Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ


[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.2]

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.


1 комментарий к записи “Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность”

    Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

    Комментарий к статье 4.2

    1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматри-вающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.
    2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.
    3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.
    4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой ста-тьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.
    5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правона-рушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по уст-ранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.
    6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим администра-тивную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).
    7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.
    8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятель-ством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.
    9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.
    10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Гражданин, совершивший деяние социально-опасное менее чем преступление, несет наказание.

Мера административной ответственности определяется органом, обладающим установленными полномочиями.

Назначения обязывают к принудительным лишениям государственно-властной направленности лицо, свершившее проступок.

Отличительной чертой административного кодекса выступает основание для наложения ответственности. Административный проступок определяется совокупностью специфических признаков.

Навигация по статье

Административное наказание. Виды

Мера ответственности, которая устанавливается органами государства за совершенное противоправное действие, или в качестве его предупреждения, определяется административной ответственностью. Если отсутствуют смягчающие административную ответственность, то административное воздействие на нарушителя может выражаться в следующих действиях:

  • Официальное предупреждение (письменная форма).
  • Штрафные санкции.
  • Безвозмездное или возмездное устранение орудия или объекта противозаконного действия.
  • Отмена специализированного права, предоставленного государственными органами.
  • Действия, ведущие к лишению или ограничения свободы личности (исключительная мера). Постановление выносится районным судом или мировым судьёй.
  • Депортация (при незаконном пересечении границ государства).
  • Должностная дисквалификация.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений в применении административных взысканий. Учитываются смягчающие административную ответственность. Например, административный арест недопустим в отношении:

  • несовершеннолетних граждан
  • женщин, имеющих на содержании малолетних детей (до14 лет)
  • женщин в период беременности
  • инвалидов I и II групп

Уполномоченные органы

Заниматься рассмотрением и принятием решения в деле о совершении правового проступка административного порядка уполномочены следующие государственные органы:

  • судебные
  • органы внутренних дел
  • уполномоченные государственные органы
  • административная комиссия
  • комиссия по делам несовершеннолетних

От имени указанных органов, опираясь на действующий кодекс, могут выступать должностные лица, наделенные обязательными полномочиями.

Есть возможность обжалования, принятого решения по факту правонарушения, также опротестования прокурором, в установленные сроки при обращении в вышестоящие органы.

Административная ответственность. Мелкое хулиганство.

Правонарушитель самостоятельно добровольно устраняет или предотвращает негативные последствия, вред от совершенного им правонарушения. Например: добровольная своевременная помощь пострадавшему от противоправных действий.

Основным условием является собственная инициатива виновного.

Виновный в совершении противоправного действия, следствием которого стало причинение ущерба здоровью или имуществу пострадавшего, добровольно берет на себя обязательства по устранению причиненного вреда. Например, принесение извинений пострадавшей от оскорблений стороне, компенсация расходов связанных с восстановлением имущественного ущерба и пр.

Основополагающим фактором выступает именно добровольное волеизъявление .

Добровольная инициатива правонарушителя в исполнении предписания уполномоченного органа, до вынесения судебного решения. Устранение последствий проступка. Например, придание жилой помощи первоначального вида после несанкционированной перепланировки.

Лицо, обвиняемое в правонарушении, в момент совершения деяния, находилось в состоянии сильнейшего душевного волнения, психологического напряжения (аффекта). Причиной проступка стало стечение утяжеляющих факторов личного характера. Установить факт свершения деяния в состоянии физиологического аффекта возможно исключительно путем психологической .

За основание принимается заключение квалифицированного специалиста. Исключением выступают сложные обстоятельства личного характера, доказуемые следственным путем. Например, прибегнув к показаниям свидетелей, или другим способом.

Подробнее об административной ответственности — на видео:

В совершении правонарушения, носящего административный характер, обвиняется несовершеннолетний гражданин. Смягчающим обстоятельством законодатель принимает отсутствие необходимого жизненного опыта.

Возможное вовлечение в совершение проступка под сторонним влиянием. Искаженное определение приоритетов и выявления жизненных ценностей.

Правонарушителем является беременная женщина (необходимо наличие справки о текущей беременности) или женщина, на содержании которой находится малолетний ребенок (до 14 лет).

Список обстоятельств не является полным. То есть при определении меры наказания учитываются и другие сопутствующие факты, не предусмотренные кодексом. Основным показателем для смягчения определения степени ответственности за совершенное правонарушение, безусловно, являются два одновременно присутствующих фактора: проявление доброй воли виновного и его искренне раскаяние в содеянном проступке.

Отягощающие административную ответственность обстоятельства

  • Игнорирование требований, предъявляемых правонарушителю, лицами или органами, имеющими обозначенные полномочия, о прекращении противоправных действий.
  • Рецидив. Повторное правонарушение. Противозаконные действия объекта, подвергнутого административному наказанию на момент совершения проступка.
  • Привлечение к действию, носящему характер правонарушения, несовершеннолетнего гражданина.
  • Противоправные действия группы лиц.
  • Противоправные действия при стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации носящей природный или техногенный характер.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения. Отказ правонарушителя от прохождения предложенного медицинского освидетельствования, для подтверждения или опровержения факта опьянения.

Выделить сопутствующие обстоятельства, не прописанные в действующем законодательстве, может уполномоченное лицо, ведущее дело об административном правонарушении.

Факторы, влияющие на применение мер административного наказания


Нет общего законодательного свода, охватывающего все аспекты и сопутствующие факторы, не позволяющего привлечь к ответственности.

Отдельные законоположения все же дают возможные основания для избежания мер наказания:

  • Лицу, совершившему нарушение, менее 16 лет.
  • Невменяемость лица в момент совершения деяние (или аффект). Определяется на основании заключения после проведения психиатрической экспертизы, и выступает безоговорочным фактором, освобождающим от ответственности.
  • Истечение обозначенного законодательством периода времени с момента свершения противоправного деяния (от 2 месяцев до 6 лет).
  • Случаи, обусловленные крайней необходимостью
    Также от ответственности освобождается юридическое лицо, в случае если законодательная норма, указанная основанием для привлечения, определяет наказание исключительно для физических лиц.

Административная ответственность и меры воздействия на правонарушителя, безусловно, отличаются от прочих видов ответственности перед государством и ее гражданами. В то же время лицо, совершившее намеренно или по незнанию противозаконное действие несет установленное наказание в соответствии с действующим законодательством.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Основаниями освобождения от административной ответ­ственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Это может быть:

· малозначительность совершенного противоправно­го деяния;

· издание акта амнистии;

· отмена акта, который установил эту ответственность;

· истечение сроков взыскания;

· смерть лица, совершившего административное пра­вонарушение.

Последствием освобождения от административной от­ветственности (исключая только смерть лица, совершив­шего правонарушение) является передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение об­щественности для применения мер общественного воздей­ствия. А это означает, что лицо, которое совершило адми­нистративное правонарушение, не освобождается от спра­ведливой реакции на него со стороны общественности.Органы и организации, которым были направлены ма­териалы, обязаны уведомить органы или должностные лица, которые их направляли, какие же меры обществен­ного воздействия были применены к лицу, совершившему административное правонарушение.Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.Вышеназванные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Гипотеза диспозиция и санкции в административном праве.

Логическая структура правовой нормы представляет из себя внутреннюю форму организации и выражения правовой нормы (внешней является позитивное нормативное предписание).

Элементы: гипотеза, диспозиция, санкция. Правовое регулирование осуществляется по принципу «если-то-иначе».

Гипотеза – та часть, которая указывает на условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной правовой нормой.

Диспозиция закрепляет правило поведения, которого необходимо придерживаться при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции.

Проблемы возникают в связи с тем, всегда ли у правовой нормы есть гипотеза, санкция, всегда ли логическая структура правовой нормы предстаёт в виде трёх элементов, сколько на самом деле элементов.

Виды гипотез:

Простые,

Альтернативные (или),

Кумулятивные (и).

Простая указывает на одно условие.

Альтернативная: при наличии любого из двух или более условий необходимо следовать предписаниям диспозиции.

Кумулятивная: указывает два или более условия, которые должны иметься в совокупности для того чтобы необходимо было следовать предписаниям диспозиции.

Диспозиции :

Императивные,

Диспозитивные.

Императивные – однозначно предписывают тот или иной вариант поведения.

Диспозитивные – предоставляют субъектам возможность определенного выбора варианта поведения.

Не совсем правильно так делить, т.к. любая норма диспозитивна, в том числе диспозитивная. Любая диспозиция правовой нормы одновременно и диспозитивная, и императивная.

Принято говорить о разной мере проявления диспозитивности и императивности той или иной правовой нормы.

Можно говорить о разных способах выражения диспозитивности диспозиции.

Она может быть выражена в том, что субъекту предоставляется возможность выбора между двумя или более вариантами поведения. Иногда эти диспозиции называются альтернативными.

Следующая возможность – то, что диспозиция управомочивает лицо на совершение определенных действий в определенных границах, пределах (в этих границах он может самостоятельно выбирать возможности своего поведения).

Другой вариант выражения диспозитивности правовой нормы – указание на то, что субъекты могут урегулировать свои отношения некоторым иным образом, чем предписан в правовой норме («если в законе/договоре не предусмотрено иное») – многие теоретики именно такие диспозиции называют диспозитивными. Другие думают, что «если в договоре не установлено иное» - это элемент гипотезы уже новой правовой нормы (тогда та норма - с императивной диспозицией). Под понятием «диспозитивной диспозиции» объединяются диспозиции двух разных норм с разными гипотезами.

Лекция 5 (07.03.07)

Санкция – это такой элемент логической структуры правовой нормы, который указывает на неблагоприятные последствия, которые претерпевает лицо в случае нарушения диспозиции.

Санкции бывают двух видов:

1) санкции, направленные на восстановление нормального состояния правоотношений;

2) карательные – устанавливают наказание за совершенное правонарушение и не имеющие целью восстановление нормального состояния правоотношений.

Санкции первого вида могут устанавливаться как:

Аккумулирующие – не признающие юридической силы за теми или иными действиями, совершёнными в нарушение правовых норм

Пресекательные – предписывающие прекращение неправомерных действий;

Восстановительные – предусматривающие компенсацию ущерба, причинённого неправомерными действиями.

Все санкции заключаются в том, что нарушитель обязан претерпевать принудительное воздействие на него – это и есть основное содержание санкции.

Есть и другая позиция, которая не признаёт санкциями меры правовосстановительного характера, т.к. в данном случае правонарушитель не претерпевает дополнительных неблагоприятных последствий, а его лишь принуждают выполнить свою юридическую обязанность.

А сторонники первой точки зрения полагают, что само претерпевание государственного принуждения представляет собой санкцию. А цели могут быть при этом двух видов: восстановление нормального состояния правоотношений и установление наказания за совершенное правонарушение.

С точки зрения определённости предполагается деление санкций на виды:

1) определённые санкции – однозначно определяют предусмотренные вид и меру неблагоприятных последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции правовой нормы;

2) относительно определённые – указывают на вид неблагоприятного последствия, которое наступает в случае нарушения диспозиции правовой нормы, но допускают различную меру его проявления;

3) альтернативные – указывают на два и более неблагоприятных последствия, любое из которых может наступить в случае нарушения диспозиции правовой нормы (например, штраф или лишение свободы); в свою очередь виды могут представлять собой определенные или относительно определённые санкции;

4) кумулятивные: несколько последствий, которые одновременно наступают (например, смертная казнь с конфискацией имущества). Эти последствия могут представлять собой разные санкции с разными сроками.

Итак, три элемента правовой нормы.

Какие здесь существуют проблемы?

Во-первых, всегда ли в логической структуре правовой нормы присутствуют все три элемента?

Что есть диспозиция, не спорят.

Оспаривают обязательность наличия гипотезы и санкции.

Л. Петражицкий и некоторые другие считали, что гипотеза не является обязательным элементом логической структуры правовой нормы. Он считал, что есть условные и безусловные нормы. Условные нормы – предписания, которым необходимо следовать в силу предписаний диспозиции правовой нормы; безусловные нормы – предписания, которым необходимо следовать всегда. Например, убийство: нельзя совершать убийство (хотя тоже спорно, т.к. его можно совершать во время войны и т.д.).

Существует предельная гипотеза – предписаниям данной правовой нормы необходимо следовать всегда.

Санкция: её обязательное наличие оспаривается по двум основаниям:

Она не является способом обеспечения обязательности того или иного варианта, который может быть социально типичным для данного вида общественных отношений;

Существуют нормы, которые явно, очевидно не содержат в себе санкцию (Например: государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с принципом разделения властей). (Однако: те или иные действия органов государственной власти, которые нарушают принцип разделения властей, могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными. То есть можно найти положение, представляющее собой санкцию этой правовой нормы. Следовательно, любое предписание нормативного характера, любая правовая норма, чтобы носить принудительный характер, должна обеспечиваться санкцией.)

Проблема в том, что конкретные нормативные предписания редко формулируются по принципу «если – то – иначе». Как правило, логическая структура правовой нормы – «если – то». То, что принято называть санкцией обычно представляет собой другую правовую норму, тоже по форме «если – то», но: «если» будет нарушаться диспозиция первой правовой нормы, «то» последует такая САНКЦИЯ. Получается четырёхэлементная структура: «если – то, а если иначе – то».

Для европейской правовой традиции трёхкомпонентная структура нормы была не свойственна. Обычно говорили о наличии двухэлементной структуры и о наличии отдельной санкции. Поэтому весь спор, имеет ли правовая норма двух-, трёх- или четырёхкомпонентную структуру, бессмыслен, т.к. любое правило поведения включает в себя три элемента; и эти три элемента будут реально реализовываться по четырёхкомпонентной структуре; и любое одиночное конкретное правило поведения включает в себя 2 элемента: гипотезу и диспозицию. =)

В системе позитивного права существуют 1) регулятивные нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции, и 2) охранительные нормы, где гипотеза – это то, что нарушено другое правило, а диспозиция указывает на то, какая санкция должна быть применена в случае нарушения условий, указанных в диспозиции. Но всё же деление норм на охранительные и регулятивные условно, т.к. охранительные могут играть роль регулятивных, а регулятивные могут играть роль охранительных. (Например, убийство. 1) Охранительная норма: Человек должен строить свою жизнь так, чтобы не убивать других людей. Если совершено убийство, то убийца подлежит такому наказанию… 2) Регулятивная норма: Если было совершено убийство, судья должен назначить такое наказание… Судьи, вынесшие незаконное решение, подлежат ответственности.)

Право в целом как определенную систему правовых норм можно тоже представить в виде правовой нормы, которая регулировала бы сферу его применения, порядок и характер действия.

Логическая структура нормативно-правового регулирования может быть представлена в виде двух таких систем в зависимости от типа правопонимания:

Позитивизм: все лица, находящиеся на территории государства или являющиеся гражданами данного государства (гипотеза), обязаны следовать праву, установленному данным государством (диспозиция). В противном случае к ним будут применены последствия, установленные правом данного государства (санкция).Либертарная теория: все отношения являющиеся по своему характеру формально-ролевыми отношениями (гипотеза), должны регулироваться по принципу формального равенства (диспозиция), в противном случае данные отношения утратят правовой характер (санкция).Когда мы представляем право в виде общей схемы правового регулирования, санкция носит характер общей санкции: отношение перестаёт быть правовым. То есть эта логическая структура указывает условия осуществления правового регулирования.

Виды административных наказаний:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация;

9. административное приостановление деятельности.

Меры обеспечения производства в административном праве:

1) доставление;

3) административное задержание;

3)личный досмотр, досмотр вещей, находя­щихся при физическом лице;

4)осмотр принадлежащих юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и доку­ментов;

5)досмотр транспортного средства;

6)изъятие вещей и документов;

7)отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8)задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

9)арест товаров, транспортных средств и иных
вещей;

Административные правонарушения – распространенное явление в нашей жизни. К ним относится основная масса нарушений закона в любой сфере, которые не представляют серьезной общественной опасности. Это, например, нарушения в потребительской, налоговой сферах, несоблюдение ПДД и многое другое. А правонарушителя ждут конкретные меры воздействия на основании Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Однако далеко не все при этом знают, что в законе определены и смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Что минимизирует уровень общественной опасности

Детальный перечень смягчающих обстоятельств при административном правонарушении можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов любой юридической ответственности, то есть индивидуализацию наказания при нарушении закона. Его мера выбирается на основании исследования всех выявленных данных.

Правоприменитель (которым выступает по таким делам не только суд) получает возможность наиболее четко квалифицировать уровень общественной опасности исследуемых действий/бездействия и мер воздействия с учетом индивидуального подхода к провинившемуся. Более либо менее жесткая ответственность за совершенный проступок при этом выбирается в пределах обозначенных санкций конкретной статьи, которая имеется в КоАП РФ.

Смягчающими закон признает следующие обстоятельства.

  1. Несовершеннолетний возраст правонарушителя.
  2. Беременность либо воспитание женщиной маленького ребенка.
  3. Состояние аффекта (чрезмерного душевного волнения) при совершении противоправных действий или сопутствующие тяжелые условия частной жизни; для установления соответствующего душевного состояния при рассмотрении дела необходима экспертная оценка.
  4. Проявление раскаяния.
  5. Добровольное информирование гражданином соответствующих органов о том, что им совершено административное правонарушение.
  6. Содействие правонарушителя в проведении расследования и установлении всех фактов.
  7. Выполненный на добровольных началах отказ от любых действий, которые противоречат требованиям закона.
  8. Стремление правонарушителя предотвратить наступление возможных негативных последствий совершенного деяния.
  9. Возмещение в добровольном порядке последовавшего ущерба.
  10. Самостоятельное устранение допущенного нарушения, не дожидаясь вынесения официального постановления по делу в соответствующих органах.

Кроме того, правоприменитель, который рассматривает дело об административном правонарушении и должен определить меру наказания для виновного, вправе исследовать и иные обстоятельства.

Он имеет право признать их смягчающими, даже если они не входят в перечень, определенный кодексом либо региональными нормативными актами. Перечень норм ст. 4.2 КоАП РФ не является закрытым. Например, при административных правонарушениях в налоговой сфере смягчение ответственности часто применяется при доказательстве факта угроз либо принуждения к нарушению закона в силу служебной зависимости.

Какие обстоятельства относятся к отягчающим

Однако в КоАП РФ имеется также и другой перечень. Он содержится в ст. 4.3 данного кодекса. Речь идет об отягчающих обстоятельствах административного правонарушения. Это те условия, которые в рамках санкций конкретной статьи дают возможность меру административной ответственности сделать более жесткой.

Но, в отличие от статьи с перечнем смягчающих ответственность обстоятельств, здесь неприменимо расширенное толкование. Список оснований является закрытым и исчерпывающим. По сравнению с ранее применявшимся КоАП РСФСР от 1984 года, в него внесены некоторые существенные поправки. Так, отягчающим обстоятельством теперь не признается совершенное ранее гражданином преступление.

К отягчающим действующий закон относит следующие условия:

  • если повторно совершается правонарушение аналогичного характера;
  • правонарушитель вовлекает в свое деяние несовершеннолетнего;
  • нарушение закона осуществляет группой лиц;
  • правонарушитель совершает свои незаконные деяния при чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях различных стихийных бедствий);
  • правонарушитель продолжает свое незаконное деяние, несмотря на требования соответствующих органов и должностных лиц о прекращении таких действий;
  • правонарушитель находится в момент совершения противоправного деяния в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; отягчающим считается также отказ пройти медицинское освидетельствование.

Однако указанные в данной статье условия не могут быть отнесены к отягчающим, если они сами по себе являются квалифицирующими признаками соответствующего административного правонарушения.

Например, таким нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Кроме того, правоприменитель обязан тщательно рассмотреть все обстоятельства совершенного нарушения закона и по итогам такого расследования вправе принять решение о непризнании их отягчающими.

Что позволит исключить ответственность

Далеко не всегда предполагаемые правонарушители привлекаются к юридической ответственности. Действующим российским законодательством предусмотрены условия, которые вообще исключают возможность привлечения к ответственности. Это может быть связано как с состоянием гражданина в момент совершения правонарушения, так и с определенными условиями этого деяния. Перечень таких исключающих обстоятельств сосредоточен в основном в ст. 24.5 КоАП РФ. В их числе:

  • не имеется как такового события правонарушения;
  • нет состава правонарушения, определенного законом;
  • возраст нарушителя не достиг уровня привлечения к ответственности;
  • невменяемое состояние гражданина либо состояние аффекта на момент совершения правонарушения (этот факт устанавливается психиатрической экспертизой);
  • совершение противоправного деяния в условиях крайней необходимости (таковыми считаются, например, угроза жизни, здоровью, прочим законным интересам правонарушителя или третьих лиц);
  • истечение сроков давности, которые могут составлять в соответствии с положениями КоАП РФ от двух месяцев до шести лет;
  • кончина виновного гражданина либо ликвидация юрлица, в отношении которого возбуждено административное дело;
  • возбуждение уголовного дела в отношении того же деяния;
  • объявленная амнистия, под которую попадают соответствующие статьи КоАП РФ;
  • объявление утратившим силу того положения закона, на основании которого возбуждено административное дело.

Правоприменитель вправе рассмотреть и иные обстоятельства, заявленные в ходе рассмотрения административного дела. Однако такое дело может быть вообще не открыто, если предварительно установлено хотя бы одно из положений ст. 24.5 КоАП РФ. Если информация о соответствующих исключающих обстоятельствах была получена уже в процессе расследования, то процесс должен быть немедленно прекращен.

Вопрос : Что относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность?

Ответ : Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приведены в ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). К ним относятся:

1. Раскаяние лица, совершившего правонарушение. Выражается в негативной оценке факта правонарушения и причиненного вреда лицом, привлекаемым к административной ответственности. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Основополагающим признаком данного обстоятельства является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий и означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

3. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, то есть аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (ст. 2.8 КоАП РФ). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

5. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории "малолетний ребенок", которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о правонарушении, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в статье 4.2 КоАП РФ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: