Пожарная безопасность в детском образовательном учреждении. Тушение пожаров на объектах с массовым пребыванием людей. Перечень основных противопожарных мероприятий и документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений

Новое время требует нового подхода к безопасности школ, больниц, интернатов и домов престарелых

После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали старики и дети, вопрос противопожарной защиты объектов социального назначения стоит очень остро. С одной стороны - сами по себе объекты весьма дороги в содержании, и без усиления мер пожарной безопасности. С другой стороны - человеческая жизнь является ценностью невосполнимой. О том, как сегодня обстоит ситуация с объектами социального назначения и их защитой, наш разговор с Алексеем Белокобыльским, научным сотрудником Краснодарского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России.


Маломобильные группы и старая планировка


- Алексей, что можно отнести, к объектам социального назначения и какие трудности связаны с этими объектами?
- К объектам социального назначения следует отнести учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, образовательные и дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие от других объектов - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты. Похожая ситуация и с детскими учреждениями, где дополнительными факторами служат психологические особенности поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях, таких как пожар.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение. То есть детские сады, школы, дома престарелых и другие подобные учреждения могут размещаться в зданиях бывших досуговых учреждений (клубов, домов культуры и прочих), а там, как вы понимаете, планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях несколько иные требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
Те нормативные документы, которые регламентируют пожарную безопасность сегодня, я имею в виду наиболее свежие документы - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своды правил, национальные стандарты, СНиПы в актуализированной редакции, уделяют более пристальное внимание этим объектам. К сожалению, жестко нормируемыми требованиями учесть все варианты размещения и функционирования социальных объектов невозможно. В соответствие с положениями статьи 78 «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности» механизм специальных технических условий (СТУ) фактически применим для объектов, «для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности». Для большинства же объектов социальной сферы существуют требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Я думаю, что одним из выходов по данной проблеме могла бы послужить разработка и выпуск сборников типовых компенсирующих мероприятий, технических решений, которые позволят привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности объекты социального назначения.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области.
- Согласно проекту изменений в методику расчета общественных зданий, планируется исключить подобные объекты из методики. Как вы считаете, это правильно?
- Да, действительно, проект такой есть. Я затрудняюсь давать оценки правильности или неправильности подобных изменений. Но вопросы возникают автоматически. Какая стоит задача? То ли вообще не заниматься расчетами рисков для этих объектов и приводить эти объекты в полное соответствие с нормами? Либо будет разработана самостоятельная методика оценки рисков для данных учреждений, а именно класса функциональной пожарной опасности Ф1.1? Пока этот вопрос остается открытым.
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых. Не погрешу против истины, если скажу, что 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Массово переселить подобные объекты в современные, пожаробезопасные здания крайне затруднительно. Это системные проблемы, формировавшиеся многие десятилетия. А это значит, что их нужно в любом случае приводить в соответствие с требованиями норм.
Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативно-правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая те подходы, которые заложены в методике, сегодня при правильном расчете, т. е. при выполнении расчетов в соответствии с методикой, получить положительные результаты по данным объектам практически невозможно. Вероятность эвакуации не обеспечивается. Одна из основных причин - время начала эвакуации для таких объектов. Этот параметр жестко закреплен методикой в нынешней редакции для зданий класса Ф1.1. Можно провести огромное количество расчетов, учитывая и дополнительные компенсирующие мероприятия, которые устанавливает методика, но результат будет неудовлетворительным. А как мы с вами понимаем, все перерасчеты стоят денег. Складывается ситуация, когда огромные суммы тратятся безрезультатно. Поэтому, я думаю, эти изменения уже очень необходимы. Остаются только вопросы: когда данные изменения вступят в силу? И как поступать с объектами класса Ф1.1 далее?
Возможно и несколько другое развитие событий, при котором вероятность эвакуации обеспечивается, однако результаты расчета пожарных рисков получаются не удовлетворительными. Какими должны быть действия заказчика? Согласно методике, опять же необходимо проводить дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей, с последующим повторным расчетом рисков. Все это влечет большие материальные затраты для объектов защиты. Предлагаемых дополнительных мероприятий зачастую оказывается недостаточно. И получается замкнутый круг. На расчеты и мероприятия потрачены огромные средства, а объект защиты как не соответствовал, так и не соответствует требованиям норм. Очевидно, что данная ситуация складывается по ряду причин. Это и отсутствие финансовых возможностей реализовать серьезные мероприятия, такие как устройство систем пожаротушения и дымоудаления, и недобросовестность организаций, проводящих расчеты по оценке пожарных рисков, и те системные нарушения, которые существуют на объектах.
Конечно, в рамках реализации целевых программ «Пожарная безопасность» многие социально значимые объекты были существенно доработаны в области противопожарной защиты, в том числе, за счет установки систем пожарной автоматики: сигнализации, оповещения и других мероприятий. Но, к сожалению, и этого не всегда достаточно.
Поэтому изменения в подходе к социально значимым объектам как в области оценки пожарных рисков, так и в части оснащения противопожарными инженерными системами актуальны, своевременны и необходимы.


Реальность систем автоматического пожаротушения


Алексей, тогда еще один вопрос. Сегодня производители и продавцы автоматических систем пожаротушения говорят о том, что эти системы необходимо устанавливать повсеместно, в том числе и на объектах социального назначения. В качестве примера они приводят США, где автоматические системы пожаротушения являются необходимостью и прописаны законодательно для обязательного применения. Насколько это реально в России?
- Скажу даже больше. У нас есть возможности посмотреть и проанализировать как европейские стандарты, так называемые «еврокоды», так и североамериканские стандарты NFPA. В Европе с этим вопросом все предельно жестко. Одна из последних тенденций - оснащение системами автоматического пожаротушения коттеджей, индивидуальных домовладений, таунхаусов, дуплексов и т. п. как изначально при строительстве объектов, так и уже существующих зданий. Конечно, это обуславливается и развитой системой страхования. Чем защищеннее объект, тем меньше страховые взносы.
Что же касается социальных объектов, то в Европе им уделяется очень пристальное внимание в части безопасности людей и противопожарной защиты.
Лично мое мнение таково: при строительстве объектов социального назначения их нужно в обязательном порядке оборудовать системами автоматического пожаротушения. А в тех учреждениях, которые построены ранее, изыскать возможность устройства таких систем сейчас. Возможно, на некоторых объектах предусмотреть модульные установки пожаротушения, в том числе тонкораспыленной водой, защитить которыми целесообразно наиболее пожароопасные помещения, помещения с массовым пребыванием людей и т. д. Такие системы можно быстро и относительно легко смонтировать, и они реально могут помочь в случае возгорания.
Устройство пожаротушения на объектах защиты влияет на целый ряд очень важных параметров - это и ограничение площади возгорания, и его полная ликвидация на начальных стадиях, защита эвакуирующихся людей от воздействия высоких температур, облегчение действий пожарных подразделений, снижение экономических потерь от пожара на объекте и т. д.
- Хорошо. Тогда такой вопрос. Он может показаться провокационным, но без него никак. Как на вопрос автоматических систем пожаротушения смотрит ВНИИПО как «законодатель мод»?
- Скажу так. ВНИИПО работает в тесной связке с Департаментом надзорной деятельности (ДНД) МЧС России, подразделениями МЧС России, министерствами, ведомствами, организациями и гражданами. Идет постоянный обмен информацией, анализ необходимости внедрения тех или иных нормативно – правовых документов, технических средств и методов как предупреждения и защиты, так и борьбы с пожарами.
И сегодня есть информационное письмо одного из руководителей ДНД, где приводится информация, которую стоит отметить особо. Письмо, кстати, достаточно свежее - от седьмого июля 2011 года. Суть письма касается применения ФЗ-123. Как вы помните, есть определенный порядок оценки пожарного риска, регламентированный постановлением правительства РФ № 272 от 31. 01. 2009. Данное постановление устанавливает порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и сведения, которые должен содержать отчет. Структурированность и подробность оформления отчета касается как результатов, так и перечня исходных данных. Так вот, ДНД провел подробный анализ отчетов по оценке пожарных рисков, и результаты, к сожалению, оказались неутешительными.
В целом по стране выявлено большое количество нарушений при подготовке отчетов. И очень часто вместо реальной ситуации на объектах защиты и разработке мер по снижению пожарного риска происходит подгонка результатов под требования заказчика. Очевидно, что при объективно проведенных расчетах результаты могут быть совсем другими - худшими, а это потребует от заказчика дополнительных серьезных финансовых вложений в обеспечение безопасности объекта, в том числе оборудования системами пожаротушения и дымоудаления.
Некоторые объекты жалеют деньги на подобные системы, у некоторых их просто нет, но все же собственники и администрации объектов все активнее начинают интересоваться серьезными системами автоматики, такими как пожаротушение. Ведь успокаивающий расчет рисков на бумаге вряд ли сможет помочь на практике, при реальном пожаре на объекте. Поэтому моя позиция как сотрудника ВНИИПО следующая: расчеты пожарных рисков должны помогать в обеспечении пожарной безопасности объектов, находить тонкие и слабые места в их защищенности, а не позволять уходить от устройства тех или иных противопожарных систем и мероприятий.
И ВНИИПО, как головное учреждение в области пожарной науки в Российской Федерации, поддерживает начинания по оснащению социально значимых объектов современными и надежными системами автоматического пожаротушения. Все мы, я надеюсь, понимаем, что это действительно важно и нужно.

Пожарная безопасность детских садов

Здания детских садов следует проектировать отдельно стоящими, но в условиях уплотнения и дефицита территории допускается проектирование встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных к торцам жилых домов детсадов с общей вместимостью не более 150 мест.

Организация участка территории

Детские сады следует размещать внутри жилой застройки в удалении от транспортных развязок, гаражей и стоянок, коммунальных и промышленных предприятий.
На территории и в зданиях детсадов не допускается размещать иные учреждения кроме начальных классов общеобразовательной школы.
На территории детсадов не допускается транзит магистральных инженерных коммуникаций (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
Территория детского сада следует огораживать забором высотой 2,5 м с двумя рассредоточенными калитками и воротами шириной 4,5 м для въезда автомобилей.
Основной въезд на территорию детсада, проезды, пешеходные дорожки к детским групповым площадкам, хозяйственный проезд, хозяйственная и контейнерная площадка для сбора мусора должны иметь твердое покрытие.
При проектировании проездов и площадок на участке детсадов должны быть обеспечены условия разворота автомобиля скорой помощи при транспортировке больного ребенка из медицинского изолятора, кольцевого объезда пожарной машины вокруг здания, а также удобного проезда к главному входу в здание.
Для встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных детсадов для противопожарных целей используется кольцевой автомобильный проезд вокруг жилого дома.

Огнестойкость зданий

Выбор размеров здания дошкольных образовательных учреждений и наибольшее число мест следует производить в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности по таблице:

При сочетаниях этих показателей, площадь этажа и высота здания принимаются по худшему из этих показателей для рассматриваемого здания соответс­твующего класса функциональной пожарной опасности или должны быть разработаны специальные технические условия.
Деревянные стены с внутренней стороны здания, перегородки и потолки зданий V степени огне­стойкости детских садов должны быть отштукатурены или обработаны и покрыты огнезащитными про­питками, красками или лаками, обеспечивающими класс пожарной опасности не ниже К1.
Одно- и двухэтажные здания детсадов должны быть не ниже III степени огнестойкости, независимо от вместимости здания.
Трехэтажные здания детских садов должны быть не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест в здании.
Здания специализированных дошкольных учреждений независимо от числа мест следует проектировать не ниже II степени огнестойкости и высотой не более двух этажей.
Степень огнестойкости пристроенного детского сада и жилого дома должна быть одинакова. Отапливаемые переходы и блоки-вставки между зданием детского сада и иными зданиями следует проектировать той же степени огнестойкости, что и основное здание детского сада.
Пределы огнестойкости строительных конструкций мансардных этажей должны соответствовать степени огнестойкости здания.
Пристроенные прогулочные веранды детских садов более 50 мест следует проектировать той же степени огнестойкости, что и основные здания.
Кладовые для хранения горючих материалов, кладовые для хранения белья и гладильные, мастерские для переработки горючих материалов, электрощитовые, вентиляционные камеры и другие пожароопасные технические помеще­ния должны выгораживаться противопожарными перегородками 1-го типа REI 45 с защитой дверного проема противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30.
Дверные проемы, объединяющие коридоры с лестничными клетками не­обходимо защищать противопожарными дверями 3-го типа E15. Входные двери групповых ячеек должны быть выполнены с уплотнением в притворах
Покрытие эксплуатируемой кровли должно быть несгораемым, включая утеплитель.
Наружные ограждения лестниц, балконов, эксплуатируемых кровель, открытых террас следует выполнять из несгораемых материалов.
При встраивании помещений детского сада в многоквартирный жилой дом, при блокировке зданий детских садов с жилыми домами или со зданием школы, помещения Детсадов должны быть отделены противопожарными перегородками 1 типа и перекрытиями III типа и иметь обособленные самостоятельные эвакуационные выходы наружу.

Эвакуационные пути и выходы

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел;
Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах для обеспечения выходов из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора.
Ширина коридоров и галерей на путях эвакуации в зданиях детских садов должна быть не менее 1,4 м. Для специализированных детсадов, предназначенных для посетителей передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину коридоров и галерей на путях эвакуации следует принимать не менее 1,6 м.

В зданиях детских садов следует предусматривать один вход не более чем на 4 группы. В детских садах общего типа ясельные группы (для детей до 3 лет) следует располагать преимущественно на 1-м этаже, с самостоятельными входами с участка.

Допускается общий вход с общей лестницей для детей двух ясельных групп, размещаемых на 2-м этаже. На 1-м этаже при входе для этих групп могут предусматриваться туалеты (отдельные для каждой ясельной группы) для пользования детьми во время прогулки.

Второй эвакуационный выход из групповой ячейки может предусматриваться из любого ее помещения. Это выход со второго этажа допускается предусматривать по наружной лестнице.
Через блокируемый со школой детсад не допускается предусматривать транзитный эвакуационный путь школьников.
В детсадах вместимостью 7 и более групп из изолятора необходимо предусматривать отдельный наружный выход.

Открытые террасы на уровне второго, третьего этажей, эксплуатируемых кровель необходимо проектировать с организацией второю эвакуационного выхода с каждой террасы.

Устройство второго эвакуационного выхода с эксплуатируемой кровли или с террасы в уровне третьего этажа по наружной металлической лестнице не допускается.

Перепады уровней высотой 0,15 м и более должны выполняться в виде пандусов или лестниц.

Лестницы, имеющие более 3 ступеней, и пандусы с перепадом уровней более 0,15 м (если они не проложены по естественному рельефу) должны иметь ограждения с поручнями для детей.

Внутренняя среда здания

Высота ограждений лестниц, балконов, террас, переходов-мостиков, антресольных, этажей должна быть не менее 1,1 м.
Вдоль всех лестниц в здании детских садов, кроме технических, необходимо предусматривать поручни для взрослых (на высоте 0,85 м) и для детей (на высоте 0,5 м).

В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.
В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

Проектирование саун (бань сухого жара) в зданиях ДОУ не допускается.
Расположение оконных проемов групповых и спален непосредственно над окнами кухни, постирочной, туалетных - не допускается.
В детских садах общего типа для вертикальной транспортировки пищи следует предусматривать грузовые лифты или грузовые подъемники. Лифт следует предусматривать вблизи раздаточной пищеблока с тамбуром при выходе в общее коммуникационно-рекреационное пространство здания или непосредственно примыкающим к раздаточной.

Отопление и вентиляция

Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.

Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается.

Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей - не позднее чем за час до прихода детей.
Вытяжные воздуховоды, идущие из пищеблока, не должны проходить через групповые и спальни групповой ячейки.

Электроснабжение

Установку штепсельных розеток в помещениях детсадов (групповая, раздевальная, «домашний уголок», помещение для игр и занятий по подгруппам, зал для музыкальных и физкультурных занятий, зал-арена, помещения для занятий детских кружков и секций) следует предусматривать на высоте 1,8 м от уровня пола.

Для использования технических средств обучения в групповой, классах для занятий, в зале для музыкальных и физкультурных занятий, в универсальных кружковых помещениях, в кабинете заведующего, в помещении для компьютерных игр, в компьютерном классе, в физиотерапевтическом кабинете необходимо устанавливать штепсельные розетки от кабеля с нулевой фазой и защитным заземлением.
Установку штепсельных розеток необходимо предусматривать на высоте 1,8 м от уровня пола.

В спальнях, палатах изолятора и помещении охраны следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенные к сети эвакуационного освещения.
В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.

Освещение

На участке необходимо предусматривать наружное освещение, в том числе игровой территории и входов в здание.
Наружные светильники должны крепиться на высоте не менее 1,6 м. Уровень искусственной освещенности участка - не менее 10 лк на уровне земли групповых площадок и лыжни (велосипедной дорожки), 6 лк - проездов и проходов.

В детских садах компенсирующего вида необходимо предусматривать аварийное освещение 5 лк на полу основных проходов (коридоры и лестничные клетки) и ступенях лестниц.

Автоматическая противопожарная защита

Здания отдельно стоящих детских садов независимо от площади и этажности, а также помещения пристроенных, встроенных и встроенно-пристроенных детских садов подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

Устройство автоматической пожарной сигнализации следует предусматривать во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральной, кладовой овощей, охлаждаемых камер, бойлерной, насосной, вентиляционных камер.

Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматизированной пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (помещение охраны) или в ближайшую пожарную часть.

Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

Детские дошкольные образовательные учреждения должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
При применении речевого оповещения (речевая передача специальных текстов) оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызывать панику.

Наружное противопожарное водоснабжение

Расход воды на наружное пожаротушение ДОУ принимается:
- 10 литров в секунду для зданий не более 2 этажей и объемом до 5000 куб.м.
- 15 литров в секунду для зданий более 2-этажей и объемом до 5000 кум.м.
Для зданий II степени огнестойкости с деревянными конструкциями расход воды на наружное пожаротушение следует принимать на 5 л/с больше.
При расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более водозабор следует предусматривать не менее чем от 2 точек забора воды (пожарных гидрантов).
Длину прокладки рукавных линий по дорогам с твёрдые покрытием от пожарного гидранта до здания ДОУ или его части следует принимать:
- 200 м при наличии автонасосов;

100-150 м при наличии мотопомпы, в зависимости от их технических характеристик.

Внутреннее противопожарное водоснабжение

Системой внутреннего противопожарного водопровода оборудуются здания детских садов объемом от 5000 кум.м из расчета орошения одним стволом производительностью 2,5 литра, объемом от 25 000 куб.м - двумя струями по 2,5 литра.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана.

На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны буквенный индекс ПК и порядковый номер пожарного крана.
Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды.

Первичные средства пожаротушения

Детские сады надлежит оснащать первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами.

Нормы первичных средств пожаротушения приведены в приложении 2.
Ручные огнетушители в детсадах должны размещаться путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя или устанавливаются в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Детские сады, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарными постами с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт., топоры - 2 шт., лопаты - 2 шт., багры - 2 шт., лестницы приставные - 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 м3 - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 м3).
Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.
Проведение праздничных мероприятий

При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

допускается использовать только помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2 этажа в зданиях с горючими перекрытиями;

елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;

при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки должны проводиться только в светлое время суток;

иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЭ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 Вольт. Мощность лампочек не должна превышать 25 Вт
при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) она должна быть немедленно обесточена.

Запрещается:
проведение мероприятий при запертых распашных решетках на окнах помещений, в которых они проводятся;

применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;

полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.
При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц, членов добровольных пожарных формирований или работников пожарной охраны предприятия.

Порядок действий в случае возникновения пожара

В случае возникновения пожара действия работников детских садов в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения

Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Литература

МГСН 1.01-99 "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ"
ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации "
ППБ-101-89* Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования";
ПУЭ «Правила устройства электроустановок»
НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СП. 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы"
СП. 2.13130.2009 "Обеспечение огнестойкости объектов защиты"
СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
СП 8.13130.2009 " Источники наружного противопожарного водоснабжения"

Рябов Максим

Эта работа представляет собой учебный исследовательский проект.

Целью проекта является изучение состояния пожарной безопасности как подсистемы комплексной безопасности техникума.

Задачи проекта:

1. Проанализировать тактико – техническую характеристику здания техникума.

2. Проанализировать состояние извещательной и оповещательной систем.

3. Охарактеризовать наличность первичных средств пожаротушения и средств защиты.

4. Дать характеристику эффективности мероприятий по противопожарной безопасности.

Проект был представлен на межвузовской областной студенческой конференции "Молодёжь и наука 2013" в Поволжском кооперативном институте Российского университета кооперации и получил Диплом за содержательный анализ исследуемой проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ состояния пожарной безопасности Энгельсского политехникума

М.Рябов , ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»

Руководители – Т.И.Ульянова , мастер производственного обучения I

Квалификационной категории

Д.С.Петракова , инженер по пожарной безопасности и

Охране труда

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий ОУ, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников, студентов и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Целью моего проекта является изучение состояния пожарной безопасности как подсистемы комплексной безопасности нашего техникума.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать тактико – техническую характеристику здания техникума.
  2. Проанализировать состояние извещательной и оповещательной систем.
  3. Охарактеризовать наличность первичных средств пожаротушения и средств защиты.
  4. Дать характеристику эффективности мероприятий по противопожарной безопасности.

Тактико-техническое состояние здания учебного корпуса Полтавская

17 имеет следующие характеристики: здание корпуса 3-х этажное, третьей степени огнестойкости, общей площадью 2749,8м 2. . Год постройки 1966. Наружные стены кирпичные, толщиной 380 мм. Гипсокартонные панели, перекрытия и покрытия из железобетонных плит, кровля - шифер по деревянной обрешетке с чердачным помещением, лестница сборная железобетонная, полы досчатые, линолеумные, керамические и бетонные. Имеются 3 пожарных крана, 1 гидрант, находящейся по адресу ул.Полтавская 19, огнетушителей - 16 шт. Имеется автоматическая пожарная сигнализация с системой оповещения людей при пожаре. В здании предусмотрено 6 эвакуационных выходов.

Извещательная и оповещательная системы здания состоят из:

  1. извещателя пожарного дымового оптического ИПД-3.1М
  2. оповещателя «Орфей»
  3. системы ППКОП «Сигнал - 20»

В здании имеется блок источника резервированного питания БИРП.

Наличность первичных средств пожаротушения достаточна. Она включает в себя огнетушители ОП-4 (порошковый огнетушитель, тушит все виды пожаров), инструменты (лопаты, багры, вёдра, песок). Для работы пожарной службы здание оснащено пожарными кранами ПК (по одному на каждом этаже здания), гидрантом (колонка в десяти метрах от входа в здание) и вертикальной лестницей (на северной стороне здания, то есть у подъезда к нему).

Работа по противопожарной безопасности за 2012-2013 учебный год показала достаточный уровень подготовленности студентов, педагогов и технических средств на случай чрезвычайной ситуации. Проведены следующие мероприятия:

  1. Знакомство с разного вида инструкциями.
  2. Проведение тренировочных практических занятий по эвакуации.
  3. Организация объектной добровольной пожарной дружины.

Таким образом, в результате анализа состояния противопожарной безопасности

Энгельского политехникума, мы пришли к выводу, что оно соответствует государственным стандартам и нормам.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
    "О пожарной безопасности"
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
  3. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г.Регистрационный № 4838 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ППБ 01-03)
  4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.

5. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 2009..

6. В.Г. Атаманюк "Гражданская оборона: Учебник для вузов" под ред. Д.И.Михайлика. – М.: "Высшая школа", 2007..

7.Э.П. Пышкина, В. С. Клубань “Пожарная безопасность на

предприятиях”.

Здание универсального магазина расположено по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 в радиусе обслуживания действующего пожарного подразделения (расстояние до ближайшей пожарной части 0,5 км).

Расположение здания на участке обеспечивает доступ пожарных подразделений в помещения, имеется возможность установки пожарной автолестницы.

Противопожарные разрывы между существующими зданиями соответствуют нормативным.

Здание двухэтажное (2-й этаж мансардный)

Степень огнестойкости – 3.

Класс конструктивной пожарной опасности – С1.

Класс функциональной пожарной опасности – Ф3.1, Ф4.3.

Время нахождения людей в здании – с 08-00 до 23-00.

Расчетное количество людей на объекте в среднем 259 человек, из них 239 покупателей и 20 сотрудников.

В здании предусмотрены следующие системы пожарной защиты:

Автоматическая система пожарной сигнализации;

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа;

Огнезащитная обработка деревянных конструкций здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды и крепления облицовочных панелей наружных стен здания).

Строительные материалы, применяемые для отделки и облицовки строительных конструкций, не горючие или с допускаемыми характеристиками по горючести, воспламеняемости, распространению пламени, дымообразующей способности и токсичности при горении.

Здание магазина двухэтажное, прямоугольное с размерами в плане 13,47*43,40, каркасное, с самонесущими стенами, выполненными из мелких легкобетонных блоков, двухпролетное, размерами пролётов 6,0 м. Высота 1-го этажа 4,52 метра, второй этаж выполнен мансардным с максимальной высотой помещения 2,5 метра. Фундаменты – сборно – монолитные железобетонные стаканного типа, наружные и внутренние стены – смешанные, пеноблочные, дощаные с утеплителем. Перекрытия- плиты сборные железобетонные ребристые. Кровля покрыта металлочерепицей МЧ – 49 по дощатой обрешетке. Полы утепленные по грунту, покрытие – керамическая плитка. Лестница - металлическая сетка ступени по металлическим косоурам.

Центральное отопление осуществляется газовой котельной. Электроснабжение 220-380 В.(скрытая проводка под облицовкой стен из декоративной панели МДФ по деревянному бруску, освещение – под подвесным потолком), водоснабжение центральное, канализация центральная. Вентиляция приточно – вытяжная.

Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов. Под облицовкой внешних поверхностей внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен предел распространения огня несущих деревянных конструкций. Данные подтверждающие исполнение перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа (с пределом огнестойкости не менее REI 60) отсутствуют. В перекрытии между первым и мансардным этажом, между стенами и перекрытием проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Наличие и состояние систем противопожарной защиты объекта (АПС, АПТ, внутреннее и наружное противопожарное водоснабжение, первичные средства пожаротушения): в здании предусмотрены следующие системы пожарной безопасности: АПС, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа, огнезащитная обработка деревянных конструкции здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды). На расстоянии 50 м. от дома находится пожарный гидрант. Данных гидрант находятся в исправном состоянии. Водопровод кольцевой, диаметр 150 мм, давление в сети 3 атмосферы. Противопожарное водоснабжение нормативным требованиям пожарной безопасности – соответствует. Пожарные водоёмы, пирсы – отсутствуют (не требуются). Внутренний противопожарный водопровод не требуется.

2.2 Анализ противопожарного состояния объекта

В 22 ОНД по Частинскому и Большесосновскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю было подготовлено консультационное письмо от 04.12.2008 г. по оценке соответствия построенного универсального магазина «Теремок» по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 на соответствие требованиям и нормам пожарной безопасности.

По результатам оценки выявлены следующие нарушения противопожарного характера:

1. Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов;

2. Под облицовкой внешних поверхностей наружных и внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению (применены деревянные конструкции без соответствующей огнезащиты).;

3. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен 0-ой предел распространения огня несущих деревянных конструкций;

4. Не предоставлены подтверждающие данные по исполнению перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа с пределом огнестойкости не менее REI 60;

5. В качестве эвакуационных выходов с мансардного этажа предусмотрены два выхода на лестницы 3-го типа (наружные открытые лестницы), что противоречит требованиям нормативных документов, один из эвакуационных выходов должен быть предусмотрен наружу через лестничную клетку;

6. Не завершены строительные работы по мансардному этажу (отсутствует АПС, СОУЭ, электропроводка проложена по временной схеме, эвакуационные выходы с этажа не соответствуют требованиям нормативных документов, не завершена отделка помещений и т.п);

7. На фасаде здания не вывешен указатель домового номерного знака, указатель о месте расположения ближайшего противопожарного водоснабжения отсутствует освещение в месте его установки;

8. На фасадах здания не вывешены указатели о местах расположения ближайших источников противопожарного водоснабжения, предназначенных для целей наружного пожаротушения объекта;

9. В торговом зале 1-го этажа под облицовкой стен, а также за подвесным потолком эксплуатируются временные участки электропроводки (имеются провисы);

10. В перекрытии между первым и мансардным этажом проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

11. Противопожарный разрыв до соседних деревянных зданий, строений менее 10 метров (9м 80 см. и 2 метра);

12. Двери из помещения электрощитовой выполнены из листового металла с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);

13. Приемно-контрольный прибор установлен на конструкциях, изготовленных из горючих материалов. Приемно-контрольный прибор установлен в помещении охранника, которое расположено на мансардном этаже, при этом выход наружу из помещения охранника выполнен через коридор;

14. В помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где установлен приемно-контрольный прибор, не выполнено аварийное освещение;

15. У приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция по действиям персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

16. Не проведено комплексное опробование систем автоматической противопожарной защиты здания в присутствии сотрудника ГПН;

17. На дверях производственных и складских помещений не указана категория по взрывопожарной опасности и класс зон в соответствии с ПУЭ;

18.Не предусмотрено автоматическое отключение систем принудительного общеобменика вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

19. Внутренние поверхности стен встроенной котельной не окрашены влагостойкими красками;

20. В котельной предусмотреть аварийное освещение;

21. На газовый котел не предоставлен сертификат соответствия требованиям российских норм и стандартов;

22. На газовый котел, вспомогательное оборудование, приборы и средства контроля не предоставлен паспорт, инструкции по монтажу, накладке и эксплуатации, гарантийные обязательства, адреса сервисной службы;

2.3 Расчет пожарных рисков

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безо­пасность объекта защиты будет обеспеченной:

Если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопас­ности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоя­щим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуаль­ный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наибо­лее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Согласно существующим техническим решениям на объекте рассмотрены сле­дующие сценарии развития пожара:

1. Пожар на первом этаже в помещении склада. Возгорание пожарной нагрузки в результате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации элек­трооборудования, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реализации составляет 0,0203.

2. Пожар в помещении на мансарде. Возгорание пожарной нагрузки в резуль­тате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации электрооборудо­вания, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реа­лизации составляет 0,0203.

Для объективной оценки объекта проведем расчет пожарного риска по мето­дике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной АП

Метод устанавливает порядок расчета индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей общественных зданий. Численным выражением инди­видуального пожарного риска является частота воздействия Q B опасных факторов пожара (ОФП) на человека, находящегося в общественном здании.

Расчет проведен на основании следующих исходных данных:

Вероятность пожара (Qп) - 0,0203, определяется на основании статистических данных;

К АП – 0,9, коэффициент, учитывающий соответствие АУП требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

T функц – 15, время нахождения людей в здании, в часах;

Р ПР – 0,625, вероятность присутствия людей в здании;

Р Э – 0,999, вероятность эвакуации людей;

К П.З. – 0,8704, коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ОБН – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К СОУЭ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ПДЗ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Таблица 2.1 - Результаты расчета в помещении склада на первом этаже

Параметры

Значение

Тип учреждения

Вероятность пожара

0,0203

0,625

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Таблица 2.2 - Результаты расчета в помещении на мансарде

Параметры

Значение

Тип учреждения

Предприятия розничной торговли: универмаги; промтоварные магазины; универсамы, продовольственные магазины; магазины смешанных товаров; аптеки, аптечные ларьки; прочие здания торговли

Вероятность пожара

0,0203

Вероятность присутствия людей

0,625

Время начала эвакуации, сек.

Расчетное время эвакуации, сек.

Время существования скопления, сек.

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Расчетным путем, для помещений объекта величина индивидуального пожар­ного риска составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Соответственно пожарная безопасность на рассматриваемом объекте считается обеспеченной.

Вывод: проанализировав пожарное состояние объекта защиты до пожара, приходим к выводу, что на объекте защиты были допущены грубые нарушения пожарной безопасности, которые в будущем способствовали развитию пожара. Также были проверены данные для расчета индивидуального пожарного риска. В ходе проверки пришли к выводу, что индивидуальный пожарный риск не превышает нормы и составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Пожарная сигнализация.

Данный объект оборудуется адресной системой пожарной сигнализации, с установкой дымовых адресно-аналоговых извещателей R2251 ЕМ, как на подвесном потолке, так и за ним. Для контроля и обозначения места установки запотолочных извещателей применяются ВУОС.

На путях эвакуации через основные и запасные выходы устанавливаются ручные адресные пожарные извещатели М500КАС) на высоте 1,5 метра от уровня пола. Основные и запасные Выходы оборудуются светосигнальными табло "Выход".

Используемое оборудование пожарной сигнализации позволяет осуществить распознование сработки двух извещателей в шлейфе, обеспечивая таким образом выполнение требований норм при запуске системы дымоудаления и других систем.

Для контроля открытия клапанов дымоудаления на этажах шлейфы сигнализации подключить к концевым выключателям клапана.

В соответствии с НПБ 104-03 данный объект оборудуется системой оповещения о пожаре (тип СОУЭ N3), способ оповещения-речевой.

Все пространство здания разделено на 13 зон речевого оповещения:

1. 1-8 зоны - коридоры здания, подвал - седьмой этаж;

2. 9-ая зона - служебные, технические и вспомогательные помещения здания;

3. 10-12 зоны - лекционные аудитории;

4. 13-ая зона - учебные помещения здания;

Пуск систем дымоудаления предусматривается при срабатывании двух дымовых или одного ручного извещателя.

При возникновении пожара с использованием программируемых реле существляется:

Запуск Вентиляторов противодымной защиты (дымоудаления) и открытия клапанов на том этаже откуда пришел сигнал "Пожар";

Запуск системы светового оповещения. Включение светоуказателей «Выход» ;

Запуск системы аварийного освещения. Включение аварийного и отключение основного освещения;

Запуск системы управления лифтами. Отпуск лифтов на 1 этаж;

Останов приточно-вытяжной вентиляции с блокировкой на отключение.

Автоматика отключения вентиляции и управление огнезадерживающими клапанами.

Объектами автоматизации являются 2 приточные системы, 2 кондиционера, 2 тепловые завесы, вытяжная вентиляция, вводы ВРУ и счетчики электрической энергии.

Для автоматизации выбран свободно-программируемый контроллер фирмы Honeywell XCL5010 с соответствующими модулями ввода-вывода. Контроллеры соединяются между собой двухпроводной линией связи C-bus и через адаптер BNA передаются на компьютер. Все параметры работы инженерного оборудования визуализируются на компьютере, который находится в диспетчерской, с помощью программного обеспечения EBI фирмы Honeywell.

Связь и сигнализация.

Проект предусматривает использование СКС для организации

высокоскоростных каналов передачи данных для локальных

вычислительных сетей, а также организации линий телефонной связи.

СКС выполнен на оборудовании компании SYSTIMAX.

Построение СКС выполнено с соблюдением международного

стандарта ISO/IEC 11801 и ANSI/TIA/EIA-568-B. Структурированная кабельная система является единой кабельной сетью здания для гибкого построения локальной сети (информационной) и подключения телефонных аппаратов к телефонной станции. Кабельная инфраструктура построена на базе одного главного и нескольких коммутационных центров.

Телевизионная система охраны и видеонаблюдения предназначена для использования в целях защиты людей и имущества на охраняемых объектах от преступных посягательств. Данная защита реализуется путем оперативного вмешательства службы безопасности объекта в происходящее на охраняемом объекте на основе наблюдения и анализа текущих изображений, а также предоставления в правоохранительные органы зарегистрированных изображений, содержащих эпизоды правонарушений. Используется аппаратурная реализация на базе оборудования компании Honeywell Video Systems.

Телевизионная система состоит из 37 ТВ камер различного назначения, 2 видеорегистратора, и вспомогательного оборудования. Видеорегистратор обеспечивает запись изображений в реальном масштабе времени (25 кадров/сек) с разрешающей способностью до 720х576 элементов, время хранения в архиве - до 100 часов. Посты наблюдения оборудованы 3 автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими через СКС удаленное управление видеорегистраторами, и 3 мониторами, на которые коммутируются текущие телевизионные изображения.

Проект телевидения предусматривает использование системы телевидения для оснащения помещений телевизионным и радио сигналом. В проекте заложена система способная принимать городские каналы, а также 8 спутниковых каналов (Hot Bird).

Список должностных лиц.

Начальник УрИ ГПС МЧС России 374-27-13; 360-80-00

Дежурный по УрИ ГПС МЧС России 374-07-06, 360-80-02

Начальник УПЧ 360-81-00

Дежурный радиотелефонист УПЧ 82-01; 360-81-05

Для эвакуации людей, материальных ценностей, а также для выполнения других работ на пожаре могут вызываться по запросу дежурная группа или дежурная рота.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: