Новые критерии малообеспеченности. Реформа социальных выплат порождает волну фиктивных разводов

В Москве назрел бунт многодетных: правительство урезало льготы "критериями нуждаемости"

Два года назад в обиход чиновников вошло словосочетание "критерии нуждаемости". Курс на адресность социальных льгот задала федерация, депутаты Госдумы приняли нашумевший федеральный закон № 338, который дал субъектам право делать социальные пособия адресными. И пока в недрах Минтруда не созрели общие методические рекомендации, каждый субъект придумывает свои критерии, из-за чего разгораются конфликты . Многодетные семьи Москвы после введения правительством столицы критериев нуждаемости для выплат пособий на детей обратились за помощью в Общественную палату РФ: семьи остаются не только без денег, они теряют право на оплачиваемый отдых для детей и ряд других льгот.

"Круглый стол" по проблеме введения критерия имущественного обеспечения семьи для предоставления мер соцподдержки сегодня провел комитет ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. С 2017 г. наличие в декларации семьи нескольких квартир, земельных участков или счета в банке исключает семью из круга получателей мер соцподдержки. Причем, в решении московский властей нет разницы между многодетными семьями и семьями с одним ребенком - правила и нормативы для всех одинаковы. В Общественную палату уже поступило множество жалоб, семьи отмечают, что пособия на детей, право на бесплатный летний отдых - существенная поддержка, которая особенно нужна в кризис.

"Когда теперь земельный участок, который был выдан многодетной семье, чтобы улучшить свое положение, считается дополнительным имуществом и благодаря ему у семьи нет возможности отправить ребенка на летний отдых - это безобразие. Мы не собираемся просить, а требуем, чтобы господдержка семей с детьми осуществлялось, как положено. Постановление, выпущенное правительством Москвы, является антигосударственным и направлено на геноцид семей с детьми ", - заявила эксперт Госдумы, многодетная мама Инна Жоголева .

В постановлении не делается различий в способах приобретения имущества, нет разницы, была квартира куплена на сбережения, получена в наследство или от государства либо куплена на субсидии. Последний вариант, как правило, не позволял семьям купить жилплощадь в Москве, поэтому многие приобретали несколько квартир в области, рассказал многодетный отец Александр Петрушин . Теперь такие семьи по новым правилам считаются "зажиточными" из-за превышения нормы "квадратов" на человека и им отказывают в пособиях на детей.

"В постановлении доля в объектах недвижимости приравнена к целому объекту недвижимости, но избавиться от таких "лишних" квадратных метров невозможно, если долей обладает несовершеннолетний ребенок", - рассказал Петрушин.

Постановление приводит к тому, что многие семьи всерьез задумались о разводе: при разделе совместно нажитого имущества один из родителей, получивший опеку над детьми, останется малоимущим, и сможет претендовать на льготы и пособия.

Депутат и многодетная мама из Зеленограда Светлана Палкина заметила, что за чертой бедности остается огромное количество людей, а отдельные нормы противоречат Жилищному, Семейному, Гражданскому кодексам.

"Один из таких моментов: при приватизации жилья законодательство требовало, чтобы доли получали все члены семьи. И сейчас собственниками части квартир являются целые поколения. Но при обращении за пособием учитывается только 18 кв. м на члена только той семьи, которая обратилась за получением пособия. Мы должны делить квадратные метры на всех, кто прописан в квартире", - рассказала она об одном из казусов.

У многих многодетных семей по нескольку земельных участков, в том числе в дачных товариществах - это тоже становится основанием для отказа в материальной поддержке. "Можно иметь одного ребенка и 20 соток и пять детей, но те же 20 соток - закон не дает преимущества многодетным. Надо ввести суммарный критерий оценки, так же, как и для квартир".

Представитель общественного совета по делам инвалидов Татьяна Волчкова заметила, что наличие нескольких квартир или земельных участков не говорит о повышенных доходах семей, а именно они должны быть основанием для отказа в дополнительной помощи:



"Если семьи не извлекают выгоду из участков, а просто выращивают овощи для семьи, то это не должно учитываться, как доход. То же самое с квартирами: если она сдается, это доход, елси в ней живут - нет. Мы считаем, что оценка наличия имущества подменяется доходом от имущества. Необходимо внести дополнительные критерии, разделить нуждаемость и малообеспеченность".

Волчкова также заметила, что в документе никак не учтены потребности семей с детьми-инвалидами, расходы которых объективно больше из-за медикаментов.

Столичные власти на "круглом столе" представляла заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ольга Грачева . Она напомнила о том, что критерии нуждаемости регионам рекомендовала применять федерация.

"Вы знаете экономическое положение государства, статьи социальных расходов, все это говорит о том, что принцип адресности и нуждаемости - актуальный вопрос, который прорабатывается на федеральном уровне и на уровне регионов", - сказала Грачева, заявив, что никаких нарушений прав при принятии постановления не произошло - регионы имеют право устанавливать меры соцподдержки, оплачиваемые из бюджета субъекта.

Она отметила, что критерии нуждаемости применяются только к малообеспеченным семьям, часть из которых являются многодетными. Обсуждаемое постановление правительства Москвы не связано с многодетными, заявила Грачева, а реализует положения федерального закона в отношении малоимущих. По словам чиновницы, прежде чем вводить критерии, правительство проанализировало реальное финансовое состояние семей, получающих поддержку.

"Являясь малообеспеченными, семьи наделены большим имущественным комплексом, некоторые являются учредителями компаний. Анализ показал, что три и более квартир, земельных участков и гаражей есть у 5 тыс. малообеспеченных семей, 3 тыс. семей имеют в собственности нежилые помещения для торговли и бизнеса, более 5% семей владеют тремя и более автомобилями, а 160 человек имеют нелегковые транспортные средства. У некоторых "малообеспеченных" есть по пять-десять квартир, 5% семей, находясь в состоянии малообеспеченности, приобретают новое имущество", - сказала Грачева.

В числе примеров она привела семьи с 90 автомобилями и 15 квартирами и семьи с доходами в миллиард, которые получали ежемесячное пособие на ребенка в размере 800 руб. Выход постановления она объяснила желанием чиновников добиться честности от заявителей.

Однако решение московских властей оставляет без пособия и семьи с небольшим количеством имущества, в спорных ситуациях Грачева посоветовала обращаться в комиссию по адресной помощи. "Мы оцениваем, где вы фактически проживаете, вы нам должны написать объяснение, почему имущество не приносит дохода, а только убытки", - сказала она.

При этом представитель социального департамента настаивала, что ухудшить положение многодетных чиновники не стремились, однако теперь для получения пособий семьям придется доказывать свое право на них.

В ответ на это первый заместитель председателя комиссии ОП РФ Георгий Федоров заметил, что к некоторым членам правительства Москвы тоже есть вопросы по их имущественной обеспеченности: "Вы говорите: "кое-где семьи имеют миллиардные доходы и мы приняли такой закон". Я тоже говорю, что кое-где в московском правительстве есть люди, которые имеют завышенные доходы и у нас к ним есть вопросы".

Несмотря на состоявшееся обсуждение, представители московских властей не сказали о том, что какие-либо положения постановления будут изменены. При этом участники "круглого стола" отметили, что распространение такой практики на другие регионы угрожает социальной стабильности.

Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.

В качестве цели реформы оговорена трата бюджетных средств с точки зрения оптимального расходования и рачительной экономии . По мнению Президента, добиться этого можно только путем внедрения . При этом социальные обязательства отменять не планируется, однако увеличение объемов поддержки населения в такой ситуации вряд ли возможно.

Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.

Категориальный и адресный подход к назначению социальных выплат

В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход , разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.

При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.

В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:

  • он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
  • задача органов социальной защиты при этом - проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).

В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво .

По словам Министра экономического развития Алексея Улюкаева , исключением при этом должен стать , право на который не следует ставить в зависимость от доходов семей с детьми.

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Проблемы перехода на адресную помощь в регионах

Как показала практика, на местах данную задачу все поняли по-своему. Руководящий состав многих регионов попросту принял решение полностью ликвидировать большинство действующих социальных выплат, заменив их на для максимального снижения бюджетного дефицита.

  • перестала выплачивать единовременную сумму на рождение или усыновление детей, в том числе сирот и детей-инвалидов (791 рубль, 20 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно). Однако при этом в полном объеме продолжается выплата регионального материнского капитала в размере 350 тыс. рублей.
  • Руководство посчитало нужным отказаться от региональной единовременной выплаты при рождении второго и последующих детей, а также не оказывать дополнительную помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках.
  • В нескольких субъектах РФ приостановлены выплаты на питание детей из социально уязвимых семей. С другой стороны, в введены дополнительные адресные выплаты для предотвращения рисков недоедания.
  • Некоторые области обеспечивают детей бесплатным молоком и возмещают 30% отплаты за детсад лишь семьям, имеющим среднедушевой доход менее прожиточного минимума . По такому же критерию бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям 3-6 лет и возмещение 50% на оплату услуг ЖКХ оставили лишь .
  • Во многих регионах бесплатные обеды в школе выдаются только школьникам из малообеспеченных семей и инвалидам.
  • Саратовская область за счет урезания соцвыплат планирует сэкономить 400 млн. рублей. Возможно, в этом регионе полностью отменят , которые составляют соответственно 20%, 50% и 70% на первого, второго, третьего и более детей.

Практика показывает, что применение принципа адресности, возможно, и дает возможность расходовать средства более продуманно. С другой стороны, частичный (а иногда и полный) отказ от определенных пособий и льгот бьет, прежде всего, по благосостоянию именно малообеспеченных семей.

Проблемы в разработке единых критериев нуждаемости

К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход . Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

  • среднедушевой доход по области или краю;
  • однократный размер прожиточного минимума;
  • его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность - это один прожиточный минимум на человека, а где-то - полтора. В подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.

По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета - соцподдержка» .

Ни в одном из выступлений и официальных обращений Президент или руководящий состав Минэкономразвития не указали на две конкретные вещи: желаемые объемы экономии и точные критерии малообеспеченности .

Какие критерии нуждаемости изберут регионы?

Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.

Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат - это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию - значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.

По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием

Выбор для бедняка: пособие или 20 кроликов

С 1 января в Москве введены новые критерии нуждаемости для малообеспеченных семей, которые значительно сузят круг граждан, имеющих право на материальную помощь от государства. «ЭВ» решил разобраться в причинах ужесточения правил и выяснить, кто может пострадать от нововведений?

Сортировка адресов

Понятие «критерии нуждаемости» было законодательно утверждено в начале 2016 года. Как у нас водится, сделано это было для «оптимизации социальных расходов при предоставлении мер социальной поддержки». Проще говоря, идея заключается в том, чтобы сделать помощь от государства более адресной. «Критерии нуждаемости позволяют лучше нацеливать социальную помощь на наименее обеспеченных в условиях ограниченности бюджетных средств», - пояснила заведующая лабораторией  Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

Окончательно эти критерии определяются на региональном и муниципальном уровне, исходя из методических рекомендаций, указанных в проекте приказа Минтруда. В документе закреплен основной принцип, по которому для предоставления материальной помощи необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи. Так, если у кого-то из ближайших родственников нуждающегося есть ценное имущество, в помощи следует отказывать. Под семьей в данном случае понимаются «совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы)».

Например, в Москве с 1 января 2017 года в пособии будет отказано нуждающимся гражданам, если члены их семьи владеют одним или несколькими жилыми помещениями, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. Также не стоит теперь рассчитывать на помощь семьям, у которых в собственности есть нежилое помещение, два гаража, два автомобиля не старше 3 лет, два земельных участка площадью более 0,2 гектара или дачные постройки, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

Лишние ценности

О необходимости замены существовавшего ранее в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли в прошлом представители НИИ Минфина РФ и аналитики Всемирного банка. Главным их доводом было то, что социальная помощь не доходит или доходит не в полном размере до по-настоящему нуждающихся граждан. По данным НИИ Минфина, 87% из получавших льготы и пособия граждан в действительности не нуждались в них, в то время как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи был ниже прожиточного минимума, не получали никакой помощи.

Цифры выглядят убедительно. Однако стоит их соединить с рекомендованными Минтрудом критериями нуждаемости, и из нововведений исчезает всякая логика. Владение каким-либо имуществом абсолютно не означает, что оно приносит доход своему владельцу. Это касается и двух квартир, одна из которых может предназначаться детям и совершенно не обязательно сдается внаем; и большой дачи, которая вполне могла достаться по наследству. Банковский счет в 1 млн рублей может оказаться пенсионными накоплениями, с которыми у нашего государства большие проблемы, или средствами на покупку недвижимости для подрастающих детей. Про два автомобиля даже говорить смешно. Нас все время убеждали, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Оказалось, все же нет - роскошь. О том, что они могут быть куплены в кредит, авторы проекта явно не подумали.

Фактически государство принуждает малообеспеченные семьи освобождаться от любого ценного имущества в их собственности и серьезных банковских накоплений, если они хотят получить помощь от государства. Причем делается это в период не самого лучшего положения в экономике страны, когда с высоких трибун очень много говорят о борьбе с бедностью. Получается, что новые критерии нуждаемости могут лишь сделать многие малоимущие семьи, по каким-либо признакам не попадающие в список льготников, еще беднее.

Кроме этого власти намерены бороться с так называемым социальным иждивенчеством. Когда человек не работает либо работает неофициально и претендует на льготы. Минтруд рекомендует отказывать в помощи семьям, в составе которых есть трудоспособные граждане, не имеющие работы и не зарегистрированные в качестве безработных. Исключение делается лишь для тех, кто ухаживает за детьми до трех лет, за детьми-инвалидами, за инвалидами 1-й группы, а также за престарелым родственником, нуждающимся в постоянном уходе. Подобные ограничения уже применили на практике к многодетным семьям в Новосибирской области.

«Доля неформальной занятости в настоящее время растет. Отсутствие возможности контроля неформальных доходов населения увеличивает долю получателей социальной поддержки по нуждаемости, не являющихся на самом деле бедными, что ведет к нецелевому и неэффективному расходованию средств. Проведенные Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опросы населения показывают, что неформальная занятость является в том числе и сознательным выбором работника», - считает Елена Гришина.

Не секрет, что большинство работодателей, предлагающих работу на дому, сезонную занятость или заработок в Интернете, об официальном трудоустройстве сотрудников даже не задумываются. Целенаправленно же отказываться от преимуществ официальной работы едва ли кто-нибудь станет. Да и сам рост «неформальной занятости» скорее говорит о неудовлетворительной работе некоторых административных и экономических механизмов государства, а не о низкой социальной ответственности граждан.

Режим экономии

Еще одна проблема - разные доходы регионов, муниципалитетов и разные критерии оценки эффективности властей. Это в коммунистическом Китае профессионализм чиновников оценивается объемом привлеченных инвестиций и количеством созданных ими рабочих мест. Нет новых инвестиций за квартал - пошел вон! В капиталистической России, похоже, главная ценность чиновника - его лояльность. Наши бюрократы могут всю жизнь сидеть в теплых кабинетах, даже если весь местный малый бизнес убит ими на корню. Поэтому бюджет оптимизируют в первую очередь за счет бедняков.

«Если в одних регионах после введения критериев нуждаемости удается увеличить размер предоставляемой малоимущим семьям социальной поддержки, то в других регионах (и таких, к сожалению, гораздо больше) введение критериев нуждаемости применяется в большей степени с целью экономии бюджетных средств. В каких-то регионах социальная помощь по нуждаемости вводится для семей со среднедушевым доходом менее одного прожиточного минимума, а в каких-то - ниже 1,5 прожиточного минимума», - пояснила Гришина.

Как использовать сэкономленные после применения критериев нуждаемости средства, решают региональные власти. Учитывая экономические трудности, существующие в настоящее время в России, возникают большие сомнения, что оставшиеся деньги направят на помощь особо бедным, а не используют для затыкания дыр в региональном бюджете. Благо что проект рекомендаций Минтруда предоставляет множество вариантов для отказа в социальной помощи малообеспеченным семьям. Например, в помощи могут отказать, если у семьи в собственности есть сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные НПА субъекта РФ. То есть при желании можно лишить пособия семью, владеющую 20 кроликами.

Введение критериев нуждаемости - мера, несомненно, необходимая. Однако время, а главное, принципы, по которым их стали применять, вызывают множество вопросов. На недавно прошедшем либеральном Гайдаровском форуме глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов заявил о необходимости применения критериев нуждаемости на федеральном уровне для определения размера пенсий. Если от слов правительство перейдет к делу, то нововведения затронут не только малоимущих.

Некоторые многодетные семьи лишатся традиционных социальных выплат. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Новое федеральное законодательство требует от местных властей выделять социальную помощь гражданам только «с учетом критериев нуждаемости», которые введены в каждом регионе. Для граждан эта новация означает, что многие из них лишатся пособия на детей, льготных детских путевок или компенсации расходов на детский сад. Региональный фильтр, который ограничивает социальную помощь гражданам, может выглядеть по-разному. В одних регионах это текущий уровень доходов, а в других - наличие в собственности недвижимости или автомобиля.

Идея ограничения социальных выплат в рамках перехода на принцип «адресности и нуждаемости» давно овладела российскими властями. Тезис об «адресности и нуждаемости» прозвучал еще в декабре 2015 года в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Тогда же президент подписал федеральный закон об обязательном введении фильтра «нуждаемости» для получения социальных выплат. Этот закон устанавливает «обязанность соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» для региональных властей. Но внедряют этот принцип на местах по-разному.

Так, в Красноярском крае компенсацию за детский сад будут получать не все родители, а только те, чей доход ниже полуторакратного местного прожиточного минимума. Есть и другие подходы. «НГ» писала (см. ) о предложениях для кудринского Комитета гражданских инициатив. Предложения очень простые: отказывать в социальной помощи семьям, имеющим излишки домашнего скота или сельхозтехнику.

Введены критерии нуждаемости с 2017 года и в столице. Теперь семья не будет признана нуждающейся (малоимущей) при наличии у нее более двух жилых помещений, общая площадь которых на одного члена семьи превышает 18 кв. м. Не попадают в категорию малоимущих владельцы слишком больших денежных вкладов, нескольких автомобилей, нескольких земельных участков и т.п.

Введение регионального фильтра нуждаемости уже вызвало множество конфликтов. Особенно недовольны отказом в социальной помощи многодетные семьи, которые по формальным критериям теперь оказались ненуждающимися. Найти выход из этой ситуации пытались вчера в Общественной палате (ОП), куда массово поступают обращения граждан по проблемам, связанным с потерей статуса малообеспеченной семьи.

Особенно остро проблема встает в преддверии лета, когда многие малообеспеченные семьи надеются на получение бесплатных путевок для организации летнего отдыха детей. Статус малообеспеченности дает право и на получение детских пособий и компенсационных выплат, различных мер социальной поддержки государства, перечисляет первый зампред комиссии по социальной политике ОП Георгий Федоров.

По словам первого замруководителя Департамента труда и соцзащиты Москвы Ольги Грачевой, лишь 68% семей действительно можно считать малообеспеченными. У остальных в собственности по две квартиры, два-три легковых автомобиля, есть и такие «малообеспеченные», у кого через налоговые службы удалось вычислить 10 квартир и даже десятки грузовиков и автобусов.

Однако присутствовавшие в ОП привели конкретные примеры несправедливого, на их взгляд, «отключения» от госпомощи на основании излишнего имущества. Например, на работе давно дали в бесплатное пользование два неудобных, далеко расположенных участка земли, которые сейчас невозможно ни продать, ни вернуть дарителю, а из-за них семья перестала считаться малообеспеченной. На что Грачева сначала успокоила, что комиссии по адресной помощи, которые работают при каждой управе, разберутся с такими вопросами, а потом даже попросила всех участвовавших и резко критиковавших новый подход к выделению соцпомощи, передать ей записки с именами и контактными телефонами участников заседания ОП, пообещав всем «помочь и разобраться». Но тут уже не выдержала представитель московской городской прокуратуры Татьяна Крылова, которая заявила, что нечеткость критериев определения стоимости имущества может привести к коррупционным проявлениям.

Введение критерия имущественной обеспеченности председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов считает довольно спорной инициативой. «С одной стороны, данный критерий помогает исключить из нуждающихся тех граждан, которые имеют формально низкие доходы, а на деле владеют разным, вовсе не дешевым имуществом. С другой стороны, именно здесь таится и самая большая возможность для нарушений: часто на бумаге граждане являются владельцами имущества (иногда и не одного), а в реальности это оказывается парой комнат в коммуналке, которые практически ничего не стоят», – сказал «НГ» Сухов.

«Закон представляется сырым и мало продуманным. У каждого человека найдется хоть один пункт из списка ограничений. И кто будет проводить оценку? Сейчас получается, что тот, кто официально не работает и имеет одну иномарку за несколько сотен тысяч долларов, может считаться малообеспеченным, а если в семье две развалюшки 2001 года выпуска, то они уже «богачи»? – рассуждает профессор Российского экономического университета имени Плеханова Наталья Свечникова. – Данная ситуация уже привела к тому, что граждане начали фиктивно разводиться, чтобы вернуть право на получение пособия. В условиях кризиса государство сбрасывает с себя всяческие социальные обязательства».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: