Штраф за спил березы в лесу. Можно ли спилить дерево во дворе многоквартирного дома и как осуществляется вырубка деревьев на придомовой территории

В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Уголовный закон призван обеспечивать конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и конституционную гарантию охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей.

В настоящее время в Российской Федерации распространение получило такое преступление, как незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ).

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы), либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ) причисляются такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдир коры).

Преступление признается оконченным с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста.

Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде 6 лет лишения свободы. Кроме того, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, орудия, оборудования или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, будут конфискованы.

Для справки:

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан , если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) - утратил силу;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.


Помимо уголовной ответственности за незаконную рубку деревьев существует и административная ответственность .

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба , причиненного посягательством, превышающий 5 тыс. руб. (примечание к ст. 260 УК РФ).

Другим критерием отграничения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, от административного правонарушения (ст. 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста , содеянное влечет административную ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ.

Для справки:

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Подготовлено по материалам Прокуратуры РТ , 26.06.2015 г.

///
Дополнительная информация. Выдержка из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 (ред. от 26.05.2015 г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

16. Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

17. К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

18. Уголовная ответственность по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.

19. При квалификации незаконной рубки, совершенной организованной группой (часть 3 статьи 260 УК РФ), следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать наличие организатора (руководителя), большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность, распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

Действия всех членов организованной группы, принимавших участие в подготовке или в совершении незаконной рубки насаждений, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части 3 статьи 260 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

20. Если лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, посредством использования другого лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ.

21. Действия лица, совершившего незаконную рубку насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за хищение чужого имущества.

Незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества.

22. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

Разъяснить, что критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.

Нередки ситуации, когда встает ребром вопрос о необходимости спила дерева в условиях городской застройки (Фото 1 ). Предлагаем изучить этот вопрос подробно с правовой точки зрения.

Фото 1 . Опасное дерево.

Положение "Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153) в п.6. "Охрана насаждений озелененных территорий" отмечает:

    6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников .

    6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.

Таким образом, положение устанавливает порядок охраны и одержания зеленых насаждений. Больше положений п. 6. Охрана насаждений озелененных территорий : обязанности землепользователей , запреты на озелененных территориях , учет сухих деревьев , обязанности строительных и других организаций при производстве строительных работ , проведение новых посадок .

Размер суммы штрафа за спил дерева

Сумма штрафа за незаконный спил дерева регламентируется постановлением "Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45" (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы). В гл. 4. "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" постановлено:

Фото 2

Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

    1. Повреждение зеленых насаждений -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей (от 3 500 до 4 000 р), (Фото 2 ) ; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 р) ; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 р) .

    2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники -

    Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 р) ; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 р) ; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 р) .

Статья 4.19. Незаконное уничтожение зеленых насаждений

    Незаконное уничтожение зеленых насаждений -

    Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 р) ; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 р) ; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 р) .

Штраф за несанкционированную пересадку дерева

Фото 3 . Самовольная пересадка влечет административную ответственность - штраф.

Случается, что вместо спила дерева сознательные граждане решают произвести его пересадку (Фото 3 ), ошибочно полагая, что таким образом они также избегут взыскания штрафа.

В статье 4.23. "Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений" Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45" (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы), отмечено:

Статья 4.23. Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений

    1. Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку -

    2. Невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений -

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (20 000 р) ; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (200 000 р) .

Нормативы о порядке проведения спила дерева в Москве

Порядок проведения спила дерева регламентирован Законом г. Москвы "О защите зеленых насаждений" (с изм. от 21.02., 19.12.2001; 25.06.2003; 17.03., 24.11.2004 г.), гл. 1. "Общие положения":

Статья 3. Вырубка деревьев и кустарников

    Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях:

    Реализации проекта, предусмотренного градостроительной документацией, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы, получившего положительное заключение органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;

    Проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы;

    Восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;

    Ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ.

    Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

    Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.

    Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

    Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.

    Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы.

    Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

Статья 4. Компенсационное озеленение

    Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений.

    В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

    Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

    Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств целевого бюджетного территориального экологического фонда города Москвы, а при недостатке указанных средств - за счет средств бюджета города Москвы.

    Если зеленые насаждения застрахованы, компенсационное озеленение производится за счет сумм страхового возмещения, выплачиваемых в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

Если необходимо спилить дерево под окном

Для проведения работ по удалению дерева необходимо получить порубочный билет.

Его может получить только организация, на балансе которой находится территория с зелеными насаждениями - ГУ ИС (Государственное учреждение "Инженерная служба") района.

Весь порядок необходимых согласований рабочей документации описан в "Правилах создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" .

Для инициирования проведения работ по спилу дерева гражданину необходимо обратиться в Инженерную службу и подать заявление .

Затем необходимые документы отправляются в Департамент природопользования , в отдел согласования порубочных документов.

Специалист Департамента природопользования выезжает на место и составляет акт и ведомость с характеристикой дерева, подлежащего спилу.

После этого принимается решение выдавать или не выдавать порубочный билет.

Нормативы создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153)

Глава 1. Общие положения

1.3. Состав рабочей проектной документации, по которой производятся работы по строительству новых объектов озеленения.

1.3.1. Производство работ по строительству объектов озеленения может осуществляться только при наличии утвержденной рабочей документации. Производство работ по эскизному проекту, проекту ТЭО и по проектной документации, разработанной на стадии "проект" не допускается.

Рабочая документация может разрабатываться как самостоятельная стадия проектирования или входить составной частью в рабочий проект.

1.3.2. Рабочая проектная документация должна содержать необходимую информацию по производству работ по подготовке и вертикальной планировке территории, устройству дорожно-тропиночной сети, площадок разного назначения на озеленяемой территории, местами посадок деревьев и кустарников, посеву газонов, устройству цветников, расстановке малых форм архитектуры. Она не должна содержать излишней информации (обоснованию принятых решений, нормативных показателей и т.д.), которая указывается в утверждаемой части проекта и разрабатывается на стадиях эскизного проекта, ТЭО, проекта. Состав и содержание утверждаемых частей проектной документации с обоснованием принятых решений указывается в СНиП и методических указаниях по проектированию различных объектов озеленения и в настоящие "правила" не входят.

1.3.3. Дендроплан и перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на стройгенплане в масштабе 1:500.

На стройгенплан наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяются, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки.

Все эти данные записываются в перечетную ведомость, которая должна быть согласована со специально на то уполномоченным органом муниципального управления по управлению зеленым фондом города.

На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке. Все деревья, которые подлежат сохранению, должны быть защищены от строительных механизмов специальными ограждениями.

1.3.4. План вертикальной планировки и дорожных покрытий.

План вертикальной планировки и дорожных покрытий выполняется на геоподоснове в масштабе 1:500. На геоподоснову наносятся существующие и проектируемые здания и сооружения, инженерные коммуникации и дороги, сохраняемые зеленые насаждения с указанием: красных линий, красных отметок и поперечных профилей городских проездов, абсолютных отметок углов и полов первых этажей проектируемых зданий и входов, дождеприемных решеток (или лотков, канав и кюветов), крышек и лотков существующих коммуникаций, проектных (красных) горизонталей сечением через 0,2 м в зависимости от сложности рельефа, на проездах, тротуарах, отмостках, газонах, площадках, направлении и величин продольных уклонов на проездах, пандусах, лотках и др.; переломных точек продольных уклонов и их абсолютных отметок существующих и проектируемых; ширина проездов, тротуаров, отмосток, радиусов поворотов на пересечениях проездов, сохраняемый рельеф изображается пунктирными линиями. На плане вертикальной планировки и дорожных покрытий помещается таблица объемов дорожно-строительных работ.

1.3.5. Картограмма земляных работ. К плану вертикальной планировки на отдельном листе выполняется картограмма земляных работ, на которой указывается сетка квадратов размером 20?20 м с абсолютными красными, черными и рабочими отметками по углам квадратов или других геометрических фигур; средняя рабочая отметка по квадрату в метрах, объем земляных работ в м3 и площадь квадрата или другой фигуры в м2; нулевые линии перехода насыпи грунта условно обозначенные.

Даются пояснения к балансу земляных работ, таблица объемов земляных работ насыпи и выемки в м и разрезы покрытий проездов, автостоянок, тротуаров и отмосток.

1.3.6. Разбивочный чертеж планировки масштаб 1:500. На разбивочный чертеж планировки наносятся:

Здания и сооружения, проектируемые и сохраняемые (опорные);
- сеть дорожек и площадок разного назначения;
- проезды, дороги, отмостки.

На чертеже должны быть указаны конструкции покрытий дорожек и площадок, а также их привязка к существующим и проектируемым зданиям и сооружениям. Выносные линии привязок по возможности не должны пересекаться. При невозможности "привязать" дорожки и площадки и другие элементы озеленения и благоустройства к видимым ориентирам допускается привязка их к местности путем наложения на чертеж координатной сетки.

На чертеж наносятся также объемы работ, предусмотренные, проектом по устройству дорожек и площадок (пример разбивочного чертежа.

1.3.7. Посадочный чертеж масштаб 1:500. На посадочный чертеж наносятся:

Сохраняемые (опорные) и проектируемые здания и сооружения;
- подземные коммуникации, существующие и проектируемые;
- дороги, проезды, отмостки, дорожки, площадки;
- проектируемые и сохраняемые деревья и кустарники;
- проектируемый газон;
- проектируемые цветники;
- оборудование (малые формы и их размещение);
- размещение оборудования спортивных площадок не указывается. В этом случае указывается тип спортивной площадки и дастся ссылка на типовой проект.

Дороги, проезды, отмостки, дорожки и площадки не привязываются. Газон затушевывается. Деревья одною возраста и вида соединяются между собой одной сплошной линией.

Деревья привязываются к опорным и проектируемым зданиям и сооружениям, а также к дорогам и проездам.

На посадочном чертеже дается:

Место расположения цветников;
- ассортимент проектируемых деревьев и кустарников с указанием наименования пород, возраста, размера кома, количества деревьев и кустарников по породам и возрастам по участкам работ для отдельных заказчиков (пример посадочного чертежа.

Проекты отдельных цветников выполняются в виде фрагментов в масштабе 1:100, 1:200 с указанием ассортимента, количества рассады по культурам и мест посадки каждой культуры (рисунок чертежа).

1.3.8. Совмещенные чертежи. Для несложных по своей планировке и небольших по площади объектов разрешается выпускать совмещенные разбивочные и посадочные чертежи, на которые наносятся все элементы разбивочного и посадочного чертежа.

1.4. Необходимые согласования рабочей документации

1.4.1. Работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа.

1.4.2. Перед началом работ строитель обязан получить согласование представителей организаций, согласовывавших разрытие. Совместно с представителями этих организаций производитель работ наносит на рабочие чертежи фактическое положение кабелей и трубопроводов, места вскрытия шурфов и зоны ручной раскопки траншеи (котлована), а также устанавливает знаки, указывающие месторасположение подземных коммуникаций в зоне работ.

Представители эксплуатационных служб вручают производителю работ предписания о мерах по обеспечению безопасности и сохранности принадлежащих им подземным сооружениям.


Глава 6. Охрана насаждений озелененных территорий

Охрана насаждений озелененных территории - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.

6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:

Обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.

6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям.

6.3. На озелененных территориях запрещается:

Складировать любые материалы;
- устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
- использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, использование роторных машин на уборке озелененных улиц и площадей допускается лишь при наличии на машине специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения;
- сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
- сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (целесообразно их собирать в кучи, не допуская разносов по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования, вывозить на свалку или использовать при устройстве дренажа);
- посыпать солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия;
- сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;
- проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций согласно установленным правилам;
- проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);
- ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), устраивать игры;
- разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;
- подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
- добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;
- рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;
- разорять муравейники, ловить и уничтожать птиц и животных.

6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.

6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства, на объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства с участием местных органов.

6.7. При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны:

Согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждении и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее, чем за два дня;
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 1,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- при производстве замощений и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия;
- выкопку траншей при прокладке инженерных коммуникаций производить в соответствии с пунктом 4.6-4.11;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;
- подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;
- сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.

6.8. Организации, учреждения и предприятия обязаны при составлении проектов застройки, прокладки дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений заносить на генеральные планы точную съемку имеющихся на участке деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов, а при их отсутствии делать об этом оговорки в плане.

6.9. Новые посадки, особенно деревьев на придомовых территориях, должны проводиться при согласовании работ в установленном порядке.

На территории России процесс вырубки деревьев регулирует целый ряд законодательных норм. За незаконное уничтожение в зависимости от степени причиненного ущерба предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Что такое незаконная рубка лесных насаждений?

Понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям. Например, растительность на своем участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации. А вот за деревья находящиеся в муниципальной или государственной собственности уже придется отвечать.

К ним относятся следующие категории насаждений:

  1. Входящие в Гослесфонд.
  2. Насаждения в парках, аллеях.
  3. Деревья вдоль железных и автомобильных дорог.

При этом абсолютно никакой роли не играет то, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. При необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной территории всегда обязательно получать соответствующее разрешение.

Под незаконной вырубкой понимается повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации. Также к этому понятию можно отнести незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.

Административная ответственность. Штрафы за незаконную вырубку леса.

Административная ответственность за незаконную рубку предусмотрена для тех случаев, когда причиненный ущерб не превышает 5000 рублей. Регламентируется она КОАП ст. 8 подпунктом 28.

В соответствии с ней размер штрафа может составлять:

  1. Для физлиц от 3 до 4 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 20 до 40 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 200 до 300 тыс. рублей.

В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:

  1. Для физлиц от 4 до 5 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 40 до 50 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того в отдельных случаях к перечисленным штрафам могут применяться и другие меры взыскания. Например, конфискация техники или объектов незаконной вырубки.

Также КОАП предусматривает ответственность и за сбыт и покупку незаконно вырубленной древесины.

Если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям могут применяться меры уголовной ответственности. Они четко прописаны в ст. 260 УК РФ. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей. В отдельных случаях размер денежного взыскания приравнивают к доходу нарушителя. При этом для расчета используют размер его заработка за последние 3 года.

Кроме денежных взысканий эта статья также предусматривает до 480 часов обязательных работ или 2 лет исправительных. При особо крупных размерах вырубок к нарушителям применяется такая мера, как лишение свободы. При этом срок заключения в зависимости от обстоятельств может доходить до 2 лет и сопровождаться штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

При определении меры наказания суд обязательно принимает во внимание размер причиненного ущерба. При этом он учитывает следующие критерии:

  1. Ущерба свыше 5000 рублей будет достаточно для возбуждения уголовного дела.
  2. При ущербе свыше 50 тыс. рублей он будет считаться особо крупным.
  3. При превышении порога в 150 тыс. рублей ущерб отнесут к категории особо крупных.

Кто может привлечь к ответственности?

Привлечь к ответственности за незаконную вырубку может практически любой сотрудник лесничества: лесник, егерь, член лесного патруля. Также этим может заняться и сотрудник полиции, например, участковый. При этом к ответственности будут привлечены все участвующие, и заказчик и исполнители.

Куда обращаться, если вы узнали об незаконной вырубке леса? При подозрении на незаконную вырубку обращаться прежде всего стоит в лесничество. При этом лучше всего предварительно запастись соответствующими фото и видео материалами. Там либо подтвердят законность проводимых мероприятий, либо займутся расследованием.

В случаях, когда возникают подозрения по поводу причастности сотрудников лесничества обращаться стоит непосредственно к своему участковому. При этом он будет обязан посетить место вырубки и проверить всю необходимую документацию. В случае ее отсутствия или несоответствия он имеет право задержать лесорубов и конфисковать задействованную технику.

Факт №1

Интересную стратегию борьбы с незаконными вырубками разрабатывают в Румынии. Ее суть заключается в чипировании каждого спиленного дерева. Во время заготовки лесорубы будут обязаны забивать в каждое бревно специальный чип. В нем будет содержаться информация о месте заготовки и времени заготовки. Впоследствии для считывания этой информации достаточно будет всего одного смартфона.

Подобные системы отслеживания уже достаточно давно используются в пищевой промышленности. Например, для определения происхождения говяжьих туш. Согласно мнению разработчиков глобальное внедрение этой системы позволит почти полностью искоренить проблему незаконной вырубки.

Факт №2

С июля 2017 года на территории Приморского края для контроля вырубки лесов используется специальная спутниковая система «КЕДР». За время своей работы она помогла выявить 17 случаев нарушений на сумму около 3 млн. рублей.

Система быстро определяет очные координаты незаконных вырубок, что позволяет оперативно определять места предполагаемых преступлений. Мониторинг состояния лесов осуществляется 24 часа в сутки, в независимости от погодных условий. Внедренная система позволяет эффективно отслеживать даже незначительные по площади вырубки.

Факт №3

Один из жителей Прикамья незаконно вырубил 91 дерево. После подсчетов выяснилось, что его деяния нанесли ущерб на сумму около 1 млн. рублей. На суде нарушитель полностью сознался в содеянном. После чего ему было вынесено решение об уплате штрафа эквивалентного размеру ущерба. В настоящее время приговор уже вступил в силу.

Пилим деревья на своем участке - нужно ли платить штраф?

Чаще всего собственники участков решают избавиться от деревьев, которые находятся вблизи границ участка или строений, затеняют посадки, достают ветвями до линий электропередач. Также мешают деревья, которые растут на месте планируемого строительства. Первое, что приходит в голову собственнику участка, задавшемуся вопросом, можно ли спилить дерево на своем участке: «Раз участок в собственности, то - можно пилить».

Это не всегда так, важно учитывать некоторые отдельные законодательные нюансы. Участок не должен находиться на территории охранной экологической зоны, на которой вырубка категорически запрещена. В отдельных случаях при получении разрешения и в охранной экологической зоне можно спилить дерево на своем участке. Кроме того, посмотрите кадастровый план – есть ли на нем деревья, которые вы намереваетесь вырубить? Если есть, вырубка потребует разрешения.

Если участок принадлежит хозяину на правах собственности, деревья в плане не значатся, то можно спилить дерево на своем участке. Стоит уточнить, прописан ли этот момент в уставе и правилах садового общества. Также нужно руководствоваться местным законодательством, регулирующим вырубку деревьев.

Сколько нужно будет заплатить штраф за спиленное дерево?
Незаконная вырубка считается административным правонарушением, пока нанесенный лесному фонду ущерб не превысил 5000 рублей. Речь идет о деревьях, находящихся в лесном фонде.

На частных участках, с одной стороны, гражданский кодекс разрешает выполнять со своей собственностью, которой являются деревья, абсолютно все действия. Но если деревья относятся к зеленым насаждениям и нанесены на кадастровый план, то штраф может составить до 3500 руб. за одно такое дерево для частного лица. Предприятия и должностные лица вынуждены будут заплатить в десятки раз больше.

Участок может быть передан в аренду с последующей передачей в собственность при условии строительства дома. В этом случае – изучайте договор аренды. Там должно быть написано, как арендатор должен поступать с зелеными насаждениями, должен ли он получать в администрации разрешение на вырубку.

Таким образом, для того чтобы не платить штраф за спиленное дерево, перед вырубкой уточните юридические моменты:

кадастровый план;
договор аренды землию, если он есть;
документы садового общества или кооператива;
местное законодательство;
также нужно учесть, к какой категории земель относится ваш участок.
Если вы учтете все эти нюансы и документы, то штрафа за уничтожение деревьев не будет.

В свете все больше и больше ухудшающейся экологической обстановки в мире сохранение деревьев и кустарников как естественных хранителей климата и качества воздуха носит государственный характер. Принимается множество законов, постановлений, рассматривается несметное количество законопроектов по всей стране, и все они приурочены одному - каждое дерево должно быть сохранено.

Самым главным в перечне тематических нормативных актов, пожалуй, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно 16 статье этого документа, любое негативное воздействие на окружающую среду является платным. А глава 14 этого закона полностью посвящена ответственности за нарушения в области охраны природы. Так за невыполнение некоторых норм можно получить не только имущественное взыскание, но и попасть под административное или уголовное наказание. Не менее важен при сохранении экологического наследия и "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ. Главой 13 он также устанавливает ответственность за незаконное использование леса и нанесение ущерба зеленым насаждениям. Так лицо, причинившее своими действиями вред, обязано возместить его. Более подробно о методике и таксах для исчисления размера ущерба можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

Как бы не было важно сохранение природы и в частности деревьев и кустарников для страны, однако случаются ситуации, когда без удаления конкретного растения обойтись просто невозможно. Это строительство новых домов и коммуникаций в городах, прокладка линий электропередач в лесах, удаление сухих и потенциально опасных деревьев и многое другое. Есть и другие примеры использования древесной растительности: заготовка топлива и деловой древесины. Рассмотрим, как должны быть оформлены эти виды работ в каждом случае.

Удаление зеленых насаждений на собственном участке

Многие люди считают, что если земля находится в их собственности, то и всю растительность можно уничтожать по своему усмотрению. Однако мнение это ничем не подкреплено и относится в большей степени к плодовым деревьям и кустарникам на дачных участках. Так, если в Вашем саду погиб куст смородины и вместо него решено посадить грушу - за разрешением идти нет нужды. Но если дело касается клена или дуба, произрастающего на участке, или прочих деревьев, то без оформления соответствующих документов можно обойтись далеко не всегда. В Москве, к примеру, получение порубочного билета и для удаления деревьев и для их обрезок обязательно для всех, независимо от принадлежности территории. И даже если Вы сами когда-то посадили это дерево, оно все равно относится к городскому зеленому фонду, охраняемому законом по всей строгости. Конечно, можно срубить растение «втихаря», но есть риск ответить за нарушение. Особенно если соседи хотят пополнить ряды борцов за экологию района за Ваш счет.

На необъятных просторах нашей страны есть и такие регионы, где на муниципальном уровне владельцам частных домовладений дано право на самостоятельное распоряжение растительностью в пределах границ своего участка. Обычно это оговаривается в «правилах содержания и охраны зеленых насаждений» для конкретного поселения или района. Но если Вы не уверены, что в Вашей местности принят такой документ, или не знаете об актуальных изменениях - лучше все же обратиться за разрешением. В случае, когда удаление деревьев не запрещено, Вы совершенно бесплатно получите отказ, мотивированный отсутствием необходимости получения каких-либо разрешений. Этот документ тоже своего рода «разрешение» и с его помощью можно будет отстоять свою правоту перед соседями, грудью вставшими на защиту экологии ценой Вашего дерева.

Как спилить дерево не нарушая закон

Если разрешение все же требуется, обратиться в компетентные органы придется. В разных местах эту функцию выполняют различные организации: администрации районов и городов, исполнительные комитеты и т. п. Подготовкой самих разрешений зачастую занимаются отделы охраны окружающей среды или экологический контроль. В Москве порубочные билеты выдаются по принципу «одно окно» Департаментом природопользования. Ваше обращение будет рассмотрено в течение 30 дней (рабочих) с момента регистрации. Однако не следует слишком рассчитывать на какой-то определенный срок. При отсутствии определенного перечня документов Ваше заявление попросту не примут или примут, но первое уведомление будет об отсутствии необходимых бумаг. Во втором варианте срок начинает свое исчисление с момента предоставления полного комплекта.

Для получения разрешения недостаточно лишь направить запрос, зачастую требуется организовать и, что немаловажно, оплатить проведение обследования удаляемого дерева или кустарника. Специалисты определят породу, толщину и состояние растения. На основании результатов обследования будет составлен план мероприятий по озеленению и рассчитаны компенсационные выплаты. Взамен одной удаленной единицы обычно высаживают несколько новых. А в тексте разрешения указывается, что можно удалить такое-то растение по такому-то адресу при условии перечисления средств в рассчитанном размере в пользу администрации. Следует обратить внимание на то, что многие путают акт обследования с самим разрешением, этого делать ни в коем разе нельзя. Основанием для действий является лишь полученный определенным образом оформленный документ: порубочный билет или разрешение (в зависимости от местоположения).

Однако это общий случай. Чаще всего удаление деревьев на участках граждан связано с какими-либо неудобствами: дерево высохло и угрожает падением, ветви упираются в крышу дома, кустарник создает густую тень, и солнечный свет не попадает в жилое помещение. В большинстве таких случаев компенсационные выплаты и посадки не производятся, и дерево можно удалить не слишком тратясь на восстановление экологии. В особых случаях, когда дерево официально признано аварийным, его можно срезать, имея на руках лишь акт обследования с соответствующей отметкой.

Удаление зеленых насаждений на арендуемых участках

Алгоритм действий будет, как и в варианте с собственным участком, однако есть некоторые особенности. Так при получении разрешения пакет документов будет несколько увеличен и Вам нужно будет предоставить следующее:

  • письмо-заявка от хозяина зеленых насаждений о необходимости выдачи разрешения в компетентный орган;
  • акт обследования указанных в заявлении зеленых насаждений, оформленный по всем требованиям соответствующей уполномоченной организацией;
  • перечетную ведомость зеленых насаждений, планируемых к вырубке или обрезке, заверенную подписью и печатью хозяина территории;
  • план местности с указанием вырубаемых и подлежащих обрезке растений, заверенный печатью хозяина территории;
  • договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке или обрезке растительности;
  • доверенность на право получения разрешения, оформленную владельцем участка в соответствии со всеми нормами.

Немного упрощается ситуация, если договор аренды предусматривает право на обращение с зелеными насаждениями по своему усмотрению и это четко прописано в тексте. В этом случае заявку на получение разрешения можно оформить от своего имени, а вместо доверенности приложить заверенную в установленном порядке копию договора.


Удаление зеленых насаждений на участках, принадлежащих посторонним людям или сторонним организациям

Если с удалением растительности на собственной территории все более или менее понятно, то что делать, когда вашему дому угрожает накренившееся соседское дерево - вопрос не такой уж и простой. Разрешение на спил растительности на чужом участке Вам никто не даст, следовательно, вопрос нужно решать с владельцем территории.

Для начала следует написать соседу (или соседствующей с Вами организации) письмо с просьбой удалить аварийное дерево. Для того, чтобы доказать этот факт в последствии, при передаче бумаги можно попросить получателя расписаться на копии. В случае отказа письмо направляется почтой с уведомлением о вручении. Довольно часто соседи упираются и не хотят производить работы за свой счет. Если вы не хотите портить отношения - можно решить вопрос, оплатив работы из своего кошелька. Однако когда и такое предложение не принято или Вы не намерены оплачивать то, за что собственно должен отвечать владелец территории, следующий шаг - написание жалоб. Для этого подойдет организация, заведующая в вашем районе зелеными насаждениями и выдающая разрешения на их удаление и обрезку. Именно эта контора помимо согласования может написать и предписание, которым обяжет нерадивого соседа избавиться от растительности на участке. Если дерево не просто бросает густую тень на ваши окна, а является потенциальной угрозой жизни и здоровью - можно написать заявление в прокуратуру. В таком случае будет рассмотрена уголовная ответственность владельца злосчастного растения.

Удаление зеленых насаждений на государственных землях (территории городов, поселков, леса, земли общего пользования)

Удаление растительности на землях с определенным хозяином дело нужное, но довольно не частое. Большинство вопросов возникает тогда, когда приходится срезать дерево на земле, принадлежащей государству. И не только в случае создания помех для жилья, но и в случае заготовки древесины, дров и прочего. Для всего этого требуется свое разрешение. Рассмотрим некоторые случаи более подробно.

Случай № 1. Произрастающее на городской земле дерево затеняет окна квартир

Для начала следует установить факт ухудшения освещенности квартиры солнечным светом. Подтверждается это санитарно-эпидемиологическим заключением о несоответствии помещения нормам по инсоляции. Для проведения соответствующих замеров и последующего оформления документа следует обратиться в Роспотребнадзор. Если факт установлен, то следующий шаг написание письма-прошения об удалении растения в организацию, заведующую этой территорией. Это может быть ЖЭУ, администрация района, управление садовым товариществом и прочие. Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией с принятием соответствующего решения: удалением дерева или его обрезкой до достижения квартирой норм по инсоляции.

Если после Вашего обращения прошел немалый срок, а действия администрацией так и не начаты, можно написать заявление в органы экологического контроля. Эта организация выдаст соответствующее предписание. Следует помнить, что ответственность лежит не только на гражданах, пытающихся незаконно вырубить растительность, но и на чиновниках, не следующих законам и допускающим неправильное содержание зеленых насаждений. Несомненно, радует тот факт, что штрафы для должностных лиц на порядок больше.

Случай № 2. Вы решили проложить коммуникации к себе на участок, но Вам мешают кустарники и дерево, растущие на земле общего пользования

Этот случай немного сложнее рассмотренных ранее. Здесь помимо разрешений и актов осмотра местности необходимо предоставить к рассмотрению еще и некоторые разделы проекта. При рассмотрении будут учтены все варианты сохранения зеленых насаждений, в том числе возможность пересадки. Отсутствие последнего значительно упрощает сбор документов и проведение строительных работ. Да и ответственность за пересаженные и погибшие деревца никого не обрадует.

В общем случае для выдачи разрешения необходимо предоставить следующее:

  • разрешение на строительство, выданное и оформленное в установленном порядке;
  • договор аренды на землю, на которой будет производиться строительство;
  • генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории, по которой пройдет коммуникация;
  • заключение экологической экспертизы на разработанный проект;
  • заключение по дендрологической части на документацию;
  • перечетная ведомость зеленых насаждений;
  • подтверждение оплаты оформления и компенсационных выплат;
  • акт пометки деревьев, предусмотренных к удалению;
  • проект компенсационного озеленения территории (не обязательно та же местность).

Если вы планируете не новое строительство, а всего лишь ремонт уже существующих коммуникаций, список документов будет несколько короче:

  • заявление-письмо от заказчика строительства, то есть от Вас с указанием контактного телефона и контактных данных исполнителя (Ваших либо Вашего представителя) в полном объеме;
  • генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории с четким указанием зон производства работ и охранной зоны существующих коммуникаций;
  • заключение по дендрологической части проекта;
  • заключение экологической экспертизы (в случае если некоторые из инженерных коммуникаций пройдут по новому следу);
  • подтверждение оплаты компенсации за уничтожаемые объекты растительного мира;
  • копии договоров с фирмами, которые будут осуществлять вырубку или пересадку растений на указанной территории;
  • адреса пересадки зеленых насаждений, если пересадка предусматривается проектом;
  • проект благоустройства указанной в заявлении территории;
  • проект компенсационного озеленения территории.

Часто люди, сажая то или иное дерево, не задумываются о нанесении вреда коммуникациям. В случае если растение произрастает в охранной зоне или по другим причинам нарушает требования нормативно-правовых актов - его удаление производится без возмещения компенсации, в том числе и компенсационных посадок.

Случай № 3. Заготовка древесины в лесу для собственных нужд

Покосившийся от времени сарай или поврежденная пожаром постройка требуют пополнения запасов древесины для ремонта. Наиболее оптимальным вариантом, по мнению многих, является самостоятельная заготовка материалов, как говориться, прямо на месте. Особенно если до леса рукой подать. На территории Российской федерации действующим Лесным кодексом предусматривается право граждан на заготовку древесины на собственные нужды путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Это оговорено в статье № 30.

Для оформления договора необходимо направить письменное заявление в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины. При подписании этого документа необходим выезд на место заготовки леса представителя лесничества и представителя заготовщика - для определения и пометки деревьев, предусмотренных в рубку, и оформления технологической карты на разработку лесосеки. Перед закрытием договора гражданин обязан вызвать на место производства работ представителя лесничества для проведения освидетельствования. Оно предполагает собой:

  • оценку очистки места рубки от веток, остатков древесины и прочего мусора;
  • соблюдение технологии заготовки, оговоренной технологической картой;
  • соответствие объема заготовленной древесины объему, указанному в договоре.

После проведения освидетельствования выдается разрешение на вывоз заготовленной древесины из леса.

Случай № 4. Заготовка дров путем очищения леса от бурелома и ветровальных деревьев

Многие считают, что можно самостоятельно очищать лес от поваленных и высохших деревьев: и себе польза и природе помощь. Однако законодательство Российской федерации такое право за своими гражданами не закрепляет. Напротив, самовольная заготовка и вывоз древесины буреломных и ветровальных растений карается немалыми штрафами и конфискацией орудия заготовки (обычно пилы или топора), если Вас застали на месте преступления.

Оформляется заготовка дров, как и в предыдущем случае, с соответствующей оплатой. Правда стоимость такой древесины довольно низкая из-за пригодности только в качестве топлива и не так уж и больно ударит по карману. Если же заготовка бурелома будет производиться без соответствующего разрешения и оценки - в расчет ущерба она пойдет по стоимости деловой древесины. В совокупности с конфискацией пилы и уплатой штрафа сумма набежит значительная, гораздо больше оплаты годового запаса уже колотых и привезенных на место дров.

Удаление зеленых насаждений на охраняемых землях

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» установлены территории, на которых применяется особое законодательство при охране зеленых насаждений.

Так на землях заповедников зачастую не допускается не то что повреждение растительности, но и само пребывание посторонних. Национальные парки более лояльны и допускают заготовку древесины гражданами для собственных нужд. Под этот закон попадают и парки и санаторно-оздоровительные курорты, а также места к ним приравниваемые. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается только уголовная. Следует также отметить, что при назначении наказания судом может быть предусмотрена и довольно крупная конфискация имущества, задействованного при нарушении законодательства. В частности это могут быть не только инструменты, но и транспортные средства.

В заключение хотелось бы добавить несколько слов об ответственности. Так глава 26 УК РФ, а именно статьи с 260 по 262 предусматривают уголовные наказания за правонарушения против растительности. Здесь и крупные штрафы, и исправительные работы, в некоторых случаях предусматривается и лишение свободы. Хочется отметить ужесточение ответственности за нарушение законодательства группой лиц по предварительному сговору. Эта поправка применяется наиболее часто, т. к. заготовка древесины и даже простой спил дерева в одиночку мероприятие практически невыполнимое. Административные наказания предусматриваются ст. 8.28 КоАП РФ, но применяются они лишь для незначительных правонарушений. При заготовке дров и древесины, строительстве и просто обрезке деревьев следует уточнять местные правовые документы, регламентирующие охрану зеленых насаждений. Из-за размеров нашей родины различия местных нормативных актов для разных местностей могут доходить до полностью противоположных.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: