Жизнеобеспечение населения. Организация первоочередного жизнеобеспечения Первоочередное обеспечение населения

Жизнеобеспечения населения


  1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

  2. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти. Органом управления в ЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОБП) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.
КЧСиОБП каждого субъекта Российской Федерации состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации - председателем комиссии.

В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе КЧСиОБП субъектов Российской Федерации иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.


  1. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

  2. Организационной основой решения задач первоочередного ЖОН ЧС являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и

систему жизнеобеспечения


  1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ), зона химического заражения (3X3), зона массовых пожаров (ЗМП), зона катастрофического затопления (ЗКЗ), зона бактериологического заражения (ЗБЗ).

  1. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории,
вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН .

Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в табл. 2.1.


  1. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных ЧС организация первоочередного ЖОН осуществляется за счет собственных ресурсов.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по первоочередному ЖОН, в первую очередь, осуществляются за счет ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.

  1. Органы исполнительной власти всех уровней и органы управления по делам ГО и ЧС при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН должны учитывать данные, приведенные в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения стихийные бедствия и техногенные аварии

Основные показатели

Источник возникновения чрезвычайной ситуации

Катастрофи ческие землетрясения

Крупные аварии

на химически опасных объектах



Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу

Наводнения

Возможность надежного прогнозирования начала событий

Нет

Нет

Нет

Есть

Возможная площадь зоны ЧС, кв.км.

Тысячи

Десятки

Десятки тысяч

Сотни

Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.

Десятки и сотни тысяч

Десятки и сотни тысяч

Сотни тысяч или даже миллионы

Десятки и сотни тысяч

Возможные потери населения, чел.

Массовые потери населения

От нескольких десятков до нескольких тысяч

От нескольких сотен до десятков тысяч

Десятки - сотни

Социальный ущерб населению



Нет

Потери жилья, личного имущества, рабочих мест

Потери жилья, личного имущества

Возможное состояние системы

жизнеобеспечения



Разрушение и повреждение практически всех

подсистем жизнеобеспечения



Сохраняются, кратковременная невозможность использования

Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время

Частичное повреждение отдельных подсистем

Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения

До 30 суток в зоне ЧС

До 3 суток в местах временного отселения

До 30-40 суток в местах эвакуации

По статистическим данным региона

Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС

Все виды ЖОН.

В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой



Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой.

В местах сосредоточения отселенного населения все виды ЖОН



Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой.

На всех этапах эвакуации все виды ЖОН



Заблаговременная эвакуация. Обеспечение населения временным жильем.


2.2. Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях
2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.

При планировании мероприятий по спасению и первоочередному ЖОН необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах чрезвычайных ситуаций в зависимости от времени их реализации (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости от времени

задержки мероприятий


Мероприятия

Объемы летальных исходов (%)

в зависимости от времени их задержки (час)



20

40

60

80

100

Извлечение людей из-под завалов зданий после землетрясений

10,5

25,0

43,0

67,0

96,0

Оказание медицинской помощи пораженным

при землетрясениях.

Структура потерь:

40% - легкая степень поражения;

20% - средней тяжести;

20% - тяжелой степени;

20% - крайне тяжелой степени


2,0

12,0

Обеспечение водой для питья

7,2

18,8

32,4

50,0

72,0

Обеспечение продуктами питания

24,0

62,0

115,0

168,0

240,0

Оказание медицинской помощи при тяжелых отравлениях АХОВ

0,7

1,8

2,7

4,4

7,0

Примечание : приведенные в табл. 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.


2.2.2. Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.

Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.

Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов Российской Федерации.

Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.

Примечание. Правительством Российской Федерации приняты постановления от 1 марта 1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.

Для радиационноопасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5-7 м/с за 12-16 минут или за 6-8 минут, соответственно. Надо учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1. Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения
3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного ЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;

продолжительность периода первоочередного ЖОН при различных источниках возникновения ЧС.


  1. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб .

  1. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

  2. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного ЖОН.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:

в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;

в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;

в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.


  1. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных - специального пи­тания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах п. 1.1, п. 1.2 и п. 1.5 приложения № 1.

  2. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (табл. п. 1.11 приложения № 1) с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.

  3. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в таблицах п. 1.7- п. 1.10 приложения №1.

  1. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяются в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица п. 1.12 приложения № 1).

  2. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах , в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице п. 1.12 приложения № 1.

  3. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи. Потребность в комплектах индивидуальных медицинских гражданской защиты и лекарственных препаратах для их пополнения определяется по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, - антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами , установленными Роспотребнадзором.


  1. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органами управления по делам ГО и ЧС оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного ЖОН.
Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (таблицы п. 1.1, п. 1.4. приложения № 1).

Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.


  1. Все полученные данные по результатам расчетов (п.п. 3.1.4 - 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (табл. п.2.2 - п.2.4 приложения № 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.

  2. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России должны быть на автономном обеспечении.

3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, оцениваются:
по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения; по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны ЧС;

по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из зоны ЧС;

по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды , продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;

по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.


  1. Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (табл. п.2.5 приложения № 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом (табл. п.2.6 приложения № 2).
3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач

по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.

Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (табл. п.2.6 приложения № 2).


  1. Основным показателем подготовленности органов управления является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:

время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;

время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению , эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;

время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.

Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (табл. 3.1).

Задача органов управления в этом случае заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.


  1. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно- восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации определяется ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Таблица 3.1
Временные характеристики действий органов управления в зоне

чрезвычайной ситуации


Этапы действий органов управления

Временные характеристики этапов

начало (дата, часы, минуты)

окончание (дата, часы, минуты)

продолжительность (часы, мин.)

1. Возникновение ЧС

to

-

-

2. Получение сигнала о возникновении ЧС

tl

t2

t2-tl

3. Оценка обстановки в зоне ЧС

t2

t3

t3-t2

4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) по оказанию медицинской помощи и ЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и др.)

t3

и

U -t3

5. Эвакуация населения

t3

t5

t5 - t3

6. Окончание АСДНР в зоне ЧС

t3

t6

t6- t3

7.Суммарная продолжительность периода организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС

t6-to

Примечание: Время окончания АСДНР в зоне ЧС (t6) может совпадать либо со временем t4 , либо со временем ts.
3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному

жизнеобеспечению населения


  1. При выборе мероприятий, т.е. конкретных путей, методов, способов решения проблемы первоочередного ЖОН в зоне ЧС, в местах временного отселения или размещения эвакуированного населения, следует руководствоваться основными принципами и требованиями, изложенными в пп. 1.2 и 1.3.

  2. Оптимальность (экономическая целесообразность, эффективность) тех или иных мероприятий по организации первоочередного ЖОН зависит от целого ряда факторов:
источника возникновения ЧС и от прогнозируемых масштабов воздействия на население этого источника;

удаленности зоны ЧС от других населенных пунктов, в которых сосредоточены основные силы и материальные ресурсы, необходимые для решения этой задачи; численности и состояния пострадавшего в ЧС населения; развития и состояния дорожной сети; наличия железных дорог в зоне ЧС; наличия водоисточников в зоне ЧС и вблизи ее;

развитости инженерной и социальной инфраструктур населенных пунктов, в которые планируется эвакуировать пострадавшее население;

наличия зданий для временного жилья, запасов и объемов производства продукции жизнеобеспечения в этих населенных пунктах.

3.4.3. Конкретные мероприятия по каждому виду жизнеобеспечения разрабатываются руководителями и специалистами этих служб в соответствии с положениями об этих службах, ведомственными инструкциями, рекомендациями, руководствами и другими нормативными документами, регламентирующими задачи служб при ЧС, вызванных различными источниками их возникновения.

При выборе мероприятий по каждому виду жизнеобеспечения следует рассматривать возможные варианты решения задач с учетом факторов, перечисленных в п. 3.4.2 и фактора времени (п. 2.2, табл. 2.2) и принимать наиболее оптимальный. Так, обеспечение населения, пострадавшего при землетрясении, хлебом можно осуществлять путем доставки его в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения из соседних населенных пунктов автомобильным или железнодорожным транспортом или выпекать его в зоне ЧС, доставив в нее полевые армейские пекарни и поставлять для выпечки хлеба муку, дрожжи, соль, воду, топливо в течение всего периода жизнеобеспечения.

Мероприятия должны содержать:

перечень решаемых задач по каждому виду жизнеобеспечения пострадавшего населения каждым подразделением невоенизированных формирований (бригад, отрядов, групп), численный состав этих подразделений;

перечень необходимых мобильных технических средств и материальных ресурсов, какой организацией, предприятием или учреждением и из какого населенного пункта они выделяются;

время выдвижения и прибытия этих сил, средств и материальных ресурсов к месту назначения;

должности и фамилии ответственных за исполнение лиц и их местонахождение при введении на территории чрезвычайного положения.

По каждому виду ЖОН должны быть разработаны мероприятия и графики ежесуточных поставок необходимых средств и материальных ресурсов для населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

С максимальной детальностью разрабатывается перечень мероприятий на первые двое- трое суток после возникновения ЧС.

В чрезвычайных ситуациях, вызванных землетрясениями, авариями на химически и радиационно опасных объектах, должны быть предусмотрены мероприятия по доставке воды автоцистернами и малыми емкостями (канистрами, флягами, бачками) одновременно с при­бытием в зону ЧС спасательных и медицинских формирований.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения мероприятия с указанием времени их реализации являются основой для разработки планов действий этих служб при введении на территории чрезвычайного положения.

Планы мероприятий каждой службы должны разрабатываться с учетом вероятности возникновения ЧС в каком-либо населенном пункте, на территории которого имеются потенциально опасные объекты, или вероятности катастрофического землетрясения в каком- либо одном или нескольких населенных пунктах субъекта Российской Федерации, т.е. планы должны быть многовариантными.

Время введения чрезвычайного положения «Ч» является точкой отсчета реализации всех последующих мероприятий. Конкретные даты и часы проведения мероприятий проставляются руководителями служб при получении команды о введении чрезвычайного положения.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения планы мероприятий передаются органу управления по делам ГО и ЧС для разработки общего плана организации первоочередного ЖОН в ЧС.

Перечень необходимых мероприятий по каждому виду первоочередного ЖОН в ЧС, вызванных землетрясениями, наводнениями и авариями на химически и радиационно опасных объектах приведен в приложении № 3.

3.4.4. План организации первоочередного ЖОН в ЧС разрабатывается органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Органы управления по делам ГО и ЧС проводят работу по согласованию действий всех служб видов жизнеобеспечения по времени, обобщают данные по объемам перевозок сил, материальных и технических средств этих служб, проводят расчеты по суточным и общим потребностям всех служб в электроэнергии, топливе, ГСМ, других материальных ресурсах и затратах финансовых средств на все эти мероприятия. Кроме того, в план организации жизнеобеспечения населения органами управления по делам ГО и ЧС должны быть включены следующие мероприятия.

к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.


  • - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных...
  • - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости...
  • - см. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в зоне чрезвычайных ситуаций...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс мероприятий, проводимых в целях сбора данных об инженерной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для принятия решения на организацию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайной...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - совокупность органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...: деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к : приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.

Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

Обеспечение питьевой водой

Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

Снабжение продуктами питания

Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

Предметы первой необходимости

К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

Обеспечение жильем

План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

Медицинская помощь

В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.

Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во , как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.

Информация может передаваться с помощью или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

Для организации жизнеобеспечения населения в условиях ЧС и организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий создаются Государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям -- ГКЧС. ГКЧС действуют при Кабинете Министров Украины, в областях, городах, регионах, как на постоянной основе, так и в случае возникновения ЧС. В их функции входит обеспечение постоянной готовности к действиям аварийно-спасательных служб, контроль над разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению возможных аварий и катастроф. Все задачи по ликвидации ЧС выполняются поочередно в максимально сжатые сроки.

Прежде всего, решаются задачи в отношении срочной защиты населения, предотвращения развития или уменьшения влияния чрезвычайной ситуации и задачи подготовки и выполнения спасательных и других неотложных работ.

Организация жизнеобеспечения населения в условиях ЧС -- это комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей. Этот комплекс включает:

  • § управление деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении ЧС;
  • § защита населения и территорий от последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия;
  • § обеспечение населения питьевой водой, продовольственными товарами и предметами первой необходимости;
  • § защита продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения);
  • § обеспечение жильем и трудоустройство;
  • § коммунально-бытовое обслуживание;
  • § медицинское обслуживание;
  • § обучение населения методам защиты и действиям в условиях ЧС;
  • § разработку и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
  • § санитарную обработку;
  • § обеззараживание территорий, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
  • § подготовку сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;
  • § обеспечение населения информацией о характере и уровне опасности, правилах поведения;
  • § нравственно-психологическую подготовку и мероприятия по поддержанию высокой психологической стойкости людей в экстремальных условиях;
  • § мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение или послабление неблагоприятных для людей экологических последствий ЧС и другие мероприятия.

Все эти мероприятия организовывают государственная исполнительная власть, органы управления гражданской обороны при четком согласовании между собой действий, которые предпринимаются. Руководители предприятий, учреждений и организаций являются непосредственными исполнителями этих мероприятий. Мероприятия разрабатываются заблаговременно, отображаются в планах гражданской обороны и выполняются в период угрозы и после возникновения ЧС.

С целью недопущения гибели людей, обеспечения их нормальной жизнедеятельности в условиях ЧС, прежде всего, должно быть проведено оповещение населения о возможной угрозе, а если необходимо, организовано эвакуацию. Оповещение населения осуществляется всеми возможными способами: через телевидение, радиосеть, радиотрансляционную проводную сеть, специальными сигналами (гудками, сиренами). Предполагается специальная схема уведомления должностных лиц и лиц, задействованных в системе гражданской обороны.

Эвакуация -- это организованный вывод или вывоз населения из опасных зон. Непосредственно эвакуацией занимается штаб гражданской обороны, все организационные вопросы решают эвакуационные комиссии. Эвакуация начинается после принятия решения начальником штаба гражданской обороны, чрезвычайной комиссией или органами власти. Эвакуация работающего населения осуществляется по производственному принципу, а населения, которое не связано с производством, по территориальному принципу через домоуправления, ЖЭУ, ЖЭКи и т.п. Дети эвакуируются вместе с родителями, но возможен их вывоз вместе со школами, детсадами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: