Соотношение государства и общества. Теория государства и права. Понятие общества. Соотношение общества и государства

После того как научная мысль начала различать такие понятия, как общество и государство, возникла проблема их соотношения. Эта проблема довольно сложна и весьма актуальна. К примеру, В.М. Корельский даже считает, что это основной вопрос в В данной статье мы попробуем разобраться в этой проблеме. Вы узнаете, каково соотношение государства и общества в различные исторические периоды, а также в современном мире.

и "государство"

Общество - это взаимодействие людей, которые преследуют частные интересы. Данные интересы весьма многообразны, порой противоположны, поэтому они нередко сталкиваются друг с другом. Общество как сложная система неизбежно приводит к созданию государства. Дело в том, что существует необходимость согласования групповых и частных интересов и выражения на их основе интереса всеобщего. Характеристика государства следующая: это политическая организация общества, которая не совпадает непосредственно с населением. Оно состоит из административного аппарата (то есть чиновников), системы различных учреждений государственной власти, а также принудительных учреждений (суд, полиция, вооруженные силы, карательные органы). Следовательно, государство - это политическая форма существования того или иного общества. А содержание данной формы определяет непосредственно социум. Однако на протяжении человеческой истории характер взаимодействия между ними был непростым. Предлагаем подробно рассмотреть соотношение государства и общества. Начнем с древних времен.

Государство для всеобщего блага

Государство в древности создавалось людьми с целью всеобщего блага. Оно было необходимо для обуздания животного страха и эгоизма, защиты от различных внешних врагов, организации производственной деятельности, обеспечения личной безопасности и порядка. Таким образом, соотношение государства и общества отмечено в этот период главенством последнего. Однако постепенно чиновничий аппарат начинает использовать власть для удовлетворения не общественных, а групповых интересов. Из-за этого соотношение государства и общества меняется. Появляются новые тенденции, о которых мы сейчас расскажем.

Особенности традиционного общества, полицейское государство

Все изменилось с развитием кастового или сословного Оно могло быть упорядочено и организовано с помощью системы насилия, которую разрабатывает государство. Последнее отождествляется в это время с организованным меньшинством управляющих (на Востоке) или собственников (на Западе), подавляющим бесправное большинство. При этом узкоклассовый интерес чиновников выдавался за всеобщий, а целью развития общества провозглашалось благо государства. В это время существовали различные его разновидности. Однако самым устойчивым являлось Этот его тип является исторически первым. Долгое время оно существовало в государствах Западной Европы и в странах Востока. и европейские монархии являются классическими его образцами. Какова же характеристика государства полицейского? Давайте разберемся.

Роль монарха в полицейском государстве

В данном случае государство в лице императора, монарха было господином, который дарует гражданам некоторые свободы и права. Всесилие его власти опиралось на якобы божественное ее происхождение. Управление обществом обеспечивал развитый бюрократический аппарат. Он обеспечивал контроль над людьми. Система карательных органов могла подавлять любое неповиновение власти. Таким было устройство государства полицейского.

Государство как общественный договор

Покрывало святости с монарха было снято в период с 17 по 18 век, когда наблюдался переход сознания от религиозного к светскому. В это время на государство перестали смотреть как на результат божественного промысла. Его начали понимать как заключенный свободными гражданами договор для удовлетворения своих общезначимых потребностей. Устройство государства теперь должно было быть таким, чтобы оно могло служить обществу. Основной его целью декларируется теперь уже совсем другая задача. Человеку должны быть предоставлены естественные права: на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью. Все эти права принадлежат каждому индивиду просто в силу его рождения. Роль государства в жизни общества заключается в их обеспечении. Осознание этого привело к новым изменениям в общественном устройстве.

Переход к правовому государству

Совершившиеся в 17-18 веках буржуазные революции во Франции, США, Англии привели к воплощению в жизнь этой идеи. Результатом данных изменений стал переход к правовому государству (второго типа) от отжившего себя абсолютистского.

Было провозглашено верховенство закона в различных сферах общественной жизни. Граждане и государство подчинены в равной степени конституции. Способом взаимосвязи индивида, общества и государства является право. К этому времени относится учреждение разделения властей, а также гарантии прав личности, неотчуждаемых от нее, и условия свободного развития каждого индивида. Провозглашается теперь взаимная ответственность перед законом личности и государства за свои действия.

Появление гражданского общества

Однако только появление зрелого гражданского общества (то есть сообщества личностей, которые способны самостоятельно, без государственного вмешательства, придерживаться разумных форм общежития, не ущемляющих индивидуальности) способно сделать государство на практике средством удовлетворения интересов общества в целом. Социальный прогресс в настоящее время зависит именно от его создания. Должно существовать развитое гражданское общество, охраняющее и расширяющее свободу каждой личности. Только оно сможет не допустить чрезмерного увеличения государственной власти. Следует сделать так, чтобы правительство было слугой, а не хозяином народа. А для этого нужно переосмыслить роль государства в жизни общества. Кроме того, люди должны осознать необходимость уважения каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о существовании гражданского общества.

Соотношение и государства

Прежде всего, первое является основой последнего. Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства. Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их.

Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как "социального целого". В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие). Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер. Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности. Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума.

С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества. Это связано с несовпадением публичных и частных интересов. Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества. Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим.

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные. Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример. Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность. Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность. Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд?

Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд. Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко. Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства?

Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции "ночного сторожа", то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов. А для большей части общества не были созданы достойные условия существования.

Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное.

Особенности социального государства

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности. Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность. В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Актуальность проблемы

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение - это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас. Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их - тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое. Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

Теория разделения властей и особенности ее применения в России

Разделение властей как принцип правового государства

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.

Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей . Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.


Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Еще с древних времен установился двоякий подход к функционированию государственной власти. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д. Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возникновение этой теории также уходит в древние века. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управление обществом от деспотизма, диктатуры монархов. мысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви власти имеются и их функции, в общем, и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмысленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения конституционных требований к их функциям и т.д.Принцип разделения властей характерен для истинно демократических правовых государств, с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную легитимность государственной власти. Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конституция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осуществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, особенно это относится к порядку формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не всевластна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не назначается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть - это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.

33Государство и личность: взаимная ответственность в современных общественных отношениях

Взаимная ответственность государства и личности - важнейший самостоятельный принцип правового государства. Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства. Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая

надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе

отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исклю-

чают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должнысоответствовать тяжести совершенного правонарушения. Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

Соотношение общества и государства имеет специфические черты.

Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия.

Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально–культурную и иные сферы общественной жизни.

Государство – это политическая, территориальная организация власти.

Общество возникло намного раньше, чем государство.

В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества.

Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей;

2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.);

3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т. д.);

4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.);

5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.).

Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи:

1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей;

2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности;

3) активное использование механизма самоуправления;

4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством;

5) свободное формирование общественного мнения;

6) всеобщая информированность и т. д.

35 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества: 1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем. 2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества: 1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового государства 6.невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества: 1. личность
2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии 8.институты демократии
9.общественные объединения 10.независимое правосудие 11.система воспитания и образования 12.свободные средства массовой информации 13. негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие “относительная самостоятельность государства”, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.


| |

Общество - это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.).

Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть - это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

Можно выделить два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона.

Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация - это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество - слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для государства, ничего против государства, ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день.

Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем.

Государство является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредством права.


Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия государства, по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение государства от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь - партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами государства.

Государство призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп.

Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой государство должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы»

Специальность0061-000-11-«Государственное и муниципальное управление»

Контрольная работа

по дисциплине «Основы теории права»

на тему: «Соотношение общества и государства»

Ижевск 2010г.

Введение

При различении общества и государства под обществомимеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством- политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц (субъектов публично-политической общности и власти, граждан). Дифференциация этих двух сфер, отделение и относительно самостоятельное бытие частных и публичных, неполитических и политических явлений и отношений представляют собой результат длительного социально-исторического развития людей, форм и способов организации жизни свободных индивидов.

В условиях древности и средневековья в эпохи этнического и сословного типов права и государства публично-политическое государственное начало безусловно доминировало во всей социальной жизни людей, а те явления и отношения, совокупность которых принято называть античным или средневековым «обществом», носили политический характер и еще не созрели до обособления в независимую от государства самостоятельную сферу частных неполитических интересов, дел и отношений. Такое обособление общества и государства происходит в Новое время и находит свое выражение в различении частной неполитической и политической сфер социальной жизни в виде гражданского общества и политического государства. Исторически сложившееся словосочетание «гражданское общество», обозначающее общество (неполитическое сообщество людей) в его различении и соотношении с государством (политическим сообществом), явно не соответствует выражаемому им смыслу. Ведь гражданское общество-это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц носителей частных целей и интересов. Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным. Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.Государство социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство-явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная самостоятельность государства" подчеркивает В.В. Лазарев, - призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности. Отмеченное касается, прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности(неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху -авторитарные и тоталитарные государства.Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.Так, в 20-30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933-1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Глава 1 . Понятия ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВО

1. 1 Соотношение гражданского общества и государства

В паре взаимосвязанных понятий-феноменов «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Именно оно изначально порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы существования общества. В наше время государство-это лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа. Вообще, тоталитаризм, как и противоположная ему демократия, социально обусловлен. Историческими предпосылками тоталитаризма являются такие общественные условия, при которых деклассированные, люмпенизированные элементы общества и маргинальные группы готовы объединиться и образовать тем самым социальную базу политического режима. Они готовы принять полное или частичное обобществление или передел собственности в любой форме, и даже насилие как одно из политических средств. Победа либерализма как идеологии свободного рынка в ХХ веке поставила вопрос: «Какой должна быть организационная форма государства?» Так вот, если исходить из того, что государство - это объединение суверенных индивидов, то оно не может быть не чем иным, как корпорацией, которая строится по принципу «снизу вверх», основывает все на открытом и прямом голосовании и является выражением демократии. Противники либеральной философии -марксисты и консерваторы- усматривали сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением, и полагали, что государство не может быть не чем иным, как учреждением, которое строится по принципу «сверху вниз».Указанные выше две точки зрения представляют собой противоположные полюса. Ознакомление же с существующими в мире примерами государств свидетельствует о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым рядовые граждане без специальных знаний никогда не обладали. Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу централизованного учреждения, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи. Вообще, теория государства и права определила ряд взаимосвязанных факторов, которые непосредственно влияют на соотношение в государственном устройстве двух начал: корпоративного и учрежденческого. Можно привести следующие такие факторы: величина территории, плотность населения, характер государственной политики, уровень хозяйственного развития страны, национальный и религиозный состав страны, социальная структура общества, уровень развития правосознания и правовой культуры общества. Рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть-это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

1.2 Соотношение человек-общество-государство на разных этапах истории

На развития государственности, человек был отчужден от власти, не обладал развитым самосознанием и руководствовался в отношениях с обществом и государством, прежде всего многовековыми традициями, не отделяя себя от рода, общины, общества, государства. Античные мыслители не разделяли общество и государство. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Позже государство публичная власть доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. С развитием общества, индивидуальности возникли идеи естественного права человека (право на жизнь, свободу, собственность). Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права, обусловленные природой. Само же государство есть результат общественного договора. Значительный вклад в эту концепцию внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего его право на частную собственность. Различал естественное и условное, позитивное право. Позитивное право, в отличие от естественного, более изменчиво и является результатом деятельности государства и согласия между людьми в обществе. Аристотель проповедовал идею верховенства естественного права над законами государства, которая получила развитие в современной концепции прав человека.Во времена феодализма идея равенства от рождения естественных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные поданным монархом. Каждое из сословий имело специфические права, которые сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии. В эпоху просвещения идея естественных прав получила либеральное толкование. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции прав человека и его взаимоотношений с государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Греции был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Дж. Локк, его называют родоначальником либерализма, впервые четко разделил такие понятия как «личность», «общество» и «государства». Либеральная теория демократии сформировалась на базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье, приверженцев договорной теории происхождения государства и теории естественных прав человека. Он рассматривал функции государства, исходя из индивидуального начала. Основная функция государства защита неотчуждаемых естественных прав личности. Основа всякой государственной власти согласие свободных людей подчинять свою волю решению большинства. Общественная власть не высшее начало, господствующее над людьми, а сбор индивидуальных прав. Дж. Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важнейшие компоненты принцип разделения властей и законность. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей Ш. Монтескье. Цель этой теории гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. В учениях Ж. Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора, которой он видел основу всякой законной власти. Существо общественного договора сводилось к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становиться ее участником. Таким образом, властью обладают все участники соглашения. Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ, которому принадлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье-сословность. Различные теории государства и прав человека решали проблему взаимоотношений по-разному. На базе этих теорий и происходит первоначальное формирование конституционных принципов взаимоотношений человека, общества и государства. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к 17 веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с необходимостью правового закрепления нового общественного строя, нового устройства государства, основных принципов взаимоотношения государства, общества и человека. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе (обществе) как единственном носителе верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. В течение 19-20 века эти теории развивались последователями либерализма. Либералы обосновывали конституционные права и свободы граждан, прежде всего неприкосновенность личности, свободу частной собственности и конкуренции, отстаивали идею невмешательства государства в экономику. Политическая свобода рассматривалась ими как средство для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая политические свободы, превращается в тиранию. Отсюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельной сферы жизни. В первой половине 20 века в связи с развитием государственно-монополистического капитализма наблюдался кризис идей либерализма и появлению доктрины государственного регулирования. Сторонники активного вмешательства государства в экономику (Дж. Кейнс и другие) полагали, что ограничение свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели-обеспечения достойной жизни основной массы населения. Развивались теории, взгляды которых на взаимоотношения человека, общества и государства были диаметрально противоположны либеральным. Появились теории элит, основоположником ее был В. Паретто, которому принадлежит термин “элита”. Общество в целом, по его мнению, состояло из элит и низшего неизбранного класса. Вариантом элитистской теории являлась концепция “олигархии” Р. Михельсона. Он доказывал невозможность осуществления принципов демократии в политической жизни. Американский ученый Бентли разработал теорию “заинтересованных групп”. По его мнению, в обществе существуют интересы групп, которые в ходе борьбы за влияние на правительство добивается защиты своих интересов. Конгресс, президент, суды, согласно Бентли, представляют собой лишь “официальные” заинтересованные группы. Появилась теория “государства всеобщего благоденствия”, в которой активная регулирующая роль государства совмещалась с политикой социальных услуг. В защиту либеральных идей выступил австрийский экономист и политолог Ф. Хайек. Он считал, что процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя. В своей концепции Хайек выделил два принципиальных положения. Первое состоит в том, что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушиться строение либерального общества. Второе заключается в том, что утверждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципа, по которым живут автономные организации типа фабрики или армии. В современном мире философия свободы Хайека, восстанавливающая основные ценности классического либерализма, получает все большее распространение. В России исторически сложилось два течения общественной мысли славянофильство и западничество. Славянофилы считали, что Россия и Запад-это два особых мира и их исторические пути различны. Два фактора, по их мнению, определили особенность развития России: существование общины («мира»), которую они трактовали очень широко (и как общество, и как государство), и православия. Община определила особый характер общественных отношений-«мирское согласие»»,«соборность».Этому способствовала православная церковь. Именно в силу этого Россия шла по пути “внутренней правды”, то есть нравственного совершенствования и “развития духа”, тогда как Запад по пути «внешней правды», то есть развития формальной законности. Русский народ, как они считали «не государственный», он жил в своем общинном мире и не претендовал на государственную власть. Власть в свою очередь не вмешивалась в их дела (в дела «земли»), лишь собирала земские соборы и в необходимых случаях спрашивала его мнение. В противоположность славянофилам западники считали основной и движущей силой борьбу личности за свободу, и в этом смысле Россия не отличалась от Запада, она идет тем же путем развития, но несколько отстала, поэтому должна прибегать к заимствованию успехов цивилизации. Но даже представители либеральных взглядов в России считали, что государство возвышается над другими союзами, составляющими общественную жизнь: семьей, гражданским обществом и церковью. Яркий представитель этого направления Б.Н. Чичерин писал, что личность есть корень общественных отношений, но развитие свободы обеспечивает только сильное государство. Любое общество требует управления, которое обеспечивается государственной властью. Государственная власть представляет собой возможность управлять обществом, подчинять его своей воли. Возникает вопрос о том, в чьих интересах действует политическая власть? Только в демократическом государстве государственная власть действует в соответствие с интересами общества, человека и в рамках права.

Глава 2 . Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека

2.1 В заимоотношений человека, общества и государства

Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут лишаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. Первоначально конституции регулировали: первый блок регулировал права и свободы человека и гражданина, защищал человека от произвола государства; второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей; третий блок определял политико-территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. Развитие общества обусловило развитие конституций и расширение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод происходит включение в конституции новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах. Каждое современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные принципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение которых различно в зависимости от политического режима. Но во всех демократических государствах конституционно закреплены важнейшие из них: принцип народов настия; принцип приоритета прав человека; принцип представительного правления и разделения властей; принцип приоритета права; принцип правовой защищенности человека и гражданина принцип единства права и закона Конституционный принцип народовластия означает принадлежность всей государственной власти народу (обществу), а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В государствах с демократическим строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия -осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют всего народа. Непосредственная демократия осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорганизации, не в состоянии вырабатывать законы совокупными усилиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным людям, которые от его имени и творят законы принцип представительного правления. В современных демократически организованных обществах конституционные принципы взаимоотношений человека, общества и государства не позволяют государству пренебрегать интересами общества и человека. Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конституциями не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью правового регулирования. При отсутствии демократии или недостаточное ее развитии воздействие государства на общество преимущественно или исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно вредит интересам общества и человека. Существуют различные взгляды на права человека и роль государства по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует индивидуальные права человека, другие считают, что их нужно защищать от государства. «Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть поставлены под сомнение только одним политическим субъектом-государством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность именно разделение властей». Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Приоритет права - основа правового государства. Принцип приоритета права - это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.). Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека. Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления. Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей. Поскольку резюмируется, что государство и гражданин равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. Принцип единства права и закона означает, что любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

общество государство соотношение

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема актуальна и сейчас. В течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Гражданское общество это спутник правового государства, т.е. правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество. То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена. Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы. В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи: тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества; сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство; Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени. Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом.

Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов. Развитие учения о гражданском обществе. На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Многие великие умы политической мысли подробно исследовали данное понятие. Античные мыслители не разделяли «общество» и «государство». Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех». Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений, т.е. примитивной формой разделения труда, начальным этапом развития товарно-денежных отношений, огосударствлением общественной жизни. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского в результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи: человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства. Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества» В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: из системы государственных институтов; позитивного права издаваемого государством

Литература

1. С.С. Алексеев Государство и право 2003 г.

2. С.А. Комаров общая теория государства и права 2004 г.

3. В.В. Лазарев общая теория государства и права2001 г.

4. Теория государства и права, под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - 2001 г.

5. Теория государства и права, под редакцией Н.И Матузова и А.В. Малько - 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие гражданского общества как особый период истории человечества, государства и права. Современное гражданское общество в развитых странах. Государство, право и гражданское общество России. Построение эффективного гражданского общества.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие правового государства. Возникновение и развитие понятия гражданского общества, его соотношение с правовым государством. Конституция РФ как основа формирования правового государства. Сущность понятий "народный" и "государственный суверенитет".

    контрольная работа , добавлен 30.01.2017

    Характерные черты, идеи и принципы правового государства и гражданского общества; соотношение понятий "государство", "правовое государство" и "гражданское общество". Юридическая ответственность как мера государственного принуждения; правовое наказание.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2010

    Основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений. Происхождение государства и права. Сущность государства и его признаки. Функции современного государства. Государство в политической системе общества. Основные признаки права.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2014

    Определение принципов правового государства. Обозначение степени участия государства в общественной жизни граждан. Особенности и правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. Соотношение гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Понятие общества, его развитие как первооснова функционирования государственно-правовых институтов. Гражданское общество в условиях правового государства. Особенности процесса формирования правового государства, достижения приоритета права над властью.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Концепции и этапы развития гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Понятие правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве. Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Понятие и сущность гражданского общества, его основополагающие принципы. Роль государства: механизмы, объединяющие политическое и неполитическое в обществе. Основные аспекты в идее правового государства, его общие черты. Отношения государства и права.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Развитие учения о гражданском обществе. Гражданское общество: структура, признаки, современное понимание. Соотношение правового государства и гражданского общества. Гражданское общество – это спутник правового государства.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2004

    Категория "гражданское общество" как предмет изучения философии и права. Разность структур и взаимоотношение гражданского общества и государства. Возникновение и развитие конституционного законодательства. Правовое государство с точки зрения Канта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: