Общая характеристика психологической теории происхождения государства и права. Психологическая теория права: плюсы и минусы

Психологическая теория происхождения государства возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Но, как говорится, и психологическая теория не без греха.

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Ее обуздать оказалось не совсем под силу даже овременникам. Вспомним, что в центре европейского континента, где находятся самые развитые страны, около 5 лет бушевала война в Югославии и остановить ее удалось с трудом. Так разве чувство солидарности является основополагающим фактором человеческого развития?

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

Также следует отметить, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители - Цицерон, Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский, Г. Тард

Суть теории. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование государства Петражицкий пытается изобразить как продукт явлений индивидуальной психики, он старается объяснить его психикой отдельного индивида, взятого изолированно, в отрыве от общественных связей, общественной среды. Психика человека, по Петражицкому, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в психических взаимодействиях людей и их различных объединений, сумма которых и составляет государство. Петражицкому вторит Е.Н. Трубецкой, указывавший, со ссылкой на Спенсера, на основную черту человека - солидарность: «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, основная черта человека.



Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и служащими государственного аппарата.

Оценка теории. Теория возникла в конце XIX века, когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знания. Заслугой сторонников этой теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, верно и то, что различные интересы людей реализуются только через психику. Человек - не автомат. Да и люди по психологическим качествам отличны друг от друга.

Эта теория имеет ряд недостатков:

1) Её сторонники не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства с позиции развития психологической науки того времени. Они не видели разницы между национальной и волевой мыслительной сферы.

2) Сторонники психологической теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. В действительности, люди воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Да, под влиянием угрозы уничтожения люди способны объединяться, но солидарность присуща и животным.

3) Сторонники придают решающее значение в процессе образования государства психологическим факторам. Однако психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родово­го строя.

Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».

Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани – словом, стало заниматься политикой.

Например, политическими становятся отношения между городами-государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов-государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи.

Если в первобытном обществе социальная организация имела дело с относительно малыми группами (исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.

Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность.

Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно-организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.

Для выполнения своих функций этот особый слой людей – аппарат государства – наделяется властью, т.е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

В отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную на родстве, организацию – совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Дворцы, храмы, иные здания для коллективных празднеств, выполнения обрядов, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья, рудники и т.п. – все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства.

Отныне и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территориальная организация государства имела разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению с первичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.

Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III-II тыс. до н.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.

Таким образом, признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.

К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

В совокупности эти признаки характеризуют государство, т.е. их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество – государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством.

создано Богом для регулирования жизни людей . При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:
  • вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;
  • божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
  • естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;
  • человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:

  • ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;
  • теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.

Психологическая теория права

Данная теория сложилась в XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867-1931). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Тезисы концепции:

  • главный — , инстинкты, ;
  • позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд на право как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только то, что находится вне ведения государства, не пользуется его положительным официальным признанием, но и многое такое, ч то со стороны государства встречает враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле;
  • субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются не позитивным правом (велениями государства), а эмоциями, психикой людей;
  • именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, именно они являются интуитивным правом. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Разновидностью переживаний интуитивного права являются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре, которые соответственно формируют торговое право, детское право;
  • интуитивное право носит императивно-атрибутивный (обязательно-притязательный) характер, т. е. представляет собой переживания чувства обязанности сделать что-то (императивная норма) и переживания чувства правомочия на что-то. Таким образом, интуитивное право отождествляется, по сути, с правосознанием;
  • официальное право испытывает давление права интуитивного. Отсутствие взаимодействия права интуитивного и официального вызывает социальные потрясения.

Спорные моменты концепции:

  • природа права сводится исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида. Социально-экономические, политические и другие факторы, от которых также зависит природа права, в расчет не принимаются. А ведь психика человека формируется под влиянием соответствующих социально-экономических и политических факторов;
  • интуитивное право не имеет формально определенного характера. Приданном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может привести к трагическим последствиям. Так, впервые годы советской власти карательные органы использовали пролетарское (революционное) правосознание для борьбы с оппозицией, что способствовало массовому террору.

Положительное в психологической теории права:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Аннотация

Цель реферата - отразить суть психологической теории происхождения государства и права.

Задачи реферата - изучить, дать оценку и выявить достоинств и недостатков психологической теории происхождения государства.

Свойства психики человека оказывают ощутимое влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права. Все общественные явления разрешаются на основе психологических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом плане психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической и других теорий.

Введение

Общая характеристика психологической теории происхождения государства и права

Достоинства и недостатки психологической теории

Заключение

Библиографический список

Введение

Вопрос о происхождении и сущности государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность теорий объясняется разными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, многообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне натурально и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, либо - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права в этом и заключается актуальность изучения теорий происхождения государства и права.

Цельюработы является изучение сути психологической теории происхождения государства, ее достоинств и недостатков.

Поставленные задачи:

ь изучение психологической теории;

ь оценка и выявление достоинств и недостатков данной теории;

ь ознакомление с основными представителями психологической теории.

Общая характеристика психологической теории происхождения государства и права

психологический государство справедливость

Психологическая теория происхождения государства и права утверждает, чтогосударство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Главная суть психологической теории состоит в том, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Все-таки люди не равны по своим психологическим качествам и как по физической силе различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Другим свойственна потребность копировать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, понимание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Некоторые отличаются желанием распоряжаться и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Возникновение психологической теории было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало развитию новых направлений в юридической науке.

На основе психологических качеств устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества формируют людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Сторонники психологической теории происхождения государства и права Л.И.Петражицкий, З.Фрейд, Д. Фрезер, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Г.Тард находят общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в установленной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Все социальные явления разрешаются на основе психических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии -- такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве, так как государство -- явление чрезвычайно многогранное.

Основным представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий. По мнению Петражицкого, психика людей является фактором, находящим развитие общества, в том числе и мораль, и право, и государство. Существует 2 права:

· Позитивное (установленное государством)

· Интуитивное (личное)

Исходя из наблюдения того, что люди, не имея представления о законах, не нарушают их. Он делал вывод, что интуитивное право важнее права позитивного, поскольку если государство будет принимать законы не отвечающие интуитивному праву, тем хуже для законов, а если государство принимает законы в соответствии с интуитивным правом, они будут реализовывать, но тогда невысока роль государства.

З. Фрейд рассматривал природу социальных связей и конфликтов, власти, права, справедливости, войны через призмы психологический свойств человека.

Н.М. Коркунов утверждал, что «государство это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем права», что государственная власть есть сила, основанная на сознании людьми своей зависимости от государства, описывает государственную власть как феномен, определяемый не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости подвластного.

Достоинства и недостатки психологической теории

Психологический фактор происхождения государства позволил отойти от экономического детерминизма, господствовавшего в то время, расширил теоретическую базу в объяснении процесса возникновения и формирования государства. Возникновение теории связано с выделением психологии в самостоятельную отрасль знаний. Научные исследования в области психологии, повлияли на формирование новых направлений юридической науке. Юридическая наука расширила границы научного осмысления правовых и государствоведческих процессов с момента применения данных психологии. Очевидно, особенности психологического развития человеческой личности выказывают влияние на все социальные институты и это воздействие игнорировать нельзя.

Организованное общество является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. По психологическим качествам люди отличаются друг от друга. Одни склонны подчинять свои поступки авторитету, другие повелевать и подчинять своей воле других. Именно вторые становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Те или иные свойства психики человека оказывают ощутимое влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права. Все общественные явления разрешаются на основе психологических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом плане психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической и других теорий.

Необходимо отметить, что все социальные и политические явления связаны с психологическими аспектами развития человека, разрешаются на основе психических актов людей и в не их нет ничего социального. Это несомненные достоинства психологической теории.

Роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь как отдельные моменты государствообразования. Необходимо учитывать, что сама человеческая психика, психические и психологические качества людей во многом формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических, религиозных и иных внешних условий и факторов.

Чувство солидарности - понятие спорное, поскольку люди воюют друг с другом постоянно, нельзя считать этот фактор основополагающим для человеческого развития.

Психологическая теория, хотя и уводит нас от экономического фактора развития государства, но допускает ту же ошибку. Она абсолютизирует психологический подход к происхождению государства. Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.

В этом и заключаются недостатки данной теории.

Заключение

Психика человека раскрывается в данной теории как особый механизм, способный развивать в человеке самосознание, способный создать сложную структуру как право, государство. Общество и государство следствие психологических закономерностей развития человека.

Суть психологической теории заключается в том, что психологические аспекты развития человека служат необходимыми предпосылками возникновения государства.

Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность, поэтому свойства человеческой психики оказывает определенное влияние на реализацию этих закономерностей.

Общество и государство-это сумма психологического взаимодействия людей и их различных объединений.

Библиографический список

1. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -- М.: Юристъ, 2001.

2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы - М., 1999.

3. Корякова Л.Н. Теория государства и права - М., 2002.

4. Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах. Под ред. М.Н. Марченко - М.: Юридический колледж МГУ, 2000.

Теория приобретает наибольшую популярность в научных кругах в конце XIX-начале ХХ вв. Основными теоретиками психологической концепции выступали французский ученый Г.Тард, русский правовед Л.И.Петражицкий и австрийский психолог З.Фрейд.

Г.Тард и Л.И.Петражицкий полагали, что основной причиной возникновения государства явились психологические особенности человека. К таким особенностям относились эмоции, переживания, потребности, склонности человека и т.д. Выделяя главным фактором человеческой деятельности психологические качества индивида, ученые выделили в качестве первопричины возникновения государственного образования психическое состояние массового сознания. Теоретики психологического подхода разделили людей на две группы: одна – люди с ярко выраженными лидерскими качествами и способностью к организации масс, другая – люди без выраженной индивидуальности с отсутствием активной деятельности или стремлением к чему-либо. Первая группа, согласно теории, призвана властвовать и повелевать над неразумной массой, которой является вторая группа людей. З.Фрейд в работе «Психология масс» объяснял существование любой социальной общности путем изучения свойств психики человека. Организовывая какую-либо группу, человек подсознательно готов к той роли, которую он будет в ней играть и уже сознательно эту роли исполняет. Развиваясь в возможностях организации подобных групп, общество выходит на уровень готовности к более высокому способу взаимодействия, которое является государством.

Теория выглядит очень гармоничной, поскольку государство развивается постепенно и отражает психическую готовность людей к такому способу организации. Именно поэтому психологическая концепция и получила широкое распространение в XIX веке, она объясняла все социальные протесты, характеры войн и процессы образования новых государств. Если в XVI веке, после отделения политики от этики и религии, возникали преимущественно политические концепции, то к XIX веку, после появление первых правовых школ и предмета политической философии в университетах, начали создаваться политические концепции с уклоном в какую-либо научную сферу деятельности. Так, органическая теория заимствовала опыт биологической науки, а психологическая концепция использовала знания некогда близкой к политической науке этики и развивающейся психологии. Как и в теории общественного договора, в психологической активно развивается идея личностного участия и воли индивида/общества в процессе принятия решений. Это является не только положительной стороной теории, но и причиной ее актуальности и популярности. Теория довольно полно рассматривает возможности общества, исходя из его психологических особенностей и потребностей. Но, с другой стороны, теория, как и большинство ей предшествующих, однобока и не отражает многие другие факторы, влияющие на генезис государства. Но основное упущение данной теории в том, что ее создатели не смогли правильно воспринять первопричинную связь социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот. Таким образом, в данной концепции так же присутствует подмена понятий, в которой политическая реальность отражается субъективно. Это наводит на мысль о том, что вплоть до XX века, когда политическая наука стала активно развиваться, никто не мог уловить ее положения и влияние в общественной среде.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: