Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Госгортехнадзор России. МЧС РФ. Белорусский Национальный Технический Университет В целях мониторинга ситуации

Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.



Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

Оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение - это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население - значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах... следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время - при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения - вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

«Эвакуация населения» - Необходимой достаточности. Водохранилище. Оов. Пост. При возникновении непосредственной угрозы. Частичная эвакуация - может проводиться до начала общей эвакуации. Пр. Принципы.

«Обеспечение химической защиты населения» - По времени возведения - построенные заблаговременно и быстровозводимые. 01.08.2011. Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. 16. 11. Встроенное убежище. Противорадиационные укрытия. Рассредоточение. Содержание. 3. Оповещение населения. 15.

«Защита населения» - Тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения. Защиту населения от чрезвычайных ситуаций в определенной степени всегда выполняло государство. Извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств. Составить примерную схему оповещения населения о ЧС, предусмотренную в вашем районе (городе).

«Инженерная защита населения» - 3. Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации ЗС ГО». 1. Защитные сооружения ГО. 1-й учебный вопрос. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО и ЧС ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Инженерная защита населения. 4. Порядок разработки и состав раздела «ИТМ ГО. 2004. Литература.

«Средства коллективной защиты» - План укрытия. Запасные выходы убежищ. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11. Противогазы ГП – 5 и ИП – 64. Костюм защитный вентилируемый и костюм легкий защитный Л-1. План убежища. Противогаз защитный детский ПДФ-2Д(ш). Противогазы ГП - 7. План быстровозводимого укрытия. Респираторы РУ – 60, РПГ – 67, «Лепесток».

«Аварийно-спасательные работы» - Дегазация, демеркуризация в зоне чрезвычайной ситуации. 22. Система оперативного реагирования. Газоспасательные работы. Учения на опасном производственном объекте ООО «ИнтерПромЭнерго». Номер лицензии: 0011073, регистрационный номер 11839. Система менеджмента качества. Стратегия обеспечения пожарной безопасности.

Всего в теме 14 презентаций

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.


Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.


Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.


Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.


Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.


Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.


Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

Показатели оправдываемости прогнозов ЧС (%)

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.


Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
















Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.







Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ





Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.






Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС -снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); -заблаговременное определение параметров источников ЧС; -заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС; -организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.




Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции. Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.



Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др. Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.


Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями: Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:




Вид ЧСПоражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ


Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. Задание Задание На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь. На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь.

Задачи прогнозирования выполняют специальные международные и национальные государственные структуры с участием населения. Общая схема прогнозирования, оценки и предупреждения ЧС показана на рис.1.

Прогнозирование ЧС возможно только на основе решения задач мониторинга.

Мониторинг окружающей среды – это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

Прогнозирование ЧС – опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Наблюдение за окружающей средой представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, химическими, биологическими процессами.

Контроль за состоянием окружающей среды заключается в сопоставлении полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.

Объектами мониторинга могут быть экологические системы, техногенные объекты или природно-техногенные объекты.

В зависимости от масштаба ЧС различают пять уровней (степеней) мониторинга: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный. Каждый ниже следующий уровень мониторинга входит составной частью в выше перечисленный уровень.

Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Ведущими структурами являются Комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная Академия наук, Министерство образования.

Основу системы мониторинга в Республике Беларусь составляют Комитет по гидрометеорологии и санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава.

Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.

Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнозирует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую информацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.

Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе. Точность прогнозов различных природных ЧС разная. Как правило, более точными являются кратковременные прогнозы, менее точными – долгосрочные.

Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения на 3 – 3,5 мб/сутки. Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.

Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации.

Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7–15 км. Если на этих высотах температура достигает –15–20оС, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды – и град.

Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и др.

Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15–18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран. Прогнозирование тектонических и вулканических землетрясений не является точным, в то время как землетрясения от падения на Землю крупных небесных тел определяются относительно точно. За последнее время установлено, что землетрясения стали проявляться и в районах крупных водохранилищ, добычи нефти, газа, угля.

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование техногенных ЧС – опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет. Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: обычное топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Отметим типичные причины ЧС техногенного характера:

Подробней прогнозирование техногенных ЧС рассматривается на практическом занятии.

Экологическое прогнозирование

Экологическое прогнозирование – это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами. Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами.

Основные задачи мониторинга:

Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др.

С помощью приборов также определяют и многочисленные характеристики биологических систем. Широко применяется дистанционное исследование экологических систем с самолетов, искусственных спутников Земли, космических кораблей.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования биолого-социальных ЧС обычно проводится биологический мониторинг государственными научно-исследовательскими учреждениями. Он включает: прогнозирование эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Прогнозирование эпидемий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпидемиями.

Прогнозирование эпизоотий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению их общей инфекционной заболеваемости и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпизоотиями.

Прогнозирование эпифитотий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей сельскохозяйственных структур с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: