Характеристика и функции федеральных служб и федеральных агентств. Административно-правовой статус федеральной службы рф Специфика правового статуса федеральных служб

Федеральные службы могут быть подведомственны :

По функциональному признаку бывают:

  • - контрольно-надзорные (федеральная налоговая служба)
  • - правоохранительные службы, которые обеспечивают общественную безопасность и правопорядок.
  • - службы, которые совмещают обе эти функции (федеральная таможенная службы).

Функции служб:

  • 1. контроль над соблюдением требований нормативных актов. В чем проявляется:
    • - проведение проверок в отношении подконтрольных физических и юридических лиц.
    • - выдача лицензий и разрешений.
    • - государственная аттестация, регистрация и аккредитация.
    • - сертификация деятельности.
    • - ведение реестров и иных информационных ресурсов.
  • 2. осуществление специальных функций. Это правоохранительные органы.
  • - применение мер государственного принуждения в связи с противоправными действиями.
  • - выявление и пресечение правонарушений и преступлений.
  • - привлечение виновных лиц к юридической ответственности.
  • - применение мер по охране территорий, объектов.
  • 3. оказание государственных услуг за исключением платных.
  • 4. в порядке исключения федеральные службы могут издавать нормативные акты, оказывать платные государственные услуги, управлять государственным имуществом.

Посмотри понятие государственной услуги по ФЗ номер 210 - изменения н

понятия государственные услуги.

Федеральную службу надо понимать в 2 качествах:

  • - как центральный аппарат, находящийся в Москве.
  • - как ведомство - систему органов, состоящую из центральных и территориальных органов.

Структура федеральных служб.

Возглавляет руководитель или директор. Руководитель назначается Президентом или Правительством в зависимости от подчиненности. Представление готовит соответствующий министр.

Заместители. Их назначает Президент РФ (если ему подчинена), правительство РФ (если подчинены ему), либо министр (если служба подчинена министерству подведомственному Правительству РФ).

Как правило, нет департаментов, но вместо них есть главные отделы, управления. Полномочия руководителя примерно тождественны полномочиям федеральным министрам за исключением, что руководитель службы не входит в состав правительства РФ.

Статус руководителя ФС приравнивается к статусу министра (отличие - руководитель ФС государственный служащицъй

Руководитель, заместители руководителя, управления (начальник и заместитель), территориальные органы

Осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т.е. осуществление действий по контролю за исполнением общеобязательных правил поведения, выдача разрешений (лицензий) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Указ Президента от 9 марта 2004 года №314 устанавливает основные положения о системе ФОИВ. По этому Указу какие основные функции мб возложены на федеральные службы? Это функции по контролю и надзору – собственно осуществление действий по контролю и надзору и, в силу прямого указания в Указе, сюда относится и выдача разрешений и лицензий, регистрация актов, документов. Как быть с изданием индивидуальных ПА? Без них никуда, например, в той же сфере управления гос имуществом. ФНС, ФАС, ФТС. Это первый вид федеральных служб.

Второй вид федеральных служб. На них возложены специальные функции: оборона, гос безопасность, защита границы, борьба с преступностью, общественная безопасность. Эти службы с точки зрения структуры подчинены Президенту, это большинство силовых ведомств – служба безопасности, служба внешней разведки, ФСКН.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа – эта норма спящая. Обычно они единоначальные. (аналогично с агентствами).

С 2004 года есть 3 вида ФОИВ, не включая Правительство. Правительство особый орган. Были раньше и гос комитеты. Это 4 вид. ФСКН создали изначально как гос комитет. Гос комитет – традиционный вид органов исполнительной власти для советской и раннероссийской истории.

Не все ФОИВ в своем названии содержат слово агентство или служба.

Пример: Главное управление специальных программ при Президенте. Орган включен в структуру, в первый раздел. По виду является федеральным агентством.

Второй пример: Управление делами Президента. Обеспечивает функционирование всех федеральных органов. Включен в структуру, в первый раздел, подчиняется Президенту, по виду это федеральное агентство.

Третий пример: Администрация Президента в систему и структуру органов исполнительной власти не входит. Особый орган, обеспечивает деятельность Президента. В составе администрации есть управления. Гос-правовое управление Президента по вопросам внутренней политики, например. Это структурное подразделение Администрации Президента.

Не путать государственно-правовое управление Президента и Управление делами Президента.

По поводу терминологии. Мы говорим о трех видах ФОИВ. В некоторых источниках можно увидеть термин «организационно-правовая форма». Это не вполне корректно. Это термин гражданского права. Может встать другой вопрос по поводу тех органов, которые имеют статус ЮЛ. А какова их организационно-правовая форма? Это проблема. Есть множество статей. Кто-то говорит о том, что организационно-правовая форма не установлена. Сосновский считает, что она прямо установлена. Осталось только найти. Ай да шутник!

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Белов Сергей Александрович Тема Административное право как отрасль права Это установление границ рамок.. Содержание АП регулирования.. Особенности или требования к механизму административно правового регулирования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Административное право как отрасль права
Предмет АП можно с некоторой долей условности и оставляя возможность для исключения и оговорок, охарактеризовать, как отношения по поводу реализации органами исполнитель

Признаки административных правоотношений
1. состав участников этих отношений: один из участников представляет государство, действует от его имени. Это не обязательно гос орган, это мб частная организация, не созданная государством, но на

Субъекты административного правоотношения
- государственные органы - должностные лица и служащие, - государственные организации (учреждения и предприятия), - частные лица – граждане (граждане Российской Федерации

Структура административного права
Структура советской науки административного права: Общая часть: общие вопросы (понятие и природа гос.управления), участники административных отношений, формы и

Место ап в системе отраслей права
АП вязано с регулированием властных отношений, тогда как все прочие отрасли права, кроме конституционного, непосредственного отношения к регулированию власти и механизмом ее реализации не имеют.

Общее учение о субъектах ап
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ В АП. В Ап стороны нах-ся в принципиально разном правовом режиме. В АП те правила, которые касаются статуса участника, во многом предопределяет содержание, хара

Правовое положение частных лиц в апо
Условия правосубъектности граждан (вступления в АПО): - возраст - вменяемость - наличие гражданства РФ - социальное положение Это общие ус

Правовое положение и виды государственных организаций
Критерии различия правового статуса: - источник финансирования - наличие властных полномочий Государственные организации создаются для выполнения публичных функций властн

Понятие и признаки государственного органа
Признаки государственного органа - финансирование из государственного бюджета; - наделение самостоятельной публично-правовой компетенцией; публично-правовая компетен

Теории соотношения государства и государственных органов
Теория романистов: органы государства – это дееспособные люди, выступающие от имени правоспособного, но лишенного дееспособности государства. Государство правоспособно, но не может своими де

Структура правового статуса органа исполнительной власти
То, что касается публично-правовых элементов в литературе приводится структура общего статуса оив. Некий блок, тех правовых норм, которые определяют его положение в системе гос органов, его наимено

Компетенция государственного органа
Юридические особенности компетенции: - обязанность реализации полномочий – отличие от субъективных прав. При реализации полномочий орган имеет, с одной стороны право по отношению к

Органы исполнительной власти как юридические лица
Орган исполнительной власти вовсе не обязательно наделяется статусом юр лица. В советском и в первые годы после советского АП выделяли отдельный признак гос органа- наличие статуса юр лица. Сегодня

Понятие должностного лица в административном праве
ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: ст. 4 должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному

Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П
в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые опред


1. Конституция РФ. Статья 76 – к ведению РФ относится установление системы органов З, И, С власти. Статья 112 – о структуре ОИВ. 2. Федеральный конституционный закон «О Правительс

Акты, регулирующие отношения в системе федеральных ОИВ
Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти": общие правила организации деятельности федеральны

Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти
Полномочия Президента определены КРФ, либо вытекают из нее, некоторые полномочия есть в ФКЗ «О Правительстве» Формирует Правительство РФ, назначает Председателя Правительства, заместителей

Административно-правовой статус Правительства РФ
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определяет статус Правительства – высшего органа исполнительной власти, коллегиального орган

Административно-правовой статус федеральных агенств
Откуда взялись федеральные агентства: не такая длинная история, как у министерств. 1990-е гг. термин пришел с запада. Осуществляют функции по управлению государственным имуществом и оказан

Очень похожи по своим функциям на органы исполнительной власти, но не входят в систему и структуру
Центральный Банк РФ: наличие властных полномочий признано. Какая организационно-правовая форма? Много споров, но они не лежат в плоскости административного права, это больше в плоскости права гражд

Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ
Ч.1 ст. 78 КРФ: ФОИВ для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих ДЛ Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ: п. 9 ст.26.3

Структура ОИВ
Структура ФОИВ – это перечень тех органов, которые реально созданы и существуют. Сейчас мы говорим о конкретном единичном органе. У каждого органа есть своя структура. Структурные подразделения. Вс

Государственая служба
Общие принципы и характеристики гос службы; правовые условия, установленные как принципы этого административно-правового института. Когда говорится о понятии гос службы, оно может быть использовано


Статутная теория предполагает приоритет административного метода регулирования отношений государственной службы. Статутность означает, что неким административным актом опред

Законодательство о гос службе
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" – системно определяет все условия регулирования отношений государственной службы. До этого

Виды должностей: государство оперирует двумя понятиями
- государственная должность - должность государственной службы Критерий: государственные должности, установленные конституционно, непосредственно реализуют полномочия высших орган

Правовой статус государственного служащего
Речь идет о статусе, не связанным с выполнением должностных функций по конкретной должности, это общие П и О служащего как такового. С одной стороны государственная служба осуществляется т

Права, обеспечивающие выполнение служащим его служебных полномочий, независимо от того, какие именно это полномочия
Полномочия определяются должностным регламентом, т.е. зависят от конкретной должности, а права существуют общие. Права – это мера той юридической защиты, которую служащий должен получить в рамках з

Обязанности в случае получения неправомерного приказа
По мнению гос служащего приказ противоречит требованиям законодательства. Закон закрепляет несколько последовательных позиций, относительно тог, как именно гос служащий должен воспринимать полученн

Запреты
Они не носят характера объективных препятствий, в отличие от отграничений. Запреты это скорее те ограничения прав, которые установлены в отношении служащего и компенсируются ему теми социальными

Поощрения
1. Поощрения внутри государственного органа (руководитель или непосредственный начальник): - объявление благодарности; - награждение почетной грамотой. Сопровождается вып

Поступление на государственную службу
Главный принцип – требование о том, чтобы поступление по общему правилу осуществлялось на конкурсной основе. Условия, которые мб основанием для непроведения конкурса, дб перечислены только в ФЗ.

ПЕРЕВОД с должности на должность
Общий принцип: перевод с должности на должность только по письменному согласию самого служащего. Поэтому не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданског

Аттестация
Аттестация проводится для того, чтобы: - оценить соответствие служащего замещаемой им должности - оценить добросовестность служебного поведения, т.е. сама по себе аттестация не тр

Увольнение
Очень сильно проявляется влияние общих принципов и контракций трудового законодательства на законодательство о службе. Увольнение с гос службы сегодня сконструировано больше по конструкции расторже

Формы административных действий: общее понятие и виды
Общего понятия «административное действие» в науке советского права не использовалось, оно использовалось в дореволюционной науке и в науке АП 20х гг, а советская наука рассуждала о формах админист

Юридически значимые действия- вид админ действий
В отличие от админ актов и даже админ договоров, юр значимые действия очень слабо разработаны в доктрине современного АП. На практике они существуют, совершаются, однако при этом с точки зрения нау

Непосредственно порождающие правоотношения
– создающие предпосылку для их возникновения (например, акты планирования) – составляют элемент более сложного юридического состава. Пример: процедура приватизации гос

По правовой природе
С точки зрения теории права, никакое правоотношение не может возникать непосредственно на основании нормы, требуется юр факт. АА – это вид юр факта, т.е. это вид основания для возникновения прав

Индивидуальные ненормативные административные акты
Перечисленные свойства не могут относиться и к общим АА, но чаще всего эти особенности касаются ИА. Общие АА больше похожи на НА. Особенности: - решает конкретное управлен

Особенности правотворчества органов ИВ
Особенности нормотворчества в системе разделения властей. Когда речь идет об издании НА- нормотворчество оив. Тут всплывает конституционно-правовая проблема: с точки зрения принципов разде

Правовое регулирование нормотворчества органов исполнительной власти
С точки зрения идеального регулирования нормотворчество ОИВ дб бы регламентироваться законом. И в законе дб бы содержаться требования к порядку, механизмам издания нормативных актов. Однако такого

Виды нормативных правовых актов и недопустимая форма
- постановления – как правило, это акты органов коллегиальных - приказы – как правило, органы единоначальные - положения – определяют либо процедуру, либо статус какого-то субъект

Подготовка проекта
Чаще всего никаких правовых проблем нет, это чисто техническая стадия. Например, Постановление Правительства, которое регулирует порядок подготовки проектов – это не правовые предписания,

Согласование и экспертиза
Экспертиза в процессе принятия НА мб на двух этапах: на этапе предварительной подготовки (т.е. на этом этапе) и обязательна на стадии гос регистрации. На стадии подготовки эксперти

Государственная регистрация НА
Опять же предусмотрена она Постановлением Правительства №1009 1997г. в каком смысле регистрация четко соотнесена с теми правилами, требованиями, которые предъявляются к обязательному опубликованию

Требования к нормативным актам и последствия их несоблюдения
Требования к актам: – обоснованность содержания – первая характеристика носит скорее управленческо-административный характер; по основаниям необоснованности акта вышестоящий орган м

Правила действия нормативных административных актов
Законы больше относятся к публичной сфере, они больше обсуждаются, чаще становятся предметом внимания судов, гос органов, ученых. А актам оив чаще всего не уделяется должного внимания, в результате

Понятие, особенности и сфера применения административных договоров
По мнению очень многих российских юристов, административного договора быть не может в принципе, потому что если отношения административные, значит, они властные, если они властные, значит, они пред

Проблема разграничения гражданско-правового и административного договора
В отличие от гражданского законодательства, которое регулирует только механизм взаимодействия двух равноправных лиц по заключению договора, в отношении договоров, связанных с реализацией публичн

Административный процесс
Понятие и особенности административного процесса Подходы к понятию административного процесса: негативный, юрисдикционный (проф. Н.Г.Салищева): процесс возникает

Особенности административного процесса
Правовая природа. Это способ правового регулирования управленческой деятельности (процессуальные правоотношения отсутствуют). Цель – придать правовую определенность порядку осуществ

Принципы административного процесса
· законность и обеспечение прав частных лиц – когда речь идет о реализации админ процедурных норм неизбежно их нарушение. Возникает вопрос а каковы последствия тех нарушений? Нарушение проце

Административные производства внутри государственной администрации
Разделяются по тем же самым критериям на Административно-процедурные – делопроизводства, подготовки и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а такж

Общие права
1) право на представителя, если оно предусмотрено нормативным актом. Общее правило: право на представителя за частными лицами не признается, но оно может быть призн

Право на представление доказательств
Данное право процедурно ограничено стадией возбуждения производства и не может распространяться на все производство. Принцип А-процесса, который не предполагает возможности непосредственного участи

Обязанности
1) явки по вызову государственного органа. Чаще всего, если у гос органа возникает необходимость получить какие-то личные сведения от гражданина или от представителя юр лица

Властный субъект. Права
1) удостоверяться в личности: проверять личность гражданина, полномочия представителя, органа ЮЛ и личность должностных лиц организации – у властного/ должностного лица есть

Властный субъект. Обязанности
1) обязанность предоставлять частному лицу информацию. Такая обязанность носит характер общей обязанности, причем закрепленной не всегда и не столько законодательно, сколько

Характер оформления процессуальных решений и действий
Может быть обобщенное понятие процессуального акта. Для судов, например, это вполне обычная и привычная практика вынесения особых процессуальных решений. Для административных органов очень редко эт

Понятие метода государственного управления в доктрине административного права
Когда мы говорили об административном действии, мы раскрывали формы гос управления. Сейчас речь идет о методах. Советский подход предполагал слабое размежевание вопросов права и вопросов науки упра

Функциональные виды административной деятельности: те блоки, которые выделены в 314 указе президента
(а) выработка государственной политики и нормативное регулирование – функции Министерства (б) оказание государственных услуг и управление государственным имуществом – агентства (в

Различия видов административной деятельности
Во многих ситуациях довольно сложно провести различия видов админ деятельности. Деятельность вмешательства в сферу частной свободы «с

Деятельность, связанная с вмешательством в сферу частной свободы
Правовые условия, которые сопутствуют и рамках, которые должны быть установлены, для одного и для другого вида деятельности. Мы начнем с деятельности принудительной в широком смысле слова, связанно

Деятельность по оказанию государственных услуг
Как административная деятельность, деятельность по оказанию услуг существует давно, с тех пор, как появилось государство. Она рассматривается как одна из важных функций государства, однако в сточки

Законодательное понятие
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" разрушил теорию государственных услуг. В нем возобладал поход, который можно

Признаки государственных услуг
Признаки государственной услуги: 1) оказание гражданам и организациям в рамках реализации социальной политики государства, 2) оказание от имени государства организациями, созданны

Виды государственных услуг
Составлены оны на основании общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Соответственно, практически все услуги, которые в эконом классификаторе отнесены к услугам, государством

Деятельность по управлению государственным имуществом
Вид административной деятельности свободный от вмешательства государства в сферу частной свободы. Если гос услуги предполагают так или иначе довольно тесное взаимодействие граждан с гос ор

Общие принципы деятельности, связанной с управлением гос имуществом
В ходе реформ в конце 80х начале 90х годов роль государства должны была сильно измениться. Она действительно изменилась, и, в первую очередь, это касалось влияния государства на экономическую систе

Гражданские и административные отношения по поводу гос имущества
ГПрегулирование должно затрагивать внешние отношения, предполагающие реализацию правомочий государства как собственника. Если буквально следовать положениям ст. 124 и ст. 125 ГК то мы можем говорит

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3 1. Правовое положение федеральных министерств…………………….5 2. Правовое положение федеральных служб……………………………..7 3. Характеристика федеральной службы безопасности и федеральной службы охраны как разновидностей федеральных служб…………...14 4. Структура УФМС России по Омской области………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… .29

Введение

Административное право, как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. Изменяются как отдельные нормы, которые содержатся в Конституции РФ, так и содержание институтов, без которых не обойтись науке административного права. Понятие федеральных служб в науке конституционного права - довольно распространенное и требует детального, всестороннего рассмотрения. Вокруг этой проблемы по сей день существует множество дискуссий правового характера и расходящихся мнений ученых и практиков. В течении длительного времени и до сегодняшнего дня Конституция РФ, а вместе с ней и положения, связанные с федеральными службами и их правовым статусом постоянно развиваются и изменяются. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Актуальность работы связана с тем, что каждая из федеральных служб стоит во главе определенной сферы жизни в государстве, которая составляет нормальную жизнедеятельность общества, государства, при которой обеспечивается соблюдение прав, свобод человека, сохранение территориальной целостности, неприкосновенности государства. А поскольку на сегодняшний день часто встречаются различные военные или же вооруженные конфликты, регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, вопросы, связанные с экологией и т.д., то тема остается актуальной. Цель работы – изучить особенности федеральных служб. Предмет исследования – федеральные службы. Изучение и анализ учебной литературы, материалов практики, суждений теоретиков и практиков позволяет наиболее правильно оценить явление «федеральных служб» в административном праве и дать ему соответствующую оценку. Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех теоретических вопросов, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что институт «федеральных служб», на сегодняшний день закрепился в большинстве нормативно-правовых актов. Имеет достаточно глубокую историю, в своем развитии потерпел очень много изменений. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, защиты, охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, других природных ресурсов, которые обеспечивают информационную безопасность РФ, непосредственно реализуют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые определяются нормами законодательства РФ, координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право на ее осуществление. Организационная структура ФМС РФ построена согласно требования Указа Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». В Федеральной миграционной службе разрешено иметь шесть заместителей директора, в том числе и одного первого заместителя. Заместителей директора назначает на должность, освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директором ФМС России утверждается: структура, а также штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов ФМС России, штатное расписание других входящих в систему ФМС России организаций, подразделений в пределах установленной штатной численности, а также фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных служащих, а также работников ФМС РФ. Установление необходимых признаков, связанных с конституционно-правовым статусом органов безопасности, позволяет определить порядок соблюдения законности и безопасности в государстве. В данной работе было проанализировано четыре теоретических вопроса, раскрывающих в полном объеме тему, связанную с федеральными службами. В ходе работы выполнены следующие задачи: рассмотрены вопросы, связанные с понятием федеральной службы, системой, структурой федеральных служб, а также их общей характеристикой. В данной работе проанализировано содержание нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с понятием федеральных служб. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение данных положений необходимо для правильной оценки и умения грамотно толковать законы и их содержание. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2010 года 3. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов - М.: Изд. Юрайт, 2010 - 635 с. 4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум; Городец - Москва, 2013. - 400 c. 5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.пособие /М.Н.Марченко. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.– 240 с. 6. Знаменщиков Р.В. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, особенности и проблемы // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 39-41 7. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. 8. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c. 9. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с. 10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. - С. 154-159 11. Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14) : в 4-х ч. Ч. 6. - C. 171-173 12. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 416 c. 13. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. 14. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013. - 504 c.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Административно-правовой статус федеральных агентств .

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

17.Административно-правовой статус органов исполнительной власти

В административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

Целевой;

Структурно-организационный;

Компетенционный (компетенцию).

административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана;

2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

В Российской Федерации согласно ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, по реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования, – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных обшей территорией, часть поселения, иная населенная территория.

В систему органов местного самоуправлениявходят как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации.Глава муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть, осуществляет как стратегическое руководство развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом, с главой администрации и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения. Администрация муниципального образования формируется его главой, главой администрации и подконтрольна населению, представительному органу муниципального образования, а структура администрации определяется муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от объема полномочий и предметов ведения.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации,

Федеральных органов государственной власти,

Субъектов РФ,

Органов государственной власти субъектов РФ,

Лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба - это государственная деятельность , т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы - профессиональная служебная деятельность , т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению - публичная служба , т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета .

Принципы

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

20.Государственные служащие – граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответственного субъекта РФ. Государственные служащие составляют основу аппарата государственного управления.

Правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих устанавливают ФЗ от 31.0795г. № 119-ФЗ « Об основах государственной службы РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ»

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее профессиональное образование.

Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях:

Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

Лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда;, вступившим в законную силу;

Наличие, подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

Наличия гражданства иностранного государства; за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями

При наличии иных предусмотренных законодательством оснований.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения о присвоении ему квалификационного разряда осуществляется его аттестация. Аттестация проводится не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года. Государственный служащий может быть перемещен на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию, по инициативе руководителя государственного органа, прекращения гражданства РФ, несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего названным федеральным законом, разглашения сведений, составляющих государственную тайну.

За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются законодательством.

Классификация государственных служащих

В соответствии с Федеральным законом государственной гражданской службе РФ» (гл. 2) в системе государственного управления для гражданских служащих федерального уровня проводится деление должностей по трем основаниям: по категориям, группам и классным чинам

Анализ должен начаться с рассмотрения категорий дарственных гражданских служащих. Их в законе четыре: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

1. Категория «руководители» - это должности руководителей и за­местителей руководителей государственных органов и. их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей -территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структур­ных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2. Категория «помощники (советники)» – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руково­дителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указных лиц или руководителей.

4.Категория «обеспечивающие специалисты» - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий.

22.Прохождение государственной службы

Прохождение - один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение - динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная карьера. Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу;

2) аттестация и повышение квалификации служащих;

3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.;

4) перевод на другую должность;

5) поощрение;

6) привлечение к ответственности;

7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

23.Поощрение - важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.

Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Законодательство РФ предусматривает, юридическую ответственность государственных служащих: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Видами дисциплинарных взысканий являются : замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

24. под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм :

1. Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

3. Общественный фонд - некоммерческий фонд, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политические партии - общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ и имеющие там свои подразделения), межрегиональные (действующие на территории нескольких субъектов РФ), региональные (действующие на территории субъекта РФ) и местные (действующие на территории муниципального образования) общественные объединения. Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным , если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.


Похожая информация.


Правовое положение федеральных министерств

В зависимости от соподчиненности федеральные министерства делятся на 2 вида:

Руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (МВД, МИД, МЧС, Министерство Обороны и т. д.).

Руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (Минздрав, Министерство Образование и т. д.).

Федеральные министерства – федеральные органы исполнительной власти, которые осу-ществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере дея-тельности. Министерство возглавляет федеральный министр. Административно-правовой статус министерства рассматривается в двух аспектах, во-первых, оно действует в качестве органа определенной отрасли (об этом свидетельствует указание на то, что министерство «управляет» установленной сферой деятельности. Во-вторых, оно выступает координатором подведомственной сферы, в том числе функционируя в межотраслевом варианте. В положениях о создаваемых министерствах, прежде всего, обозначается сфера, в которой министерство осуществляет управление и координацию. На основании и во исполнение Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности за исключением вопросов, правовое регулирование которых исключительно осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В установленной сфере деятельности министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Прави-тельства РФ. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находя-щихся в его ведении федеральных служб и агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

Утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и феде-ральных агентств, а также отчет об их исполнении.

Вносит в Министерство Финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и агентств.

Назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководите-лей служб и агентств их заместителей за исключением служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Участвует в выработке и реализации политики Правительства РФ, а также в подго-товке Постановлений Правительства.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Прави-тельству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ – Президенту РФ.



Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществ-ляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охра-ны государственной границы, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

Федеральная служба возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. В своей деятельности по надзору в установленной сфере служба может иметь статус колле-гиального органа. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивиду-альные правовые акты, осуществляет координацию и контроль деятельности службы. Фе-деральная служба может быть подведомственна Президенту или министерству, подведом-ственному министерству, а может быть подведомственна Правительству или министер-ству, которое подведомственно Правительству. По общему правилу федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере, если эти полномочия не регламентированы актами Правительства или Президента РФ. Федеральные службы по надзору также по общему правилу не могут осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: