Продовольственная и технологическая безопасность. Криминализация и пути ее преодоления. Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам

Технологическая безопасность. Физика горения и взрыва


Вопросы по материалу

1. Основные причины возникновения очага возгорания.

2. Поражающие факторы.

3. Определение взрыва, его формы.

4. Что такое горение? Скорость горения. его виды.

5. Классификация ВС по выполнению целевой функции.

6. Охарактеризовать начальный импульс.

7. Показатели чувствительности.

8. Что является показателем взрывопожароопасности?

9. Что понимают под чувствительностью вещества к искровому разряду?


Технологическая безопасность

При производстве ВМ в большинстве случаев развитие аварии происходит по следующей схеме: образование начального очага загорания - рас­пространение горения за пределы очага - переход горения во взрыв или детонацию - возникновение вторичных факторов поражения, некото­рые из которых могут стать причиной образования новых зон аварии.

Как правило, производство ВМ на исправном оборудовании, из ка­чественного сырья, при соблюдении технологического регламента и правил эксплуатации оборудования не приводит к возникновению оча­га загорания.

Однако, при производстве, транспортировке и использовании ВМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания в энергоемком материале возникает начальный очаг заго­рания. Основные причины возникновения очага - механическое и (или) тепловое воздействие, электрический разряд, химическая реакция. Тех­ническими и организационными мероприятиями можно снизить часто­ту появления таких причин, но нельзя исключить их полностью. Чем раньше будет прервано развитие аварии, тем меньшим будет ущерб.

Величина ущерба в основном определяется физическими, химичес­кими, механическими и т.д. процессами, которые происходят в ВМ, и количеством материала, в них вовлеченного. Физические процессы, происходящие в ВМ, характеризуются различными поражающими фак­торами. Если развитие аварии заканчивается на стадии горения, то эти­ми факторами в основном являются сравнительно длительное действие пламени, тепловое излучение и образование токсичных продуктов го­рения. Если же горение перейдет во взрыв или детонацию, то среди поражающих факторов будут преобладать воздушная ударная волна (УВ), разлетающиеся осколки и обломки оборудования и строительных конструкций. Каждый из поражающих факторов имеет свои законы воз­никновения и распространения, размеры зон поражения, и знание этих законов необходимо для того, чтобы можно было правильно оценить тяжесть возможных последствий от различных аварий.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности производ­ства твердых ракетных топлив в конце 50-х - начале 60-х годов привела к созданию нового научного направления - технологической безопасности. Оно появилось на стыке наук, с одной стороны, физики горения и взрыва и, с другой стороны, химии и технологии производства ВМ. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах. При этом тщательно исследуется чувствительность ВМ к различным внешним воздействи­ям: удару, трению, тепловому импульсу, электрическому разряду; ста­бильность ВМ и его совместимость с различными веществами. Не каж­дый начальный очаг приводит к распространению реакции за его пре­делы. Следующим шагом является изучение условий распространения химической реакции после возникновения начального очага. Посколь­ку химические реакции могут протекать различными способами (в виде медленного химического разложения, горения или детонации), то сле­дует определить условия, в которых реализуется тот или иной механизм реакции, и условия, когда один из механизмов переходит в другой (пе­реход горения в детонацию). Необходимо изучить и механизмы процес­сов, и законы формирования сопровождающих реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений. Кроме того, надо решить, а чего, собственно, нельзя до­пустить: возникновения начального очага загорания, массового пожара или мощного взрыва? Необходимый шаг в разработке стратегии обес­печения безопасности - это установление границы между гипотетичес­кими авариями и проектными. Гипотетические аварии происходят из-за таких естественных инициирующих событий, возникновение кото­рых маловероятно, а устранение либо экономически и социально не обо­сновано, либо технически недостижимо (например, падение самолета на вагон со взрывчаткой). Проектные аварии порождаются определен­ными инициирующими событиями. Так, например, падение упаковки с ВМ с максимально предусмотренной регламентом проведения работ высоты на землю есть проектная авария. Для предотвращения ущерба от нее необходимо осуществление технических мероприятий, напри­мер, разработка погрузочно-разгрузочных средств и конструкции упа­ковки, позволяющих снизить вероятность такой ситуации, и, кроме того, не допустить воспламенения ВМ даже в случае падения содержащей его упаковки.

Граница между гипотетическими и проектными авариями во мно­гом определяется техническими и экономическими возможностями предприятий. Новые технические решения или даже просто ресурсы для реализации известных, но дорогостоящих мероприятий могут при­вести к тому, что гипотетическая авария станет проектной.

Научно обоснованный подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на промплощадке, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, установить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Результатами исследований в рамках этого научного направления являются нормы, правила и стандарты, исходные данные для проекти­ровщиков и конструкторов, рекомендации по схемам построения тех­нологических процессов, по конструкциям специальных зданий и за­щитных сооружений, методы исследований и испытаний различных видов ВМ.

Важность решения проблемы обеспечения безопасности настолько велика, что в последние годы вопросы безопасности стали одним из решающих факторов при выборе той или иной технологии производ­ства, а иногда и самой возможности организации производства, пред­ставляющего угрозу для персонала, населения и окружающей среды. Все это нашло свое отражение в вышедшем в 1997 г. «Законе о про­мышленной безопасности». Превалировавшая до сих пор концепция «абсолютной безопасности» перестала соответствовать внутренним за­конам техносферы. Техника безопасности, цель которой - не допустить никаких аварий и тем самым защитить работника, должна смениться качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены.

Цель:

· выявление потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ВМ;

· анализ условий проявления разрушительного потенциала ВМ;

· изложе­ние требований к конструкции оборудования, его размещению, защит­ным сооружениям, порядку организации технологического процесса и т.п., направленных на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий;

· описание методов регламентирования безопасности.


Похожая информация.


Основы обеспечения
безопасности технологических
процессов

Учебные вопросы:
1. Опасные и вредные факторы при
проведении технологических процессов.
2. Основы обеспечения безопасности при

транспортировочных работ.
3. Безопасность подъемно-транспортного
оборудования.

При проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ до 70%
несчастных случаев происходит из-за
падения груза, 18% - из-за поражения
электрическим током.
Кроме того, несчастные случаи часто
происходят из-за:
опрокидывания кранов при перегрузке,
не согласованности действий работающих,
неправильной укладке груза,
падение рабочих с высоты.

Вопрос №1

Опасные и вредные факторы
при проведении погрузочноразгрузочных работ

10.

Из опасных и вредных производственных
факторов, классифицированных
ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) при
погрузочно-разгрузочных работах могут
иметь место следующие физические и
психофизиологические факторы.

11. Группу физических факторов составляют:

движущиеся машины и механизмы,

12.

незащищенные подвижные элементы
оборудования,

13.

передвигающиеся изделия, оборудования,
материалы,

14.

повышенная запыленность и
загазованность воздуха рабочей зоны и
другие.

15. Группа психофизиологических факторов по характеру действия подразделяются на:

физические,
нервно-психические перегрузки.

16. Физические перегрузки подразделяются на:

статические и динамические.

17. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственные перенапряжения,
перенапряжения анализаторов,
монотонность труда,
эмоциональные перегрузки.

18.

Защита человека от действия опасных
факторов осуществляется средствами
защиты, применение которых
предотвращает или уменьшает воздействие
на работающих опасных факторов. Условно
такая защита может быть подразделена на
активную и пассивную.

19.

Активная защита предусматривает
ликвидацию или уменьшение опасности
фактора.
Пассивная защита связана с осуществлением
мероприятий, предупреждающих воздействие
опасного фактора и создание условий, при
которых человек не может оказаться в опасной
зоне.

20.

Это достигается:
логичными решениями руководителей,
планированием технологических процессов,
конструкцией оборудования и
приспособлений,
применением средств.
Перечень основных видов средств защиты
работающих приведен в ГОСТ 12. 4.001-75 (Ст.
СЭВ 1086-78).

21.

Характерные случаи возникновения
опасностей при погрузочно-разгрузочных
и транспортировочных работах.

22. Опрокидывание грузоподъемных машин (ГПМ) и транспортных средств происходит:

1.
Опрокидывание грузоподъемных машин
(ГПМ) и транспортных средств
происходит:
при обгоне машин, съезде на не
утрамбованный грунт;
не соблюдении допустимых расстояний от
основания откоса до ближайших опор ГПМ;

23.

Наименьшее допустимое расстояние от
основания откоса до ближайших опор ГПМ
Грунт(не насыпной)
Высота
откоса
Н, м
Песчаный и
гравий l,
м
1
1,5
2
3
3
4
4
5
5
6
H
l

24.

при подъеме крупногабаритных грузов при
сильном ветре;
работе с грузом, превышающим
грузоподъемность ГПМ;
низких коэффициентах грузовой и
собственной устойчивости.

25. Определение коэффициентов грузовой и собственной устойчивости КГР, КСОБ

G
G
W
Q
h1
в
с в
h
с
ребро опрокидывания

26. Коэффициенты устойчивости (грузовой и собственный КГР, КСОБ)

К ГР
МY
G (b c)
1.15
МО
Q h
К СОб
G (b c)
1.15
w h1
МY
- удерживающий момент,
Мо
- опрокидывающий момент.

27. Обрыв грузовых канатов, узлов крепления и грузозахватных приспособлений который происходит при:

2.
Обрыв грузовых канатов, узлов
крепления и грузозахватных
приспособлений который происходит
при:
эксплуатации ГПМ со значительным
износом элементов конструкций, деталей и
съемных грузозахватных приспособлений;

28.

числе обрывов проволок больше нормы для
канатов крестовой и односторонней
свивки.
Крестовая
Односторонняя

29.

крестовой свивки (направление свивки каната и
направление свивки проволок и прядей
противоположно);
односторонней свивки (направление свивки
каната и свивки прядей по наружным
проволокам одинаково)

30.

При
техническом
освидетельствовании
стальные канаты (тросы) бракуют по числу
обрывов проволок на длине одного шага
свивки каната.

31.

Стальные канаты не пригодны к
эксплуатации в следующих случаях:
Оборвана хотя бы одна прядь,
Число оборванных проволочек на шаге
свивки равно или более 10% их общего
числа;
Поверхностный износ или коррозия
проволочек каната составляет 40% и более;
Сильная деформация, например,
сплющивание.

32. Неисправность или отключение приборов безопасности:

3.
Неисправность или отключение
приборов безопасности:
концевые выключатели (механизм подъема
в верхнем и нижнем положении, механизм
изменения вылета стрелы);
устройства для автоматической остановки
механизма подъема стрелы;
электрическая блокировка дверей;
ограничители грузоподъемности;

33.

предохранительные клапаны;
указатель грузоподъемности;
указатель угла наклона;
звуковые сигналы оповещения;
защита от опасного напряжения при работе
вблизи ЛЭП.

34.

4. Разрушение мостов при
грузоподъемности мостов ниже веса
автопоездов.
5. Наезды на обслуживающий персонал:
отсутствие руководства со стороны
руководителя работ;
неисправность тормозов;
невнимательность.

35. Нахождение обслуживающего персонала в опасной зоне:

6.
Нахождение обслуживающего
персонала в опасной зоне:
вблизи натянутых тросов;
под грузом;
в плоскости работы стрелы;
на поворотных частях ГПМ.

36. Работы ГПМ вблизи ЛЭП:

7.
Работы ГПМ вблизи ЛЭП:
установка стрелового крана ближе 30м от
крайнего провода воздушной ЛЭП;
установка ГПМ ближе охранной зоны
ЛЭП. (Охранная зона ЛЭП: 20кВ – 10м;
35кВ – 15м; 110кВ – 20м; 220–154кВ –
25м; 400–500кВ – 30м);
не соответствие габаритов груза, ГПМ и
высоты нижнего провода ЛЭП.

37. Вопрос №2

Основы обеспечения безопасности при
проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ

38. 2.1

Организационные меры, обеспечивающие
безопасность проведения
погрузочно-разгрузочных работ

39.

1. Назначение руководителя работ.
2. Подготовка обслуживающего персонала.
3. Установление сигнализации и проверка
знаний ее обслуживающим персоналом.
4. Инструктаж обслуживающего персонала
по ПМБ на рабочем месте.

40.

Получение прогноза погоды.
Проверка наличия ЭТД и сроки
освидетельствования ГПМ.
Контроль исходного положения
оборудования перед работой и после ее
окончания.
Контроль выполнения ПМБ
обслуживающим персоналом при работе.

41.

Руководители предприятий и частные лица
– владельцы ГПМ, а также руководители
организаций, эксплуатирующих краны,
обязаны обеспечить содержание их в
исправном состоянии и безопасные условия
работы путем организации надлежащего
освидетельствования, осмотра, ремонта,
надзора и обслуживания.

42. В этих целях должны быть назначены:

инженерно-технический работник по
надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары;
инженерно-технический работник,
ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии;
лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами.

43.

Работы на ГПМ выполняются только по
команде руководителя работы, строго в
соответствии с требованиями
эксплуатационной документации, под
контролем руководителя работ.
Руководитель работ обязан довести до
подчиненных установленные требования,
меры и правила безопасности и обеспечить
неуклонное их выполнение.

44.

Крановщики, их помощники,
стропальщики, слесари, электромонтеры,
наладчики приборов безопасности
допускаются к работе после подготовки и
аттестации их в ПТУ или технических
школах, прошедшие медицинское
освидетельствование и получившие
удостоверение.

45.

Рабочие занятые на погрузочноразгрузочных работах (ПРР), должны
пройти инструктажи по безопасности труда
и пожарной безопасности. Весь персонал
должен уметь оказывать первую помощь
пострадавшему. Допуск к работе всего
персонала определяется приказом
владельца краном.

46. При подготовке персонала к производству ПРР необходимо изучить:

Особенности груза, с которым предстоит
работать.
Объем и порядок выполнения работ.
Функциональные обязанности и место
каждого номера в процессе выполнения
работ.
ПМБ при выполнении соответствующих
работ.

47.

Произвести практические тренировки
отдельных номеров расчета.
Установить сигнализацию на выполнение
операций при ПРР.
Допустить исполнителей к ПРР только
после проведения инструктажа по ПМБ на
рабочем месте.

48.

При проведении ПРР необходимо знать:
температуру наружного воздуха,
силу ветра в данном климатическом районе,
при которых следует прекращать
производство работ на открытом воздухе.
Не допускаются работы на кране, если
скорость ветра превышает допустимую
величину, указанную в паспорте крана.

49. 2.2

Технические меры, обеспечивающие
безопасность проведения ПРР

50.

1. Техническое освидетельствование ГПМ.
2. Подготовка и оборудование погрузочноразгрузочной площадки.
3. Проверка наличия противопожарных и
санитарных средств.

51.

4. Проверка и подготовка индивидуальных
средств защиты (СИЗ).
5. Проверка наличия и исправности
приборов и устройств безопасности
машин.
6. Осмотр и проверка грузозахватных
приспособлений.

52.

К работе допускаются ГПМ,
грузозахватные приспособления, канаты,
цепи и трос, прошедшие очередное
техническое обслуживание и
освидетельствование (грузовые испытания)
ГПМ допускаются к подъему грузов, вес
которых не превышает установленную
грузоподъемность машины.

53. Рабочие площадки для проведения ПРР должны иметь:

ровную, утрамбованную поверхность и
должны быть удалены от ЛЭП на
безопасное расстояние;
размеры, обеспечивающие нормальный
фронт работ для необходимого количества
транспортно- погрузочных средств и
обслуживающего персонала;
постоянно исправные подъездные пути к
рабочим площадкам с твердым покрытием.

54.

Место проведения ПРР должно быть
хорошо освещено. При недостаточном
освещении места работы, сильном
снегопаде или тумане когда
обслуживающий персонал плохо различает
сигналы или перемещаемый груз, работа
должна быть прекращена.

55.

Установка к работе стрелового крана на
расстоянии ближе 30м от крайнего провода
ЛЭП воздушной электрической сети
напряжением 42В и более должна
проводиться только по наряду-допуску.

56. При ведении ПРР необходимо выполнять следующие требования:

проверить подготовку площадки для ПРР, а также
площадку, на которой будут укладываться грузы;
расставить агрегаты на площадке по
установленной схеме или так, чтобы был хороший
обзор за перемещением груза и расположением
персонала;
установку ГПМ на краю откоса (канавы)
производить на расстоянии от основания откоса до
ближайших опор, в соответствии с требованиями
Правил;

57.

расстояние от подвижных частей ГПМ до
ближайших препятствий должно быть не
менее 1м;
проверить наличие, укомплектованность
противопожарных средств и медицинских
аптечек;
проверить готовность транспортных
средств к приему груза и надежность их
заторможенности;
крюк ГПМ устанавливается строго над
грузом, подлежащим подъему;

58.

опасные грузы и другие грузы при
подъеме удерживать стропами, обычные
грузы удерживать только в случаях,
указанных руководителем работ;
обвязка грузов должна производиться по
разработанной схеме, обеспечивающей
безопасную кантовку грузов;
груз при его перемещении в
горизонтальном направлении
предварительно поднять на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов.

59.

В процессе проведения ПРР
запрещается:
развертывать оборудование для ПРР на
свеженасыпанном грунте и на площадках с
уклоном более указанного, в паспортах;
использовать ГПМ в более тяжелом
режиме (см. табл.):

60.

Режим работы
К ТР
Q СР
QНОМ
Продол. вкл. %
от всего цикла работ
Число включ. в
час (за смену)
Легкий Л
1 - 0,1
15 - 25
60
Средний С
1 - 0,1
15 - 60
120
Тяжелый Т
1 - 0,1
25 - 60
240
Весьма тяжелый ВТ
1 - 0,1
40 – 60
300 – 600

61.

находиться под поднятой стрелой и грузом
на пути движения груза;
находиться между поворотной и
неповоротной частями работающего
стрелового крана;
подтаскивать груз по земле, полу или
рельсам крюком крана;

62.

включать механизмы ГПМ при нахождении
людей на них;
оставлять в подвешенном состоянии груз
при перерывах в работе;
отрывать или поднимать грузы, засыпанные
землей, залитые бетоном, примерзшие к
земле;

63.

нарушать технологическую
последовательность выполнения работ;
использовать ГПМ не допущенных к
работе, с истекшим сроками ТО.
работать при выведенных из действия или
неисправных приборов безопасности и
тормозах.

64. 2.3.

Организационные и технические
мероприятия, обеспечивающие
безопасность транспортировочных
работ

65.

Безопасность перевозки опасных грузов во
многом зависит от технического состояния и
оборудования подвижного состава. Оно
должно удовлетворять ряду дополнительных
требований, установленных
1. Инструкцией о порядке перевозки
опасных грузов автомобильным
транспортом.
2. Инструкцией по технике безопасности
при хранении и перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом общего
пользования.

66.

Опасные грузы должны перевозиться
только специальными и (или) специально
приспособленными для этих целей
транспортными средствами, которые
должны быть изготовлены в соответствии с
действующими нормативными
документами.

67.

На автомобилях, перевозящие опасные грузы,
устанавливаются дополнительные требования к
размещению и конструкции выхлопной трубы,
топливному баку и аккумуляторной батареи.
Предъявляются дополнительные требования также
к электрооборудованию автомобилей и защите от
статического электричества.

68.

В районе станции "Молодежная" под мостом Автокран на базе
Камаза опрокинулся и придавил два автомобиля Ваз 2107 и КИА
picanto. Врезался в Ваз 2104, а та в свою очередь в автобус. (19
марта 2010 г.)

69.

Автомобили перевозящие опасные
грузы, комплектуют:
набором инструмента для мелкого
(аварийного) ремонта автомобиля;
огнетушителями (один огнетушитель для
тушения пожара на автомобиле и не менее
одного огнетушителя для тушения
загорания перевозимого груза);
противооткатными упорами (не менее
одного);

70.

одним мигающим фонарем красного цвета
или знаком аварийной остановки;
медицинской аптечкой;
средствами нейтрализации перевозимых
опасных веществ;
СИЗ, лопатой, необходимым запасом песка
и двумя знаками, запрещающими движение.

71.

На всех автомобилях, перевозящих опасные
грузы, спереди и сзади должны
устанавливаться специальные знаки
прямоугольной формы в левой части белого, а в
правой – оранжевого цвета с обозначением,
характеризующим вид опасного груза.

72.

Порядковый номер, присвоенный наиболее
часто перевозимым опасным грузам
Комитетом экспертов Организации
Объединенных Наций по перевозке
опасных грузов (документ
ST/SG/AC.10/Rev.4)

73.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке,
а также информации о последствиях попадания веществ в сточные
воды.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных
слов применяемого кода:
Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;
П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при
ПОЖАРЕ;
К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный
аппарат;
Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

74.

Классификация грузов по степени
опасности

75. По степени опасности все грузы подразделяют на 4 группы:

1 –малоопасные (стройматериалы,
пищевые продукты и т.п.)
2 – опасные по своим размерам;
3 – пылящие или горящие (цемент,
минеральные удобрения, асфальт, битум и
т.п.)
4 – опасные.

76.

Опасные грузы (4) в свою очередь делят на
9 классов с разбивкой на классы.

77. Класс 1

Взрывчатые вещества, которые могут
взрываться, вызвать пожар со взрывом,
устройства содержащие ВВ и средства
взрывания.

78. Класс 2

Газы сжатые, сжиженные и растворенные
под давлением при температуре 200 °С
ровно или выше 105 Па, при температуре
500 °С равно или выше 3∙105 Па и при
критической температуре ниже 500 °С.

79. Класс 3

Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси
жидкостей, а также жидкости содержащие
твердые вещества в растворе, которые
выделяют легковоспламеняющиеся пары,
имеющие температуру вспышки 610 °С и
ниже.

80. Класс 4

Легковоспламеняющиеся вещества и
материалы, способные во время перевозки
легко загораться от внешних источников
воспламенения в результате трения,
поглощения влаги, самопроизвольных
химических превращений, а также при
нагревании.

81. Класс 5

Окисляющие вещества и органические
перекиси, которые способны выделять
кислород, поддерживать горение, а также
могут в соответствующих условиях или в
смеси с другими веществами вызвать
самовоспламенение и взрыв.

82. Класс 6

Ядовитые и инфекционные вещества
способные вызвать смерть, отравление или
заболевание при попадании внутрь
организма или при соприкосновении с
кожей и слизистой оболочкой.

83. Класс 7

Радиоактивные вещества.

84. Класс 8

Едкие и коррозионные вещества, которые
вызывают повреждение кожи, поражение
слизистых оболочек глаз и дыхательных путей,
коррозию металлов и повреждение транспортных
средств, сооружений или грузов, а также могут
вызвать пожар при взаимодействии с
органическими материалами или некоторыми
химическими веществами.

85. Класс 9

Вещества с относительной низкой
опасностью при транспортированию, не
отнесенные ни к одному из предыдущих
классов, но требующих применение к ним
определенных правил перевозки и
хранении.

86.

В случае разового использования
автомобиля для перевозки опасных грузов
классов 1,2,3,4 и 5 допускается установка
на выходное отверстие выпускной трубы
глушителя искрогасительной сетки.

87. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

номинальное напряжение
электрооборудования не должно
превышать 24В;
электропроводка должна состоять из
проводов, предохраняемых бесшовной
оболочкой, не подвергаемой коррозии;

88.

электропроводка должна иметь надежную
изоляцию, прочно крепиться и
располагаться таким образом, чтобы она не
могла пострадать от ударов, трения и
нагрева;
если аккумуляторы расположены не под
капотом двигателя, то они должны
находиться в вентилируемом отсеке с
изолирующими внутренними стенками;

89.

автомобиль должен иметь приспособление
для отключения аккумулятора от
электрической цепи с помощью
двухполюсного выключателя (или другого
средства;
привод управления выключателем прямого или дистанционного - должен
находиться как в кабине водителя, так и
снаружи транспортного средства.

90.

Выключатель должен быть таким, чтобы
его контакты могли размыкаться при
работающем двигателе, не вызывая при
этом опасных перегрузок электрической
цепи;
Запрещается пользоваться лампами,
имеющими цоколи с резьбой. Внутри
кузовов транспортных средств не должно
быть наружных электропроводок, а
электролампы освещения, находящиеся
внутри кузова, должны иметь прочную
оградительную сетку или решетку.

91.

электросеть должна предохраняться от
повышенных нагрузок при помощи плавких
предохранителей;

92.

Обеспечение безопасности при
транспортировке грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам

93.

1. Транспортировку грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам производить по
подготовленным маршрутам движения,
допускающим провоз всех, в том числе и
негабаритных грузов.

94.

2. На транспортных средствах груз размещают,
а при необходимости закрепляют так, чтобы
в процессе его транспортировки он не мог
самопроизвольно смещаться, выпадать,
ограничивать обзорность водителю,
нарушать устойчивость машины, закрывать
световые и сигнальные приборы, номерные
знаки и регистрационные номера.

95.

3. Ответственность за организацию и
обеспечение безопасности при
транспортировке несет руководитель
предприятия или главный инженер,
осуществляющий непосредственное
руководство транспортировкой.

96.

4. Транспортировка грузов может
производиться как одиночными
автопоездами, так и в составе колонн.
Расстояние между автопоездом и другими
машинами устанавливается с учетом
обеспечения условий безопасности
движения и надежной связи между
машинами.

97.

5. Перед началом транспортировки
тщательно проверяется техническое
состояние транспортных средств, особое
внимание обращается на исправность
тормозных и сигнальных систем.

98.

6. Персонал, участвующий в работах,
получает инструктаж.

99.

7. Движение начинается по команде
руководителя, а остановки производятся
только по сигналам.

100.

8. При транспортировке первая остановка
обычно делается через несколько
километров после начала движения, с
целью проверки узлов крепления и
технического состояния транспортных
средств.

101.

10. Последующие остановки осуществляются
периодически для отдыха и осмотра
техники. Перед преодолением опасных
мест на маршруте движения производится
остановка для обследования опасного
участка дороги и установление порядка
его преодоления.

102.

11. При транспортировке запрещается
превышать установленную скорость
движения, оставлять машины с
работающим двигателем, на остановках
садиться за руль управления любому лицу,
кроме водителя.

103. Вопрос №3.

Безопасность подъемно –
транспортного оборудования

104. Общие технические требования

Общие технические требования
определены в Правилах устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов (ПБ 10-382-00).
Правила содержат требования к
проектированию, устройству,
изготовлению, установке, ремонту,
реконструкции и эксплуатации ГПМ и
механизмов, а также грузозахватных
органов, приспособлений и тары.

105.

ГПМ, сменные грузозахватные органы и
съемные грузозахватные приспособления
должны быть изготовлены по проекту и ТУ,
разработанными НИИ и
специализированной организацией в
полном соответствии с Правилами и
государственными стандартами. Проектом
должны быть предусмотрены меры по
созданию безопасных условий для работы в
любой, в том числе взрывопожароопасной
среде и в неблагоприятных районах.

106.

Производственная инструкция для
эксплуатации подъемно-транспортного
оборудования должна содержать конкретные
указания по оценке технического состояния
приборов, устройств и механизмов,
непосредственно влияющих на безопасность
работы крана, а также порядок обмена
сигналами между крановщиком и
стропальщиками.

1.Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам.

Большинство нефтехимических процессов, несмотря на их многообразие, в определенных ситуациях и условиях, возникающих вследствие нарушений требований регламента, могут выходить в аварийные режимы. Особенно часто такие отклонения происходят при пуске или остановке производства, при переходе на ручное управление техпроцесса в случае выхода из строя автоматических средств регулирования и управления. Последствия аварийных нарушений, приводящих к аварийным режимам, могут иметь различную степень тяжести, а сами процессы называются в таких случаях потенциально опасными Потенциально опасные процессы в нефтехимии и нефтепереработке можно разделить на четыре группы: переработка и получение токсичных веществ; переработка и получение взрывоопасных веществ и смесей; процессы, протекающие с большой скоростью; смешанные процессы. Как правило, большинство процессов в нефтехимии и нефтепереработке – это смешанные процессы, т.е. такие, которые можно отнести одновременно к двум или трем указанным группам. В них присутствуют все или часть видов опасности: отравление, взрыв, механическое разрушение оборудования и аппаратуры, выброс продуктов, технологический брак. Технологические процессы протекают при нагреве продуктов до высоких температур (800-900 0 С) или значительном охлаждении (до - 50 0 С). Технология характеризуется также большим диапазоном давлений до 150-200 мН/м 2 (1500-2000 кгс/см 2). В большинстве производств применяются токсичные вещества, горючие жидкости и газы. Классификация потенциально опасных процессов нефтехимической технологии приведена на рисунке.

Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами. В нефтехимии и нефтепереработке большинствотехнологических процессов исключает непосредственный контакт работающих с перерабатываемыми материалами. Обеспечение этого требования безопасности достигается ведением технологических процессов в герметически закрытой аппаратуры, отделением работающих от вредных веществ, капсуляцией оборудования, выделяющего в воздух рабочей зоны вредные вещества. Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами при ведении технологических процессов достигается также при дистанционным управлении процессами, применении средств механизации на стадиях загрузки, выгрузки и транспортировании исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции.

Замена опасных и вредных технологических операций на менее опасные. .Безопасность операций транспортирования вредных и пожароопасных веществ можно повысить переводя твердые вещества в растворы, суспензии, расплавы для передачи их с одной технологической операции на другую по трубопроводам. Безопасность производственных процессов существенно повышается при изменении технологических приемов работы; при замене сухого размола твердых веществ мокрыми; при транспортировании сыпучих продуктов пневмотранспортом; при изменении агрегатного состояния перерабатываемых продуктов (вместо сухих токсичных веществ использовать их растворы или в виде пасты).



Замена вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные. Для снижения пожаровзрывоопасности веществ, обращающихся в производстве, вводятся различные инертные добавки и флегматизирующие вещества. Герметизация оборудования. Особое значение она имеет при переработке токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, т.к. их утечка в окружающую среду может привести к профессиональным отравлениям, пожарам и взрывам. Наиболее частыми причинами нарушения герметичности являются неплотности в соединениях деталей оборудования. Устранение или уменьшение степени неплотности достигается применением уплотнителей. Выбор тех или иных видов уплотнений определяется требуемой степенью герметизации и условиями эксплуатации оборудования, в том числе давлением среды, температурным режимом, скоростями движения и др.

Механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами. .Механизация технологических процессов позволяет заменить операции, выполняемые вручную, машинами и механизмами, тем самым, уменьшая опасности, связанные с ними. Автоматизация производственных процессов, являясь одним из самых прогрессивных направлений новой техники, имеет не только большое экологическое и социальное значение, но и играет существенную роль в обеспечении безопасности технологических процессов. В автоматизированном производстве значительно уменьшается количество выделяющихся в воздух производственного помещения вредных и пожароопасных паров, газов и пылей. Дистанционное управление не только облегчает труд человека, но и выводит его из опасной зоны, если эта зона не может быть изолирована. В нефтехимии и нефтепереработке наиболее широко применяются пять систем дистанционного управления механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированно



2. Технологический регламент – основа безопасности технологического процесса. Планы ликвидации аварий. Инженерно-технические средства безопасности.

Технологический регламент – основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций технологического процесса. Технологические регламенты утверждают руководители предприятия или вышестоящей организации. Руководитель предприятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. В технологическом регламенте дается подробное описание всех стадий производства, его аппаратурно-механического оформления, приводятся: технологическая карта, нормы технологического режима, технологические инструкции по нормальному пуску, нормальной и аварийной остановке объекта, а также правила безопасного ведения технологического процесса и обслуживания аппаратов. Даются технические параметры нормального технологического процесса, такие как концентрация отдельных веществ, их температура, давление, скорости потоков и другие параметры, а также, что особенно важно, допустимые от них отклонения. Если же рабочие параметры процесса выйдут за пределы допустимых отклонений, то процесс может быть неуправляемым и понадобиться некоторое время, чтобы привести его в нормальное состояние, при этом потеря стабильности процесса может вызвать аварийные ситуации.

Основная цель ПЛВА: определение сценариев возникновения и развития аварийной ситуации;
планирование мероприятий и действий части персонала и сотрудников аварийно спасательных служб по локализации последствий аварий, путей эвакуации женщин и пожилых людей; определение уровня морально-психологической подготовки производственного персонала и наличия необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварийных ситуаций; определение мероприятий и наличия оборудования, необходимых для повышения уровня противопожарной и противоаварийной защиты, а также для уменьшения масштаба последствий.

Согласно нормам план ликвидации должен пересматриваться каждые 5 лет с учетом появления новых технологий, а также он пересматривается в послеаварийных случаях и в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных помещений, смены специализации производства.И опыт, и специалисты-аналитики есть в нашем ТОО «Safety & Consulting Service», которое предлагает свои услуги по разработке документа, в основе которого лежат: анализ сценариев возникновения и развития аварий, а также прогноз вероятности их возникновения; анализ готовности персонала и предприятия к активным мерам по локализации и ликвидации; анализ мер принятых для предупреждения аварийных ситуаций. Инженерно-технические средства безопасности:- средства инженерно-технической укрепленности,-системы охранной сигнализации, -системы пожарной сигнализации, -системы охранные телевизионные, - системы контроля доступом, -системы оповещения о тревоге, - системы оперативной свзи, - технические средства досмотра, - системы электропитания и охранного освещения.

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Под понятием опасность понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

    Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

    Риск – количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность реализации опасности. Обычно этобезразмерная величина в пределах от 0 до 1.

    Производство – процесс создания материальных благ, представляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. Сущ. две стороны производственного процесса: производственные силы; производственные отношения, которые образуют способ производства.

    Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

    Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под изменением состояния предмета труда понимается изменение его физических, химических, механических свойств, геометрии, внешнего вида.

    Технологическое оборудование - это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку (это средство технологического оснащения, дополняющее технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. К ним относятся режущий инструмент, приспособления, измерительные средства).

    Рабочее место представляет собой элементарную единицу структуры предприятия, где размещены исполнители работы и обслуживаемое технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства, технологическая оснастка и предметы труда.

    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. 2.Классификация технологических процессов.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

    Любое производство представляет собой совокупность самых разных процессов, среди которых особо выделяют процессы непосредственно связанные с производством продукции. Эти процессы разделяются по принципу их роли в изготовлении конечного продукта на:

    Основные процессы (тех. процессы, в ходе которых происходит изменение геометрической формы, размеров и физико-химических свойств продукта)

    Вспомогательные (процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов)

    Обслуживающие (процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов)

    Для временной характеристики технологических процессов их делят на фазы.

    Фаза – комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной фазы технологического процесса и связана с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.

    Каждая фаза состоит из последовательно выполняемых над данным предметом труда технологических действий – операций.

    Операции в зависимости от применяемых средств труда подразделяются на:

    Машинные

    Машинно-ручные (выполняются с помощью машин при участии ручного труда)

    Автоматизированные.

    В зависимости от формы организации согласно единой системы технологической документации (ЕСТД) (ГОСТ 3.1109-82) различают три вида технологических процессов (ТП): единичный, типовой и групповой .

    - единичный - технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства;

    - типовой - технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками;

    - групповой - технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.

    3.Общие требования безопасности к технологическим процессам.

    Требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам

    Согласно ГОСТ 12.3.002 - 75* «ССБТ. ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ.Общие требования безопасности», безопасность производства обеспечивается благодаря выбору:

    Оптимальных и безопасных технологических процессов, приемов, режима труда и порядка обслуживания производственного оборудования;

    Производственных помещений, уровни ОВПФ в которых не превышают установ­ленных санитарно-гигиеническими нормами величин;

    Оптимальных производственных площадок для проведения процессов, выполняемых вне производственных помещений;

    Исходных материалов, заготовок и полуфабрикатов, не оказывающих вредного воздействия на работающих, а в случае необходимости использования вредных компонентов - применению соответствующих средств защиты людей;

    Производственные процессы должны быть пожаро- и взрыво- безопасными и в результате их проведения в окружающую среду не должны поступать выбросы вредных веществ;

    Необходимого производственного оборудования, а также за счет и благодаря:

    Безопасному размещению оборудования и организации рабочих мест;

    Механизации и автоматизации производственного процесса;

    Безопасному хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;

    Профессиональному отбору и обучению работающих;

    Применению средств защиты.

    Требования безопасности к технологическим процессам . При проектировании, организации и проведении технологических процессов должно быть предусмотрено выполнение следующих требований:

    Устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на организм:

    Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, на процессы и операции, при которых эти факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;

    Комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами и операциями;

    Герметизация оборудования;

    Применение средств коллективной защиты работающих;

    Рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики гиподинамии, а также ограничения монотонности и тяжести труда;

    Своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных производственных факторов при проведении технологических операций;

    Установка системы контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающей защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

    Своевременное удаление и обезвреживание отходов производства.

    4.Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

    ГОСТ 12.2.061-81«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К РАБОЧИМ МЕСТАМ»

    1. Рабочее место должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» и настоящего стандарта.

    2. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с характером работы, должны обеспечивать безопасность, охрану здоровья и работоспособность работающих.

    3. Конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов (органов управления, средств отображения информации, кресла, вспомогательного оборудования и т.п.) должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, а также характеру работы.

    4. Уровни (концентрации) ОВПФ, воздействующих на человека на рабочем месте, не должны превышать установленных предельно допустимых значений.

    5. Рабочее место и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать безопасное и удобное техническое обслуживание и чистку.

    6. Конструкция рабочего места должна обеспечивать удобную рабочую позу человека, что достигается регулированием положения кресла, высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении и (или) высоты и размеров рабочей поверхности.

    7. Рабочее место должно иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполняемой работы и при необходимости аварийное освещение.

    8. При выполнении работ, связанных с воздействием ОВПФ, рабочее место должно быть оснащено средствами защиты, средствами пожаротушения и спасательными средствами.

    9. Наличие или возможность опасности и способы, которыми можно предупредить или уменьшить ее воздействие на работающих, должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76* «ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ».

    10. Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации. Пути эвакуации и проходы должны быть обозначены и иметь достаточную освещенность.

    11. Организация и состояние рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами должны обеспечивать безопасное передвижение работающих и транспортных средств, удобные и безопасные действия с материалами, заготовками, полуфабрикатами, а также техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования.

    ГОСТ 12.2.003-91«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. Общие требования безопасности»

    Конструкция производственного оборудования должна исключать возможность падения, опрокидывания и смещения при эксплуатации и монтажа. Движущиеся части производственного оборудования, являющиеся источником травмоопасности, должны быть ограждены.

    Производственное оборудование должно быть пожаровзрывобезопасным. Производственное оборудование, являющееся источником шума, ультразвукаи вибрации, должно быть выполнено так, чтобы шум, ультразвук и вибрация не превышали установленные стандартами допустимые уровни.

    Необходимость наличия на рабочих местах средств пожаротушения и других средств, используемых в аварийных ситуациях, должна быть установлена в стандартах, технических условиях и эксплуатационной документации.

    Размеры рабочего места и размещение его элементов должны обеспечивать выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах и не затруднять.

  • Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей,среды широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все с производственной деятельности сопровождается появлением и распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

    От каждого специалиста требуется умение определять и осуществлять ком эффективных мер защиты от их неблагоприятного действия на человека и природную среду.

    Решение проблемы безопасности технологических процессов состоит в обеспечении безопасных условий деятельности людей, защите человека и окружающей его среды от

    воздействия вредных факторов.

    Основная цель безопасности заключается в обеспечении защиты человека от негативного

    воздействия вредных факторов и достижении комфортных условий жизни.

    Средством

    достижения

    является

    реализация

    обществом

    соответствующих правил, обеспечивающих снижение негативных воздействий до приемлемых

    допустимых значений.

    1.1 Понятия опасности и безопасности

    Любая деятельность человека является потенциально опасной.

    Два самых важных вывода, которые необходимо учитывать при формировании принципов

    безопасности и создании систем безопасности:

    Невозможно создать абсолютно безопасный вид деятельности человека или абсолютно

    безопасную технологию;

    Ни один вид деятельности не

    обеспечить абсолютную

    безопасность

    человека, что указывает на отсутствие нулевых рисков.

    Негативное

    взаимодействие

    системе«ч ловек -

    обитания

    производственной деятельности» принято называть опасностью.

    Под опасностью понимают процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их

    комбинации, нарушающие или способные нарушать устойчивое состояние среды обитания или работы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека.

    Различают опасности естественного, техногенного и антропогенногопроисхождения.

    Чем активнее деятельность человека, тем выше уровень и количество антропогенных и техногенных опасностей - вредных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду обитания.

    Все факторы опасностей, формирующихся в процессе деятельности человека, можно разделить на следующие группы:

    - физические факторы, к которым относятся движущиемашины и механизмы, электрический ток, ионизирующие излучения, режущие и вращающиеся инструменты и приспособления;

    - химические факторы;

    - биологические факторы;

    - психофизиологические факторы, связанные с физическими и нервно-психическими нагрузками.

    По вероятности воздействия на человека и среду обитания опасности разделяют потенциальные, реальные и реализованные.

    Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с

    пространством и временем воздействия(опасность присутствует, но не наносит при этом вреда).

    Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека и скоординирована в пространстве и во времени.

    Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека или окружающую среду обитания, приведший к потере здоровья, летальному исходу или материальным потерям.

    Реализованные

    опасности

    подразделяются

    происшест, чрезв ычайныеия

    происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Происшествием называют событие негативного воздействия с причинением ущерба

    людским, природным или материальным ресурсам.

    Чрезвычайное

    происшествие - событие, обладающее

    уровнем негативного

    воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К чрезвычайным происшествиям

    относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей,

    восстановление

    технических

    устройств

    невозможно

    нецелесообразно.

    Катастрофа - происшествие, сопровождающееся гибелью людей.

    Стихийное

    бедствие - событие, связанное

    со стихийными явлениями

    приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

    Опыт эксплуатации сложных технических систем убеждает, что никакие конструктивные,

    внешние и внутренние факторы, воздействующие на элементы систем и оборудования. Задача состоит в том, чтобы предвидеть эти ситуации и путем технического обслуживания и ремонта

    являются безопасность и экономичность.

    На современном этапе развития науки и техники актуальной проблемой явля необходимость коренного пересмотра подходов к созданию систем безопасности основанных на уменьшении влияния на безопасность человеческого фактора.

    Выполненный анализ причин аварий на АЭС, включая аварии с тяжелыми последствиями на АЭС «Three Mile Island» в США, на Чернобыльской АЭС, на АЭС «Фукусима-1» в

    Не имеет смысла определять безопасность как полное отсутствие опасности, потому что

    абсолютной безопасности достичь невозможно.

    Представляется логичным трактовать безопасность для конкретной системы как такое состояние этой системы и систем с ней взаимодействующих, при которой суммарный риск не превышает некоторого порогового значения, определяемого обществом в соответствии с принятой им системой ценностей. Поэтому понятие «безопасность» можно характеризовать как пребывание системы в условиях пренебрежимо малого риска. (Риск – количественная мера опасности).

    Проблема управления риском решается сейчас в большинстве случаев исходя из того, что

    безопасность - это пребывание системы в условиях приемлемого риска.

    В научной и специальной литературе по вопросам радиационной защиты принц приемлемого риска известен как принципALARA. Дозы облучения должны быть настолько низкими, насколько это возможно в пределах разумного подхода с учетом экономических и социальных факторов данного конкретного общества.

    Задача определения пределов безопасности или уровней приемлемого риска представляет собой часть общей проблемы выбора оптимальных способов учета интересов различных групп общества (рис. 1.1). С течением времени многие факторы, влияющие на выбор приемлемого риска, меняются. Соответственно должны пересматриваться условия и пределы безопасности, постепенно приближаясь к области пренебрежимо малого риска.

    РИС 1.1. ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА СНИЖЕНИЕ ТЕХНОГЕННОГО РИСКА

    К настоящему времени сложились два подхода к обеспечению безопасности.

    Первый - традиционный инженерный подход- основан на увеличении количества и повышении эффективности разных защитных и локализующих систем и устройств, которые снижают вероятность аварий и уменьшают степень опасности их последствий. Осуществление на практике только такого подхода приводит к усложнению и удорожанию устано,

    ухудшению других ее характеристик и принципиально не исключает возможности крупной аварии с тяжелыми последствиями, поскольку не устранены внутренние причины, которые могут привести к ее возникновению.

    Для доказательства безопасности при этом подходе в основном приходится опираться на вероятностный анализ безопасности, рассматривающий отказы технических устройств и ошибки эксплуатационного персонала как случайные события.

    Второй подход основан на концепции технологической системы с внутренне присущей безопасностью. Здесь причины возникновения серьезных аварий исключены применением обратных связей внутри самого устройства на основе физических законов, не посредством приборов и органов управления, что делает техническое устройство самозащищенным.

    При таком подходе не требуется нагромождения защитных и локализующих систем, которые в некоторых случаях могут сами стать причиной аварий, и сложных доказательств безопасности с проведением большого объема расчетных и экспериментальных работ недостоверным сценариям.

    числу относятся: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно- гигиенические и лечебно-профилактические меры.

    Для обеспечения безопасности конкретного вида производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

    выполнение детального анализа опасностей, формирующихся в изучаемой деятельности

    разработка эффективных мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей

    разработка эффективных мер защиты от остаточного риска данной деятельности или технологического процесса. Эти меры применяются в случае, когда нужно заниматься спасением человека или среды обитания.

    1.2 Качественный и количественный анализ опасностей

    Качественный анализ опасностей проводят с целью выявления источников опасностей и

    их основных характеристик, определения негативных факторов, возникающих при действии

    опасностей,

    уточнения

    последовательности

    причин, приводящих

    нежелательным

    последствиям, а также для оценки этих последствий.

    Выявление опасностей проводят при помощисистемного анализа ,

    понимается совокупность методологических средств, в основе которых лежит разделение

    составные

    элементы, являющиеся

    исходными

    обоснования

    безопасности. Целью

    системного

    анализа безопасности

    является

    обнаружение причин,

    влияющих на появление нежелательных событий(аварий, катастроф, пожаров, несчастных

    случаев, травм), и разработка предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность их

    появления.

    Результаты причинно-следственного анализа причин и

    последствий

    нежелательны

    событий могут быть представлены в виде специальных таблиц или графических изображений

    деревьев событий (причин и последствий), в основе которых лежит теория графов.

    Количественная

    опасностей

    вероятности

    нежелательного события,

    вызванного ею. При анализе вероятности появления нежелательного

    события за определенный период времени, а также в случае определения его последствий используют понятие риска.

    Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной

    количество людей за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев за определенный промежуток времени.

    Оценка риска является исключительно важным аргументом для принятия обоснованных решений по созданию систем безопасности различного назначения, а также для определения необходимости и целесообразности финансирования мероприятий, направленных на снижение величины риска.

    Риск определяют как количественную оценку опасности или как частоту реализации опасности. Математически риск R можно определить по формуле:

    N нж

    N общ

    где Nнж - число нежелательных событий за определенный период времени(обычно за

    Nобщ - общее число событий за тот же период времени.

    Риск есть не

    Иноекак вероятность появления нежелательных событий з

    определенный период времени

    Индивидуальный

    оценивает величину

    опасности

    рассчитывается по формуле:

    R инд= U

    где U - величина ущерба за счет возникновения нежелательного события;Т - рассматриваемый интервал времени;М - численность группы людей, для которой рассчитывается риск.

    Под приемлемым риском понимают уровень индивидуального риска, который является оправданным с экономической и социальной точек зрения, иначе говоря, с которым общество готово мириться ради получения тех или иных благ в результате своей деятельности. Можно сказать, что приемлемый риск- это оптимальный уровень индивидуального риска, при котором в существующих социально-экономических условиях его дальнейшее снижен нецелесообразно.

    Существует

    понятие пренебрежимого

    риска , когда

    вероятность

    исключительно мала (см. рис. 1.1).

    приведены

    значения

    средних годовых

    эффектив

    эквивалентных

    индивидуальных

    доз облучения

    населения

    соответствующие им значения индивидуального риска.

    Таблица 1.1 - Средние годовые эффективные эквивалентные индивидуальные дозы и

    средний индивидуальный риск облучения населения Земли и Украины

    Источник облучения

    Население Земли

    Население Украины

    Доза за год, мЗв

    за, мЗвгод

    6,1 · 10-5

    5,4 · 10-5

    Естественный фон

    (0,05- 0,2 мкЗв/ч)

    Техногенный

    естественный фон, в том

    7,1 · 10-5

    5,7 · 10-5

    радон и торон в

    7,1 · 10-5

    5,7 · 10-5

    помещениях

    удобрения в сельском

    4,1 · 10-7

    хозяйстве

    выбросы угольных

    1,1 · 10-7

    электростанций

    пользование

    автотранспортом

    пользование

    5,4 · 10-8

    авиатранспортом

    употребление

    радиолюминесцентных

    5,4 · 10-8

    Искусственные источники

    2,2 · 10-5

    8,5 · 10-5

    облучения, в том числе:

    медицинское облучение

    (рентгенодиагностика,

    2,2 · 10-5

    рентгене- и радиотерапия)

    выпадения от испытаний

    5,4 · 10-7

    5,4 · 10-7

    ядерного оружия

    ядерная энергетика

    3,4 · 10-8

    7,8 · 10-8

    1,9 · 10-4

    2,0 · 10 -4



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: