Самостоятельное оформление дтп без гибдд. Порядок оформления дтп без участия сотрудников гибдд. Отказ в оформлении

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть . Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к . Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны . Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.


Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.


Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении


Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке - Европротокол (европейский протокол) - это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

">по европротоколу , если соблюдаются условия:
  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис Аналог ОСАГО, действует в 48 странах мира.">«Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол;
  • хотя бы у одного из участников ДТП есть техническая возможность зафиксировать ДТП на фото- или видеокамеру.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей - это стандартный максимальный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу;
  • до 400 тысяч рублей - это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области и у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения - включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.

3. Вместе со вторым участником ДТП сфотографируйте или снимите на видео Вам нужно снять на фото- или видеокамеру:

  • общий план места ДТП;
  • взаимное расположение участвующих в ДТП автомобилей или мотоциклов. Должно быть видно дорогу и все близлежащие неперемещаемые объекты (деревья, остановки, столбы и т. п.);
  • детали ДТП: следы торможения, обломки деталей, дорожную разметку и тому подобное;
  • государственные регистрационные знаки транспортных средств участников ДТП (если нет знаков, нужно сфотографировать или снять на видео идентификационные номера VIN);
  • оба транспортных средства со всех сторон;
  • поврежденные детали транспортных средств.
">место ДТП . Обратите внимание! Если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо еслиДТП произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей, съемку нужно сделать в течение 60 минут после столкновения на устройство, позволяющее сохранить Многие современные цифровые устройства используют навигационные спутниковые системы. С их помощью работают навигаторы, карты и другие приложения, требующие определения вашей локации. Разрешив камере использовать геопозицию, вы получите те самые фотографии или видео, привязанные к геометкам.

Сейчас для определения геопозиции в основном используются системы GPS и ГЛОНАСС. На каких-то устройствах они работают по отдельности, на каких-то - вместе.

Для получения страхового возмещения, вам нужно сделать съемку на устройство, оснащенное ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими спутниковыми навигационными системами.

">привязку к геометкам
.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) - штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Независимо от того, являетесь вы виновником ДТП или пострадавшим, сообщите своему страховщику о страховом случае. Проследите, чтобы второй участник ДТП сообщил о происшествии в свою страховую компанию.

6. Вместе со вторым участником ДТП заполните бланк извещения о ДТП (европротокол).

4. Как заполнить европротокол?

Правила заполнения европротокола (бланка извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется один бланк извещения о ДТП. Кому он будет принадлежать - вам или второму водителю - не имеет значения;
  • бланк извещения о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить
  • Пример заполнения
">с двух сторон. Лицевая сторона - самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями.
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на бланке извещения о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На бланке извещения о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе - пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно заполнить новый бланк;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • бланки извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать бланк со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых бланках извещений о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.
  • Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ :

    Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.

    Аварийный комиссар

    Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП - составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

    Дело в том, что вызов аварийного комиссара - услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

    Порядок действий для водителей

    Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.

    Первые действия участников

    При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.

    Что делать, если нет бланка?

    Если бланк отсутствует, ни у кого из водителей нет возможности его получить, то оформить Европротокол не получится. Обычно бланки в нескольких экземплярах выдаются в страховой компании при процедуре оформления полиса. Их нужно возить в автомобиле для подобных случаев.

    Обращение в страховую компанию

    После оформления Европротокола у водителей есть пять суток для отправки извещения в страховую компанию согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ (больше информации о сроке подачи Европротокола, а также о том. что будет, если время подачи бумаги истекло, узнайте ). Каждый из участников ДТП предоставляет свой . Также нужно обратить внимание, что первые 15 дней с происшествия нельзя отправлять машину на ремонт.

    Поскольку европейский протокол оформляется при незначительных повреждениях, то данное ограничение не принесет каких-либо особых неудобств, и можно будет продолжать эксплуатировать транспортное средство по своему усмотрению.

    Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться, можно узнать .

    Выгода и недостатки

    Главная выгода такого оформления - нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.

    Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола - это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия - при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.

    Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.

    Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.

    Оформление ДТП при помощи Европротокола - отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.

    К сожалению оформить можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Законы имеют привычку меняться, и это не всегда по душе исполнителям государственных требований и законопослушным гражданам. Так, для автовладельцев с 1 июля 2018 г. вступили в силу новые правила, касающиеся процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Причем, новые законы учитывают те или иные сложившиеся обстоятельства и дают точный регламент, как действовать при участии более двух водителей в аварии, если был всего, лишь один водитель, столкнувшийся со столбом или забором, или, к примеру, каков должен соблюдаться порядок, если необходимо вызвать сотрудника ГИБДД на место происшествия.

    Какие произошли изменения

    Прежде всего, отметим, что изменения произошли в самих Правилах дорожного движения (ПДД), а точнее в их , пункты.

    Новшества были внесены при помощи изданного Правительством Российской Федерации Постановления , которое, так и называется «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров и Правительством РФ 23.10.1993 № 1090».

    Можно с уверенностью сказать, что сегодня оформление ДТП с 1 июля 2018 года с одним участником, двумя и более стало намного проще.

    Упрощенность заключается в заполнении меньшего количества бумаг и некоторых действиях водителя, к которым его Правила обязывают.

    Так, если ранее водитель должен был следовать одному алгоритму поведения на случай попадания в аварию, то теперь эти действия его несколько видоизменились.

    Можно эти перемены рассмотреть в сведенной таблице, где хорошо видно, как было раньше, и как стало теперь в отношении оформления ДТП в России.

    Условия оформления ДТП, действия водителя, сложившиеся обстоятельства или иные детали процедуры при возникшей на дороге аварии, а также пункты ПДД Требования ПДД ранее Требования ПДД сегодня
    На случай гибели или ранения людей. Действия и порядок оформления остаются без изменений.
    Пункт 2.5 ПДД Водитель обязан:
    1) остановить ТС, не трогать его с места;
    2) оказать первую помощь пострадавшим и если нужно, то может даже отвезти в больницу человека, находящегося в критическом состоянии;
    3) освободить дорожное полотно, в том числе и трамвайные пути, если впоследствии аварии затруднено сквозное движение других ТС по дороге;
    4) позвонить обязательно в полицию, зафиксировать данные свидетелей и ожидать, когда приедет сотрудник ГАИ.
    Если нет пострадавших водитель обязан:
    1) остановиться и не трогать с места столкновения транспорт;
    2) включить фары аварийной сигнализации;
    3) поставить на дорожное полотно знак, предупреждающий об аварийной остановке (п. 7.2 ПДД);
    3) не трогать и не перемещать предметы, разбросанные по месту происшествия, относящиеся к случившейся аварии.
    Пункт 2.6 ПДД Если пострадавших нет, тогда участникам аварии требуется самостоятельно составить схему аварии и прибыть в ближайшее отделение ДПС (дорожно-патрульная служба) или в орган полиции. Если пострадавших нет, то ехать в ДПС не нужно. Достаточно самим решить все вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГАИ потребуется только тогда, когда будут спорные моменты между участниками аварии.
    Если обнаружились пострадавшие, то все общие обязанности водителя, прописанные в п.2.5 должны быть выполнены им незамедлительно.
    При участии очевидцев, водителю нужно составить схему всех деталей от машин, разбросанных по месту. Участие очевидцев необязательно, достаточно сфотографировать или снять на видеосъемку место случившейся автодорожной аварии.
    Пункт 2.6.1 ПДД Оформление всех необходимых бланков и протоколов должно было происходить при обязательном присутствии сотрудника ГИБДД. Теперь водители могут не вызывать уполномоченного представителя ГИБДД. Им достаточно самим заполнить бланк извещения, где также должна прочерчиваться схема в одном из пунктов бланка, а затем, самостоятельно обратиться к страховщику за возмещением ущерба.

    В каком случае можно обойтись без ГИБДД

    В том случае, когда участники аварии на дороге не имеют друг к другу никаких претензий, и нет пострадавших, причинения вреда физическому телу какого-либо из сторон участников ДТП, тогда вызов дорожной полиции необязателен.

    В этом случае водители могут действовать следующим образом:

    1. Съехать с места происшествия на обочину или в другое ближайшее безопасное место.
    2. Оформить самостоятельно извещение о ДТП.
    3. Если они не могут по каким-то причинам сами заполнить бланки извещений или таковые при себе отсутствуют, тогда водители могут приехать в ближайшее отделение дорожной службы и там при помощи сотрудников-патрулей составить все необходимые документы.
    4. Если отъехали далеко от места столкновения, тогда схему прочерчивать придется по памяти. Хотя по закону нужно перед тем, как съехать с проезжей части, все тщательно зафиксировать при помощи фотоаппарата или видеокамеры.
    5. Не оформлять вообще никаких документов, если повреждения на машинах были несущественными и стороны сумели договориться о покрытиях расходов на незначительный ремонт самостоятельно.

    Если есть существенные повреждения на машинах и имеются разногласия и споры между сторонами, попавшими в аварию, тогда только можно вызвать уполномоченного в таких разбирательствах сотрудника ГИБДД.

    Также, если имеются какие-то несогласия, а движение на дороге неактивно, тогда машину можно не убирать с проезжей части. ТС убираются только в крайней необходимости – при плотной загруженности автотранспортными средствами дорожного полотна, и когда нет никаких разногласий, а инцидент можно решить мирно.

    Порядок оформления ДТП

    Страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), а также на случай ДТП, угона, хищения и гибели автотранспортных средств (КАСКО), не всегда может сопровождаться документацией от сотрудников ГИБДД.

    Лишь некоторые ситуации, когда возникают страховые риски, которые страховщик обязан покрыть обладателю полиса, по Правилам страхования требуют наличия протоколов, составленных инспекторами ГАИ или иными сотрудниками дорожной службы.

    К таким случаям следует отнести некоторые ситуации ДТП, но не все. Переход на применение в этой существенно упростило оформление ДТП, КАСКО или ОСАГО есть в наличии у того или иного водителя, попавшего в аварию.

    Нужно лишь заполнить извещение, если нет никаких претензий у сторон друг к другу и нет раненных.

    Рассмотрим памятку на то случай, когда нет никаких разногласий между водителями, участников автодорожной аварии было только двое и оба они имеют полисы ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), что, собственно, предусмотрено законом, как обязанность всех водителей, зарегистрированных в России.

    Пошагово такая памятка может выглядеть следующим образом:

    1. Сразу же сфотографировать:
      • место столкновения – вид из машины (необязательно) и снаружи (обязательно), выйдя из машины;
      • номерные регистрационные знаки обеих машин;
      • отдельные участки повреждений крупным планом;
      • следы от колес на асфальте при торможении;
      • валяющиеся рядом обломки деталей;
      • расположение некоторых участков на местности – светофор, перекресток, пешеходы, бордюр, шлагбаум, разметка на дороге и т.д.
    2. Привлечь свидетелей, мимо проходящих пешеходов или водителей, проезжающих рядом на момент столкновения машин. Лучше всего записать контакты свидетелей на тот случай, если потребуется решать вопросы через суд. Самым идеальным вариантом, будет успеть быстро составить письменные показания очевидцев с их подписями.
    3. Самостоятельно нарисовать схему ДТП на отдельном листке бумаги, чтобы ее затем перенести в более аккуратном виде на бланк извещения. Это просто совет. Ведь на практике замечено, что водители в состоянии шока или высокой нервозности не могут сразу нарисовать схему быстро, и чертят ее второпях.
    4. Согласовав все детали по схеме, перенести ее в бланк извещения.
    5. На этом же бланке указать места от ударов на схематическом изображении машин.
    6. Подробно описать характер повреждений автомобилей
    7. Указать в извещении, какая сторона является виновной, а какая – нет.
    8. Подписывать следует извещение только тогда, когда все проверено, исправлено и больше изменений вносить в документ никаких не требуется.
    9. После того как обе стороны подпишут документ, извещение разделяется на оригинал и копию. Один из экземпляров, неважно какой именно, остается у виновника аварии, а второй – у пострадавшего. Так заполняются два бланка извещения – одного и второго водителя.
    10. Далее, каждый из водителей на оборотной стороне своего экземпляра извещения описывает подробным образом случившееся, заполняет пустые графы при необходимости (наличие видеорегистратора и т.п.) и подписывает.
    11. Оба водителя относят свои заполненные извещения в течение 5 рабочих дней каждый к своему страховщику. Но пострадавший может нести извещение и к страховщику виновной стороны, ведь они, же будут оплачивать ущерб, причиненный виновной стороной машине пострадавшего.

    Автотранспортные средства, которые побывали в аварии, могут убираться с проезжей части только после того, как будет до конца оформлено извещение о ДТП.

    Пока заполняете этот документ желательно сразу позвонить своему страховщику, чтобы сообщить ему о случившемся.

    Так они скорее зарегистрируют у себя в базе случай, а для вас это экономия времени, сотрудники страховой компании при подаче вами заявления на страховые выплаты меньше будут вас задерживать.

    С привлечением сотрудников ГИБДД

    Сотрудники ГИБДД должны в обязательном порядке привлекаться к рассмотрению дела ДТП и оформлению соответствующих протоколов в следующих ситуациях:

    • когда есть раненные, с повреждениями средней и тяжелой степени тяжести;
    • в случаях с критическими состояниями пострадавших, а также погибших людей;
    • если стороны не могут разрешить мирным путем свои споры по поводу происшествия;
    • на тот случай, если нужны документы от сотрудника дорожной полиции для доказательств вины, спровоцировавшего аварию;
    • в ситуации, когда один из участников покинул место аварии сразу же после столкновения, не дождавшись никаких оформлений и не согласовывая ничего со второй стороной ДТП;
    • если автодорожная авария произошла с участием нескольких машин – более двух;
    • когда безосновательно сдвигались с места автотранспортные средства, чем была нарушена схема;
    • если у водителей нет страховых полисов ОСАГО или они прекратили свое действие – просрочены;
    • когда стоимость ремонта автомобиля приблизительно будет превышать 25000 рублей.

    В этих случаях действует несколько иной порядок оформления аварии:

    1. Водители или вызывают сотрудника ГИБДД по телефону, или же сами едут в ближайшее отделение ДПС.
    2. Уже при уполномоченном сотруднике дорожной инспекции составляется схема случившегося ДТП.
    3. Предварительно перед появлением сотрудника ГИБДД нужно зафиксировать результаты столкновения машин при помощи фотоаппарата или видеокамеры.
    4. После того, как будет составлена схема ДТП, тогда можно убрать транспортные средства с дороги, если вы оформляете все не в отделении ДПС или дорожной полиции.
    5. По возможности можно записать фамилии, имена, адреса и телефоны очевидцев. Но это только на тот случай, если есть такая необходимость и возможность.

    После всех произведенных действий сотрудник ГИБДД должен обязательно выдать копию составленного протокола. Особенно, если стороны-участники ДТП об этом просят и даже настаивают.

    Такой документ послужить основанием и заключением по определению виновной стороны, а потому чаще всего пригодится при подаче пакета документов на страховую выплату по полису, или же при судебном разбирательстве.

    Обязанности водителей

    Законопослушные водители все прекрасно осведомлены и знают, какие действия от них ожидаются по правилам дорожного движения на случай аварии на дороге, где они оказались участниками.

    Нельзя сказать, что весь перечень обязательств со стороны водителя всегда универсален на все случаи жизни. Особенно если учесть изменения, которые были внесены Правительством в ПДД с 01.07.2015 г.

    При наличии пострадавших

    Так, если имеются после аварии пострадавшие, неважно кто они – пешеходы, пассажиры или сами водители, тогда на того водителя, который менее всего пострадал и может ясно соображать, возлагается следующие обязанности:

    1. Оказать первую помощь раненным – вытащить из машины подальше от вероятного места взрыва, сделать все необходимые действия при восстановлении дыхания, наложении жгута и т.д., что прописывается в ОБЖД (общих правилах безопасности жизнедеятельности).
    2. Если нет возможности отправить в ближайшее медицинское учреждение пострадавшего на попутке, тогда водитель должен сам привезти его в больницу, поликлинику или ближайший медпункт.
    3. Вызвать дорожную полицию и дожидаться ее приезда, не покидая места происшествия, если нет крайней необходимости.

    При происшествии без пострадавших

    Облегченное оформление ДТП штраф не предполагает, если водитель покинул без уважительных причин место аварии.

    Если его поймают или он сам каким-то образом объявится, тогда у него просто отбираются водительские права, сроком на год или полтора.

    Общие правила для всех водителей, которые попали в аварию без пострадавших, прописывают следующие действия:

    1. Не покидать без крайней необходимости место происшествия пока не будет заполнено извещение обеими сторонами.
    2. Если разногласий никаких нет между участниками аварии, и они смогли все сами решить, тогда привлечение ГИБДД не требуется.
    3. Извещении о ДТП участники происшествия могут заполнять теперь сами.

    Образец схемы

    Среди множества реальных схем, отображающих действительность со всеми ее деталями, которые обычно рисуются в извещениях, существуют также отдельный документ – «Схема места ДТП».

    Можно привести пару классических примеров, которые схематически изображаются следующим образом.

    Авария на поворотах:

    Авария на встречной:

    Как составить схему

    Когда рисуется схема, то всегда должна соблюдаться определенная последовательность и хронологи действий. Так, если сведения вносятся касательно автомобиля «А», то они пишутся под ним, в его колонке.

    Если вы собираетесь применять какие-то условные обозначения, тогда обязательно следует давать им расшифровку, прописывая их внизу документа.

    • направление движения по улицам или дороге ТС;
    • разметка – вся, что есть в реальности на месте ДТП, и ее расположение;
    • названия улиц, если это произошло в черте города или любого другого населенного пункта;
    • отразить на рисунке наличие дорожных знаков;
    • изобразить пешеходный тротуар, остановку общественного транспорта и другие объекты, принадлежащие к дорожной инфраструктуре;
    • нарисовать светофор, если есть, и его показатели на момент столкновения;
    • прочертить следы торможения;
    • указать где какие осколки разбросаны по дороге, если есть таковые;
    • обязательно ставится дата, время, полный или неполный адрес места происшествия;
    • также указываются все нужные сведения о ТС и их владельцах.

    Когда схема чертится в извещении, нельзя использовать при этом простой карандаш или, что еще хуже, губную помаду или косметический карандаш (случалось и такое) – исключительно только шариковую ручку, которая должна нормально писать.

    C 1 июля заработали изменения в ПДД относительно оформления ДТП, при которых вред причинен только имуществу. Подробную инструкцию о том, как правильно оформить ДТП, выпустила Госавтоинспекция.

    Теперь водители имеют право не оформлять документы о ДТП, если повреждены транспортные средства исключительно участников ДТП и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Примечательно, что пока даже в самой не смогли пояснить порядок применения этой нормы. Страховщики в такой ситуации советуют как минимум взять водителям расписки друг с друга о том, что они не имеют взаимных претензий.

    Также водители могут оформить документы о ДТП без привлечения сотрудников полиции в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при условии, если в ДТП участвовало два транспортных средства, застрахованных по ОСАГО. Отметим, что оформление ДТП без участия сотрудников полиции можно оформить, только если в результате ДТП нет пострадавших и вред причинен только имуществу. Также водители могут по-прежнему оформить документы о ДТП с привлечением сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.

    Оформление ДТП без привлечения сотрудников полиции

    Без привлечения сотрудников полиции ДТП оформляется в рамках «европротокола». Для этого необходимо самостоятельно заполнить извещение о ДТП, которое прилагается к полису ОСАГО, в соответствии с указанными в документе правилами. Этот способ возможен в случае, если отсутствуют пострадавшие или погибшие; в ДТП участвовало только два транспортных средства; водители имеют действующие полисы ОСАГО; вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП.

    Кроме того, стоимость ремонта транспортного средства не должна превышать 50 тыс. руб., а в случаях, когда у кого-либо из участников полис ОСАГО оформлен до 1 августа 2014 года, сумма ремонта не должна превышать 25 тыс. руб.

    Для оформления ДТП в указанном порядке водителям необходимо визуально оценить стоимость ремонта транспортного средства; согласовать со вторым участником ДТП обстоятельства аварии (должны отсутствовать разногласия в оценке причин и последствий ДТП); совместно со вторым участником ДТП заполнить извещение о ДТП, прилагаемое к полису ОСАГО; после заполнения извещения о ДТП и его подписания обоими участниками происшествия убрать транспортные средства с проезжей части; обменяться со вторым участником ДТП контактными данными; сообщить в страховые компании по телефонам, указанным в полисах ОСАГО, о ДТП, чтобы зарегистрировать страховой случай.

    В течение пяти дней необходимо передать заполненное и подписанное обоими участниками извещение о ДТП в страховую компанию.

    Оформление ДТП с привлечением сотрудников полиции

    При участии сотрудников полиции в оформлении ДТП необходимо составить схему ДТП, сфотографировать или снять на видео место ДТП. После составления схемы необходимо подписать ее всеми участниками ДТП и убрать с места происшествия транспортные средства, чтобы освободить проезжую часть. Затем участники ДТП обязаны проследовать на ближайший пост ДПС или в подразделение Госавтоинспекции.

    При возникновении разногласий по обстоятельствам аварии или видимым повреждениям транспортных средств необходимо записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.

    Как оформить схему ДТП

    В схему вносятся сведения о дате, времени и месте происшествия, транспортных средствах и участниках происшествия.

    Также в документе должны быть обозначены контуры проезжей части с указанием названий улиц, а также направление движения, конечное положение транспортных средств, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП.
    Обязательно указать место первоначального контакта между транспортными средствами, а если их несколько, то необходимо указать и подписать каждое из них, указав транспортные средства, контактировавшие в данном месте.

    При проведении фото- или видеосъемки необходимо сделать общий план места происшествия, при наличии сфотографировать следы торможения, осыпей грязи, стекла, пластика с привязкой к транспортным средствам. Также следует сфотографировать транспортные средства крупным планом спереди, сзади и со стороны направления движения, чтобы просматривались регистрационные знаки транспортных средств.

    Мнение страховых компаний

    По словам заместителя руководителя департамента урегулирования убытков компании «Росгосстрах» Дмитрия Титиева, тренд развития применения «европротокола» хотя и медленный, но поступательный.

    «От 10 до 15% обращений на данный момент осуществляется в рамках «европротокола», — рассказал Титиев «Газете.Ru». — Темп поста по несколько процентов в год, скорее всего, сохранится. Что касается недоверия к этому способу оформления ДТП со стороны автовладельцев, то причин этому несколько. Первая — небольшой период действия процедуры, соответственно, отсутствие опыта у автовладельцев:

    как определить на глаз сумму ущерба, чтобы не выйти за лимит, как составить извещение, что делать потом.

    Вторая — отсутствие однозначных правоприменительных механизмов, к примеру, есть потенциальная возможность разъехаться, составив извещение, а потом лишиться прав за оставление места ДТП. Третья — иногда предвзятое отношение страховщиков к таким убыткам с проведением максимального количества проверок, запросов по причине фактической незащищенности страховых компаний от мошеннических схем в этом упрощенном процессе без участия работников ГИБДД».



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: