Силы средства по ликвидации чс. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся

Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

Ответственность

Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

Структура

В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

Управление

Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

Подразделение служб

Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

  • Охрана общественного порядка.
  • Связь и оповещение.
  • Противопожарная служба.
  • Медицинская служба.
  • Служба убежищ и укрытий.
  • Противохимическая и противорадиационная защита.
  • Автотранспортная служба.
  • Служба снабжения (материально-техническая).

Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

Задачи

Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

Наблюдение и контроль

Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

Спасательные отряды

Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

Министерства и ведомства

Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

РОСТО

Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.

Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (г. Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (г. Жуковский); поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (г. Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. В его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для их дальнейшей отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективными гидравлическими спасательными инструментами, легко режущими стальную арматуру; пневмодомкратами, способными поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустическими приборами для поиска живых людей в завалах, радиолокационными для поиска в снежных лавинах; телевизионными системами поиска пострадавших и другим оборудованием. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.

Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:

1. Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения.

2. Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения.

3. Оказание пораженным лицам в ЧС медицинской помощи.

4. Выполнение подрывных и пиротехнических работ.

5. Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС.

6. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС.

7. Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

1. Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности.

2. Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы.

3. Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями.

4. Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказания медицинской помощи; оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова

Кафедра экстремальной медицины

Курс ОМОЧС

на тему: "Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России"

Санкт-Петербург - 2004

Введение

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях. В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России - является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства МЧС:

· Региональные центры.

· Поисково-спасательные службы.

· Центр управления в кризисных ситуациях.

· Центральный аэромобильный спасательный отряд "ЦЕНТРОСПАС".

· Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

· Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

· Государственное унитарное авиационное предприятие.

· Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля.

· Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф МЧС России.

· Агентство "Эмерком".

· Журнал "Гражданская защита".

· Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

· Региональные центры.

Поисково-спасательные службы

Основные задачи МЧС:

Координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории региона;

Координация ведения гражданской обороны на территории региона;

Координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации региональных чрезвычайных ситуаций;

Осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

Организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;

Организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории региона.

Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:

Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону; Приволжский - г. Самара; Уральский - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский - г. Новосибирск; Восточно-Сибирский - г. Красноярск; Забайкальский - г. Чита; Дальневосточный - г. Хабаровск.

В зависимости от особенностей региона численность региональных центров (включая подразделения обеспечения) изменяется от 200 до 215 человек.

ПСС является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды (ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (РПСО), является базовой для региона ее дислокации.

Основными задачами ПСС являются:

Обеспечение готовности органов управления, ПСО (РПСО) к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организация и проведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы;

Организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов, штатных и общественных спасателей;

Организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС;

Осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСС региона и членов их семей;

Создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.

Базовая служба дополнительно выполняет задачи в интересах региона.

Полный перечень задач, возлагаемый на конкретные поисково-спасательные службы, определяется соответствующими РЦ ГО ЧС, а также постоянно действующими органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах указанных служб.

Центр управления в кризисных ситуациях

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России является органом повседневного управления силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Его основные задачи:

Обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами ликвидации ЧС постоянной готовности;

Информационное обеспечение функционирования системы управления;

Координация работы всех звеньев РСЧС;

Автоматизация управленческой деятельности, программно-техническое и информационное обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Центр состоит из: оперативно-аналитического управления, информационно-технического управления, подразделений обеспечения деятельности Центра.

Основные службы Центра осуществляют круглосуточное дежурство. Основу дежурной службы составляет оперативная дежурная смена Центра во главе со старшим оперативным дежурным МЧС России, которые организуют немедленное реагирование на чрезвычайные ситуации. Оперативная дежурная смена собирает, анализирует и обрабатывает информацию, как в обычном, так и в автоматизированном режиме. Она может одновременно вести сбор информации по 2-3 чрезвычайным ситуациям федерального или регионального уровня.

Функционирование единой информационной сети обеспечивается комплексом средств автоматизации, который позволяет прогнозировать развитие отдельных типов ЧС с помощью предметно ориентированных программ, хранить оперативную и справочную информацию по ЧС и обеспечивать подготовку документов.

Центральный аэромобильный спасательный отряд " ЦЕНТРОСПАС "

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года. Его основное назначение - реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям, сохранение производственного потенциала. Экономическо-правовой статус отряда - государственное учреждение с правом самостоятельной коммерческой деятельности.

Отряд находится в режиме круглосуточного дежурства на базе, расположенной вблизи аэродрома. Необходимая психологическая и физическая подготовка спасателей, владение ими современным специальным оборудованием и снаряжением, позволяют проводить первоочередные поисково-спасательные и аварийные работы в случаях стихийных бедствий: землетрясений, наводнений, оползней, техногенных катастроф, при проведении особо сложных и опасных аварийно-спасательных операций.

Центр по проведению спасательных операций особого риска "ЛИДЕР"

Личный состав Центра постоянно участвует в спасательных и гуманитарных операциях, как на территории России, так и за ее пределами. Спасатели Центра готовы прийти на помощь людям в любых широтах, в самой труднодоступной местности.

Государственное унитарное авиационное предприятие

Задачи ГУАП:

Оперативная доставка спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций;

Эвакуация российских граждан из зарубежных стран;

Поисковые работы и мониторинг.

Специальные виды работ - пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники. В соответствии с задачами, решаемыми российскими спасателями, в ГУАП сформировался парк самолетов и вертолетов, оснащенный специальной связью и предназначенный для перевозки людей из зоны бедствия.

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны

- создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Разработка нормативно-методических документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмического риска;

Разработка карт рисков по видам ЧС и карт.

Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф ЧОС Совета Европы

Основные направления деятельности:

Создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Реализация решений совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ по повышению защищенности критически важных объектов РФ;

Разработка нормативных правовых актов и научно-технической продукции в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП;

Разработка нормативно-методичных документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание автоматизированной информационно-справочной системы обеспечения поддержки принятия управленческих решений по вопросам ГО и защиты от ЧС;

Создание и оборудование систем и комплексов мониторинга, наблюдения и контроля;

Проведение научно-экспериментальных работ по диагностике опасности разрушений зданий и сооружений с помощью мобильных диагностических комплексов;

Создание новых информационно-управленческих технологий по цепочке: прогноз ЧС - прогноз последствий - определение эффективных сценариев реагирования, объединенных в единую ГИС;

Создание компьютерного банка данных по оценке природных и техногенных опасностей населению, застройке и инфраструктуре для принятия решения по эффективному международному реагированию на ЧС;

Создание технологий прогнозирования лесопожарной и паводковой опасностей;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмическсного риска;

Разработка технологий краткосрочного прогнозирования землетрясений;

Разработка карт рисков по видам ЧС.

Состав: министерство чрезвычайная ликвидация задача

1. Управление проблем развития ГО и РСЧС.

2. Управление проблем развития технологий космического мониторинга и поддержки принятия решений в кризисных ситуациях.

3. Управление проблем развития аварийно-спасательных технологий, средств защиты населения и территорий, сертификации АСС и выставочной деятельности.

4. Управление проблем защиты населения и территорий от ЧС.

5. Управление проблем развития информационных технологий, систем управления, связи и оповещения.

6. Управление научно-методического обеспечения.

7. Филиалы института в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Хабаровск, Ростов-на-Дону.

Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля

Основные направления деятельности:

Мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников;

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации.

Центр разрабатывает краткосрочные (экстренные предупреждения, ежедневные и декадные прогнозы); среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных, техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий. В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, Центр осуществляет подготовку и доведение прогнозов до руководства Министерства, департаментов и управлений, а также региональных центров и территориальных органов МЧС России в субъектах РФ.

Агентство " Эмерком "

Основные направления деятельности:

Установление и развитие связей с международными и национальными организациями, в том числе с организациями системы ООН, деятельность которых связана с чрезвычайным реагированием, оказанием помощи при чрезвычайных ситуациях и проведением гуманитарных операций;

Реализация российского участия в международных гуманитарных операциях и проведение самостоятельных;

Обеспечение структур РНКЧГР современной спасательной и специальной техникой и средствами, применяемыми в гуманитарных и спасательных операциях и отвечающими требованиям ООН;

Осуществление экспортно-импортных операций в целях обеспечения деятельности МЧС России и его подразделений в чрезвычайных гуманитарных и спасательных операциях.

Журнал " гражданская защита "

Единственное в стране государственное специализированное издание по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера, спасения пострадавших при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, военных конфликтах и террористических актах. Предназначен для информационно-методического обеспечения руководящего состава и специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После образования МЧС России в журнале приоритетными становятся вопросы готовности органов управления и сил гражданской обороны к борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Сотрудников журнала отличает профессиональный подход в освещении проблем безопасной жизнедеятельности людей в любых критических ситуациях и в повседневной жизни.

Заключение

От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых ликвидацией последствий ЧС, а также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников спасательных подразделений. Для достижения наибольшей эффективности работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях. МЧС России имеет достаточно большой опыт работы в самых различных чрезвычайных ситуациях, в том числе уникальный опыт по спасению арктических экспедиций, ликвидации последствий островных и шельфовых землетрясений, крупных затоплений и т.д. Но, как показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области организации спасательных и иных неотложных работ.

Список литературы

1. "Гражданская оборона" В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов, Москва, "Высшая школа", 1986.

2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990г "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

3. Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 "О создании Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР)", председателем которого был назначен С.К. Шойгу.

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 154 от 13 марта 1992 г. "О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г. Жуковский Московской области)".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 "О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров".

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии"

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636 "О создании межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами".

10. Указ Президента Российской Федерации № 66 от 10 января 1994 г "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

11. www.mchs.gov.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Основные задачи государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и органы управления РСЧС, режимы ее функционирования. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Виды спасательных служб и их функции.

    презентация , добавлен 14.12.2015

    История образования Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Основные задачи, направления и показатели его деятельности. Оперативный прогноз возможных ЧС на территории РФ. Силы и средства МЧС. Их возможности, действия в мирное и военное время.

    презентация , добавлен 17.03.2015

    История создания Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России, его задачи и организационная структура. Место МЧС в системе органов управления. Функции и режим функционирования Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    презентация , добавлен 19.01.2016

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Задачи МЧС России по ликвидации последствий катастроф.

    презентация , добавлен 16.07.2015

    Органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные законодательные акты, структура, функции органов ЧС в Республике Казахстан. Предупреждение природных и техногенных ЧС. Меры, принятые для предотвращения, ликвидации ЧС на территории РК.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Организация медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий, железнодорожных и автотранспортных катастроф. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов. Медицинское обеспечение при взрывах.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Характеристика Калужской области как объекта защиты от чрезвычайных ситуаций. Виды ЧС на территории Калужской области и состав участников их ликвидации. Характеристика обстановки с пожарами. Государственная система управления в области защиты населения.

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МГОЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

· учреждения и формирования служб медицины катастроф (МЗСР, МО, МВД, МПС) и многие другие.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

Ведомственные подразделения спасателей;

Противопожарные подразделения;

Подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона : локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пораженным.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, то во втором эшелоне принимают участие:

Аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны;

Специализированные подразделения службы медицины катастроф (ожоговые, инфекционные, травматологические и др.);

Подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона : проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

Войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил;

Специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 ч. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичной жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной и функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС , её подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МГОЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В составе сил и средств ЕГСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентов РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: