Закон от 20.06 о платных скорых. Закон о платной скорой помощи – принят или нет? Состав машин не отложенной службы

Реклама

20 июня 2018 года в России вступает в силу новый закон о скорой помощи, который сделает вызов неотложки платным. Именно так выглядит очередной слух, который распространился в интернете в последние месяцы, сообщает сайт C-ib.

Так это или нет, и что меняется в законодательстве относительно работы специалистов “скорой” - все это требует небольшого пояснения. Закон о скорой помощи - изменится ли он с 20 июня 2018 года и как, какие изменения и поправки в законодательстве о неотложке нужно ждать в этом году.

Изменится ли Закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года

В чем суть слухов, которые появились еще минувшей зимой? Якобы 20 июня 2018 года в Закон о скорой помощи вступят изменения, которые сделают вызов неотложки платным. Правда, не во всех случаях.

Речь идет о том, что один человек может вызвать скорую помощь четыре раза в год,а пятый вызов будет для него платным. Исключение сделают для пенсионеров, инвалидов и детей, которым неотложка может быть нужна чаще.

Разумеется, никаких подобных поправок в закон о скорой помощи никто не вносил. Она остается бесплатной для всех и во всех случаях.

Тем не менее, хотя закон не менялся, эти слухи не растут на пустом месте. Дело в том, что, по оценкам специалистов самой скорой помощи, около 37% вызовов по сути являются ложными. В каких-то случаях скорую вызывают пьяные компании, которые развлекаются подобным способом. В каких-то случаях так требуют внимания к своей персоне одинокие пенсионеры, которым не хватает общения. Иногда это мнительные пациенты, которые придумывают себе несуществующие болезни и т.д. Ситуаций действительно много, и мы перечислили только типовые.

Еще в 2015 году финансовый НИИ при Минфине разработал некоторые исключительно “бухгалтерские” предложения для Минздрава относительно того, как оптимизировать работу скорой помощи и медицинской системы в целом. В том числе в эти предложения входили и описанные выше ограничения на количество вызовов скорой для одного пациента.

Минздрав еще тогда, когда появились эти предложения, сразу же отреагировал на них очень резко. Да, проблема с ложными и условно ложными вызовами существует. Да, из-за этого скорые заняты лишней работой и не всегда успевают к тем, кому реально нужна помощь. Однако право человека на медицинскую помощь безоговорочно, и никакие лимиты и чисто фискальный подход здесь неуместны.

Государство благополучно забыло об этой идее еще 2-3 года назад, но кому-то в сети захотелось привлечь внимание пользователей громкими заголовками. Спешим успокоить - скорая помощь остается бесплатной, как часто она бы вам ни была нужна.

Единственное, чем можно объяснить слух о том, что некие изменения появятся именно 20 июня - это реквизитами действующего закона. То, что называется в России Законом о скорой помощи, на самом деле является Приказом Минздрава №338н. Он был подписан ровно пять лет назад - 20 июня 2013 года. Возможно, путаница возникла именно из-за этого.

Какие изменения в Закон о скорой помощи вступят в силу в 2018 году

Некоторые изменения в Приказ Минздрава №338н от 20 июня 2013 года действительно готовятся, но вступить в силу они могут только осенью - 1 октября.

Суть тех изменений в законодательство о работе скорой помощи, которые предлагаются Минздравом в 2018 году:

  • бригады скорой помощи будут обязаны отвозить пациента не в ближайшую больницу, удобную для самой бригады, а в специализированные отделения: если человеку требуется помощь кардиолога - в кардиологическое, психиатра - в психиатрическое и т.д.
  • уточняется, в каких ситуациях бригада скорой помощи имеет право затребовать санитарную авиацию для того, чтобы транспортировать пациента. Также говорится о том, что летом авиасредство должно быть подготовлено за час до вылета, зимой - за два часа.
  • бригады скорой помощи при Центре медицины катастроф будут иметь больше полномочий - они смогут самостоятельно созывать консилиумы, в том числе удаленные, осуществлять взаимодействие с транспортными операторами, силовыми службами и т.д. без специальных санкций.
  • указано, что пациента нужно доставить до соответствующего медичинского учреждения в течение суток после вызова бригады скорой помощи.

Еще одно изменение, которое может быть принято к осени, касается нормативов, по которым комплектуются бригады скорой помощи.

В социальных сетях активно распространяется информация о том, что новый закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года сделает платной работу бригад неотложки. Якобы бесплатные услуги медиков в экстренных ситуациях ограничат до 4 вызовов в год, а за остальные придется платить.

Соответствующее предложение по реформированию института скорой помощи действительно однажды прозвучало и всерьез обсуждалось на самом высоком уровне, однако закона о платной скорой помощи с 20 июня 2018 года не существует.

Закон о платных вызовах скорой – откуда появилась информация?

Базой для распространяющихся сведений про закон о платных вызовах скорой помощи послужили предложения 2015 года. Их разработал для Минздрава подведомственный Минфину Научно-исследовательский финансовый институт. Именно в этих предложениях впервые прозвучала информация о том, что:

  • 4 раза в год пациенту полагаются бесплатные визиты скорой помощи, а все последующие - за плату;
  • срочная медпомощь без ограничений и оплаты предоставляется только малоподвижным инвалидам и детям;
  • нужно оставить бесплатными 8 визитов к терапевту в год, а выходящие за эти рамки услуги предоставлять пациентам за деньги;
  • там же фигурировала инициатива перевести на возмездную основу обслуживание в нерабочее время, прием у врачей с высокой квалификацией;
  • количество госпитализаций рекомендовалось ограничить плановым пребыванием в стационаре не чаще 2 раз за год.

Напомним, эта информация обсуждалась в 2015-2016 годах, и Минздрав решительно отверг подобные предложения, заявив, что «право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками».

Масла в огонь подлили сведения о проведении пилотного проекта в ряде регионов по переводу скорой помощи на аутсорсинг. Эксперимент касался не работы врачей и фельдшеров, а исключительно предоставления и обслуживания транспортных средств. Как известно, собственный парк машин скорой помощи страдает от нехватки финансирования и существенно изношен.

Итоги эксперимента, который проводился в республиках Чувашия, Марий Эл, в Перми, Архангельске, Вологде, Кирове, подводили весной 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Министр В. Скворцова отчиталась о том, что опыт передачи транспортных услуг сторонним фирмам получился положительным. Позднее О. Голодец указала, что в регионах медучреждения вправе самостоятельно решать, стоит ли вовлекать в работу скорой медпомощи частные организации для предоставления таких услуг. После этого к 2017 году было выделено 5 миллиардов рублей на обновление автопарка неотложки.

Вопросы и мнения

Сами медики отнесли бы к введению хозрасчетной составляющей в своей работе положительно. Такое мнение легко услышать на профессиональных форумах. Причины в том, что скорая помощь слишком часто тратит время, трудовые и материальные резервы на обслуживание необоснованных вызовов. К необоснованным медработники причисляют звонки от пьяных, наркоманов, людей с тревожным расстройством, пожилых людей с повышенным давлением и просто ложные вызовы, когда машину вызывают по несуществующему адресу.

В 2015 году даже возникла инициатива Минфина ввести штраф за ложный вызов по аналогии с ложным сообщением о заминировании. Предложение не реализовали.

От читателей в связи со слухами о введении платной скорой с 20 июня 2018 года к юристам поступают вопросы соответствующего содержания. Вот некоторые из них.

«Верить ли постам в Одноклассниках о том, что у нас будет платная скорая помощь с 2018 года, закон принят или нет?» - Ольга Николаевна, 59 лет, г. Саратов.

«Не могу найти закон о платной скорой помощи с 20 июня 2018 на сайте Кремля, хотя о нем много говорят. Поделитесь ссылкой, если есть» - Василий, 28 лет, г. Тверь.

Стоит ли говорить, что приезжать по вызовам на телефон 03 медперсонал продолжит бесплатно и после указанной даты – это их обязанность. Упомянутого закона не существует.

Последние изменения в законодательстве о скорой помощи

Анализ правовых норм, регулирующих работу скорой помощи, показывает, что в последнее время их меняют только в пользу пациентов.

В феврале 2016 года был подписан Приказ Минздрава России № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». В нем прописано, что норматив прибытия бригады по вызову - 20 минут.

СМИ активно обсуждают Закон о платных скорых с 20 июня 2018 года. Граждан интересует – правда ли, что скоро пациенты смогут вызывать скорую помощь бесплатно 4 раза в год, а 5-й и последующие вызовы станут платными. Отдельные категории граждан по-прежнему смогут вызывать «скорую» бесплатно неограниченно.

Ложные слухи

Министерство здравоохранения Российской Федерации категорично отвергает эти слухи, и отвечает, что подобных планов нет и не будет. Многочисленная информация в интернете по поводу платной скорой помощи в 2018 году не соответствует действительности.

Региональные власти дают официальные разъяснения по этому вопросу, поясняя, что эта информация является ложной, и подобный приказ в Правительстве не рассматривается. Предполагается, что всплеск интереса к этой теме и несуществующий закон о скорой помощи за деньги 2018 года появились в связи с принятием новой редакции приказа Минздрава № 33н от 22.01.2016 года.

Приказ действительно внес некоторые изменения в порядок оказания скорой и скорой специализированной медпомощи, но он касается порядка работы медицинских бригад. О введении платы за услуги скорой медпомощи в документе не говорится, и любой вызов медработников является для пациента бесплатным.

Экспертная оценка закона

Итак, рассматриваемые нововведения – это не закон о платной скорой помощи 2018, а некоторые организованные изменения, которые позволят сделать скорую медпомощь более качественной и доступной для пациентов. В ведомстве отмечают, что одна из главных задач – доставить пациента туда, где ему окажут полный комплекс необходимых медуслуг. Так, если у пациента отравление – он должен быть доставлен в токсикологический центр, если ожог – в ожоговый центр и т.д.

Соответствующие изменения внесены в закон для того, чтобы эта работа велась в штатном и повседневном режиме, чтобы любого пациента доставляли в специализированные медучреждения в течение суток с моменты прибытия скорой помощи на вызов. Важны и новые полномочия врачей скорой медпомощи при Центре медицины катастроф. Теперь они могут не только привлекать к работе узких специалистов, но и вправе организовывать дистанционные консилиумы, а также привлекать для решения своих задач экстренные службы.

Таким образом, новый приказ Министерства здравоохранения преследует совсем иные цели – распространить приоритетный проект санитарной авиации в пределах всей страны. Сегодня этот проект действует лишь в части регионов в рамках тестирования, к осени 2018 года его будут внедрять во всех регионах. Кроме того, для станций скорой медпомощи утверждены новые штатные нормативы. Так, в одной станции могут присутствовать не менее 5,5 ставок анестезиологов-реаниматологов и старших врачей отделений.

Новый закон о скорой помощи предоставляет медикам право задействовать в ряде случаев возможности санитарной авиации. Соответствующие воздушные судна должны быть готовы к проведению полета в течение часа в теплое время года, и в течение двух часов – в холодное время года. Новые правила устанавливают и нормативы штатной численности подразделений санавиации, предназначенных для экстренной эвакуации (при центрах медицины катастроф).

Существенно расширены полномочия, которыми обладает бригада скорой помощи, действующая при центре медицины катастроф. Сотрудники санавиации этого направления могут проводить и организовывать дистанционные совещания и консилиумы врачей. К оказанию медпомощи больным могут быть привлечены врачи разных специальностей, но предварительно это решение нужно согласовать с руководителем подразделения. Допустимо использовать силы государственной и санитарной авиации для того, чтобы оказать пациентам специализированную качественную медпомощь. Скорые, которые работают при центрах медицины катастроф, могут взаимодействовать с полицией, пожарной охраной, аварийными службами для того, чтобы оказать пациентам необходимую помощь.

Поводом для их появления стали попавшие в СМИ еще в 2015 году предложения подведомственного Минфину России Научно-исследовательского финансового института. В изложении «Российской газеты» от 25.11.2015 года идеи экспертов НИФИ выглядели следующим образом:

  1. Ограничить количество бесплатных вызовов «скорой», например, ввести норму максимум 4 раза в год — дальнейшие вызовы только за деньги. За «ложные» вызовы бригады «03», когда диспетчеру сообщают о тяжелом больном, а на деле все не так и плохо, тоже предлагается платить.

  2. Бесплатное посещение врача на дому оставить только для маленьких детей и малоподвижных инвалидов. Все остальные должны самостоятельно идти на прием в поликлинику.

  3. Ограничить количество бесплатных посещений терапевта и специалистов в поликлинике — 8-10 визитами. Если врач нужен чаще — пожалуйста, но через кассу.

  4. Бесплатные визиты к врачу — в дневное время и по записи. В нерабочие часы и по субботам — за плату. Как и за внеочередной прием и консультации специалистов более высокой квалификации.

  5. Предлагается нормировать и количество госпитализаций. Например, в плановом порядке можно будет пролечиться в стационаре два раза в год.

  6. Аналогичная история и с высокотехнологичной помощью. Какие-то виды могут оставить в ОМС, но поскольку реально речь идет о дорогих видах лечения, предлагается предоставлять их за деньги.

Минздрав России, с одной стороны, столь радикальные предложения не поддержал, отметив, что «право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками».

С другой стороны, уже самим Минздравом России примерно в то же время был запущен эксперимент по аутсорсингу автомобилей скорой помощи. В Марий Эл, Чувашской Республике, Пермском крае, Архангельской, Вологодской и Кировской областях негосударственным организациям на договорной основе были переданы функции по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи.

Проект спровоцировал очередную волну слухов о грядущем переводе скорой помощи на коммерческие рельсы, в связи с чем Минздраву России пришлось выступать с дополнительными разъяснениями . В соответствующем пресс-релизе ведомства особо подчеркивалось, что «передавать каким-либо негосударственным организациям само оказание скорой медицинской помощи недопустимо» и «такой сценарий не рассматривается и не обсуждается».

В марте 2016 года Владимир Путин дал Минздраву России ряд поручений , касающихся изучения полученного опыта в сфере аутсорсинга скорой помощи, оценки рентабельности таких проектов и определения возможности и условий их продолжения.

В апреле 2016 года министр здравоохранения Вероника Скворцова доложила, что опыт предоставления транспортных услуг скорой помощи негосударственными организациями оценивается как положительный.

«Опыт пилотных регионов имеется. Он позитивный. Никаких нарушений со стороны частных организаций, которые отвечали за содержание автотранспорта и своевременную подачу машин, не было. Состояние машин хорошее, комплектация правильная», – цитировал ТАСС доклад министра.

Чуть позже, заместитель председателя правительства Ольга Голодец заявила о том, что регионы могут самостоятельно принимать решение о необходимости привлечения частных организаций к работе скорой помощи, поскольку услуга заложена в тариф ОМС.

Следует отметить, что экспериментируя аутсорсингом, правительство параллельно запустило программу обновления собственного автомобильного парка службы скорой медицинской помощи. В 2016-2017 годах на закупку автомобилей скорой помощи для регионов и ФМБА в общей сложности было выделено порядка 5 млрд рублей.

Экспериментируя с техническим обеспечением скорой помощи, в Минздраве России не забывали и об организационной стороне вопроса. За последние несколько лет было внедрено несколько довольно принципиальных нововведений, которые даже самый закоренелый скептик вряд ли сможет назвать идущими во вред пациентам.

В частности, с 15 апреля 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения», устанавливающий норматив прибытия скорой помощи не позднее 20 минут с момента вызова.

На днях на федеральном портале проектов нормативных правовых актов завершилось общественное обсуждение проекта приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания скорой, ‎в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Согласно , бригада скорой помощи должна доставлять пациента не просто в ближайшее медучреждение, а в медицинскую организацию, «оказывающую медицинскую помощь по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям». Изменения должны вступить в силу с 1 октября 2018 года.

Об отсутствии планов кардинального изменения системы ОМС и во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). По словам президента ВСС Игоря Юргенса, на одном из недавних совещаний в Минфине России, действительно поднималась тема медицинского страхования, но никаких принципиальных изменений объема предоставляемой помощи в рамках ОМС не обсуждалось. «Вопросов, которые бы касались бы дополнительной финансовой нагрузки на граждан или сокращения объема медицинской помощи в рамках ОМС, не поднималось. К тому же, такой подход не является идеологией, которой придерживается ВСС», – отметил Игорь Юргенс.

Иными словами, ни о каких ограничениях на число бесплатных вызовов скорой речи не идет. По крайней мере, пока. А очередная волна панических слухов на этот счет, скорее всего, — одно из неизбежных следствий идущей избирательной кампании.

Евгений Трофимов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: