Понятие, предмет и методология криминологии. Понятие криминологии

Данная работа посвящена рассмотрению вопросов использования видеоизображений внешнего облика человека при осуществлении экспертной идентификации/ В монографии на основе проведенной автором экспериментальной работы изучаются закономерности отображения внешнего облика человека на видеоизображениях, а так" же факторы и условия, при которых возможно идентифицировать человека по признакам внешности на видеозаписи. На основе выявленных закономерностей отображение внешности человека на материалах видеозаписи экспертная идентификация рассматривается в рамках производства судебно-портретных экспертиз. Отдельно рассматривается вопрос получения видеоизображений внешнего облика человека в качестве образцов для сравнительного исследования.

Монография предназначена для следователей, дознавателей, экспертов и других сотрудников правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследование преступлений, адъюнктов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также всех, кто исследует проблемы криминалистической габитоскопии и криминалистики. Рекомендуется курсантам, студентам и слушателям, обучающимся по специальности "Судебная экспертиза".

204 руб


Новый том ЭПК посвящен вопросам женской преступности. Книга насыщена огромным справочным материалом.

383 руб


Судебно-медицинская диагностика отравлений спиртами

В книге представлены обзор литературы и результаты собственных исследований авторов по проблеме судебно-медицинской диагностики острых и хронических отравлений этанолом и другими спиртами. Проведен анализ истории развития и современного состояния проблемы, приведены статистические данные, предложены морфологические и гистохимические критерии диагностики интоксикаций алкоголем. Описаны варианты пато- и танатогенеза при отравлениях этанолом и другими спиртами. Предложены критерии оценки чувствительности к токсическому действию этанола. Отдельная глава посвящена отравлениям метанолом и высшими спиртами, а также их смесями с этанолом. В качестве иллюстраций приведены наблюдения относительно редких вариантов течения отравлений. Приводится очерк перспектив дальнейших научных исследований по данной проблеме.

Для судебно-медицинских экспертов, патоморфологов, наркологов, а также для клиницистов иных специальностей, которым приходится иметь дело с острыми и хроническими отравлениями этанолом и другими спиртами. Раздел, посвященный истории научных исследований алкогольных интоксикаций, может быть полезен также для всех интересующихся историей медицины. Сведения об активности этанолокисляющих ферментов при интоксикациях представляют интерес для гистологов, специалистов по физиологии и патофизиологии.

386 руб


Криминальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней

Настоящее издание посвящено криминологической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассмотрению понятия и признаков незаконного оборота алкогольной продукции, анализу основных источников получения алкогольной продукции для незаконного оборота на потребительском рынке.
Авторы, основываясь на материалах судебной и следственной практики, анализе высказываемых в научной литературе суждений, обозначают существующие недостатки правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предлагают меры по совершенствованию действующего законодательства. Характеризуют систему мер, направленных на предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, и определяют круг субъектов, реализующих эти меры.

Для студентов и преподавателей образовательных учреждений, юристов-практиков, предпринимателей, а также всех интересующихся вопросами предупреждения преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

512 руб


В учебнике дается определение понятия и предмета криминологии, излагаются задачи этой науки. В соответствии с программой курса для вузов в нем рассматриваются вопросы борьбы с преступностью в социалистическом и буржуазном обществах, личность преступника, системы мер и методики предупреждения преступлений в СССР и в зарубежных социалистических странах; дается критика буржуазных криминологических теорий.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.

225 руб


Преступник. Основные черты и типология

В работе на основе современных подходов рассматриваются личность преступников и преступное поведение. Проводится криминолого-психологический анализ отдельных категорий людей, совершающих преступления, в том числе осужденных.

Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, юристов-практиков, социологов и психологов, изучающих проблемы преступности и борьбы с ней, а также для широкого круга читателей.

1719 руб


Криминалистическое обеспечение расследования мошенничества, связанного с отчуждением жилых помещений

В монографии анализируются проблемы расследования мошенничества, связанного с отчуждением жилья, с позиции криминалистического обеспечения. Рассмотрены понятие криминалистического обеспечения расследования преступлений и содержание этого вида криминалистической деятельности. Предложены научно-методические, организационные, технико- и тактико-криминалистические меры, направленные на совершенствование расследования мошенничества, связанного с отчуждением жилья. Нормативные правовые акты приведены на 20 декабря 2017 г.

Монография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов (курсантов) юридических вузов и факультетов, сотрудников оперативно-розыскных подразделений и служб, следователей, прокуроров, судей, а также всех тех, кто интересуется современными проблемами правоприменительной практики в области уголовного права и уголовного процесса.

295 руб

  • 7. География преступности. Понятие и характеристика
  • 8. Понятие преступности. Количественные и качественные характеристики преступности.
  • 9. Уровень, структура, динамика преступности.
  • 10. Латентная преступность
  • 11. Понятие, признаки и структура личности преступника.
  • 12. Классификация и типология преступников. Понятие и значение.
  • 13. Механизм формирования личности преступников.
  • 14. Механизм формирования преступного поведения
  • 15. Понятие криминологической виктимологии.
  • 17. Экономические отношения и преступность.
  • 18. Социальные противоречия и преступность.
  • 19. Нравственное состояние общества и преступность.
  • 20. Социальные и социально-психологические последствия преступности.
  • 21. Личность преступника и проблемы индивидуального предупреждения.
  • 22. Понятие, цели и принципы предупреждения преступности.
  • 23. Субъекты предупреждения преступности
  • 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 26. Понятие и характеристика условий, способствующих совершению преступлений.
  • 27. Уровень, структура, динамика преступности в России.
  • 28. Общие меры предупреждения преступности.
  • 29. Общественные организации и их место в системе предупреждения преступности.
  • 30. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
  • 31. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
  • 32. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 33. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
  • 34. Понятие, причины и условия организованной преступности. Особенности развития организованной преступности в России.
  • 35. Криминологическая характеристика транснациональной организованной преступности.
  • 36. Криминологическая характеристика политической преступности.
  • 37. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.
  • 38. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
  • 39. Криминологическая характеристика насильственной преступности в местах лишения свободы.
  • 40. Понятие, виды, причины и условия корыстной преступности.
  • 42. Взаимосвязь организованной преступности и коррупции.
  • 43. Характеристика фоновых криминогенных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество) и их взаимосвязь с преступностью.
  • 44. Криминологическая характеристика хулиганства и вандализма.
  • 45. Понятие заказных убийств и их предупреждение.
  • 46. Понятие, состояние, виды и причины преступности несовершеннолетних.
  • 47.Криминологическая характеристика преступлений против несовершеннолетних. Меры профилактики.
  • 48. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.
  • 49. Криминологическая характеристика экологической преступности. Понятие, виды, причины, условия.
  • 50. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 51. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 52. Общие и специальные меры предупреждения незаконного оборота наркотиков.
  • 54. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих.
  • 55. Криминологическая характеристика серийных убийств.
  • 57. Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью несовершеннолетних
  • 58. Криминологическая характеристика краж
  • 59.Криминалогическая характеристика мошенничества.
  • 60. Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности.
  • 1. Понятие, предмет и система криминологии

    Криминология - это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней. Предмет науки криминологии - это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Основной частью предмета криминологии является преступность. Вторая составная часть предмета криминологии - причины преступности и условия, ей способствующие. Далее в предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника. В предмет криминологии, наконец, входит предупреждение преступности.

    Система криминологии: Общая и особенная

    1. Общая – понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника, механизм преступления. Поведение, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    2. Особенная часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступлений.

    2. Криминология и другие науки

    Криминология тесно связана с другими науками и, прежде всего с уголовным правом. И уголовное право и криминология изучают преступление и преступность. Но делают это они по-разному, ибо уголовное право- наука об ответственности за совершение преступлений, а криминология - наука о преступности. Криминология тесно связана с уголовным процессом, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной статистикой, социологией и другими науками.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательные для криминологии. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний. Криминология связана с деликтологией. Это наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях. Она включает административную, гражданскую и семейную деликтологию. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии.

    3. Общие и специальные методы криминологических исследований.

    В криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

    Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты), синтез (соединение разнообразных явлений, веществ, качеств, в единство, в котором противоположность сглаживаются или снимаются), индукция (метод движения знания от отдельного, особенного, к всеобщему, закономерному) и дедукция (от общего к частному, или частное из общего), гипотеза (хорошо продуманное предположение, заслуживающее чтобы его проверили), обобщение, абстракция, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

    Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований - это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

    К этим методам относятся:

    Аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

    Социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

    Статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

    Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование);

    Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

    Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений, расчлененной на однородные по видам и признакам в группы и подгруппы, каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений. Контент-анализ - это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам важным для исследователя. Статистический анализ предполагает исследование таких методов как аппроксимация (приближения) замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным. Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности. Социологические методы как анкетирование и интервьюирование, применяются довольно часто.

    Криминология - буквально означает учение (logos) о преступлении (crimen).

    Криминология - самостоятельная социально-правовая наука. В ее предмет входит, во-первых, преступность, ее сущность, закономерности и формы проявления. При этом понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде реальных факторов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления.

    Во-вторых, криминология изучает происхождение, истоки преступности, ее причины, условия и другие детерминанты. При этом различные по своим источникам, содержанию, механизму действия детерминанты преступности изучаются применительно: а) ко всей совокупности преступлений; б) к их отдельным видам (группам, категориям); в) к индивидуальным актам преступного поведения.

    В-третьих, в предмет криминологии входит личность преступника. Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух основных критериев: юридического (лица, совершившие уголовно-наказуемые деяния) и социального, или социально-психологического (лица, занимающие определенные социальные позиции, статусы, обладающие набором демографических, нравственно-психологических и иных качеств, включая антиобщественную направленность или ориентацию). Нацеленность криминологии на превентивные, упреждающие подходы к решению задач борьбы с преступностью обусловливает необходимость изучения этой наукой и тех лиц, которые ещё не нарушили уголовного закона, но в силу антисоциальных взглядов и

    привычек, так или иначе проявившихся во вне, например в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь.

    Наконец, в-четвертых, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с преступностью прежде всего путем выявления и устранения её причин, условий, иных детерминант.

    Рассмотренные элементы предмета криминологии изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника наряду с криминологическим имеет криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовно-исполнительном праве и т.д.

    Специфика криминологического подхода к познанию того, что составляет предмет этой науки, состоит в следующем: криминология изучает преступность и связанные с нею явления как социально-правовую реальность. Для нее характерен наиболее широкий и последовательный социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. В этом отношении она отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет "свою" социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании. В то же время криминология как наука социально-правовая не отвлекается от юридических характеристик преступности, преступления и преступника. И в этом отношении она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, а среди них - преступность.

    Специфика криминологического познания состоит также в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов. В целом существование и развитие

    криминологии связано с таким подходом к борьбе с преступностью, при котором во главу угла ставится задача предупреждения этого социального негативного явления. Общая теория, концепция предупреждения преступности составляет прерогативу криминологии. Наконец, криминология, в отличие от названных и других юридических наук, принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

    Наряду с общенаучными методами (формальная логика, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.) криминология использует инструменты социологического познания, в частности такие методы получения социально-правовой информации, как анкетирование и интервьюирование, изучение документов, наблюдение, эксперимент. Важную роль в криминологических исследованиях играют приемы статистического анализа, и прежде всего уголовной статистики.

    У^адачи криминологии состоят прежде всего в получении достоверных знаний обо всем том, что составляет ее предмет. Эта наука выявляет, фиксирует определённые факты социальной действительности (так или иначе связанные с существованием преступности), отражает их свойства и характеристики, дает им научное описание. Далее, вскрывая на основе эмпирических данных и теоретических положений сущность исследуемых объектов, в частности, устанавливая закономерности преступности, действия ее причин, формирования личности преступника, функционирования системы предупреждения преступности, криминология дает им научное объяснение. Изучая тенденции, перспективы изменения криминологически значимых явлений и процессов, эта наука также прогнозирует их будущее состояние и течение. Нацеленность криминологии на научное обоснование системы мер предупреждения преступности позволяет также говорить о ее практически преобразовательной функции.

    Криминология как комплексная наука ставит на службу борьбы с преступностью достижения многих отраслей знаний, с которыми она тесно связана.

    В качестве методологической

    базы криминология, при изучении всего того, что составляет ее предмет, широко использует законы, категории и понятия философии. Связана криминология и с социологией, в особенности прикладной, которая изучает содержание, формы проявления и механизм действия законов функционирования общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Связь криминологии с экономической наукой определяется тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики, соответственно, важную роль играют экономические меры предупреждения преступности. То же самое можно сказать о политологии с учётом того, что существуют криминогенные факторы в сфере политических отношений, а предупреждение преступности составляет важную часть политики борьбы с нею. Данные психологической науки имеют особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Одной из существенных характеристик личности многих преступников является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Наличие определённого влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например, с кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

    Тесная связь существует между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному

    циклу уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии как социально-правовой науки, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью. Контрольные вопросы и задания

    1 Что изучает криминология?

    2. В чем состоит специфика криминологического подхода к изучению преступности?

    3. Какие методы используются в криминологических исследованиях?

    4 Каковы функции криминологии/

    5. С какими науками связана криминология? (Раскроите значение и содержание этих связей).

    Страница 2 из 34

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

    Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

    Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

    Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

    Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

    Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

    Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.

    В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

    Исследования показали, что нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

    Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

    На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности преступника.

    Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

    Когда сегодня криминологи говорят о личности преступника, то подразумевают под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает определенную заданность в понятии “личность преступника”. Человек существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу.

    Психически больной человек к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный акт, но не преступление.

    Вывод: биологические особенности влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

    Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает общую концепцию предупреждения преступности как специфическую форму социального управления и контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и методы этой деятельности, систему органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные основы, вопросы планирования и координации усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

    В предмет криминологии включают также последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества и т.д.

    Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

    Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

    Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

    Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

    Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

    Современные специалисты осторожно относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

    В криминологию принято включать Общую и Особенную части. В Общую часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские процедуры, место криминологии в системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую часть входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

    В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

    Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров А.Б.) как комплексная научная дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

    Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

    В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

    Криминология тесно связана практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которая обязательна для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

    Связь криминологии и уголовно-исполнительного права осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

    Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

    Криминалистика разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

    Криминология связана и с иными отраслями юридической науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями права. Эта связь обусловлена тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

    1. Какие понятия являются предметом криминологии:
    а) преступность;
    б) причины преступности;
    в) индивидуальное преступное поведение;
    г) состав преступления.

    2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
    а) Бентам;
    б) Гароффало;
    в) Ломброзо.
    3. «Закрытой» анкета- это:
    а) опрос ограниченного круга лиц;
    б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
    в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
    4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
    а) моделирование;
    б) тестирование;
    в) метод экспертных оценок.

    5. Коэффициент преступности — это:
    а) криминальная активность населения;
    б) изменение преступности во времени;
    в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
    г) пространственная распространенность преступности.
    6. Динамика преступности- это:
    а) региональные особенности преступности;
    б) исторические предпосылки роста преступности;
    в) соотношение разных видов преступлений;
    г) изменение преступности во времени.
    7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
    а) грабеж;
    б) изнасилование;
    в)причинение тяжкого вреда здоровью;
    г) мошенничество.
    8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
    а) плотностью преступности;
    б) географией преступности;
    в) структурой преступности.
    9. Структура преступности — это:
    а) состав преступления;
    б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
    в) элементы предмета криминологии;
    г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
    10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
    а) убийство;
    б) кража;
    в) мошенничество;
    г) хулиганство.
    11.Латентная преступность — это:
    а) незарегистрированная преступность;
    б) нераскрытая преступность;
    в) особо тяжкие преступления;
    г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
    а) убийство;
    б) разбой;
    в) массовые беспорядки;
    г) кражи.
    13.Естественная латентность -это:
    а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
    б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
    в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
    14.Косвенные последствия преступности – это:
    а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
    б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
    в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
    15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
    а) возраст;
    б) мотив;
    в) совершение преступления в группе;
    г) прежняя судимость.
    16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
    а) служащим;
    б) рабочим;
    в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
    17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
    а) корыстные;
    б) экономические;
    в) против порядка управления;
    г) насильственные.
    18.Криминогенный тип личности — это:
    а) лицо, совершившее преступление;
    б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
    в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
    19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
    а)условия преступности;
    б) причины преступности;
    в) проявления преступности;

    20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
    а) теория опасного состояния;
    б) теория социальной дезорганизации общества;
    в) теория стигмы.
    21.Виктимология -это:
    а) наука о жертве преступления;
    б) наука о последствиях преступности;
    в) наука о личности преступника;
    г) наука о мерах борьбы с преступностью.
    22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
    а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
    б) привлекательность преступного поведения;
    в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
    23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
    а) теория дифференциальной ассоциации;
    б) виктимология;
    в) теория аномии.
    24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
    а) учителя;
    б) работники торговли;
    в) сотрудники правоохранительных органов.
    25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
    а) антропологическая школа криминологии;
    б) теория опасного состояния;
    в) теория стигмы.
    26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
    а) предупреждение преступности;
    б) профилактика преступности;
    в) предотвращение преступности.
    27.Общий рецидив преступлений – это:
    а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
    б) повторное совершение не однородного преступления;
    в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
    28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
    а) кражи;
    б) убийства;
    в) хулиганств
    29. Преступность – это:
    а) объект криминологии;
    б) предмет криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    30. Криминология и криминалистика:
    а) понятия совпадающие;
    б) это разные научные дисциплины;
    в) криминология – часть криминалистики.

    31. Опросы населения:
    а) используются в социологии;
    б) используются в криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    32. Экономическая преступность изучается:


    в) социологией.

    33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
    а) практическую цель криминологии;
    б) прикладную цель;
    в) теоретическую цель криминологии.

    34. Криминология делится на:
    а) теоретическую криминологию;
    б) прикладную криминологию;
    в) социологию права.

    35. Криминология изучает:
    а) экономическую жизнь общества;
    б) преступность,
    в) психологию людей;
    г) уголовное право.

    36. Основные функции криминологии:
    а) описательная;
    б) культурно-просветительная;
    в) объяснительная;
    г) предсказательная.

    37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
    а) методология криминологических исследований;
    б) методика криминологических исследований;
    в) самостоятельная наука – социология.

    38. Виктимология входит в:
    а) общую часть криминологии;
    б) особенную часть криминологии;
    в) это самостоятельная наука.

    39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
    а) Ч. Беккария;
    б) И. Бентам;
    в) Л. Фейербах.

    40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) Э. Ферри.
    41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
    а) К. Маркс;
    б) И. Бентам;
    в) Э. Ферри.

    42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
    а) Ч. Ломброзо;.
    б) К. Маркс;
    в) Р. Гарофало.

    43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) К. Маркс.

    44.Коэффициент преступности измеряет:
    а) динамику преступности;
    б) распространенность преступности;
    в) структуру преступности.

    45. Какова латентность кражи?
    а) минимальная;
    б) средняя;
    в) максимальная.

    46. Уровень преступности – это:
    а) количественно-качественная характеристика преступности;
    б) динамика преступности;
    в) структура преступности.

    47. Предметом криминологии являются:
    а) функции репрессивных органов в обществе;
    б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
    в) сознание преступника.

    48. Преступность:
    а) социально обусловлена;
    б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
    в) передается по наследству, врожденное качество.

    49. Криминология изучает:
    а) политическую жизнь общества;
    б) противоправное поведение людей,
    в) нравственность;
    г) административное право.

    50. Структура и характер преступности являются:
    а) количественными показателями;
    б) качественными показателями;
    в) показателями уровня преступности.

    51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
    а) 14–18 лет;
    б) 10–13 лет;
    в) 18–21 лет.

    52. Основными признаками организованной преступности являются:
    а) наличие преступных объединений;
    б) незаконный бизнес;
    в) коррупция;
    г) наличие собственных банков.

    53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
    а) в 1960–70-х гг.;
    б) в 1970–60-х гг.;
    в) в 1990-х гг.;
    г) в начале ХХIв.

    54. Для терроризма характерно:
    а) насилие;
    б) устрашение;
    в) спонтанность

    55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
    а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
    б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
    в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

    56. Материальное положение личности преступника – это:
    а) социально-ролевое свойство;
    б) социально-демографическое свойство;
    в) социально-психологическое свойство личности преступника.

    57. Преступник – это:
    а) социально-психологическое свойство;
    б) социально-ролевое свойство;
    в) социально-демографическое свойство;
    г) политическое свойство личности.

    58. Наличие или отсутствие судимости является:
    а) криминологической характеристикой;
    б) социальной характеристикой;
    в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

    59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
    а) органической структуре личности;
    б) психической структуре личности;
    в) социальной структуре личности.
    60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
    а) «случайный» тип;
    б) «ситуационный» тип;
    в) «неустойчивый» тип;
    г) «злостный» тип личности преступника.

    61. Алкоголизм – это:
    а) психическая аномалия;
    б) биологический фактор преступления;
    в) физическая аномалия.

    62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
    а) уголовно-правовая характеристика;
    б) исправительно-трудовая характеристика;
    в) криминологическая характеристика личности преступника.

    63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
    а) сопутствующее;
    б) социальное;
    в) необходимое.

    64. Свойственна ли виктимности латентность?
    а) да, свойственна;
    б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
    в) все зависит от вида преступности.
    65. Причинами преступления могут быть:
    а) объективные условия;
    б) субъективные факторы;
    в) мировоззрение индивида.

    66. Алкоголизм:
    а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
    б) является причиной преступления;
    в) является сопутствующим фактором.

    67. Урбанизация – это:
    а) фактор, влияющий на преступность;
    б) причина преступности;
    в) условие преступности.

    68. Материальное благополучие общества:
    а) повышает уровень преступности;
    б) снижает уровень преступности;
    в) никак не влияет на преступность.

    69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    70. Основные признаки определения «система»
    а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
    б) совершенство;
    в) целостность;
    г) структурность;
    д) качественность образования.
    71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
    а) закономерности развития науки;
    б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
    в) причины возникновения преступности;
    г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
    д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

    73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
    а) личность преступника;
    б) антиобщественные проявления;
    в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
    г) причины и условия преступности;
    д) профилактика преступлений.

    74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
    а) причины;
    б) состав;
    в) условия;
    г) уровень, структура, динамика;
    д) предпосылки.

    75. Экономическая преступность изучается:
    а) общей частью криминологии;
    б) особенной частью криминологии;
    в) социологией.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: