Проблема исследования аттракции. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, т. е. расположить к себе.

Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина важно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно со вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Многие ученые выявляли связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего определенного отношения, то процесс аттракции есть возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для интерпретации ее функций, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Выделим различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.



Законы аттракции.

Первый закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.

Условия принятия: непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям; необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей.

Второй закон: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Вывод: в узком смысле, можно обозначить аттракцию как процесс притяжения, привлечения одного человека к другому. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, расположить к себе и обсуждаемой проблеме.

Факторы межличностной аттракции. Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции получили название факторов аттракции.

К ним относятся:

Физическая привлекательность . Житейская эмпирия и результаты исследований подтверждают народную мудрость - по одежке встречают. Очевидно, что влияние внешней привлекательности велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек, наделяется рядом положительных свойств и качеств - эмоциональностью, теплотой, успешностью и т. п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный наделен неприятной внешностью, примером чему является Баба-Яга. Другое дело, что в жизни часто все случается наоборот. Зафиксированное утверждение, конечно же, надо воспринимать как абстрактную констатацию, реальная интерпретация которой может быть опосредована личным эмпирическим опытом межличностных отношений конкретного человека, спецификой его интересов, ценностей, вкуса, привязанностей и т. п. Безусловно лишь то, что для развития отношений необходимо (особенно на начальном этапе), уделять внимание своей внешности как усилителю продуктивности будущих взаимоотношений. При отсутствии привлекательной формы мало у кого возникнет интерес пусть даже к богатейшему содержанию.

Пространственная близость или дистанция общения. Межличностная аттракция определяется также и пространственной дистанцией между партнерами, как в буквальном так и в переносном смыслах. С увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызвать дискомфорт. Это связано и с полем контроля за партнером - чем более знаком и приятен партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши), и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношений.

Пространственная близость имеет значение и в непосредственном контексте: лишь пересекаясь с человеком в пространстве (мысленном или физическом), получаешь возможность развития взаимоотношений с ним.

Знакомство . Знакомство с человеком также может выступать фактором аттракции. Повторное предъявление многих стимулов приводит к положительному отношению к ним. Это происходит и с фотографиями незнакомых людей при их повторном разглядывании. Данный факт имеет много объяснений. Одно из них - неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события часто повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к ощущению контролируемости. В частности, во многих исследованиях зафиксирован факт возникновения внутреннего напряжения при столкновении с объектами, которые не могут быть категоризированы в собственном эмпирическом опыте человека.

Доступность. Легко доступные люди, взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий, воспринимаются положительнее. На этом моменте, в частности, нередко строятся так называемые «выходы в народ» политических деятелей в период предвыборных кампаний. Хотя в данном случае надо иметь в виду, что факт доступности начинает приобретать свою силу лишь после исходной недоступности, чем также пользуются квалифицированные бюрократы, первоначально создавая массу искусственных преград, а потом милостиво снисходя к человеку. Постоянная же доступность с течением времени снижает привлекательность объекта.

Ожидание продолжения взаимодействия. В логике теории баланса, антиципация будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека при условии, что эти отношения носят позитивный характер.

Взаимность. Симпатия или антипатия к человеку во многих случаях подчиняется принципу взаимности, в соответствии с которым нам нравятся те люди, которым нравимся мы, и наоборот. Тем не менее, проявления этого фактора не носят универсальный характер. Далеко не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции, как и наоборот. Исследования показывают, что лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой подвержены воздействию данного фактора. Влияние взаимности может быть детерминировано и природой конкретной ситуации. Если оно основывается на величине поощрения, то результат во многом будет определен отношением к поощрению. Фактор взаимности обладает рядом контекстов, учет которых важен для понимания социально-психологической феноменологии. В частности, он может лежать в основе объяснения «рационально необъяснимой» тяги благополучного ребенка к бомжам, у которых он получает то, чего ему не дают родители.

Сходство. Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношения к людям сходных взглядов, поступков, убеждений и т. п., в отличие от уже анализировавшихся, является значительно более комплексным. В его рамках исследовалось много измерений, наиболее устоявшимися из которых являются сходство аттитюдов, ценностей и предпочтений в действиях. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона.

В качестве механизма, определяющего значимость сходства как детерминанты аттракции, различными исследователями определяется механизм валидизации собственной «я-концепции» и мировоззрения. Людям присуща необходимость в поддержании обратной связи с другими людьми в порядке уточнения верности собственных представлений. Получение подтверждений, как бы в знак благодарности, увеличивает привлекательность людей, подтверждающих их. Другое объяснение предполагает, что аттрактивность сходных других связана с тем, что взаимоотношения с ними более комфортны. Этот же фактор лежит и в основе «ошибки репрезентативности», согласно которой люди, находясь в состоянии сомнения по какому-либо вопросу, начинают обращаться за советом к другим. При этом часто не учитывается, что они, как правило, придерживаются сходных взглядов и оценок (собственно говоря, почему они и выбираются в качестве значимых) и не отражают всего существующего спектра мнений. Взаимодополняемость. В противовес теории сходства Winchсформулирована теория дополняемых потребностей. Мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. В пользу этой гипотезы свидетельствует определенная жизненная эмпирия, заключающаяся в том, что люди часто проявляют склонность к установлению взаимоотношений с теми, при посредстве которых они получают возможность стать более приспособленными к решению прагматических задач.

Эмпатия. Особая роль в формировании аттракции играет эмпатия, представляющая собой сочувствие, сопереживание человеку; Розельфельд, объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связи, прежде всего с чувством защищенности, неодинаковости человека. Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности к их носителю. Но и эмпатия не всегда выступает универсальным фактором аттрактивности. Как минимум, она должна быть ожидаемой. В случае проявления эмпатии в ситуации, когда человек ее не ждет, эффект может быть противоположным.

Способствование достижению личностно значимых целей. Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности, и наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению, менее аттрактивны. Этот вывод находится в полном соответствии с предположением о том, что кооперативное взаимодействие или представления о нем ведут к возрастанию межличностной аттракции. Очевидно, что если кто-либо, обладающий необходимым потенциалом, оказывает вам содействие в достижении значимой цели, то аттрактивность будет высока.

Личностная гармония . Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов и исследования гармоничных супружеских пар вели к выдвижению фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности, предположимо, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. Под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля - необходимость участия в выработке и принятии значимых решений; под потребностью привязанности - необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях.

Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. В настоящее время начинает оцениваться сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. На основе определенных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, и получила название исследования аттракции.

Экзаменационный билет № 17

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии В. рассматривают как отдельный психический процесс наряду с восприятием, памятью, вниманием и т.д. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания. Ключевая функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действия с ним) ещё до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденцией развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности. Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение , при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное , при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Человек может вызывать пассивное воображение преднаме­ренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пас­сивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где спол­на удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамерен­но. Это происходит главным образом при ослаблении деятель­ности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чте­нии).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъем­лемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение может быть четырёх основных видов : активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на людей в ходе совместной Д. и общения.

Люди не просто воспринимают др. др., но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции .

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения."

1) Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

2) Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "изучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь .

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.д. Симпатия обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека.

В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение, либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия – один из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Развитие дружбы предполагает следование неписанному «кодексу» (взаимопомощь, доверительность и т.д.). Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к вражде.

Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство.

Любовь – 1) Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: л. к родине, к матери, к детям, к музыке и пр. 2) Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности др. так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Др. вариант:

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. Некоторое качество отношения."

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

"Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении." (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: "Другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "зучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. "естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе."

Структурные компоненты межличностных отношений

    Дистанция – степень психологической близости.

    Валентность – оценка отношений: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

    Позиция партнера – доминирование, зависимость, равенство.

    Степень знакомства – родственные, вражеские, любовные.

Внешние факторы аттракции:

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

    Эмоциональное состояние партнеров по общению

    Пространственная близость.

Потребность в аффилиации - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностных поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и наоборот.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

Пространственная близость - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

    физическую привлекательность партнера по общению.

    Демонстрируемый стиль общения.

    фактор сходства между партнерами по общению

    выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Понятия: физическая привлекательность (эффект ореола - «красивый, значит хороший»), фактор сходства (приятный человек - это человек, который со мной согласен), дополнительность, фактор поддержки (аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - на отрицательные.

(Межличностное общение, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М.Погольша)

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

Культурный шок - Дезориентация индивида при вхождении в инокультурную среду. Суть культурного шока – конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Термин был введен К. Обергом в 1960 г. Процесс межкультурной адаптации сопровождается: 1) чувством потери друзей и статуса из-за оторванности от привычного окружения; 2) чувством отверженности; 3) удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; 4) путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности; 5) чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением. Симптомами культурного шока могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и др. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Причины культурного шока:

    переживание утраты (горе, потеря). Любая утрата – это травма. (симптомы – физиологическое состояние – возбудимость; flash back эффекты – навязчивые воспоминания; навязчивое избегание).

    неприятие ценностей, состояние фрустрации. (влияет на фиксацию на стадии «кризис»)

    недостаток социальной поддержки (наличие людей, которые меня поддержат, выслушают).

    нехватка социальных умений

    нереалистические ожидания – людям свойственно надеяться на лучшее. Избавить человека от иллюзий, привести к реальному восприятию.

Протекание культурного шока:

Кривая Оберга

Медовый месяц – ощущение эйфории отчего-то нового.

Эта кривая не всегда подтверждается на практике, она всего лишь показывает, что должно быть, чтоб достичь интеграции. Случается иллюзия интеграции, если «медовый месяц» сразу перешел в интеграцию.

Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания К.-ш. Его модель включает пять стадий: а) первичный контакт, или стадия «медового месяца», когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение «туриста», но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой; б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при к-рой чел. ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры; типично тж чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей; в) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, - гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать к.-л. помощь; г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре;) пятая стадия характеризуется независимостью: чел. достиг, наконец, «бикультурности» и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре.

Психологическая помощь:

По мнению Бока , существуют пять способов разрешения конфликта двух культур на уровне индивидуального сознания:

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ разрешения конфликта культур – ассимиляция , по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры.

Третий способ разрешения культурного конфликта – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии.

Четвертый способ – частичная ассимиляция , когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур – колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

Группа буферная

Реальная или условная группа мигрантов, территориально сосредоточенная или рассредоточенная в определенном пространстве. Буферная группа личностно значима для индивида-мигранта, поскольку она опосредствующее звено в процессе выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (может быть даже через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и коллективно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Длительность функционирования и активности данных типов буферных групп во времени - различна. В качестве "хранителя ценностей", буферная группа может активно существовать в течение нескольких поколений активных мигрантов. Ее распаду способствует прекращение притока вновь прибывших и окончательная интеграция и ассимиляция в новом социуме последних хранителей ценностей. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции. Тем не менее, их следы могут проявиться в скрытой, расплывчатой форме, поскольку внедрившись в структуру вновь приобретенных ценностей, они могут придать особые, личностно значимые ориентации поведению дальнейших поколений бывших мигрантов, что будет отличать их от других членов социума.

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющие друг на друга и в совокупности создающие своеобразие и ту или иную степень успешности информационного обмена:

  • а) так называемая текстовая информация, включающая в себя информацию вербального и невербального характера: сюда входит все то, что и как говорит, делает коммуникатор;
  • б) персонифицированная информация, связанная с характером отношений реципиента к коммуникатору, которые могут быть положительными, нейтральными или отрицательными. Степень настроенности (или не настроенности) реципиента на коммуникатора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено на шкале отношений (рис. 28.5).

Рис. 28.5.

Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется аттракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для специалистов, имеющих дело с людьми, актуальной становится проблема аттракции - создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отношения к себе.

Один из законов общения состоит в том, что люди легче принимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому относятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и, наоборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания информации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, педагога, руководителя, специалистов других профилей, работающих с людьми, является создание обстоятельств, при которых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т.е. создание аттракции.

Аттракция - особый вид социальной и социально-психологической установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция - один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей.

При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд. Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребностно значимая информация остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации.

Если индуцировать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений.

Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия.

В психологии восприятия информации известно, что люди лучше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в памяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по общению. Психологически обоснованная тактика наказания и поведения в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмоциональных состояний, при которой начало и конец контакта, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и отрицательную эмоциональную направленность.

Наглядно это можно представить следующим образом (рис. 28.6).

Рис. 28.6.

В практической деятельности исключительно большое значение имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров но общению. Это одна из его профессиональных обязанностей.

Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: