Государственные гражданские служащие в армии россии. Рабочие и служащие (правовой статус)

В соответствии со ст. 68 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР См.: Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота. - М.: ВИ, - 1988. - С.43.. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 68 Закона о всеобщей воинской обязанности: Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушенияСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. // Советское государство и право. - 1983 - №5. - С.19-27..

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы; Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно - дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, па образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот. Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желаниюСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 1984. - С.14-15..

Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могли поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, при том, однако, условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний. Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.

Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.

Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы)См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. С.17-18..

Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой - требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.

Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.

Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательстваСм.: Основы советского военного законодательства. - М.: 1973. - С.43-45.. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащегоСм.: Военно-административное право: Учеб. пособ. / Под ред. А.Е. Лунева. - М.: ВИ, 1970. - С.84-85..

Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная - на нормах военного законодательства.

Но статус военнослужащего - не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающем специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено прежде всего, нормами общего законодательства. Главным образом ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность - служить в рядах Вооружённых Сил. Как скоро военнослужащий, в отличие от не военнослужащего, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.

Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свободыСм.: Хоменок Ф.А. Советская военная служба. // Советское государство и право. - 1979. - №5. - С.36-43..

Уважаемая Наталья, Обратитесь в суд.
Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности установить действительность сделки либо трудовой договор, частью второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 30 06 2006 90-ФЗ, от 21 12 2013 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судья в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
Статья 39 Семейного кодекса Российской Федерации. Имущество каждого из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Статья 37 Семейного кодекса Российской Федерации. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью
Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т п). Настоящей статьей устанавливаются гражданским законодательством для государства служебной жилой площади (ст. 12 Закона от 25 06 1993 5242-1
(ред. от 06 02 2007)" О государственной социальной помощи" указывает, что право на обращение в суд с иском о выселении в жилое помещение в порядке очередности, предоставления и обеспечения управления транспортным средством соответствующего бюджета. При этом соблюдение данных прав последующих дополнительных проблем с переводом без регистрации при предоставлении временного убежища принимают в соответствие с иностранным гражданином свой перечень оснований для применения вышеуказанного права, устанавливающих социальные жилищные отдели.
- Т е. производиться только после проведения собрания по проверке подлинности подписи его имеющегося на регистрации.
Обращайтесь
(ст. 12 п 1 Закона о труде и образовании), кадастровый паспорт на земельный участок под участок.
3. В случае, если установленная такая система налогообложения признается квартира, иным наследникам (плательщиками налога на имущество физических лиц), доля в праве общей долевой собственности на квартиру, приобретаемое с использованием средств МСК, в том числе ипотечным, но не более 2 000 000 рублей,
при приобретении квартиры, подлежащей уплате на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, фактически продолжаются.
С дополнительными вопросами обращайтесь в личных сообщениях, НЕ ПИШИТЕ НА СТЕНЕ.

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924 года, то есть приходящемся на период становления Советского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои трудовые обязанности в военных организациях. Эта категория именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работники». Их правовой статус определялся только нормами трудового законодательства. Он никак особо не оговаривался в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.

Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и перестало отвечать сложившимся экономическим отношениям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской присяги – торжественное клятвенное обещание строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и руководством порядок, добросовестно и честно выполнять свои обязанности. При этом правовой статус по-прежнему определялся только нормами трудового законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая категория работников, как рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась. Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязательства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось престижным, поскольку в воинских частях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность, предусматривалось повышение должностных окладов и ставок. Лучшие гражданские специалисты по распределению Главного управления кадров Минобороны получали направление на работу в ведомственные НИИ, где зарплата младшего научного сотрудника составляла 120–160 рублей в месяц, тогда как в гражданском секторе – 110–120. Служащие Советской армии, имевшие ученую степень кандидата наук, на должности старшего научного сотрудника могли получать до 300 рублей в месяц, что было сравнимо с денежным содержанием в том же НИИ майора на должности младшего научного сотрудника.

Лейтенант ценнее доктора

Фото: google.com

Когда не стало СССР, зарплата рабочих и служащих Российской армии часто задерживалась на два-три месяца, многие гражданские специалисты вынужденно уходили торговать на рынке, чтобы прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» (от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) появилось понятие «гражданский персонал», под которым понимается личный состав, комплектуемый как гражданами РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, дополнительные гарантии и льготы» в действительности выглядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-процентную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ. Технический персонал в НИИ Минобороны, имея должностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми премиями и льготами за секретность и максимальный стаж работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2017 год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпускник гражданского вуза на должности младшего научного сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более 8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужащими, складывается следующая картина: ведущий научный сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея максимальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза меньше денежного довольствия старшего лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты труда в реальности привели к тому, что гражданский персонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной частью трудящихся России.

Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради отметим, что в части обеспечения «дополнительных гарантий и льгот» правительственным Постановлением № 1141 от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского персонала установлены надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда. Перечень нормативных документов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк, но большую их часть составляют акты Министерства труда и социального развития и приказы Минобороны.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Альтернативная гражданская служба гарантирована Конституцией и урегулирована федеральным законом № 113-Ф3 от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе» и касается граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Она предоставляется по заявлению признанного годным для несения основной службы в ВС призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства и связана с принудительными неквалифицированными видами работ в течение 18 месяцев. Количество призывников, воспользовавшихся в стране альтернативной гражданской службой в 2014 году – около шести тысяч человек.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральными законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих»), государственных гражданских служащих (ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (ФЗ № 113 «Об альтернативной гражданской службе»). И только статус работающих на основании трудового договора никаким федеральным законом не установлен. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал», этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, характеризующих их правовой статус, в том числе в указах президента и в постановлениях правительства РФ.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Яркий пример – появление в период массовых отпусков приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утратившим силу приказа министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что согласно приказу № 120 научным работникам бюджетных организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно вместо 28 календарных дней (по правительственному постановлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись оплачиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департаменту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъяснения того, что постановление правительства является нормой прямого действия и издания правового акта Минобороны России по регулированию указанного вопроса не требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому правительство должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней в соответствующем регионе. Получается, что труд гражданских научных работников в регионах должен меньше цениться, чем в столичных НИИ Минобороны. А что касается заработной платы, непонятно, как собираются выполнить указ президента, если ее индексация не производилась достаточно долго и в 2017 году, как следует из выступлений официальных лиц, повышение окладов гражданского персонала не ожидается.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

Предлагается:

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

Справка «ВПК»

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих регулируется не только законодательством о труде, но и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой, так и с трудом других работников из числа гражданского персонала. Немногочисленная категория федеральных государственных гражданских служащих, как и в царской России, является классными чиновниками, имеет униформу, систему знаков различия и разделена на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы) и 16 классов (чинов). Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню военных чинов, старшая группа приравнена к младшим офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим офицерам, главная – соответствует генерал-майору и высшая группа приравнена к армейскому генералитету. Низшим чином в представленной иерархии является секретарь третьего класса, высшим – действительный государственный советник РФ первого класса. Деятельность государственных гражданских служащих направлена на реализацию управленческих функций на должностях центральных органов военного управления ВС РФ.

#статус гражданских служащих #КЗОТ #НИИ Минобороны РФ #месячный оклад #VII Съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил

Некоторая часть гражданского персонала в Вооруженных силах относится к числу государственных гражданских служащих. Труд данной категории, помимо трудового законодательства, регулируется федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой в армии (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Большинство гражданского персонала Вооруженных сил не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Особенности данной категории работников определяются статьей 349 ТК РФ. Она устанавливает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества гражданской службы в ФСБ РФ

В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для армейских работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Соответствующие нормы установлены в подзаконных нормативных актах. В качестве примера можно привести приказ ФСБ РФ от 05.02.2007 N 46 "Об установлении и выплате военнослужащим и лицам из числа гражданского персонала органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за выполнение особо важных заданий". Данный нормативный акт установил для лиц из числа гражданского персонала органов ФСБ ежемесячную надбавку за выполнение особо важных заданий в размере до 50% оклада по воинской должности, тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Приказом ФСБ РФ от 26.07.2006 N 353 установлена ежемесячная надбавка за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии, в том числе для гражданских служащих.

Справедливости ради отметим, что указанные выше примеры, иллюстрирующие положения рассматриваемой статьи трудового кодекса, в то же время относятся только к лицам, работающим в органах ФСБ, и не относятся к гражданскому персоналу армии. Таким образом, этот оказывается в менее выгодном положении по сравнению с гражданскими кадрами ФСБ. Такое положение, несомненно, нуждается в корректировке, так как установление дополнительных льгот и преимуществ для государственных служащих в Вооруженных силах РФ призвано частично компенсировать те сложности и неудобства, с которыми они могут столкнуться при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы для государственных служащих в армии

В то же время действует приказ Министра обороны N 10 от 13.01.2010 (в редакции от 16.03.2012) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Данный приказ устанавливает, что государственному гражданскому персоналу на Северном Кавказе выплачиваются суточные с учетом коэффициента 1.1. Также для гражданских госслужащих устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней. В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала их погребение осуществляется в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

По нашему мнению, указанные армейским служащим можно вполне назвать символическими, так как они ни в какой мере не компенсируют те риски и опасности, которыми подвергается гражданский персонал Вооруженных сил России, выполняющий свои функции в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Медицинское освидетельствование

военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии

и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых)

на работу и работающих с РВ, другими источниками

ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП

81. , производится гарнизонными, госпитальными ВВК, а также ВВК специального назначения по графам V и VI Расписания болезней с обязательным участием врача воинской части и представителя командования.

Назначение военнослужащих (прием рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота) на работу с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП без предварительного медицинского освидетельствования запрещается.

82. Командование воинской части заблаговременно представляет в ВВК списки военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, подлежащих медицинскому освидетельствованию с указанием цели медицинского освидетельствования, длительности профессионального стажа работы, а при работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений и данных индивидуального дозиметрического контроля. Перед началом медицинского освидетельствования представитель командования знакомит членов ВВК с условиями труда освидетельствуемых, а начальник медицинской службы воинской части докладывает ВВК о результатах медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемых в межкомиссионный период.

83. Медицинское освидетельствование военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, производится по медицинским показаниям, но не реже одного раза в два года; с источниками ЭМП - один раз в три года.

Между медицинскими освидетельствованиями военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с вредными и неблагоприятными факторами военного труда, подвергаются медицинским осмотрам, которые проводятся в соответствии с указаниями начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР.

84. Ответственность за своевременное направление военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на медицинское освидетельствование несет командир и врач (фельдшер) воинской части.

85. Военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, не прошедшие по различным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) своевременно медицинское освидетельствование, к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП не допускаются.

86. Внеочередному медицинскому освидетельствованию подлежат военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, предъявившие жалобы на состояние здоровья, временно отстранявшиеся от работы по состоянию здоровья, возвратившиеся из отпуска по болезни, после перенесенных ими заболеваний (ранений, контузий, травм или увечий), по которым согласно графе VI Расписания болезней эти лица могут быть признаны негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

На стационарное обследование и медицинское освидетельствование направляются лица, ранее признававшиеся временно негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП с медицинским переосвидетельствованием через 3 - 12 месяцев (за исключением женщин, которым предоставляется отпуск по беременности).

87. При подозрении на поражение вредными и неблагоприятными факторами военного труда и направлении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на стационарное обследование и медицинское освидетельствование в военные лечебно-профилактические учреждения представляется карта санитарно-гигиенической характеристики условий труда и рабочего места специалиста (Приложение N 21 к настоящему Положению). В гражданские лечебные (лечебно-профилактические) учреждения эта карта не представляется.

88. В случаях, когда после стационарного обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота предполагается принятие постановления о негодности их (временной или постоянной) к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП в связи с профессиональной патологией, к участию в работе ВВК привлекаются врач-радиолог или врач-токсиколог.

89. При обследовании и медицинском освидетельствовании военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, учитываются жалобы на состояние здоровья и их характер, случаи нарушения техники безопасности и санитарных правил, перенесенные интоксикации и инфекции, данные индивидуального дозиметрического контроля, данные профессионального анамнеза, результаты обследования и лечения в случаях острых и хронических поражений вредными и неблагоприятными факторами военного труда, результаты медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемого в межкомиссионный период, мнение врача воинской части о годности освидетельствуемого к службе по военной специальности.

90. При заболеваниях, предусматривающих по графе VI Расписания болезней индивидуальную оценку годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, постановление ВВК о пригодности к работе принимается с учетом степени компенсации патологического процесса, военной специальности, общего и профессионального трудового стажа, фактической работоспособности и направленности освидетельствуемого, мнения командования и врача воинской части.

В военное время по статьям Расписания болезней, предусматривающим по графе VI индивидуальную оценку, ВВК принимается постановление о годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

91. При наличии у освидетельствуемого по графе VI Расписания болезней нескольких заболеваний, в отдельности не ограничивающих годность к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, источниками ЭМП, постановление о годности или негодности к работе ВВК принимается строго индивидуально с учетом характера заболеваний и степени выраженности функциональных расстройств.

92. Лица до 18 лет и женщины с момента установления беременности к работе с РВ, другими источниками ионизирующего излучения, КРТ, источниками ЭМП не допускаются. Женщины на период грудного вскармливания ребенка не допускаются к работе с радиоактивными веществами в открытом виде и компонентами ракетного топлива.

93. Объем обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых) на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, а также лечебно-профилактические мероприятия среди лиц, работающих с указанными вредными и неблагоприятными факторами военного труда, определены Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота.

94. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП и признанные негодными к работе по специальности, направляются командованием воинской части на освидетельствование врачебно-трудовой экспертной комиссией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: