Правовое положение иностранцев рф мчп. Гражданско-правовое положение иностранцев. Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .

В ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» 88 Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Проспект, 2007 г..

Существует два основных подхода к определению нормативной основы правоспособности иностранцев в МЧП: 1) Например, ст. 1196 ГК РФ 2001 г., предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом 22 Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г. (ч. 1), 1996 (ч. 2), 2001 г. (ч.3).. Это значит, что гражданская правоспособность иностранца в РФ определяется законодательством РФ, а не его личным законом, то есть в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Однако в РФ могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством 77 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2009 г.. По другому подходит к решению данной проблемы ст. 27 Кодекса Бустаманте, определяющая, что «Правоспособность и дееспособность физических лиц регулируются их личным законом, кроме случаев ограничения его применения, установленных настоящим Кодексом или местным правом 55 Кодекс международного частного права (кодекс Бустаманте) - Гавана, 1928 г.». В РФ принцип установления гражданской правоспособности физического лица на основе его личного закона понимается, как правило, в том смысле, что последним определяется только начало и конец правоспособности индивида 7 .

Под гражданской дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, поэтому это свойство индивида зависит от его умственного состояния. В законодательстве большинства стран мира указано, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения им установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному (в России, Англии и Франции граждане признаются полностью дееспособными в 18 лет, в Швейцарии и Японии - в 20 лет). Несовершеннолетние могут быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Например, в Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста, а в ряде стран континентальной Европы по решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним («эмансипация»). Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом установлен ряд ограничений в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком 99 Иншакова А.О. Международное частное право: Учебник. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета», 2008 г..

В большинстве стран мира гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Однако закон РФ предусматривается специальные правила, ограничивающие действие принципа lex patriae при определении дееспособности иностранцев, к примеру - п. 5 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому гражданская дееспособность лица без гражданства определяется в РФ по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 1197 ГК РФ российскому праву также подчиняется решение вопросов о признании иностранцев недееспособными или ограниченно дееспособными 66 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2008 г.

Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).

для третьей части ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Новым для российского законодательства является введение правила о личном законе иностранных граждан, имеющих место жительства в России (п. 3 ст. 1195). Таким образом, в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо права страны его гражданства должно применяться право страны места его жительства, а в отношении российских граждан, проживающих за границей, таких изъятий из общего правила и применения права страны гражданства не предусмотрено. Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительства.

"Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностранец в Российской Федерации не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Дееспособность определяется законом гражданства лица:

· ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране

· установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Новым для российского законодательства является введение коллизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно ст. 1198 ГК РФ "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено этим Кодексом или другими законами".

Поскольку в отличие от предшествующего российского гражданского законодательства новый ГК РФ рассматривает в качестве институтов гражданского права опеку и попечительство, коллизионные правила опеки и попечительства включены в часть третью ГК РФ (ст. 1199). Цель опеки и попечительства состоит в том, чтобы обеспечить защиту прав и интересов лиц, которые в силу отсутствия у них дееспособности не в состоянии сами обеспечить защиту своих прав. Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, в то время как попечительство - над ограниченно или частично дееспособными.

Основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, иными словами, закон гражданства (п. 1 ст. 1199), а в отношении обязанностей опекуна (попечителя) - закон гражданства лица, назначаемого опекуном или попечителем (п. 2 ст. 1999).

К личному закону, как общее правило, отсылают нормы законодательства ряда государств (Австрии, ФРГ, Венгрии, Италии, канадской провинции Квебек, Турции, Чехии и др.). Однако во внутреннем законодательстве могут применяться и другие принципы.

Новым для российского законодательства является введение специальной коллизионной нормы в отношении предпринимательской деятельности физических лиц.

Статья 1201 ГК РФ гласит: "Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности".

Российское законодательство исходит из того, что иностранный гражданин может быть индивидуальным предпринимателем, если он будет соответствующим образом зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 13 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Именно поэтому ст. 1201 предусматривает отсылку к праву страны, где физическое лицо также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Отношение государства к находящимся на его территории иностранным гражданам и к собственным гражданам, пребывающим за границей, – два основных аспекта, в которых доктриной международного частного права рассматривается гражданско-правовой статус физических лиц. Уточним: речь идет о гражданско-правовом положении в широком смысле: ведь международным частным правом определяются права и обязанности, возникающие в таких областях, как гражданско-правовые, семейные, трудовые отношения (осложненные, как уже отмечалось, иностранным элементом).

Проблемы, характерные для каждого из этих аспектов, не перечеркивают общего исходного начала их решения. Суть его состоит в том, что признание человека высшей ценностью предполагает осуществление государственной защиты принадлежащих ему прав и свобод, создание системы гарантий в этой области на основе общепринятых принципов и норм международного права, конституционных предписаний, составляющих основы правового статуса личности. Это основополагающее начало возвращает к таким важнейшим международно-правовым документам, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция стран СНГ о правах и основных свободах человека (см. гл. 2).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, затрагиваются здесь в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющими предмет международного частного права. Исключение образует процессуальное право: вопросы правового положения иностранцев в международном гражданском процессе относятся к области науки международного частного права.

Постоянное проживание или временное пребывание, пользование дипломатическими привилегиями и иммунитетами, занятие предпринимательской деятельностью, принадлежность к трудящимся-мигрантам – эти и иные обстоятельства предопределяют особенности правового положения отдельных категорий иностранных физических лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации

В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, а под лицом без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Как уже было отмечено, наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства, рассматривается Российской Федерацией только как российский гражданин, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на ее территории. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4). Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), ГК РФ (п. 1 ст. 2), Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. 4) и иных действующих в Российской Федерации законодательных актах.

Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. От понятий "правовое положение", "правовой статус" следует отличать понятие "правовой режим". Оно обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в международном частном праве являются прежде всего равенство, недискриминация. Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей имеют подвижный характер, изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Отношения, в которые вступает иностранец, въезжая в Российскую Федерацию и пребывая на ее территории, находятся в сфере частного и публичного права. Последние составляют предмет самостоятельных исследований. Будучи тесно связанными с отношениями международного гражданского обмена, на которые воздействует международное частное право, они по общему правилу формируются вне "правового поля", открытого для коллизионных вопросов, и регулируются прежде всего законодательством о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее, таможенным, валютным, налоговым законодательством, а также международными договорами РФ по соответствующим вопросам.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах исходит из следующего: 1) каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свободу выбора места жительства; 2) каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; 3) упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами. Положения Пакта образуют основу для решения соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме – основном для этой категории лиц.

Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания. Российский законодатель поднял регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима – будь то умаление прав иностранцев или их расширение по сравнению с правами российских граждан – возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно. Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции. Ни норма ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ни правила ст. 2 ГК РФ не содержат оснований для подобного вывода. Представляется, что такие льготы и преимущества должны быть предусмотрены или по крайней мере санкционированы федеральным законом. В связи с этим следует упомянуть правила ст. 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", определяющие для иностранных инвесторов (в том числе иностранных физических лиц и лиц без гражданства) порядок установления изъятий из правового режима не только ограничительного характера (эти изъятия могут быть установлены федеральными законами лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), но и стимулирующего характера (льготы для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации). Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан , опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Правила Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции стран СНГ о правах и основных свободах человека не могут рассматриваться как препятствие для стран-участниц вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Конституцией РФ за гражданами России закреплены право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина возлагается обязанность военной службы, защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, могут поступить на службу в полицию. С принадлежностью к российскому гражданству связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами.

Как предусмотрено в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. 14), иностранный гражданин не имеет права:

  • 1) находиться на государственной или муниципальной службе;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ;
  • 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Правительством РФ устанавливается порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации.

В области гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих юридический статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Иностранные граждане могут: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. "Если иное не предусмотрено федеральным законом", – говорится в п. 1 ст. 2 ГК о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, п. 1 ст. 2 ГК РФ исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основе федеральных подзаконных актов, а также актов субъектов РФ. В соответствии со ст. 7 ГК РФ "иное" может быть предусмотрено также международным договором РФ. Однако действие принципа национального режима, по нашему мнению, не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено лишь в форме подзаконного акта.

По общему правилу предоставление иностранному гражданину прав в сфере гражданско-правовых отношений не ставится в зависимость от места его постоянного проживания. Еще в 1955 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда по иску Гриневой к французскому гражданину Реве, проживавшему во Франции, признала, что право иностранца владеть и распоряжаться принадлежащим ему в Москве домом не обусловлено его проживанием в СССР. Было признано также, что этим правом иностранный гражданин пользуется на равных основаниях с советскими гражданами.

Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами и лицами без гражданства – инвесторами коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Членами производственного кооператива могут быть не только российские граждане, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Однако членами сельскохозяйственного производственного кооператива могут быть лишь граждане Российской Федерации. К членству же в сельскохозяйственном потребительском кооперативе допускаются иностранные граждане.

Иностранные граждане имеют равные права с гражданами Российской Федерации (кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) в сфере отношений, регулируемых законодательством об общественных объединениях. За изъятиями, которые установлены федеральными законами и международными договорами РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранцы вправе участвовать в благотворительной деятельности.

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами, что и российские граждане, если иное не установлено законодательством РФ.

Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд или иной правоприменительный орган не может обусловливать распространение на иностранных граждан национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением тех случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в федеральном законе или международном договоре РФ. Требование взаимности сформулировано, к примеру, в нормах ГК РФ, регламентирующих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Так, в силу ст. 1336 ГК РФ исключительное право изготовителя базы данных действует на территории РФ, в частности в случае, когда изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо.

В соответствии со ст. 1341 ГК РФ исключительное право публикатора распространяется, в частности, на произведение, обнародованное за пределами территории РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации.

Ряд законодательных актов регламентирует условия наделения иностранцев правами в определенных сферах деятельности. Так, граждане других государств, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть пользователями недр, если в соответствии с законодательством РФ и се субъектов они вправе заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории РФ только совместно с архитектором – российским гражданином или юридическим лицом.

Иностранным гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право поступления в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации могут быть установлены только федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-Φ3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 19) иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ; лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ; порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ. Порядок оказания медицинской помощи лицам без гражданства и беженцам устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (см. гл. 22 учебника).

Международные договоры РФ, такие как договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве, чаще чем какие- либо иные международные договоры РФ являются источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.

Национальный режим, предусматриваемый многими договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключается в предоставлении гражданам одной Стороны на территории другой Стороны в отношении их личных и имущественных прав такой же правовой защиты, какой пользуются собственные граждане этой Стороны; граждане каждой Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другой Стороны, к компетенции которых относятся соответствующие дела, выступать в них, заявлять ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане. Иным образом формулируется правило о национальном режиме в Минской конвенции 1993 г. Если двусторонние договоры предоставляют правовую защиту лишь гражданам государств, заключивших договор, то Конвенция распространяет ее и на других лиц, независимо от их гражданства, если они проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон. Согласно ст. 1 Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. В условиях прекращения существования СССР и образования независимых государств, на территориях которых проживают граждане бывших союзных республик, такая формула предоставления национального режима отвечает целям наиболее полной защиты их прав по месту проживания.

Следуя Модели ГК для стран СНГ, законодательство этих стран также закрепляет предоставление иностранным гражданам национального режима.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Юридический факультет

Заочное отделение

Специальность «Юриспруденция»

Кафедра «Гражданского права и процесса»

Контрольная работа

по курсу «Международное частное право»

Тема: Положение иностранцев в различных государствах

Выполнил: студент гр. 6330б

Преподаватель: профессор, к.и.н., доцент Наймушин М.Е.

Сыктывкар 2012

Введение…………………………………………………………………....3

1. Гражданско-правовое положение иностранцев в России……….....…5

2. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом...9

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………....12

Введение

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США, Израиль, Германию, Нидерланды и в ряд других государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом в целях учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, на лечение и отдых, в других – они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.

Известно, что после распада СССР более 25 млн человек стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей Родины и неожиданно для самих себя превратившись в «национальные меньшинства» даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики.

1. Гражданско-правовое положение иностранцев в России

Современное гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ). Личный закон определяет право, подлежащее применению при реше­нии вопросов гражданской правоспособности физического ли­ца (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объяв­ления его умершим (ст. 1200 ГК РФ). Приведем текст ст. 1195 ГК РФ.

    Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

    Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

    Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является рос­сийское право.

    При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Из приведенного текста следует, что для части третьей ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Наряду с этим учитывается применяемый в российском праве подход, согласно которому гражданин, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россий­ской Федерацией только как гражданин РФ (ст. 6 Закона о гражданстве Российской Федерации).

Основное правило в отношении гражданской правоспо­собности физического лица содержится в ст. 1196 ГК РФ. При­ведем текст этой статьи.

Гражданская правоспособность физического лица опре­деляется его личным законом. При этом иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в Российской Феде­рации гражданской правоспособностью наравне с россий­скими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражда­нин, иностранец в Российской Федерации не может претендо­вать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, кото­рые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностра­нец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона.

Правила, уста­новленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без граж­данства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания воз­никновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними лич­ные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участ­ников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие та­кой деятельностью не исключается законом; создавать в уста­новленном порядке юридические лица самостоятельно или со­вместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. В то же время в отношении прав иностранцев на землю Зе­мельным кодексом РФ и Законом об обороте земель сельскохо­зяйственного назначения 2002 г. установлен ряд ограничений для иностранцев. Закон об обороте земель в п. 2 ст. 2 и ст. 3 ус­тановил, что иностранные граждане, иностранные юридиче­ские лица, лица без гражданства, а также российские юридиче­ские лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земель­ными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностран­цам равных прав с российскими гражданами. Эти изъятия не­многочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможно­сти для иностранцев занимать определенные должности или за­ниматься той или иной профессией на равных началах с наши­ми гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объ­екты и в организации, деятельность которых связана с обеспе­чением безопасности РФ, замещать должности в составе экипа­жа морского судна, плавающего под флагом Российской Феде­рации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, заниматься иной деятельностью и занимать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан 2002 г.). Установлен особый порядок за­мещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит российскому государству.

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливаю­щие особый режим прав иностранцев, определяемый характе­ром охраняемых прав, особенностями их юридической приро­ды. Так, в силу территориального характера авторских прав (со­гласно ст. 1256 ГК РФ) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к про­изведениям, обнародованным на территории РФ или необнаро­дованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений ино­странцев авторские права признаются за авторами (их право­преемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Законодательство содержит специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой по­нимается способность совершать определенные действия, при­нимать на себя определенные обязательства. Коллизионные во­просы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда оди­наково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Ев­ропы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из прин­ципа 1ех ра tri ае. Приведем соответствующие положения, преду­смотренные ст. 1197 ГК РФ.

    Гражданская дееспособность физического лица опреде­ляется его личным законом.

    Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключе­нием случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

    Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Из приведенного текста этой статьи следует: во-первых, дее­способность определяется законом гражданства лица; во-вто­рых, ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка со­вершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стра­не; в-третьих, установление общего правила о применении пра­ва страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности.

Новым для российского законодательства является введе­ние коллизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно ст. 1198 ГК РФ «права физического лица на имя, его использова­ние и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами».

В понятие «имя» согласно ГК РФ входит имя, отчество, фа­милия лица, если иное не вытекает из законодательства или на­ционального обычая. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» позволяет отдельным субъ­ектам РФ применять свои правила, регулирующие присвоение ребенку фамилии (в том случае, если фамилии его родителей различны) и отчества. Ребенку может вообще не присваиваться отчество, если это обусловлено национальной традицией, полу­чившей закрепление в нормативном акте субъекта РФ. В соот­ветствии с п. 2 ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомле­ния об этом своих должников и кредиторов и несет риск по­следствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о пере­мене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19 ГК РФ) не до­пускает приобретения прав и обязанностей под именем другого лица. Защита права на имя имеет существенное значение, по­скольку встречаются случаи искажения имени, использования имени таким образом, что затрагивается честь, достоинство и деловая репутация его носителя.

Основы правового статуса иностранных граждан

В МЧП определены следующие категории физических лиц:

иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ» , «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.



Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

временно пребывающие в России;

временно проживающие в России;

постоянно проживающие в России.

Для каждой категории граждан предусмотрены определенные основания и сроки нахождения на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом МВД РФ, о чем делается отметка в миграционной карте.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка личного закона - это закон государства гражданства, субсидиарная - право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина - это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых - российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ). Понятие категории «место жительства» определено в ст. 20 ГК РФ.

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: