Жалобы на действия и решения судьи. Жалоба на действия судьи

Современное судопроизводство далеко от совершенства, и нередко даже та категория фигурантов дел, которая далека от юриспруденции, усматривает в ходе разбирательств неправомерность действий судьи, недобросовестность в рассмотрении дел, нарушение прав истцов и ответчиков. Обращения о нарушении процессуальных действий со стороны судей в последние несколько лет стали поступать чаще.

Объяснить это можно тем, что люди стали изучать законы, сложилась практика приглашения адвокатов, да и сама сфера судопроизводства утратила свою социальную неприкосновенность, а решение суда перестало быть абсолютной истиной. С другой стороны, качество подготовки судей ухудшилось, что и приводит к тому, что эти должности занимают некомпетентные сотрудники. Перечислять причины снижения качества российского правосудия можно долго. Но перейдем к рассмотрению вопроса о том, как восстановить справедливость, а именно написать жалобу Председателю суда на действия судьи.

Первое, о чем стоит сказать, заключено в том, что неприкосновенность судей в плане принятия решений не абсолютна. Второе значимое знание заключено в том, что жалоба на судью актуальна лишь в том случае, если нарушен процессуальный порядок судопроизводства и его основные принципы. Иначе, если участника процесса не устраивает решение судьи, то для этого предусмотрены апелляция, кассация и надзорная инстанция.

Сама процедура подачи обращения и ее рассмотрения обеспечивается соответствующим Положением суда, инструкцией и законом о статусе судей.

Говорить о расширенных полномочиях Председателя суда при рассмотрении обращений граждан также нельзя. На практике, многие граждане получают ответы примерно следующего содержания: «Председатель не вправе оказывать давление на судей…». По большому счету это отписка. Любое обращение должно рассматриваться по существу, а ответ должен содержать пояснения и быть мотивированным. Иными словами, если он содержит фразы о том, что « были изучены обстоятельства произошедшего, и в действиях судьи нарушений не найдено», то его сложно назвать обоснованным.

Что может сделать Председатель суда?

Нарушение установленных процессуальных правил, принципов судопроизводства, а также кодекса этики судей может повлечь наложение дисциплинарного взыскания. Что касается выгодности такого момента для участника дела – это повод заявить судье отвод. Возможно, другой судья более внимательно отнесется к процессу и аргументам сторон. Доказанность допущенных процессуальных нарушений – это повод для пересмотра решений и дела. А посему очень важно подавать жалобу в процессе судопроизводства – стратегически это правильнее. После процесса есть смысл жаловаться, если планируется апелляция.

Отдельно о наказании судей

Ответственность и наказание судей определяется законом об их статусе (ФЗ № 3132-1 от 26.06.1992), в соответствии с нормами этого закона, к виновному судье могут быть применены следующие санкции:

  • Замечание.
  • Предупреждение.
  • Прекращение полномочий.

Наказание судье могут определить лишь в течение полугода после рассмотрения обращения. Максимально срок наказания может действовать не более 2 лет.

Ситуации, когда жалоба целесообразна

Многие нормы законодательства не всегда понятны обывателю, а посему целесообразность направления жалоб следует рассматривать в ситуативном представлении. Так, жалоба председателю суда на действия судьи, образец которой представим ниже, может иметь место в следующих ситуациях:

  • Судья намеренно создает ситуацию для затягивания процесса, а длиться по правилам он может не более 2 месяцев.
  • В протоколах заседания намеренно искажаются показания и данные.
  • Некорректное поведение судьи в зале суда в ходе рассмотрения дела.
  • Игнорируются просьбы участников процесса о приобщении к делу материалов, ходатайств.
  • Предвзятость судьи к одной из сторон, непринятие во внимание ее показаний, вопросов к стороне истца или ответчика.
  • Если судья создает ситуацию, не давая высказывать свои доводы одной из сторон.

Данный перечень ситуаций нельзя назвать исчерпывающим по причине того, что к каждому этапу судопроизводства применяются различные требования, а значит, и нарушения могут иметь специфический характер.

Процедура подачи обращения: образец, содержание

Важным и значимым моментом подачи обращения Председателю суда является соблюдение формы и сроков. Кроме того, начинать жаловаться на судей по закону обязательно именно с этой инстанции, чтобы соблюсти субординацию. Последнее исходит из того, что можно направить обращение и в Квалификационную коллегию, но только после того, как ее рассмотрит Председатель суда.

Одновременно стоит отметить, что если нарушение допущено мировым судьей, то обращение подается Председателю районного федерального суда.

Одновременно следует обратить внимание еще на одно понятие, которое может быть не знакомо обывателям. Это термин «частная жалоба». По сути, это и есть жалоба на неправомерные действия судьи, допущенные в процессе.

При подаче документа важно соблюсти его форму, указав в нем следующие моменты:

  • Наименование суда (с указанием имени Председателя, адреса суда).
  • Реквизитов лица, направившего обращение (имя, адрес, телефон).
  • Наименование документа «Жалоба» на действия такого-то судьи (слово «жалоба» пишется посередине, выражение «на действия судьи строчкой ниже, тоже по центру).
  • Далее излагаются обстоятельства (номер рассматриваемого дела, дата рассмотрения, роль обращающегося в этом деле, например, истец).
  • Перечисляется допущенные нарушения со ссылкой на нормы законов и инструкций.
  • Завершается обращение просьбой о рассмотрении обращения по существу и привлечения к ответственности.

Завершает документ дата и подпись.

Подать обращение можно на личном приеме или через помощника Председателя, передав в канцелярию суда, по почте или курьером.

К вопросу о сроках

Здесь следует иметь в виду два срока – обращения и рассмотрения. Сразу стоит оговориться, что конкретной нормы, гласящей, что подать можно в этот срок, а рассмотреть должны именно в этот – нет. Выражение, конечно, несколько просторечно и далеко от сухого юридического слога, но оно будет понятно обывателю.

Так, что касается срока подачи обращения, то оно будет иметь актуальность и значимость лишь в ходе судопроизводств. Иными словами, если в день заседания было допущено нарушение, то жалобу подать следует максимум на следующий.

Рассмотрим конкретный пример:

  • Сегодня было заседание, которое по не совсем объективным причинам было перенесено, например, истец или ответчик на него не явились, при этом о назначении рассмотрения были извещены или на предыдущем заседании было принято решение, что истец должен присутствовать обязательно, но он не явился, а судья откладывает процесс, не принимая решения, назначив его еще через неделю.
  • Так, посчитав, что это нарушение, частную жалобу следует подать в день, когда было перенесено заседание, или на следующий. Последнее позволит Председателю рассмотреть ваше обращение в срок, иначе его актуальность для обратившегося гражданина будет утрачена.

Из этого же момента исходят и тонкости рассмотрения таких обращений. Гражданский процессуальный кодекс определят срок в 5 дней (ст. 61). Очень часто суды ссылаются на 59-ФЗ, указывая на 30-дневный срок рассмотрения обращений. Последнее незаконно и не применимо для частных жалоб на действия судей. Кроме того, нередко прибегают к такой хитрости, как более поздняя регистрация обращений, а это приводит к тому, что обратившийся гражданин получает ответ на обращение «за пределами актуальности».

Решение, принятое судом различного уровня, может спровоцировать несогласие какой-то стороны. В подобных ситуациях стоит обратить внимание на возможность подачи жалобы по отношению к судье. Адресуется этого документ председателю органа суда. Закон предусматривает, что жалоба на судью председателю должна быть составлена по учрежденному законодательно образцу.

Жалоба на судью: что важно знать?


Каждый непосредственный участник дела имеет право подать жалобу на неправомерные действия судьи. Главной причиной подачи жалобы может стать нарушение прав субъекта судебного дела вследствие нарушений правовых норм.

Жалоба — официальный документ, поэтому он должен составляться по установленному образцу и содержать ряд обязательных сведений.

Жалобу не обязательно подавать в какую-то одну инстанцию, поскольку такую функцию выполняют различные органы, что зависит от того, к судье какого именно суда возникли претензии. Практически в любых случаях действия судей обжалуют, подавая жалобу в письменном виде и адресуя этот документ председателям конкретных судебных инстанций.

Когда актуально нарушение законов или кодекса этики, может быть применено дисциплинарное наказание. При этом принимать решение о санкций для судей может специальная квалификационная коллегия. Но в этом деле обязательна строгая последовательность. Такие проверки могут проводиться по инициативе должностного лица того или иного суда - его председателя. Без специального представления, подаваемого председателем, рассмотрение дела не состоится.

Итак, жалоба на судью председателю — первый этап, который должно пройти лицо, считающее, что его права уязвлены в результате несправедливого решения суда. Уже потом, принимая во внимание поданное представление, коллегия занимается рассмотрением дела, после чего должна принять решение.

Нередко граждане, желающие добиться справедливости по причине несправедливых решений или неправомерных действий судьи, обращаются в прокуратуру. Такой шаг далеко не всегда может быть оправдан. Несмотря на то, что закон допускает эту возможность, в данном случае прокуратура не всегда имеет достаточно полномочий для быстрого решения проблем. В то же время суд в этом понимании дает больше возможностей.

Правила подачи жалобы на судью

Стоит знать о существовании нескольких способов подачи жалобы по отношению к действиям судьи:

  • личная подача жалобы председателю;
  • при помощи отправления почтой или курьерской службой. Используя такой метод, жалобу обязательно отправляют письмом с уведомлением;
  • подать жалобу в канцелярии суда. В подтверждение того, что жалоба была вручена специалистам этого органа, заявителю вручают расписку.

Этот документ составляют по определенному шаблону. Прежде всего, обязательно нужно указать полные данные адресата, включая персональные данные председателя и точный адрес судебного органа. Лицо, подающее жалобу, предоставляет свои полные данные, обязательно называя свое процессуальное положение.

В самом тексте документа излагают суть дела: в чем конкретно заключается претензия к тому или иному судье. Этот тезис должен быть обоснован определенными нормами закона. В заключение основного текста жалобы ее автор просит принять определенные меры по отношению к судье и принятому им решению. В самом конце жалобы ее составитель ставит свою подпись, дату.

Таким образом, жалоба на судью председателю составляется и подается по определенной законом схеме. Зная правила подачи такой жалобы и выполнив все необходимые условия, заявитель может рассчитывать на решение квалификационной коллегии в свою пользу.

Жалоба на судью председателю суда: образец по гражданскому делу

Образец 1


Образец 2


Судья воспринимается многими как истина и рука вездесущего закона в последней инстанции, однако, не всегда этот человек действительно адекватно и порядочно выполняет все свои функции. По законам Российской федерации судья обязан беспристрастно и объективно оценивать действия людей в тех или иных ситуациях, невзирая на их социальный, политический, экономический или личностный статус. На практике же мы знаем: это правило не всегда работает, и особенно в регионах многие судьи руководствуются совсем другими идеалами, а не теми, что положены в основу эффективного функционирования аппарата управления страны. Поэтому жалоба на действия судьи зачастую бывает вполне резонна.

Правовой нигилизм и самоуправство сейчас, к сожалению, проникает во все сферы общественной жизни, в том числе в бюрократический аппарат, где получает новое рождение в лице явлений безразличия к проблемам человека, а также повальной коррупции на многих уровнях власти. Поэтому, если вы считаете, что тот или иной судья ведёт себя в высшей мере неподобающим образом, злоупотребляя служебным положением, превышая полномочия, либо намеренно, находясь под влиянием того или иного лобби, фабрикует несправедливые решения по делам, подать жалобу на его действия можно и нужно. Сейчас многие считают такой вариант развития событий бесполезным либо даже опасным, однако, если конкретный судья нарушает закон, над ним всегда есть высшая сила, своё начальство, в интересах которого нормальная и адекватная работа подчинённых. Данный вопрос волнует многих, но не все решают идти на серьёзные действия, а зря.

Куда идти и кому пожаловаться на судью и на не законные действия с его стороны

Воздействие на судью, которого есть в чём обвинить, должно проводиться путём подачи конкретных заявок в виде жалоб в вышестоящие органы. Лучшим и единственным вариантом становится Квалификационная коллегия судей (ККС). Такие структуры имеются практически в каждом регионе, например, судьи Москвы подчиняются московской коллегии. находится электронная форма для обращений. Куда пожаловаться в вашем городе, вы можете узнать, обратившись в правительство или прокуратуру вашего региона. .

Затягивание дела, некорректное поведение или элементарное невыполнение процессуальных обязанностей - всё это отличные поводы для того, чтобы написать жалобу Председателю суда. Бывает достаточно выгодно до начала суда заявить отвод, со ссылкой на то, что судья заинтересован в исходе дела, возможно, что от самого процесса он отстранён не будет, однако, явно перестанет всячески потакать при каждом удобном случае вашим противникам, чувствуя вашу решительность.

Порядок действий при обращении с жалобой на судью

Заявления в виде жалоб оформляются довольно-таки несложно по типичным образцам. В тексте всегда нужно указывать организацию, в которую обращаетесь, ваши ФИО, адрес и телефоны, а также ставить дату и подпись. Значимым элементом также являются ссылки на конкретные законы, потому что привлечь судью к ответу можно только за что-либо реально противоправное. Закончите своё повествование резюмирующей фразой, выражающей основное требование. Жалуйтесь в Квалификационную комиссию при Верховном Суде, данная структура возможно окажется в вашем регионе. Никакой государственный орган - вышестоящая инстанция, кроме ККС не вправе решать вопросы о дисциплинарной ответственности судей. Ну и конечно стоит обратиться напрямую в прокуратуру в вашем городе, бдить законы это как раз их обязанность.

Для того, чтобы наказать судью за неправомерные или неэтичные действия или бездействия следует учитывать требования ряда законов. Если само нарушение судебного чиновника заключается в отступлении от требований норм процессуального или материального права, тогда привлечь к ответственности чиновника можно лишь на основании следующих законов:

  • Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации",
  • ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации",
  • специфические акты судейского сообщества (например, Кодекс судейской этики, утвержденный 4 Всероссийским съездом судей от 2 декабря 2004 года).

При наложении санкций на судью за нарушение требований законов РФ следует учитывать процессуальные механизмы и практику вышеуказанных нормативных актов.

Вполне логично, что увольнения судьи из-за вашей жалобы ждать глупо. Как правило, примерно через 30 дней вы можете ждать ответ в письменной форме, обычно это отписка с содержанием на тему того, что поведение судьи не входит в компетенцию данного органа. В ряде случаев можно пожаловаться в СМИ или специальные общественные организации, иногда можно попробовать даже Конституционный или Европейский суд по правам человека. Боритесь, и ваши усилия рано или поздно будут оценены по заслугам и принесут свои плоды.

Как выиграть дело в суде и когда начинать подготовку к судебному процессу?

  • Начинать готовиться к судебному делу надо еще до возникновения спора.
  • Рассматривать любую ситуацию и юридически значимый шаг как потенциальное судебное дело.
  • Вы отличаетесь от опытного юриста тем, что не рассматриваете любое дело, как потенциально судебное.
  • Если рассматривать любую ситуацию как потенциальное судебное дело, то разум находится в состоянии бдительности.
  • Если разум находится в состоянии бдительности, то здравый смысл всегда подскажет элементарные действия в целях безопасности.
  • Соблюдение этого правила позволит избежать большинство споров и обеспечит преимущество в любом судебном деле.

Подготовка к судебному процессу:

  • Досудебное урегулирование - переписка.
  • Письмо в свободной форме с требованиями, которые будут сформулированы в исковом заявлении.
  • Переписка по почте надежней. Суды редко принимают в качестве доказательства электронную переписку.
  • Административный порядок решения вопроса. До суда необходимо обратиться письменно в орган, в компетенцию которого входит решение вопроса.
  • Письма (заявления), которые будут доказательством попытки решения вопроса в досудебном порядке отправлять заказным письмом с уведомлением, либо вручать под расписку.

Сбор доказательств

  • Письменными доказательствами служат: договора, акты, расписки, чеки, выписки, справки, письма, протоколы, постановления, заключения экспертов и т.д.
  • Чтобы определить какое доказательство требуется, следует выполнить два действия:
  1. Сформулировать устно аргумент, на основании которого составляете иск (для истца) или возражение на иск (для ответчика).
  2. Установить: каким документом можно подтвердить свое устное утверждение. Где можно взять этот документ, кто его может выдать.
  • Если доказательство находится у лица, которое отказывает в выдаче доказательства, то составляется письменное ходатайство об истребовании доказательства. Ходатайство подается на предварительном (первом) судебном заседании.

Составление искового заявления

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

3. В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Образец искового заявления в суд

Жалоба председателю суда на действия судьи образец можно скачать, кликнув по ссылке левой кнопкой мышки и выбрав папку для сохранения файла.

Для ответчика

Сформулировать опровержение.

Определить возможен ли и нужен ли встречный и иск. Ст.137 - 138 ГПК РФ.

Подготовить доказательства.

Составить отзыв (предъявлять можно не сразу).

Виды судов

Мировым судьям подсудны дела при цене иска или стоимости спорного имущества не более 50 000 рублей.

Из неимущественных дел мировым судьям подсудны:

  • о расторжении брака без спора о детях;
  • раздел имущества менее 50 000 рублей;
  • определение порядка пользования имуществом;
  • о выдаче судебного приказа (как правило, по налоговым взысканиям);
  • административные дела (штрафы, лишения прав и т.д.);
  • некоторые уголовные дела, указанные в ст.31 УК РФ.

Остальные дела рассматриваются в районном суде, его еще называют федеральным.

Стадии судебного процесса

Порядок в судебном заседании ст. 158 ГПК РФ.

1. Стадия подготовки и заявления ходатайств.

2. Выступление истца.

3. Вопросы истцу.

4. Выступление ответчика.

5. Вопросы ответчику.

6. Заслушивание свидетелей.

7. Прения.

8. Исследование материалов дела.

9. Реплики.

10. Вынесение решения.

Что обеспечивает преимущество в суде

Никакой заговор не поможет выиграть дело в суде и даже магия не способна на это. Если по собственным убеждениям вы правы, то просто делайте все четко и не обращайте внимание на заявления опонента не подкрепленные доказательствами.

Самое важное для победы - прямые письменные доказательства. Главные утверждения и обстоятельства должны быть аргументированы доказательствами. И разумеется, обоснованная позиция (на основе норм права).

Подготовка к выступлению в суде. Иметь план выступления. Проговорить свое выступление кому-нибудь или себе вслух.

Всегда помнить цель судебного процесса. Цель иска. Цель выступления.

Цель - убедить судью, а не оппонента. Не тратить силы на переубеждение и спор с оппонентом. Внимание на судью.

Не тратить внимание на мелочи, не имеющие значение для дела. Оставлять без внимания слова и заявления оппонента не подкрепленные доказательствами.

Придерживаться плана выступления. Внимательно слушать выступление оппонента, делать пометки для возражения.

Помнить, что цель судьи принять обоснованное решение (нормативная база и материалы дела). У судьи нет цели и желания удовлетворять кого-то из сторон.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: .

В каких случаях можно жаловаться на судью?

Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

  • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца ;
  • Если судебные протоколы искажают ход заседания ;
  • Если судья не дает высказаться представителю ;
  • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства ;
  • Если судья игнорирует ходатайства и т.д .

На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

  • Регулярно знакомиться с материалами дела ;
  • Записывать судебные заседания на диктофон ;
  • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию ;
  • Проверять протоколы заседаний . Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.

Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

Куда можно обратиться с жалобой на судью?

  • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
    .
  • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
    .
  • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
    Пример отвода вы можете найти .

Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат - и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

Как правильно составить жалобу на судью?

Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: