Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе. Санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда и противопожарной безопасности Приложение Б. Фото работы «Название»

Общие правила безопасности при использовании компьютерной техники

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности. Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.

Существует очень много схожих между собой технических устройств. Выбор устройства, оптимально подходящего для решения конкретной задачи, обычно очень сложное дело. Надо научиться правильно использовать консультации специалистов.

Вся компьютерная техника питается электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с компьютерной техникой, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила:

  • 1. Работать только на исправной компьютерной технике.
  • 2. Знать блок-схему используемой компьютерной техники и правила её эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.
  • 3. Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.
  • 4. Запретить разборку аппарата компьютерной техники учащимися.
  • 5. При работе с компьютерной техникой пользоваться только внешними элементами управления.
  • 6. В случае замыкания (появления искр, запаха гари) - отключить электропитание.
  • 7. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.
  • 8. Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.
  • 9. Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.
  • 10. Соединительные провода автотрансформатора с сетью и усилителя с громкоговорителем не должны находиться па пути выхода зрителей.
  • 11. Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и поражению током человека, производящего тушение.
  • 12. Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным и радиолампам в течение 10 мин после их выключения.
  • 13. Не разрешается касаться деталей аппаратуры во время её работы.
  • 14. Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками. Это открывает доступ к деталям, находящимся под высоким напряжением, достигающим в телевизорах и дисплеях ЭВМ величины до 12000-25000В. Снятие надолго крышек с аппаратов приводит их к загрязнению, вызывающему нарушение нормальной работы электрических частей устройств.
  • 15. Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работает вентилятор, ибо это может привести к перегоранию или более серьезным неисправностям.
  • 16. При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.
  • 17. Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на колбе, что может вызвать разрушение колбы и преждевременный выход ее из строя.
  • 18. В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.
  • 19. В разных странах приняты разные стандарты на напряжение в сети и форму розетки. В нашей стране в качестве стандарта принято напряжение 220 В частотой 50 Гц. Перед подключением к розетке нового электрического прибора необходимо проверить, на какое напряжение он рассчитан.

Информация об этом должна содержаться на корпусе прибора и в инструкции к нему. Иногда указывается не точное напряжение, а пределы, в которых оно может находиться (например, 210-230 В). На импортных приборах можно встретить обозначение напряжения латинской буквой V (например, 220V). Существуют и устройства, которые работают практически при любом напряжении в сети. В нашей стране до сих пор еще широко распространены розетки, имеющие два контакта, без третьего - заземляющего. Но постепенно все чаще используются так называемые европейские розетки. В них контакты провода заземления расположены по бокам вилки. Такими электрическими шнурами комплектуются практически все компьютеры. В продаже существуют и специальные переходники, позволяющие подключить европейскую вилку к российской розетке, но такой переходник не имеет контактов с проводом заземления, что может стать источником дополнительной опасности. Часто металлические корпуса приборов, не соединенных с проводом заземления, находятся под напряжением, и прикосновение к ним может привести к поражению электрическим током. Особенно это опасно в том случае, когда рядом, кроме, электрического прибора, например компьютера, находятся трубы отопления или водопровода. Даже мощный и качественный тройник может быть не слишком надежным способом соединения: расшатывается крепление розетки, из-за ненадежной фиксации в гнезде возможно искрение контактов, перегрев и, как следствие, пожар. Для подключения мощных потребителей тока лучше использовать удлинитель, отвечающий европейским требованиям безопасности (1 класс защиты, 10/16А, 2200 Вт, наличие третьего заземляющего провода). Вилка такого удлинителя должна быть литой, с боковыми заземляющими контактами, провод - трехжильным с надежной изоляцией, розетка и корпус изготовлены из негорючих материалов. При покупке надо проверить, насколько прочно закреплен шнур в корпусе удлинителя, и убедиться, что розетки имеют специальные выступы, исключавшие возможность подключения обычных «советских» штепселей, чьи контакты тоньше, чем у европейских. Подбирать длину удлинителя нужно максимально точно: при работе шнур должен быть размотан полностью, но не болтаться под ногами. Выбирать прибор нужно с учетом суммарной мощности подсоединяемых к нему устройств, помня при этом, что стандартная российская электросеть, в которую будет включен удлинитель, предусматривает нагрузку не более 6,3 А (мощность до 1200 Вт) на одну розетку. Необходимо проверить надежность контактов розеток, отсутствие на корпусе выступающих металлических деталей, наличие приспособлений, обеспечивающих устойчивость на гладкой поверхности, и сертификат Росстандарта. Шнур удлинителя уложите вдоль стены или прикрепите к плинтусу, корпус поставьте так, чтобы он не касался мебели и хорошо проветривался. Для подключения сложной техники (компьютеры, музыкальные центры, телевизоры и видеомагнитофоны) лучше использовать удлинитель с выключателем, термоограничителем по току, фильтром защиты от высокочастотных помех и защитой от «выбросов» напряжения. В электрической сети могут возникать определенные нарушения: резкая смена напряжения, внезапные отключения и т.п. Для того, чтобы уменьшить влияние кратковременных нарушений, используют специальные устройства - сетевые фильтры, недорогие, но позволяющие спасти от выхода из строя дорогостоящую аппаратуру. По внешнему виду сетевой фильтр обычно очень похож на обыкновенный удлинитель с выключателем. Его необходимо использовать в том случае, если в электрической сети часто происходят кратковременные нарушения. Сетевые фильтры рассчитаны на определенную мощность подключаемых к ним устройств. Подбирая фильтр, необходимо знать предполагаемую суммарную мощность подключаемых к нему устройств. Сетевые фильтры спасают только от кратковременных нарушений питания. При отключении электричества на несколько секунд или минут они не помогут. В этом случае надо применять устройства бесперебойного питания - сетевые адаптеры. Они позволяют работать несколько минут после отключения электричества, что очень важно при работе с компьютерами. Часто сетевой адаптер не входит в комплект устройства, а продается отдельно. Для работы с устройствами лучше всего использовать адаптеры либо прилагаемые к ним, либо рекомендуемые фирмами-производителями. О таких рекомендациях можно прочитать в инструкциях к прибору или узнать у продавца-консультанта. Можно подобрать адаптер и самостоятельно, зная только необходимое напряжение. Разъемы для подключения сетевых адаптеров у большинства устройств одинаковые. Однако сетевой адаптер - довольно сложное устройство, и кроме входного (к какой сети подключать) и выходного (какое напряжение будет подаваться к устройству) напряжений есть еще много других важных характеристик. Так, электрический ток бывает переменным и постоянным, и, чтобы используемый аппарат не перегорел, обязательно надо выяснить, от какого тока он работает. У любого сетевого адаптера есть два параметра: 1) входное напряжение input показывает, какое напряжение должно быть подано на адаптер; 2) выходное напряжение output показывает, источником какого напряжения является адаптер.

О том, что все электроприборы должны иметь заземление, уже упоминалось. Остановимся на этом несколько подробнее.

Заземлением называют преднамеренное соединение частей электроустановки с заземляющим устройством - заземлителем и заземляющими проводниками. Заземление металлических частей технических средств обучения, электроустановок и оборудования, которые обычно не находятся под напряжением, называют защитным. Защитное заземление устанавливают для предотвращения ударов током. Если же будет обнаружено, что корпус устройства находится под напряжением (оно называется напряжением прикосновения), то пользоваться приборами нельзя даже при наличии заземления. Заземлители бывают естественные и искусственные. К первым относятся металлические конструкции зданий и сооружений, соединенные с землей, а также проложенные в земле неизолированные металлические трубопроводы, за исключением трубопроводов горючих жидкостей и взрывчатых газов. Категорически запрещается использовать для заземления электрических приборов и компьютерной техники батареи отопления или водопроводные трубы ввиду низкого качества этих трубопроводов как заземляющих устройств.

В качестве искусственных заземлителей обычно применяют запитые в землю стальные трубы, уголковую сталь, металлические стержни.

Заземление в образовательных учреждениях должно осуществляться только специалистами.

Каждому учителю надо не только хорошо знать и соблюдать правила эксплуатации всевозможных электрических установок, но и уметь правильно оказать первую помощь пострадавшему от элетрического тока.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током

  • Учащегося, попавшего под напряжение, надо немедленно освободить от действия электрического тока. Для этого отключают потребитель электрического тока с помощью ближайшего штепсельного разъема, выключателя (рубильника) или путем вывертывания пробок (плавких предохранителей) на щитке.
  • Если выключатель находится слишком далеко от места происшествия, перерезают или перерубают провода (каждый отдельно) топором или другим режущим инструментом с сухой рукояткой из изолирующего материала. Если рукоятка металлическая, то во избежание контакта оказывающего помощь с цепью электрического тока ее надо обернуть чистой сухой шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной или прорезиненной тканью.
  • Если невозможно быстро разорвать цепь электрического тока, то надо оттащить пострадавшего от провода или же отбросить от него оборвавшийся конец провода сухой палкой или другим предметом из изоляционного материала. Пострадавший сам при этом является проводником электрического тока, поэтому следует соблюдать меры предосторожности. Для этого надо надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой тканью, подложить под ноги изолирующий предмет (резиновый коврик, сухую доску или в крайнем случае свернутую сухую одежду). Отделяют пострадавшего от провода за концы его одежды, не прикасаясь к открытым частям тела. Делать это рекомендуется одной рукой.
  • После освобождения пострадавшего от действия электрического тока надо немедленно оказать первую помощь. Чтобы определить, в каком состоянии находится пострадавший, необходимо сразу же уложить его на спину, расстегнуть одежду, проверить по подъему грудной клетки его дыхание, наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или сонной артерии на шее), а также состояние глазного зрачка (узкий или широкий). Широкий неподвижный зрачок указывает на отсутствие кровообращения в мозгу.
  • Определить состояние пострадавшего надо быстро - в течение 15-20 с. Если он в сознании, но до того был в обмороке или продолжительное время находился под действием электрического тока, то ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2-3 ч. Если нельзя быстро вызвать врача, надо срочно любым способом доставить пострадавшего в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.
  • При тяжелом состоянии или отсутствии сознания необходимо вызвать «скорую помощь» на место происшествия. Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться: отсутствие тяжелых симптомов после поражения не исключает возможности последующего ухудшения его состояния.
  • Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но дышит, его надо удобно уложить, создать приток свежего воздуха, растирать и согревать тело. При очень редком и поверхностном или, наоборот, судорожном, как у умирающего, дыхании пострадавшему надо немедленно делать искусственное дыхание. Даже при отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя считать пострадавшего мертвым. Смерть в первые минуты после поражения - кажущаяся. Пострадавшему может угрожать наступление действительной смерти в том случае, если ему немедленно не будет оказана помощь в виде искусственного дыхания с одновременным массажем сердца.
  • При правильном проведении искусственного дыхания и наружного массажа сердца у пострадавшего появляются следующие признаки оживления: улучшается цвет лица - оно приобретает розовый оттенок вместо серо-землистого с синеватым оттенком, который был до оказания помощи, появляются самостоятельные дыхательные движения, становящиеся все более и более равномерными по мере продолжения действий по оживлению, сужаются зрачки.
  • Меры по оживлению пострадавшего надо проводить непрерывно до тех пор, пока не будут достигнуты положительные результаты или не прибудет врач.
  • При поражении электрическим током пострадавшего ни в коем случае нельзя зарывать в землю, ибо это принесет ему только вред.

Правила противопожарной безопасности

Вработе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил. Всем учителям надо знать следующие требования пожарной безопасности:

1) помещение, предназначенное для использования технических средств, должно располагаться на первом этаже. Использование техники на других этажах разрешается при наличии несгораемого перекрытия и двух выходов с этажа на лестничные клетки;

2) во время демонстрации в классной комнате или учебном кабинете разрешается присутствие учащихся не более одной группы;

3) проектор не должен устанавливаться у выхода из класса или аудитории;

4) к работе на аппаратуре допускаются только лица, имеющие соответствующую квалификацию;

5) электропроводка в помещении, где используют технические средства, должна быть постоянного исполнения и отвечать требованиям устройства электроустановок. Подключение к электропроводке допускается только исправными электрическими проводами при помощи штепсельных розеток и вилок;

6) аппаратура должна быть соединена между собой соответствующими винтами и обязательно заземлена;

7) провода, соединяющие технические устройства, не должны пересекать пути эвакуации учащихся.

Правила пожарной безопасности необходимо соблюдать и при использовании в учебно-воспитательном процессе любых технических средств.

После окончания просмотра следует обязательно отключить аппарат от электрической сети, ибо в результате перенапряжений часто происходит короткое замыкание и самовозгорание телевизора. Для учебных учреждений следует приобретать только пожаробезопасную технику.

Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить аппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.

При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Наряду с правилами противопожарной и технической безопасности при использовании компьютерной техники надо учитывать санитарно-гигиенические нормы.

Санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютеров

Важным моментом для использования компьютерной техники являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.

С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.

Кабинет или класс с компьютерной техникой целесообразно располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.

Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.

Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.

Для оборудования помещений экранами при таком варианте используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластика с коэффициентом отражения 0,76-0,8.

Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.

Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана педагог имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.

Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м:5 = 1,6 м. Высота экрана от пола при демонстрации должна составлять 1,1-1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении детей.

В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением компьютерной техники или вслед за ними проводились занятия, не выпивающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных передач не должно превышать 4-8 часов в неделю.

Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим и помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

Длительность применения компьютеров для учащихся младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, то время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25-30 мин.

Длительность применения компьютеров во многом определяется характером учебного предмета.

Наблюдения за эффективностью уроков с применением компьютерной техники показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования компьютерной техники необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов - 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим, вслед за занятиями с применением компьютерной техники не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.

Психофизиологические особенности обучающихся (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание) определяют высокие требования к организации занятий с использованием компьютерной техники.

Необходимо учитывать, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы.

Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5-7 мин. Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п. В расписании дня целесообразно сочетать занятия с применением экранных пособий с музыкальными или физкультурными, но не прослушивать звукозаписи после музыкальных занятий.

От затемнения помещения зависит контрастность изображения. Однако полное затемнение резко снижает качественный показатель занятия. Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние обучающихся. Целесообразно предусмотреть частичное затемнение окон, расположенных непосредственно у экрана, а не затемнять аудиторию полностью.

Существует несколько вариантов затемнения окон: вертикальное, горизонтальное (эти способы наиболее часто встречаются в учебных заведениях), зенитное зашторивание и установка жалюзи и межоконных рамах. Применяя схему с экранами на просвет, в классе устанавливают декоративные шторы, предотвращающие доступ прямых солнечных лучей.

В вечернее время частичное затемнение создается светильниками, которые разбиты на две группы и включаются как с пульта, так и выключателями, расположенными при входе в аудиторию. Во время демонстрации группу светильников, расположенных у экрана, выключают. Иногда в классах устанавливают на боковых стенах бра со щитками со стороны экрана.

Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованием учитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.

Разрабатывая пульт дистанционного управления, нужно исходить из следующих требований: дистанционным управлением необходимо охватить всю или, по крайней мере, большинство установленной аппаратуры; управление оборудованием аудитории должно быть связано с минимальным количеством операций; в пульте надо установить устройства, задающие программу выполнения операций по управлению аппаратурой и предотвращающие ее выход из строя. В случае полного затемнения класса предусматривают подсветку пульта и текста.

Очень удобно при оборудовании классов устанавливать однотипные пульты управления во всех комплексах. Приходя в разные классы, преподаватель не должен изучать новый пульт, это оградит его от возможных ошибок во время демонстрации.

Перед работой учащихся на ЭВМ следует ознакомить их с правилами работы в кабинете вычислительной техники, с требованиями безопасности и гигиены труда. Взаимодействие обучаемых с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние. Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем и два раза по сравнению с безмашинным обучением). Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение. Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, у 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интравертов напряженность больше, по сравнению с экстравертами. У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером: чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Для физического и психического здоровья детей важны интеллектуальная ценность используемых программ, качество применяемой аппаратуры, рациональность режима работы, стиль преподавания, содержание и формы обучения.

Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером. На начальных этапах возможно появление тревожного чувства, связанного с новизной ситуации, страхом не справиться со сложной и незнакомой техникой или с желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с ЭВМ может быть и связана с преувеличением ожиданий, когда ребенок думает, что машина все за него решит и сделает.

С первых занятий рукоделия необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:
Осторожно пользоваться инструментами;
Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

2 ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
Голову слегка наклонить вперёд;
Нельзя опираться грудью о стол;
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
При работе не следует ставить локти на стол;
Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
В процессе работы следует переодически менять положение корпуса

3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

Рабочим местом принято называть участок комнаты или кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются инструменты и приспособления. На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работы выполняется на столе, обрабатываемую деталь нужно держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса работающего вызывает у него преждевременную усталость, снижение работоспособности. А так же способствует появлению сутулости, искривления позвоночника, развитию близорукости и так далее.

4 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

1. Опасности в работе:
Повреждение пальцев иглой;
Травма руки ножницами;
Травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
Посчитать количество иголок в игольнице;
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно сделать во время работы:
Быть внимательной к работе;
Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
Вкладывать иглы только в игольницу;
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
4. Что нужно сделать после окончания работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы
Убрать рабочее место.

Конспект урока

Тема: Т ребования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером

Тип урока: изучение нового материала

Отводимое время: 1 час

Цели урока:

Обучающие :

    формирование знаний о технике безопасности и правилах поведения в кабинете информатики,

    познакомить с санитарно- гигиеническими нормами при работе на компьютере,

    научить оказывать первую медицинскую помощь,

    научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке,

    познакомить с комплексом упражнений для глаз ;

Развивающие :

    развитие у учащихся памяти, мышления, речи, познавательного интереса, формирование умения выделять главное, любознательности;

Воспитывающие :

    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, проектор , презентация

Ход урока

    Организационный момент

    Объяснение нового материала

Техника безопасности в кабинете информатики

Работая с техническими средствами, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, правилами безопасности и поведения в кабинете информатики. Современные технические устройства - сложная и дорогостоящая техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Все компьютерные устройства питаются электротоком напряжением 220 вольт, которое является опасным для жизни человека. Кроме того, работа с данными техническими устройствами вредна для организма человека. Поэтому все лица, допущенные к работе в кабинете информатики, где находятся такие устройства, должны пройти полный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения и санитарно-гигиенических нормам при работе с компьютерами и соблюдать их в своей дальнейшей деятельности.

Помните основные положения

К работе в кабинете информатики допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и полный инструктаж.
Работать можно только на исправных компьютерах.
Знать правила эксплуатации используемого оборудования.
Необходимо знать порядок правильного включения и выключения оборудования.
Перед включением общего электропитания нужно проверить исходное положение всех выключателей и выключить их, если они включены.
Не допускать разборку аппаратуры, как во время работы, так и после нее.
Не включать компьютеры без разрешения учителя.
После включения компьютера проверить стабильность и четкость изображения на экране монитора.
Длительность работы с компьютерами не должна превышать:

для учащихся 1-х классов 10 минут;
для учащихся 2-5-х классов 15 минут;
для учащихся 6-7-х классов 20 минут;
для учащихся 8-9-х классов 25 минут;

для учащихся 10-11-х классов - при двух уроках информатики подряд, на первом - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего на перемене выполнять специальные упражнения, снимающих зрительное утомление.

В случае замыкания: появления искр, запаха гари, отключить электропитание и сообщить об этом учителю.
При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
Запрещается трогать разъемы и соединительные кабели аппаратуры.
Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся аппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и к поражению током человека, производящего тушение.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся: песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Кабинет информатики

Помещение кабинета информатики должно удовлетворять следующим требованиям: на каждый компьютер - 6 кв. м. и 6 куб. м. общей площади кабинета. Размещение компьютеров задними стенками к глухим стенкам кабинета, по его периметру (во избежании чрезмерного электромагнитного излучения, находящихся за задней стенкой компьютера). Кабинет должен иметь окна на север или северо-запад (для того, что бы помещение не было на солнечной стороне, что приводит к повышению температуры в помещении), а также систему кондиционирования или возможность проветривания для обмена свежего воздуха. Температура воздуха в кабинете должна находиться в пределах 19...21°С. В кабинете каждый день необходимо проводить влажную уборку.

Компьютерная техника должна размещаться на специальных столах, обеспечивающих:

    угол наклона и подставку для монитора;

    подставку для клавиатуры на уровне, комфортном для рук работающих учеников;

    ширину, достаточную для размещения всех устройств компьютера;

    достаточное расстояние (не менее 60 см.) от глаз учащихся до поверхности монитора.

Стулья, на которых должны работать учащиеся должны быть следующими:

    регулируемые по высоте сидения (учитывать рост учащихся),

    поворачиваться (регуляция положения),

    регулирующими по высоте спинки (регулируемая по роста опора для снятия нагрузки с поясничного отдела работающего).

Инструкция

по технике безопасности и правилам поведения

В компьютерном классе для учащихся

Общее положения:

    К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

    Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).

    Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

    Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.

    Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

    Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

    Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;

    Принять правильною рабочую позу.

    Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

    Находиться в классе в верхней одежде;

    Класть одежду и сумки на столы;

    Находиться в классе с напитками и едой;

    Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

    Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

    Передвигать компьютеры и мониторы;

    Открывать системный блок;

    Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

    Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

    Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

    Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

    Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

    Удалять и перемещать чужие файлы;

    Приносить и запускать компьютерные игры.

Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

    Соблюдать тишину и порядок;

    Выполнять требования преподавателя и лаборанта;

    Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

    Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);

    При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

    После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;

    Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

    Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

    Вертикально прямая спина;

    Плечи опущены и расслаблены;

    Ноги на полу и не скрещены;

    Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

    Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

    При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).

    При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).

    Закрепление изученного материала:

    Перечислите основные требования техники безопасности при работе в кабинете информатики.
    2. Чем обусловлено каждое правило техники безопасности, дайте комментарии.
    3. Какие санитарно-гигиенические нормы предъявляются к работе с компьютером?
    4. Какие требования предъявляются к помещению кабинета информатики?
    5. Какие требования предъявляются к мебели кабинета информатики?
    6. Какие правила поведения должны выполнять учащиеся, работающие в кабинете информатики?
    7. Вкаком нормативном документе можно посмотреть подробно требования к работе и оборудованию кабинета информатики?

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

Знать техн ику безопасности в компьютерном классе.

Личная гигиена работников предприятия общественного питания - это соблюдение человеком гигиенических правил в быту и на производстве. Нарушение этих правил может привести к вспышке пищевых отравлений и распространению инфекционных заболеваний.

Личная гигиена работников предприятий общественного питания необходима для повышения культуры обслуживания потребителей, в условиях предприятий общественного питания особое значение имеет уход за кожей, ногтями, зубами.

Правила личной гигиены:

Тело должно быть чистым; не реже 1 раза в неделю нужно мыться и менять постельное белье. Голову следует мыть 2 раза в неделю, ноги ежедневно.

Руки следует мыть: а) перед началом рабочего дня; б) при переходе с одной операции на другую; в) до и после туалета; г) после каждого перерыва. После мытья руки рекомендуется продизинфецировать 0,2% раствором хлорной извести или 0,1% раствором хлорофилла и тщательно вытереть чистым полотенцем, а в холодных и кондитерских цехах рекомендуется использовать индивидуальные салфетки разового пользования.

Для мытья рук нужно пользоваться туалетным мылом. Ногти должны быть коротко острижены, под ними не должно быть грязи.

Работники предприятий общественного питания должны иметь санитарную одежду из белого, легко моющегося материала. Сан. одежда должна быть чистой, менять ее необходимо по мере загрязнения, не реже 2-3 раз в неделю.

После стирки халат необходимо прогладить горячим утюгом для уничтожения микрофлоры. Хранится сан. одежда в открытом индивидуальном шкафу.

Запрещается закалывать сан. одежду булавками, иголками, хранить в карманах предметы личного туалета, носить кольца, значки и т. д. В сан. одежде нельзя ходить по улицам, ездить в транспорте, посещать туалет.

Колпак должен полностью закрывать волосы. При работе с пищевыми продуктами работники предприятия общественного питания не должны пользоваться одеколоном, перед работой удалить макияж. Обувь по форме и размерам должна соответствовать стопе, быть чистой, легкой, эластичной, достаточно вентилируемой, на широком каблуке умеренной высоты, не скользить. Зубы необходимо чистить 2 раза в день, лечить в начальной стадии болезни, после еды необходимо полоскать рот.

При заболевании полости рта и носоглотки следует обратиться к врачу.

Медицинский осмотр:

Все поступающие на предприятия общественного питания обязаны 1 раз в три месяца проходить медицинский осмотр, цель которого не допустить к работе больных и бактероносителей.

К работе в предприятия общественного питания не допускаются: Лица с активной формой туберкулеза. Лица, страдающие кишечными инфекциями. Лица с гнойными заболеваниями кожи. Здоровые люди, имеющие контакт с больными кишечными инфекциями до окончания проведения санитарной обработки и без справки из медицинского учреждения. Санитарные требования к оборудованию, посуде, таре. Механическое оборудование должно быть установлено так, чтобы был свободный доступ и не было встречных или пересекающихся потоков сырых продуктов с полуфабрикатами и готовыми кулинарными изделиями. По окончанию работы оборудование необходимо:

  • - разобрать;
  • - освободить от остатков продуктов;
  • - тщательно промыть горячей водой;
  • - ошпарить кипятком;
  • - просушить в разобранном виде, лучше в жарочном шкафу;
  • - посудомоечные машины после работы надо тщательно промыть горячей водой из шланга и проветрить. Кассеты для тарелок промыть и ошпарить.

К неметаллическому оборудованию относятся производственные столы, разделочные доски, ванны для мытья овощей, стул (колода) для разделки мяса.

Производственные столы должны иметь гладкую, ровную поверхность, крышки столов могут быть обиты листами из нержавейки, дюрали, а также деревянные - для овощей и теста. Столы моют теплой водой с моющими средствами, а если есть пар, то пропаривают. Деревянные крышки столов тщательно зачищают, затем моют.

Разделочные доски должны быть из твердых пород дерева, поверхность их должна быть гладкой, ровной без щелей. На боковой поверхности должна быть маркировка СМ и ВМ, то есть сырое, вареное мясо, а также название цеха. Доски следует тщательно мыть в теплом растворе кальцинированной соды, затем ошпарить кипятком, а для полного обеззараживания их кипятят 15 - 20 минут.

Исследования показывают, что большинство несчастных случаев, а так же заболеваемость работников происходит по следующим причинам: неправильная организация и проведения работ, допуск к самостоятельной работе без обучения и инструктажей, низкая трудовая дисциплина, безответственность отдельных хозяйственных руководителей в решении, вопросов охраны труда; допуск к эксплуатации неисправного оборудования, несоблюдение правил складирования, а также нарушения техники безопасности самими работниками из-за их халатности.

Для полной ликвидации травматизма на предприятии имеет большое значение его предупреждения введения в практику эффективных, профилактических мероприятий. К организационным мероприятиям по предупреждению травматизма, следует отнести, прежде всего, соответствие предприятия и его подразделений всем нормативным требованиям, обеспечивающим здоровье и безопасные условия труда. Каждое производственное здание должно быть надежным в эксплуатации, долговечным и огнеопасным. Надежность эксплуатируемого здания обеспечивается систематическим наблюдением за его состоянием.

Мероприятия по предупреждению несчастных случаев включают:

модернизацию торгово-технологического, подъемно-транспортного и другого оборудования, а также различных приспособлений и инструментов в соответствии с требованиями техники безопасности;

устройство ограждений, дополнительных, предохранительных и защитных приспособлений, блокировок;

усовершенствование защитных заземлений;

рациональную расстановку оборудования, направленную на обеспечение, его безопасности и облегчения условий труда;

устройство простейших приспособлений по подъему, спуску и перемещению грузов;

механизацию уборки производственных помещений.

Мероприятия по предупреждению заболеваний на производстве включают:

устройство и реконструкцию вентиляционных систем;

усовершенствование герметизации оборудования, связанного с выделение газов, паров, избыточного тепла;

усиление действия отопительных установок;

утепление полов;

устройство на рабочих местах сидений для кратковременного отдыха работников;

устройство тамбуров и различных приспособлений в целях борьбы со сквозняками;

Мероприятия по улучшению условий труда.

рациональное использование естественного и искусственного освещения;

устройство, реконструкция и переоборудования душевых, гардеробных, умывальных и других санитарно-бытовых помещений;

издание инструкций по технике безопасности и производственной санитарии.

По действующему трудовому законодательству ни один рабочий не может быть допущен к работе без прохождения инструктажа по технике безопасности. Проведение инструктажа возлагается на администрацию предприятия.

На предприятиях общественного питания проводятся следующие инструктажи:

на рабочем месте;

периодический;

внеплановый;

Все инструктажи, кроме текущего, регистрируются в специальном журнале.

В кафе - пельменной «Елочка» соблюдаются единые требования по обеспечению пожарной безопасности на объектах торговли и питания и обязательна для соблюдения всеми работающими в зданиях и помещениях указанных объектов.

Основные требования пожарной безопасности:

1.1 Возможность размещения предприятий торговли и питания в зданиях иного назначения (в том числе жилых), а также мероприятия по их отделению от других помещений этих зданий противопожарными преградами устанавливаются, исходя из требований строительных норм.

Торговые предприятия для продажи ЛВЖ, ГЖ и горючих газов (баллонов с газами), красок, растворителей, других пожароопасных товаров бытовой химии, боеприпасов и пиротехнических изделий размещать в зданиях иного назначения не допускается.

1.2 Товары, которые имеют повышенную пожарную опасность (спички, парфюмерия, одеколоны, аэрозольные упаковки), необходимо хранить отдельно от других товаров в специально приспособленных помещениях.

Торговлю этими товарами в больших магазинах, универмагах, торговых центрах рекомендуется осуществлять на верхних этажах зданий.

1.3 В рабочее время загрузку товаров и выгрузку тары необходимо осуществлять по путям, не связанным с эвакуационными выходами для покупателей из торговых залов.

В больших магазинах с большим количеством покупателей доставка товаров в секции должна осуществляться до открытия магазина.

1.4 Кладовые горючих товаров или товаров в горючей упаковке необходимо отделять от зала противопожарными перегородками 1 типа.

Кладовые, в которых хранятся горючие товары должны разделяться противопожарными перегородками 1 типа на отсеки площадью не более 700 метров квадратных. При наличии автоматических средств пожаротушения площадь отсеков может быть увеличена вдвое.

  • 1.5 Расфасовку пожароопасных товаров необходимо производить в специальных помещениях, приспособленных для этой цели.
  • 1.6 Размещение технологического оборудования на предприятиях торговли, в ресторанах, кафе, столовых, необходимо выполнять таким образом, чтобы оно не мешало свободной эвакуации посетителей в случае пожара.
  • 1.7 Ширина прохода между прилавками и оборудованием за прилавком должна быть не менее 0,9 метра.
  • 1.8 Вместимость торговых и обеденных залов должна соответствовать требованиям норм проектирования, а в случае их отсутствия из расчета не менее 1,35 метров квадратных на одного посетителя магазина и не менее 1,4 метров квадратных на одно посадочное место в ресторане, кафе, столовой.

Администрация торговых предприятий, ресторанов, кафе, столовых не должна допускать переполнения залов посетителями.

  • 1.9 В обеденных залах должны постоянно содержаться свободными основной проход шириной не менее 1,35 метров, который ведет к эвакуационным выходам, а также проходы к отдельным посадочным местам.
  • 1.10 Размещение в обеденных залах временных эстрад, подмостков, осветительной и электромузыкальной аппаратуры, прокладка кабелей и проводов должна осуществляться таким образом, чтобы не ухудшились условия эвакуации.
  • 1.11 Запрещается:
    • -- хранить горючие материалы, отходы, упаковку и контейнеры в торговых, обеденных залах и на путях эвакуации (они должны удаляться ежедневно по мере накопления);
    • -- складировать горючую тару снаружи вплотную к окнам торговых, жилых, административных и других зданий (допускается временно размещать на расстоянии не менее 15 метров от наружных стен с отверстиями);
    • -- хранить горючие товары или негорючие товары в горючей упаковке в помещениях, которые не имеют оконных отверстий или специальных средств дымоудаления;
    • -- торговать пожароопасными товарами бытовой химии, лаками, красками, растворителями и другими ЛВЖ и ГЖ, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без предупреждающих надписей типа «ОГНЕОПАСНО», «Не распылять вблизи огня»;
    • -- нарушать конструкции дымонепроницаемых негорючих диафрагм, установленных в витражах многоэтажных зданий на уровне каждого этажа.

питание кулинарный пельменный буфет

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.


Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.

В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: