- в связи с приобретением военнослужащим гражданства (подданства) иностранного государства;
- в связи с невыполнением им условий контракта;
- в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
- как не выдержавший испытание;
- в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;
- в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
- в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
- в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
е) в период, когда военнослужащий считается имеющим:
- дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
ж) в период отбывания военнослужащим уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
з) до погашения или снятия с военнослужащего судимости;
и) до окончания срока испытания при поступлении военнослужащего на военную службу по контракту;
к) в период приостановления военной службы.
Отличительная черта прежнего и нового порядка присвоения очередных воинских званий приведена в таблице 1.

Таблица 1

Присвоение военнослужащим воинских званий

Предыдущий порядок

Новый порядок

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное* не предусмотрено настоящей статьей (ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". - Прим. авт.)

Кроме того, Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ расширяет список грубых дисциплинарных проступков, а именно грубыми в настоящий момент, помимо установленных ранее, считаются следующие случаи неправомерного поведения:
- умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации;
- нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
- нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
- нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
- заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
- нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы*(1).
В связи с вступлением в законную силу вышеуказанных изменений Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации разъяснило, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ с военнослужащими, которые имеют право на присвоение очередного воинского звания и в отношении которых выявлены основания, препятствующие его присвоению, необходимо проводить личные беседы, с доведением под роспись основания для отказа в присвоении очередного звания. При этом необходимо лист беседы приобщать к личному делу военнослужащего*(2), что в свое время было предусмотрено в Советской Армии.
Для практики правоприменения особый интерес представляет присвоение очередных воинских званий в зависимости от истечения срока снятия соответствующего дисциплинарного взыскания, указанного в Федеральном законе от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ. Соблюдение временных рамок должностными лицами будет способствовать обоснованному представлению военнослужащих к присвоению очередных воинских званий.
Для уточнения периода времени, в течение которого воинские звания военнослужащим не присваиваются, следует руководствоваться положениями ст.ст. 34-36, 96, 103 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ), которые определяют условия снятия ранее примененных взысканий.
Согласно ст. 36 ДУ ВС РФ снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинском звании (должности) - с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения. Солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.
Снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинской должности - с прапорщиков, мичманов и осуществляется не ранее чем через год со дня его применения. Дисциплинарное взыскание - снижение в воинской должности - может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.
Снятие дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии - осуществляется не ранее чем через год со дня его применения, после чего командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке (ст. 96 ДУ ВС РФ).
Что касается сроков снятия ранее примененных других видов взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков, то здесь следует опираться на основные условия, сформулированные в ст.ст. 34, 35 ДУ ВС РФ, т.е. командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга. При определении вида поощрения (в том числе при применении поощрения в виде снятия ранее примененного дисциплинарного взыскания) принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе (ст. 34). Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание (за исключением дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 36 ДУ ВС РФ) по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, то дисциплинарное взыскание снимается по истечении срока (ст. 103 ДУ ВС РФ).
Следовательно, специфика меры поощрения - снятие дисциплинарного взыскания - заключается в том, что, наряду с общим основанием ее применения - наличием личной заслуги, разумной инициативы, усердия и отличия по службе, требуются дополнительные основания: во-первых, ранее примененное дисциплинарное взыскание должно выполнить свою воспитательную роль и, во-вторых, военнослужащий должен исправить свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Только в этом случае военнослужащий, ранее наказанный в дисциплинарном порядке за грубое нарушение воинской дисциплины, имеет право при выполнении остальных обязательных условий (нахождение на соответствующей воинской должности и истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании) претендовать на представление его к присвоению очередного воинского звания.
В связи с изложенным введенный Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ порядок присвоения воинского звания становится одним из стимулирующих правовых средств добросовестного (надлежащего) исполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Присвоение очередных воинских званий военнослужащим является правом командира (начальника), которое он реализует исключительно при отсутствии нарушений воинской дисциплины со стороны военнослужащего. Таким образом, в настоящий момент реализован длительное время обсуждаемый в научной юридической литературе*(3) порядок присвоения очередного воинского звания, который стимулирует военнослужащих добросовестно выполнять возложенные на них обязанности и не нарушать воинскую дисциплину.
Следует отметить, что данная система присвоения званий уже давно используется в иных видах государственной службы, в частности в таможенных органах, в органах внутренних дел, в Следственном комитете Российской Федерации (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика особенностей присвоения очередных специальных званий, использующихся в различных видах государственной службы, при наличии дисциплинарных взысканий

Вид государственной службы

Нормативный правовой акт

Присвоение очередных воинских (специальных) званий

Военная служба

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ст. 47)

Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:
дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка

Служба в таможенных органах

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (ст. 15)

Представление к присвоению очередного специального звания не производится до снятия дисциплинарного взыскания

Служба в органах внутренних дел

Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (ст. 45)

Присвоение очередного специального звания приостанавливается до окончания действия дисциплинарного взыскания

Служба в Следственном комитете Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" от 14 января 2011 г. N 38 (ст. 34)

Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника, который имеет дисциплинарное взыскание, не производится до снятия с него взыскания

Более того, при присвоении специального звания в таможенных органах, органах внутренних дел и в Следственном комитете акцент делается на отсутствие любых неснятых дисциплинарных взысканий, что, по нашему мнению, является более разумным подходом и соответственно увеличивает ценность (престижность) полученного воинского звания именно за заслуги военнослужащего. В этом случае военнослужащие находятся в более привилегированном положении и, на наш взгляд, данное правило целесообразно было бы внедрить в военно-служебные отношения.
Представляется, что дополнения, внесенные Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ в порядок присвоения воинских званий, будут способствовать стимулированию военнослужащих к повышению результатов своей служебной деятельности. Нарушители воинской дисциплины, привлеченные к дисциплинарной ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков, а также имеющие вышеуказанные дисциплинарные взыскания, ранее незаслуженно пользовавшиеся лояльностью военного законодательства, не смогут получить очередное воинское звание до снятия с них дисциплинарного взыскания.

Библиографический список

1. Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] / П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев // Российский военно-правовой сборник. - 2005. - N 5.
2. Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания. [Текст] / Р.А. Закиров // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2010. - N 5.
3. Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения. [Текст] / Э.Р. Исламова, И.И. Головко // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2016. - N 3.
4. Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? [Текст] / А.В. Титов // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2007. - N 7.
5. Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы. [Текст] / А.И. Тюрин // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2005. - N 7.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Теоретически при совершении грубого дисциплинарного проступка командиры (начальники) могут ограничиться в отношении военнослужащего - нарушителя воинской дисциплины строгим наказанием. Однако, как показывает правоприменительная практика, в последнее время командиры предпочитают увольнять военнослужащих за невыполнение ими условий контракта при совершении данных правонарушений (см., напр.: Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 3).

*(3) Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 5; Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы // Там же. 2005. N 7 ; Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? // Там же. 2007. N 7; Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2005. N 5.

О.Л. Зорин,
подполковник, кандидат юридических наук, доцент,

М.Н. Бакович,
кандидат юридических наук, доцент,
ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж);

Р.В. Беляев,
подполковник, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж)

Статья 22. Общие условия присвоения специальных званий

Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.

В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.

Запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные настоящим Положением.

Статья 23. Сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава:

в звании рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции - один год;
в звании младшего сержанта полиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции - один год;
в звании сержанта полиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции - два года;
в звании старшего сержанта полиции, старшего сержанта внутренней службы, старшего сержанта юстиции - три года;
в звании прапорщика полиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции - пять лет.

Сроки выслуги в звании старшины полиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика полиции, старшего прапорщика внутренней службы и старшего прапорщика юстиции не устанавливаются.

Статья 24. Сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава:
в звании младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции - один год;
в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции - два года;
в звании старшего лейтенанта полиции, старшего лейтенанта внутренней службы, старшего лейтенанта юстиции - три года;
в звании капитана полиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции - три года;
в звании майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции - четыре года;
в звании подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - пять лет.

Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции устанавливается в один год.

Сроки выслуги в званиях полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.

Статья 25. Присвоение специальных званий младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции

Первые специальные звания младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:
а)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
б)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже третьего курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
г)слушателям и курсантам высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений при переводе их на последний курс.

Статья 26. Присвоение специальных званий лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции

Специальные звания лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:
а)младшим лейтенантам полиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного настоящим Положением срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения - независимо от срока выслуги в этом звании;
б)сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г)гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Статья 27. Присвоение очередных специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:
а)до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно - заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;
б)до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно - Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации, а также в порядке, установленном статьей 20 настоящего Положения.

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учебу, без учета изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесенных после поступления на учебу; по окончании учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры - при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые сотрудники назначаются по окончании учебы.

Статья 28. Присвоение специальных званий при перемещении из одной службы в другую

Сотрудникам органов внутренних дел, перемещенным из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Положения. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания.

Статья 29. Присвоение специальных званий гражданам, состоящим в запасе, при поступлении на службу

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после назначения его на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию.

При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.

Статья 30. Присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше

Очередное специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.

При этом специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются начальниками, указанными в части четвертой статьи 22 настоящего Положения, а среднего и старшего начальствующего состава - Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальное звание присваивается досрочно в пределах звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, а сотрудникам органов внутренних дел, имеющим ученую степень или ученое звание, может быть присвоено на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).

Статья 31. Исчисление сроков выслуги в специальном звании

Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника органов внутренних дел в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании.

Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем специальном звании. При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания.

Статья 32. Задержка в присвоении очередных специальных званий

Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.

Статья 33. Снижение в специальном звании и лишение специального звания

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится только Министром внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании, независимо от занимаемой штатной должности, приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.

До восстановления сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.

Сотрудники органов внутренних дел, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов "в отставке", могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: