Сборник идеальных эссе по обществознанию. Современные подходы к пониманию права — Гипермаркет знаний Вопросы для самопроверки


Законотворческий процесс в РФ
Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

^ Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов – ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия – обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное – одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).

Третья стадия – принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа – 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвёртая стадия – принятие закона в Совете Федерации (его численность – 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия – подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования – довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях – «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).
^ III. Практические выводы.


  1. Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться – ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

  2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется, прежде всего, в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует немалых личных усилий на протяжении всей жизни.

  3. Как гражданину, вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, важно твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

  4. Вы живёте в обществе, в окружении людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

  5. У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин, вы можете выступить с законодательным предложением (если будет что предложить).

^ IV. Документ.
Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука – теория – философия».
Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
Вопросы и задания к документу


  1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

  2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?

  3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

^ V. Вопросы для самопроверки.


  1. В чём суть нормативного подхода к праву?

  2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

  3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

  4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

  5. В чём гуманистический смысл естественного права?

  6. Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

VI. Задания.


  1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:

  1. укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении?

  2. докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;

  3. на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).

  1. Сравните два высказывания:
«Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

«С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881-1973), австрийский юрист).

Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
VII. Мысли мудрых.
«У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
Стендаль (1783-1842), французский писатель
VIII. Заключительная часть.


  1. Оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание: читать §19 «Современные подходы к пониманию права» (сс. 214-225); выполнить задание 2 (сс. 224-225).
  1. Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться - ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
  2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует огромных личных усилий на протяжении всей жизни.
  3. Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
  4. Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.
  5. У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить).

Документ

Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука - теория - философия».

    Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только... исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

Вопросы и задания к документу

  1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
  2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
  3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем суть нормативного подхода к праву?
  2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
  3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
  4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
  5. В чем гуманистический смысл естественного права?
  6. Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

Задания

  1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1. укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2. докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
    3. на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
  2. Сравните два высказывания:

      «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

      «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идет о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право... Мы можем чувствовать к нему отвращение, как... к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 - 1973), австрийский юрист).

    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

Мысли мудрых

«У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснен законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».

Стендаль (1783-1842), французский писатель

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (гуманитарный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Задание А 1. Сформулируйте основную мысль данного фрагмента. 2. Опираясь на текст, охарактеризуйте поведение тонкого, узнавшего о высоком чине друга детства (3-4 предложения). Критерии оценивания Всего 2 балла. 2 балла – если основная мысль сформулирована правильно. 1 балл – если основная мысль сформулирована неточно. 0 баллов – если основная мысль сформулирована неправильно или не сформулирована. Примерный ответ.А) В этом фрагменте автор высмеивает чинопочитание. Б) В этом фрагменте автор осуждает рабскую трусость тонкого, который заискивает перед своим одноклассником, ставшим чиновником высокого ранга. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа) Всего 6 баллов 6 баллов – если ответ содержит полную и адекватную характеристику. 4 балла – если есть незначительные отклонения от содержания задания. 2 балла - если в ответе есть значительные отклонения от содержания задания. 0 баллов - если ответ не соответствует содержанию вопроса или отсутствует. Баллы 40 2 6 Примерный ответ.Тонкий, узнав о о высоком чине своего друга детства, изменился внешне. Он сначала побледнел, потом застыл от неожиданности, потом, чтобы показать свое расположение толстому, «искривился» в широкой улыбке. Тонкий стал как будто бы меньше: съежился, сгорбился, сузился. Его красноречие исчезло, поведение стало подобострастным и угодливым. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 3. Назовите художественное средство в выделенном предложении и объясните цель его использования в тексте(1-2 предложения). Всего 5 баллов. 1 балл – если художественное средство определено правильно. 0 баллов – если художественное средство определено неправильно или не определено. 4 балла – если цель использования художественного средства определена правильно. 2 балла – если цель использования художественного средства определена не вполне правильно. 0 баллов - если цель использования художественного средства определена неправильно. Примерный ответ. В этом предложении использовано олицетворение. С его помощью автор усиливает степень 5 чинопочитания, подобострастия, рабской угодливости тонкого. 4. Объясните значение существительного чинопочитание. Всего 2 балла. 2 балла – если значение существительного определено полно и правильно. 1 балл– если значение существительного определено неточно и неполно. 0 баллов – если значение существительного определено неправильно или не определено. 2 Примерный ответ.Чинопочитание – это уважительное отношение низшего чина к высшему. Слово содержит в себе отрицательный оттенок, так как означает угодливость, страх перед старшим по чину и желание всячески услужить ему, теряя свое человеческое достоинствои здравый смысл. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа) 5. Поясните роль многоточий, которые использует автор для речевой характеристики тонкого (1-2 предложения). Всего 5 баллов. 5 баллов – за правильное определение роли многоточий. 3 балла – за незначительные неточности в объяснении роли многоточий. 1 балл – за значительные неточности в объяснении. 0 баллов – за неправильноеопределение роли многоточий или отсутствие ответа. 5 Примерный ответ.Многоточия передают психологическое состояние тонкого. Он теряет дар речи, с трудом подбирает слова, которые, как ему кажется, помогут показать его уважение и почтение к толстому. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 6. Опишите реакцию толстого на поведение тонкого, используя лексические средства из текста (2-3 предложения). Всего 6 баллов. 6 баллов – за полное и адекватное описание, в котором использованы лексические средства из текста. 4 балла – за незначительные отклонения от содержания задания. 2 балла – за значительные отклонения от содержания задания. 0 баллов – за неадекватное описание или его отсутствие. 6 Примерный ответ. Толстому неприятны и даже противны перемены, произошедшие в поведении одноклассника. Он «морщится», просит тонкого не воспринимать его как начальника. Его тошнит от угодливости тонкого, он отворачивается от него, хотя и подает на прощание руку, так как видит в нем своего школьного товарища, а не мелкого чиновника. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 7. Как вы думаете, сатирическим или Всего 6 баллов 6 баллов – за правильный и аргументированныйответ. 4 балла – за незначительные нарушения аргументации в 6 юмористическим является данный рассказ? Аргументируйте свой ответ (3-4 предложения). правильном ответе. 2 балла – за значительные нарушения аргументации в ответе. 0 баллов – за неправильное объяснение или его полное отсутствие. Примерный ответ.Рассказ можно считать сатирическим, так как чинопочитание, которое высмеивает Чехов, стало распространенным в обществе негативным явлением. Чтобы угодить начальству, мелкие чиновники готовы были на любые безнравственные поступки, теряя своѐ человеческое достоинство, самоуважение. Тонкий вызывает у читателя чувство презрения, его недостаток вредит не ему одному, а обществу в целом. Автор использует такие средства сатиры, как ирония, гипербола, гротеск. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 8. Определите, что явилось Всего 8 баллов 8 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи. 6 баллов – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 4 балла – за незначительные нарушения аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 2 балла – за значительные нарушения аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств письменной речи или отсутствие ответа. предметом осмеяния в приведенном фрагменте и выскажите ваше мнение о том, актуален ли рассказ А.П.Чехова в наше время (56 предложений). Задание Б Структурированное эссе Опираясь на суждение В.Г. Белинского: «Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи», напишите эссе (1-1,5 стр.) на тему «Смех – дело серьезное». В своем эссе вы должны учесть следующие требования: Сформулируйте свое понимание суждения В.Г. Белинского. Продемонстрируйте на а) Соответствие содержания ответа предложенному вопросу: 10 баллов – за полное соответствие содержания ответа предложенному вопросу; 8 баллов - за незначительное отклонение в содержании ответа; 6 баллов - за 2 -3 незначительных отклонения в содержании ответа; 4 балла – за отклонения в содержании ответа; 2 балла – за значительные отклонения в содержании ответа; 0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенному вопросу. б) Аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности): 12 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи; 10 баллов – за незначительные нарушения аргументации и 8 40 10 баллов 12 баллов примере 2-3-х произведений русской литературы XX века сатирическое разоблачение пороков современного общества. Поясните, что внесла русская литература в ваш собственный опыт понимания мира вокруг вас. Грамотность и оформление экзаменационной работы незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 8 баллов – за нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи; 6 баллов – за частичную аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 4 балла – за слабую аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 2балла – за отсутствие аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи. в) Правильность и полнота использования фактического материала: 8 баллов - материал использован правильно и полно; 6 баллов – материал использован правильно, но недостаточно полно и глубоко; 4 балла - материал использован правильно, но неполно; 2 балла - материал использован в минимальной степени; 0 баллов - фактический материал отсутствует. г)Самостоятельность и отражение личностной позиции ученика: 10 баллов - самостоятельность полная, личностная позиция выражена и аргументирована; 8 баллов- самостоятельность полная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована; 6 баллов - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена, частично аргументирована; 4 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция выражена частично, аргументирована не полностью; 2 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция не выражена; 0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. а) Орфографические ошибки: 7 баллов– если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов - если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки; 2-1 балл – если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов– если допущено более 6 ошибок. б) Пунктуационные ошибки: 7 баллов– если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов - если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки; 1 балл – если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов– если допущено более 6 ошибок. в) Грамматические и речевые ошибки: 4 балла– если нет ни одной ошибки; 3-2 балла– если допущено 1-2 ошибки; 1 балл– если допущено 3 – 4 ошибки; 0 баллов– если допущено более 4-х ошибок. г) Каллиграфическое оформление работы: 1 балл – если работа выполнена в соответствии с требованиями каллиграфии; 8 баллов 10 20 0 баллов - если работа не соответствует требованиям каллиграфии. д) Культура письменного оформления работы: 1балл - если работа выполнена в соответствии с требованиями культуры письма; 0 баллов - если работа не соответствует требованиям культуры письма.

Почему люди по-разному понимают право?

Это связано с тем, что понятие право многогранно. Каждый может трактовать его по-своему, но в общем значении право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения.

В каком случае закон противоречит праву?

Во-первых, право может иметь и другие формы выражения - например, судебные решения или обычаи. Во-вторых, законы далеко не всегда бывают правовыми, то есть справедливыми.

Аргумент: в гитлеровской Германии царило незыблемое верховенство закона, но едва ли кому-то придет в голову назвать Третий рейх «правовым государством».

Можно ли создать идеальное право?

Идеальное (естественное) право - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма - несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная - изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Вопросы и задания к документу

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

Основная мысль данного фрагмента заключается в том, что естественное право стало основой для политико-правовых отношений в обществе.

2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?

Через века идея естественного права сумела пройти благодаря своей устойчивости, так как естественные права не отнимешь и на их основе были выстроены остальные права человека.

3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

Естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной науки, так как позволили на своей базе выстроить другие, не менее важные права, которые сейчас используются в современном обществе.

Вопросы

1. В чём суть нормативного подхода к праву?

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, - это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы».

2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

Во-первых, каждому человеку дан с самого рождения определённый набор прав и свобод, который невозможно каким-то образом забрать, отдать другому, то есть он неотчуждаем. В него входит право на жизнь, право на свободу мысли, слова, право передвигаться по земле и многие другие.

Во-вторых, закон не является правом, а одной из форм проявления права.

В-третьих, естественное право служит основанием для создания законов.

3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

Естественное право становится юридической реальностью, пройдя пять важных этапов.

В далёком прошлом люди различали два разных вида прав: природный и установленный человеком.

Где-то в XVII-XVIII веке - в эпоху естественного права, то есть именно в это время особенно активно развивалась идея прав, дающихся с рождения.

На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность. Вам известно про такие провозглашённые ранее декларации, как в США (1776) и во Франции (1789).

Потом идёт продолжительный спад развития идей естественного права из-за войн (конец XIX века и начало XX века), революций, кризисов, хотя это как раз и сподвигло людей к поиску решений проблем, которые возникали после установления в странах тиранических режимов. После вышеупомянутых событий люди признали существование естественного права, чтобы развить гуманизм во всём мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав. Ещё многие страны в свои конституции внесли специальные разделы, в которых говорилось о правах человека, то есть они стали нести юридическую ценность.

4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

Естественные права определяют границы человеческой свободы. Свобода, в свою очередь, по мнению сторонников естественно-правового подхода, является данной с самого рождения возможностью решать, какие поступки нам совершать, но это вовсе не означает, что люди могут делать абсолютно всё. Если свободу каждого человека не регулировать, то отсутствие контроля приведёт к печальным последствиям, потому и существует позитивное право, то есть законы, которые требуют от людей обязательного их выполнения.

5. В чём гуманистический смысл естественного права?

Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права - они перестают быть правовыми.

Задания

1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:

1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;

2) докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права.

В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право.

Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность) , и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.

Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.

В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.

3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).

Позитивное право - это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Признаки позитивного права:

а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;

в) право имеет конкретную, форму, выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т.д.);

г) право представляет собой стройную систему, единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

д) право - один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями, нормами общественных организаций, религиозными нормами.

2. Сравните два высказывания:

«Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

«С позиций правовой науки право под господством нацистов есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право... Мы можем чувствовать к нему отвращение, как... к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 -1973), австрийский юрист).

Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

Первое высказывание основано на признании божественной природы права (право приравнивается к справедливости, а источник справедливости – Бог). Второе высказывание подчеркивает земную природу права (источник права – люди, которые могут придерживаться любой идеологии). В своей оценке исхожу исключительно из здравого смысла.

Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: "Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой"

Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, - подумала покойница, - имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.

(Н.В. Гоголь «Шинель».)

Показать текст целиком

Основной идеей фрагмента является описание незначительности Башмачкина. Даже с именем ему не повезло. Внешность ничем не примечательного человека автор описывает очень подробно: "низенького роста, несколько рябоват..." Но при этом он почти ничего не говори



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: