Административное взыскание. Какие бывают виды административных взысканий

Административное взыскание - это мера ответственности, при­меняемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принуди­тельной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреж­дение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения; конфиска­ция орудия совершения или предмета административного правонару­шения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3.3. КоАП РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административ­ные взыскания, перечисленные нами ранее - могут применяться толь­ко в качестве основных.

За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо толь­ко основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.

Предупреждение и административный штраф

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме - протоколом. Но есть случаи, предусмот­ренные законом, когда данный вид взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий - это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правона­рушений.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены не­сколько вариантов исчисления величины штрафа:

Во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);

Во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административ­ного правонарушения на момент окончания или пресечения пра­вонарушения;

В-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих упла­те на момент окончания или пресечения административного пра­вонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

Возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми нистративного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы быв­шему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огне­стрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие - это мера административного взыска­ния за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правона­рушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъя­тие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном

обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7. КоАП, конфискованы могут быть лишь пред­меты, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Однако за нарушение таможенных правил, предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собствен­ностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ч. 1 ст. 380 ТК РФ).

Конфискация допускается только по судебному решению. Кон­фисковано может быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами администра­тивных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополни­тельной (например, к штрафу) мерой административного взыскания.

Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяет­ся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину, предполагает лишение права управлять транспортными сред­ствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематичес­кое нарушение порядка пользования этим правом.

Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принад­лежащим ему транспортным средством.

Однако и здесь законодатель делает исключение для определен­ной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8. КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими сред­ствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об оста­новке транспортного средства, оставления в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.

Применение этого административного взыскания отнесено к пол­номочиям Государственной охотничьей инспекции.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 ст. 3.8. КоАП).

Административный арест

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции - до 30 суток.

Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9. КоАП).

Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально пред­назначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изо­лятор временного содержания или спецприемник) и используются на физических работах.

Также законодатель в статье 3.9. КоАП определяет, что админист­ративный арест не может применяться: к беременным женщинам; жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в прину­дительном и контролируемом перемещении лиц через государствен­ную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации, - контролируемом самосто­ятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть подвергнуто административному выдворению за следующие право­нарушения:

Если его действия противоречат интересам обеспечения государ­ственной безопасности или охраны общественного порядка;

Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­селения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

Если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации, таможенное, валютное или иное российское зако­нодательство.

Дисквалификация

Дисквалификация - это новый вид административного взыска­ния, который заключается в лишении физического лица права зани­мать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управле­нию юридическим лицом, а также осуществлять управление юридичес­ким лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначает­ся судьей. Данный вид административного наказания может быть при­менен только к лицам, осуществляющим организационно-распоряди­тельные функции в органе юридического лица, к членам совета дирек­торов, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в том числе, к арбитраж­ным управляющим.

Следующим элементом общей характеристики административной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяются в целях воспитания лица, его совершившего, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Главное, т.е. юридическое, его содержание состоит в том, что такого рода взыскание означает прежде всего применение к правонарушителю соответствующей наказательной меры, равно как и во всех других случаях совершения правонарушений. Это означает, что административное взыскание влечет наступление определенных негативных последствий для виновного. Другое дело - степень таких последствий. Они мягче по сравнению с уголовным наказанием , хотя нередко весьма близки к ним.

Административные взыскания могут выражать либо моральное осуждение деяния, совершенного тем или иным лицом (например, предупреждение), либо материальное воздействие на правонарушителя (например, денежный штраф , конфискация имущества). Но во всех случаях они не преследуют цель возмещения материального ущерба, нанесенного данным административным правонарушением.

Если же такой ущерб нанесен административным правонарушением гражданину или юридическому лицу , то в соответствии со ст. 40 КоАП одновременно с наложением взыскания полномочный орган (должностное лицо) решает вопрос о его возмещении, однако в крайне ограниченном объеме - половина минимального размера оплаты труда . Только народный суд вправе решить данный вопрос независимо от размера ущерба.

Предполагается, что при отсутствии спора только судья может принять решение о возмещении имущественного ущерба, а в остальных случаях он возмещается в исковом порядке.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных взысканий

Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф ; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения ; лишение специального права ; исправительные работы ; административный арест ; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства .

Все они рассчитаны как на физических, так и на юридических лиц .

Предупреждение - официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП).

Административный штраф - денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда , т.е. наказание материального характера.

Возможно его выражение в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода , полученного в результате административного правонарушения.

Административный штраф не может составлять менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Налагаемый на граждан , он не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - пятидесяти; на юридических лиц - пятисот таких размеров. В случае утраты, повреждения имущества или получения незаконного дохода размер штрафа - до десятикратной величины стоимости имущества либо размера дохода.

В некоторых случаях размер административного штрафа определяется в абсолютных величинах (например, за бесплатный проезд в общественном транспорте в г. Москве - 10 рублей).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным объектом, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по его реализации. Это взыскание не применяется в отношении охотничьего оружия , боеприпасов и других орудий охоты, принадлежащих лицам, для которых охота является основным законным источником существования (ст. 28 КоАП).

Конфискация таких же предметов - принудительное безвозмездное изъятие их в собственность государства. Ограничения применения данного взыскания такие же, как и при возмездном изъятии предметов. Конфискация назначается судьей (ст. 29 КоАП).

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью.

Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним применено.

Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 30 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Назначает их суд (судья) (ст. 31 КоАП).

Предполагается исключение исправительных работ из числа административных взысканий, так как они по своей сути являются административным штрафом «в рассрочку».

Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток судом (судьей). Фактически он означает краткосрочное лишение свободы ; арестованные содержатся по стражей.

Арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам первой и второй групп, а также к лицам, не достигшим 18 лет (ст. 32 КоАП).

Административное выдворение из пределов РФ - взыскание, применяемое только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП).

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся предупреждение, административный штраф, административный арест.

Возмездное изъятие, конфискация относятся к числу дополнительных взысканий. Лишение специального права, административное выдворение могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания.

Так, контрабанда товаров, ценностей и иных предметов влечет наложение штрафа (основное взыскание) и конфискацию (дополнительное взыскание) предметов контрабанды (ст. 187 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную ответственность и, следовательно, наложение административных взысканий.

Установлена давность привлечения к административной ответственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного правонарушения.

Административная ответственность возникает при несоблюдении требований законодательства юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Первичной мерой ответственности является наложение штрафа за совершение того или иного нарушения, прописанного в российском законодательстве. Его уплата позволит избежать негативных последствий и рецидивов.

Что это такое

При наличии факта совершения правонарушения происходят следующие действия:

  • Составляется протокол;
  • В течение суток документ направляется судье или должностному лицу;
  • Осуществляется рассмотрение дела;
  • Выносится административное наказание в виде штрафа.

Также судом может быть принято решение о прекращении производства по делу согласно п. 1 ст. 29.9 КоАП. Таков порядок наложения административного наказания.

Понятие административного взыскания можно трактовать как меру ответственности или государственного принуждения, применяемых от имени государства на основании решений уполномоченных органов в отношении лица, совершившего административное правонарушение.

Классификация

Любая отрасль законодательства, за нарушение охраны труда, также пожарная безопасность, страховые службы, налоговые инспекции, миграционные службы и другие.

При совершении нарушения в любой из этих сфер предусмотрена ответственность, рассматриваемая как административное нарушение.

Виды административных взысканий подразделяются.

Характеристики меры воздействия определяются исходя из тяжести совершенного деяния.

Таким образом, определяется основной вид административного взыскания, имеющего свои меры наказания, а именно:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • изъятие предмета, ставшего орудием или объектом административного правонарушения;
  • лишение права, имеющегося у гражданина, например на управление транспортным средством, занятие охотой и другие;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ;
  • мероприятия по дисквалификации;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

За незначительные проступки может быть определена мера взыскания в виде предупреждения, вынесенного в письменной форме.

Назначение наказания

При назначении административного обязательства судом и другими уполномоченными органами учитываются следующие моменты:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение лица;
  • наличие обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.

Назначение административного наказания отличается следующими нюансами:

  • величина штрафа не может превышать ½ часть от его минимального размера, предусмотренного для юридических и физических лиц КоАП;
  • назначение наказания не освобождает лицо от ответственности;
  • за одно и то же правонарушение нельзя понести наказание дважды.

Если лицо совершило административное правонарушение дважды, то законом предусмотрено наказание за каждый из них.

Основные правила назначения наказания:

  • если нарушение подразумевает наказание по нескольким статьям КоАП, то судьей и другим уполномоченным органом устанавливается более строгое административное наказание.

Суд вправе назначить дополнительные административные наказания в зависимости от вида правонарушения и соответствующих санкций.

Сроки

Неуплата штрафных санкций приводит к следующим последствиям:

  • увеличение суммы в два раза (закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ);
  • арест на 15 суток;
  • исправительные работы;
  • передача дела в Службу судебных приставов.

Каждый вид штрафа имеет сроки исполнения, исчисляемыми сутками, днями, месяцами и годами. При нарушении сроков дело может быть передано в ФССП. Данная служба предлагает исполнить обязательство добровольно в течение пяти дней. В противном случае будет взыскана неустойка в размере 7% от суммы задолженности или арестован счет.

Приказ об административном взыскании выносится судьей или другим подведомственным органом.

Видео: Терминал для оплаты

Административные взыскания и виды ответственности

К ответственности могут быть привлечены разные категории лиц. Исходя из этого, определяется вид ответственности.

Только после получения соответствующего уведомления нарушитель получает соответствующий вид ответственности, подразумевающее конкретное административное взыскание.

Принципы, которым должна отвечать сфера применения административных взысканий, подразделяются на:

  • законность;
  • необратимость действия закона;
  • невозможности дважды привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение;
  • разумность сроков выполнения санкций;
  • право лица на защиту;
  • наличие у административного органа обязанности предоставлять доказательства.

Возможность обжалования решения суда.

Признаки административных взысканий это:

  • мера ответственности, установленная государством;
  • применение только за совершение административного нарушения;
  • относится к юридическим и физическим лицам, признанным виновными в совершении деяния.

Административное взыскание в любом случае влечет за собой правовые последствия, где лицо подвергается административному наказанию.

Давность привлечения к ответственности

Для каждого вида нарушения предусмотрен срок вынесения постановления. Сроки определяются со дня обнаружения правонарушения и фиксирования его соответствующим документом.

При удовлетворении судом ходатайства по делу, сроки давности приостанавливаются до момента полного рассмотрения дела. Два месяца дается на наложение административных санкций со дня, когда было совершено правонарушение.

При получении штрафа за нарушения, связанные с управлением транспортного средства, срок уплаты составляет 20 дней. В этот период можно уплатить штраф с 50% скидкой.

Возможность обжалования

Возможности обжалования и полного избавления лица от штрафов возможно в следующих случаях:

  • при фиксации нарушения при управлении транспортным средства будут представлены доказательственные факты нахождения другого лица при управлении транспортным средством;
  • противоправные действия других лиц;
  • невменяемость;
  • наличие смягчающих обстоятельств.

К последним действиям можно отнести:

  • раскаяние нарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • сообщение о совершении деяния и оказание содействия уполномоченному органу;
  • предотвращение последствий;
  • добровольное возмещение ущерба.

Снятие наказания возможно, если нарушение было совершено:

  • при добровольном исполнении постановления по делу об административном нарушении;
  • в состоянии аффекта;
  • несовершеннолетним лицом;
  • беременной женщиной.

Судья, должностное лицо и уполномоченный орган рассматривают все детали причины совершения противоправного действия и принимают решение о признании смягчающих обстоятельств или наложении административного взыскания.

Жалоба и ходатайство может быть подано не позднее 10 дней с момента вынесения решения об административном нарушении. Документ составляется в свободной форме с указанием достоверных сведений, позволяющих установить отсутствие совершения нарушения или позволить смягчить наказание.

Необходимость применения и исполнения

Административные санкции позволяют добиться следующих результатов:

  • воспитательные цели;
  • уважение закона;
  • предупреждение о возможности получения более суровых наказаний.

За счет вынесения административного взыскания никто не вправе унижать человеческое достоинство, причинять страдания и наносить вред репутации физическому или юридическому лицу.

Прежде всего, административное право преследует меры морального, а потом уже материального воздействия на нарушителя.

Административные взыскания могут быть установлены в различной форме. Все зависит от вида самого нарушения и лица его совершившего. Лицо всегда может обжаловать вынесенное уполномоченным органом решение о совершении деяния. При неоплате штрафа процедурой взыскания будет заниматься ФССП. Это может привести к увеличению суммы штрафа и арестом счета.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

  • унижение человеческого достоинства физического лица;
  • причинение ему физических страданий;
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Поэтому административные взыскания находятся в системе иных мер административно-правового принуждения и имеют с ними немало общих черт. Отличие состоит в том, что административные взыскания - это кара, наказание за совершённое правонарушение. Кара, наказание выражают содержание взыскания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности называются наказаниями. Наказаниями называются и меры уголовной ответственности в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Между тем, как бы подобные меры не именовались, суть же их состоит в каре, наказании, отплате за совершённое деяние .

Административное взыскание - это пока единственная мера в системе мер административного принуждения и ответственности, посредством которой достигаются её цели. Полагаем, что это является не совсем правильным. Целей административной ответственности можно было бы достичь применением иных мер принудительного воздействия, а не только путём наложения и исполнения административного взыскания.

Административное взыскание является следствием совершённого административного правонарушения. Первое и второе тесно связаны. За нарушение каждой нормы-запрета предусмотрено административное взыскание. Если совершённое деяние не влечёт за собой административного взыскания, то оно не может считаться административным правонарушением. Административная наказуемость (наличие административного взыскания) является обязательным признаком понятия административного правонарушения. Этот признак чётко обозначен в ч. 1 ст. 2.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Говоря об административном взыскании как каре, нельзя исключить, что в нём заложена и воспитательная черта, т. е. воспитание путём определённых принудительных ограничений и лишений. Таким образом, в административном взыскании содержатся карательные и воспитательные элементы .

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

  • 1) предупреждение;
  • 2) штраф;
  • 3) исправительные работы;
  • 4) административный арест;
  • 5) лишение специального права;
  • 6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • 7) конфискация;
  • 8) депортация;
  • 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения .

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Оно применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое иное взыскание, предупреждение является основанием повторности. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания .

Штраф представляет собой денежное административное взыскание, выражаемое в получении с нарушителя в доход государства определённой суммы денежных средств .

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершённого административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте .

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобождённого от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьёй 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от трёх месяцев до трёх лет.

Лишение права заниматься определённой деятельностью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учётом характера совершённого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация - административное выдворение за пределы государства, оно применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств .

Таким образом, административное взыскание - это принудительная мера административно-правового воздействия - морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица) .

Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью:

  • 1) воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами .

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.

Индивидуальное предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших административное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального и общего предупреждения правонарушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения .

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь .

Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность выполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания даёт возможность для совершения повторных правонарушений .

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания .

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: