Введены впервые
1. Область применения
Настоящие Санитарные правила и нормы разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Положения о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г., N 625.
Настоящие Правила обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо oт их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
6.2. Профилактика гельминтозов, передающихся через мясо и мясные продукты; рыбу, ракообразных, моллюсков, земноводных, пресмыкающихся и продукты их переработки, изложена в приложениях 2 и .
6.3. Профилактика эхинококкоза и альвеококкоза, возбудители которых передаются через меха и меховые изделия, воду, дикоросы и др., изложена в приложениях 4 и .
6.4. Основными факторами передачи возбудителей аскаридоза и трихоцефалеза являются загрязненная ими почва и выращиваемые на ней овощи, фрукты, ягоды, столовая зелень, а также - незаправленные салаты, употребляемые в пищу без термической обработки. Профилактика этих болезней изложена в приложениях 5 и .
6.5. Профилактика гельминтозов, передающихся при непосредственном контакте с источником или через предметы обихода, изложена в приложении 6 .
6.8. Профилактика церкариозов, вызывающих дерматиты, поражение органов дыхания и другие нарушения в организме человека, изложена в приложении 10 .
7. Организация и проведение мероприятий по повышению санитарной культуры населения
7.1. В комплексе лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий ведущая роль должна принадлежать гигиеническому воспитанию населения. В этом плане велико значение санитарного просвещения как системы государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья населения.
7.4. Планы гигиенического воспитания должны разрабатываться с учетом особенностей производственной и социальной структуры обслуживаемых групп населения. Это обеспечивает направленность санитарно-просветительных мероприятий на определенные производственные контингенты (работники очистных станций, полей орошения, рыбодобывающих и мясо- и рыбоперерабатывающих предприятий, oxoтники и т.д.) и другие группы повышенного риска заражения.
7.5. Центры здорового образа жизни совместно с центрами госсанэпиднадзора разрабатывают основные направления и обеспечивают методическое руководство санитарно-просветительной работой учреждений здравоохранения в зоне обслуживания. Только в этом случае может быть достигнут противоэпидемический эффект гигиенического воспитания, осуществляемого в низовых звеньях медицинской сети.
7.6. В методическом отношении санитарно-просветительная работа должна основываться на следующих принципах:
Непрерывность пропаганды и ее усиление в периоды активизации эпидемического процесса;
Охват всего населения и первостепенное внимание многодетным семьям, детским контингентам и новоселам;
Многократность использования испытанных форм и обязательная их смена.
7.9. При анкетировании соблюдаются правила выбора репрезентативных групп населения. Анкетирование среди учащихся проводится с 14-летнего возраста.
8. Контроль за выполнением и ответственность за нарушение требований СанПиНа
8.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил и норм осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.
8.2. Ответственность за нарушение требований, перечисленных в настоящих Правилах, возлагается на руководителей тех учреждений и предприятий (вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм хозяйствования), где выявлены эти нарушения, в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
_____________________________
*1 Ово-индекс среднее содержание яиц гельминтов (цист кишечных простейших) в 1 л сточных вод.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Федеральный закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон "Об образовании".
3. Федеральный закон "О качестве и безопасности продуктов питания" от 02.01.00.
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 554 от 24.07.00 "Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании".
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 163 от 25.02.00 "Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет".
6. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ "Совершенствование системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях" от 30.06.92 № 186/272, изменения и дополнение к нему, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 680.
7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" от 07.04.99 № 7.
8. Приказ Минздрава СССР "Об усилении борьбы с гельминтозами в стране" № 1089 (1986 г.).
9. Приказ Минздрава СССР "О дальнейшем усилении и совершенствовании мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом" от 05.03.87 № 320.
10. "Классификатор санитарно - гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических нормативных документов", утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 09.04.93.
11. Руководство Р 1.1.004-94 "Государственная система санитарно - эпидемиологического нормирования РФ. Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно - гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов", утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 09.02.94.
12. ГОСТ 17.1.5.02-80. "Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов".
13. ГОСТ 2761-84. "Источники централизованного, хозяйственного и питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора".
14. ГОСТ 19301.1-94 - ГОСТ 19301.3-94. "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры".
15. ГОСТ 11015-93 "Столы ученические, типы и функциональные размеры" и ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические".
16. "Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений", утв. Минздравом СССР 20.03.85 № 3231-85.
17. СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утв. Минздравом РФ.
18. СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов", утв. Минздравом СССР.
19. СП 2.3.6.959-00 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. Минздравом РФ.
20. Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту. М., 1978.
21. СанПиН 4630-88 "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения", утв. Минздравом СССР.
22. СанПиН 2.1.2.729-99 "Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности", утв. Минздравом РФ.
23. СанПиН N 42-125-4216-86 "Санитарно - гигиенические нормы и правила по организации обучения детей шестилетнего возраста", утв. Минздравом СССР.
24. СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы", утв. Минздравом РФ.
25. СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утв. Минздравом РФ.
26. СанПиН 3.5.2.541-96 "Требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаров подвальных помещений".
28. Нормы питания воспитанников детских домов, детских домов семейного типа, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах - интернатах всех типов, утв. Постановлением Правительства РФ 20.06.92 № 409 (письмо Минобразования РФ от 22.09.93 № 164-М).
29. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков (в день), утв. Главным государственным врачом Минздрава РФ 29.05.91 № 5786-91.
30. СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
31. СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации".
32. СНиП 2.04.05-86 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
33. СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений".
34. СНиП 0.2.08-89 "Общественные здания и сооружения".
35. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
36. Перечень документации детского дошкольного учреждения. Приказ Госкомитета СССР по народному образованию и Минздрава СССР от 04.10.88 № 369/745.
37. Перечень новых отечественных дезинфекционных средств и зарубежных препаратов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17.02.92 № 0001-92; 09.07.93 № 0012-93; 20.12.93 № 0015-93; 11.07.94 № 0019-94.
47. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. М., 1992.
48. Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ "Профилактическая витаминизация детей дошкольных, школьных, лечебно - профилактических учреждений и в домашних условиях", 1994.
49. Положение о психологической службе в системе народного образования Госкомитета СССР по народному образованию, 19.09.90.
50. Унифицированная методика изучения физиолого - гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи. М., 1985.
51. Учебно - методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение, 1986.
Страница 12 - 12 из 12
Начало | Пред. | 12 | След. | Конец |
Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 12 января 1999 г. N 6/4 "Об усилении мероприятий по профилактике малярии в г.Москве"
Текст документа
Приказ
Комитета здравоохранения Правительства
Москвы
и Центра Госсанэпиднадзора
г. Москвы от 12 января 1999 г. N 6/4
"Об
усилении мероприятий по профилактике
малярии в г.Москве"
В последние годы, в связи с ухудшением ситуации по малярии в мире и в России, отмечается резкое увеличение числа завозных случаев в г.Москву.
Эпидемиологическая обстановка в городе осложнилась в связи с перемещением больших групп мигрирующего населения (беженцы, туристы, коммерсанты) из стран неблагополучных по малярии. В 1997 году эта категория лиц в общем числе заболевших малярией составляла 70,5%, за текущий период 1998 года возросла до 90,2%.
Серьезную проблему создает развивающийся туристический бизнес - на территории г.Москвы функционирует около 4000 туристических фирм, организующих выезды туристов в зарубежные страны, в том числе эндемичные по малярии.
Город Москва является потенциальным очагом трехдневной малярии, удельный вес которой составил в последние годы до 70% от общего количества случаев.
Ежегодно увеличивается число завозных случаев трехдневной малярии из Азербайджана и Таджикистана, где продолжаются эпидемии этой инфекции.
В г.Москве за 8 месяцев 1998 года число случаев малярии возросло по сравнению с соответствующим периодом 1997 года в 1,6 раза.
Как и в прошлые годы, в городе продолжают регистрироваться случаи поздней диагностики малярии, число которых в 1998 году увеличилось в 2 раза по сравнению с 1997 годом. Указанное является следствием недостаточных знаний эпидемиологии, клиники и лабораторной диагностики, отсутствием настороженности к малярии у медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (не собирается эпиданамнез, не назначается исследование крови на малярию).
В 1998 году в ГКБ N 29 был зарегистрирован случай парентерального заражения тропической малярией у среднего медицинского работника. В урологическое отделение больницы поступила больная с диагнозом "острый пиелонефрит", прибывшая из Кении, которой в дальнейшем был поставлен диагноз "тропическая малярия". Заражение произошло случайно - при выполнении медсестрой профессиональных обязанностей "укол инъекционной иглой кисти". При расследовании нарушений противоэпидемического режима не выявлено, данный случай расценен как профессиональное заболевание.
Лечебно-профилактические учреждения города не в полном объеме выполняют действующие нормативные документы по малярии в части обследования лихорадящих больных и направления для контрольного исследования в ЦГСЭН в г.Москве 10% отрицательных препаратов крови от общего числа просмотренных. Сроки доставки, в отдельных случаях, удлиняются до 2 месяцев, а по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям от 5 до 9 месяцев что не позволяет своевременно принимать действенные меры.
Несмотря на наличие в г.Москве учебных баз для подготовки лабораторных кадров, а также работу санэпидслужбы, проводимую в этом направлении, лечебно-профилактические учреждения недостаточно используют различные формы обучения, что приводит к серьезным недостаткам - нарушается техника приготовления, окраски и маркировки препаратов крови, имеются ошибки в лабораторной диагностике - гипо- и гипердиагностика.
Выше изложенное также является результатом ослабления контроля со стороны госсанэпидслужбы за работой лечебно-профилактических учреждений по профилактике малярии.
В ряде случаев отмечается недостаточный уровень проведения эпидрасследований специалистами ЦГСЭН в административных округах, что приводит к низкому качеству представляемых документов (донесений, карт эпидемиологического обследования ф.357/у/в ЦГСЭН в г.Москве.
Завоз трехдневной малярии, распространение которой возможно на территории г.Москвы, отсутствие препарата для противорецидивного лечения, позднее установление диагноза на фоне ухудшения ситуации по малярии, приводит к тяжелым клиническим и эпидемиологическим последствиям.
После длительного перерыва в эпидсезон 1998 года в г.Москве зарегистрировано 2 случая трехдневной малярии местного заражения - вторичные от завозных.
С целью недопущения передачи малярии в г.Москве проводится комплекс мероприятий, направленных на снижение численности переносчика. Под контролем энтомологической службы города находится 810 водоемов площадью 1598,6 га.
Санитарное состояние водоемов из-за загрязнения органическими и бытовыми отходами ухудшилась. В результате чего площадь заселения водоемов переносчиком малярии возросла до 70%.
Значительную роль в сокращении мест выплода комаров играет благоустройство водоемов и санитарная гидротехника. Большинство водоемов города нуждаются в текущем ремонте и регулярной качественной очистке водного зеркала от растительности и бытовых отходов.
Только благодаря сезонным обработкам анофелогенных водоемов города, благоустройству и проведению гидротехнических мероприятий удается, поддержать численность популяции переносчика на относительно низком уровне, в результате чего не происходит местная передача малярии, несмотря на увеличивающийся завоз.
С целью совершенствования профилактических и противоэпидемических мероприятий по малярии на территории г.Москвы приказываем:
1.2. Распространение малярии в странах мира и химиопрофилактика ( ).
1.3. Показания к обследованию на малярию ( ).
1.5. Инструкцию "О порядке заполнения карты эпидемиологического инфекционного заболевания" форма N 357/у ( ).
2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений:
2.1. Обеспечить внедрение и выполнение мероприятий эпидемиологического надзора за малярией в соответствии с утвержденными приложениями.
2.2. Проводить с медицинскими работниками ежегодное изучение действующих нормативных документов по профилактике малярии.
2.3. Принять меры к улучшению диагностики малярии и обеспечению лечебно-профилактических учреждений препаратами для проведения полного курса лечения.
2.4. Обеспечить:
направление в ЦГСЭН в г.Москве для контрольного исследования всех положительных и 10% от общего числа просмотренных препаратов крови с приложением,
проведение разъяснительной работы по профилактике малярии среди выезжающих в эндемичные страны.
3. Главному эпидемиологу Сельковой Е.П., главному инфекционисту Малышеву Н.А., главному детскому инфекционисту Чешику С.Г.:
3.2. Проводить служебное расследование случаев поздней диагностики малярии. Материалы расследования представлять в Комитет здравоохранения г.Москвы.
4.2. Обеспечить:
строгий контроль за выполнением директивных документов по профилактике малярии лечебно-профилактическими учреждениями и другими организациями и объектами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, принимать действенные меры к руководителям, нарушающим санитарные правила и нормы,
качественное проведение эпидемиологического расследования случаев заболевания малярией и представление донесений в ЦГСЭН в г.Москве,
заполнение формы 357/у в соответствии с приложением 5 и представление ее в ЦГСЭН в г.Москве в срок до 1 месяца с момента установления окончательного диагноза "малярия".
4.3. Проводить тщательное эпидемиологическое расследование случаев поздней диагностики малярии, принимать меры административного воздействия к виновным лицам. Материалы расследования представлять в ЦГСЭН в г.Москве.
4.4. Информировать лечебно-профилактические учреждения о начале и окончании сезона передачи малярии в г.Москве.
4.5. Оказывать консультативную помощь гражданам, выезжающим в эндемичные по малярии страны по вопросам профилактики.
4.6. С целью сокращения анофелогенных площадей совместно с местными органами власти решать вопросы благоустройства водоемов.
химиопрофилактика (Санитарные правила и нормы.
болезней на территории Российской Федерации")
обследования очага инфекционного заболевания"
(учетная форма N 357/у) при выявлении больного
приложения 3 к приказу МЗ СССР от 27.04.90 г. N
профилактике малярии
Приложение 1
к Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
Инструкция
о
порядке работы лечебно-профилактических
учреждений и центров
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
по
профилактике заболевания малярией
1. Лечебно-профилактические учреждения
при обращении лиц, подозрительных на заболевание малярией (см. ) обязаны:
Собрать полный эпиданамнез (пребывание на территориях, неблагополучных по малярии в течение последних 3 лет, повышение температуры в последние 3-5 дней до момента обращения);
Измерить температуру и назначить исследование крови на малярию;
Дать ответ в день исследования препарата крови (при обнаружении возбудителей малярии врач или лаборант немедленно сообщает диагноз лечащему врачу);
При невозможности исследования крови в день взятия (вечернее и ночное время суток, выходные и праздничные дни, при подозрении на тропическую малярию) госпитализировать в стационар с диагнозом "подозрение на малярию";
При подозрении на тропическую малярию у лиц, прибывших из эндемичных территорий, лечение начинают немедленно после взятия крови на основании анамнеза и клинической картины, не дожидаясь результатов исследования.
Предварительное лечение лихорадящих (назначение однократной дозы препарата до получения результатов исследования крови) показано также в случаях, когда необходимо срочно ослабить клинические проявления и предупредить передачу малярии.
Осуществлять регистрацию больных малярией в "Журнале учета инфекционных заболеваний" (ф. N 060/у);
Проводить разъяснительную работу по профилактике малярии среди выезжающих в эндемичные страны;
2. Центры Госсанэпиднадзора обязаны:
2.4. Осуществлять контроль за своевременной госпитализацией (особенно в эпидсезон) к радикальным лечением выявленных больных малярией.
2.5. Обеспечить энтомологические наблюдения за сезонным ходом численности переносчика малярии, их выплодом и проведением истребительных мероприятий по эпидемиологическим показаниям.
2..6. Информировать лечебно-профилактические учреждения о начале и окончании сезона передачи малярии в г.Москве.
2.7. Информировать Центры госсанэпиднадзора по месту жительства иногороднего больного малярией для проведения диспансерного наблюдения.
2.8. Проводить эпидемиологическое расследование каждого случая поздней диагностики малярии с принятием мер административного воздействия. Материалы расследования представлять в ЦГСЭН в г.Москве.
2.9. Оказывать консультативную помощь гражданам, выезжающим в эндемичные по малярии страны, по вопросам профилактики.
Заместитель председателя
Заместитель главного
врача ЦГСЭН в г.Москве |
О.И.Аксенова |
Приложение 2
к Комитета
здравоохранения Правительства Москвы
и Центра Госсанэпиднадзора г.Москвы