Основные источники избирательного права рф. Источники избирательного права. Конституция РФ. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Избирательные законы субъектов Российской

Тема 4. источники избирательного права российской федерации

Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное назначение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права. Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Тем самым устанавливается иерархическое положение выборов в системе других демократических институтов.

Конституция является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах.

Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан Российской Федерации.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации

права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, объем возможных ограничений избирательных прав граждан установлен непосредственно Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, в Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации (п. "в") установлено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (а следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находится также формирование федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71).

В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно, что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает основы избирательного права при выборах Президента. Достаточно подробное регулирование основ выборов Президента обусловлено его статусом главы государства и широким объемом его конституционных полномочий. Конституция предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом, то есть выборы Президента могут проходить только в соответствии с федеральным законом, принятым в установленном Конституцией порядке. Такой закон был принят 21 апреля 1995 года1.

В соответствии со статьей 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года; порядок формирования другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятым 9 июня 1995 года1.

В-четвертых, Конституция исходит из того, что демократические принципы избирательного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие в ней специального раздела "Избирательная система". Прежняя Конституция России устанавливала демократические принципы избирательного права (всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) применительно к выборам всех уровней. Такого рода общность правового регулирования была возможна в силу единства в организации системы Советов. В действующей Конституции эти принципы определены только в отношении выборов Президента Российской федерации.

Вместе с тем статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как известно, демократические принципы избирательного права определены, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В-пятых, в самой Конституции установлен общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан.

Нормы Конституции Российской Федерации согласно статье 15 Конституции имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по поводу избирательного права обоснованна ссылка на нормы Конституции. Суды всех уровней обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия Конституции. Сейчас активно формируется практика применения судами содержащихся в Конституции Российской Федерации норм избирательного права.

Если законами, определяющими процедуру проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, нарушается Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации при наличии соответствующих обращений в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 24 июня 1994 года2 "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные их положения неконституционными. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В практике деятельности Конституционного Суда Российской Федерации рассмотрение дел по поводу избирательного права получило достаточное распространение.

В-шестых, Конституция определяет меру самостоятельности населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации население соответствующих территорий самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Тем самым создается основа для регулирования актами органов местного самоуправления ряда вопросов, возникающих при проведении муниципальных выборов.

2. Федеральные законы как источники избирательного права. Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации. Последняя задача решается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 сентября 1997 года1.

Указанный Федеральный закон имеет особое значение в системе источников избирательного права, так как, во-первых, имеет универсальный характер, поскольку в нем устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, общие для всех выборов независимо от их уровня, и его действие распространяется также на референдумы, проводимые в Российской Федерации, а во-вторых, конкретизирует содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными, формулирует гарантии его реализации применительно к различным стадиям избирательного процесса, определяет основные понятия и термины избирательного права, устанавливает порядок защиты избирательных прав граждан, а также закладывает организационно-правовые основы построения избирательной системы России как федеративного государства.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона "федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона".

Очевидно, что после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны были быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Среди актов федерального избирательного законодательства отметим Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"1, в котором установлены временные правила назначения и проведения муниципальных выборов для тех субъектов Российской Федерации, в которых нет законодательной базы для выборов в органы местного самоуправления, а равно не сформирован организационный механизм их проведения - соответствующие избирательные комиссии.

Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами, каковыми являются законы о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

Эти федеральные законы, которыми регулируются отдельные институты избирательного права (статус общественных объединений, участвующих в выборах, деятельность средств массовой информации в связи с предвыборной агитацией, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и некоторые другие), упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

Так, ответственность за нарушение порядка проведения выборов и нарушения избирательных прав граждан установлена Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения судами жалоб в связи нарушением избирательных прав граждан регулируется Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, а также Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Статус избирательных объединений определяется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях". Проживание гражданина на территории избирательного участка, являющееся основанием для включения его в список избирателей, устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Федеральными законами также определяются такие понятия как "государственный служащий", "благотворительная организация", "органы местного самоуправления", "средства массовой информации" и другие.

3. Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права. Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных правовых актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации содержится специальная глава "Избирательная система"1, в которой наряду с решением вышеуказанных вопросов в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что Конституционным Судом Российской Федерации рассматривались дела о соответствии конституций ряда республик (Хакасия, Башкортостан) Конституции Российской Федерации. Как правило, указанные дела касались вопросов осуществления пассивного избирательного права.

В настоящий момент система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. Зачастую вместо двух последних законов принимается один общий закон о муниципальных выборах. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Некоторые субъекты Российской Федерации провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях.

4. Акты местного самоуправления как источники избирательного права. Актами местного самоуправления может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление избирательных процедур актами органов местного самоуправления основано на статье 131 Конституции Российской Федерации, согласно которой население соответствующих территорий имеет право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, то есть решение о конкретном составе выборных органов местного самоуправления может быть принято только на местном уровне.

Согласно статье 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 в уставах муниципальных образований определяется структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Под порядком формирования органов местного самоуправления следует понимать определение того, какие органы местного самоуправления избираются непосредственно населением, а какие - формируются иным способом. Регулирование муниципальных выборов относится к ведению муниципальных образований не в полном объеме, так как согласно статье 23 указанного Федерального закона порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Состав избирательных процедур, подлежащих регулированию актами местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что порядок составления списков избирателей устанавливается "настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований" (ст. 18). Согласно статье 23 данного Федерального закона, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе.

Федеральный закон, как правило, допускает, регулирование тех или иных избирательных процедур уставами муниципальных образований. Это связано с тем, что устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования. Это достаточно стабильный источник муниципального права. Уставы подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации". Важность избирательных процедур для осуществления местного самоуправления предопределяет их регулирование уставами муниципальных образований.

5. Нормативные акты избирательных комиссий. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации некоторые избирательные комиссии (как правило, это Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) наделяются правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты. Так, статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Таким образом, в отличие от ранее рассмотренных источников избирательного права, нормативные акты имеют несколько иное назначение: они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов.

Однако в ряде случаев, когда в законах содержится прямая отсылка на то, что определенные отношения регулируются актами избирательных комиссий, можно утверждать, что данные акты являются подзаконными источниками избирательного права. Так, в статье 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сказано: "порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях... устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации". В соответствии с этим и некоторыми другими положениями указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла Инструкцию о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием1.

Статья 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит: "Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума".

избирательный право источник конституция

Конституция РФ представляет собой учредительный акт высшей юридической силы, основной закон государства, являющийся центральным звеном всей российской правовой системы. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция - это главный, базовый источник конституционного и, соответственно, избирательного права.

Конституция, как документ всеобъемлющей регламентации, содержит нормы, на которых основывается вся система правового регулирования государственно-значимых общественных отношений в Российской Федерации.

Помимо конституционных норм, непосредственно касающихся избирательных прав граждан, для существования и функционирования системы избирательного законодательства в Российской Федерации имеют принципиальное значение также иные нормы. Прежде всего это: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (ст. 2 и 18 Конституции РФ), обеспечивающего равные права граждан Российской Федерации на всей ее территории (ч. 2 ст. 6, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ); провозглашение единственным источником власти многонационального народа России, осуществляющего свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, при том что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ), а также закрепление единства системы государственной власти как основы федеративного устройства Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

С учетом этого в целях удобства классификации и исследования конституционные положения, так или иначе имеющие отношение к избирательному праву, можно подразделить на две группы: общие базисные нормы, закрепляющие демократические институты в Российской Федерации, и нормы, непосредственно затрагивающие вопросы выборов.

К первой из названных групп следует отнести прежде всего ст. 1 Конституции РФ, определяющую Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Республиканская форма правления по определению предполагает наличие властных институтов, формируемых выборным путем, а демократический политический режим предопределяет широкое развитие форм прямой и представительной демократии. Статья 2, провозглашающая права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, в полной мере относится и к избирательным правам граждан РФ. Важнейшим для избирательного права положением являются нормы ст. 3 Конституций. Народ Российской Федерации называется единственным источником власти в государстве, что делает все властные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления производными от волеизъявления народа. Такое волеизъявление опосредуется в том числе через свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, о чем говорит ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Как следствие - только органы, сформированные таким образом (избранные народом или сформированные в установленном порядке выборными органами), являются легитимными. Любой захват власти или присвоение властных полномочий считаются противоправным деянием и преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 11 закрепляет круг органов, осуществляющих государственную власть в России. Только названным органам народ Российской Федерации передает определенные властные полномочия в общегосударственном масштабе непосредственно, путем выборов, или опосредованно, путем их формирования выборными органами. Часть 2 названной статьи конституирует право субъектов РФ на образование региональных властных органов, в том числе на проведение соответствующих выборов.

Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ в рамках общего разграничения предметов ведения и полномочий определяют, кому принадлежит право образования тех или иных властных органов и право нормативного регулирования порядка их образования. Пункт «г» ст. 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Таким образом, порядок проведения и определения результатов выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ должен регулироваться исключительно нормами федеральных правовых актов, и вторжение в эту сферу законодательства субъектов РФ недопустимо.

Статьи 130 и 131 Конституции РФ касаются муниципального уровня российской избирательной системы. Местное самоуправление, согласно ч. 2 ст. 130, осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 131 структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Это означает, что некоторые вопросы, затрагивающие электоральную сферу, могут регламентироваться актами органов местного самоуправления.

Названные нормы формируют необходимую первооснову построения демократической системы выборов и избирательного права Российской Федерации. Они теснейшим образом взаимосвязаны с нормами, составляющими вторую группу. К последним относятся положения ст. 32, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 135 Конституции РФ.

Одним из основных неотчуждаемых прав граждан является право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленное в ряду политических прав в ст. 32 Конституции РФ. Оно (формулировка «право избирать и быть избранными» включает в себя два равновеликих избирательных права - активное и пассивное) составляет ядро всей системы производных от него избирательных прав граждан. Та же статья устанавливает исчерпывающий перечень категорий граждан, не имеющих указанного права.

Статья 81 Конституции РФ определяет основополагающие начала выборов Президента РФ и предопределяет существование соответствующего федерального закона. Пункт «а» ст. 84 относит к полномочиям Президента РФ назначение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а ч. 2 ст. 109 - назначение даты новых (досрочных) выборов в случае ее роспуска. Статьи 96 и 97 предусматривают выборный порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ и определяют параметры пассивного избирательного права для кандидата в депутаты. Статья 102 относит к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ назначение выборов Президента РФ.

Часть 2 ст. 135 предусматривает еще один орган, который может формироваться выборным путем, - Конституционное Собрание. Этой же нормой установлена необходимость принятия соответствующего федерального конституционного закона, которым и может быть определен выборный порядок формирования (созыва) Конституционного Собрания.

В правоприменительной практике при работе с текущим законодательством необходимо всегда ориентироваться на положения Конституции РФ, выступающие основным ориентиром в сфере российских демократических институтов.

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, - нормы избирательного права.

Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

избирательное законодательство;

международно-правовые акты;

акты местного самоуправления;

решения Конституционного Суда Российской Федерации;

решения Верховного Суда Российской Федерации;

нормативно правовые акты избирательных комиссий.

Избирательное законодательство делят на виды по двум основаниям: по уровню регулируемых выборов (на федеральном, субъектов РФ и органов местного самоуправления); по субъекту правотворчества федеральное избирательное законодательство и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Федеральное избирательное законодательство имеет следующую структуру.

Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право. Конституция РФ регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя, таким образом, исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти. Другим принципом организации этой системы, закрепленный в ст. 10 Конституции, является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в депутаты Государственной Думы и в Президенты Российской Федерации). Толкование этой статьи должно осуществляться во взаимосвязи со ст. 60 Конституции, которая устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет.



В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует особо подчеркнуть, что нрава и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами, в том числе указами Президента Российской Федерации, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Последние должны строго соответствовать (не выходить за рамки) тому федеральному закону, который устанавливает ограничения прав и свобод.

В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, о регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации, защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). К исключительному ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установка общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации в ст. 81 упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента Российской Федерации. Однако ч. 4 ст. 15 позволяет включить в состав норм избирательного права, обладающих наивысшим приоритетом, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках и составляющие содержание международных избирательных стандартов.

Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с последующими изменениями является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом. Основные особенности Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...»:

1) данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации;

2) основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов. Закон в ст. 2 содержит разъяснение основных терминов и понятий Закона, в ст. 3-7 закрепляет принципы свободного и добровольного участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Закон закрепляет принцип обязательности проведения выборов, максимальные сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) главной особенностью Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» является его рамочный характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы как правоприменителям, так и самому законодателю. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. Статья 1 прямо закрепляет верховенство данного закона в системе избирательного законодательства в Российской Федерации: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному федеральному закону. Данное положение корректирует принцип приоритета «специальной» правовой нормы над «общей» правовой нормой. «Специальные» нормы законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, конкретных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления имеют приоритет перед нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» только в случае, если они не противоречат им;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях...» имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...». Нормы закона применяются также в случае пробелов в «специальном» федеральном и региональном законодательстве. Принцип прямого действия Федерального закона об основных гарантиях означает также, что избиратель и иные участники избирательного процесса вправе обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (с последующими изменениями) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данный закон был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в Российской Федерации. Данный закон применяется в части, не противоречащей Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях...», в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.

Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Такими законами являются Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 г. №93-ФЗ), Федеральный Закон РФ от 18 мая 2005 г. № 51–ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 22 сентября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Данные федеральные законы устанавливают, соответственно виды выборных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, принципы проведения выборов в эти органы, регламентируют отдельные стороны избирательного процесса.

Законы смежных отраслей права, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений. Федеральными законами, предметом регулирования которых не являются избирательные отношения, могут определяться некоторые правовые понятия, имеющие значение для избирательного процесса, отдельные стороны правового статуса участников избирательного процесса. Среди них следует выделить: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (с последующими изменениями и дополнениями), Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.

Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации состоит из конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя следующие составные части. Согласно ст. 66 Конституции Российской Федерации основными законами республик в составе Российской Федерации являются конституции, а основными законами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - уставы соответствующих субъектов федерации.

Законы субъектов Российской Федерации. На современном этапе развития регионального избирательного законодательства сформировалось два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом – кодексом).

Первый в России избирательный кодекс был принят в Воронежской области. В Белгородской области 26 марта 2005 года была разработана и принята областной Думой новая редакция Избирательного кодекса Белгородской области, регламентирующая порядок проведения выборов Белгородской областной Думы и органов местного самоуправления, референдумов и отзывов.

Законодательство субъектов Российской Федерации содержит также законы, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, дающие толкование норм избирательного права. Такие акты также включаются в избирательное законодательство.

Международно-правовые акты. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Избирательного права касаются установленные в международных договорах международные избирательные стандарты - обязательства государств, предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, а не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации. Международные избирательные стандарты должны определять содержание национального законодательства и его применение.

Основными и важнейшими источниками международных избирательных стандартов являются:

Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Статья 21 Декларации устанавливает: воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года . Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Акты местного самоуправления. К актам местного самоуправления относятся прежде всего уставы муниципальных образований, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо этих вопросов уставы муниципальных образований могут в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации регулировать отдельные избирательные отношения в рамках, определенных Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях...» Так, в уставах муниципальных образований могут содержаться положения, регламентирующие сроки проведения и порядок назначения муниципальных выборов и некоторые другие положения.

Источниками избирательного права являются решения Конституционного Суда Российской Федерации , в которых рассматриваются и разрешаются вопросы конституционности федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих проведение выборов.

Конституционный Суд в своей практике затронул вопросы содержания и механизмов реализации принципов избирательного права, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения результатов выборов, вопросы возможного изменения избирательного законодательства в процессе проведения выборов.

Нормативно-правовые акты избирательных комиссий. В процессе своей деятельности избирательные комиссии принимают различные акты. Правовая природа этих актов различна в зависимости от целей и основания их принятия. К источникам избирательного права относятся только нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества. Право издавать такие акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения избирательной комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямых предписаний издать определенный акт. Так, ст. 20 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» предоставляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в пределах своей компетенции издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов. При этом решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Такие полномочия в отношении выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации предоставлены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации соответствующими федеральными законами.

Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов , регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов , так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации .

По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами , следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти , законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления .

Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления .

К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации ; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ ; указы Президента РФ ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Конституция Российской Федерации - главный источник избирательного права

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Подзаконные нормативные правовые акты

Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права , разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Г осударственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина , в том числе избирательных прав . Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих , сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации" (от 30.05.1997 г. № 535) и "О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" (от 28.02.1995 г. № 228).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняет правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: постановление "О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках"; О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы "Выборы"; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы муниципальных образований . Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан , так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти . Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Выборы являются одним из важнейших правовых институтов демократического общества. Часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации определяет свободные выборы как «высшее непосредственное выражение власти народа». Легитимность данного процесса на всех уровнях требует, чтобы он опирался на прочную правовую базу. Буквально на всех этапах избирательного процесса, начиная с создания избирательных комиссий и заканчивая объявлением результатов голосования, сохраняется опасность различного рода злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Российская Федерация не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. Однако законодательство в данной области продолжает развиваться в наши дни.

Избирательное право является для России достаточно новой правовой отраслью. При этом в теории оно, чаще всего, рассматривается как подотрасль конституционного права, хотя некоторыми учеными все же высказывается мнение относительно выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Как любая совокупность нормативных предписаний, направленная на регулирование определенного специфического круга общественных отношений, рассматриваемая нами отрасль обладает предметом и методом, образует определенную систему и, конечно же, имеет собственные источники права. В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы мы рассмотрим последнюю из представленных категорий.

Так как выборы являются важнейшим способом формирования государственных органов всех уровней, а также органов местного самоуправления, то, соответственно, и источники избирательного права Российской Федерации не могут быть представлены только на федеральном уровне. При этом, безусловно, основным и наиважнейшим источником исследуемой нами отрасли права выступает Конституция Российской Федерации. Помимо уже упомянутой нами части 3 статьи 3 данного документа, провозглашающей выборы одним из способов выражения народного суверенитета, в Конституции содержится еще ряд общих положений об избирательном процессе. Так, в соответствие с частью 2 статьи 32 данного документа, «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Представленная норма определяет основы активного и пассивного избирательного права, тогда как часть 3 этой статьи вводит их общие ограничения. В соответствие с указанной нормой, «граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» не могут принимать участия в избирательном процессе ни в каком качестве.

Помимо установления общих принципов избирательного права, Конституция Российской Федерации также вводит обязательную выборную основу для замещения таких важнейших государственных должностей как Президент России и депутат Государственной Думы. Соответствующие нормы, содержащие также и общие требования к кандидатурам претендентов на указанные должности, содержатся в нормах статей 81, 96 и 97 Конституции.

Вторым по значимости уровнем существования источников избирательного права выступает международное регулирование. Как известно, часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в связи с чем в них также устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются:

1) Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Часть 3 статьи 21 указанного документа содержит в себе следующее положение: «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Таким образом, данным правовым актом устанавливаются общие основы избирательного права, которые должны быть восприняты всеми демократическими государствами;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Статья 25 данного документа гарантирует право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В рамках Содружества Независимых Государств принята и действует Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 года, ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 года. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 7 декабря 2002 года также были одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав.

Следующим уровнем правового регулирования избирательного права в Российской Федерации является федеральное законодательство. При этом одним из основных источников данного уровня выступает Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закрепляющий основные понятия избирательного права, принципы организации и проведения выборов и референдума на территории России. Пункт 9 статьи 2 ФЗ закрепляет законодательное определение понятия выборов: выборы - это «форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица». Представленное определение содержит в себе указание на систему источников избирательного права Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого закона в полной мере осуществляется регулирование избирательного процесса: устанавливаются принципы формирования избирательных округов, создания избирательных комиссий различных уровней, общие основы регулирования проведения избирательных кампаний кандидатов (включая правила предвыборной агитации), организации референдума, а также указываются правила подсчета голосов и окончательного определения результатов выборов. Рассматриваемый Федеральный закон является уточняющим и конкретизирующим правовым актом по сравнению с Конституцией Российской Федерации. Он также содержит в себе гарантии осуществления активного и пассивного избирательного права, предусмотренного Конституцией.

Еще одним важнейшим источником избирательного права России выступает Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». В соответствие со статьей 1 данного ФКЗ, референдум представляет собой «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Рассматриваемый закон, также как и предыдущий, является расширительным нормативным правовым актом по отношению к Конституции России. В данном акте также устанавливаются общие принципы проведения референдума, определяется круг вопросов, по которым он может быть проведен, а также закрепляются организационные права объявления и проведения референдума и порядок определения его результатов. Стоит отметить, что общие принципы организации референдума, формирование его округов и участков, деятельность наблюдателей и международных организаций в процессе его проведения и так далее, является сходной с соответствующими нормами, касающимися порядка проведения выборов.

Еще одним важнейшим, но уже более специализированным, источником избирательного права Российской Федерации является Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Общие основы указанных выборов, как уже отмечалось нами выше, устанавливаются Конституцией России. Данный закон же более детально регламентирует процесс назначения выборов главы государства, выдвижения кандидатов на эту должность, порядок ведения предвыборной агитации и так далее. Важное значение в рамках данного закона придается также порядку и источникам финансирования предвыборных кампаний кандидатов в Президенты Российской Федерации. Все эти правила направлены на минимизацию возможных рисков избрания на рассматриваемую должность лица, преследующего исключительно личные цели, и не могущего в соответствие с этим выступать в качестве гаранта Конституции и прав и свобод граждан России.

Не менее важным источником избирательного права выступает Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт также содержит в себе важнейшие положения относительно назначения, организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы, требования, предъявляемые к их кандидатуре, устанавливает порядок работы с избирателями в части их извещения, регистрации, формирования избирательных округов и так далее. Данный федеральный закон также выступает важнейшим специализированным нормативно-правовым источником избирательного права России.

Основными источниками избирательного права на местном уровне выступают Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данные законы содержат в себе положения относительно порядка проведения местных выборов и референдумов, учреждения муниципальных выборных органов и должностей, определяют перечень вопросов местного значения, связанных с осуществлением избирательных прав, и так далее.

Косвенными законодательными источниками избирательного права федерального уровня выступают также Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»», Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и другие.

Федеральный уровень источников избирательного права представлен также подзаконными нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Указами Президента и Постановлениями Правительства Российской Федерации. Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые главой государства в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии с пунктом «а» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент назначает выборы Государственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации» № 535 от 30.05.1997 и «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» № 228 » от 28.02.1995.

Что касается Правительства Российской Федерации, то на уровне этого федерального органа также были изданы некоторые акты в области избирательного права, к числу которых относятся Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2007 года № 589 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 2 июля 2003 года № 391 «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме».

Также к числу источников избирательного права в Российской Федерации относятся акты Центральной избирательной комиссии, регулирующие отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняющие правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: Постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках» от 12.05.1995 № 4/29-II, Инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.08.2003 № 22/157-4, Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 1995 года и так далее.

Следующим уровнем расположения источников избирательного права в Российской Федерации выступает региональный уровень, представленный конституциями (уставами) субъектов Федерации и их собственным избирательным законодательством. Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве из них имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Так, в Ростовской области, например, порядок выборов в Законодательное Собрание регулируется Областным законом «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области» от 11.07.2006 № 515-ЗС.

Здесь стоит отметить также, что в последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Таким образом, в заключение ответа на данный вопрос контрольной работы, можно сделать вывод о том, что источники избирательного права Российской Федерации расположены на пяти основных уровнях правового регулирования. Они закрепляются в Конституции Российской Федерации, в международных правовых актах, в федеральном законодательстве, включающем в себя как законы, так и подзаконные акты, в законах субъектов Российской Федерации, а также на уровне органов местного самоуправления. При этом на первых двух уровнях устанавливаются общие основы осуществления избирательного права, тогда как три последующих уровня устанавливают конкретный порядок проведения выборов и референдумов на различных иерархических ступенях государственного и местного управления.

В целом можно отметить, что ныне действующая нормативная база избирательного права является достаточно разработанной и охватывает довольно широкий круг вопросов, связанных с осуществлением гражданами своего активного и пассивного избирательного права. При этом в ней все же присутствуют некоторые недостатки, связанные с усложнением отношений в сфере избирательного права, что является предпосылкой ее дальнейшего совершенствования.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: