Виды гипотез: простая; сложная; альтернативная. Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры

Примеры видов гипотез правовых норм, с использованием 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов)

Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

В правовой норме содержится, прежде всего, указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства необходимые для вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

Гипотеза - необходимая предпосылка функционирования нормы права, ее претворения в жизнь, выраженном в регулировании конкретной жизненной ситуации. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы, например гипотеза нормы, выраженной в ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления» Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с последними изменениями) // СПС КонсультантПлюс..

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Например, гипотеза нормы, выраженная в ст. 77 Налогового Кодекса РФ: «Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество» Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с последними изменениями) // СПС КонсультантПлюс..

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Она также как и другие сложные гипотезы предусматривает два или более условий осуществления правовой нормы. Но ее отличие состоит в том, что для вступления нормы права в действие достаточно наличия одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Например, гипотеза нормы, содержащейся в п. 3 ст. 484 Гражданского кодекса РФ: «В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. II от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СПС КонсультантПлюс..

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические.

Абстрактная гипотеза , определяя условия претворения нормы права в жизнь, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Она не детализирует частные случаи, как бы абстрагируется от них, хотя и связывает осуществление нормы с наличием конкретных отношений определенного вида. Например, гипотеза нормы, выраженной в ч. 1 ст. 69 УК РФ: «При совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление» Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что законодатель не раскрывает условий, при которых преступления признаются совершенными в совокупности.

Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными строго определенными частными случаями (казусами), которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы, содержащейся в ст. 345 УК РФ предусматривает вступление нормы права в силу в случае "оставления погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира" Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.. В данном примере гипотеза предполагает отдельные, конкретно-определенные, сравнительно редко встречающиеся в судебной практике случаи.

Независимо от разновидности гипотезы, она всегда определяет условия вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.

Классификация нормативных правовых актов (НПА).

1. В соответствии с принципом разделения государственной власти: а) нпа законодательных органов государственной власти; б) нпа исполнительных органов государственной власти в) нпа судебных органов государственной власти.

2. По органам, принявшим нормативный правовой акт: а) нпа Государственной Думы ФС РФ (законы), б) нпа Совета Федерации ФС РФ (законы), в) нпа Президента РФ (нормативные указы), г) нпа Правительства РФ (постановления), д) нпа министерств, агентств, служб (нормативные приказы, положения, инструкции).

3. По сферам правового регулирования: нпа, регламентирующие общественные отношения в политической, экономической, имущественной, финансовой, бюджетной, налоговой, административной, земельной, семейной, трудовой, уголовной и иных сферах общественной жизни.

4. По юридической силе: законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Закон: понятие, виды.

Виды законов : Федеральные законы; Законы субъектов федерации. Федеральные законы: а)Конституция РФ; б) федеральные конституционные законы; в) федеральные кодексы; г)тематические федеральные законы.

Федеральные законы: а) Конституция РФ (лат. устанавливаю, учреждаю) – нормативный правовой акт, имеющий наивысшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, между человеком и государством, а также основы организации и функционирования государства; б) федеральные конституционные законы: в) кодексы (лат. книга) – систематизированный нормативный правовой акт, направленный на регулирование определенной сферы общественных отношений; г) тематические федеральные законы.

Законы субъектов федерации: конституции (уставы) субъектов федерации; конституционные или уставные законы субъектов федерации; кодексы субъектов федерации; тематические законы субъектов федерации.

59 Подзаконный нормативный правовой акт – документ, принятый управомоченным субъектом на основе и во исполнение закона.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нпа министерств, агентств, служб.

2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:

Нормативные указы президентов или постановления высших должностных лиц (губернаторов, глав администраций) субъектов федерации, нпа исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления: нпа представительного органа муниципального образования, нпа главы муниципальных образований, нпа местной администрации.

4. Корпоративные нормативные правовые акты.

60. Понятие правотворчества.

Правотворческая деятельность - это интеллектуальная работа управомоченных субъектов по: созданию норм права; оформлению текста источника права (НПА); рассмотрению (обсуждению) и принятию источников права (НПА); введению в юридическую силу источников права (НПА).

Для правотворческой деятельности необходимо, чтобы управомоченные субъекты: а) обладали (владели) знаниями, навыками и умениями в юриспруденции по созданию и составлению юридических решений в различных социальных (политических, экономических, финансовых, экологических, земельных, жилищных, семейных, трудовых) сферах; б) умели создавать нормы права и правильно их записывать (прописывать); в) верно применяли правила юридической техники при разработке норм права и проектов источников права; г) правильно оформляли источники права по их содержанию и форме.

Правотворческий процесс - это: а) научное осмысление, анализ и выработка решений субъектами правотворчества социальных проблем требующих правового регулирования; б) деятельность субъектов правотворчества по разработке и оформлению источников права; в) обсуждение (рассмотрение) субъектами правотворчества проектов источников права; г) принятие правотворческим органом решений по источникам права, их опубликование и введение в действие; д) стадии разработки, рассмотрения, принятия и вступления в юридическую силу источников права.

Субъекты правотворчества – это компетентные (управомоченные) органы, имеющие в силу закона право разрабатывать, рассматривать, принимать и вводить в действие (юридическую силу) источники права (нормативные правовые акты).

Принципы правотворчества – это основополагающие правовые положения, на основе которых осуществляется правотворческая деятельность и реализуется правотворческий процесс.

Виды принципов правотворчества: профессионализма, научности, системности, законности, демократизма, гласности.

Виды (формы) правотворчества: 1) правотворчество населения путем проведения референдума; 2) правотворчество органов государственной власти; 3) правотворчество органов муниципальных образований; 4) корпоративное правотворчество (правотворчество организаций); 5) международное правотворчество.

1. Правотворчество населения путем проведения референдума.

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Виды референдума: а) референдум Российской Федерации – федеральный референдум; б) референдум субъекта федерации – региональный референдум; в) местный референдум – муниципальный референдум.

2. Правотворчество органов государственной власти подразделяется на: а) законотворчество и б) подзаконное правотворчество.

а) законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти по созданию, принятию и введению в юридическую силу законов.

В федеративном государстве законотворчество осуществляется:

федеральными представительными (законодательными) органами государственной власти;

представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции.

Согласно части 1 статьи 105 Конституции РФ, федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы права и регламентирующий наиболее важные общественные отношения.

б) подзаконное правотворчество органов государственной власти – это деятельность государственных органов исполнительной власти по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие подзаконных нормативных актов.

Подзаконный нормативный правовой акт – это документ управомоченного органа, принятого на основании и во исполнении закона.

Применительно к Российской Федерации подзаконное правотворчество органов государственной власти также имеет две разновидности – подзаконное правотворчество федеральных органов исполнительной государственной власти и подзаконное правотворчество органов исполнительной государственной власти субъектов федерации.

Подзаконное правотворчество федеральных государственных органов исполнительной власти: правотворчество Президента РФ (указы); правотворчество Правительства России (постановления); правотворчество министерств, агентств и служб (положения, инструкции, правила).

Подзаконное правотворчество государственных органов исполнительной власти субъектов федерации: а) правотворчество высшего должностного лица субъекта федерации (указы президента, постановления губернатора); б) правотворчество правительства (администрации) субъекта федерации (постановления); в) правотворчество министерств, департаментов, управлений, комитетов субъекта федерации (положения, инструкции, правила).

3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и введение в юридическую силу муниципальных нормативных правовых актов.

Правотворчество органов муниципальных образований является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды правотворчества органов муниципальных образований: а) правотворчество представительного органа муниципального образования; б) правотворчество главы муниципального образования; в) правотворчество исполнительных органов (местной администрации) муниципального образования.

4. Корпоративное правотворчество – это создание, рассмотрение, принятие и введение в действие (юридическую силу) нормативных правовых актов организаций. Корпоративное правотворчество является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды корпоративного правотворчества: а) правотворчество коммерческих организаций; б) правотворчество некоммерческих организаций.

5. Международное правотворчество – это деятельность субъектов международного права по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие источников международного права (международные договоры, соглашения, конвенции).

Международный договор Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом. Ст. 2 ФЗ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ).

В каждом из названных видов (форм) правотворчества предусмотрен свой собственный процесс создания, разработки, рассмотрения, принятия, оформления и введение в действие (вступления юридическую силу) источников права.

61. Законодательный процесс является одним из важных видов (форм) правотворчества. Законодательный процесс – это деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти по разработке, рассмотрению и принятию проектов законов (законопроектов), а также по подписанию, опубликованию и вступлению в юридическую силу законов.

Виды законодательного процесса: В России законодательные процессы осуществляются: 1) в Государственной Думе ФС РФ и в Совете Федерации ФС РФ, а также 2) в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов федерации.

Стадии законодательного процесса: 1. Законодательная инициатива. 2. Планирование законопроектной работы. 3. Разработка текста законопроекта. 4. Рассмотрение и принятие закона. 5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу.

1. Законодательная инициатива – это деятельность управомоченного субъекта по составлению и оформлению предложения о необходимости разработки проекта закона и право внесения законопроекта в законодательный орган.

2. Планирование законопроектной работы – это подготовка, составление, оформление и принятие программы (плана) работы законодательного (представительного) органа государственной власти на определенный (сессионный – весенний, осенний, полугодовой, годовой) период по разработке и рассмотрению проектов законов.

В плане (программе) законопроектных работ предусматриваются: наименования проектов законов; субъекты права законодательной инициативы; даты внесения законопроектов в Государственную Думу; комитеты ГД, ответственные за рассмотрение законопроектов (профильные комитеты); сроки подготовки, обсуждения, рассмотрения законопроектов в Государственной Думе.

3. Разработка текста и оформление законопроекта – это процесс подготовки проекта законодательного акта, который включает в себя:

научное исследования проблемы общественных отношений; проведение научного анализа действующих норм права, регулирующих схожие общественные отношения и изучение практики применения этих юридических норм; разработку, составление и оформление текста законопроекта; проведение филологической, экономической и юридической экспертиз проекта закона; направление (представление, внесение) законопроекта в законодательный орган.

4. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти: на федеральном уровне рассмотрение и принятие федеральных законов осуществляется в Государственной Думе (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); рассмотрение и принятие закона осуществляется в трех чтениях (по бюджету в 4-х чтениях) ст. 117 Регламента ГД ФС РФ. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости (ст. 118 Регламента ГД ФС РФ). По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо отклонить законопроект (ст. 119 Регламента ГД ФС РФ). Во втором чтении обсуждаются, рассматриваются нормы права, подпункты, пункты, статьи и разделы законопроекта. В третьем чтении законопроект рассматривается в целом с учетом внесенных в него изменений и дополнений (поправок). Каждое чтение завершается принятием решения. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ); Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ); Совет Федерации рассматривает закон и одобряет или не одобряет его (ч. 4, 5 ст. 105 Конституции РФ); Согласно статьи 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. После того как Совет Федерации одобрил закон, то в течение 5 дней направляет его Президенту РФ для подписания и опубликования (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его введение в действие во времени, в пространстве и по субъектам права. Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются;

62. Право – это система общеобязательных формально определенных норм , выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта (документа), принятого уполномоченным органом.

юридическое право – предусмотренная нормой права мера возможного, дозволенного поведения субъекта; юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного, необходимого поведения субъекта.
Свойства (признаки) нормы права:

1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
2. Норма права внешне представляет собой предложение (простое, сложное), совокупность которых составляет текст нормативного правового акта.
3. Норма права формально определена , то есть:
а) зафиксирована (записана, закреплена) субъектом правотворчества в виде предложений , текста официального источника права;
б) устанавливает права и обязанности субъектов, некую модель , масштаб, образец их поведения; в) имеет строго определенное официальное словесное выражение , которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.
4. Юридическая норма – правило поведения общего характера . Общий характер правовой нормы означает, что она:
а) действует на всех субъектов , которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе;
б) является равным, одинаковым масштабом действий, моделью поведения для всех субъектов , которые оказываются в сфере ее действия;
в) представляет собой оптимальную общую и абстрактную модель возможного или должного поведения, которая применима ко всем типичным, аналогичным жизненным ситуациям;
г) рассчитана на свою неоднократную реализацию каждый раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной нормой. При этом норма права не утрачивает свою силу после однократной реализации, а действует постоянно.
5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие. Свойство обязательности нормы права проявляется в том, что она:
а) указывает как действовать , каким образом (какие деяния), в каком порядке (последовательность деяний), в течение какого времени (хронология деяний), на какой территории (пределы пространства) необходимо действовать субъекту;
б) требует от субъектов: либо совершать определенные положительные действия (активное обязывание), либо бездействовать по отношению к установленным запретам (пассивное обязывание), либо по своему усмотрению вести себя соответствующим образом (правомочие).
6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения, невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения. Субъект, допустивший противоправные деяния, т.е. нарушения, невыполнения, ненадлежащее выполнение, несоблюдение требований нормы права, привлекается компетентным, управомоченным органом к соответствующему виду юридической ответственности.
7. Норма права является содержанием права , его форм (источников права).
8. Норма права есть первичный элемент системы права .
9. Норма права представляет собой разновидность социальных норм .
Виды (классификация) норм права.

1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
а) нормы права устанавливающие цели правового регулирования.
Например, часть 1 ст. 1 Конституции РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
б) нормы права устанавливающие принципы правового регулирования.
Например, ст. 10 Конституции РФ - Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
в) нормы права устанавливающие определения понятий терминов правового регулирования.

2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений): нормы:
а)конституционного; б)гражданского; в)уголовного; г)административного; д)финансового; е) семейного, жилищного, трудового, земельного права.
3. В зависимости от характера предписания норм права: а)управомочивающие нормы; б)обязывающие нормы; в) запрещающие нормы.
4. В соответствии с функциями права : а) регулятивные нормы; б)охранительные нормы.
5. По юридической силе нормативного правового акта: а) нормы законов; б) нормы подзаконных нормативных правовых актов.

63. Гипотеза – это на предположение, жизненное обстоятельство, факт, условие , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов – если, в случае, при наличии и др. Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды гипотез: простая; сложная; альтернативная.

Простая гипотеза – часть нормы права, указывающая на одно определенное условие (предположение, юридический факт ), с возникновением которого вступает в действие диспозиция. Например: пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса РФ (право выбора супругами фамилии) – в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии; часть 1 статьи 29 Уголовного кодекса РФ (оконченное и неоконченное преступления) – преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Сложная гипотеза – часть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения, юридические факты) , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Например, часть 4 статья 31 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении): в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Альтернативная гипотеза – часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение, юридический факт) , с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Например, пункт 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ (гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права): в случае противоречия: 1) указа Президента Российской Федерации или 2) постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК или соответствующий закон.

Например, часть 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ (объявление гражданина умершим): гражданин может быть объявлен судом умершим, 1) если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, 2) а если он пропал без вести при обстоятельствах: 2.1) угрожавших смертью или 2.2) дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Например, часть 1 статьи 46 Гражданского кодекса РФ (последствия явки гражданина, объявленного умершим): в случае: 1) явки или 2) обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

64. Диспозиция – права и обязанности субъектов. Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов – вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др. Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения. Виды диспозиции: простая, сложная, отсылочная, бланкетная.

Простая диспозиция – часть нормы права, в которой содержатся (указываются)одноправоилиодна обязанность субъектов. Например: часть 1 статьи 456 Гражданского кодекса РФ (обязанности продавца по передаче товара): продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи; часть 1 статья 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Сложная диспозиция – часть нормы права, в которой содержатся (указываются)несколькоправи(или) обязанностей субъектов.

Например, в соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности собственника жилого помещения), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом. Собственник жилого помещения обязан: 1) поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, 2) не допуская бесхозяйственного обращения с ним, 3) соблюдать: 3.1) права и законные интересы соседей, 3.2) правила пользования жилыми помещениями, 3.3) правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).

Отсылочная диспозиция – права и (или) обязанности, содержащихся в этой или другой статье этого же нормативного акта. Например, часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): 1. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. При отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 398 настоящего Кодекса . Статья 398 ГК РФ (последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь. В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать: 1) отобрания этой вещи у должника и 2) передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор. 3) вправе потребовать возмещения убытков.

Бланкетная диспозиция – часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихсяв соответствующей статье другого нормативного акта. Например, согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ (собственность на жилое помещение), размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством . Глава 3 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст. 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение. Например, согласно ч.1 ст. 292 ГК РФ (права членов семьи собственников жилого помещения), члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством . Статья 31 ЖК РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении). 1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

65. Санкция – часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Виды санкций: абсолютно-определенные; относительно-определенные; альтернативные.

Абсолютно-определенная санкция – конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей). Например, на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ (дисциплинарные взыскания), за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Например, на основании статьи 57 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Относительно-определенная санкция – часть нормы права, указывающая нанизший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, статья 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размереот ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Альтернативная санкция – часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Например, часть 1 статьи 129 Уголовного кодекса РФ. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.

Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. В одной статье содержится одна норма права. В одной статье содержится несколько норм права. Одна норма права расположена в нескольких статьях.\

66. Системы права – это внутреннее строение права, разграничение его на: юридические нормы,правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права является одним из основных компонентов правовой системы государства

Структура системы права

Элементы структуры системы права: 1) юридические нормы; 2) правовые институты; 3) подотрасли права; 4) отрасли права; 5) материальное и процессуальное право; 6) публичное и частное право.

1. Юридическая норма – первичный элемент системы права. Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта, принятого уполномоченным органом.

2. Институт права или правовой институт:

а) группа норм права , связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования

в) комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений (институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве) б) правовой институт есть совокупность правовых норм, образующих обособленную часть отрасли права (институт подряда, институт страхования в гражданском праве)

Примеры институтов права или правовых институтов.

в конституционном праве – правовые институты: формы государства, гражданства, президента,

депутата, правительства, избирательной комиссии.

в гражданском праве – правовые институты: сделок, права собственности, договора купли-продажи, договора поставки

в муниципальном праве –правовые институты: муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, вопросов местного значения, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан)

в административном праве – правовые институты: административного правонарушения, административного наказания, административной ответственности, административных комиссий.

в уголовном праве – правовые институты: преступления, уголовного наказания, субъектов уголовно-правовых отношений.

3. Подотрасль права.

а) подотрасль права – это обособленная часть отрасли права , которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права.

Например, В гражданском праве – наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.

В земельном праве – лесное, водное, горное право.

В финансовом праве – таможенное, налоговое, бюджетное право

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественнооднородную сферу общественных отношений своим особым методом

Проф. Сергей Сергеевич Алексеев называет три звена отраслей права:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) - право требовать исполнения этой обязанности Глушаченко С.Б. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы // История государства и права. - 2005. - №1. - С. 10-11..

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая - частными, специальными. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Примеров абстрактной гипотезы множество. Обратимся к одному из элементарных - норме, выраженной в части 1 статьи 130 УК РФ, которая содержит запрет совершать преступление, заключающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и определяет наказание за его нарушение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, которое может быть совершено как в устной, так и в письменной форме, либо действием в присутствии или даже в отсутствие потерпевшего и т.п., не детализирует возможные проявления «неприличной формы выражения».

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства - это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.

Но как же долго шло человечество к пониманию того, что не может существовать правило поведения без четкого наличия условий для действия этого правила, какие юридические взлеты и падения были на этом историко-правовом пути, да и сейчас как непросто в правотворческом процессе увязывать те или иные обстоятельства с действием правовой нормы, сколь велики подчас споры вокруг этих обстоятельств или самого правила. Но хорошо уже то, что понимание и признание этой связки достаточно четко разработано в теории права, используется в нормотворчестве.

Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной, когда правило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное. - СПб.: Издательство Юридического института., 2001 - 352 с..

Гипотезы могут различаться и по степени их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «необходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили «работать» тот или иной нормативный акт. Так, ст. 167 ГПК РФ устанавливает, что в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск без рассмотрения. Следовательно, если стороны не явились по уважительным причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его разбирательство Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с..

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе - и в этом ее отличие - для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Так, норма, сформулированная в статье 132 ГПК РСФСР, устанавливает, что судья принимает встречный иск в трех случаях: если встречное требование направлено к зачету первоначального требования; если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; если между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров. При наличии любого из указанных условий судья принимает встречный иск.

Англосаксонская (англо-американская) правовая семья.

Англосаксонская правовая семья - правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Среди отличительных черт англо-американской правовой семьи - доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

Прецедентной семье права свойственна прагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона.

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении.



Процесс рассмотрения делсостязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.

Для результатов рассмотрения делавина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).

Виды структурных частей норм права.

Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы нормы права, которые по строению (составу) могут быть простыми, сложными, альтернативными, альтернативно-сложными (одновременно имеют сложность и альтернативность).

Виды гипотез:

а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы;

б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы;

в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий.

Виды диспозиций:

б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий;

По форме выражения (или характеру правового предписания) есть диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Виды санкций:

а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;

б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий.

По характеру неблагоприятных последствий есть санкции:

а) правовосстановительные (возместительные);

б) штрафные (карательные).

По степени определённости есть санкции:

а) абсолютно-определённые (абсолютно точно определяют меру неблагоприятного последствия правонарушения);

б) относительно-определённые (определяют только низший и высший или только высший предел меры неблагоприятного последствия правонарушения);

в) альтернативные (допускают выбор варианта меры неблагоприятного последствия правонарушения из двух или нескольких возможных вариантов).

Виды толкования права.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет).

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно.

Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Виды юридических норм.

Все юридические нормы направлены на урегулирование общественных интересов, но каждая отдельно взятая несет свою функцию в выполнении общей задачи. Такая "специализация" определяет различные виды юридических норм.

1. Кретерием определения первой группы видов правовых норм выступает то на что направлено действие юридических норм - собственно на урегулирование общественных отношений (регулятивные) или на охрану установленных прав и обязанностей (правоохранительные).

- Регулятивные нормы определяют субъективные права и обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

- Правоохранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, в случае нарушения установленных норм, т.е. "охраняют" права, предоставленные регулятивными нормами.

2. По тому, каким образом регулятивные юридические нормы воздействуют на общественные отношения , выделяют управомочивающие, запрещающие и обязывающие правовые нормы.

- Управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение им тех или иных действий.

- Запрещающие нормы - устанавливают обязанность субъекта на воздержание от совершения каких-либо действий.

- Обязывающие нормы - возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия.

3. Как уже отмечалось, отличительной особенностью правовых норм является их общеобязательность, то, что они устанавливаются и обеспечиваются государством, носят официальный характер. В тоже время следует отметить, что степень государственной обязательности для юридических норм не одинакова, и зачастую имеет значение воля самих субъектов правоотношений.

В этой связи различают императивные и диспозитивные правовые нормы.

- Императивная норма - это норма, выраженная в категорических предписаниях, и действующая независимо от усмотрения субъекта.

- Диспозитивная - действует лишь постольку, поскольку субъекты своим соглашением не предусмотрели иное. Такая норма может содержать слова: "…если договором не предусмотрено иное", "… по соглашению сторон" и пр.

Гипотеза как часть нормы права.

Гипотеза - это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать :

§ сроки вступления в действие правовой нормы;

§ достижение определенного возраста гражданина - субъекта права;

§ время и место совершения того или иного события;

§ «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;

§ состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) - условие места или органа заключения брака.

Гипотеза - указание конкрет­ных фактических жизненных обстоятельств (события, дей­ствия людей, совокупность действий, т.е. фактические со­ставы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руко­водствоваться данным прави­лом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, ги­потеза одновременно очерчи­вает круг участников (субъек­тов) регулируемых отноше­ний, которых диспозиция «связывает» взаимными пра­вами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспози­цией абстрактный вариант по­ведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному слу­чаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизнен­ным обстоятельствам.

Гипотеза может быть выра­жена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуисти­ческой) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуи­стическая - частными, специ­альными. Абстрактная гипо­теза, указывая на условия дей­ствия нормы, акцентирует внимание на их общих, родо­вых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением кон­кретных отношений опреде­ленного вида в качестве пред­мета правового регулирова­ния. Отсюда следует, что аб­страктная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявле­ниях. Преобладание в право­вой системе норм с абстракт­ными гипотезами объясняется тем, что это способствует ра­зумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Будучи историче­ски первичной, казуистиче­ская гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недос­татки очевидны: ее употреб­ление ведет к чрезмерному увеличению числа юридиче­ских норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических опре­делений.

В части 1 статьи 130 УК РФ содержится запрет совер­шать преступление, заклю­чающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и опре­деляет наказание за его нару­шение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, не детализирует возможные проявления «не­приличной формы выраже­ния».

Гипотеза не просто учиты­вает жизненные обстоятель­ства, она превращает их в юридические факты. Напри­мер, юридические факты на­чинаются, если имеется вза­имное согласие лиц, желаю­щих вступить в брак, достиг­нут ими брачный возраст, от­сутствуют родственные отно­шения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Это гипотеза и юридический состав. .


Гипотеза может быть про­стой, когда устанавливается одно условие, с которым свя­зывается действие правила поведения, сложной , когда та­ких условий два и более. На­конец, гипотеза может быть альтернативной , когда пра­вило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства

Гипотезы могут различаться и по степени их определенно­сти. С абсолютно определен­ной гипотезой мы сталкива­емся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, ус­танавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопреде­ленная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фак­тов, обусловливающих ее применение. Она предостав­ляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «не­обходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а огова­ривает ее действие каким-либо условием. Например, це­лый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвы­чайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразде­ляют на односторонние и дву­сторонние . Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания примене­ния нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятель­ства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипо­тезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на не­правомерные обстоятельства, приводящие в действие дан­ную юридическую норму.

Разновидностью сложной гипотезы является альтерна­тивная гипотеза . Ее сходство с другими сложными гипоте­зами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осу­ществления правовой нормы. Однако согласно альтернатив­ной гипотезе - и в этом ее от­личие - для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоя­тельств

47. Диспозиция правовой нормы. Главным элементом, сердце­виной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспози­ция. Только в результате систем­ного объединения, целостного единства трех частей - диспо­зиции, гипотезы и санкции, - обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Без гипотезы норма бессмысленна, без дис­позиции немыслима, без санк­ции бессильна.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспо­зиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной . Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъ­екта реализации к другим пра­вовым нормам.

Диспозиция также может быть простой - указание на тот или иной однозначный ва­риант поведения. Может быть и описательной, когда систе­мой оценочных понятий, раз­личных характеристик и при­знаков формулируется пра­вило поведения. В теории права выделяют также ссы­лочную диспозицию . В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а адресат отсылается к пра­вилу поведения, содержаще­муся в другой норме.

Выделяют и бланкетную (от­крытую) диспозицию, т.е. та­кое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников права. Бланкетная диспозиция не оп­ределяет признаков преступ­ления, а предоставляет уста­новление их специально ука­занным органам. (нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологиче­ским законодательством госу­дарства).

Именно диспозиция заключает и себе модель пра­вомерного поведения.

В зависимости от формы вы­ражения диспозиции подраз­деляются на управомочиваю­щие, обязывающие и запре­щающие ,

Управомочивающие диспо­зиции предоставляют субъек­там право на совершение пре­дусмотренных и них положи­тельных действий(«вправе», «имеет право», «может»)

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обя­занность совершения опреде­ленных положительных дей­ствий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. («обязан», «должен», «подлежит»)

Запрещающими называются диспозиции, содержащие за­прет совершения определен­ных противоправных дейст­вий (или бездействия). Запре­щающая диспозиция - требо­вание воздерживаться от оп­ределенного варианта отрица­тельного поведения, которое законом признается правона­рушением.

Анализ диспозиций юриди­ческих норм позволяет вы­явить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуаль­ные и абстрактные . Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешае­мые или запрещаемые дейст­вия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Так, Российское Уложение о наказаниях, в ко­тором применялись казуаль­ные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как совре­менный УК РФ, знающий только абстрактные диспози­ции, - лишь около 400.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: