Обжалование результатов проверки госсанэпиднадзора. Как оспорить или обжаловать акт налоговой проверки в судебном или досудебном порядке. Алгоритм действий по жалобам, возражениям, апелляционным обжалованиям на действия налогового инспектора в ходе налого

Сегодня мы поговорим о том, как оспорить или обжаловать акт, итоги, заключение налоговой проверки в судебном или досудебном порядке. Также рассмотрим алгоритм действий по жалобам, возражениям, апелляционным обжалованиям на действия налогового инспектора в ходе налоговой проверки

Своим правом на представление возражений следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается оспорить их перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде. Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки), пытаясь их оспорить.

И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочёты. Соответственно налогоплательщик лишится дополнительных "козырей", ведь на формальные недочёты можно будет указать и в суде.

Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки. Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трёхмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.


Оспаривание результатов налоговой проверки происходит в 3 этапа:

Возражения на акт налоговой проверки;
- Апелляционное обжалование (или просто обжалование) решения налогового органа;
- Судебное обжалование решения налогового органа.

После акта налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган, которым была проведена проверка, возражения на акт налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, акта и возражений на акт руководитель налогового органа выносит одно из следующих решений:

Решение о привлечение налогоплательщика к ответственности;
- решение об отказе в привлечение налогоплательщика к ответственности;
- решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае, если налоговым органом принято решение о проведение дополнительных мероприятий, то по их окончанию налогоплательщику должна быть предоставлена возможность повторно предоставить возражения, которые также должны быть рассмотрены налоговым органом в присутствии налогоплательщика.

В случае, если налогоплательщик не согласен с принятым решением, то он может предоставить апелляционную жалобу.


Если же и решение вышестоящего органа не устраивает налогоплательщика, тогда он может обратиться с иском в суд. Напомню, что без прохождения процедуры досудебного урегулирования налоговых споров (апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган) налогоплательщик не имеет право подать иск в суд.

Более подробно я бы хотел остановиться на первом этапе – это подготовка и подача возражения на акт налоговой проверки. Так как возражения в дальнейшем лягут в основу апелляционной жалобы и судебного иска, будет меняться лишь форма документа и добавляться (или наоборот убираться) некоторые моменты.

Возражения на Акт налоговой проверки

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).


Стоит отметить, что даже если срок представления возражений на акт проверки установленный п. 6 ст. 100 НК РФ истек, налогоплательщик имеет право предоставлять в налоговый орган возражения и документы вплоть до рассмотрения материалов проверки и возражений Начальником (Зам. Начальника) Инспекции.

При подготовке возражений необходимо установить процедурные ошибки и ошибки по существу.

Наиболее важными являются ошибки по существу. Поэтому в первую очередь необходимо проанализировать доначисления, изложенные в акте, по существу и выработать позицию по всем спорным вопросам, изложенным в акте, и отразить ее в возражениях.

Излагать позицию налогоплательщика по спорным вопросам необходимо со ссылками на законодательство, судебную практику и письма контролирующих органов (Минфина и ФНС).

В случае необходимости нужно подготовить документы, которые будут доказывать (обосновывать) позицию налогоплательщика. С данных документов необходимо изготовить копии и заверить их должным образом для дальнейшего приложения документов к возражения.


Ошибками по существу является неверное применение налоговыми органами положений законодательства и не правильная интерпретация установленных в ходе проверки обстоятельств.

Менее важными являются процедурные ошибки, но пренебрегать ими не стоит. Так в некоторых случаях они так же являются основанием для отмены доначислений, как на стадии досудебного урегулирования, так и на стадиях судебных разбирательств.

К процедурным ошибкам относятся не соблюдение сроков проверки, применение не установленных форм документов, неправомерные требования в ходе проверок и т.д.

В «шапочке» указать реквизиты (куда подается, кто подает (наименование, ИНН/КПП, адрес, контактное лицо с телефоном и т.п.));

Название документа (возражения на акт выездной/камеральной налоговой проверки, номер и дата акта);

Краткие сведения о проверке (сроки проверки, проверяемый период и т.д.);


- в первой части следует в общих словах указать налоги, по которым имеются претензии, суммы доначислений и доводы, которые используют проверяющие;

Вторая часть должна содержать обоснованную позицию налогоплательщика. Излагать позицию стоит по каждому эпизоду акта отдельно. Одним абзацем указывается пункт акта проверки, в котором излагаются соответствующие нарушения, сумма доначислений и краткая суть (причина) доначислений. Далее излагается позиция налогоплательщика по данному эпизоду;

Третья часть должна содержать в себе сведения о существенных процессуальных нарушениях, которые могут повлиять на оценку акта проверки;

В конце возражений излагается просительная часть, в которой проситься принять во внимание доводы и факты, изложенные налогоплательщиком, вынести решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности;

Список прилагаемых документов;

Подпись генерального директора или представителя по доверенности.

Получив акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Это можно сделать в том случае, если:
- налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
- если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Представление возражений - это право налогоплательщика, то есть, возражения можно не подавать. Причём непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте. Налоговый кодекс даёт налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам налоговых проверок (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ):

Steegle.com - Google Sites Tweet Button


- в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абзац 1 пункта 4 статьи 101 НК РФ);
- при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (статьи 137-138 НК РФ).

Форма подачи возражений против заключения налоговой проверки

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы:
- на акт налоговой проверки в целом;
- на его отдельные части (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

Во вводной части указываются:
- дата представления возражений;
- наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
- адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица;
- ИНН, КПП;
- наименование налогового органа, в который представляются возражения;
- Ф.И.О. и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку;
- по какой декларации (расчёту) проводилась проверка (налог, период);
- даты начала и окончания проверки.

В заявлении налогоплательщика указываются:
- возражения относительно конкретных выводов или предложений;
- сумма, со взысканием которой налогоплательщик не согласен;
- аргументы обеих сторон - налогоплательщика и инспектора.

Аргументы следует высказывать кратко, чётко, со ссылками на налоговый кодекс Российской Федерации. Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения к возражению налогоплательщика

Усилить позицию налогоплательщика могут:
- судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего арбитражного суда РФ;
- письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.

Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы - регистры учёта, "первичка" и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий. Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.

Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (пункт 29 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе камеральной проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие:


- нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов;
- нет доказательств надлежащего вручения требования;
- документы были изъяты;
- требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.


Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 - 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.


Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев.

Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.

В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.


По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля.

Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.


Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, - в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.

По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом.

В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.


В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.


Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается.

Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.


После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Более подробно узнать, как обжаловать налоговую проверку в вашем конкретном случае, можно совершенно бесплатно у наших юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице


Обжаловать действия и решения проверяющих можно:

Обратите внимание: нельзя обжаловать акт проверки, определение о возбуждении административного расследования и протокол административного правонарушения. В этих документах не определяется факт нарушения или мера административной ответственности, то есть вопрос по существу не решается. Свои возражения и замечания по поводу содержания акта проверки или протокола об административном правонарушении можно изложить непосредственно в этих документах.

Споры с контролерами в вышестоящей инстанции

Административное обжалование имеет ряд преимуществ:

Однако наряду с преимуществами есть и недостатки. В частности, спор рассматривает одна из спорящих сторон, а это влияет на независимость принимаемого решения.

Кроме того, руководитель проверяющих нередко действует не по закону, а по приказам своего руководства. А они могут противоречить законам. Не выполнив приказ, руководитель рискует лишиться кресла. Если же он проиграет дело в суде, но выполнит все инструкции, то вышестоящее начальство его обвинить не сможет - он действовал по инструкциям. Именно поэтому проверяющие часто действуют вопреки закону.

Имейте в виду: чем больше фирма жалуется, тем меньше ее проверяют.

Куда жаловаться

Чтобы обжаловать действия или бездействие инспекторов, нужно обратиться к их непосредственному начальнику.

Для обжалования решения, вынесенного по результатам проверки, нужно обращаться в вышестоящее подразделение. Например, если вы кадровик и недовольны решением инспекторов районного отдела трудовой инспекции, нужно жаловаться в городское управление инспекции.

Как оформить и подать жалобу

Закон не установил четких требований к оформлению жалобы. Поэтому ее можно составить в произвольной форме.

Однако в ней должны быть указаны:

  • наименование и адрес структуры и Ф. И. О. должностного лица, которому адресована жалоба;
  • Ф. И. О., должность, место жительства того, кто жалуется;
  • Ф. И. О., должность инспектора, чьи действия или бездействие подлежат обжалованию, дата и время их совершения;
  • наименование контролирующего ведомства, чей акт будет обжалован, дата его составления и номер (если обжалуется акт проверяющих);
  • обоснование жалобы со ссылками на нарушенные законы.

Имейте в виду: жалоба должна быть краткой и четкой. Иначе инспектор прочитает только ее начало и конец, а середину в лучшем случае просмотрит. Его интересует только правовая сторона вопроса. Поэтому все свои доводы, изложенные в жалобе, нужно снабдить ссылками на закон.

К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. Причем достаточно приложить копии этих документов, а подлинники можно будет принести непосредственно на разбирательство жалобы.

Начальник отдела кадров направил в трудовую инспекцию жалобу на незаконные действия трудовых инспекторов во время проверки. К жалобе он приложил подлинник протокола об административном правонарушении. Однако начальник инспекции жалобу не удовлетворил. Кадровик решил обратиться в суд, поэтому попросил вернуть ему оригинал протокола, приложенный к жалобе. Но в инспекции ответили, что документ утерян. Теперь кадровику будет сложно выиграть суд.

Жалобу нужно составить в двух экземплярах. Один можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением или передать лично, второй нужно оставить у себя.

При личной передаче жалобы требуйте, чтобы ее зарегистрировали, а на втором экземпляре поставили штамп с регистрационным номером и датой приема жалобы.

Жалобу нужно подать в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав. Обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 дней после вручения копии постановления.

При пропуске установленного законом срока подачи жалобы по уважительной причине (болезнь, длительная командировка и т. п.) нужно написать ходатайство о восстановлении срока и указать причину его пропуска. Вам наверняка пойдут навстречу и восстановят срок.

Решение по жалобе

Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца с момента ее поступления. По жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности этот срок меньше – 10 дней.

Копию решения обычно отправляют по почте.

В зависимости от того, что подлежит обжалованию, начальник вышестоящей инстанции может:

  • полностью или частично удовлетворить жалобу (признать действия его подчиненного незаконными);
  • отказать в удовлетворении жалобы.

Если в решении рассмотрены все поставленные в жалобе вопросы, приняты все необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий ответ, жалоба считается разрешенной.

По жалобе на постановление об административном правонарушении вышестоящий чиновник может принять одно из решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

  • оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения;
  • изменить постановление. При этом наказание не может быть усилено (например, увеличен штраф);
  • отменить постановление и прекратить производство по делу;
  • отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение.

Если жалобу удовлетворили, через суд можно потребовать, чтобы проверяющие возместили вам понесенные убытки и моральный вред (ст. 1070 ГК РФ).

Если же принятое решение вас не устраивает, можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

По результатам проверки вы получили акт, с которым не согласны или предписание об устранении выявленных нарушений. Если возможности обратиться к грамотному юристу не имеется, мы расскажем, что нужно делать.

Как обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное по результатам проверки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. В данной статье остановимся на способах обжалования акта проверки и предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Существует два пути обжалования указанных актов: внесудебный и судебный.

Не доводя до суда

Внесудебный (или административный) порядок обжалования имеет свои преимущества: он занимает гораздо меньше времени, чем судебный, к тому же, не требует затрат (госпошлина не взимается).

Если говорить о минусах: этот путь далеко не всегда результативен. Проверяющие органы и их вышестоящие ведомства редко отменяют результаты проверки добровольно во внесудебном порядке. На практике это случается лишь в случаях, когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные при проверке. Кроме того, обжалование во внесудебном порядке не приостанавливает действие обжалуемого акта.

При этом не стоит недооценивать или игнорировать внесудебный порядок обжалования. Доводы о несогласии с обжалуемым актом, заявленные на данном этапе, создают нужную почву для возможного дальнейшего судебного обжалования.

Внесудебный порядок обжалования частично урегулирован ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» (далее – ФЗ № 294-ФЗ). Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативных актах проверяющего ведомства.

Во-первых, можно обратиться с возражениями в орган, осуществивший проверку . При несогласии с выводами, изложенными в акте проверки или предписании, можно в течение 15 дней с даты получения акта или предписания представить в проверяющий орган письменные возражения.

В возражениях необходимо указать, какие именно положения закона нарушены при проверке или при составлении акта со ссылкой на конкретную страницу акта, где размещены указанные положения. Также к возражениям нужно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие заявленные доводы, и копию самого обжалуемого акта, документы о полномочиях подписанта.

Также можно обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий по отношению к проверяющему орган.

Результаты проверки, проведенные с грубыми нарушениями, могут быть по заявлению проверяемого лица признаны недействительными вышестоящим органом по отношению к проверяющему органу или судом.

Грубыми нарушениями согласно ФЗ № 294-ФЗ являются: отсутствие оснований для проведения проверки; нарушение срока уведомления о проверке; привлечение к проведению проверки не аккредитованных и не аттестованных лиц; нарушения при согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушения сроков проведения проверки; проведение проверки без распоряжения или приказа органа контроля (надзора); истребование документов, не относящихся к предмету проверки; непредставление акта проверки; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок; участие в проведении проверки экспертов, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым.

Заявление (жалоба) в вышестоящий орган должно быть составлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. В заявлении (жалобе) нужно указать на конкретные грубые нарушения в акте или предписании и приложить доказательства их наличия, копию оспариваемого акта, документы о полномочиях подписанта. Обратите особое внимание на порядок направления заявления (жалобы) или возражений: каким способом бы вы их не направили, у вас должны остаться на руках документы, подтверждающие отправку и получение.

Заявление (жалоба) рассматриваются в срок не более 30 дней (по разным ведомствам сроки могут розниться). Срок рассмотрения может быть продлен. По результатам рассмотрения должно быть принято решение о признании незаконными и отмене результатов проверки либо об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). В случае отказа можно прибегнуть к судебному способу защиты, если срок на обращение в суд еще не истек.

Идем в суд

Судебный порядок обжалования существенно результативнее административного, хотя и более затратный: при подаче заявления в суд необходимо оплатить госпошлину. Судебное обжалование может продлиться несколько месяцев (только в первой инстанции срок рассмотрения составляет 3 месяца). Длительный срок обжалования не создает неудобств, т.к. на время обжалования действие оспариваемого акта можно приостановить.

Акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит. Однако вынесенное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений можно обжаловать.

Стоит обратить внимание, что судебное обжалование предписаний возможно как в районный, так и в арбитражный суд.

В арбитражный суд обжалуются только предписания, затрагивающие права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта процедура регулируется главой 24 АПК РФ.

Если предписания не затрагивают указанные права и интересы заявителя, они обжалуются путем подачи административных исковых заявлений в районный суд согласно правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ). В таком порядке обжалуются, например, некоторые предписания Государственной инспекции труда, МЧС и т.д. Процедура обжалования по КАС РФ в целом схожа с процедурой по АПК РФ, отличается от нее несущественно и в основном в части терминологии.

Поэтому подробно остановимся на процедуре, предусмотренной АПК РФ. К тому же, на практике она используется гораздо чаще.

В течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (как правило, со дня получения предписания), необходимо подать в арбитражный суд заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления можно будет восстановить, но далеко не каждую причину суд признает таковой. Например, отказ в получении предписания или неполучение его по адресу местонахождения, отпуск директора, отсутствие штатного юриста и т.д. уважительными причинами судами не признаются.

Заявление должно соответствовать требованиям АПК РФ и содержать требование о признании предписания незаконным и его отмене. Нужно указать какие именно нормы какого закона или иного нормативного правового акта нарушает оспариваемый акт.

В качестве таких нарушений могут выступать:

— нарушения при проведении проверки (о порядке проведения проверки мы подробно рассказывали в предыдущей статье);

— отсутствие материально-правовых оснований для вынесения предписания (отсутствует нормативно установленная обязанность, нарушение которой вменяется, или эта обязанность исполнена, требуемые действия по исполнению обязанности неисполнимы и т.д.).

В заявлении важно также указать: какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает акт; какие обязанности незаконно возлагает; какие создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке судебного обжалования возможно приостановить действие вынесенного предписания. Это особенно важно, т.к. само по себе обжалование предписания не прекращает действие требований, содержащихся в нем. А это значит, что, если не приостановить действие предписания, проверяющий орган в любой момент в процессе его обжалования может проверить исполнение предписания и привлечь заявителя к ответственности.

Для приостановления действия предписания при подаче заявления об оспаривании необходимо подать месте с ним заявление об обеспечении иска, содержащее требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта. Рассмотрение этого заявления осуществляется судом в течение 1 дня со дня поступления в суд и госпошлиной не облагается. Если суд посчитает заявление об обеспечении иска надлежаще обоснованным, то приостановит действие предписания до вступления в силу решения суда по результатам обжалования.

При несогласии с решением суда по результатам рассмотрения заявления, его можно в течение месяца обжаловать в апелляционном порядке, далее — в кассационном и в надзорном порядке. Решение не вступит в силу до окончания процедуры судебного обжалования.

В вопросе обжалования административных актов все решает опыт и профессионализм. Умелое лавирование в процедурах обжалования гарантирует нужный результат. Участие профессионального юриста в процедуре обжалования значительно экономит ваши ресурсы, снижает риски привлечения к ответственности и создает комфортные условия для осуществления бизнеса.

© Кира Ведерникова, юрисконсульт ООО «РЕГИСТРИРУЕМ.ОРГ»

Как внеплановая, так и очередная выездная проверка может окончиться составлением акта о нарушениях. Далеко не всегда инспекторы объективно оценивают обстоятельства. Представители бизнеса регулярно сталкиваются с предвзятым отношением и игнорированием доказательств добросовестности. Ревизоры на местах стремятся выполнить негласный план по штрафам, а первоочередной задачей остается наполнение бюджета. В таких условиях умение отстаивать интересы приобретает ключевое значение.

Коротко о видах и основаниях контроля

Принципы надзорной деятельности закреплены законом 294-ФЗ от 26.12.2008 . Нормативный акт предусматривает право государственных структур проводить проверки бизнеса в плановом и внеочередном порядке. В первом случае даты визита инспекторов можно уточнить на официальном сайте прокуратуры. Сводный график ежегодно публикуют на портале и не корректируют.

Важно! Нормы 294-ФЗ не распространяются на налоговую службу, правоохранителей, валютный контроль и ряд других ведомств. Служащие этих структур обязаны следовать отдельным федеральным актам.

Большинство государственных органов успешно перешло к риск-ориентированной методике. В перечни стараются включать компании и предпринимателей, деятельность которых имеет характерные признаки нарушений.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 3 года. В отношении малого бизнеса и микропредприятий очередной контроль не осуществляют до окончания моратория.

Предугадать внеплановую явку ревизора практически невозможно. Основанием назначения надзорных мероприятий этого типа служат жалобы потребителей, контрагентов, сообщения СМИ, а также факты нанесения вреда.

Полномочиями контроля наделены разные публичные структуры. Чаще всего предприниматели сталкиваются с должностными лицами:

  • налоговой службы;
  • Роспотребнадзора;
  • Роструда;
  • земельных комитетов;
  • Росздравнадзора;
  • Росприроднадзора.

Большое влияние на бизнес приобретает политика МЧС России. Соблюдение правил пожарной безопасности и гражданской обороны перешли в категорию базовых элементов реализации коммерческих проектов.


Как обжаловать основание проверки

Назначение контрольного мероприятия производится с соблюдением положений главы 2 закона 294-ФЗ и ведомственных инструкций. Правительство России сохранило право утверждения специальных регламентов для отдельных федеральных структур. Ярким примером является приказ ФАС РФ № 340 от 25.05.2012 . Процедура оспаривания оснований проверки построена на выявлении нарушений таких документов.

Очередная ревизия

Неправомерное решение о включении предпринимателя в список подконтрольных лиц необходимо оспаривать сразу. Ожидать явки ревизоров необязательно.

Жалобу можно направить руководителю надзорного органа, в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд. Встать на защиту предпринимателя вправе и региональный бизнес-омбудсмен. Положительное влияние на процессы оказывает привлечение внимания общественности.

Причиной подачи жалобы является нарушение процедурных правил. Так, доводом послужат:

  • превышение нормативного значения административного давления (малый бизнес – 50, микрофирмы – 15 часов);
  • несоблюдение минимального временного промежутка в 3 года;
  • нарушение моратория на проверки предпринимательства;
  • дублирующий контроль по одному направлению за тот же период.

Оспорить основание проверки можно при вынесении решения неуполномоченным лицом. Вескими аргументами послужат несоблюдение формы, отсутствие регистрационного номера и прочих обязательных реквизитов документа. Обжалованию подлежат все решения о контроле, не получившие согласования прокуратуры.

Внеплановые проверки

Оспорить распоряжения о внеочередных надзорных мероприятиях сложнее. Попытаться аннулировать акт можно в следующих случаях:

  • производство возбуждено по заявлению о совершении преступления, проверка по которому завершилась отказом;
  • решение принято по анонимному обращению;
  • ревизоры явились после планового мероприятия;
  • инспектирование пришлось на период проверки, инициированной тем же или другим государственным органом;
  • сообщение о причинении вреда, поступившее в ведомство, оказалось недостоверным;
  • должностные лица не соблюдали нормы об уведомлении.

Перечень причин обжалования остается открытым. Юристы рекомендуют предпринимателям действовать быстро и не откладывать процедуру. Итоговый акт отменить значительно сложнее, чем пресечь незаконную инспекцию.

Важно! Любое контрольное мероприятие будет противоправным при возложении на предпринимателя затрат либо превышении предельного срока в 20 дней. Продление работы ревизоров допустимо в исключительных случаях.

Порядок обжалования итогов проверки

Оспаривание результатов контрольных мероприятий требует от предпринимателей серьезных затрат и усилий. Без участия профессиональных юристов разбирательства не обходятся. Сложнее всего добиться отмены решения после налоговой проверки. Сотрудники фискального ведомства редко допускают грубые ошибки, тщательно формируют доказательственную базу и превосходно разбираются в нормативном регулировании. Доля поражений ФНС РФ в судах невысока. Тем не менее, шанс выиграть процесс остается.

Стандартный механизм включает:

  1. Устные и письменные объяснения. Активное участие в проверке позволяет исключить неверное толкование фактов. Разъясняя инспекторам истинный смысл формулировок, предприниматель существенно сокращает риск переквалификации сделок или ошибочных оценок. На выводы инспекторов влияют вовремя предоставленные письма контрагентов, беседы с работниками компании, привлечение специалистов.
  2. Возражения на акт. Если по итогам контроля нарушения все же были выявлены, коммерсант вправе письменно изложить свои доводы и направить их в службу. В налоговые органы документ должен поступить не позднее 10 суток. В инспекции по труду возражения ожидают в течение 15 дней. Трудовой инспекции, пожарным, антимонопольному ведомству и прочим инстанциям необходимо руководствоваться законом 294-ФЗ .
  3. Административная жалоба. Механизм оспаривания является обязательным этапом разбирательства. Предпринимателю отводят на защиту интересов 90 суток. Срок отсчитывают с момента вручения решения по проверке. Жалобу подают сначала руководителю надзорного органа, а затем в вышестоящую инстанцию.
  4. Суд. Последней и наиболее сложной процедурой юристы считают обращение в государственный арбитраж. Оспаривание ненормативных актов надзорных ведомств производится в исковом порядке и облагается пошлиной. Служители Фемиды анализируют собранные ревизорами материалы, проверяют законность назначения проверки, оценивают доводы предпринимателя. В суд разрешается предъявлять новые доказательства. При необходимости назначают независимые экспертизы, приглашают переводчиков, рассылают запросы. Отстаивать интересы представители бизнеса могут в первой инстанции, апелляции, кассации и надзоре. При возникновении новых обстоятельств акты могут пересматривать по правилам статьи 311 АПК РФ.

Специалисты обращают внимание на значение процессуальных сроков. Пропуск периода, установленного законом, лишает права на защиту. Если опоздание обусловлено уважительной причиной, предпринимателю дают дополнительное время. Механизм восстановления сроков применяется как при административном, так и судебном обжаловании.

Примеры нарушений при проведении контрольных мероприятий

Откровенное пренебрежение правилами надзорной деятельности в практике встречается все реже. Положительное влияние на ситуацию оказала высокая активность бизнес-сообщества и работа омбудсмена. Наиболее распространенными являются следующие недочеты:

  1. Отсутствие оснований. Суды не поддерживают формальный подход к обоснованию контрольных мероприятий. Если у инспекторов не было законных причин для ревизии, составленный акт о нарушениях признают недействительным.
  2. Некачественная экспертиза. Выводы государственных служб, основанные на заключениях неаккредитованных специалистов, не заслуживают доверия. Решения о привлечении к ответственности отменяют, ссылаясь на некомпетентность исследователей, неполноту или необъективность оценки.
  3. Отклонение от правил уведомления. В большинстве случаев чиновники обязаны извещать предпринимателя о плановом визите за 3 суток. Внеочередной характер ревизии допускает сокращение этого периода до 24 часов. Исключения предусмотрены лишь для отдельных мероприятий (например, контрольной закупки или оперативной выездной проверки). Несвоевременное вручение документа может стать основанием отмены актов и заключений. Неоспоримым доводом о незаконности действий государственных служащих является пренебрежение получением санкции прокурора.
  4. Выход за границы исследования. Должностные лица обязаны придерживаться пределов, заявленных в поручении или решении о контроле. Так, инспектора по земельному надзору не могут интересовать сведения об оплате налогов или соблюдении кассовой дисциплины. Рамки устанавливают не только решением, но и общими функциями ведомства.

Большое значение в оспаривании результатов имеют формальности. При подготовке возражений и жалоб юристы анализируют законность процедур по изъятию документов. Неправомерно полученные доказательства не рассматривают в судах. Кроме того, критической оценке подвергают логические выкладки инспекторов, положенные в основу заключений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: